Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Д" (часть 10, "ДЖА"-"ДЖО")
ДЖАН-КАЛА, старин. хивин. крепостца на р. Сыр-Дарье. Дело с хивинцами 23 авг. 1847 г. Занятие нами устьев р. Сыр-Дарьи в 40-х гг. XIX ст. и постройка лет. 1847 г., в 70 вер. ниже Д., поста Раимь б. сочтено хивинцами нарушением их границы. 20 авг. 1847 г. в Д. собралось до 2 т. хив-цев, часть коих перешла на наш берег, разорила более 1.000 кибиток наших киргизов и захватила 21 семейство в плен. К-дант Раима, полк. Ерафеев, тотчас же двинулся к Д. с 200 казаками и кон. солдатами, при 2 ор.; к нему присоединилось до 700 киргизов, а по Сыру плыл туда же поручик Мертваго (из флот. оф-ров) на шкуне Николай, вооруженной 2 ор. 23 авг. Ерафеев подступил к Д. и открыл огонь с нашего берега. Хив-цы не выдержали и стали уходить из крепости. Тогда 250 киргизов бросились вплавь через Сыр, очистили Д. от послед. хив-цев и преследовали скопища их до р. Куван-Дарьи. Наши войска не переходили Сыр, т. к. эта река считалась тогда наш. госуд. гр-цей, переступать к-рую б. строго запрещено. Хив-цы возвратили пленных и захваченный скот. (М. А. Терентьев, История завоевания Сред. Азии, 1906). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЖАРЫ. См. Джаро-Белоканы. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЖЕВЕЦКИЙ, Степан Карлович, инж-р, изв. изобр-ль, участник рус.-тур. войны 1877-78 гг.; род. в 1844 г. в Подол. губ., технич. образование получил в Ĕcole Centrale в Париже. Первыя изобретения Д. в области механики появились на Вен. всемир. выставке в 1873 г. и привлекли внимание В. К. Константина Николаевича, к-рый пригласил Д. заниматься в Петербурге. Здесь Д. построил прибор для автоматич. прокладки пути к-бля на карте; между прочими механич. решениями задач, осуществленными в этом приборе, было также механич. определение девиации компаса. В 1876 г. Д. начал постройку своей первой подвод. лодки в Одессе; лодка эта приводилась в движение гребн. винтом, вращаемым ножн. педалями. В том же году Д. поступил волонтером на крейсер Веста, на к-ром под ком. Н. М. Баранова принимал участие в бою 11 июля и б. награжден знаком Воен. Орд. В 1879 г. в Спб. Д. построил вторую, улучшен. типа, подвод. лодку, вмещавшую 4 ч., по образцу к-рой воен. мин-ством б. заказаны 50 подвод. лодок. Лодки б. построены в 1881-83 гг., подверглись многократ. испытаниям в воен.-инж. вед-ве (см. Боресков), но затем б. забракованы и обращены в плавучие бакана. В 1884 г. Д. применил к одной из этих лодок только что появившиеся в то время электрич. аккумуляторы; однако, с переходом мин. дела в ведение мор. мин-ства вопрос о подвод. лодках заглох. Занявшись изслед-ниями в области воздухопл-ния, Д. в 1885 г. в Имп. рус. техн. общ-ве прочел доклад о полете птиц и аэропланов, основания коего б. признаны правильными знач-но позже. В этом докладе впервые б. указан принцип наивыгоднейш. угла встречи, равно как и условия устойчивости. На всемир. конгрессе воздухопл-ния в 1889 г. теория Д. получила всеобщее одобрение; т. обр., в области воздухопл-ния, как и в деле подвод. плавания, Д. явился выдающимся пионером. В 1890-х годах Д. провель в Париже, в "Association technique Maritime" доклад о теории гребн. винтов, изданный автором впоследствии на рус. и франц. языках. В то же время Д. не переставал заниматься вопросами в.-мор. дела и в 1897 г. предложил России и Франции изобретенный им подвод. мин. аппарат, существенно отличный от принятых во всех флотах; в этом аппарате, к-рый применяется ныне на всех подвод. лодках, обычная труба (ствол) заменена системой рычагов вдоль наруж. борта судна. На конкурсе франц. мор. мин-ства Д. получил первую премию за свой проект подвод. лодки с динамомашиной и паровой коловраткой; ок. того же времени он предложил рус. мор. мин-ству проект водоброннаго мин-ца, идеей к-раго было соединение мореход. качеств надвод. судна с неуязвимостью подвод. лодки и принцип к-раго б. проверен рядом опытов. В 1905 г. Д. построил в Спб. первую подвод. лодку без электрич. аккумуляторов: под водою лодка приводится в движение тем же двигателем, что и на пов-сти, при чем запас воздуха для питания бензин. мотора хранится в резервуарах в сжатом виде. Построенная по проекту Д. лодка Почтовый оправдала надежды изобретателя, а примененная в ней идея единаго двигателя имеет, повидимому, большую будущность. В наст. время Д. живет в Париже и занимается теоретич. и лаборатор. испытаниями по вопросам авиатики и вычислению воздуш. винтов. |
ДЖЕГАН-ГИР, Абуль-Музаффер-Нур-Эд-дин-Мухаммед (1605-27), вел. могол, 4-й из знаменит. династии Ваберидов, 3 столетия владевших богатейш. странами Индии и славившихся своим могуществом, ученостью, роскошью двора, и особенно сокровищами. Царст-ние Д. относится к периоду расцвета этой огром. монархии, простиравшейся от пределов Персии до Китая и от Тибета до Индийск. океана и содержавшей 300-тыс. армию. Из воен. событий этого царст-ния следуеть отметить: подавление неск. возмущений в Индостане и Афганистане. Покорение мног. независ. племен, населявших Севаликския горы (вь Кашмире), потеря Кандагара, захваченнаго перс. шахом Аббасом, вторгнувшимся в Афганистан. В период этого же царст-ния англ-не приобрели в Индии первую точку опоры для своих дальнейш. завоеваний; им б. дано разрешение завести в Сурате факторию, с каковой целью в 1615 г. приезжал в Аджмир англ. посланник сэр Томас Ро (Roe), принятый Д. благосклонно. |
ДЖЕДДА (Djidde), самый значит. торг. город побережья Аравии на Красн. море, ок. 25 т. жит.; является гаванью лежащей в 94 клм. Мекки. Приспособлений для гавани не имеется. Большие к-бли бросают якорь на внеш. рейде, меньшие между берегом и тянущимися вдоль него корал. рифами, где они на глуб. 5-7 мтр. хорошо защищены. На бер. моря построены 2 форта. Д. является началом тур. правит. кабеля в Суаким, Верхний Египет. Отсюда соединение кабеля через Суэц с Европой и через Аден с Вост. Азией, Австралией и Африкой. |
ДЖЕЛАБ-КИЧУТ, сел. вблизи лев. бер. р. Арпачая в Александропол. у., Эриван. губ., на бывшей до 1878 г. нашей гр-це с Турцией. Здесь произошло первое боев. столкновение на Кавказ. театре в рус.-тур. войну 1877-78 гг. В полдень 11 апр. 1877 г., когда Кавказ. армия б. сосредоточена в погранич. полосе, ком-щий Кавказ. действ. к-сом получил телеграмму Август. гл-щаго Кавказ. армиею с приказанием начать наступление в пределы Турции, в виду имеющаго последовать 12 апр. объявления войны. К-щий к-сом г.-ад. Лорис-Меликов веч. 11 апр. отдал диспозицию, согласно к-рой во главе к-са д. б. перейти пограничную р. Арпачай кав-рия, в составе 2 сводн. дивизий. На тур. берегу была полная тишина; тур. погранич. посты не ожидали нападения, а дождлив. и туман. погода скрывала переправу войск. В полночь полки 1-ой сводн. кав. д-зии г.-м. Шереметева были уже в пунктах переправы, и, еще до разсвета, 2-ой Горско-Моздок. кон. п., под нач. нач-ка штаба д-зии полк. Маламы, перешел Арпачай и, т. обр., открыл кампанию. Внезапное появление казаков ошеломило турок, и они сдались без выстрела на всех постах, за исключ. лишь того, к-рый находился против Д.-К. На объявление здесь нач-ку поста о разрыве и на требование сдачи, турки выехали из селения, дали залп по казакам и бросились вразсыпную по напр-нию к Карсу. Казаки погнались за ними и в разстоянии 1 вер. от селения частью изрубили, а частью захватили в плен. (Материалы для описания рус-тур. войны на Малоазиат. театре, изд. в.-истор. к-сии гл. шт., 1904). |
ДЖЕМС, Вильям, англ. мор. историк. Юрист по образованию, Д. в молодости неск. лет (1812-15) плавал на судах англ. эс-дры в америк. водах. После ряда истор. монографий и журнал. статей он написал в 1819-24 гг. "Мор. историю Великобритании, начиная от объявления войны Франции в 1793 г. до восшествия на престол Георга IV", - капитал. труд, переведенный на рус. яз. лейт. Шестаковым (впоследствии упр-щим мор. мин-ством) и изданный в 1845 г. в Николаеве. Ум. в 1827 г. |
ДЖЕМС-РИВЕР, река в С. Америке, впадающая ок. г. Норфолька в один из заливов вост. побережья; на ней расположен г. Ричмонд, бывш. столица южан. До Ричмонда м. подниматься больш. мор. суда. В междоусоб. войну за нераздельность союза, в 1862 г., армия северян, под нач. Мак-Клелана, после ряда боев 26-30 июня (см. Северо-Американская междоусобная война1), перенеся базу от Уайт-Хауза (на р. Пеменкой) к р. Д., сосредоточилась на Мальверн-Гилльской позиции, к ю.-в. от Ричмонда; позиция эта представляла открытое плато с уклоном к стороне города; фронт 21/2 вер., глуб. 11/4 вер.; местность впереди пересеченная и лесистая; фронтал. подступы обстреливались многочисл. арт-рией, лев. фланг обезпечивался огнем введенных в Д. канонерок и мониторов, а правый примыкал к болот. лесу. 1 июля армия южан, под нач. Ли, расположенная у Ричмонда, снова перешла в наступление: слева - к-с Джаксона, справа - к-с Магрудера, в резерве - к-с Лонгстрита. Пересеч. и закрыт. местность стесняла упр-ние войсками, и последовавшия атаки оказались разрозненными. Первую атаку в 3 ч. д. повела правофланг. бр-да (Андерсона) к-са Джаксона на прав. фланг сев-н и б. отбита; решено б. выждать, когда левофланг. д-зия (Гукера) к-са Магрудера выйдет против центра; между тем, даже бросив арт-рию, прав. крыло подвигалось с больш. трудом. В 6 ч. в. Гиллю, нач-ку правофланг. д-зии к-са Джаксона, показалось, что Гукер начал бой, и он повел атаку; однако, сосед. войска его не поддержали; в 7 ч. Джаксон решил поддержать Гилля, но, т. к. атаки велись без подготовки арт. огнем, все усилия пехоты южан разбивались о картеч. и руж. огонь северян. Позже уже подошла д-зия Гукера, а к ночи и Магрудер с остал. войсками, но и их разрозненныя атаки не увенчались успехом, и позиция осталась за северянами. Тем не менее в ночь на 2-е Мак-Клелан решил отвести армию·на переход назад, где вся позиция на бер. Д. могла обстреливаться флотом. Ли не преследовал. (Литература в ст. Северо-Американская война за нераздельность).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ДЖЕМСТОУН (Jamestown), англ. торг. порт и воен. угол. станция флота на о-ве Св. Елены, укреплен батареями. Срочн. пароход. сообщение с Европой раз в месяц. Ок. 3 т. жит. Казен. склад угля. Гавань плохо защищена от волн и ветра. |
ДЖЕН (Jane), Фридрих, соврем. англ. мор. писатель, не моряк и не военный, но знаток и редкий любитель в.-мор. дела. Одною из заслуг Д. является изобретение и популяризация соврем. в.-мор. игры, предложенной им в 1896 г. В.-мор. игры, появлявшияся и ранее Д., имели существ. недостатки: оне не давали сторонам возм-сти проявить свои индивидуал. способности, и все тактич. особ-сти отдел. к-бля сводились к неск. опред. типам, к-рым приходилось подчинить действительность. В основу своей тактич. игры Д. положил правило возможно большей индивидуализации и вместе близости условий состязания к действит. борьбе на море. Мор. общ-во Англии, а за нею и друг. стран, не исключая России, отнеслось оч. сочувственно к игре Д., и она получила широкое распростр-ние не только в учебн. заведениях и на академич. курсах, но и в кают-кампаниях плавающ. судов. Д. ежегодно издает прекрас. мор. справочник "Fighting Ships", к-рый является настольной книгой каждой кают-кампании, и мор. оф-ры за необходимыми им справками относ-но к-блей и портов любого гос-тва всегда заглядывают в "Fighting Ships". С 1909 г. Д. начал издавать также ежегод. авиац. справочник "All the world’s airships". Наибольшей известностью пользуются след. его сочинения в области в.-мор. дела: "The Torpedo in Peace and War", London, 1898; "Rules for the Jane Naval War Game", London, 1898 (имеется в переводе на рус. язык: "Правила тактич. в.-мор. игры Джена", изд. арт. офиц. класса, 1902); "The Imperial Russian Navy, its past, present, andfu ture", London, 1899; "The Imperial Japanese Navy. Assisted by Officiers Of the Japanese Navy", London, 1904, и "Heresies Of sea power". London, 1906 (имеется в перев. на рус. язык: "Ереси в учении о мор. силе", перев. Н. Л. Кладо, Спб., 1907). |
ДЖЕНОЛА, гор. в Пьемонте, между Кони и Савельяна. Сражение 4 нбр. 1799 г. Для освобождения Кони, осажденной авст-цами, франц. гл-щий Шампионе направил свою армию за Аппенины 3 колоннами, из к-рых средняя, состоявшая из д-зий Виктора, Гренье, Лемуана, силою ок. 20 т., двигаясь на Фоссано и Мондови, столкнулась с глав. силами авст-цев, под нач. Меласа. Фр-зы так разбросали силы, что могли у Д. противопоставить 34 тыс. Меласа только 15 тыс. (д-зии Виктора и Гренье). Фр-зы потерпели поражение и б. преследуемы до р. Майри. Войска лев. колонны ген. Дюгема прибыли на место сражения уже после боя и, в свою очередь, на друг. день б. разбиты. Шампионе д. б. отвести свою армию за Аппенины. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЖЕРГАИН-АГАЧ, отдел. самостоят. укрепление, возведенное в Киргиз. степи нашими войсками в 1840 г., близ бер. р. Ишима. Укр-ние было земляное с валом в 7 фт. и рвом, имело вид квадрата, охватывавшаго со всех сторон казармы. На ю.-зап. и с-вост. углах имелись полукруглые выступы. |
ДЖЕРИД. См. Древне-русское вооружение. |
ДЖЕСПЕРЛЕЯ, сел. ок. Очакова. 12 авг. 1769 г., во время воен. действий под Очаковом, Запорож. казаки, входившие в состав нашей 2-ой армии, выслали партию до 500 ч. в напр-нии на д. Гаджи-Гассан в 15 вер. от Очакова. Партия сожгла деревню и захватила богат. добычу. В это время из Очакова б. выслан против них тур. отряд. Узнав об этом, кошевой запорож. атаман выслал навстречу остал. 2.500 запорожцев. 13 авг., между сс. Д. и Янчокраком произошло столкновение, турки б. разбиты и потеряли до 200 ч. уб. (А. Петров, Война России с Турцией и польск. конфедератами в 1769-74 гг.) |
ДЖИБУТИ, глав. порт и администр. центр франц. колонии Сомали в с.-вост. Африке, на южн. бер. Аденскаго залива. Ок. 10 т. жит., преимущ-но туземцев, небол. г-зон тузем. войск. Благодаря ж. д. в Абиссинию, Д. имеет больш. будущность. Рейд хорошо защищен от зыби; оборудование гавани состоит из далеко выдающейся пристани, с глуб. 25-30 фт., еще не законченной постройкой. Франц. правит. телегр. кабель в кол. Обок. Во время рус.-яп. войны в Д. заходили отряды судов к.-адм. Вирениуса и Фелькерзама. Положение при выходе из Красн. моря придает Д. важное стратег. значение, как базы для крейсер. операций на глав. путях сообщения из Европы в Инд. и Тих. океаны. Но для воен. целей Д. нуждается в укр-ниях, которых порт пока не имеет. |
ДЖИГИТ (по турецки молодой, также молодец), на Кавказе - наездник, отличающийся отвагою, выносливостью, искусством управлять конем и владеть оружием. В наших сред.-азиат. владениях Д. называются туземцы, состоящие при войсках проводниками, посыльными и разведчиками. Кроме того, Д. - звание, присвоенное н. чин.-туземцам нек-рых кавказ. и туркестан. частей войск. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЖИД. См. Древне-русское вооружение. |
ДЖИДЖЕЛЛИ (Dschidschelli), выросший на месте древне-финикийск. Игильгили портов. город алжир. провинции Константины (ок. 6.400 жит.), б. завоеван для Франции 22 июля 1664 г. герц. де-Бофором, но вскоре опять взят турками. Лишь 13 мая 1839 г. ген. Сен-Арно взял город обратно. Его укр-ния, состоящия из двух фортов, Дюкен и С.-Фердинанд, в наст. время не имеют значения. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ДЖИМИТЕЯ, отдел. самостоят. укр-ние Черномор. берег. линии, отстроенное и занятое нашими войсками в 1830 г. |
ДЖИОРНИКО (Giornico), сел. в долине верх. течения Тессино, на дороге через С.-Готард в Беллинцону и Милан. Бой 28 дкб. 1478 г. между миланцами и швейцарцами, во главе к-рых стоял кантон Ури. Бой этот, имеет интерес лишь в смысле нек-рых сноровок при ведении горн. войны. Швейцарцы, спустившись с гор, внезапно атаковали Беллинцону, но б. отбиты. Уходя, они оставили наблюдат. отряд у Д. По получении об этом известия граф Торелло, нач-к милан. милиции, пользуясь превосходством сил, решил захватить швейц. отряд. Отрядив небол. колонну в обход по Ливиненской долине, Торелло с остал. силами двинулся к Д. Предводитель швейцарцев Фришганс Тейлиг запрудил р. Тессино и спустил воды по окрест. долинам, в к-рых пролегали дороги, имея в виду образовать гололедицу и затруднить действия миланцев. Сами же швейцарцы приспособили свою обувь, прикрепив к подошвам жел. крючки. Все эти меры увенчались успехом. Миланцы, подымаясь в горы, пришли в разстройство; в это время швейцарцы бросились на них, опрокинули и гнали до Бордио. Торелло пытался неоднократно использовать конницу и выставить арт-рию, но летн. ковка лошадей не допускала этого. Миланцы понесли жесток. поражение. 1.500 б. убито и ок. 1.000 потонуло в Тессино; у швейцарцев потери были ничтожны. Это дело прославило швейц. оружие по всей Италии. Милан. прав-ство поспешило заключить мир. (S. de Sismondi, Histoire des républiques italiennes du moyen âge). |
ДЖОНКА, тип мелкосид. кит. судна с туп. низк. носом и оч. широкой, высоко поднятой кормой. Вооруженная обык-но 3 мачтами с прямыми парусами, Д. хорошо слушается руля, легка на ходу и не лишена мореходности. Д. бывают разных размеров, от самых малых, служащих плавуч. домом бедн. населению страны, до больш. воен. Д. (120-130 фт. дл.), снабженных пушками мелк. клб., служащих для целей полиц. и тамож. надзора. |
ДЖОНС (Jones), коммодор брит. флота, участник Крым. камп. 1854-55 гг., во время к-рой командовал отрядами англ. судов. Известен бомбард-нием фортов Одессы 22 апр. 1854 г., уничтожившим рус. суда в гавани за молом, б-реи, доки и порт, бараки и обильн. воен. запасы, собранные в правит. складах. |