Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДЖО"-"ДИЗ")
ДЖОНС (Jones), Поль, шотландец, род. в 1747 г., основатель флота С.-А. С. Шт., прославился в войну за независимость. Переселившись в Америку еще мальчиком, Д. с нач. войны за незав-сть англ. колоний вооружил, по поручению конгресса, в 1775 г. небол. эс-дру и, командуя судном Providence, провел к месту назначения парк тяж. арт-рии для защиты Нью-Иорка. В 1776 г. провел неск. купеч. судов в р. Делавар, за что получил чин кап. флота. Вь конце года, командуя небол. отрядом из 6 к-блей, разорил англ. поселения на бер. Акадии и овладел мног. судами, из к-рых одно везло денеж. содержание англ. войск. В нбр. 1777 г., на вновь построенном в Голландии 36-пуш. фрег. Индианка, Д. б. послан конгрессом во Францию, где д. б. вступить в команд-ние союз. силами. Но франц. прав-ство медлило с объявлением войны Англии; тогда Д. предпринял на свой страх экс-цию в сев. Ирланд. море. Выйдя из Бреста 10 апр. 1778 г. с 18-пуш. корв. Ranger, он высадился в Уайтгафене, в графстве Кумберланд, овладел фортом, заклепал орудия, сжег неск. англ. купеч. судов в порту и направился к бер. Шотландии, где взял замок гр. Селкирка, принудил англ. фрег. Drake спустить флаг и отвел его в Брест. В авг. 1779 г. Д. получил в команд-ние к-бль О.-Инд. компании Duras, вооруженный 40 пуш., и б. поставлен во главе эс-дры, в состав к-рой вошли также 2 франц. фрегата. 23 снт. отряд встретил караван англ. купеч. судов, шедший из Балт. моря под конвоем 44-пуш. фрег. Serapis, и 20-пуш. Skarborough. Несмотря на то, что фр-зы его оставили, Д. с одним своим к-блемь атаковал англ. фр-ты и после ожесточ. боя заставил их сдаться. Этоть бой принадлежит к наиб. замеч. одиноч. боям парус. судов по искус. тактике и настойчивости сражавшихся. По прибытии в Тексель, Д. сдал 600 плен. и богат. добычу. Отсюда он предпринял нападение на Ливерпуль и, несмотря на то, что план не удался, навел панику на все брит. побережье, овладел еще одним англ. к-блем и с богат. добычей вернулся в Брест. Слава о подвигах Д. быстро распространилась во Франции, где его встречали восторж. овациями, вызывая зависть франц. моряков. Людовик XVI, узнав о бое Д. с двумя англ. фр-тами, пригласил его в Париж, наградил зол. шпагой и орд. за воен. заслуги. В исходе 1779 г., возвращаясь в Америку на фрег. Ariel, Д. по пути заставил сдаться англ. фрег. Triumph. В начале этого боя Ariel получил подвод. пробоину, и на нем образовалась течь. Узнав об этом, Д. подошел вплотную к прот-ку и обратился к команде со словами: "Матросы! вам осталось сражаться недолго. Если в течение 20 мин. вы не возьмете англ. к-бль, он от нас уйдет, и нам останется только потонуть". Слова любим. нач-ка воодушевили экипаж, и через неск. минуть Triumph б. взят на абордаж. Вь 1781 г. Д. б. назн. ком-ром строившагося 70-пуш. к-бля Amerika, получил от конгресса зол. медаль и благодарность. Через 2 г., по Версал. миру, Англия д. б. признать незав-сть своих амер. колоний. После заключения мира Д. жил во Франции, а затем переселился в Россию. Зиму 1786-87 гг. он провел в Кронштадте. В 1787 г., по приглашению Екатерины II, поступил на рус. службу с чином к.-адм., но вскоре б. переведен в Черномор. флот, т. к. служившие в то время в Балт. флоте многочисл. англ. оф-ры заявили, что не только не желают подчиняться Д., как заклятому врагу англ-н, но и служить с ним не останутся. С нач. 2-ой войны с Турцией (1787-91) Д. получил в команд-ние эс-дру из 14 парус. судов (2 к-бля, 3 фр-та и 8 мелк. судов), с к-рой способствовал принцу Нассау-Зигену в истреблении тур. флота под Очаковом 17 и 18 июня 1788 г. Но не одни англ-не интриговали против Д. Нашлись и другие завистники, боявшиеся быстраго возвышения иностранца. Потемкин не любил Д. и после боя под Очаковом скрыл его донесения. В 1789 г., чувствуя нерасположение всесильн. Потемкина и пр. Нассау. Д. оставил Россию и удалился в Париж, где и ум., почти забытый современниками. Его прах б. положен в жел. гроб, наполненный спиртом, и похоронен в Париже. В 1851 г. амер-цы с трудом отыскали гроб, т. к. на месте стараго кладбища б. уже проведены нов. улицы и построены дома. Но, благодаря спирту, тело сохранилось; в том же году оно б. перевезено в Америку на фрег. Sl.-Laurens и похоронено с больш. почестями. Интересная, полная приключений жизнь Д. описана в неск. романах Купера. А. Дюма-отца и др. ("Мор. Сб." 1851 г. № 4, 1858 г. № 12, 1859 г. № 9; Sherburne The life and character of J. P. Jones, a captain in The United States Navy, during The revolutionary war, New-York, 1851; Simmes, The life of P. Jones, New-York, 1845 Memoirs of rear-adm. P. Jones, Edinburgh, 1833), |
ДЖОРЖТОУН (Georgetown). 1) Англ. воен. угольн. и санит. станция на о-ве Вознесения (Африка). Казен. склад угля. Сроч. пароход. сообщение с Англией и Капштадтом. Укреплен батареями. 2) Коммерч. порт в штате Колумбия (С. Америка), при впадении р. Потомак в Чезапикский зал., отделен от Вашингтона только каналом Рок-Крик; ок. 20 т. жит. В Д. кончается канал Охайо - Чезапик. Порт соединен ж. дорогами со всеми частями страны и имеет пароход. сообщение с глав. портами Штатов. 3) Англ. коммерч. порт в Брит. Гвиане, носящий также название Демерана, гл. администр. центр колонии; 53 т. жит., хорошия механич. мастерския для обычн. ремонта, сухой док в 212 фт. дл., значит. запасы угля. Гавань доступна для судов с углублением до 17 фт. Подвод. телегр. кабель на о-в Тринидад. 4) Англ. администр. центр колонии проливов (Straits Settlements) и коммерч. порт и укрепл. угол. ст. на зап. бер. Малаккскаго полуо-ва, носящий также название Пенант; ок. 15 т. жит., хорош. рейд для больш. судов, пароход. мастерская для мелк. ремонта, сух. док (343×50×15 фт.), Мортон. эллинг для мелк. судов и значит. запасы камен. угля. Подвод. телегр. кабели: в Мадрас - 2, в Дели (Суматра) - 1, в Малакку - 1, в Сингапур - 2. Станция сроч. пароходов, идущих Мал. проливом. Часто заходят воен. суда. |
ДЖУБА (Джубга), сел. в Черномор. губ., на бер. Черн. моря, между Новороссийском и Туапсе; известно по действиям Джубскаго отряда в 1863 г. (см. Кавказская война). К осени 1863 г. не покоренными оставались здесь абадзехи и убыхи, скопившиеся в горах глав. Кавказ. хребта и шапсуги, разселенные вдоль побережья. В авг. для нанесения окончат. удара этим горцам, б. направлены: отряды Даховский и Пшехский к перев. Гойтх, для действия против абадзехов и убыхов, и Адагумский - от Геленджика вдоль бер. Черн. моря по напр-нию к Д., против шапсугов. В то же время в укр-нии Григорьевском, под нач. атамана Кубан. казач. войска гр. Сумарокова-Эльстона, б. сформирован Д-ский отряд, задачей к-раго б. проложение дороги от Григорьевскаго к бер. моря и овладения шапсуг. сел. Д. Отряд выступил 28 авг. вверх по ущелью р. Шебш, разрабатывая дорогу и заложив станицу Ставропольскую с укреплением на 1 роту. Горцы без сопр-ления изъявили покорность. В конце окт., когда силы шапсугов б. отвлечены действиями Адагумскаго отряда у устья р. Шпада, временно командовавший Д-ским отрядом полк. Левашов произвел быстр. набег на Д. и, после жарк. дела 24 окт., нанес поражение шапсугам, захватив 5 ор. После этого Адагум. отряд продолжал упрочиваться по побережью моря, тогда как Д-ский отряд занялся преслед-нием шапсугов. В дкб. вся обшир. страна от устья р. Кубани до рр. Псекупса и Шабсуго была в наших руках. (Р. А. Фадеев, Письма с Кавказа, Спб., 1889).
Джуба (Джубга) |
ДЖУНГАРИЯ, См. Китай. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЗЕГАМ (Загама), селение и речка (незначит. прав. приток р. Куры), в пределах Елизаветпол. губ. (схема в ст. Джебраильские сады). На Дзегамской равнине (между рр. Д. и Шамхор) в камп. 1805 г.·перс. наслед. принц Аббас-Мирза б. разбит отрядом полк. Карягина. В июле кн. Цицианов получил возм-сть двинуться на помощь осажден. перс. полчищами Шуше и навстречу победоносно пробивавшемуся через армию Аббаса-Мирзы, ничтожному отряду полк. Карягина, отступавшему к Елизаветполю (см. Джебраильские сады). 15 июля, отбросив при р. Тертере персов, пытавшихся помешать переправе, Цицианов прибыл в сел. Мардагис, где на след. утро присоединился к нему и Карягин с остатками своего доблест. отряда; 17 июля Цицианов двинулся дальше к Шуше, а отряд Карягина б. направлен на отдых в Елизаветполь, к-рый, немедленно по выходе из него Цицианова, б. осажден Аббас-Мирзой. Слух о приближении Карягина (346 ч.) к Елизаветполю заставил Аббаса-Мирзу отступить к Шамхору; возбудив мятеж среди шамшадильских татар, он готовился вместе с ними идти на Тифлис, оставшийся почти без войск. Узнав об этом, Карягин (шеф 17-го егер. п.), хотя и страдавший от полученных в боях контузий и раны, решил разстроить планы валиагда (наследника престола) и с этой. целью выступил 22 июля из Елизаветполя с отрядом в 600 ч. К счастью, случайное обстоят-во задержало Аббаса-Мирзу у Шамхор и дало возм-сть Карягину нанести ему поражение. Шедший из Тифлиса небол. транспорт наткнулся 23 июля на Д-ской равнине, близ Шамхора, на передов. войска Аббас-Мирзы, отряд Пир-Кули-хана; прикрытие транспорта в 30 ч. устроило каре из арб и мужественно защищалось, несмотря на подошедшия глав. силы Аббаса-Мирзы, имея 1 бойца против 100 персов. Последние, обложив транспорт и громя его из орудий, требовали сдачи, угрожая истребить всех, но на все угрозы нач-к транспорта, Нарвскаго драг. п. пор. Донцов, отвечал одно: "Умрем, а не сдадимся"; тем не менее, положение отряда с кажд. часом ухудшалось; пор. Донцов б. уб., а друг. оф-р отряда, прап. Платковский, захвачен в плен; солдаты остались без оф-ров, но стойко сопротивлялись еще 4 дня. Наконец, веч. 27 июля показался Карягин, спешивший сюда форсир. маршами; на другой же день он стремит-но атаковал глав. лагерь Аббаса-Мирзы, ворвался в его окопы и овладел б-реями; не давая персам опомниться, Карягин повернул захваченныя орудия на лагерь, и вся армия Аббаса-Мирзы (40 т.) обратилась в бегство. Трофеями были: весь лагерь, обоз, неск. орудий, знамена и множ-во пленных, в числе к-рых б. захвачен и ран. груз. царевич Теймураз Ираклиевич. Победа на Д-ской равнине закончила перс. кампанию 1805 г. (Утверждение рус. владычества на Кавказе, изд. штаба Кавказ. воен. округа. 1901). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДИАДИН. См. Баязет. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ КОРАБЛЯ, пл-сть симметрии к-бля; проходит через центр. линию киля и штевней. Сечение пов-сти судна Д. пл-стью дает фигуру, характеризующую обводы носа и кормы его. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДИАРБЕКР (Diarbekr), или Диарбекир, древн. Амида, укрепл. глав. гор. тур. вилайета Д., лежит на скалист. массиве, круто спускающемся к прав. бер. Тигриса. С 230 г. по Р. Х. город был рим. колонией и укреплен в IV в. имп. Константином. В 502 г. Амида подверглась неожид. нападению со стороны персов, под нач. Кабада; осажденные мужественно оборонялись, не давая атакующему возм-сти пробить брешь. Последний устроил штурм. террасу, возвышавшуюся над стенами. Защитники подкопали ее, и терраса обрушилась. Кабад уже намеревался снять осаду, когда случайно б. открыт потайной ход, через к-рый солдаты и проникли в город; одновр-но, 10 янв. 503 г., Кабад произвел штурм и взял город. В 505 г. вост. римляне, воспользовавшись отсутствием Кабада, находившагося в походе против гуннов, пробовали взять Амиду обратно и, когда это им не удалось силой, купили сдачу за 1 т. фн. зол. В 1394 г. Д. б. взять Тимуром и разрушен. (Prokopius, Perserkiege). |
ДИБИЧ, бар., Иван Иванович (Ганс Эренфрид), рус. г.-м., род. в 1737 г., воспитывался в Берлин. кад. к-се, служил в прус. воен. службе и с отличием участвовал в 7-лет. войне, во время к-рой б. ран. В период войны за Бавар. насл-во (1778, Д. состоял при Фридрихе В., а затем исполнял обяз-сти ген.-квартирм-ра при брате короля, пр. Генрихе. В 1791 г. Д. покинул прус. службу в чине подплк., в 1798 г. поступил на русскую и б. зачислен в свиту Имп. Павла I. Награжденый в июле 1798 г. чином полк., Д. скоро заслужил неудовольствие Имп-ра и в 1799 г. б. переведен в арм. полк, а затем уволен от службы. Имп. Александр I, еще будучи наследником, исходатайствовал возвращение Д. вновь на службу (фвр. 1800), при чем он б. произв. в г.-м. и назначен состоять при 1-м кад. к-се, для воспитания пр. Евгения Вюртембергскаго (см. это слово); в 1811 г. Д. б. назн. дир-ром 1-го кад. к-са, потом занимал должность нач-ка Сестрорец. оруж. завода. Ум. в 1822 г. Д. написал немало сочинений по воен. делу; "Specie le Reit- u. Beschältsintheilung Königs Friedrich II", Pet., 1801; "Gedanken über den Soldaten in allen seinen Theilen abgehandelt", Pet., 1801 (русск. перевод Карбоньера д’Арсит, Спб., 1802-03) и др. (Н. Шильдер, Имп. Павел I, Спб., 1901; Форм. списки 1818 г., № 9, хран. в гл. шт.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДИВЕРСИЯ. См. Бой. |
ДИВИЗИОН, тактич. и администр. соединение неск. мелк. войсков. частей; в арт-рии - б-рей (2-3), в коннице - эск-нов (2-3). Д. впервые появляется в Пруссии в сер. XVIII ст., в пехоте, где он составлял особое подразделение б-нов, не совпадавшее с делением на роты. До 50-х годов XIX ст. в нек-рых армиях так назывались роты, а у нас и полубатареи. В наст. время Д. имеются в нек-рых европ. армиях, в коннице или артиллерии. У нас Д. имеются отдельные и неотдельные. Отдельных Д.: в коннице - 5 казачьих, 1 запас. кавалерийский и 3 жандармских; в арт-рии - 14 стрелк. (1 гв.), 20 полевых конных, 35 морт. (1 гв.), 10 горн., 2 к.-горн. и 7 тяжелых. Неотдельные Д.: имеются по 2 в кажд. 6-эскадрон. кав. полку и в кажд. арт. бригаде. Во флоте Д. есть соединение из 9-ти, по возможности однотипных, мин. судов и основ. единица в орг-зации рус. мин. флота. Команд-ние Д. вверяется отдел. нач-ку, к-рому присвоен особый брейд-вымпел, поднимаемый им на одном из миноносцев. В Д. также соединяются подвод. лодки. |
ДИВИЗИОННАЯ ГОРА. См. Порт-Артур. |
ДИВИЗИЯ, крупное тактич., администр. соединение, состоящее из одного, двух или более родов войск. Впервые возникла во франц. армии в первой полов. XVIII ст. и не имела пост. орг-зации; лишь в 1777 г. б. образованы первыя пост. Д. Первонач-но франц. Д. состояла из всех родов войск (15 б-нов, 12 эск., 12 ор.); Наполеон, стремившийся соединить конницу в круп., самостоят. массы, отнял у Д. конницу, к-рая частью б. придана к-сам, частью, соединяясь в особыя Д., оставалась в непосред. распоряжении императора. В Пруссии Д. б. образованы лишь перед войной 1806 г., но орг-зация их в то время не отличалась устойчивостью. В наст. время только в Германии и Японии в состав Д. входят все роды войск; в прочих армиях Д. состоят из одного или двух родов войск (пехота или конница с придачей арт-рии или без нея). Соврем. организация Д. - Германия имеет 49 Д. (из них одна кав-рийская); нормал. состав в мирн. время: 2 пех., 1 кав. и 1 арт. бр-ды (12-18 б-нов, 10 эск. и 72 ор.). При мобил-ции в составе каждой Д. остается 2-4 эск., а остал. конница идет на форм-ние отдел. кав. Д. (3 бр-ды по 2 пп., 12 ор. и отряд пионеров). В каждой полев. Д. придается, кроме того, пионер. рота. Австро-Венгрия. Пех. Д. 33; состав их весьма разнообразен, от 6 до 24 б-нов; кав. Д. - 6, их состав 18-24 эск. В воен. время в состав пех. Д. включается 2-3 эск. дивизион. конницы, арт. п. (24 ор.) и пионер. рота; в состав кав. Д. - к.-арт. д-зион и пионер. взвод. Франция. Пех. Д. - 40, кав-рийских - 8; состав пех. Д. - 12 б-нов, кав-рийской - 20-30 эск. и 8 ор.; пешая (ездящая) арт-рия в состав пех. Д. не входит и объединяется с пехотой лишь в к-сах. Италия. В мирн. время Д., как тактич. соединения, нет, это - лишь территор. подразделение кор-ства (дивизион. округ). В воен. же время пех. Д. (всех - 24) имеет след. состав: 2 пех. бр-ды, 5 б-рей и сап. рота (121/4 б-нов, 30 ор.); кав. Д. (всех - 3): 24-30 эск. и 12 ор. Япония. Всех Д. - 19. Каждая, как в мир., так и в воен. время состоит из 12 б-нов, 3 эск., 36 ор., 1 инж. б-на и 1 обозн. батальона. Россия. У нас Д. существовали в мирн. время уже при Петре В., но упр-ние Д., ведая войсками, расположенными в дан. районе, имело значение местн. органа; при выступлении в поход полки выходили из состава Д. и из них составлялись, соответ-но надобности, отряды. Такие отряды из 3-х родов войск в 7-лет. войну тоже назывались Д., но состав их б. различен и непостоянен. При Екатерине II было 8 Д., как территориал. подразделений: Лифляндская, Эстляндская, Смоленская, Севская, Украинская, Петербургская, Финляндская и Московская. В 1779 г. их было 11, а к концу царст-ния Екатерины II - 12. При Павле Д. переименованы в инспекции, число к-рых доведено до 14. При Александре I в 1806 г. из войск инсп-ций образовано б. 18 Д. Инсп-ции б. уничтожены, кроме 3-х: Кавказской, Оренбургской и Сибирской. В 1808 г. и эти последния б. упразднены, а число Д. доведено до 26. Каждая Д. состояла в то время из 3 бр-д по 2 полка. Большая часть конницы б. сведена в 4 кав. Д. К концу 1811 г. пех. Д. б. уже 30: 1 гвардейская, 27 армейских, 28-я - из Оренбург. войск, 29-я из Сибир. войск. Кав. Д. было 10. В 1833 г. при переформ-нии армии образовано 29 пех. (3 гв., 3 грен. и 23 арм.) и 16 кав. Д., все в составе 2 бр-д (по 2 пп.). Арт-рия тоже б. сведена в Д., коих было 8: грен-ская, 6 полевых и 1 конная; каждая состояла, из 6 пеш. бр-д (по 4 б-реи) и 1 конной в 2 батареи. К.-арт. Д. (состояла из 2 бр-д по 2 батареи. К началу Крым. войны у нас было 30 пех., 15 кав. и 10 арт. Д. К 1886 г. пех. Д. было 48 (из 4 полков каждая); кав. - 20 (по 4-6 полков); в 14 кав. Д. было по 3 драг. пп. и по казачьему. В наст. время у нась 70 пех. Д. (3 гвард., 4 грен., 52 арм. и 11 сибир. стрелковых); каждая состоит из 2 пех. бр-д по пп. и 1 арт. бр-ды в 6 батарей (16 б-нов и 48 ор.). Кав. Д. - 26 (2 гв., 18 арм. и 6 казач.); нормал. состав их: 24 эск. и 12 кон. ор. Инж. войска у нас в состав Д. не входят ни в мирн., ни в воен. время. Вообще, в воен. время в состав наших Д. не добавляется друг. родов войск. Изь вышеизложеннаго видно, что наиб. полная и совершен. орг-зация Д. принята в герм. и яп. армиях, особенно в последней, в к-рой уже в мирн. время в пределах Д. объединяются все роды войск, что придает этому тактич. соединению большую оперативную самост-ность, и в к-рой на д-зию имеется по 1 сап. б-ну, тогда как в проч. армиях - едва по 1 сап. роте. |
ДИВИЗИЯ ВО ФЛОТЕ, соединение неск. судов одного типа. В Д. сводятся как большия суда, так и мин-цы; в зав-сти от того, из каких судов составлена Д., она получает и соответств. наименование. Д. линейных кораблей называется соединение двух бр-д к-блей; бр-да м. состоять из 3 или 4 к-блей. Д. лин. к-блей составляет основ. ядро правильно сложенной эс-дры и определяет ея силу. Д. может не иметь отдел. нач-ка и штаба: нач-к 1-ой бр-ды при совмест. маневр-нии будет командовать Д. Ком-щий эскадрою чаще всего подымает флаг на голов. к-бле 1-ой бр-ды принимая на себя непосред. команд-ние этой бр-дой, а при совмест. маневр-нии со 2-ой бр-дой и команд-ние всей Д. Д. легких крейсеров называется соединение 2 бр-д их, состоящих из 4 к-блей каждая. Одна Д. легк. кр-ров включается в состав правильно сложенной эс-дры для разведоч. и дозор. службы и отражения минн. судов. Нач-к 1-ой бр-ды легк. кр-ров является в то же, время и нач-ком всей Д. при совмест. действиях обеих бр-д; чаще всего он держит флаг на головн. кр-ре 1-ой бригады. Минной Д. называется соединение из 4 д-зионов мин-цев, т.-е. из 36 мин. судов, к к-рым присоединяется необходимое, смотря по обстоят-вам, число транспортов и вспомогат. судов. Команд-ние мин. Д. вверяется особ. нач-ку, к-рый подымает флаг на одном из судов. В состав правильно сложенной эс-дры д. входить одна Д. мореход. мин-цев для производства и отражения мин. атак. Предельный состав лин. Д. определяется условием подчинения всех мин. судов воле одного нач-ка при сравнит-но неслож. цепи команд-ния (нач-к мин. Д., нач-к д-зиона, ком-р мин-ца). При нач-ке мин. Д. состоит его штаб, в к-рый входят 2 или 3 флаг-оф-ра, 2 флагман. мин. оф-ра, 1 арт-рист, 1 штурман, 1 инж.-механик, 1 кораблестроитель, 1 врач и 1 об.-аудитор, неск. сигнальщиков, телегр-стов и писарей. Флотской Д. в прежн. время называлось соединение из неск. берег. флот. экипажей. Вооружаясь каждую весну, суда ходили летом "в кампанию" и разоружались осенью; на зиму команды перебирались в берег. казармы, а суда охранялись н. чинами, "вахтенными", к-рые посылались на к-бли в суточ. дежурство. При таком порядке в Балт. море команды проводили большую часть года на берегу, в казармах, и лишь 3-5 мес. на к-блях в море. Чтобы внести опред. порядок и систему в берег. жизнь флот. команд, из них б. образованы настоящия берег. части, получившия орг-зацию, весьма сходную с орг-зацией пех. полков или отдел. б-нов; части эти назывались флотскими экипажами. В такой экипаж входили команды неск. судов, а также н. ч. для разл. хозяйств. и администр. надобностей; числен. состав экипажей выходил весьма разнообразным и непостоянным. В разное время делались попытки внести большую правильность в орг-зацию экипажей: так, во время парус. флота в экипаж зачислялись 1 к-бль, 1 фрегат и неск. мелк. судов; позже, когда перешли к паров. и броненос. флоту, зачислялись 1 бр-ц или больш. брон. кр-р, 1 или 2 судна 2 р. и неск. мелк. судов. Но все эти комбинации судов были искусственны и неустойчивы, вытекая из хозяйств. и администр. соображений, а не в.-морских; очевидно, экипаж, представлявший собою берег. сухоп. часть, не мог быть основ. единицей флота. В конце XIX в. число эк-жей во флоте доходило до неск. десятков; чтобы объединить команд-ние, неск. эк-жей (6-10) сводились в одну флотскую Д., начальствование над к-рой вверялось старш. флагману. При такой системе, очевидно, предполагалось, что в одной Д. объединены команды судов целой эс-дры; но фактически к-бли назначались в летн. плавание ("в кампанию") совсем не по Д., а в зав-сти от исправности судов и друг. потребностей флота. Поэтому, объединение эк-жей в Д. почти ничем не отразилось на орг-зации плавающ. флота. После войны 1904-05 гг. у нас оказалось знач-но больше эк-жей, чем это было нужно, и сама собою возникла мысль об их реорганизации. Одновр-но б. проведена важная организац. мера: мор. команды б. прикреплены к своим судам, т.-е. оставлены жить на судне кругл. год, при чем суда зачислялись зимой в "вооруженный резерв1", или на т. наз. "паровое отопление1" (см. эти слова). На соврем. боев. судах, имеющих паров. отопление, электрич. освещение, искусств. вентиляцию и проч. технич. усоверш-ния, жизнь команды и оф-ров в зимн. время оказалась вполне возможной даже в нашем климате, и опасения прот-ков этой реформы не оправдались. В 1908 г., после прикрепления команд к судам, б. упразднены флот. Д. и экипажи. В воен. портах оставлено по 1 эк-жу или полу-эк-жу для обслуживания администр., хозяйств. и друг. берег. потребностей порта, а в глав. портах сформировано, кроме того, еще по одному флот. эк-жу, к-рые д. представлять собою как бы депо для укомпл-ния судов флота. Т. обр., основной единицей в орг-зации личн. состава флота является теперь не Д. или экипаж, а судов. команда, неразрывно связанная со своим кораблем.
[1] Статья, на которую указывает данная ссылка, в оригинале отсутствует. |
ДИГНИС (Тихнис). См. Гумры. |
ДИГУР, сел. Ахалцых. у., Тифлис. губ., на р. Посхов-чае, у к-раго 2 июня 1828 г. произошло первое блест. дело кампании этого года. Переход ав-рда глав. тур. армии через Саганлуг к Бегли-Ахмету и движение к Ахалцыху формировавшагося в Аджарии к-са Кягьи-бека (см. Русско-турецкия войны1) заставили гр. Паскевича поспешить в Карс, приказать ген. Муравьеву со всем Ардаган. отрядом (кавказ. грен. бр-да, 1 б-н 40-го егер. п., Нижегород. драг., Сборный линейный, Дон. казач. Карпова и 3-й к.-мусульм. пп., 32 ор.) соединиться у Д. с прикрывавшим Ахалцых отрядом ген. Бурцева (Херсон. п.) и закрыть туркам выход из ущелья Посхов-чая. В то время, как Муравьев уже шел к Д., Бурцев ничего об этом приказании не знал, т. к. находился не в Ахалцыхе, куда направился курьер, а с небол. частью своего отряда усмирял возмутившееся население Коблиянскаго округа. Получив ночью 30 мая приказание, он немедленно двинул к Д. под нач. полк. Гофмана все налич. силы (3 роты Херсон. п., 200 казаков и 4 ор.), а сам поспешил в Ахалцых, чтобы с остальными выступить вслед за Гофманом. Последний к 10 ч. у. 1 июня подошел к Посхов-чаю против Д., за к-рым у с. Чаборио стоял тур. лагерь, поднявшийся по тревоге, как только казаки переправились через речку. Об отряде Муравьева не было сведений, почему Гофман очутился один лицом к лицу с многочисл. противником. Выслав на ту сторону речки в помощь казакам 60 стрелков, Гофман с 3 ротами Херсонцев и 4 ор. остался на прав. берегу. В 111/2 ч. у. 6 т. тур. конницы повели атаку по обе стороны речки и на Херсонцев, и на занятыя казаками высоты лев. берега, но, несмотря на ряд атак, не могли сломить каре Херсонцев, поддерживаемых огнем 4 ор. и спешившихся казаков. В 4 ч. д. подошел, наконец, Бурцев с 2-мя б-нами Херсон. и Ширган. пп. и почти одновр-но показался и ав-рд Муравьева, после чего тур. конница отступила. Принявший команд-ние Муравьев присоединился к отряду Бурцева (1 б-н 40-го егер. п. и 3-й к.-мусульм. п.) и решил атаковать 2 июня тур. лагерь одновр-но двумя колоннами: Бурцева со стороны Д. и полк. Сергеева (остал. войска Ардаган. отряда) - от Посхов-чая. Время для движения колонн б. расчитано верно, но трудность переправы через Посхов-чай во внимание принята не была. Утр. 2 июня колонна Бурцева начала наступление, имея в голове, под нач. майора Забродскаго, 1 б-н 40-го егер. п. с горн. орудиями и дон. полком Студеникина; за этими частями, в виде частн. резерва, шел б-н Ширванцев с двумя батар. ор., а за ним, в общ. резерве, 2 б-на Херсонцев и 2-й к.-мусульм. п. с остал. артиллерией. Конница Кягьи-бека всей массой обрушилась на Забродскаго, едва он стал подниматься на высоты. Т. к. колонна Сергеева еще не прибыла, а б-н Ширванцев, задержанный тяжел. батар. орудиями, отстал, то егерям и спешившимся казакам пришлось тяжело: но они стойко отбивали атаки конницы. Бурцев приказал Ширванцам бросить орудия и спешить на выручку Забродскаго, но Ширванцы на руках втащили орудия на высоты; прибытие их заставило Кягьи-бека ослабить натиск на Забродскаго, но за то он направил часть сил для захвата Д., с целью отрезать отступление. Выдвинутыя из общ. резерва 2 роты Херсонцев, однако, успели остановить турок в Д-ском ущелье. Между тем, Ширванцы ворвались в с. Чаборио, но тур. конница отрезала их от остал. войск Забродскаго; тогда весь полк Студеникина бросился на выручку, ворвался в с. Чаборио и захватил 2 ор. Эта атака казаков произвела минутное замешат-во, чем воспользовался Бурцев, двинув в штыки послед. 6 рот Херсонцев, а за ними 3-й к.-мусульм. п.; почти в это время в тылу у непр-ля появилась и колонна Сергеева. В результате вся масса тур. конницы обратилась в бегство: весь лагерь турок попал в наши руки, весь к-с Кягьи-бека разсеялся и сам бек едва успел ускакать в Аджарию. У русских выбыли из строя 12 оф. и до 100 н. ч.; урон турок, по их показаниям, до 1.200 ч. одними убитыми. (Литература в ст. Русско-турецкия войны).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДИДИОН, Исидор (1798-1878), ген. франц. арт-рии, проф. балистики в инж. и арт. аппликац. школе в Меце. Занимая кафедру с 1837 г., Д. составил в 1848 г. первый полный курс внеш. балистики под заглавием: "Traité de balistique". Этот курс, превосходный по своему плану и выполнению, служил исход. точкою при составлении последующих курсов внеш. балистики. Курс основан на выражении сопр-ления воздуха двучленом, в к-ром первый член пропорционален квадрату, а второй - кубу скорости снаряда. Такое выражение б. принято им на основании опытов над сопр-лением воздуха на сферич. снаряды, произведенных им в Меце в 1839-40 гг. совместно с франц. учеными Пиобером и Мореном, а т. к. при принятом законе сопр-ления не м. б. проинтегрированы дифференциал. уравнения движения снаряда, то Д. предложил приближен. способ и составил удобныя таблицы для облегчения вычисления функций, входящих в формулы, полученныя при интегрировании по его способу. В курсе также приведены формулы углубления снарядов в тверд. среды, выведенный на основании тех же опытов при стрельбе сферич. снарядами в разн. среды. Во втором издании своего курса (1860 г.) Д. применил эти формулы и к продолговат. снарядам; ими пользуются и поныне. Д. дал общепринятый теперь способ определения отклонения снарядов от ветра и составил таблицы вероятностей попасть в полосы, квадраты, круги и прямоугольники, помещенные в его сочинениях: "Memoires sur la probabilite du tir", 1857, и "Calcul des probabilites appliqué au tir"·, 1858, к-рые составляют продолжение работ Пуассона. |
ДИЕГО (Сан-Диего), торг. порт С.-А. С. Шт. на гр-це Мексики, на бер. Тих. океана. Хорошая гавань с набережными; Мортон. эллинг и парох. мастерския для небол. судов. |
ДИЕГО-ГАРСИА, англ. угол. станция и торг. порт на о-вах архипелага Чагос в Индийск. океане (7°30′ южн. шир. и 73° в. долг. от Гр.). Удоб. стоянка для всяких судов; закрыт. рейд, ок. 3 т. тн. угля в складах англ. парох. общ-ва Pacific and Oriental C°; станция срочн. пароходов австралийской линии. |
ДИЕГО-СУАРЕС, франц. торг. порт, 5 т. жит., на сев. оконечности о-ва Мадагаскар, с удобн. рейдом для стоянки судов, не исключая и самых больших; защищен б-реями, станция воен. флота; казен. склад угля до 3 т. тн.; сроч. парох. сообщение с метрополией; мастерская для мелк. ремонта; телеграф. В рус.-яп. войну Д., по предварит. соглашению с франц. прав-ством, д. б. служить промежут. местом стоянки для 2-ой эскадры Тих. океана. Но после Гулльскаго инцидента (см. это слово) Франция отказала адм. Рождественскому в этой стоянке, и наша эс-дра д. б. направиться в совершенно безлюдную и мало пригодную даже для погрузки угля с транспортов бухту Носи-бе, что поставило адм. Рождественскаго в оч. затруднит. положение. |
ДИЕПП, франц. торг. порт в прол. Ламанш, в деп. Нижн. Сены, в 160 вер. от Парижа, с 25 т. жит.; имеет хорошо защищенную гавань, доступную для судов каботаж. плаванья с водоизм. до 1.200 тн., 1 сухой (360×60×27 фт.) и 2 плавуч. дока, ж.-д. и парох. сообщение с франц. портами и подвод. телегр. кабель в Англию (Бичи-Хед). Над городом возвышаются цитадель и старин. замок. Д. упоминается с 1195 г., когда его взял и разрушил Филипп-Август. Захваченный в нач. XIV в. англ-ми, он в 1433 г. б. возвращен Франции и считался первым после Гавра торг. портом на бер. Ламанша. В эпоху преслед-ния гугенотов Д. служил для них одним из опорн. пунктов и им б. обязан в значит. степени своим процветанием. С отменой Нантскаго эдикта (1685) торговля и богатство Д. быстро стали падать. 10 июля 1690 г. союзн. англо-голл. флот б. разбит франц. флотом Турвиля в неск. милях от Д. (см. Бичи-Хед), а 17 июля 1694 г. Д. подвергся бомбард-ке союзников и б. сожжен почти до тла. От этого удара Д. не мог вполне оправиться, хотя город и б. возстановлен по заключении Рисвикскаго мира. Во время франко-прус. войны Д. б. занят отрядом 1-ой герм. армии 9 дкб. 1870 г. без сопротивления. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДИЗЕЛЬ-МОТОРЫ НА СУДАХ. См. Тепловые двигатели1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |