Приглашаем посетить сайт

Достоевский (dostoevskiy-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "М" (часть 18, "МОР")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "М" (часть 18, "МОР")

Морская коллегия

МОРСКАЯ КОЛЛЕГИЯ. См. Адмиралтейств-коллегия.

Морская конскрипция

МОРСКАЯ КОНСКРИПЦИЯ. См. Комплектование флота.

Морская опись

МОРСКАЯ ОПИСЬ. См. Опись морская.

Морская практика

МОРСКАЯ ПРАКТИКА. См. Практика морская.1

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Морская съемка

МОРСКАЯ СЪЕМКА. См. Опись морская.

Морские агенты

МОРСКИЕ АГЕНТЫ. См. Агент.

Морские ветры

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морские журналы

МОРСКИЕ ЖУРНАЛЫ. См. Военныя периодическия издания.

Морские суды

МОРСКИЕ СУДЫ, в России разсматривают дела о бол. тяжких преступл-х чинов М. вед-ва. Они учреждаются в гл. портах и в наст. время имеются в Кронштадте и Севастополе. Каждый в.-мор. суд состоит из председ-ля, в.-мор. судей и чинов канц-рии (секретарь, его пом-ки и кандидаты на в.-мор. суд. долж-сти); для участия в разсмотрении дел в каждый в.-мор. суд назначаются на 6-мес. срок в кач-ве врем. членов 1 кап. 1 р. или полк-к и 3 судов. ком-ра, при чем, за недостатком последних, м. б. назначены старш. оф-ры или, когда нет и их, - прочие шт.-оф-ры; на тот же срок назначаются в кач-ве запас. членов 5 шт.-оф-ров; при суде состоят в.-мор. след-ли и в.-мор. прокурор. надзор. Подсудность в.-мор. судов остается до наст. времени такою же, какою она б. определена по в.-мор. судеб. уст. 1867 г., распространяясь, сверх дел, подсудных в.-окр. суду: 1) на дела о н. чинах, обвиняемых в преступ. деяниях, влекущих отдачу в дисципл. б-ны или денеж. взыскание свыше 15 руб., и 2) на дела, по коим предъявлен свыше той же суммы иск о вознаграждении за вред и убытки. Это различие в опред-нии подсудности в.-мор. и в.-окр. судов произошло от того, что подсудность полков. судов в 1884 и 1905 гг. б. расширена подсудность же экипаж., судов остается с 1867 г. без изменения. Вед-во каждаго в.-мор. суда распространяется на все преступ. деяния, совершенныя в пределах того порта, в коем суд учрежден. Для решения в.-судн. дел в портах и станциях, отдаленных от гл. портов, учреждаются времен. в.-мор. суды; они открываются в Спб. по распоряжению нач-ка гл. М. штаба, в Архангельске, Ревеле и Свеаборге - М. мин-ром, а в остал. портах гл. ком-рами портов; во Владивостоке с 1887 г. учрежден врем. в.-мор. суд с 1 в.-мор. судьей в кач-ве непрем. члена; такой же врем. в.-мор. суд, действующий постоянно в Порте Имп. Александра III, комплектуется из состава в.-мор. суда Кроншт. порта. В состав врем. суда из пост. в.-мор. суда командируются один или неск. в.-мор. судей и пом-к секретаря, а гл. ком-ром порта или М. нач-ком того места, где открывается суд, назначаются 4 врем. и 5 запас. членов; для исполнения прокурор. обязанностей командируется в.-мор. прокурор или один из его пом-ков, а во Владивостокском порте постоянно состоит 1 пом-к в.-мор. прокурора.

Морские экономические общества

МОРСКИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЯ ОБЩЕСТВА. См. Военно-экономическия общества.

Морское довольствие

МОРСКОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ. См. Довольствие войск.

Морское инженерное училище императора Николая I в Кронштадте

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морское искусство

МОРСКОЕ ИСКУССТВО. См. История военно-морского искусства.

Морское министерство

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морское сражение 1 июня (13 прериаля) 1794 г.

МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1 июня (13 прериаля) 1794 г. (см. Англо-франц. войны, стр. 511). Англ. эскадра, под нач. адм. Хоу, состояла из 25 лин. к-блей (III - 100-пуш., IV - 98-пуш., II - 80-пуш. и XVI - 74-пуш.), 7 фр-тов, 2 брандеров, 3 посыльных и 1 госпитал. судна; ком-щий франц. эс-дрой к.-адм. Вилларе-Жуаез имел 26 лин. к-блей (I - 120-пуш., II - 110-пуш., IV - 80-пуш., XIX - 74-пуш.), 7 фр-тов и неск. посыл. судов. Утр. 1 июня англ. флот находился в сев. шир. 47°48′ и зап. долг. 18°30′, и при ветре средн. силы от SW шел лев. галсом приблиз-но на W. Франц. флот, к-рый Хоу преследовал 36 ч. почти в сплошн. тумане, открылся с разсветом под ветром, на разстоянии 6 м., и шел тем же галсом, что и англ-не. Хоу сообщил сигналом, что сам он намерен спуститься на неприят. центр, прорезать линию и атаковать его с подветра. Следуя его движениям, англ. эс-дра начала спускаться. Фр-зы открыли огонь ок. 9 ч. у. с дальн. дистанции; спускавшиеся англ-не отвечать не могли, и бой завязался по всей линии лишь тогда, когда они подошли ближе. Франц. линию, следуя за своим адм-лом, прорезали только неск. к-блей; бой разбился на неск. групп, в каждой из к-рых фр-зы б. атакованы прот-ком в превосход. силах. Не атакованные же франц. к-бли вместо того, чтобы идти на помощь к своим соседям или атаковать непр-ля, явно уклонялись от боя и спустились далеко под ветер. Сам Вилларе, маневрируя в дыму, упал далеко под ветер, и на первонач. месте боя осталось только 11 франц. к-блей, окруженных превосходн. силами англ-н. Часа через два, когда ветер разнес дым, Вилларе оказался без прот-ка всего с неск. франц. к-блями; далеко под ветром было большинство его флота, а англ-не - далеко на ветре. Разглядев, что и на ветре имеются франц. к-бли, и что нек-рые из них еще перестреливаются с англ-ми, Вилларе сделал сигнал флоту следовать за ним, и сам лег в крутой бейдевинд, чтобы приблизиться к своим наветр. к-блям. Но больш-во франц. к-блей не последовало сигналу, и Вилларе оказался опять только с небольш. частью эс-дры; навстречу ему пошли 4 наветр. франц. к-бля; остальные б. так обиты, что один затонул, а 6 сдались. Видя, что больш. часть флота его не поддерживает, Вилларе принужден б. спуститься, и между 4 и 5 ч. дня сражение закончилось. Помимо взятых в плен у фр-зов имели тяжкия повреждения 7 к-блей, а у англ-н таковых было 8. Англ-не имели 290 ч. уб. и 860 ч. ран., а фр-зов всего убыло ок. 3 т. ч. Разгром франц. эс-дры объясняется состоянием полн. упадка личн. состава после революции: оф-ры-дворяне эмигрировали или сложили свои головы на гильогине, и за 3 г. перед сражением оба адм-ла, включая и самаго Вилларе, были еще лейт-ми, нач-к штаба и 11 ком-ров - мичманами, 10 ком-ров - кап-нами и мэтрами коммер. судов и т. д. Только что перед этим во франц. флоте комендоры, в положении к-рых конвент усмотрел несправедл. привилегии, б. заменены солдатами (в больш-ве новобранцами). Из 12 т. ч., находившихся на эс-дре, 7.500 ч. впервые вышли в море, и только 2.700 ч. были наст. матросами. Это сражение замеч-но тем, что стратег. успех был на стороне разбитаго в бою (см. Англо-франц. войны); кроме того, это б. единств. больш. сражение, к-рое имело место вдали от берегов - 430 миль к з. от о-ва Уэссана.

Морское судебное ведомство

МОРСКОЕ СУДЕБНОЕ ВЕДОМСТВО, в России сформировано в 1867 г. В состав его входят: председ-ль и члены (5 ч.) гл. в.-мор. суда, председ-ли в.-мор. судов (2 ч.), в.-мор. судьи (9 ч.), в.-мор. следователи (6 ч.), гл. в.-мор. прокурор и его товарищь, в.-мор. прокуроры (2 ч.) и их пом-ки (7 ч.), кандидаты на в.-мор. судеб. должности (8 ч.), а также чины канц-рий в.-мор. судов и в.-мор. прокуроров и гл. в.-мор. судн. упр-ния. Круг лиц, не допускаемых по закону к опред-нию на долж-ти по в.-мор. судеб. вед-ву, тот же, что и для в.-судеб. вед-ва, но в в.-мор. судеб. вед-во м. б. определяемы лица, удостоившияся прощения понесенных ими по судеб. приговорам штрафов. В.-мор. судеб. вед-во до сих пор комплектуется по тем правилам, по к-рым в.-судеб. вед-во комплектовалось до 1883 г., и гражд. чин-ки допускаются в нем на все долж-ти, за исключ. председ-ских в судах. Пополняется состав в.-мор. судеб. вед-ва оф-ми флота, окончившими Александр. в.-юрид. ак-мию, куда ежегодно принимаются по экзамену 1 оф. М. вед-ва, а также оф-рами и чин-ками, получившими высш. юридическое образование. Управление в.-мор. судеб. вед-вом сосредоточено в гл. в.-мор. судн. упр-нии, во главе к-раго стоит главный в.-мор. прокурор.

Морское судопроизводство

МОРСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, основано на тех же началах, что и воен. судопр-во; общий порядок перваго в России отличается лишь нек-рыми частностями; так, постановления о произв-ве в экипаж. судах в в.-мор. судеб. уставе изложены с меньшею подробностью, чем пост-ния о полк. судах в в.-судеб. уставе; М. нач-во не в праве прекращать по окончании дознания дела о преступ. деяниях, неподсудных экипаж. судам; оконченное предварит. следствие обязат-но предъявляется обвиняемому; власть предания суду предоставлена в отношении н. ч. экипаж. ком-рам, а в отношении всех шт. и об.-офицеров ком-щим М. силами и гл. ком-рам; в в.-мор. судах не установлено срока для разсмотрения дела в распорядит. заседании; состав присутствия в.-мор. суда изменяется только при суждении адм-лов, ген-лов и лиц, занимающих генер. должности, при чем председ-лем назначается один из членов гл. в.-мор. суда, а членами - председ-ль в.-мор. суда, наличные в.-мор. судьи и 4 врем. члена из адм-лов или ген-лов; в экипажн. и в.-мор. судах не допускается невызов свид-лей в суд по дальности разстояния; при постановлении приговоров в. мор. судами вопросы о виновности ставятся по особ. правилам, отличным от установленных для в.-окр. судов; для изложения приговора в окончат. форме установлен 2-нед. срок. Различие в правилах в.-мор. и воен. судопр-ва произошло от того, что на первое б. распространены не все изменения, введенныя в воен. судопр-ве при пересмотре в.-судеб. уст. в 1882-85 гг. Совершенно особ. правила установлены в в.-мор. судопр-ве для суда во время плавания (ст. 1066-1109) и для дел о крушении и повреждении судов (ст. 1110-1133). (Якубовский, Рук-ство к произв-ву следствий но в.-мор. вед-ву, Спб., 1869; Записка о гл. основаниях для произв-ва суда во время плавания, Спб., 1868; Практ. указания для произв-ва суда на к-блях во время мор. камп., Спб., 1881; Н. Киселев. Суды особ. к-сий, "Мор. Сб." 1903 г., № 10).

Морской бюджет

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Морской врач"

"МОРСКОЙ ВРАЧ", ежемес. журнал, изд. упр-нием санит. частью флота, основан в 1861 г. ген.-шт.-доктором К. О. Розенбергером, под загл. "Медицинския прибавления к Мор. Сб.", хотя издавался совершенно самост-но. В первые 20 л. выходил книжками 1-2 раза в год, по мере накопления материала. Но с 1882 г., со вступлением в долж-сть гл. медиц. инсп-ра флота В. С. Кудрина, журнал стал ежем-м и издается теперь книжками по 4-5 листов. С 19 июня 1911 г. с Выс. соизволения журнал получил новое название - "М. В.". Наст. программа журнала - разработка как общих вопросов медицины, так и спец-но морских ея отделов - кораб. гигиены, санит. техники и админ-ции флота и портов. "М. В." - один из старейш. медиц. журналов в Россия, до сих пор является единств. органом на рус. языке по М. медицине. В журнале помещаются оригинал. статьи М. врачей, выдержки из официал. отчетов и донесений, а также труды и протоколы общ-в М. врачей в портах. Всего б. выпущено 368 номеров журнала. С преобраз-нием его в ежемес. орган редакцией заведывали М. О. Перфильев, П. С. Тимирев, а теперь (1913 г.) ред-ром состоит К. Н. Зиновьев. Материал. средства на издание журнала отпускаются от казны: с основания журнала - по 1.000 руб., с 1868 г. - по 2.500 р., с 1886 г. - по 3.000 р. и с 1911 г. - по 4.500 р. в год. Журнал издается в колич-ве 500 экз. и безплатно разсылается всем состоящим на службе М. врачам и высшим началъствующим лицам М. вед-ва. По частной подписке стоимость "М. В." - 4 р. в год.

Морской генеральный штаб

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морской корпус

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морской министр

МОРСКОЙ МИНИСТР, стоит во главе М. мин-ства. На обяз-ти М. мин-pa лежит содержание флота в надлежащ. составе и в постоян. боев. готов-ти; он направляет действия всех частей флота, упр-ний и зав-ний М. вед-ва к цели их учреждения; все дела в.-мор. законодат-ва и те из дел упр-ния, к-рыя д. б. представлены Гос-рю. Имп-ру, восходят к Его Имп. Вел-ву через М. мин-pa; он подписывает Выс. приказы, объявляет по М. вед-ву все вообще повеления и разрешения Верховн. власти и наблюдает за точн. их исполнением; М. мин-ру предоставляется издавать обязат. постановления для обезпечения безопас-ти плавания по водам, находящимся в ведении мин-ства; кроме указанных в особых М. узак-х, права и обяз-ти М. мин-ра определяются еще соответ-но правам мин-ров вообще, согласно своду законов. Т. обр., в России в мирное время М. мин-р является строев. нач-ком всех частей и учр-ний М. вед-ва, как строевых, так и админист-ных, ответственным только перед Е. И. В. (в воен. время ком-щие флотами подчиняются гл-щему или непосред-но Гос-рю Имп-ру, - М. уст., ст. 29); М. мин-р имеет исключит. право доклада Гос-рю Имп-ру по всем делам М. вед-ва. Долж-ть М. мин-ра у нас учреждена после войны с Японией, в 1905 г. До этого во главе М. упр-ния стояли гл. нач-к флота и М. вед-ва и его пом-к, упр-щий М. мин-ством (см. М. министерство). С 1802 г. во главе М. мин-ства находились: мин-ры М. сил - адм. Н. С. Мордвинов (1802), П. В. Чачагов (1803-11), марк. И. И. де-Траверсе (1811-27), А. В. фон-Моллер (1828-36), нач-к гл. М. штаба светл. кн. А. С. Меншиков (1837-55); упр-щие мин-ством-адм. Ф. П. ф.-Врангель (1856-57), Н. Ф. Метлин (1857-60), Н. К. Краббе (1860-76), С. С. Лесовский (1876-80), А. А. Пещуров (1880-81), И. А. Шестаков (1882-88), Н. М. Чихачев (1888-96), П. П. Тыртов (1896-1903), Ф. К. Авелан (1903-05); М. мин-ры - адм. А. А. Бирилев (1905-07), И. М. Диков (1907-09), С. А. Воеводский (1909-11), И. К. Григорович (с 1911 г.). В иностран. гос-твах положение лица, стоящаго во главе М. упр-ния, различно: в Англии это лицо наз. 1-м лордом адмир-ства, является нач-ком как админист-ных, так и строев. частей и учр-ний. Он входит в состав кабинета, ответственен перед парл-том и обык-но назначается из господствующей в парл-те партии. Во Франции и в Италии М. мин-ры также входят в состав кабинета, ответ-ны перед палатами и назначаются по выбору главы кабинета; в обоих гос-твах М. мин-р - нач-к администр-х учр-ний и строев. частей вед-ва. В Соед. Шт. С. Амер. секретарь флота (М. мин-р) также является нач-ком как администр-х, так и строев. частей флота. Он подчинен през-ту штатов и назначается им с согласия сената. В Германии во главе М. мин-ства стоит статс-секретарь, в ведении к-раго находятся, гл. обр., бюджет и хозяйство М. вед-ва (см. М. министерство); наравне с нач-ком М. ген. штаба, М. кабинета имп-ра и высшими строев. нач-ками статс-секретарь М. вед-ва ответственен только перед имп-ром. В Японии М. мин-р также является нач-ком только технических и хозяйственных учр-ний вед-ва, не ответственным перед палатами.

Морской музей Императора Петра Великого

Морской музей Императора Петра Великого - *МОРСКОЙ МУЗЕЙ Императора Петра Великаго, помещается в здании гл. адм-ства, в Спб., и заключает в себе богат. коллекции моделей воен. судов, маяков, портов. сооружений, доков, памятников и предметов мор. обихода, портретов, картин, гравюр, литографий, медалей, бюстов, знамен, флагов, орудий, мин, машин, инструментов и т. под. реликвий, воен. трофеев и вещей, связанных с историей флота или мор. техникой. Музей заключает в себе также нек-рыя этнографич. коллекции, собранныя М. оф-рами при загранич. плаваниях. В состав М. входят 2 мемориальных отдела: один, посвященный памяти Имп. Петра Вел., другой - памяти Ген.-Адм. Вел. Кн. Константина Николаевича. При музее состоит магазин образцов предметов для снабжения судов. Среди моделей выделяются по своей художеств-сти англ. модели судов, подаренныя кор. Вильгельмом III Петру I, галера времен Людовика XIII, также подаренная Петру, и мальтийск. галера 1456 г., принадлежавшая Имп. Павлу I. Много портретов кисти Каравака, Брюллова, Боровиковскаго, Крамского, Ге, Бокмана, картины Айвазовскаго, Боголюбова, Бетрова, Блинова, Лагорио, Гриценко, Ткаченко, Мещерскаго, Столицы, Владимирова и других. Среди скульптур. произведений, кроме памятников, бюстов и барельефов, выделяются носовыя и кормов. украшения судов работы бар. Клодта, Пименова, Микешина. При безплатн. входе музей доступен для всевозможн. копирования. Основание музею положил Петр I, устроив в 1709 г. при адмиралтействе "модель-камеру" с чертежной и библиотекой. К концу XVIII ст. "модель-камера" пришла в большое запущение, но в царст-ние Имп. Александра I б. преобразована в "музеум", в к-ром д. б. храниться любопытнейш. сочинения, редкости, машины и т. п. Дир-ром музея б. назн. гр. Ксавье де-Местр (по официал. документам гр. Мейстер), франц. выходец, эмигрировавший в Россию из сардинских войск, где он служил кап-ном. Человек с широк. образованием, боев. оф-р, писатель и ученый, де-Местр энергично принялся за орг-зацию музея, привлек много пожертвований и обогатил его цен. приобретениями. Привлеченный им в кач-ве пом-ка директора лейт. А. Я. Глотов, известный своими трудами по истории Архипелажск. эксп-ции 1769-74 гг. и др., привел в отличный порядок модельную часть музея, реставрировал старыя и построил новыя модели судов и машин. Но процветание музея продолжалось недолго. Неудач. назначение в 1810 г. дир-ром его бывш. педагога, П. И. Русановскаго, ленив. сибарита, отозвалось на музее пагубн. образом. Коллекции пришли в запущение, а начавшаяся Отеч. война 1812 г. понудила вывезти все имущ-во в гор. Ладогу. При этом многое погибло, и после войны дело не могло наладиться до самаго конца царст-ния Александра I, благодаря полн. нерадивости того же Русановскаго. С воцар-м Имп. Николая I с музеем стряслась новая беда: вследствие перестройки здания гл. адмир-ства помещение музея понадобилось для друг. целей; об этом б. сделан доклад, и в музее б. оставлены одне модели, а все остальн. предметы переданы в др. учр-ния. Т. обр., музей, возвращенный к положению старой модель-камеры, просуществовал все царст-ние Имп. Николая I. Только в 1866 г., при благосклон. содействии Вел. Кн. Ген.-Адм. Константина Николаевича и благодаря энергии нач-ка музея, лейт. Н. М. Баранова, музей вновь возродился, продолжая совершенствоваться до наст. времени. 30 мая 1909 г. музей отпраздновал 200-летн. юбилей своего сущ-ния. (Юбил. истор. оч. и каталоги).

Гр. Ксавье де-Местр.

Гр. Ксавье де-Местр.

Лейт. А. Я. Глотов.

Лейт. А. Я. Глотов.

1. Коридор во 2-м этаже М. музея.

1. Коридор во 2-м этаже М. музея.

2. Зал царств-ний Имп-ров Николая I, Александра II и Александра III.

2. Зал царств-ний Имп-ров Николая I, Александра II и Александра III.

"Морской сборник"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морской судебный устав

МОРСКОЙ (военно-морск.) СУДЕБНЫЙ УСТАВ. Работы но корен. пересмотру законов о судоустр-ве и судопроиз-ве (2-я кн. Св. М. угол. постан., изд. 1851 г.) б. начаты в М. вед-ве еще в 1857 г. В 1858 г. с этою целью б. командирован во Францию ген.-аудитор флота П. Н. Глебов, к-рый в 1860 г. представил проект уст. о в.-мор. суде, составленный по образцу франц. в.-мор. кодекса 1858 г. С 1862 г. разработка в.-судебн. и в.-мор. судеб. и. уставов производилась совместно; подроб. проект Глебова разсматривался сначала соед. присутствием воен. и М. ген.-аудиториатов, а затем особ. ком-том под председ-ством В. К. Константина Николаевича и получил Выс. утверждение 15 мая 1867 г., одновр-но с в.-судеб. уставом, от к-раго в.-мор. судеб. уст. отличался лишь названиями судеб. мест, отсутствием подробных постановлений о суде в воен. время и нек-рыми несуществ-ми частностями. В.-мор. судеб. уст. 1867 г. состоял из 1.188 статей и разделялся на 2 ч.: судоустр-во и судопр-во, из коих последняя подразделялась на 4 книги. 6 апр. 1870 г. в дополнение к в.-мор. судеб. уст. б. изданы правила о произв-ве суда во время плавания и о порядке дел о крушении и повреждении судов. В 1874 г., при нов. его (2) издании, эти правила б. включены в 3-ю кн. 2-ой части уст., в к-ром число статей увеличилось до 1.256. При пересмотре в 1882-85 гг. постановлений в.-судебн. уст. М. вед-во не признало нужным вносить соответ-ныя изменения в в.-мор. судеб. уст., а потому с изданием 1883-85 гг. новой редакции в.-судеб. уст. оба устава оказались уже несогласованными, и лишь впоследствии нек-рыя из изменений, внесенных при пересмотре в в.-судеб. уст., б. особыми законами введены в в.-мор. судеб. уст. В 1886 г., при издании Св. Мор. Пост., в.-мор. судеб. уст. б. включен в 5-ю его часть и составил 18-ю кн. Свода, к-рая действует и в наст. время вместе с Продолж. 1910 г., куда вошли позднейш. узаконения, издан. до 31 дкб. 1909 г. (Проект устава о в.-мор. суде, Спб., 1860; Объяснит. записка к нему С. Глебова, "Мор. Сб." 1860, кн. 4 и 5; Свод замечаний на этот проект, Спб., 1861; Сб. законодат. работ по составлению в.-судеб. уст., Спб., 1867).

Морской технический комитет

МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ. См. Морское министерство.

Морской устав

Статья большая, находится на отдельной странице.

Морской устав о наказаниях

МОРСКОЙ (ВОЕННО-МОРСКОЙ) УСТАВ О НАКАЗАНИЯХ, заменил собою кн. 1-ю св. М. угол. постановлений 1851 г. Выс. утвержденный 5 мая 1868 г. воин. уст. о нак. б. немедленно введен в действие и по М. вед-ву, "впредь до согласования с сим уставом как спец. законов о наказ-х за М. собственно прест-ния, так и др. существующих в М. вед-ве постановлений и составления на этом основании в.-мор. уст. о нак.". В нач. 1869 г. гл. в.-мор. прокурор Яневич-Яневский составил проект в.-мор. уст. о нак., к-рый б. подвергнут обсуждению в особ. к-сии под председ-вом адм. Истомина, а затем, в 1870 г., б. разсмотрен гл. в.-мор. судом и 13 авг. 1870 г. получил Выс. утверждение. Издание в 1874 г. уст. о воин. пов-сти повлекло за собою пересмотр в.-мор. уст. о нак., и 14 апр. 1875 г. б. Выс. утверждено новое (2-е) издание устава. Наконец, при издании в 1886 г. Св. Мор. Пост., в.-мор. устав о нак. б. включен в 5-ю его часть и составил 6-ю кн. Свода, к-рая действует и в наст. время вместе с Продолж. 1910 г., куда вошли позднейшия узаконения, изданныя до 31 дкб. 1909 г. Система в.-мор. уст. о нак. та же, что и воин. уст. о нак., но в нем добавлен особый 3-й раздел о прест-ниях против правил в.-корабел. службы (ст. ст. 236-270) и нет соответствующих 5-му разделу воин. уст. о нак. постановлений о наказ., содержащихся в дисципл. частях. (Сб. законодат. работ по составлению в.-мор. уст. о нак., Спб., 1872).

Морской ученый комитет

МОРСКОЙ УЧЕНЫЙ КОМИТЕТ, централ. учреждение, основанное в 1847 г. и упраздненное в 1891 г., функции к-раго по большей части перешли в в.-мор. учен. отдел гл. М. штаба. Мысль об учр-нии ком-та подана б. еще Ломоносовым в XVIII стол.: последний в труде "Разсуждение о большей точности М. пути", предлагал учредить "М. ак-мию", составленную из людей, "искусных в математике и особенно в астрономии, гидрографии и механике" "и к-рые бы там единственно старались, чтобы новыми полезн. изобретениями безопас-сть морепл-ния умножить". Мысль Ломоносова получила осущ-ление только в царст-ние Павла I: в 1798 г., для распространения сведений среди оф-ров, образован б. "Особенный ком-т при адмир-ств-коллегии"; он б. обязан "прилагать всякое попечение об издавании полезн. сочинений, назначать разныя пиесы (т. е. статьи) для перевода с иностр. языков, также задавать к решению вопросы касат-но караблестроения, нагрузки, артил. долж-ти, разведения и хранения лесов и о прочем". Членами ком-та назначены историограф флота в.-адм. Шишков, один корабел. мастер и 3 флотские кап-на, в числе к-рых был известн. автор М. учебников, Гамалея; через 2 г., в 1800 г., вышел 1-й том его трудов: "М. записки". Второй книги "М. зап." не появлялось, и самый ком-т возродился только в след. царст-ние, в 1805 г., под назв. "Адмиралтейский деп-т". В ведение этого деп-та, подчиненнаго мин-ру, поступили учен. и художеств. (техническая) части М. упр-ния, гидравл. и берег. строения М. вед-ва, художеств. заведения, гидрографич. часть и надзор за М. учебн. зав-ниями; к нему же б. причислены типография, находившаяся до того в ведении М. к-са, и музей с моделькамерой; в 1805 г. основана б. и библ-ка, на поддержание к-рой вместе с музеем ежегодно б. ассигновано 10 т. руб. ассигн. В таком виде адмир. деп-т сушествовал до 1812 г., когда заведывание строениями и художествен. частью фабрик и заводов б. передано адмир-ств-коллегии. В 1827 г., при предварител. образовании М. мин-ства, адмир. деп-т б. совершенно упразднен, а вместо него учреждены два присутствен. места, одно от другого независимых: упр-ние ген.-гидрографа и М. уч. ком-т, председ-лем к-раго б. назн. г.-л. Л. И. Голенищев-Кутузов; в ведении М. уч. ком-та остались совещания об учен. предметах, издание книг и повременных записок; за время адмир. деп-та таковых б. издано с 1807 по 1827 г. 13 частей, со статьями, относящимися к морепл-нию, науке и словесности. Последующая деят-сть М. уч. ком-та выразилась в издании записок, гл. обр., содержавших историч. статьи председ-ля ком-та. Таких записок б. издано до 1848 г. 17 частей. 24 нбр. 1847 г. М. уч. ком-т б. преобразован, к его функциям отнесены попечение о распространении между служащими во флоте и вообще в М. слоях необходим. и полез. сведений по М. части и разсмотрение проектов нов. изобретений и разн. предложений по всем отраслям М. дела. Во главе М. уч. ком-та поставлен б. в.-адм. г.-ад. Литке, к-рый и решил для выполнения 1-ой цели вместо повремен. записок издавать периодич. журнал "М. Сб." (см. это). Кроме того, М. уч. ком-т впоследствии стал ежегодно печатать оригинал. и перевод. сочинения по М. спец-сти; за время Имп. Александра II им б. издано до 100 книг. Преобраз-ния М. мин-ства при В. К. Константине Николаевиче почти не коснулись М. уч. ком-та. К началу 1869 г. М. уч. ком-т вошел, как спец. отделение, в М. техн. ком-т; с ним б. соединен и ком-т М. учебн. зав-ний; в 1875 г. последний б. выделен в самост. учреждение, и уже при Имп. Александре III, к концу 1887 г., обе части б. снова соединены под именем в.-мор. уч. ком-та. В таком виде в.-мор. уч. ком-т существовал до 1891 г.; одним из послед. председ-лей его (1881-85) б. г.-л. Ф. Ф. Веселаго, занимавший одновр-но и место дир-ра гидрогр. деп-та. В 1891 г. М. уч. ком-т упразднен, а его обяз-ти переданы по принадлеж-ти в М. техн. ком-т, гл. гидрогр. упр-ние и гл. М. штаб; в последнем еще по наказу 1885 г. образован был в.-мор. отдел, в к-ром сосредоточивались сведения, относящияся до соврем. состояния флотов друг. держав; с упразднением в.-мор. уч. ком-та, отдел этот б. переименован в в.-мор. уч. отдел, во главе его поставлено особое лицо, к обяз-стям к-раго отнесено наблюдение за напр-нием и усоверш-нием учебн. части в М. учебн. зав-ниях, изд. "М. Сб." и др.

Морской ценз

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мортара

МОРТАРА. См. Австро-сардинская война 1848-49 гг.

Мортира

Статья большая, находится на отдельной странице.

Мортирная батарея

МОРТИРНАЯ БАТАРЕЯ. См. Осадная батарея.

Мортирные станки

МОРТИРНЫЕ СТАНКИ. См. Станки мортирные.1

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Мортонов эллинг

Мортонов эллинг - *МОРТОНОВ ЭЛЛИНГ, сооружение для подъема на берег небольш. судов, получило название по имени шотландск. инж-ра Мортона, построившаго в 1818 г. первый эл-т этого типа в Лейте. Суда втаскиваются на М. эл-г по напр-нию своей диаметр. плоскости. Эл-ги, расположенные парал-но берегов. линии, носят название "поперечных" или "эл-в Лабата", по имени франц. инж-ра, впервые построившаго такой эл-г в 1848 г. Соврем. М. эл-г состоит из след. основных частей: 1) неподвижн. наклонной плоскости, 2) подвижной тележки на рельсах и 3) подъемнаго мех-зма с двиг-лем. Наклон. плос-ть (из дерева, кирпича, камня или бетона) имеет тем меньший уклон, чем тяжелее вытаскиваемое судно; у нас приняты уклоны 1/18-1/24. Больш-во М. эл-в ограждается в подвод. части парал-ными дамбами, каменными или бетонными, что особенно важно при наличии сильн. течений. Иногда свобод. конец закрывается ботапортом для удобства ремонта и осмотра подвод. части эл-га. Сочетание М. эл-га с ботапортом породило новый тип "эл-г-дока" (Триест, арсенал австр. Ллойда). Подъем судна на М. эл-г сводится к след.: а) подготовка и спуск тележки по рельсам до порога подвод. части наклонной плоскости, точная установка и укрепление судна на тележке и подъем тележки по рельсам, пока судно не выйдет из воды. Во все время подъема идет установка подпор и подушек под подводную, оголившуюся часть судна. Во избежание несчастий устраиваются стопора у колес тележки и средняя зубчат. рейка с собачкой. Подъем производится при помощи каната или цепи Галля. Самый большой М. эл-г находится в Коломбо (для судов до 1.200 тн., с длиной подвод. части 586 фт. и надводной - 220 фт.). Поперечные эл-ги Лабата аналогичны по идее М. эл-м; главн. их преимущ-во - меньшая длина наклон. плос-ти и соответ-но меньшия вредныя напряжения при подъеме, т. к. судно садится на киль-блоки почти сразу по всей длине киля. На фиг. 1 и 2 на табл. приведены М. эл-г и эл-г Лабата, служащие для подъема мин-цев.

Предыдущая страница Следующая страница