Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДЖО"-"ДИЗ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Д" (часть 11, "ДЖО"-"ДИЗ")

Джонс, Поль

ДЖОНС (Jones), Поль, шотландец, род. в 1747 г., основатель флота С.-А. С. Шт., прославился в войну за независимость. Переселившись в Америку еще мальчиком, Д. с нач. войны за незав-сть англ. колоний вооружил, по поручению конгресса, в 1775 г. небол. эс-дру и, командуя судном Providence, провел к месту назначения парк тяж. арт-рии для защиты Нью-Иорка. В 1776 г. провел неск. купеч. судов в р. Делавар, за что получил чин кап. флота. Вь конце года, командуя небол. отрядом из 6 к-блей, разорил англ. поселения на бер. Акадии и овладел мног. судами, из к-рых одно везло денеж. содержание англ. войск. В нбр. 1777 г., на вновь построенном в Голландии 36-пуш. фрег. Индианка, Д. б. послан конгрессом во Францию, где д. б. вступить в команд-ние союз. силами. Но франц. прав-ство медлило с объявлением войны Англии; тогда Д. предпринял на свой страх экс-цию в сев. Ирланд. море. Выйдя из Бреста 10 апр. 1778 г. с 18-пуш. корв. Ranger, он высадился в Уайтгафене, в графстве Кумберланд, овладел фортом, заклепал орудия, сжег неск. англ. купеч. судов в порту и направился к бер. Шотландии, где взял замок гр. Селкирка, принудил англ. фрег. Drake спустить флаг и отвел его в Брест. В авг. 1779 г. Д. получил в команд-ние к-бль О.-Инд. компании Duras, вооруженный 40 пуш., и б. поставлен во главе эс-дры, в состав к-рой вошли также 2 франц. фрегата. 23 снт. отряд встретил караван англ. купеч. судов, шедший из Балт. моря под конвоем 44-пуш. фрег. Serapis, и 20-пуш. Skarborough. Несмотря на то, что фр-зы его оставили, Д. с одним своим к-блемь атаковал англ. фр-ты и после ожесточ. боя заставил их сдаться. Этоть бой принадлежит к наиб. замеч. одиноч. боям парус. судов по искус. тактике и настойчивости сражавшихся. По прибытии в Тексель, Д. сдал 600 плен. и богат. добычу. Отсюда он предпринял нападение на Ливерпуль и, несмотря на то, что план не удался, навел панику на все брит. побережье, овладел еще одним англ. к-блем и с богат. добычей вернулся в Брест. Слава о подвигах Д. быстро распространилась во Франции, где его встречали восторж. овациями, вызывая зависть франц. моряков. Людовик XVI, узнав о бое Д. с двумя англ. фр-тами, пригласил его в Париж, наградил зол. шпагой и орд. за воен. заслуги. В исходе 1779 г., возвращаясь в Америку на фрег. Ariel, Д. по пути заставил сдаться англ. фрег. Triumph. В начале этого боя Ariel получил подвод. пробоину, и на нем образовалась течь. Узнав об этом, Д. подошел вплотную к прот-ку и обратился к команде со словами: "Матросы! вам осталось сражаться недолго. Если в течение 20 мин. вы не возьмете англ. к-бль, он от нас уйдет, и нам останется только потонуть". Слова любим. нач-ка воодушевили экипаж, и через неск. минуть Triumph б. взят на абордаж. Вь 1781 г. Д. б. назн. ком-ром строившагося 70-пуш. к-бля Amerika, получил от конгресса зол. медаль и благодарность. Через 2 г., по Версал. миру, Англия д. б. признать незав-сть своих амер. колоний. После заключения мира Д. жил во Франции, а затем переселился в Россию. Зиму 1786-87 гг. он провел в Кронштадте. В 1787 г., по приглашению Екатерины II, поступил на рус. службу с чином к.-адм., но вскоре б. переведен в Черномор. флот, т. к. служившие в то время в Балт. флоте многочисл. англ. оф-ры заявили, что не только не желают подчиняться Д., как заклятому врагу англ-н, но и служить с ним не останутся. С нач. 2-ой войны с Турцией (1787-91) Д. получил в команд-ние эс-дру из 14 парус. судов (2 к-бля, 3 фр-та и 8 мелк. судов), с к-рой способствовал принцу Нассау-Зигену в истреблении тур. флота под Очаковом 17 и 18 июня 1788 г. Но не одни англ-не интриговали против Д. Нашлись и другие завистники, боявшиеся быстраго возвышения иностранца. Потемкин не любил Д. и после боя под Очаковом скрыл его донесения. В 1789 г., чувствуя нерасположение всесильн. Потемкина и пр. Нассау. Д. оставил Россию и удалился в Париж, где и ум., почти забытый современниками. Его прах б. положен в жел. гроб, наполненный спиртом, и похоронен в Париже. В 1851 г. амер-цы с трудом отыскали гроб, т. к. на месте стараго кладбища б. уже проведены нов. улицы и построены дома. Но, благодаря спирту, тело сохранилось; в том же году оно б. перевезено в Америку на фрег. Sl.-Laurens и похоронено с больш. почестями. Интересная, полная приключений жизнь Д. описана в неск. романах Купера. А. Дюма-отца и др. ("Мор. Сб." 1851 г. № 4, 1858 г. № 12, 1859 г. № 9; Sherburne The life and character of J. P. Jones, a captain in The United States Navy, during The revolutionary war, New-York, 1851; Simmes, The life of P. Jones, New-York, 1845 Memoirs of rear-adm. P. Jones, Edinburgh, 1833),

Джоржтоун

ДЖОРЖТОУН (Georgetown). 1) Англ. воен. угольн. и санит. станция на о-ве Вознесения (Африка). Казен. склад угля. Сроч. пароход. сообщение с Англией и Капштадтом. Укреплен батареями. 2) Коммерч. порт в штате Колумбия (С. Америка), при впадении р. Потомак в Чезапикский зал., отделен от Вашингтона только каналом Рок-Крик; ок. 20 т. жит. В Д. кончается канал Охайо - Чезапик. Порт соединен ж. дорогами со всеми частями страны и имеет пароход. сообщение с глав. портами Штатов. 3) Англ. коммерч. порт в Брит. Гвиане, носящий также название Демерана, гл. администр. центр колонии; 53 т. жит., хорошия механич. мастерския для обычн. ремонта, сухой док в 212 фт. дл., значит. запасы угля. Гавань доступна для судов с углублением до 17 фт. Подвод. телегр. кабель на о-в Тринидад. 4) Англ. администр. центр колонии проливов (Straits Settlements) и коммерч. порт и укрепл. угол. ст. на зап. бер. Малаккскаго полуо-ва, носящий также название Пенант; ок. 15 т. жит., хорош. рейд для больш. судов, пароход. мастерская для мелк. ремонта, сух. док (343×50×15 фт.), Мортон. эллинг для мелк. судов и значит. запасы камен. угля. Подвод. телегр. кабели: в Мадрас - 2, в Дели (Суматра) - 1, в Малакку - 1, в Сингапур - 2. Станция сроч. пароходов, идущих Мал. проливом. Часто заходят воен. суда.

Джуба

ДЖУБА (Джубга), сел. в Черномор. губ., на бер. Черн. моря, между Новороссийском и Туапсе; известно по действиям Джубскаго отряда в 1863 г. (см. Кавказская война). К осени 1863 г. не покоренными оставались здесь абадзехи и убыхи, скопившиеся в горах глав. Кавказ. хребта и шапсуги, разселенные вдоль побережья. В авг. для нанесения окончат. удара этим горцам, б. направлены: отряды Даховский и Пшехский к перев. Гойтх, для действия против абадзехов и убыхов, и Адагумский - от Геленджика вдоль бер. Черн. моря по напр-нию к Д., против шапсугов. В то же время в укр-нии Григорьевском, под нач. атамана Кубан. казач. войска гр. Сумарокова-Эльстона, б. сформирован Д-ский отряд, задачей к-раго б. проложение дороги от Григорьевскаго к бер. моря и овладения шапсуг. сел. Д. Отряд выступил 28 авг. вверх по ущелью р. Шебш, разрабатывая дорогу и заложив станицу Ставропольскую с укреплением на 1 роту. Горцы без сопр-ления изъявили покорность. В конце окт., когда силы шапсугов б. отвлечены действиями Адагумскаго отряда у устья р. Шпада, временно командовавший Д-ским отрядом полк. Левашов произвел быстр. набег на Д. и, после жарк. дела 24 окт., нанес поражение шапсугам, захватив 5 ор. После этого Адагум. отряд продолжал упрочиваться по побережью моря, тогда как Д-ский отряд занялся преслед-нием шапсугов. В дкб. вся обшир. страна от устья р. Кубани до рр. Псекупса и Шабсуго была в наших руках. (Р. А. Фадеев, Письма с Кавказа, Спб., 1889).

Джуба (Джубга)

Джуба (Джубга)

Джума

ДЖУМА, гор. в Болгарии. В кампанию 1810 г., для прикрытия с ю. глав. сил рус. армии, осаждавших Рущук, к Разграду б. выдвинут отряд г.-л. Ланжерона. Тур. войска, стоявшия в Д., собирали жатву с полей и высылали партизан. партии на Разград. дорогу. Ланжерон, желая обезопасить сообщения с Разградом, двинул к Д. 2 пехот. и 2 казач. пп. Казаки в один переход подошли к Д. и на разсвете 25 июля атаковали непр-ля, собиравшаго жатву. Нападение было для турок неожиданным. Потеряв до 200 ч. уб., они разбежались, бросив собранные запасы, которые б. сожжены казаками. В янв. 1878 г. жители Д., вооружившись почти поголовно, вместе с шайками баши-бузуков и бегл. тур. солдатами стали грабить окрест. страну. В начале фвр., после заключения перемирия, к Д., к-рая, согласно условиям, д. б. быть занята рус. войсками, б. двинут д-зион Мариупол. гусар. п. Подойдя к Д., ком-р д-зиона послал к каймакаму парламентера с письм. требованием о сдаче города. Каймакам, испросив 3 дня на размышление, по истечении срока сдать Д. отказался. К Д. б. двинут отряд фл.-ад. полк. Стакельберга (1 б-н 124-го пех. Воронеж., 1 д-зион Мариупол. гусар., 1 взв. 4-го дон. казач. пп. и 4 ор. 8-ой кон. батареи). 11 фвр., подходя к Д., ав-рд отряда (1 рота и 2 эск.) усмотрел довольно значит. непр. обоз, двигавшийся к городу. Подпустив ав-рд на руж. выстрел, баши-бузуки, прикрывавшие обоз, открыли огонь; одновр-но с этим против ав-рда со стороны города двинулись 3 тур. пех. колонны (до 1200 ч.) Тотчас же из гл. сил б. высланы вперед 2 кон. ор., огонь коих обратил турок в бегство, после чего конница овладела больш. частью обоза. Вследствие наступавшей темноты Стакельберг прекратил преслед-ние и расположил отряд на командующей высоте. Ночью вооруж. жители и баши-бузуки очистили Д. и утр. 12 фвр. город без боя б. занят. Мы потеряли 2 ч. уб. и 2 ран.; турки - до 150 ч. (Петров, Война России с Турцией 1806-12 гг.; "Воен. Сб." 1878 г., № 8).

Джума

Джума

Джунгария

ДЖУНГАРИЯ, См. Китай.

Джуранли

Статья большая, находится на отдельной странице.

Джюнис

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дзегам

ДЗЕГАМ (Загама), селение и речка (незначит. прав. приток р. Куры), в пределах Елизаветпол. губ. (схема в ст. Джебраильские сады). На Дзегамской равнине (между рр. Д. и Шамхор) в камп. 1805 г.·перс. наслед. принц Аббас-Мирза б. разбит отрядом полк. Карягина. В июле кн. Цицианов получил возм-сть двинуться на помощь осажден. перс. полчищами Шуше и навстречу победоносно пробивавшемуся через армию Аббаса-Мирзы, ничтожному отряду полк. Карягина, отступавшему к Елизаветполю (см. Джебраильские сады). 15 июля, отбросив при р. Тертере персов, пытавшихся помешать переправе, Цицианов прибыл в сел. Мардагис, где на след. утро присоединился к нему и Карягин с остатками своего доблест. отряда; 17 июля Цицианов двинулся дальше к Шуше, а отряд Карягина б. направлен на отдых в Елизаветполь, к-рый, немедленно по выходе из него Цицианова, б. осажден Аббас-Мирзой. Слух о приближении Карягина (346 ч.) к Елизаветполю заставил Аббаса-Мирзу отступить к Шамхору; возбудив мятеж среди шамшадильских татар, он готовился вместе с ними идти на Тифлис, оставшийся почти без войск. Узнав об этом, Карягин (шеф 17-го егер. п.), хотя и страдавший от полученных в боях контузий и раны, решил разстроить планы валиагда (наследника престола) и с этой. целью выступил 22 июля из Елизаветполя с отрядом в 600 ч. К счастью, случайное обстоят-во задержало Аббаса-Мирзу у Шамхор и дало возм-сть Карягину нанести ему поражение. Шедший из Тифлиса небол. транспорт наткнулся 23 июля на Д-ской равнине, близ Шамхора, на передов. войска Аббас-Мирзы, отряд Пир-Кули-хана; прикрытие транспорта в 30 ч. устроило каре из арб и мужественно защищалось, несмотря на подошедшия глав. силы Аббаса-Мирзы, имея 1 бойца против 100 персов. Последние, обложив транспорт и громя его из орудий, требовали сдачи, угрожая истребить всех, но на все угрозы нач-к транспорта, Нарвскаго драг. п. пор. Донцов, отвечал одно: "Умрем, а не сдадимся"; тем не менее, положение отряда с кажд. часом ухудшалось; пор. Донцов б. уб., а друг. оф-р отряда, прап. Платковский, захвачен в плен; солдаты остались без оф-ров, но стойко сопротивлялись еще 4 дня. Наконец, веч. 27 июля показался Карягин, спешивший сюда форсир. маршами; на другой же день он стремит-но атаковал глав. лагерь Аббаса-Мирзы, ворвался в его окопы и овладел б-реями; не давая персам опомниться, Карягин повернул захваченныя орудия на лагерь, и вся армия Аббаса-Мирзы (40 т.) обратилась в бегство. Трофеями были: весь лагерь, обоз, неск. орудий, знамена и множ-во пленных, в числе к-рых б. захвачен и ран. груз. царевич Теймураз Ираклиевич. Победа на Д-ской равнине закончила перс. кампанию 1805 г. (Утверждение рус. владычества на Кавказе, изд. штаба Кавказ. воен. округа. 1901).

Диаграмма паровой машины

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диаграммы корабля боевые

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диадин

ДИАДИН. См. Баязет.

Диадохи

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диаметральная плоскость корабля

ДИАМЕТРАЛЬНАЯ ПЛОСКОСТЬ КОРАБЛЯ, пл-сть симметрии к-бля; проходит через центр. линию киля и штевней. Сечение пов-сти судна Д. пл-стью дает фигуру, характеризующую обводы носа и кормы его.

"Диана"

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диарбекр

ДИАРБЕКР (Diarbekr), или Диарбекир, древн. Амида, укрепл. глав. гор. тур. вилайета Д., лежит на скалист. массиве, круто спускающемся к прав. бер. Тигриса. С 230 г. по Р. Х. город был рим. колонией и укреплен в IV в. имп. Константином. В 502 г. Амида подверглась неожид. нападению со стороны персов, под нач. Кабада; осажденные мужественно оборонялись, не давая атакующему возм-сти пробить брешь. Последний устроил штурм. террасу, возвышавшуюся над стенами. Защитники подкопали ее, и терраса обрушилась. Кабад уже намеревался снять осаду, когда случайно б. открыт потайной ход, через к-рый солдаты и проникли в город; одновр-но, 10 янв. 503 г., Кабад произвел штурм и взял город. В 505 г. вост. римляне, воспользовавшись отсутствием Кабада, находившагося в походе против гуннов, пробовали взять Амиду обратно и, когда это им не удалось силой, купили сдачу за 1 т. фн. зол. В 1394 г. Д. б. взять Тимуром и разрушен. (Prokopius, Perserkiege).

Дибич, Иван Иванович, барон

ДИБИЧ, бар., Иван Иванович (Ганс Эренфрид), рус. г.-м., род. в 1737 г., воспитывался в Берлин. кад. к-се, служил в прус. воен. службе и с отличием участвовал в 7-лет. войне, во время к-рой б. ран. В период войны за Бавар. насл-во (1778, Д. состоял при Фридрихе В., а затем исполнял обяз-сти ген.-квартирм-ра при брате короля, пр. Генрихе. В 1791 г. Д. покинул прус. службу в чине подплк., в 1798 г. поступил на русскую и б. зачислен в свиту Имп. Павла I. Награжденый в июле 1798 г. чином полк., Д. скоро заслужил неудовольствие Имп-ра и в 1799 г. б. переведен в арм. полк, а затем уволен от службы. Имп. Александр I, еще будучи наследником, исходатайствовал возвращение Д. вновь на службу (фвр. 1800), при чем он б. произв. в г.-м. и назначен состоять при 1-м кад. к-се, для воспитания пр. Евгения Вюртембергскаго (см. это слово); в 1811 г. Д. б. назн. дир-ром 1-го кад. к-са, потом занимал должность нач-ка Сестрорец. оруж. завода. Ум. в 1822 г. Д. написал немало сочинений по воен. делу; "Specie le Reit- u. Beschältsintheilung Königs Friedrich II", Pet., 1801; "Gedanken über den Soldaten in allen seinen Theilen abgehandelt", Pet., 1801 (русск. перевод Карбоньера д’Арсит, Спб., 1802-03) и др. (Н. Шильдер, Имп. Павел I, Спб., 1901; Форм. списки 1818 г., № 9, хран. в гл. шт.).

Дибич-Забалканский, Иван Иванович, граф

Статья большая, находится на отдельной странице.

Диверсия

ДИВЕРСИЯ. См. Бой.

Дивизион

ДИВИЗИОН, тактич. и администр. соединение неск. мелк. войсков. частей; в арт-рии - б-рей (2-3), в коннице - эск-нов (2-3). Д. впервые появляется в Пруссии в сер. XVIII ст., в пехоте, где он составлял особое подразделение б-нов, не совпадавшее с делением на роты. До 50-х годов XIX ст. в нек-рых армиях так назывались роты, а у нас и полубатареи. В наст. время Д. имеются в нек-рых европ. армиях, в коннице или артиллерии. У нас Д. имеются отдельные и неотдельные. Отдельных Д.: в коннице - 5 казачьих, 1 запас. кавалерийский и 3 жандармских; в арт-рии - 14 стрелк. (1 гв.), 20 полевых конных, 35 морт. (1 гв.), 10 горн., 2 к.-горн. и 7 тяжелых. Неотдельные Д.: имеются по 2 в кажд. 6-эскадрон. кав. полку и в кажд. арт. бригаде. Во флоте Д. есть соединение из 9-ти, по возможности однотипных, мин. судов и основ. единица в орг-зации рус. мин. флота. Команд-ние Д. вверяется отдел. нач-ку, к-рому присвоен особый брейд-вымпел, поднимаемый им на одном из миноносцев. В Д. также соединяются подвод. лодки.

Дивизионная Гора

ДИВИЗИОННАЯ ГОРА. См. Порт-Артур.

Дивизия

ДИВИЗИЯ, крупное тактич., администр. соединение, состоящее из одного, двух или более родов войск. Впервые возникла во франц. армии в первой полов. XVIII ст. и не имела пост. орг-зации; лишь в 1777 г. б. образованы первыя пост. Д. Первонач-но франц. Д. состояла из всех родов войск (15 б-нов, 12 эск., 12 ор.); Наполеон, стремившийся соединить конницу в круп., самостоят. массы, отнял у Д. конницу, к-рая частью б. придана к-сам, частью, соединяясь в особыя Д., оставалась в непосред. распоряжении императора. В Пруссии Д. б. образованы лишь перед войной 1806 г., но орг-зация их в то время не отличалась устойчивостью. В наст. время только в Германии и Японии в состав Д. входят все роды войск; в прочих армиях Д. состоят из одного или двух родов войск (пехота или конница с придачей арт-рии или без нея). Соврем. организация Д. - Германия имеет 49 Д. (из них одна кав-рийская); нормал. состав в мирн. время: 2 пех., 1 кав. и 1 арт. бр-ды (12-18 б-нов, 10 эск. и 72 ор.). При мобил-ции в составе каждой Д. остается 2-4 эск., а остал. конница идет на форм-ние отдел. кав. Д. (3 бр-ды по 2 пп., 12 ор. и отряд пионеров). В каждой полев. Д. придается, кроме того, пионер. рота. Австро-Венгрия. Пех. Д. 33; состав их весьма разнообразен, от 6 до 24 б-нов; кав. Д. - 6, их состав 18-24 эск. В воен. время в состав пех. Д. включается 2-3 эск. дивизион. конницы, арт. п. (24 ор.) и пионер. рота; в состав кав. Д. - к.-арт. д-зион и пионер. взвод. Франция. Пех. Д. - 40, кав-рийских - 8; состав пех. Д. - 12 б-нов, кав-рийской - 20-30 эск. и 8 ор.; пешая (ездящая) арт-рия в состав пех. Д. не входит и объединяется с пехотой лишь в к-сах. Италия. В мирн. время Д., как тактич. соединения, нет, это - лишь территор. подразделение кор-ства (дивизион. округ). В воен. же время пех. Д. (всех - 24) имеет след. состав: 2 пех. бр-ды, 5 б-рей и сап. рота (121/4 б-нов, 30 ор.); кав. Д. (всех - 3): 24-30 эск. и 12 ор. Япония. Всех Д. - 19. Каждая, как в мир., так и в воен. время состоит из 12 б-нов, 3 эск., 36 ор., 1 инж. б-на и 1 обозн. батальона. Россия. У нас Д. существовали в мирн. время уже при Петре В., но упр-ние Д., ведая войсками, расположенными в дан. районе, имело значение местн. органа; при выступлении в поход полки выходили из состава Д. и из них составлялись, соответ-но надобности, отряды. Такие отряды из 3-х родов войск в 7-лет. войну тоже назывались Д., но состав их б. различен и непостоянен. При Екатерине II было 8 Д., как территориал. подразделений: Лифляндская, Эстляндская, Смоленская, Севская, Украинская, Петербургская, Финляндская и Московская. В 1779 г. их было 11, а к концу царст-ния Екатерины II - 12. При Павле Д. переименованы в инспекции, число к-рых доведено до 14. При Александре I в 1806 г. из войск инсп-ций образовано б. 18 Д. Инсп-ции б. уничтожены, кроме 3-х: Кавказской, Оренбургской и Сибирской. В 1808 г. и эти последния б. упразднены, а число Д. доведено до 26. Каждая Д. состояла в то время из 3 бр-д по 2 полка. Большая часть конницы б. сведена в 4 кав. Д. К концу 1811 г. пех. Д. б. уже 30: 1 гвардейская, 27 армейских, 28-я - из Оренбург. войск, 29-я из Сибир. войск. Кав. Д. было 10. В 1833 г. при переформ-нии армии образовано 29 пех. (3 гв., 3 грен. и 23 арм.) и 16 кав. Д., все в составе 2 бр-д (по 2 пп.). Арт-рия тоже б. сведена в Д., коих было 8: грен-ская, 6 полевых и 1 конная; каждая состояла, из 6 пеш. бр-д (по 4 б-реи) и 1 конной в 2 батареи. К.-арт. Д. (состояла из 2 бр-д по 2 батареи. К началу Крым. войны у нас было 30 пех., 15 кав. и 10 арт. Д. К 1886 г. пех. Д. было 48 (из 4 полков каждая); кав. - 20 (по 4-6 полков); в 14 кав. Д. было по 3 драг. пп. и по казачьему. В наст. время у нась 70 пех. Д. (3 гвард., 4 грен., 52 арм. и 11 сибир. стрелковых); каждая состоит из 2 пех. бр-д по пп. и 1 арт. бр-ды в 6 батарей (16 б-нов и 48 ор.). Кав. Д. - 26 (2 гв., 18 арм. и 6 казач.); нормал. состав их: 24 эск. и 12 кон. ор. Инж. войска у нас в состав Д. не входят ни в мирн., ни в воен. время. Вообще, в воен. время в состав наших Д. не добавляется друг. родов войск. Изь вышеизложеннаго видно, что наиб. полная и совершен. орг-зация Д. принята в герм. и яп. армиях, особенно в последней, в к-рой уже в мирн. время в пределах Д. объединяются все роды войск, что придает этому тактич. соединению большую оперативную самост-ность, и в к-рой на д-зию имеется по 1 сап. б-ну, тогда как в проч. армиях - едва по 1 сап. роте.

Дивизия во флоте

ДИВИЗИЯ ВО ФЛОТЕ, соединение неск. судов одного типа. В Д. сводятся как большия суда, так и мин-цы; в зав-сти от того, из каких судов составлена Д., она получает и соответств. наименование. Д. линейных кораблей называется соединение двух бр-д к-блей; бр-да м. состоять из 3 или 4 к-блей. Д. лин. к-блей составляет основ. ядро правильно сложенной эс-дры и определяет ея силу. Д. может не иметь отдел. нач-ка и штаба: нач-к 1-ой бр-ды при совмест. маневр-нии будет командовать Д. Ком-щий эскадрою чаще всего подымает флаг на голов. к-бле 1-ой бр-ды принимая на себя непосред. команд-ние этой бр-дой, а при совмест. маневр-нии со 2-ой бр-дой и команд-ние всей Д. Д. легких крейсеров называется соединение 2 бр-д их, состоящих из 4 к-блей каждая. Одна Д. легк. кр-ров включается в состав правильно сложенной эс-дры для разведоч. и дозор. службы и отражения минн. судов. Нач-к 1-ой бр-ды легк. кр-ров является в то же, время и нач-ком всей Д. при совмест. действиях обеих бр-д; чаще всего он держит флаг на головн. кр-ре 1-ой бригады. Минной Д. называется соединение из 4 д-зионов мин-цев, т.-е. из 36 мин. судов, к к-рым присоединяется необходимое, смотря по обстоят-вам, число транспортов и вспомогат. судов. Команд-ние мин. Д. вверяется особ. нач-ку, к-рый подымает флаг на одном из судов. В состав правильно сложенной эс-дры д. входить одна Д. мореход. мин-цев для производства и отражения мин. атак. Предельный состав лин. Д. определяется условием подчинения всех мин. судов воле одного нач-ка при сравнит-но неслож. цепи команд-ния (нач-к мин. Д., нач-к д-зиона, ком-р мин-ца). При нач-ке мин. Д. состоит его штаб, в к-рый входят 2 или 3 флаг-оф-ра, 2 флагман. мин. оф-ра, 1 арт-рист, 1 штурман, 1 инж.-механик, 1 кораблестроитель, 1 врач и 1 об.-аудитор, неск. сигнальщиков, телегр-стов и писарей. Флотской Д. в прежн. время называлось соединение из неск. берег. флот. экипажей. Вооружаясь каждую весну, суда ходили летом "в кампанию" и разоружались осенью; на зиму команды перебирались в берег. казармы, а суда охранялись н. чинами, "вахтенными", к-рые посылались на к-бли в суточ. дежурство. При таком порядке в Балт. море команды проводили большую часть года на берегу, в казармах, и лишь 3-5 мес. на к-блях в море. Чтобы внести опред. порядок и систему в берег. жизнь флот. команд, из них б. образованы настоящия берег. части, получившия орг-зацию, весьма сходную с орг-зацией пех. полков или отдел. б-нов; части эти назывались флотскими экипажами. В такой экипаж входили команды неск. судов, а также н. ч. для разл. хозяйств. и администр. надобностей; числен. состав экипажей выходил весьма разнообразным и непостоянным. В разное время делались попытки внести большую правильность в орг-зацию экипажей: так, во время парус. флота в экипаж зачислялись 1 к-бль, 1 фрегат и неск. мелк. судов; позже, когда перешли к паров. и броненос. флоту, зачислялись 1 бр-ц или больш. брон. кр-р, 1 или 2 судна 2 р. и неск. мелк. судов. Но все эти комбинации судов были искусственны и неустойчивы, вытекая из хозяйств. и администр. соображений, а не в.-морских; очевидно, экипаж, представлявший собою берег. сухоп. часть, не мог быть основ. единицей флота. В конце XIX в. число эк-жей во флоте доходило до неск. десятков; чтобы объединить команд-ние, неск. эк-жей (6-10) сводились в одну флотскую Д., начальствование над к-рой вверялось старш. флагману. При такой системе, очевидно, предполагалось, что в одной Д. объединены команды судов целой эс-дры; но фактически к-бли назначались в летн. плавание ("в кампанию") совсем не по Д., а в зав-сти от исправности судов и друг. потребностей флота. Поэтому, объединение эк-жей в Д. почти ничем не отразилось на орг-зации плавающ. флота. После войны 1904-05 гг. у нас оказалось знач-но больше эк-жей, чем это было нужно, и сама собою возникла мысль об их реорганизации. Одновр-но б. проведена важная организац. мера: мор. команды б. прикреплены к своим судам, т.-е. оставлены жить на судне кругл. год, при чем суда зачислялись зимой в "вооруженный резерв1", или на т. наз. "паровое отопление1" (см. эти слова). На соврем. боев. судах, имеющих паров. отопление, электрич. освещение, искусств. вентиляцию и проч. технич. усоверш-ния, жизнь команды и оф-ров в зимн. время оказалась вполне возможной даже в нашем климате, и опасения прот-ков этой реформы не оправдались. В 1908 г., после прикрепления команд к судам, б. упразднены флот. Д. и экипажи. В воен. портах оставлено по 1 эк-жу или полу-эк-жу для обслуживания администр., хозяйств. и друг. берег. потребностей порта, а в глав. портах сформировано, кроме того, еще по одному флот. эк-жу, к-рые д. представлять собою как бы депо для укомпл-ния судов флота. Т. обр., основной единицей в орг-зации личн. состава флота является теперь не Д. или экипаж, а судов. команда, неразрывно связанная со своим кораблем.

[1] Статья, на которую указывает данная ссылка, в оригинале отсутствует.

Дивин

ДИВИН, местечко Кобрин. у., Гродн. губ. Сражение 3 снт. 1794 г. (в польск. инсуррекц. войну 7 авг. 1794 г. гл-щий рус. войсками ген.-фельдм. гр. Румянцев-Задунайский, приказал ген. Суворову, находившемуся в то время с 8-тыс. отрядом в Немирове, очистить от поляков простр-во в напр-нии на Брест-Литовск и Гродно, "сделать сильный отворот дерзкому прот-ку от стороны Бреста, Подляшскаго и Трокскаго воеводств". 12 авг. Суворов с 6 б-нами, 15 эск., 250 казаками и 6 ор. (4.500 ч.) выступил из Немирова к Б.-Литовску. Перед выступлением Суворов здесь впервые изложил свою "науку побеждать" в отдел. приказаниях, к-рыя требовалось выучить наизусть всем оф-рам и у.-оф-рам, а рядовым читать "повседневно". Из Немирова Суворов в десять переходов к 22 авг. прибыл в Варковичи, сделав 300 вер. без дневок. Здесь получены первыя сведения о поляках, сосредоточивавшихся к Д., Кобрину и Бресту. Суворов решил спешить к Бресту. 29 авг. он прибыл в Ковель, где присоединил к себе отряды Буксгевдена и Маркова, усилившись до 13 т. ч. Суворову б. приказано по приходе в Брест "устроить продовольств. магазины для себя и других и, укрепив Брест, оборонять линию Буга". Эта пассив. задача была не в духе Суворова. Он писал Румянцеву: "... Время драгоценнее всего. Юлий Цезарь побеждал поспешностью... Поспешать мне нужно к стороне Бреста..., но не для магазейн-вахтерства". В это время поляки сосредоточили в Бресте до 20 т. ч. и готовились к наступлению. Суворов 31 авг. форсиров. маршем двинулся к Бресту. В ав-рде находился казач. отряд бриг-ра Исаева (800 коней). Марш по размокшим от дождя дорогам был крайне труден; тем не менее войска двигались без дневок и нередко по 5 час. подряд без привалов. В ночь на 3 снт. ав-рд был в неск. верстах от Д., занятаго передов. польск. отрядом в 150-200 ч. из к-са Сераковскаго, расположеннаго у Бреста. Сторож. служба поляками неслась небрежно. На разсвете 3 снт. передов. застава рус. ав-рда незаметно подошла к Д. и атаковала его. Поляки оказали слабое сопротивление. На поддержку прибыла сотня казаков из авангарда. В Д. закипел жарк. рукопаш. бой. Немногим полякам удалось спастись бегством; весь польск. отряд б. уничтожен. Когда подошли глав. силы отряда к Д., бой б. уже окончен. В тот же день Суворов двинулся к Бресту (см. Польская инсуррекционная война 1792-94 гг.). Небол. дело под Д. имело громад. морал. значение; для нас оно было первой удачей в столь неудачно начавшейся камп. 1794 г. (резня в Варшаве и отступление войск из Литвы) и обнаружило, что мы имеем дело с неискус. и нерешит. прот-ком; полякам оно показало, что русские начали действовать решительно. (А. Петрушевский. Генералиссимус кн. Суворов, Спб., 1884 г.; Д. Масловский, Записки по ист. воен. искусства в России, Спб., 1894).

Дивин

Дивин

Дигнис

ДИГНИС (Тихнис). См. Гумры.

Дигур

ДИГУР, сел. Ахалцых. у., Тифлис. губ., на р. Посхов-чае, у к-раго 2 июня 1828 г. произошло первое блест. дело кампании этого года. Переход ав-рда глав. тур. армии через Саганлуг к Бегли-Ахмету и движение к Ахалцыху формировавшагося в Аджарии к-са Кягьи-бека (см. Русско-турецкия войны1) заставили гр. Паскевича поспешить в Карс, приказать ген. Муравьеву со всем Ардаган. отрядом (кавказ. грен. бр-да, 1 б-н 40-го егер. п., Нижегород. драг., Сборный линейный, Дон. казач. Карпова и 3-й к.-мусульм. пп., 32 ор.) соединиться у Д. с прикрывавшим Ахалцых отрядом ген. Бурцева (Херсон. п.) и закрыть туркам выход из ущелья Посхов-чая. В то время, как Муравьев уже шел к Д., Бурцев ничего об этом приказании не знал, т. к. находился не в Ахалцыхе, куда направился курьер, а с небол. частью своего отряда усмирял возмутившееся население Коблиянскаго округа. Получив ночью 30 мая приказание, он немедленно двинул к Д. под нач. полк. Гофмана все налич. силы (3 роты Херсон. п., 200 казаков и 4 ор.), а сам поспешил в Ахалцых, чтобы с остальными выступить вслед за Гофманом. Последний к 10 ч. у. 1 июня подошел к Посхов-чаю против Д., за к-рым у с. Чаборио стоял тур. лагерь, поднявшийся по тревоге, как только казаки переправились через речку. Об отряде Муравьева не было сведений, почему Гофман очутился один лицом к лицу с многочисл. противником. Выслав на ту сторону речки в помощь казакам 60 стрелков, Гофман с 3 ротами Херсонцев и 4 ор. остался на прав. берегу. В 111/2 ч. у. 6 т. тур. конницы повели атаку по обе стороны речки и на Херсонцев, и на занятыя казаками высоты лев. берега, но, несмотря на ряд атак, не могли сломить каре Херсонцев, поддерживаемых огнем 4 ор. и спешившихся казаков. В 4 ч. д. подошел, наконец, Бурцев с 2-мя б-нами Херсон. и Ширган. пп. и почти одновр-но показался и ав-рд Муравьева, после чего тур. конница отступила. Принявший команд-ние Муравьев присоединился к отряду Бурцева (1 б-н 40-го егер. п. и 3-й к.-мусульм. п.) и решил атаковать 2 июня тур. лагерь одновр-но двумя колоннами: Бурцева со стороны Д. и полк. Сергеева (остал. войска Ардаган. отряда) - от Посхов-чая. Время для движения колонн б. расчитано верно, но трудность переправы через Посхов-чай во внимание принята не была. Утр. 2 июня колонна Бурцева начала наступление, имея в голове, под нач. майора Забродскаго, 1 б-н 40-го егер. п. с горн. орудиями и дон. полком Студеникина; за этими частями, в виде частн. резерва, шел б-н Ширванцев с двумя батар. ор., а за ним, в общ. резерве, 2 б-на Херсонцев и 2-й к.-мусульм. п. с остал. артиллерией. Конница Кягьи-бека всей массой обрушилась на Забродскаго, едва он стал подниматься на высоты. Т. к. колонна Сергеева еще не прибыла, а б-н Ширванцев, задержанный тяжел. батар. орудиями, отстал, то егерям и спешившимся казакам пришлось тяжело: но они стойко отбивали атаки конницы. Бурцев приказал Ширванцам бросить орудия и спешить на выручку Забродскаго, но Ширванцы на руках втащили орудия на высоты; прибытие их заставило Кягьи-бека ослабить натиск на Забродскаго, но за то он направил часть сил для захвата Д., с целью отрезать отступление. Выдвинутыя из общ. резерва 2 роты Херсонцев, однако, успели остановить турок в Д-ском ущелье. Между тем, Ширванцы ворвались в с. Чаборио, но тур. конница отрезала их от остал. войск Забродскаго; тогда весь полк Студеникина бросился на выручку, ворвался в с. Чаборио и захватил 2 ор. Эта атака казаков произвела минутное замешат-во, чем воспользовался Бурцев, двинув в штыки послед. 6 рот Херсонцев, а за ними 3-й к.-мусульм. п.; почти в это время в тылу у непр-ля появилась и колонна Сергеева. В результате вся масса тур. конницы обратилась в бегство: весь лагерь турок попал в наши руки, весь к-с Кягьи-бека разсеялся и сам бек едва успел ускакать в Аджарию. У русских выбыли из строя 12 оф. и до 100 н. ч.; урон турок, по их показаниям, до 1.200 ч. одними убитыми. (Литература в ст. Русско-турецкия войны).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Диденгофен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дидион, Исидор

ДИДИОН, Исидор (1798-1878), ген. франц. арт-рии, проф. балистики в инж. и арт. аппликац. школе в Меце. Занимая кафедру с 1837 г., Д. составил в 1848 г. первый полный курс внеш. балистики под заглавием: "Traité de balistique". Этот курс, превосходный по своему плану и выполнению, служил исход. точкою при составлении последующих курсов внеш. балистики. Курс основан на выражении сопр-ления воздуха двучленом, в к-ром первый член пропорционален квадрату, а второй - кубу скорости снаряда. Такое выражение б. принято им на основании опытов над сопр-лением воздуха на сферич. снаряды, произведенных им в Меце в 1839-40 гг. совместно с франц. учеными Пиобером и Мореном, а т. к. при принятом законе сопр-ления не м. б. проинтегрированы дифференциал. уравнения движения снаряда, то Д. предложил приближен. способ и составил удобныя таблицы для облегчения вычисления функций, входящих в формулы, полученныя при интегрировании по его способу. В курсе также приведены формулы углубления снарядов в тверд. среды, выведенный на основании тех же опытов при стрельбе сферич. снарядами в разн. среды. Во втором издании своего курса (1860 г.) Д. применил эти формулы и к продолговат. снарядам; ими пользуются и поныне. Д. дал общепринятый теперь способ определения отклонения снарядов от ветра и составил таблицы вероятностей попасть в полосы, квадраты, круги и прямоугольники, помещенные в его сочинениях: "Memoires sur la probabilite du tir", 1857, и "Calcul des probabilites appliqué au tir"·, 1858, к-рые составляют продолжение работ Пуассона.

Диего

ДИЕГО (Сан-Диего), торг. порт С.-А. С. Шт. на гр-це Мексики, на бер. Тих. океана. Хорошая гавань с набережными; Мортон. эллинг и парох. мастерския для небол. судов.

Диего-Гарсиа

ДИЕГО-ГАРСИА, англ. угол. станция и торг. порт на о-вах архипелага Чагос в Индийск. океане (7°30′ южн. шир. и 73° в. долг. от Гр.). Удоб. стоянка для всяких судов; закрыт. рейд, ок. 3 т. тн. угля в складах англ. парох. общ-ва Pacific and Oriental C°; станция срочн. пароходов австралийской линии.

Диего-Суарес

ДИЕГО-СУАРЕС, франц. торг. порт, 5 т. жит., на сев. оконечности о-ва Мадагаскар, с удобн. рейдом для стоянки судов, не исключая и самых больших; защищен б-реями, станция воен. флота; казен. склад угля до 3 т. тн.; сроч. парох. сообщение с метрополией; мастерская для мелк. ремонта; телеграф. В рус.-яп. войну Д., по предварит. соглашению с франц. прав-ством, д. б. служить промежут. местом стоянки для 2-ой эскадры Тих. океана. Но после Гулльскаго инцидента (см. это слово) Франция отказала адм. Рождественскому в этой стоянке, и наша эс-дра д. б. направиться в совершенно безлюдную и мало пригодную даже для погрузки угля с транспортов бухту Носи-бе, что поставило адм. Рождественскаго в оч. затруднит. положение.

Диепп

ДИЕПП, франц. торг. порт в прол. Ламанш, в деп. Нижн. Сены, в 160 вер. от Парижа, с 25 т. жит.; имеет хорошо защищенную гавань, доступную для судов каботаж. плаванья с водоизм. до 1.200 тн., 1 сухой (360×60×27 фт.) и 2 плавуч. дока, ж.-д. и парох. сообщение с франц. портами и подвод. телегр. кабель в Англию (Бичи-Хед). Над городом возвышаются цитадель и старин. замок. Д. упоминается с 1195 г., когда его взял и разрушил Филипп-Август. Захваченный в нач. XIV в. англ-ми, он в 1433 г. б. возвращен Франции и считался первым после Гавра торг. портом на бер. Ламанша. В эпоху преслед-ния гугенотов Д. служил для них одним из опорн. пунктов и им б. обязан в значит. степени своим процветанием. С отменой Нантскаго эдикта (1685) торговля и богатство Д. быстро стали падать. 10 июля 1690 г. союзн. англо-голл. флот б. разбит франц. флотом Турвиля в неск. милях от Д. (см. Бичи-Хед), а 17 июля 1694 г. Д. подвергся бомбард-ке союзников и б. сожжен почти до тла. От этого удара Д. не мог вполне оправиться, хотя город и б. возстановлен по заключении Рисвикскаго мира. Во время франко-прус. войны Д. б. занят отрядом 1-ой герм. армии 9 дкб. 1870 г. без сопротивления.

Дижон

Статья большая, находится на отдельной странице.

Дизель-моторы на судах

ДИЗЕЛЬ-МОТОРЫ НА СУДАХ. См. Тепловые двигатели1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Предыдущая страница Следующая страница