Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "М" (часть 18, "МОР")
МОРСКАЯ КОЛЛЕГИЯ. См. Адмиралтейств-коллегия. |
МОРСКАЯ КОНСКРИПЦИЯ. См. Комплектование флота. |
МОРСКАЯ ОПИСЬ. См. Опись морская. |
МОРСКАЯ ПРАКТИКА. См. Практика морская.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
МОРСКАЯ СЪЕМКА. См. Опись морская. |
МОРСКИЕ АГЕНТЫ. См. Агент. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРСКИЕ ЖУРНАЛЫ. См. Военныя периодическия издания. |
МОРСКИЕ СУДЫ, в России разсматривают дела о бол. тяжких преступл-х чинов М. вед-ва. Они учреждаются в гл. портах и в наст. время имеются в Кронштадте и Севастополе. Каждый в.-мор. суд состоит из председ-ля, в.-мор. судей и чинов канц-рии (секретарь, его пом-ки и кандидаты на в.-мор. суд. долж-сти); для участия в разсмотрении дел в каждый в.-мор. суд назначаются на 6-мес. срок в кач-ве врем. членов 1 кап. 1 р. или полк-к и 3 судов. ком-ра, при чем, за недостатком последних, м. б. назначены старш. оф-ры или, когда нет и их, - прочие шт.-оф-ры; на тот же срок назначаются в кач-ве запас. членов 5 шт.-оф-ров; при суде состоят в.-мор. след-ли и в.-мор. прокурор. надзор. Подсудность в.-мор. судов остается до наст. времени такою же, какою она б. определена по в.-мор. судеб. уст. 1867 г., распространяясь, сверх дел, подсудных в.-окр. суду: 1) на дела о н. чинах, обвиняемых в преступ. деяниях, влекущих отдачу в дисципл. б-ны или денеж. взыскание свыше 15 руб., и 2) на дела, по коим предъявлен свыше той же суммы иск о вознаграждении за вред и убытки. Это различие в опред-нии подсудности в.-мор. и в.-окр. судов произошло от того, что подсудность полков. судов в 1884 и 1905 гг. б. расширена подсудность же экипаж., судов остается с 1867 г. без изменения. Вед-во каждаго в.-мор. суда распространяется на все преступ. деяния, совершенныя в пределах того порта, в коем суд учрежден. Для решения в.-судн. дел в портах и станциях, отдаленных от гл. портов, учреждаются времен. в.-мор. суды; они открываются в Спб. по распоряжению нач-ка гл. М. штаба, в Архангельске, Ревеле и Свеаборге - М. мин-ром, а в остал. портах гл. ком-рами портов; во Владивостоке с 1887 г. учрежден врем. в.-мор. суд с 1 в.-мор. судьей в кач-ве непрем. члена; такой же врем. в.-мор. суд, действующий постоянно в Порте Имп. Александра III, комплектуется из состава в.-мор. суда Кроншт. порта. В состав врем. суда из пост. в.-мор. суда командируются один или неск. в.-мор. судей и пом-к секретаря, а гл. ком-ром порта или М. нач-ком того места, где открывается суд, назначаются 4 врем. и 5 запас. членов; для исполнения прокурор. обязанностей командируется в.-мор. прокурор или один из его пом-ков, а во Владивостокском порте постоянно состоит 1 пом-к в.-мор. прокурора. |
МОРСКИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЯ ОБЩЕСТВА. См. Военно-экономическия общества. |
МОРСКОЕ ДОВОЛЬСТВИЕ. См. Довольствие войск. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРСКОЕ ИСКУССТВО. См. История военно-морского искусства. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРСКОЕ СРАЖЕНИЕ 1 июня (13 прериаля) 1794 г. (см. Англо-франц. войны, стр. 511). Англ. эскадра, под нач. адм. Хоу, состояла из 25 лин. к-блей (III - 100-пуш., IV - 98-пуш., II - 80-пуш. и XVI - 74-пуш.), 7 фр-тов, 2 брандеров, 3 посыльных и 1 госпитал. судна; ком-щий франц. эс-дрой к.-адм. Вилларе-Жуаез имел 26 лин. к-блей (I - 120-пуш., II - 110-пуш., IV - 80-пуш., XIX - 74-пуш.), 7 фр-тов и неск. посыл. судов. Утр. 1 июня англ. флот находился в сев. шир. 47°48′ и зап. долг. 18°30′, и при ветре средн. силы от SW шел лев. галсом приблиз-но на W. Франц. флот, к-рый Хоу преследовал 36 ч. почти в сплошн. тумане, открылся с разсветом под ветром, на разстоянии 6 м., и шел тем же галсом, что и англ-не. Хоу сообщил сигналом, что сам он намерен спуститься на неприят. центр, прорезать линию и атаковать его с подветра. Следуя его движениям, англ. эс-дра начала спускаться. Фр-зы открыли огонь ок. 9 ч. у. с дальн. дистанции; спускавшиеся англ-не отвечать не могли, и бой завязался по всей линии лишь тогда, когда они подошли ближе. Франц. линию, следуя за своим адм-лом, прорезали только неск. к-блей; бой разбился на неск. групп, в каждой из к-рых фр-зы б. атакованы прот-ком в превосход. силах. Не атакованные же франц. к-бли вместо того, чтобы идти на помощь к своим соседям или атаковать непр-ля, явно уклонялись от боя и спустились далеко под ветер. Сам Вилларе, маневрируя в дыму, упал далеко под ветер, и на первонач. месте боя осталось только 11 франц. к-блей, окруженных превосходн. силами англ-н. Часа через два, когда ветер разнес дым, Вилларе оказался без прот-ка всего с неск. франц. к-блями; далеко под ветром было большинство его флота, а англ-не - далеко на ветре. Разглядев, что и на ветре имеются франц. к-бли, и что нек-рые из них еще перестреливаются с англ-ми, Вилларе сделал сигнал флоту следовать за ним, и сам лег в крутой бейдевинд, чтобы приблизиться к своим наветр. к-блям. Но больш-во франц. к-блей не последовало сигналу, и Вилларе оказался опять только с небольш. частью эс-дры; навстречу ему пошли 4 наветр. франц. к-бля; остальные б. так обиты, что один затонул, а 6 сдались. Видя, что больш. часть флота его не поддерживает, Вилларе принужден б. спуститься, и между 4 и 5 ч. дня сражение закончилось. Помимо взятых в плен у фр-зов имели тяжкия повреждения 7 к-блей, а у англ-н таковых было 8. Англ-не имели 290 ч. уб. и 860 ч. ран., а фр-зов всего убыло ок. 3 т. ч. Разгром франц. эс-дры объясняется состоянием полн. упадка личн. состава после революции: оф-ры-дворяне эмигрировали или сложили свои головы на гильогине, и за 3 г. перед сражением оба адм-ла, включая и самаго Вилларе, были еще лейт-ми, нач-к штаба и 11 ком-ров - мичманами, 10 ком-ров - кап-нами и мэтрами коммер. судов и т. д. Только что перед этим во франц. флоте комендоры, в положении к-рых конвент усмотрел несправедл. привилегии, б. заменены солдатами (в больш-ве новобранцами). Из 12 т. ч., находившихся на эс-дре, 7.500 ч. впервые вышли в море, и только 2.700 ч. были наст. матросами. Это сражение замеч-но тем, что стратег. успех был на стороне разбитаго в бою (см. Англо-франц. войны); кроме того, это б. единств. больш. сражение, к-рое имело место вдали от берегов - 430 миль к з. от о-ва Уэссана. |
МОРСКОЕ СУДЕБНОЕ ВЕДОМСТВО, в России сформировано в 1867 г. В состав его входят: председ-ль и члены (5 ч.) гл. в.-мор. суда, председ-ли в.-мор. судов (2 ч.), в.-мор. судьи (9 ч.), в.-мор. следователи (6 ч.), гл. в.-мор. прокурор и его товарищь, в.-мор. прокуроры (2 ч.) и их пом-ки (7 ч.), кандидаты на в.-мор. судеб. должности (8 ч.), а также чины канц-рий в.-мор. судов и в.-мор. прокуроров и гл. в.-мор. судн. упр-ния. Круг лиц, не допускаемых по закону к опред-нию на долж-ти по в.-мор. судеб. вед-ву, тот же, что и для в.-судеб. вед-ва, но в в.-мор. судеб. вед-во м. б. определяемы лица, удостоившияся прощения понесенных ими по судеб. приговорам штрафов. В.-мор. судеб. вед-во до сих пор комплектуется по тем правилам, по к-рым в.-судеб. вед-во комплектовалось до 1883 г., и гражд. чин-ки допускаются в нем на все долж-ти, за исключ. председ-ских в судах. Пополняется состав в.-мор. судеб. вед-ва оф-ми флота, окончившими Александр. в.-юрид. ак-мию, куда ежегодно принимаются по экзамену 1 оф. М. вед-ва, а также оф-рами и чин-ками, получившими высш. юридическое образование. Управление в.-мор. судеб. вед-вом сосредоточено в гл. в.-мор. судн. упр-нии, во главе к-раго стоит главный в.-мор. прокурор. |
МОРСКОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО, основано на тех же началах, что и воен. судопр-во; общий порядок перваго в России отличается лишь нек-рыми частностями; так, постановления о произв-ве в экипаж. судах в в.-мор. судеб. уставе изложены с меньшею подробностью, чем пост-ния о полк. судах в в.-судеб. уставе; М. нач-во не в праве прекращать по окончании дознания дела о преступ. деяниях, неподсудных экипаж. судам; оконченное предварит. следствие обязат-но предъявляется обвиняемому; власть предания суду предоставлена в отношении н. ч. экипаж. ком-рам, а в отношении всех шт. и об.-офицеров ком-щим М. силами и гл. ком-рам; в в.-мор. судах не установлено срока для разсмотрения дела в распорядит. заседании; состав присутствия в.-мор. суда изменяется только при суждении адм-лов, ген-лов и лиц, занимающих генер. должности, при чем председ-лем назначается один из членов гл. в.-мор. суда, а членами - председ-ль в.-мор. суда, наличные в.-мор. судьи и 4 врем. члена из адм-лов или ген-лов; в экипажн. и в.-мор. судах не допускается невызов свид-лей в суд по дальности разстояния; при постановлении приговоров в. мор. судами вопросы о виновности ставятся по особ. правилам, отличным от установленных для в.-окр. судов; для изложения приговора в окончат. форме установлен 2-нед. срок. Различие в правилах в.-мор. и воен. судопр-ва произошло от того, что на первое б. распространены не все изменения, введенныя в воен. судопр-ве при пересмотре в.-судеб. уст. в 1882-85 гг. Совершенно особ. правила установлены в в.-мор. судопр-ве для суда во время плавания (ст. 1066-1109) и для дел о крушении и повреждении судов (ст. 1110-1133). (Якубовский, Рук-ство к произв-ву следствий но в.-мор. вед-ву, Спб., 1869; Записка о гл. основаниях для произв-ва суда во время плавания, Спб., 1868; Практ. указания для произв-ва суда на к-блях во время мор. камп., Спб., 1881; Н. Киселев. Суды особ. к-сий, "Мор. Сб." 1903 г., № 10). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
"МОРСКОЙ ВРАЧ", ежемес. журнал, изд. упр-нием санит. частью флота, основан в 1861 г. ген.-шт.-доктором К. О. Розенбергером, под загл. "Медицинския прибавления к Мор. Сб.", хотя издавался совершенно самост-но. В первые 20 л. выходил книжками 1-2 раза в год, по мере накопления материала. Но с 1882 г., со вступлением в долж-сть гл. медиц. инсп-ра флота В. С. Кудрина, журнал стал ежем-м и издается теперь книжками по 4-5 листов. С 19 июня 1911 г. с Выс. соизволения журнал получил новое название - "М. В.". Наст. программа журнала - разработка как общих вопросов медицины, так и спец-но морских ея отделов - кораб. гигиены, санит. техники и админ-ции флота и портов. "М. В." - один из старейш. медиц. журналов в Россия, до сих пор является единств. органом на рус. языке по М. медицине. В журнале помещаются оригинал. статьи М. врачей, выдержки из официал. отчетов и донесений, а также труды и протоколы общ-в М. врачей в портах. Всего б. выпущено 368 номеров журнала. С преобраз-нием его в ежемес. орган редакцией заведывали М. О. Перфильев, П. С. Тимирев, а теперь (1913 г.) ред-ром состоит К. Н. Зиновьев. Материал. средства на издание журнала отпускаются от казны: с основания журнала - по 1.000 руб., с 1868 г. - по 2.500 р., с 1886 г. - по 3.000 р. и с 1911 г. - по 4.500 р. в год. Журнал издается в колич-ве 500 экз. и безплатно разсылается всем состоящим на службе М. врачам и высшим началъствующим лицам М. вед-ва. По частной подписке стоимость "М. В." - 4 р. в год. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРСКОЙ МИНИСТР, стоит во главе М. мин-ства. На обяз-ти М. мин-pa лежит содержание флота в надлежащ. составе и в постоян. боев. готов-ти; он направляет действия всех частей флота, упр-ний и зав-ний М. вед-ва к цели их учреждения; все дела в.-мор. законодат-ва и те из дел упр-ния, к-рыя д. б. представлены Гос-рю. Имп-ру, восходят к Его Имп. Вел-ву через М. мин-pa; он подписывает Выс. приказы, объявляет по М. вед-ву все вообще повеления и разрешения Верховн. власти и наблюдает за точн. их исполнением; М. мин-ру предоставляется издавать обязат. постановления для обезпечения безопас-ти плавания по водам, находящимся в ведении мин-ства; кроме указанных в особых М. узак-х, права и обяз-ти М. мин-ра определяются еще соответ-но правам мин-ров вообще, согласно своду законов. Т. обр., в России в мирное время М. мин-р является строев. нач-ком всех частей и учр-ний М. вед-ва, как строевых, так и админист-ных, ответственным только перед Е. И. В. (в воен. время ком-щие флотами подчиняются гл-щему или непосред-но Гос-рю Имп-ру, - М. уст., ст. 29); М. мин-р имеет исключит. право доклада Гос-рю Имп-ру по всем делам М. вед-ва. Долж-ть М. мин-ра у нас учреждена после войны с Японией, в 1905 г. До этого во главе М. упр-ния стояли гл. нач-к флота и М. вед-ва и его пом-к, упр-щий М. мин-ством (см. М. министерство). С 1802 г. во главе М. мин-ства находились: мин-ры М. сил - адм. Н. С. Мордвинов (1802), П. В. Чачагов (1803-11), марк. И. И. де-Траверсе (1811-27), А. В. фон-Моллер (1828-36), нач-к гл. М. штаба светл. кн. А. С. Меншиков (1837-55); упр-щие мин-ством-адм. Ф. П. ф.-Врангель (1856-57), Н. Ф. Метлин (1857-60), Н. К. Краббе (1860-76), С. С. Лесовский (1876-80), А. А. Пещуров (1880-81), И. А. Шестаков (1882-88), Н. М. Чихачев (1888-96), П. П. Тыртов (1896-1903), Ф. К. Авелан (1903-05); М. мин-ры - адм. А. А. Бирилев (1905-07), И. М. Диков (1907-09), С. А. Воеводский (1909-11), И. К. Григорович (с 1911 г.). В иностран. гос-твах положение лица, стоящаго во главе М. упр-ния, различно: в Англии это лицо наз. 1-м лордом адмир-ства, является нач-ком как админист-ных, так и строев. частей и учр-ний. Он входит в состав кабинета, ответственен перед парл-том и обык-но назначается из господствующей в парл-те партии. Во Франции и в Италии М. мин-ры также входят в состав кабинета, ответ-ны перед палатами и назначаются по выбору главы кабинета; в обоих гос-твах М. мин-р - нач-к администр-х учр-ний и строев. частей вед-ва. В Соед. Шт. С. Амер. секретарь флота (М. мин-р) также является нач-ком как администр-х, так и строев. частей флота. Он подчинен през-ту штатов и назначается им с согласия сената. В Германии во главе М. мин-ства стоит статс-секретарь, в ведении к-раго находятся, гл. обр., бюджет и хозяйство М. вед-ва (см. М. министерство); наравне с нач-ком М. ген. штаба, М. кабинета имп-ра и высшими строев. нач-ками статс-секретарь М. вед-ва ответственен только перед имп-ром. В Японии М. мин-р также является нач-ком только технических и хозяйственных учр-ний вед-ва, не ответственным перед палатами. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРСКОЙ (военно-морск.) СУДЕБНЫЙ УСТАВ. Работы но корен. пересмотру законов о судоустр-ве и судопроиз-ве (2-я кн. Св. М. угол. постан., изд. 1851 г.) б. начаты в М. вед-ве еще в 1857 г. В 1858 г. с этою целью б. командирован во Францию ген.-аудитор флота П. Н. Глебов, к-рый в 1860 г. представил проект уст. о в.-мор. суде, составленный по образцу франц. в.-мор. кодекса 1858 г. С 1862 г. разработка в.-судебн. и в.-мор. судеб. и. уставов производилась совместно; подроб. проект Глебова разсматривался сначала соед. присутствием воен. и М. ген.-аудиториатов, а затем особ. ком-том под председ-ством В. К. Константина Николаевича и получил Выс. утверждение 15 мая 1867 г., одновр-но с в.-судеб. уставом, от к-раго в.-мор. судеб. уст. отличался лишь названиями судеб. мест, отсутствием подробных постановлений о суде в воен. время и нек-рыми несуществ-ми частностями. В.-мор. судеб. уст. 1867 г. состоял из 1.188 статей и разделялся на 2 ч.: судоустр-во и судопр-во, из коих последняя подразделялась на 4 книги. 6 апр. 1870 г. в дополнение к в.-мор. судеб. уст. б. изданы правила о произв-ве суда во время плавания и о порядке дел о крушении и повреждении судов. В 1874 г., при нов. его (2) издании, эти правила б. включены в 3-ю кн. 2-ой части уст., в к-ром число статей увеличилось до 1.256. При пересмотре в 1882-85 гг. постановлений в.-судебн. уст. М. вед-во не признало нужным вносить соответ-ныя изменения в в.-мор. судеб. уст., а потому с изданием 1883-85 гг. новой редакции в.-судеб. уст. оба устава оказались уже несогласованными, и лишь впоследствии нек-рыя из изменений, внесенных при пересмотре в в.-судеб. уст., б. особыми законами введены в в.-мор. судеб. уст. В 1886 г., при издании Св. Мор. Пост., в.-мор. судеб. уст. б. включен в 5-ю его часть и составил 18-ю кн. Свода, к-рая действует и в наст. время вместе с Продолж. 1910 г., куда вошли позднейш. узаконения, издан. до 31 дкб. 1909 г. (Проект устава о в.-мор. суде, Спб., 1860; Объяснит. записка к нему С. Глебова, "Мор. Сб." 1860, кн. 4 и 5; Свод замечаний на этот проект, Спб., 1861; Сб. законодат. работ по составлению в.-судеб. уст., Спб., 1867). |
МОРСКОЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМИТЕТ. См. Морское министерство. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРСКОЙ (ВОЕННО-МОРСКОЙ) УСТАВ О НАКАЗАНИЯХ, заменил собою кн. 1-ю св. М. угол. постановлений 1851 г. Выс. утвержденный 5 мая 1868 г. воин. уст. о нак. б. немедленно введен в действие и по М. вед-ву, "впредь до согласования с сим уставом как спец. законов о наказ-х за М. собственно прест-ния, так и др. существующих в М. вед-ве постановлений и составления на этом основании в.-мор. уст. о нак.". В нач. 1869 г. гл. в.-мор. прокурор Яневич-Яневский составил проект в.-мор. уст. о нак., к-рый б. подвергнут обсуждению в особ. к-сии под председ-вом адм. Истомина, а затем, в 1870 г., б. разсмотрен гл. в.-мор. судом и 13 авг. 1870 г. получил Выс. утверждение. Издание в 1874 г. уст. о воин. пов-сти повлекло за собою пересмотр в.-мор. уст. о нак., и 14 апр. 1875 г. б. Выс. утверждено новое (2-е) издание устава. Наконец, при издании в 1886 г. Св. Мор. Пост., в.-мор. устав о нак. б. включен в 5-ю его часть и составил 6-ю кн. Свода, к-рая действует и в наст. время вместе с Продолж. 1910 г., куда вошли позднейшия узаконения, изданныя до 31 дкб. 1909 г. Система в.-мор. уст. о нак. та же, что и воин. уст. о нак., но в нем добавлен особый 3-й раздел о прест-ниях против правил в.-корабел. службы (ст. ст. 236-270) и нет соответствующих 5-му разделу воин. уст. о нак. постановлений о наказ., содержащихся в дисципл. частях. (Сб. законодат. работ по составлению в.-мор. уст. о нак., Спб., 1872). |
МОРСКОЙ УЧЕНЫЙ КОМИТЕТ, централ. учреждение, основанное в 1847 г. и упраздненное в 1891 г., функции к-раго по большей части перешли в в.-мор. учен. отдел гл. М. штаба. Мысль об учр-нии ком-та подана б. еще Ломоносовым в XVIII стол.: последний в труде "Разсуждение о большей точности М. пути", предлагал учредить "М. ак-мию", составленную из людей, "искусных в математике и особенно в астрономии, гидрографии и механике" "и к-рые бы там единственно старались, чтобы новыми полезн. изобретениями безопас-сть морепл-ния умножить". Мысль Ломоносова получила осущ-ление только в царст-ние Павла I: в 1798 г., для распространения сведений среди оф-ров, образован б. "Особенный ком-т при адмир-ств-коллегии"; он б. обязан "прилагать всякое попечение об издавании полезн. сочинений, назначать разныя пиесы (т. е. статьи) для перевода с иностр. языков, также задавать к решению вопросы касат-но караблестроения, нагрузки, артил. долж-ти, разведения и хранения лесов и о прочем". Членами ком-та назначены историограф флота в.-адм. Шишков, один корабел. мастер и 3 флотские кап-на, в числе к-рых был известн. автор М. учебников, Гамалея; через 2 г., в 1800 г., вышел 1-й том его трудов: "М. записки". Второй книги "М. зап." не появлялось, и самый ком-т возродился только в след. царст-ние, в 1805 г., под назв. "Адмиралтейский деп-т". В ведение этого деп-та, подчиненнаго мин-ру, поступили учен. и художеств. (техническая) части М. упр-ния, гидравл. и берег. строения М. вед-ва, художеств. заведения, гидрографич. часть и надзор за М. учебн. зав-ниями; к нему же б. причислены типография, находившаяся до того в ведении М. к-са, и музей с моделькамерой; в 1805 г. основана б. и библ-ка, на поддержание к-рой вместе с музеем ежегодно б. ассигновано 10 т. руб. ассигн. В таком виде адмир. деп-т сушествовал до 1812 г., когда заведывание строениями и художествен. частью фабрик и заводов б. передано адмир-ств-коллегии. В 1827 г., при предварител. образовании М. мин-ства, адмир. деп-т б. совершенно упразднен, а вместо него учреждены два присутствен. места, одно от другого независимых: упр-ние ген.-гидрографа и М. уч. ком-т, председ-лем к-раго б. назн. г.-л. Л. И. Голенищев-Кутузов; в ведении М. уч. ком-та остались совещания об учен. предметах, издание книг и повременных записок; за время адмир. деп-та таковых б. издано с 1807 по 1827 г. 13 частей, со статьями, относящимися к морепл-нию, науке и словесности. Последующая деят-сть М. уч. ком-та выразилась в издании записок, гл. обр., содержавших историч. статьи председ-ля ком-та. Таких записок б. издано до 1848 г. 17 частей. 24 нбр. 1847 г. М. уч. ком-т б. преобразован, к его функциям отнесены попечение о распространении между служащими во флоте и вообще в М. слоях необходим. и полез. сведений по М. части и разсмотрение проектов нов. изобретений и разн. предложений по всем отраслям М. дела. Во главе М. уч. ком-та поставлен б. в.-адм. г.-ад. Литке, к-рый и решил для выполнения 1-ой цели вместо повремен. записок издавать периодич. журнал "М. Сб." (см. это). Кроме того, М. уч. ком-т впоследствии стал ежегодно печатать оригинал. и перевод. сочинения по М. спец-сти; за время Имп. Александра II им б. издано до 100 книг. Преобраз-ния М. мин-ства при В. К. Константине Николаевиче почти не коснулись М. уч. ком-та. К началу 1869 г. М. уч. ком-т вошел, как спец. отделение, в М. техн. ком-т; с ним б. соединен и ком-т М. учебн. зав-ний; в 1875 г. последний б. выделен в самост. учреждение, и уже при Имп. Александре III, к концу 1887 г., обе части б. снова соединены под именем в.-мор. уч. ком-та. В таком виде в.-мор. уч. ком-т существовал до 1891 г.; одним из послед. председ-лей его (1881-85) б. г.-л. Ф. Ф. Веселаго, занимавший одновр-но и место дир-ра гидрогр. деп-та. В 1891 г. М. уч. ком-т упразднен, а его обяз-ти переданы по принадлеж-ти в М. техн. ком-т, гл. гидрогр. упр-ние и гл. М. штаб; в последнем еще по наказу 1885 г. образован был в.-мор. отдел, в к-ром сосредоточивались сведения, относящияся до соврем. состояния флотов друг. держав; с упразднением в.-мор. уч. ком-та, отдел этот б. переименован в в.-мор. уч. отдел, во главе его поставлено особое лицо, к обяз-стям к-раго отнесено наблюдение за напр-нием и усоверш-нием учебн. части в М. учебн. зав-ниях, изд. "М. Сб." и др. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРТАРА. См. Австро-сардинская война 1848-49 гг. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
МОРТИРНАЯ БАТАРЕЯ. См. Осадная батарея. |
МОРТИРНЫЕ СТАНКИ. См. Станки мортирные.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Мортонов эллинг - *МОРТОНОВ ЭЛЛИНГ, сооружение для подъема на берег небольш. судов, получило название по имени шотландск. инж-ра Мортона, построившаго в 1818 г. первый эл-т этого типа в Лейте. Суда втаскиваются на М. эл-г по напр-нию своей диаметр. плоскости. Эл-ги, расположенные парал-но берегов. линии, носят название "поперечных" или "эл-в Лабата", по имени франц. инж-ра, впервые построившаго такой эл-г в 1848 г. Соврем. М. эл-г состоит из след. основных частей: 1) неподвижн. наклонной плоскости, 2) подвижной тележки на рельсах и 3) подъемнаго мех-зма с двиг-лем. Наклон. плос-ть (из дерева, кирпича, камня или бетона) имеет тем меньший уклон, чем тяжелее вытаскиваемое судно; у нас приняты уклоны 1/18-1/24. Больш-во М. эл-в ограждается в подвод. части парал-ными дамбами, каменными или бетонными, что особенно важно при наличии сильн. течений. Иногда свобод. конец закрывается ботапортом для удобства ремонта и осмотра подвод. части эл-га. Сочетание М. эл-га с ботапортом породило новый тип "эл-г-дока" (Триест, арсенал австр. Ллойда). Подъем судна на М. эл-г сводится к след.: а) подготовка и спуск тележки по рельсам до порога подвод. части наклонной плоскости, точная установка и укрепление судна на тележке и подъем тележки по рельсам, пока судно не выйдет из воды. Во все время подъема идет установка подпор и подушек под подводную, оголившуюся часть судна. Во избежание несчастий устраиваются стопора у колес тележки и средняя зубчат. рейка с собачкой. Подъем производится при помощи каната или цепи Галля. Самый большой М. эл-г находится в Коломбо (для судов до 1.200 тн., с длиной подвод. части 586 фт. и надводной - 220 фт.). Поперечные эл-ги Лабата аналогичны по идее М. эл-м; главн. их преимущ-во - меньшая длина наклон. плос-ти и соответ-но меньшия вредныя напряжения при подъеме, т. к. судно садится на киль-блоки почти сразу по всей длине киля. На фиг. 1 и 2 на табл. приведены М. эл-г и эл-г Лабата, служащие для подъема мин-цев. |