Приглашаем посетить сайт

История (med.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "Д" (часть 12, "ДЕН")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 12, "ДЕН")

День взятия Бастилии

День взятия Бастилии

Бастилия - крепость в предместье Сен-Антуан, в западном районе Парижа (Франция), была построена в конце XIV века, расширялась и укреплялась в XVI и в XVII веков.

Она должна была служить укреплением на подступах к столице. Вскоре крепость стала выполнять функции тюрьмы, преимущественно для политических заключенных. За 400 лет среди узников Бастилии было немало знаменитых личностей - Франсуа де Ларошфуко, Пьер Огюстен Карон де Бомарше, дважды узником Бастилии был Вольтер. При короле Людовике ХV (1710-1774) Бастилия приобрела дурную репутацию королевской тюрьмы, узники которой навсегда исчезали в подземных казематах. Для многих поколений французов крепость была символом всевластия и деспотизма королей. К 1780-м годам тюрьма практически перестала использоваться.

К концу XVIII века Франция оказалась на краю банкротства, треть населения Парижа составляли толпы нищих и бродяг. В поисках выхода из финансового тупика король Франции Людовик XVI вынужден был пойти на созыв Генеральных штатов (5 мая 1789 года), не собиравшихся с 1614 г. (Генеральные штаты - высшее сословно-представительское учреждение - созывались королем в критические моменты французской истории и должны были обеспечить королевской воле поддержку общества). Отказавшись обсуждать частности, 17 июня депутаты провозгласили себя Национальным собранием, а 23 июня отказались подчиниться королевскому указу об их роспуске. 9 июля 1789 г. Собрание назвало себя Учредительным, провозгласив своей целью выработку конституционных основ нового политического порядка.

Причиной осады Бастилии стали слухи о решении короля разогнать Учредительное собрание, а также смещение с поста государственного контролера финансов реформатора Жака Неккера. Возмущенные парижане вышли на улицы. 11 июля стало известно и о концентрации королевских войск под Парижем.

14 июля 1789 года парижане, решившие оказать сопротивление войскам, двинулись к Бастилии в надежде завладеть хранившимся там оружием. Никто из восставших не думал о штурме Бастилии как о символическом событии. Традиционно считается, что штурм был предпринят с целью освобождения узников Бастилии.

Однако узников в крепости обнаружилось всего семеро (четверо фальшивомонетчиков, двое психически больных и один убийца), а гарнизон Бастилии насчитывал всего 110 солдат. Штурм крепости длился около четырех часов. Толпа ворвалась в крепость, начальник гарнизона был растерзан, заключенные выпущены.

В ответ на случившееся Людовик XVI восстановил в должности Неккера и отвел войска от Парижа. Горожане встретили новость взрывом ликования. Легенда гласит, что на развалинах Бастилии появилась надпись "Здесь танцуют".

После 14 июля Парижский муниципалитет принял решение о сносе Бастилии. В течение трех лет до 15 мая 1791 года крепость разобрали.

В настоящее время на месте снесенной крепости находится площадь Бастилии - место пересечения десятка улиц и бульваров с подземным узлом парижского метро и Парижской оперой. В центре площади возвышается Июльская колонна, воздвигнутая в правление Луи‑Филиппа (1830-1848), - памятник всем жертвам, отдавшим свои жизни ради свободы. Бронзовую колонну высотой 52 метра венчает символичная фигура Гения свободы работы Дюнона, у основания - барельефы Бари.

Взятие Бастилии считается началом Великой французской революции. Официально праздник был учрежден 31 января 1879 г. С тех пор штурм крепости считается символом согласия и единения французской нации, а День взятия Бастилии фактически является Днем независимости страны.

Отмечается праздник с размахом и радостью. Официальная программа празднования начинается уже 13 июля. В этот день во Франции проходит ряд торжественных балов. Следующий день открывает военный парад на Елисейских полях, который начинается в 10 часов утра с площади Этуаль и двигается в сторону Лувра, где их приветствует президент Франции. Обязательным финалом празднования становится грандиозный фейерверк у Эйфелевой башни и на Марсовых полях. Это пиротехническое шоу начинается обычно в 10 часов вечера.

Кроме официальной программы, по всему городу - в дискотеках, барах, ночных клубах, в домах и просто на улицах ‑ проходят непрекращающиеся вечеринки. В каждом парижском квартале, в каждом провинциальном городке проходят шумные балы, народные гуляния, карнавалы. На улицах устанавливаются столы с угощениями. По всей стране небо освещается тысячами фейерверков.

14 июля во французских посольствах в разных странах мира устраиваются торжественные приемы.

День Взятия Бастилии отмечается не только во Франции, но и во всем мире. Осада и взятие Бастилии - одно из грандиозных событий в истории человечества. Оно стало символом всякого достигнутого революционным путем политического освобождения, само слово "Бастилия" стало нарицательным.

Париж. Площадь Бастилии

Париж. Площадь Бастилии

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110714/400583806.html

День взятия русскими войсками турецкой крепости Измаил (1790)

Статья большая, находится на отдельной странице.

День внутренних войск МВД России

Статья большая, находится на отдельной странице.

День Военно-воздушных сил (ВВС) России

Статья большая, находится на отдельной странице.

День Военно‑воздушных сил РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

День Военно-воздушных сил РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

День военного автомобилиста в России

День военного автомобилиста в России

29 мая в Вооруженных силах Российской Федерации отмечается День военного автомобилиста, учрежденный по приказу министра обороны от 24 февраля 2000 года.

Как отмечено в приказе, 29 мая 1910 года в Санкт-Петербурге была образована первая Учебная автомобильная рота, заложившая основы автомобильного дела в русской армии и явившаяся прообразом всей будущей организации автомобильной службы и системы автотехнического обеспечения ВС РФ. День военного автомобилиста - профессиональный праздник солдат и офицеров автомобильных войск, а также вообще военнослужащих, которым приходится управлять теми или иными транспортными средствами.

Создателем автомобильных войск России считается Петр Секретов, в чине капитана возглавивший в мае 1910 года первую Учебную автороту, затем военную автомобильную школу, а в дальнейшем ставший командующим автомобильными частями русской армии.

К концу Первой мировой войны в ее составе было уже 22 отдельные автороты.

В годы гражданской войны автомобили использовали и белые, и красные, причем обе стороны испытывали значительные трудности с обеспечением своих автомобильных подразделений запчастями и ГСМ. В 1920 году парк Красной армии насчитывал семь с половиной тысяч автомобилей (в основном, иностранного производства).

В конце 1920-х годов началось формирование отдельных автомобильных батальонов окружного подчинения, комплектуемых новыми отечественными автомобилями. К середине 1930-х годов в РККА - уже 40 тысяч машин, советские военные теоретики стали рассматривать автомобиль как основное средство моторизации пехоты, которая должна следовать за танками в глубокой наступательной операции.

К началу Великой Отечественной войны армейский парк превышал 272 тысячи единиц всех типов, основу которых составляли легковые "эмки" ГАЗ-М1, знаменитые "полуторки" ГАЗ-АА и "трехтонки" ЗИС-5. В первые месяцы войны автотранспортные части понесли катастрофические потери, которые частично удавалось восполнять мобилизацией техники из народного хозяйства и, до некоторой степени, производством новых автомобилей. Но до конца войны промышленность так и не вышла на показатели 1941 года. Важную роль сыграли поставки американских грузовиков и джипов. Летом 1945 года в РККА числилось 664 тысячи автомобилей, треть которых составляла техника, полученная по ленд-лизу, а около 10% были трофейными.

Опыт войны предполагал оснащение автотранспортных частей полноприводными грузовиками. Уже в конце 1940-х годов было организованно производство армейского ЗИС-151, затем появились ЗИЛ-164 и ГАЗ-53. В 1970-х годах им на смену пришли ГАЗ-66, ЗИЛ-131, Урал-375, вездеход УАЗ-469, начался выпуск дизельных КамАЗов.

Военная автомобильная техника (ВАТ) стала материальной основой подвижности войск. Кроме того, автомобиль из простого средства подвоза стал носителем вооружения (как, например, в Ракетных войсках стратегического назначения), его составной частью.

В современной России автомобильные войска, относящиеся к специальным войскам, представляют собой объединение в Вооруженных силах.

Они предназначены для транспортировки личного состава, подвоза продовольствия, горючего, боеприпасов и прочих материальных средств обеспечения боевой и повседневной деятельности армии.

Военная автомобильная техника состоит на оснащении всех видов Вооруженных сил, родов войск, специальных войск и служб и является важнейшим звеном в системе вооружений и военной техники, оставаясь самым распространенным средством перевозки воинских грузов.

Структурно Автомобильные войска включают автомобильные бригады, полки, батальоны и роты материального обеспечения, которые входят в состав войсковых объединений и соединений, а также тыловых структур.

Главное автобронетанковое управление МО РФ отвечает за танкотехническое и автотехническое обеспечение Вооруженных сил, эксплуатацию и развитие бронетанковых вооружений и военной автомобильной техники.

Департамент транспортного обеспечения МО РФ ведает строительством и развитием службы военных сообщений, автотранспортных служб видов Вооруженных сил, военных округов и флотов, родов войск и объединений.

Общий парк ВАТ в Вооруженных Силах России составляет более 410 тысяч единиц.

В 2014 году на базе Научно-исследовательского испытательного центра автомобильной техники 3-го ЦНИИ Минобороны России прошли испытания 37 образцов ВАТ в интересах Вооруженных Сил. В настоящее время продолжаются более 30 научно-исследовательских и более 20 испытательных работ, связанных с современными образцами военной автомобильной техники для всех видов ВС и родов войск.

В городе Солнечногорске Московской области действует Учебный центр контраварийной подготовки водителей - единственный в Минобороны, где проходят специальный курс автомобильного вождения военнослужащие контрактной службы, имеющие опыт службы и вождения транспортных средств.

Знаком различия по функциональному предназначению военнослужащих автомобильных войск является изображение двух автомобильных колес с крыльями и руля.

Первая рота военных автомобилистов России. Кадры из архива

Автомобили ГАЗ-2330 Тигр. Архив

Автомобили ГАЗ-2330 Тигр. Архив

2015 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20150529/1066699508.html

День военного разведчика

Статья большая, находится на отдельной странице.

День военного разведчика в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

День военного разведчика: история и традиции праздника

Статья большая, находится на отдельной странице.

День военного связиста в России

День военного связиста в России

День военного связиста, отмечаемый 20 октября, установлен Указом президента России от 31 мая 2006 года. Ранее отмечался как День связи Вооруженных Сил России.

Войска связи - специальные войска, предназначенные для развертывания системы связи и обеспечения управления объединениями, соединениями и подразделениями Сухопутных войск в мирное и военное время. На них возлагаются также задачи по эксплуатации систем и средств автоматизации на пунктах управления.

Войска связи включают узловые и линейные соединения и части, части и подразделения технического обеспечения связи и автоматизированных систем управления, службы безопасности связи, фельдъегерско-почтовой связи и другие.

Первые подразделения связи появились в России еще в середине XIX века, после изобретения электрического телеграфа. Первым техническим подразделением связи была телеграфная рота, сформированная в сентябре 1851 года при управлении Петербургско-Московской железной дороги.

Подразделения телеграфной связи, созданные для обслуживания крепостных военных телеграфов в Свеаборге (1864) и Кронштадте (1865), были первыми на флоте. Первый военный походный телеграф применялся в Крымской войне 1853-1956 годов. Военно-телеграфные подразделения связи использовались в русско-турецкой войне 1877-1978 годов. В 1884 году они были введены в армейские корпуса, а в 1894 году вместо них созданы военно-телеграфные роты.

Радиосвязь, впервые осуществленная в мае 1895 года русским ученым Александром Поповым, вскоре нашла применение в военном деле, а в мае 1899 года была сформирована первая военная радиочасть "Кронштадтский искровой военный телеграф". С 1900 года радиосвязь стала интенсивно внедряться в армии. В 1902-1904 годах на крупных кораблях русского флота созданы команды радиосвязи.

В русско-японской войне 1904-1905 годов в действующей армии появились линейные части связи и подразделения радиосвязи, применялись проводной телеграф, радиотелеграф и телефон. Все остальные армии начали внедрять радиосвязь позже, используя опыт русской армии.

К началу 1-й мировой войны 1914-1918 годов в русской армии имелось 7 отдельных искровых (радиотелеграфных) рот, 11 отдельных телеграфных рот и 41 телеграфная рота в составе саперных батальонов. В ходе войны количество отдельных телеграфных рот увеличилось почти в 2,5 раза. Начали создаваться подразделения связи в новых родах войск - авиации и войсках ПВО.

20 октября 1919 года был издан приказ Реввоенсовета, положивший начало централизованному руководству военной связью. Служба связи была выделена в специальную службу штабов, а войска связи - в самостоятельные специальные войска. Тем самым была заложена структура современных войск связи.

Военная связь прошла большой и сложный путь развития от простейших звуковых и зрительных средств для передачи сигналов и команд управления непосредственно на поле боя до широко разветвленных многоканальных автоматизированных систем, способных обеспечивать связь как со стационарными, так и подвижными объектами Вооруженных Сил Российской Федерации на суше, на воде, под водой и в воздухе.

Массовый героизм, образцы мужества и самоотверженности проявили военные связисты на полях сражений. В годы Великой Отечественной войны за боевые заслуги около 600 частей связи награждены орденами, многие стали гвардейскими, получили почетные наименования, 303 военных связиста удостоены звания Героя Советского Союза, 106 стали полными кавалерами ордена Славы, десятки тысяч награждены боевыми орденами и медалями.

Военные связисты выполняли свой долг в вооруженных конфликтах, контртеррористических, специальных и миротворческих операциях.

Современные войска связи оснащены мобильными, обладающими высокой надежностью радиорелейными, тропосферными, космическими станциями, аппаратурой высокочастотного телефонирования, тонального телеграфирования, телевизионной и фотографической аппаратурой, коммутационным оборудованием и специальной аппаратурой засекречивания сообщений.

Высокий уровень информационного обеспечения боевых действий войск (сил) становится определяющим фактором достижения стратегического и оперативно-тактического превосходства над противником.

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Воениздат, 2004 г.)

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

2014 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20141020/1028744423.html

День Военно-морского флота РФ

Статья большая, находится на отдельной странице.

День Воздушного Флота России

Статья большая, находится на отдельной странице.

День воздушного флота России: история праздника

Статья большая, находится на отдельной странице.

День Воздушно‑десантных войск в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

День Воздушно-десантных войск в России

Статья большая, находится на отдельной странице.

День Воздушно-десантных войск России

День Воздушно-десантных войск России

Эксперимент с десантирвоанием позволил военным теоретикам увидеть перспективу преимущества парашютно-десантных частей, их огромные возможности, связанные с быстрым охватом противника по воздуху. Первым подразделением ВДВ стал сформированный в 1931 году в Ленинградском военном округе авиамотодесантный отряд, насчитывавший 164 человека.

Начало созданию массовых воздушно-десантных войск положило постановление Реввоенсовета СССР, принятое 11 декабря 1932 года. В целях развития воздушно-десантного дела в РККА, подготовки соответствующих кадров и подразделений Реввоенсовет постановил развернуть на базе авиадесантного отряда Ленинградского военного округа бригаду, возложив на нее обучение инструкторов по воздушно-десантной подготовке и отработку оперативно-тактических нормативов. Одновременно намечалось сформировать к марту 1933 года по одному авиадесантному отряду в Белорусском, Украинском, Московском и Приволжском военных округах.

Уже в начале 1933 года в этих округах были сформированы авиационные батальоны особого назначения. А к лету 1941 года закончилось укомплектование личным составом пяти воздушно-десантных корпусов численностью 10 тысяч человек каждый.

Боевой путь ВДВ отмечен многими памятными датами. Так, в вооруженном конфликте на Халхин-Голе приняла участие 212-я воздушно-десантная бригада.

Во время советско-финляндской войны (1939-1940) вместе со стрелковыми частями сражались 201-я, 204-я и 214-я воздушно-десантные бригады. Десантники совершали рейды в глубокий тыл противника, нападали на гарнизоны, штабы, узлы связи, нарушали управление войсками, наносили удары по опорным пунктам.

С началом Великой Отечественной войны все пять воздушно-десантных корпусов участвовали в боях с захватчиками на территории Латвии, Белоруссии, Украины. В ходе контрнаступления под Москвой для содействия войскам Западного и Калининградского фронтов в окружении и разгроме вяземско-ржевско-юхновской группировки немцев в начале 1942 года была проведена Вяземская воздушно-десантная операция с десантированием 4-го ВДК. Это наиболее крупная операция ВДВ в годы войны.

Великая Отечественная война для ВДВ закончилась только в августе 1945 года, когда более 4 тысяч десантников после высадки на аэродромах Харбина, Гирина, в Порт-Артуре и на Южном Сахалине полностью парализовали действия японской армии.

За боевые заслуги десантников в ходе Великой Отечественной войны всем воздушно-десантным соединениям было присвоено звание гвардейских. Тысячи солдат, сержантов и офицеров ВДВ награждены орденами и медалями, 296 человек удостоены звания Героя Советского Союза.

В настоящее время Воздушно-десантные войска составляют резерв Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами России.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100802/260847460.html

День воинской славы России

Статья большая, находится на отдельной странице.

День воинской славы России - День защитника Отечества

Статья большая, находится на отдельной странице.

День воинской славы России - День снятия блокады Ленинграда

День воинской славы России - День снятия блокады Ленинграда

Блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) в ходе Великой Отечественной войны (1941-1945) проводилась немецкими войсками с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года с целью сломить сопротивление защитников города и овладеть им. Захвату города германское командование придавало важное стратегическое и политическое значение. Почти 900 дней сообщение с Ленинградом поддерживалось только по Ладожскому озеру и по воздуху. Противник вел непрерывные бомбардировки и артиллерийские обстрелы города, предпринимал многочисленные попытки захватить его. За время блокады Ленинграда от голода и обстрелов погибло свыше 641 тысячи жителей (по другим данным, не менее одного миллиона человек). В условиях блокады ленинградцы трудились на оборонных предприятиях, воевали в дивизиях народного ополчения.

День воинской славы России - День снятия блокады Ленинграда

Советские войска неоднократно пытались прорвать кольцо блокады, но добились этого лишь в январе 1943 года в ходе стратегической наступательной операции войск Ленинградского и Волховского фронтов во взаимодействии с Балтийским флотом и Ладожской военной флотилией. Операция была проведена 12-30 января 1943 года с целью восстановить сухопутные коммуникации, связывавшие город со страной. Наступление осуществлялось на Шлиссельбургско-Синявинском выступе (между городом Мга и Ладожским озером), который противник превратил в мощный полевой укрепленный район (до пяти полностью укомплектованных дивизий и четырех дивизий в оперативном резерве). Для его прорыва советское командование создало две мощные ударные группировки, которые встречными ударами прорвали оборону противника и образовали вдоль берега Ладожского озера коридор шириной 8-11 километров, восстановив сухопутную связь Ленинграда со страной. Дальнейшее наступление советских войск на юг развития не получило, но прорыв блокады стал переломным моментом в битве за Ленинград.

Окончательный разгром немецко-фашистских войск под Ленинградом и полное снятие блокады города произошли в ходе Ленинградско-Новгородской операции, проведенной 14 января - 1 марта 1944 года войсками Ленинградского, Волховского и 2-го Прибалтийского фронтов совместно с Балтийским флотом.

Одновременно ударами по фланговым группировкам немецкой 18 армии под Ленинградом и Новгородом советские войска разгромили ее главные силы, затем, наступая на нарвском и московском направлениях, нанесли поражение 16-й армии противника.

В ходе наступления 20 января был освобожден Новгород, к концу января - города Пушкин, Красногвардейск, Тосно, была очищена от противника Октябрьская железная дорога, связывающая Москву с Ленинградом.

27 января 1944 года блокада Ленинграда была полностью ликвидирована. В этот день в Ленинграде был дан артиллерийский салют и фейерверк (единственное исключение в ходе Великой Отечественной войны, прочие салюты производились в Москве). Вечером 27 января по ленинградскому радио был передан текст приказа войскам Ленинградского фронта с сообщением о полном снятии блокады. Десятки тысяч жителей города вышли на улицы, площади, набережные реки Невы. Салют начался в 20 часов: прозвучали 24 залпа артиллерийских орудий, сопровождавшиеся фейерверком и подсветкой зенитными прожекторами.

В ходе Ленинградско-Новгородской операции группа армий противника "Север" была отброшена на 220-280 километров, были уничтожены три ее дивизии и 23 разгромлены.

Героическая оборона Ленинграда стала символом мужества советского народа. Ценой неимоверных лишений, героизма и самопожертвования воины и жители Ленинграда отстояли город. Сотни тысяч сражавшихся удостоились правительственных наград, 486 получили звание Героя Советского Союза, из них 8 человек дважды.

22 декабря 1942 года была учреждена медаль "За оборону Ленинграда", которой награждено около 1,5 миллиона человек.

26 января 1945 года сам город Ленинград был награжден орденом Ленина. С 1 мая 1945 года Ленинград - город-герой, а 8 мая 1965 года городу была вручена медаль "Золотая звезда".

(Дополнительный источник: Военная энциклопедия. Председатель Главной редакционной комиссии С.Б. Иванов. Воениздат. Москва. в 8 томах - 2004 г.г. ISBN 5 - 203 01875 – 8)

Последний день блокады Ленинграда. 1944 год

Ленинград в дни блокады

Ленинград в дни блокады

Ленинград в дни блокады

Ленинград в дни блокады

Ленинград в дни блокады

Ленинград в дни блокады

Ленинград в дни блокады во время Великой Отечественной войны

Ленинград в дни блокады во время Великой Отечественной войны

2012 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20120127/548528870.html

День воинской славы России - победа на Чудском озере

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница