Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Энциклопедия ньюсмейкеров (справки по новостным сюжетам, 2015 год)
Статьи на букву "В" (часть 11, "ВЕГ"-"ВЕЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
0-9 A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 11, "ВЕГ"-"ВЕЛ")

Веганское общество

Статья большая, находится на отдельной странице.

Ведущий экономист России Евгений Ясин отмечает день рождения

Ведущий экономист России Евгений Ясин отмечает день рождения

7 мая исполняется 74 года Евгению Григорьевичу Ясину - научному руководителю Государственного университета - Высшей школы экономики, директору Экспертного института.

Евгений Григорьевич Ясин родился 7 мая 1934 г. в Одессе. В 1957 г. окончил Одесский инженерно‑строительный институт, в 1963 г. ‑ экономический факультет Московского государственного университета (МГУ).

Долгое время работал в Научно‑исследовательском институте Центрального статистического управления (ЦСУ) СССР.

В 1973‑1989 гг. Евгений Ясин работал в Центральном экономико‑математическом институте (ЦЭМИ) АН СССР вместе с академиком Петраковым над комплексной программой научно‑технического прогресса и его социальных последствий, одновременно преподавал в МГУ.

В 1989 г. вошел в Госкомиссию Совета Министров СССР по экономической реформе.

С мая 1991 г. ‑ генеральный директор дирекции по экономической политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).

1991‑1994 гг. ‑ директор Экспертного института РСПП. С января 1992 г. ‑ одновременно полномочный представитель Правительства при Верховном Совете.

С апреля по ноябрь 1994 г. ‑ руководитель Аналитического центра при Президенте РФ.

Одновременно ‑ научный руководитель Академии современной экономики и высшей экономической школы при Министерстве экономики РФ.

С 8 ноября 1994 г. по апрель 1997 г. Евгений Ясин занимал пост министра экономики РФ.

В декабре 1994 г. введен в состав правительственной комиссии по совершенствованию структуры органов исполнительной власти в России.

С апреля 1997 г. ‑ министр без портфеля в правительстве В. Черномырдина, в марте 1998 г. вышел в отставку в составе всего правительства; до августа 1998 г. оставался и.о. министра без портфеля в правительстве С. Кириенко.

С октября 1998 года по настоящее время ‑ научный руководитель Государственного университета - Высшая школа экономики, директор Экспертного института.

В феврале 2000 года он возглавил фонд "Либеральная миссия".

В августе 2004 года был включен в состав рабочей группы правительства России по подготовке проекта программы социально‑экономического развития страны с 2005 по 2008 год.

Доктор экономических наук, профессор.

Участвовал в разработке программы экономической стабилизации и реформы экономики "500 дней" под руководством академика С.Шаталина и Г.Явлинского в 1990 г. Выдвигал собственную программу перехода к рынку, которую признали сверхрадикальной. Руководил разработкой программы селективной поддержки промышленности, принятой Правительством в 1993 г.; автор варианта среднесрочной программы Правительства на 1997‑2000 гг.

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080507/106802438.html

Вексельберг, Виктор

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великая княгиня Елизавета Федоровна Романова

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великая Пятница

Великая Пятница

В этот день христиане воспоминают Крестные страдания и смерть Господа Иисуса Христа.

Совершая в Великую Пятницу доследование страстей Иисуса Христа, Православная Церковь в этот день все события спасения мира знаменует богослужениями: время взятия Спасителя в саду Гефсиманском и осуждения Его архиереями и старейшинами на страдания и смерть - богослужением утрени, время ведения Спасителя на суд к Пилату - богослужением первого часа, время осуждения Господа на суде у Пилата - совершением третьего часа, время Крестных страданий Христа - шестым часом, время смерти - девятым часом, а снятие тела Христова с креста - вечернею.

Утреня Великой пятницы служится в четверг вечером. Главная особенность этой службы - чтение так называемых Двенадцати Евангелий, то есть двенадцати евангельских отрывков, повествующих о страданиях Христовых и помещенных между разными частями службы.

Первое и самое длинное из них - Евангелие от Иоанна, в котором Господь открывает Себя как "Путь и Истину и Жизнь", как драгоценный дар Божией Любви, соединяющий людей с Ним и друг с другом. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих". И весь разговор Христа с апостолами прочерчивается радостью спасения и искупления среди мрака и скорби мира: "В мире будете иметь скорбь, но мужайтесь: Я победил мир". Заканчивается это евангельское чтение так называемой Первосвященнической молитвой, которая являет весь смысл прихода Спасителя: "Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино: как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино".

Чтения страстных Евангелий предваряются и сопровождаются пением: "Слава долготерпению Твоему, Господи".

Каждое чтение Евангелия возвещают благовестом и при каждом чтении предстоящие зажигают светильники: это указывает на торжество и славу, сопровождавшие Сына Божия и во время крайнего Его уничижения среди поругания и страданий и свидетельствующие о Его высочайшей святости и Божестве.

Чтения Страстей Господних заканчиваются отрывком о запечатывании гроба из Евангелия от Матфея.

В этот день не служится Божественная Литургия: она считается совершенной Христом на Кресте. Вместо Литургии совершаются Царские Часы - чтение в храме перед Крестом псалмов и Евангелия о страстях Господних.

Пятница - день крестной смерти Христа - постный в течение всего года, в саму же Великую Пятницу соблюдается строгий пост: по уставу в этот день вкушать пищу могут только больные и дети и только после захода солнца. Однако в связи с тем, что служба вечерни совершается днем в пятницу, во многих храмах дозволяется вкушать пищу после службы выноса Плащаницы (Вечерни Великой Пятницы).

Вынос Плащаницы - иконы Христа, лежащего во гробе - совершается, как правило, днем. Примерно в два или три часа дня Плащаницу выносят из алтаря и устанавливают в центре храма - во "гробе" - возвышении, украшенном цветами.

Песнопения Вечерни посвящены страданиям и смерти Христовым. После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы - во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального "Святый Боже...": Святая Плащаница обносится вокруг храма.

По окончании чина погребения Плащаница полагается на середину храма для поклонения священнослужителей и богомольцев.

В Страстную Пятницу на Руси совершался чин омовения святых мощей: патриарх и многочисленное духовенство под утро облачались в алтаре Успенского собора, затем торжественным крестным ходом направлялись в Благовещенский собор Кремля, где находились мощи святых, частицы животворящего древа Креста. Все эти святыни заранее были выложены на особых столах и аналоях вместе с иконами, в которые помещены были мощи. Из Благовещенского собора с великим почтением и трепетом духовным святыни переносились в Успенский собор.

При чтении тропарей тому святому, мощи которого подавались патриарху, он погружал их в освященную воду, после чего вытирал и снова вкладывал в ковчежцы. С частиц животворящего Креста Господня и других святынь патриарх сам вытирал пыль, омывая их в святой воде. По окончании обряда вода, оставшаяся от омовения мощей в сосудах, как великая святыня раздавалась архиереям, священству и знатным лицам, ею кропились люди.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100402/217732248.html

Великая Пятница - самый скорбный день в году

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великая Пятница в Армянской Апостольской Церкви

Великая Пятница в Армянской Апостольской Церкви

2 апреля 2010 года Армянская Апостольская Церковь празднует Великую Пятницу.

Великая Пятница посвящена воспоминанию о Страстях Господних: день суда, распятия и крестной смерти Спасителя.

Церковный обряд Великой Пятницы (обряд Распятия) начинается уже в четверг вечером и называется Хаварум (Затмение).

На алтаре горят 12 свечей, в центре – одна большая. Читаются фрагменты из Евангелий, описывающие душевное смятение Иисуса и его молитву в Гефсимании, арест Христа, допрос, унижения Господа, троекратное отречение и раскаяние Петра.

По прочтении каждого фрагмента гасится одна свеча и в конце остается горящей только большая. Погасшие свечи напоминают о бегстве учеников из Гефсимании, а горящая символизирует одиночество Христа.

Затем совершается обряд Погребения: приготовленную из цветов и ветвей деревьев символическую могилу Христа кружат вокруг церкви напоказ верующему народу.

Литургия как символическая умилостивительная жертва в Великую Пятницу не совершается, ибо в этот день в жертву был принесен Сам Господь. Ночью Иуда привел в Гефсиманию вооруженный отряд. Молившийся в глубине сада Иисус разбудил задремавших апостолов: «Вот, приблизился предающий Меня. И, когда еще говорил Он, вот, Иуда, один из двенадцати, пришел, и с ним множество народа с мечами и кольями, от первосвященников и старейшин народных». Ученики в страхе разбежались, а Иисуса повели на допрос, завершившийся вынесением смертного приговора, который передали на утверждение римскому наместнику Понтию Пилату. Тот не нашел в поступках Иисуса ничего предосудительного и попытался спасти Его от казни. В честь Пасхи наместник миловал одного из приговоренных к смерти, которого выбирал сам народ. Пилат предложил освободить Иисуса, но первосвященники и старейшины призвали толпу отказаться от такого выбора. Не сумев убедить их, Пилат вынужденно отправил Иисуса на распятие. «И сплетши венец из терна, возложили Ему на голову» и повели на место казни – гору Голгофу близ Иерусалима.

Уже на распятии страдающий от невыносимых мук Иисус просил Творца за толпу, продолжавшую варварски наслаждаться кровавым зрелищем: «Отче! прости им, ибо не ведают, что творят». В шестом часу вечера «настала тьма по всей земле, и продолжалась до часа девятого». Это было затмение, сопровождавшееся землетрясением. Иисус воскликнул: «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» и испустил дух. Христос принял смерть на кресте, тем самым даровав людям надежду на грядущее спасение и разорвав так называемую «долговую запись» грехов человеческих.

«Своей формой четырехкрылый крест символизирует четыре благодеяния Христа: верхняя часть креста указывает на развержение Царства Небесного, нижняя часть – на разрушение ада, правая часть – излияние милостей, а левая – отпущение грехов. Четырехкрылый крест символизирует также четыре добродетели, которые мы должны распространить в нашем внутреннем человеке: верхняя часть означает любовь, нижняя ‑ кротость, правая ‑ смирение, а левая – терпение», – толкует св. Григор Татеваци, армянский философ, педагог, церковный деятель (1346 – 1409).

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100402/212019938.html

Великая среда в Русской Православной Церкви

Великая среда в Русской Православной Церкви

Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая женщина «грешница» принесла алавастровый сосуд мира и возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как сказал Сам Он о ее поступке.

Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо - ноги.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского университета, поясняет: «жена-блудница, припала к ногам Иисуса и возлила на них миро, обливала слезами своими и отирала их власами главы своея. Это параллель: Ева, созданная Богом праведной, безгрешной, в раю предпочла грех и, согрешив, бежала от Бога, услышав, что идет Господь, а здесь - блудная жена, грешница, услышав, что идет Господь, здесь, близко, бежит ко Христу, и все, что только может принести ему, приносит, драгоценным миром обтирает Его ноги и слезами своими обливает Его и кается в своих грехах, уповая на милость Божию, прося прощения.»

Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены «грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иуды.

Иуда осудил поступок этой женщины, сказав, что за эти деньги можно было бы накормить многих нищих. Однако, как повествует о том евангелие, сказал он так не из жалости к нищим, а по своему сребролюбию. Это и показывает дальнейший его поступок. Он идет к первосвященникам и спрашивает, сколько ему дадут денег за предательство Христа. Это были дни еврейской пасхи. Боясь возмущения народа, который мог вступиться за Господа, первосвященники решили взять Его хитростью, тихонько от народа и по миновании праздника. Найдя предателя, они, одержимые неистовой злобой, не стали ждать окончания праздника.

В этот день совершается последняя за Пост литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз в конце читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого в Церкви прекращаются земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей, до самой вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы).

В этот день православные стараются исповедоваться, покаяться в своих грехах, как покаялась в них евангельская блудница, припав к ногам Спасителя, чтобы на следующее утро вместе со всей Церковью причаститься святых Христовых Таин.

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100331/217521976.html

Великая Среда. "С того времени он искал случая предать Его..."

Великая Среда. "С того времени он искал случая предать Его..."

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

Ночь на среду Господь провел в Вифании. Здесь, в доме Симона прокаженного, в то время, когда в совете первосвященников, книжников и старейшин было уже решено взять Иисуса Христа хитростью и убить Его, некая женщина «грешница» принесла алавастровый сосуд мира и возлила драгоценное миро на главу Спасителя и тем приготовила Его к погребению, как сказал Сам Он о ее поступке.

Помазание миром на Востоке употреблялось не только в смысле высшего значения, как при помазании царей и первосвященников, а и в обыденной жизни людьми богатыми и знатными, ради удовольствия. Помазывали обыкновенно волосы на голове, лоб, лицо, бороду, одежду (Пс. 22:5; 132:2; Еккл. 9:8 и др.), а в знак выражения особого почтения кому-либо - ноги.

Протоиерей Владимир Воробьев, ректор Православного Свято-Тихоновского университета, поясняет: «жена-блудница, припала к ногам Иисуса и возлила на них миро, обливала слезами своими и отирала их власами главы своея. Это параллель: Ева, созданная Богом праведной, безгрешной, в раю предпочла грех и, согрешив, бежала от Бога, услышав, что идет Господь, а здесь - блудная жена, грешница, услышав, что идет Господь, здесь, близко, бежит ко Христу, и все, что только может принести ему, приносит, драгоценным миром обтирает Его ноги и слезами своими обливает Его и кается в своих грехах, уповая на милость Божию, прося прощения.»

Здесь же, в противоположность бескорыстному поступку жены «грешницы», родилось в неблагодарной душе Иуды, одного из двенадцати учеников Спасителя, преступное намерение предать беззаконному совету своего Учителя и Господа. Поэтому в церковной службе Великой среды прославляется жена «грешница» и порицается и проклинается сребролюбие и предательство Иудыl.

Иуда осудил поступок этой женщины, сказав, что за эти деньги можно было бы накормить многих нищих. Однако, как повествует о том евангелие, сказал он так не из жалости к нищим, а по своему сребролюбию. Это и показывает дальнейший его поступок. Он идет к первосвященникам и спрашивает, сколько ему дадут денег за предательство Христа. Это были дни еврейской пасхи. Боясь возмущения народа, который мог вступиться за Господа, первосвященники решили взять Его хитростью, тихонько от народа и по миновании праздника. Найдя предателя, они, одержимые неистовой злобой, не стали ждать окончания праздника.

В этот день совершается последняя за Пост литургия Преждеосвященных Даров, в последний раз в конце читается молитва преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего» с тремя земными поклонами. После этого в Церкви прекращаются земные поклоны, кроме поклонов перед Плащаницей, до самой вечерни праздника Троицы (Пятидесятницы).

В этот день православные стараются исповедоваться, покаяться в своих грехах, как покаялась в них евангельская блудница, припав к ногам Спасителя, чтобы на следующее утро вместе со всей Церковью причаститься святых Христовых Таин.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070404/63076803.html

Великая (Страстная) пятница у католиков

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великая Суббота

Великая Суббота

Великая Суббота - это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью.

В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его в ад.

Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было предать их погребению.

Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи, знавшие пророчество Христа о Своем воскресении, опасались похищения тела и приставили к гробу стражу, усилив тем самым доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе – святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона славят Христа, своею смертью победившего смерть. Во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…», Святая плащаница обносится вокруг храма.

Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира. Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть, лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы».

Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого, одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход в Евангелием, Великий вход – совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне Пасхи.

Самое раннее упоминание о схождении Святого огня в канун Воскресения Христова (Пасхи) датируется IV веком.

Церковная церемония получения Благодатного огня (литания) начинается с раннего утра и состоит из целого ряда ритуалов.

Кувуклию осматривает и опечатывает полиция. Вскоре в храм вбегает православная арабская молодежь, чье присутствие является обязательным элементом Пасхальных торжеств. Молодые люди, сидя на плечах друг у друга и скандируя "нет веры, кроме веры Православной, Христос - истинный Бог", просят Господа даровать верующим Благодатный огонь. Считается, что Спаситель приемлет и такое, несдержанное, по-детски наивное, но чистосердечное обращение.

В полдень от Иерусалимской патриархии, расположенной неподалеку от храма Гроба Господня, начинается Крестный ход, который завершается перед входом в Кувуклию. В пещеру вносят большую лампаду, в которой должен возгореться главный огонь и 33 свечи (по числу лет земной жизни Спасителя).

Иерусалимский Патриарх Феофил III войдет внутрь Кувуклии в одном полотняном подряснике - чтобы было видно, что он не проносит с собой в пещеру спички или что-то, способное зажечь огонь. Затем вход в часовню опечатают - и наступит напряженная тишина в ожидании чуда появления Благодатного огня. В это время в храме выключается свет. Как правило, ожидание длится от нескольких минут до нескольких часов.

Благодатный огонь паломники, прибывшие из разных стран, доставят в свои храмы.

Вначале Благодатный огонь имеет особые свойства - он не обжигает, хотя у каждого в руке горит пучок из 33 свечей (по числу лет Спасителя).

В мае 1992 года впервые после 79-летнего перерыва Благодатный огонь был вновь доставлен на русскую землю. С тех пор ежегодно он поставляется в российские храмы.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по воскресении его из мертвых.

В Великую Субботу Патриарх Алексий II посещает ряд московских храмов.

Церковь еще и еще раз напоминает, что Великая Суббота и Пасха – это не время посещать кладбища, а время разделить пасхальную радость, приняв участие в богослужении. В дни Пасхи не служатся заупокойные службы: поминовение усопших возобновляется с Радоницы – вторника второй недели после Пасхи, когда православные, после церковной молитвы об усопших, посещают кладбища.

В Москве есть такая традиция: посетить в этот день разные храмы, чтобы помолиться перед Плащаницей, поставить, где еще желтую, а где уже красную свечку, посмотреть как идет подготовка к Празднику, просто минутку постоять в уголке. Это еще и способ не расплескать покой субботней службы до вечера, не засуетиться…

2006 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20060422/46785892.html

Великая Суббота - самый "благословенный седьмой день"

Великая Суббота - самый "благословенный седьмой день"

Великая Суббота - это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В этот день Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства, можно было, предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи знали слова Христа о Своем воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера - чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе - святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы - во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже...»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз, говорится, что эта суббота - самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого - одна из самых красивых служб года. Часть Литургии - вход с Евангелием, Великий вход - совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий - отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В Великую Субботу Патриарх Алексий II посещает ряд московских храмов.

2008 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20080426/105962109.html

Великая суббота в Православной церкви

Великая суббота в Православной церкви

В Великую Субботу Православная церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и его сошествие в ад. В 2010 г. этот день приходится на субботу 3 апреля.

Великая Суббота – это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью.

В этот день Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришел к Пилату и попросил у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства можно было похоронить их.

Иосиф купил плащаницу – длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

По традиции Православной церкви Утреня Великой Субботы совершается в пятницу вечером. Посреди храма на возвышении находится Святая Плащаница – икона Христа, лежащего во гробе. Песнопения утреннего канона славят Христа, своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже…». Святая Плащаница обносится вокруг храма.

Утром в субботу служится вечерня с литургией святого Василия Великого – одна из самых красивых служб года. Часть Литургии – вход с Евангелием – совершается в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий – отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

По окончании Литургии поется Пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи.

Содействуя хранению поста в Великую Субботу, церковь в этот день при окончании божественной литургии Василия Великого постановила благословлять пять хлебов для вкушения верующими и телесного подкрепления к продолжению предпасхального всенощного бдения и благоговейного ожидания времени Воскресения Христова.

Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. Эта служба принадлежит уже Пасхальному воскресенью. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол. Там она остается до праздника Вознесения Господня – в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле до воскресения его из мертвых.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес Православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

Евангелие на 18 языках мира

Пасхальный кулич. Видеорецепт

В домовом храме святой мученицы Татианы. Архив

В домовом храме святой мученицы Татианы. Архив

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100403/212153860.html

Великая Суббота. В этот день воспоминают телесное погребение Христа

Великая Суббота. В этот день воспоминают телесное погребение Христа

Великая Суббота - это последний день перед Пасхой. Для верующих это и скорбный, и радостный день: Христос еще лежит во гробе, еще не настало Воскресение, но уже все наполнено предпасхальной радостью. В этот день Церковь воспоминает телесное погребение Иисуса Христа и сошествие Его во ад.

В этот день Иосиф из Аримафеи, член синедриона, пришедши к Пилату, стал просить у него тело Иисуса для погребения. По обычаю римлян, тела распятых оставались на крестах и становились добычей птиц, но с разрешения начальства, можно было, предавать их погребению.

Иосиф купил плащаницу - длинное и ценное полотно. Тело Христа сняли с Креста, умастили его благовониями, обвили плащаницей и положили в новой погребальной пещере в саду Иосифа.

Фарисеи знали, слова Христа о Своем воскресении, и опасаясь, что Апостолы похитят Тело Христа и скажут народу, что Он воскрес, выпросили у Пилата стражу, приставили к гробу и гроб запечатали. Такими действиями они усилили доказательства Христова Воскресения.

По традиции Православной Церкви день Великой Субботы начинается с вечера - чином утрени: посреди храма, на возвышении, украшенная цветами, находится икона Христа, лежащего во гробе - святая Плащаница.

Песнопения утреннего канона славят Христа, Своею смертью победившего смерть.

После малого повечерия с чтением канона о распятии Господнем и на плач Пресвятой Богородицы - во время службы утрени Великой Субботы совершается Крестный ход с пением погребального «Святый Боже...»: Святая Плащаница обносится вокруг храма. Именно на этой службе в первый раз, говорится, что эта суббота - самый «благословенный седьмой день», когда-либо бывший. Это день, когда Христос почивает от трудов Своих по восстановлению мира.

Это день, когда Слово Божие, «через Которое все начало быть», лежит во гробе как мертвый Человек, но в то же время спасая мир и отверзая гробницы. Утром в субботу служится вечерня с литургией св. Василия Великого - одна из самых красивых служб года. Часть Литургии - вход в Евангелием, Великий вход - совершаются в центре храма перед Плащаницей. На службе читаются 15 паремий - отрывков из Ветхого Завета, содержащих пророчества о Воскресении Христовом.

В Великую Субботу происходит одно из главных чудес православной церкви: схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения.

По окончании Литургии поется пасхальный тропарь: близится начало праздника Пасхи. Благословляются хлебы и вино, а в большинстве храмов происходит освящение куличей, пасох и яиц.

В двенадцатом часу ночи совершается полунощница, на которой поется канон Великой Субботы. В конце полунощницы священнослужители переносят Плащаницу с середины храма в алтарь Царскими Вратами и кладут ее на Престол, где она остается до праздника Вознесения Господня, в память сорокадневного пребывания Иисуса Христа на земле по Воскресении Его из мертвых.

В Великую Субботу Патриарх Алексий II посещает ряд московских храмов.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20070407/63274528.html

Великая Суббота (Пасхальный сочельник) в Армянской Апостольской церкви

Великая Суббота (Пасхальный сочельник) в Армянской Апостольской церкви

Суббота накануне Пасхи в Армянской Апостольской церкви называется Великой.

В 2011 году эта дата приходится на 23 апреля.

Великая Суббота посвящена воспоминанию о погребении Иисуса Христа.

Согласно церковному календарю, после вечернего богослужения начинается новый день. В вечер Великой Субботы совершается Св. Литургия Сочельника.

После завершения богослужения объявляется благая весть о Светлом Христовом Воскресении – "Qristos haryav i merelots", что с армянского означает "Христос воскрес из мертвых". В ответ прихожане обнимаются со словами "Orhnyal e Harutyunn Qristosi" – "Воистину воскрес" (в дословном переводе оно означает "Благословлено воскрешение Христово"). Затем начинаются пасхальные торжества. В каждой церкви зажигают 13 свечей по числу апостолов. После богослужения все свечи гасят и только одна – "Христова свеча" – остается освещать души верующих. От нее зажигаются другие свечки. Хорошим знаком и благословлением на весь год считается принесенная из церкви такая свеча.

2011 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20110423/354558224.html

Великая суббота Страстной недели

Великая суббота Страстной недели

В Великую субботу совершается воспоминание телесного погребения Иисуса Христа, пребывания Его тела во гробе, сошествия в ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, ожидавших Его пришествия, и воспоминание о благоразумном разбойнике, призванном в рай.

На рассвете Великой субботы начинаются богослужения в честь воскресения Христа, завершающие Страстную неделю, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.

Утром Великой субботы, после Великого славословия, Плащаница при пении: "Святый Боже"... выносится священнослужителями из храма на главе, при участии народа, и обносится вокруг храма в воспоминание сошествия Иисуса Христа в ад и победы Его над адом и смертью. Затем, по внесении Плащаницы в храм, она подносится к открытым Царским вратам, в знамение того, что Спаситель неразлучно пребывает с Богом Отцом и что Он своими страданиями и смертью снова отворил нам двери рая. Певчие в это время поют: «Благообразный Иосиф...». Когда Плащаницу положат на место посредине храма, тогда произносится ектения (молитвенное прошение) и читаются: паремия (места из священного писания) из книги пророка Иезекииля о воскресении мертвых; Апостол, научающий верующих, что Иисус Христос есть истинная Пасха за всех нас; Евангелие, повествующее о том, как первосвященники с разрешения Пилата поставили стражу у гроба Господня и приложили к камню печать.

Божественная Литургия в этот день бывает позже, чем во все другие дни года и соединяется с Вечернею. После малого входа и пения "Свете тихий..." начинается чтение 15-ти паремий, в которых собраны важнейшие ветхозаветные прообразы и пророчества о спасении людей страданиями и Воскресением Иисуса Христа.

После паремий и Апостола начинается праздник Воскресения Христова. На клиросе начинают протяжно петь: «Воскресни, Боже...». В это время священники меняют черные великопостные облачения на белые, пасхальные. Зажигаются все свечи, меняют на праздничные украшения аналоев и икон. В старину верующие так и не расходились из церкви после субботней литургии до всенощной. Поэтому после утренней службы совершается освящение хлеба и вина, которыми прихожане питались в этот день. С утра до вечера в Великую субботу освящается пасхальная снедь: куличи, творожные пасхи и крашеные яйца.

В двенадцатом часу ночи в церкви совершается полунощница. В конце полунощницы священнослужители молча переносят Плащаницу с середины храма в алтарь перед Царскими Вратами и кладут ее на престол, где она и остается до праздника Вознесения. После этого верующие ожидают наступления полуночи. Страстная неделя заканчивается. Кульминация недели и всего православного церковного года - Пасха, праздник Воскресения Христова. В этом году она празднуется 1 мая.

2005 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20050428/39756521.html

Великая хартия вольностей как прообраз конституции в Европе

Великая хартия вольностей как прообраз конституции в Европе

Один из древнейших вариантов британской "Великой хартии вольности" ("Magna Carta") , подписанный королем Англии Эдуардом Первым в октябре 1297 года, выставлен в среду на торги "Sotheby's" в Нью-Йорке.

Великая хартия вольностей - один из первых конституционных актов в истории современной Европы.

Скрепленный печатью английского короля Иоанна Безземельного документ, гарантировавший его подданным определенные привилегии и права, был подписан 15 июня 1215 года на лугу Раннимед близ Лондона (на правом берегу Темзы между Виндзором и Стейнсом).

К принятию документа Иоанна принудила группа восставших баронов, представившая королю в январе 1215 года список требований, которые он спустя некоторое время принял как временные и скрепил своей печатью («Баронские статьи»). После нескольких дней обсуждения была выработана Великая хартия вольностей - компромисс, в основе которого лежали Баронские статьи.

Документ составлен на латыни, состоит из преамбулы и 63 статей и содержит гарантии тех привилегий и свобод, которые составили фундамент британской системы управления. Большинство статей Великой хартии вольностей посвящены защите норм феодального права, церкви предоставлялись ее традиционные привилегии, хартия содержала статьи и о правах городского среднего класса. Из 63 параграфов хартии наиболее известны 12-й, запрещающий королю вводить налоги без согласия налогоплательщиков, и 39-й, лишающий короля права арестовывать граждан и изымать их имущество без законного приговора суда.

Чтобы обеспечить соблюдение Иоанном принятой хартии, был учрежден совет, который состоял из 25 баронов. В соответствии с хартией, если король нарушит хартию и не исправит нарушение по требованию 4 из этих баронов в 40-дневный срок, - все 25 баронов могут прибегнуть к насилию против короля, т.е. отнимать у него замки и земли, щадя только его личность и семью.

Великая хартия вольностей была аннулирована Иоанном уже в том же году, что и была подписана, однако в последующем подтверждалась королями Генрихом III, Эдуардом I и Эдуардом II (за исключением принижающих престиж короны так называемых конституционных статей).

После смерти Иоанна его преемником стал малолетний сын Генрих III. В ноябре 1216 года, вскоре после коронации Генриха, Хартия была переиздана от его имени, с опущением некоторых статей. Данное переиздание Великой хартии вольностей касалось в основном вопросов, относившихся к сфере частного права, а не к системе управления государством или контроля за королевской властью, так как бароны были убеждены, что смогут совладать с малолетним правителем.

Следующее переиздание Великой хартии, в котором предпринята попытка пересмотра некоторых положений, произошло в ноябре 1217 года. В феврале 1225 года, вскоре после объявления Генриха совершеннолетним, появилось очередное переиздание, практически тождественное переизданию 1217 года. Именно данная версия Хартии рассматривалась в качестве начала статутного права и многократно подтверждалась английскими королями на всем протяжении позднего Средневековья.

Прообраз конституции не раз переписывался, дополнялся и совершенствовался последующими королями-реформаторами в числе которых был и Эдуард Первый, правивший Англией в 1272-1307 годах. В царствование Эдуарда вольности английского народа опять доходят до уровня Великой хартии. В 1297 году, во время похода короля во Фландрию, бароны и торговцы согласились продолжать субсидировать войну только при условии, что король подтвердит Великую хартию вольностей и даже включит в нее новые статьи, запрещающие собирать налоги без общего согласия всех свободных англичан, а не только графов, баронов и духовенства. Такое утверждение это было дано королем в Генте в 1297 году. Новые статьи в латинском списке известны, как статут "De Tallagio nоn соnсеdendo". Эти статьи восстанавливали запрещение собирать поборы без разрешения парламента: никакие субсидии и никакой поземельный налог не мог отныне собираться без общего согласия духовенства, графов, баронов, рыцарей, горожан и других свободных людей королевства.

Подписанная королём в 1215 году первая Великая хартия вольностей не сохранилась. До наших дней дошли четыре копии с Хартии 1215 года - все они хранятся в Великобритании: две в Британской библиотеке (British Library), одна - в Соборе Линкольна (Lincoln Cathedral) и ещё одна - в Соборе Солсбери (Salisbury Cathedral). Также сохранилось тринадцать других копий Великой хартии вольностей: восемь созданных при Генрихе III, пять - при Эдуарде I, в том числе четыре, датируемых 1297 годом. Одну из них в 1952 году правительство Австралии выкупило за 12500 фунтов стерлингов и с того времени она демонстрируется в здании Парламента Австралии в Канберре. В сентябре 1984 года техасский миллиардер и политик Росс Перо купил другую копию 1297 года, которая в течение нескольких лет демонстрировавалась в экспозиции Национального архива США. Экземпляр Росса Перо считается особо ценным, поскольку именно его копировали для свода законов Англии. Это - единственный экземпляр, находящийся в частных руках. Все остальные хранятся в государственных хранилищах Великобритании и Австралии или в библиотеках религиозных организаций и образовательных учреждений этих стран.

2007 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20071218/92991543.html

Великие стройки сталинской эпохи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Великий Вторник в Армянской Апостольской Церкви

Великий Вторник в Армянской Апостольской Церкви

После праздника Входа Господня в Иерусалим (Вербное воскресенье) и до дня Пасхи Армянская Апостольская Церковь отмечает Великую неделю, посвященную страданиям и смерти Христа. Великим называется и каждый из ее дней, имеющий условное название, посвященное тому или иному событию из жизни Спасителя. Великий Вторник, который в 2010 г. приходится на 30 марта, имеет название «Воспоминание десяти дев».

Христос предупреждал, что Его пришествие для суда над человечеством произойдет неожиданно. Чтобы спастись, человек должен быть готов к этому в любую минуту жизни. Иисус заповедал людям отречься от грехов и жить в праведности. Говоря о своем внезапном пришествии, он рассказал притчу о десяти девах, которые взяли свои светильники и вышли навстречу жениху.

Среди дев было пять мудрых и пять неразумных. «Неразумные, взявши светильники свои, не взяли с собою елея (масло оливы, символ прочности); мудрые же вместе со светильниками своими взяли елея в сосудах своих; и как жених замедлил, то задремали все и уснули. Но в полночь раздался крик: «Жених идет, выходите навстречу ему». Тогда встали все девы те и поправили светильники свои. Неразумные сказали мудрым: «Дайте нам вашего елея, потому что светильники наши гаснут». А мудрые отвечали: «Чтобы не случилось недостатка и у нас и у вас, пойдите лучше к продающим и купите себе». Когда же пошли они покупать, пришел жених и готовые вошли с ним на брачный мир, и двери затворились. После пришли и прочие девы и сказали: «Господи! Отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: не знаю вас». Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который придет Сын Человеческий».

2010 год

Источник: http://ria.ru/spravka/20100330/214508439.html

Предыдущая страница Следующая страница