Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГЕТ"-"ГИЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Г" (часть 12, "ГЕТ"-"ГИЛ")

Гетман

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гетс, Гораций

ГЕТС (Gates), Гораций, амер. ген., род. в 1728 г. в Англии. Воен. службу начал под нач-вом пр. Фердинанда Брауншвейгскаго. В 1755 г. Г. б. послан в Америку и в чине кап. служил под ком. ген. Браддока, приняв участие в неудач. для англ-н сражении 9 июля близ ф. Дюкесн (Duquesne), и б. тяж. ранен. В 1762 г. Г. участвовал во всех воен. действиях против фр-зов и индейцев до заключения мира в 1763 г. За это время Г. настолько отвык от родины, что вышел в отставку и купил себе ферму в округе Берклей в шт. Виргиния. Здесь он прожил до 1775 г., когда вспыхнула война за независимост. Г. вступил в ряды возставших и вскоре конгрессом б. назн. ад.-генералом (пом-к гл-щаго) при Вашингтоне. В 1776 г. Г. б. назн. на место ген. Шайлера ком-щим Сев. армией, незадолго до того вернувшейся из Канады и расположенной в Кроунпойнте. Плохое состояние этой армии и эпидемия оспы побудили Г. отступить до Тикондерога, и он безпрепятственно соединился с Вашингтоном, оказав ему помощь при взятии Филадельфии. Весной 1777 г. Г. опять двинулся на с., но амер. прав-ство, найдя действия его слишком медленными и осторожными, вновь передало команд-ние армией Шайлеру. Когда последний в ряде сражений потерпел неудачу, конгресс вторично вручил команд-ние армией Г., и он, быстро сосредоточив у Саратоги разбитые полки, не только остановил наступавших под предвод-ством Бергойна англ-н, но, удачно отбив неск. их атак, сам перешел в наступление, обратил их в бегство и преследовал до р. Гудзона, где им предусмотрительно б. уничтожены все броды. Армия Бергойна оказалась в западне и б. вынуждена сдаться. Однако, условия сдачи были очень легкими и состояли лишь в том, что англ-не, выдав оружие, д. б. уехать в Европу, дав обещание не принимать больше участия в воен. действиях против американцев. Столь неискусно использованная победа возбудила против Г. неудовольствие, как среди членов конгресса, отказавшагося утвердить условия сдачи, так и среди нек-рых ген-ров, вообще отрицавших воен. талант и способности Г. Тем не менее, он б. вскоре избран председ-лем гл. воен. совета, но должность эту занимал оч. недолго и в 1778 г. вышел в отставку. К этому времени репутация Г. б. уже знач-но поколеблена, и хотя в 1780 г. он б. снова призван к деят-сти и получил команд-ние над Южн. армией, но теперь его преследовали одне лишь неудачи, и после сражения при Камдене в Южн. Каролине, в к-ром Южн. армия б. разбита на голову англ. г.-л. Корнваллсом, Г. б. отрешен от команд-ния и заменен ген. Грином. Он б. даже заподозрен в измене; к тому же стало известным, что в 1778 г. он принимал видное участие в заговоре "bonway cabal", имевшем целью удалить от власти Вашингтона. Все это вместе взятое послужило основанием к назначению над ним следствия, к-рое тянулось 2 г. Суд оправдал Г. и в 1782 г., после заключения мира, он удалился на свою ферму. В 1790 г., освободив и обезпечив своих рабов, он переселился в Нью-Иорк и прожил там до смерти (10 апр. 1806 г.). Историки, преимущ-но фр-зы и амер-цы, совершенно различно оценивают его деят-сть и личн. качества: в то время, как первые безусловно признают за ним образование, воен. талант, благородство и личн. храбрость, вторые находят его малознающим, бездарным, трусливым и интриганом.

Гефле

ГЕФЛЕ (Gefle), торг. порт на швед. бер. Ботнич. зал., в устье р. Гаффело, гл. гор. лена Гефлеборг. Ок. 30 т. жит., хорош. гавань глуб. 22 фт., телеграф, ж. д. Механ. мастерския, машиностр. завод, 2 Мортон. эллинга для самых мелк. судов и небол. запас камен. угля. Вывоз леса и железа. Летом срочное пароходство.

Гехи

ГЕХИ, чечен. аул на р. Гехи, впадающей в р. Сунжу (приток Терека) с прав. стороны (см. схему к ст. Герзель-аул). Находясь в центр. части Мал. Чечни, между Сунжей и подошвой Кавказ. хр., окруженный дремуч. лесами, аул в первый период Кавказ. войны являлся опор. пунктом чеченцев. Желая иметь этот аул под наблюдением, ген. Ермолов приказал прорубить просеку от поста Алхан-юрг на Сунже до Г. и Урус-Мартана, - другого безпокойнаго аула, в 6-7 вер. от перваго. Чеченцы, руководимые влият. разбойником Гей-Булатом, неск. раз оказывали серьез. сопр-ление высланному для означ. цели отряду г.-м. Лаптева. Вся операция вырубки просек произошла в период с 10 фвр. по 27 апр. 1827 г., при чем разбойничьи аулы б. взяты штурмом и разрушены. (Утверждение рус. владычества на Кавказе, изд. шт. Кавк. в. окр., 1904).

Гец, Иоганн, граф

ГЕЦ, гр., Иоганн, ген. импер. войск, род. в 1599 г. Принадлежа к протест. фамилии, Г. в нач. 30-лет. войны служил в чешских войсках и в войсках гр. Мансфельда и сражался против императора, но затем, приняв католицизм, вступил полк-ком в армию Валленштейна и б. назн. губ-ром о-ва Рюген (Померания), к-рый и оборонял в 1630 г. от шведов. В 1631 г. за победу над шведами при Котбуссе Г. б. произв. в г.-м., пожалован титулом барона и в 1634 г. назначен ком-щим Силез. армией, одержав с нею победу при Нордлингене. Возведенный за нее в 1635 г. в граф. достоинство, Г. двинулся против ген. Рамзая и, вытеснив последняго из Гайнау, занял его и Вюрцбург (герц-во Гессенское). Соединившись затем с ген. Гацфельдом, он двинулся против швед. армии Банера и заставил его отступить в Померанию. В 1638 г. Г. б. пожалован в ген.-аншефы и получил приказание совместно с ген. Савелли снять осаду с Брейзаха, осажденнаго герц. Бернгардом Сакс.-Веймарским. Потерпев неудачу в этой операции, Г. б. вынужден отступить с большим уроном, предан за это суду и заключен в Ингольштадте, но в 1641 г. освобожден и через 2 г. снова назначен ком-щим войсками в Силезии. В 1644 г. Г. совместно с ген. Гацфельдом предпринял поход в Венгрию против союз. со шведами венгров, бывших под нач. ген. Ракоччи, и заставил последняго снять осаду с кр-сти С.-Андреа. В 1645 г. Г. б. послан в Богемию принять нач-вание над войсками, действовавшими против вторгшагося в пределы Богемии швед. фельдм. Торстенсона, и в бою 24 фвр. при Янковице (Моравия) б. убит.

Гжатск

ГЖАТСК, уездн. гор. Смолен. губ., на р. Гжати. Бой 19 авг. 1812 г. ар-рда, прикрывавшаго отступление рус. армий к Москве, с ав-рдом армии Наполеона. После боя под Смоленском 4 и 5 авг. 1 и 2-я армии продолжали отступление по Моск. дороге и 19-го, прикрываясь ар-рдом Коновницына, прошли через Г. и расположились биваком у с. Ивашкова. Ар-рд, сдерживая прот-ка, далеко отстал от колонны гл. сил и под Г. б. атакован превосходившим его франц. ав-рдом (кав-рия Мюрата и к-с Даву). Коновницын занял пехотой опушку обшир. леса перед Г., по обе стороны Моск. дороги. В тылу была р. Гжать. К мосту проходила и дорога из с. Белаго, по к-рой двигалась лев. колонна прот-ка (вице-король). Энергич. наступление этой колонны могло поставить Коновницына в тяжелое положение, оно грозило потерей путей отступления. Коновницын выслал для обезпечения своего прав. фланга отряд ген. Крейца (Иркут. драг. и казач. пп. при 2 кон. ор.), занявшаго позицию прав. флангом к реке, а левым к лесу. Упорн. атаки франц. ав-рда на лес увенчались успехом, но русские успели спокойно отойти по мосту за р. Гжать; следом за ними перешли на прав. бер. и французы. Отряд Крейца б. сбит и отброшен к реке. Дорога к мосту б. ему отрезана. Тогда Крейц переправился в брод, перетащив по дну и орудия. На том берегу он снова б. встречен прот-ком, преградившим ему выход на больш. Моск. дорогу. Ему удалось, однако, уйти полями. Г. б. занят французами. 20 авг. прибыл Наполеон и до 23-го франц. армия оставалась под Г.

Гжатск

Гибер, Ипполит, граф

ГИБЕР (Guibert), гр., Ипполит, франц. марш. и изв. воен. писатель, род. в 1743 г., участвовал в 7-лет. войне, в рядах пех. полка, но обнаружил большия воен. дарования и б. зачислен в ген. штаб. Затем он участвовал в экспедиции в Корсику и, во главе сформированаго им на свои средства легиона, отличился в сраж. при Понте-Нова (1769 г.), обезпечившем за Францией обладание островом. По возвращении во Францию Г. занялся учен. литер. трудами, создавшими ему громк. известность во всей Европе. Из его сочинений наиболее известны: "Essai de tactique générale", Liége, 1772: и "Défense de systèMe de Guerre moderne ou Réfutation complète du systèMe de M. Mesnil-Durand", Neufchatel, 1779. Введение к первому из них написано так легко и красноречиво, что его читали даже дамы, и сам Вольтер написал Г. похвальные стихи. Сочинения эти касались вопроса, разделившаго в то время всех воен. людей на 2 партии: одни, следуя взглядам Фолара, возставали против лин. тактики или развернутаго пех. строя, введеннаго в исключит. употребление Фридрихом В. Так, Мениль-Дюран издал в 1775 г. трактат о преимущ-вах глубок. строя древ. греков и римлян. Другие горячо защищали тактику Фридриха В. Спор этот возгорелся с нов. силою после 7-лет. войны, когда Г. выступил противником Мениль-Дюрана. Для разрешения спора франц. прав-ством в 1775 г. б. назначены опыты, а маршал Брольо, пользовавшийся в то время большим авторитетом в воен. кругах, б. избран судьею, но маневры, повторявшиеея через 2 г., не могли оконч-но разрешить вопрос. Марш. Брольо более склонялся на сторону Мениль-Дюрана, хотя и не держался таких односторон. взглядов, как последний, требовавший исключ-но действия холод. оружием в глуб. колоннах. Но Г., особенно в первом своем сочинении, впал в противоположную крайность. Во втором же он обнаружил более терпимости и желание примирить обе теории. Среди франц. оф-ров сочинения Г. вызвали почти единодуш. осуждение, и нач-во даже воспретило их распространение. Для печатания своего труда Г. должен б. отправиться в Пруссию, под покров-ство Фридриха В., систему к-раго он так горячо защищал. Но мало-по-малу идеи Г. нашли себе последователей и во Франции. В Пруссии Г. пробыл ок. 2 лет и вернулсяна родину в 1775 г. По вступлении в должность воен. мин-ра Сен-Жермена Г. снова б. принят на службу и получил в команд-ние полк. В 1782 г. он б. произв. в г.-м. и назначен окр. инсп-ром пехоты в Артуа. Затем он оставил строев. службу и посвятил себя в.-админ. деят-сти, заняв должность члена-делопр-ля в админ. совете воен. департамента. Г. явился ближайш. сотрудником воен. мин-ров Сен-Жермена и Бриенна, принимая деят. участие во всех реформах, и на его обяз-сти лежала редакция всех положений и уставов, проходивших через воен. совет. Между проч., ордонанс 1776 г. о действиях пехоты является в больш. своей части его произведением. В 1788 г. он получил звание маршала. Однако, своею чрезмер. самоуверенностью он приобрел себе множество врагов. Его обвиняли в желании ввести во франц. армии суровую нем. дисц-ну, телес. наказания, цепи и др. меры, не соответствующия духу франц. народа. Тщетно Г. старался оправдаться; когда в 1789 г. ов выставил свою кандидатуру от Бургундии в генер. штаты, то б. забаллотирован. Эти неприятности и неудачи так на него подействовали, что он заболел и ум. 7 мая 1790 г. Литер. деят-сть Г. касалась не только воен. дела, но обнимала и политику. ("De la force publique considerée sur tous ses rapports"), историю ("Histoire de la constitution militaire de la France", не окончено) и даже изящ. литературу (ряд трагедий).

Гибралтар

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гибралтарское ночное сражение

ГИБРАЛТАРСКОЕ НОЧНОЕ СРАЖЕНИЕ. 6 июля 1801 г. вблизи Г., на рейде города Алжезирас, произошло сражение между франц. (адм. Линуа) и англ. (адм. Сомарец) эс-драми, окончившееся для последней неудачей: англичане отступили с потерей одного корабля (См. Алжезирас). После этой схватки адм. Сомарец отошел к Г. и со всей возможной энергией приступил к исправлению повреждений: команды работали целые дни в полн. составе и ночи повахтенно. Линуа послал за поддержкой в Кадикс, и 10 июля 4 исп. к-бля и 1 французский, под нач-вом ген.-л. Дон-Жуана де Морено, пришли в Алжезирас, откуда 12-го вышли вместе с тремя к-блями адм. Линуа; в то же время и Сомарец с 6 исправными к-блями вышел из Г. и погнался за союзниками, направившимися к Кадиксу. Ночью англ. ав-рд принудил ар-рд союзников к бою, в результате к-раго б. взят один франц. к-бль, а 2 исп. 112-пуш. к-бля, приняв в темноте друг друга за непр-ля, свалились и вместе взлетели на воздух. Адм. Линуа, прекрасно распорядившийся в Алжезирас. бою, теперь не мог предотвратить овладевшаго союз. флотом замешат-ства, т. к. по настоянию гл-щаго, адм. Морено, находился на исп. корабле. Г. сражение 12 июля 1801 г. представляет редкий в истории пример решит. ночного боя. (Шабо-Арно, История военных флотов, 1896).

Гигиена военная

Статья большая, находится на отдельной странице.

Гигиена морская

ГИГИЕНА МОРСКАЯ. См. Корабельная гигиена.

Гидаль

ГИДАЛЬ (Guidal, Maximilien Joseph), франц. ген. Род. в 1765 г. (по нек-рым источн. в 1755 г.) в бурж. семье; воен. службу начал прост. солдатом и дослужился до г.-м. Впервые отличился при подавлении возстания вандейцев в VIII г., уничтожив отряд роялистов, под ком. эрц. Карла Австр. Гордый и упрямый, Г. постоянно имел столкновения с воен. мин-рами и, будучи ярым республиканцем, не желал подчиняться Наполеону. Не скрывая своей антипатии, он открыто высказывал весьма резкия о нем суждения, за что и б. заключен в тюрьму. В 1812 г., приняв участие в заговоре ген. Мале против Наполеона, Г. б. вновь арестован, приговорен вместе с Мале и ген. Лагори к смерт. казни и казнен на Гренельском поле 29 окт. 1812 г. Идя на казнь, Г., в противоположность своим товарищам, не сумел сохранить дост-ва и хладнокровия и громко проклинал Наполеона. В армии Г. не пользовался популярностью ни как человек, ни как воен. начальник.

Гидасп

ГИДАСП. См. Александр Македонский.

Гидравлика во флоте

ГИДРАВЛИКА ВО ФЛОТЕ. Давление воды, как энергия, находит для себя применение в воен. флотах, подобно давлению пара, хотя и в меньш. размерах; во франц. и англ. флотах Г. пользуются для приведения в действие башен. установок, тагда как у нас уже более 15 л. пользуются электрич. током. Г-ские башен. приводы имеют след. недостатки: возможность замерзания (устраняется прибавлением к воде глицерина) и хронич. течь воды, гл. обр., в центр. шарнир. сальнике; замедление или местн. отказ действия Г-ских приборов из-за образующихся иногда в трубках воздуш. "подушек" (попадания воздуха в трубы). Преимуществом Г-ских приводов является плавность их действия. На наших воен. судах Г. пользуются для вспомогат. механизмов: в устройствах для удаления угольн. мусора из кочегарок применяются надвод. эжектора Си или подводные Стопа и полк. Ильина. Последнее время в рус. воен. флоте заметно стремление заменить электр. водоотлив. турбины Г-скими, предложенными тем же полк. Ильиным. Употребляются также, хотя и в редк. случаях, рулев. Г-ские приводы и спусков. машинки Брауна для перемены хода гл. пар. машины. Наконец, неоднократно делались попытки применить Г-скую энергию для движения судна, употребляя вместо судового движителя (гребного винта) т. наз. "гидромоторы", не получившие, однако, распр-ния; широко применяется Г-ское давление для испытания частей механизмов (См. Гидравлическая проба).

Гидравлическая проба

ГИДРАВЛИЧЕСКАЯ ПРОБА, испытание на крепость и непроницаемость разл. отсеков корабля, пустотелых частей механизмов, котлов и трубопроводов давлением воды. Отсеки судна пробуются наливом воды до надлежащей высоты, принимая во внимания возм-сть погружения судна при затоплении наиб. опасных в этом отношении отделений. Это испытание делается до спуска судна на воду и по готовности его к плаванию. При Г. пр. корпуса проверяется стрелка прогиба разл. переборок и плотность склепки и чеканки швов. Части механизмов, котлов и трубопроводов, испытывающия во время своей службы давление жидкости (воды, нефти, масла и т. п.), пара или воздуха, подвергаются Г. пр. при помощи Г-ской помпы. Пробное Г-ское давление в воен. флоте принимается обык-но двойным против рабочаго, за исключ. котлов и паров. цилиндров, для к-рых существуют особыя нормы. Г. пр. детется с целью убедиться в плотности металла после отливки, отковки, сварки, спайки и т. п. операций и в надлежащ. сборке разл. частей между собой (винтовыя, болтовыя, заклепочныя и др. соединения и притертыя пов-сти клапанов, клинкетов, золотников и т. п.). Для частей, подвергающихся во время службы к-бля паровому давлению, предварительная Г. пр. дает, кроме того, уверенность в безопасности перваго и последующих испытаний паром. Ей подвергаются как отдел. детали, так и собранные трубопроводы, механизмы и котлы, в первый раз - в мастерской, вторично - по установке на судно и, наконец, после кажд. серьез. ремонта. В виду того, что при Г. пр. материал подвергаетея знач-но увеличенным напряжениям, избегают (при высок. давлениях) поддерживать давление продолжит. время и, особенно, подвергать испытуемыя части сильн. ударам. К Г. пр. в воен. флоте предъявляются знач-но более серьез. требования, чем в коммерческом: пробное давление выше, пробе подвергается большая часть деталей, допускаемые пропуски в соединениях и, вообще, отступления от норм меньше, с большей осторожностью допускается заделка свищей и раковин нарез. метал. пробками, а заварка и запайка пороков совсем не допускаются. Г. пр. делается всегда почти при помощи воды, но нек-рыя части, доступ в полости к-рых после Г. пр. невозможен, как, напр., облицовка валов, насаженная на последние в горяч. состоянии, подвергаются давлению масла, дабы оставшаяся случайно внутри сырость не могла способствовать ржавлению. В мин. деле Г. пр. подвергаются резервуары мин Уайтхеда, воздуш. разделители, насосы и воздухопроводы.

Гидравлический док

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ ДОК. См. Док.

Гидравлический компрессор

ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ КОМПРЕССОР. См. Тормаза1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Гидрографический департамент

ГИДРОГРАФИЧЕСКИЙ ДЕПАРТАМЕНТ. См. Главное гидрограф. управление.

Гидрография

ГИДРОГРАФИЯ, в переводе с греч. - описание вод земной пов-сти, обык-но же под этим словом разумеется совокупность вопросов по изучению океанов, морей, озер и рек, особенно для целей мореплавания. Т. обр., в сферу Г. входит съемка берегов, о-вов и рельефа дна (промер), составление карт, устройство маяков и разн. берег. знаков, ограждение банок, мелей, затонувших судов, обозначение фарватеров; на ряду с этим - изучение мореход. астрономии, навигации, мор. метеорологии и гидрологии, а также собирание сведений о портах, издание лоций и руководств для плавания и оповещение мореплавателей о текущих переменах в лоции.

Гидроплан

ГИДРОПЛАН и ГИДРО-АЭРОПЛАН. Г. называется лодка, снабженная наклонными плоскостями или пов-стями, к-рыя, действуя в воде и воздухе, как поддерживающия поверхности аэроплана, приподнимают лодку и уменьшают ея сопротивление, заставляя ее скользить по пов-сти воды. Г. м. развивать весьма большия скорости на воде, доходящия до 70-80 клм. в час; из таких Г. надо упомянуть Г. Форланини. Первым обратил внимание на скольжение судна по воде еще в 1834 г. англичанин Скот-Россен; работали затем по этому вопросу Вильям Фруд и др. Стремление последующ. изобрет-лей (Виго ди-Ачирсале, Адера, В. Томпсона, графа Ламбера и Форланини) б. направлены, гл. обр., к поднятию к-са судна настолько, чтобы он весь двигался не в воде, а в воздухе, т.-е. в среде в 800 раз менее плотной, чем вода; от гребного винта, работающаго в воде, изобрет-ли переходят к воздуш. винту (пропеллеру), и в 1905 г. уже испытывается такой Г. Форланини, к-рый, при весе в 1.650 клг. и мощности двигателя в 75 л. с., развивает ск-сть до 80 клм. в час. При плавании на Г. отпадает всякий вопрос о попереч. остойчивости судна; передвижение на судне грузов в вертик. или горизонт. направлениях не вызывает крена. После ряда изслед-ний выработались три типа Г.: 1) по достижении определ. скорости Г. подымается из воды и продолжает плавать на полозьях, скользящих по воде; 2) подвод. часть представляет наклонныя пл-сти; к 3-му типу принадлежат лодки с плоскими днищами, представляющими в продольн. напр-нии уступы из наклон. плоскостей. Г. 1-го типа осуществлен в 1867 г. фр-зом Адером; устроителями Г. 2-го типа являлись гр. Ламбер и затем Бонмезон. Постепенное развитие идеи Г. в связи с развитием авиации привело к комбинации гидро-аэроплана, к-рый представляет собою аэр-н, поставленный на спец. поплавки и способный как двигаться по пов-сти воды, так и взлетать на воздух. Этот тип в наст. время получает все большее распространение для в.-мор. целей, и в разных флотах имеется уже неск. конструкций, давших более или менее удач. результаты: таковы, напр., Г.-аэр-ны Фабра, Куртиса, Парсеваля, Дюеро, Раво и Лебедева (последний еще в стадии опытов). С изобретением Г.-аэр-на в в.-мор. деле явилась возм-сть отказаться от громозд. пл-стей для взлета и спуска аэр-нов на самом к-бле, т. к. Г.-аэр-н м. подниматься с воды и опускаться на воду вблизи судна, а при благоприят. условиях погоды даже следовать за к-блем и в нужный момент, не мешая его эволюциям, сделать взлет, произвести разведку и снова вернуться к судну. У нас построен аппарат Гаккеля, но еще не испытан. Наилучш. результатов достиг Г.-аэр-н Куртиса (Америка). Под сред. частью Г.-аэр-на находится легк. понтон, 12 фт. дл. и 2½ фт. шир.; по краям поддерживающих пов-стей имеются тонкие металл. цилиндры, поставленные под углом и имеющие своим назначением поддерживать плавучесть при крене; во всем остальном это обыкновенный аэр-н Куртиса, хорошо известный в Америке и Европе. Г.-аэр-н одной из последних моделей поставлен на колеса, что дает ему возможность подниматься и опускаться на суше и воде. Опыты дали весьма хорошие результаты; при сравнительно спокойном море Г.-аэр-н легко отделяется от воды и также спокойно опускается на нее. Куртисом выработан способ взлета аэр-на с воен. суда, пользуясь тросом, натянутым от мачты к носу; устройство особаго помоста для взлета признано излишним, взлеть с него возможен, но спуск на судно почти невозможен и рискован; поэтому предпочитают спускаться у судна на воду и краном поднимать Г.-аэр-н на палубу. Осуществленные до наст. времени Г.-аэр-ны следует считать лишь опыт. типами. ("Мор. Сб.", 1909 и 1911 гг., статьи "Гидроплан" и "Аэроплан для флота").

Гидроплан

Гидрофон

ГИДРОФОН, прибор для передачи зву-ков под водою (подвод. телефон), находящийся в стадии усоверш-ния, но уже и в наст. виде имеющий большое в.-мор. значение. Главнейш. частями Г. являются приемник звук. колебаний в водной среде и передатчик, состоящий, в свою очередь, из генератора, помещаемаго внутри судна (помпа, приводимая в действие электромотором, и особый регулятор давления струи, даваемой помпой), и вибратора, звучащаго от действия струи и излучающаго колебат. энергию в окружающее водн. пространство. Вибратор выходить за борт судна, в воду, через небол. отверстие, закрываемое по желанию клинкетом. Ход судна не оказывает никакого влияния на действие передатчика и приемника. Г. можно устанавливать на подвод. лодках, воен. судах, берег. станциях и маяках. Для подвод. лодок Г. представляет единственно возможную сигнализацию, т. к. лодка, идя под водою, не м. пользоваться ни радиотелеграфом, ни сигналами флагами или фонарями. Г., помещаемые у самаго киля, по обоим бортам воен. судна, совершенно неуязвимы для неприят. снарядов. Для берег. станций гидрофонирование м. заменить дорого стоящий подвод. кабель на небол. разстояниях. Для маяков он м. применяться наравне с подвод. колоколом, при чем звук. сигналы Г. любой продолж-ности гораздо легче улавливаются в приемник судна, чем ряд коротк. и быстро затухающих в воде ударов колокола. Колокола для подводнаго телеграфирования рекомендуются американ. фирмой Submarine signals company. Первые опыты гидрофонирования в Спб. производились в 1905 г. на Балт. судостр. заводе инж. Ниренбергом, применившим для этой цели гидравл. сирену с одним неподвиж. диском и другим подвижным, вращаемым электромотором. Струя воды, подаваемой насосом под давлением 4 атм., поступала в погруженную в воду сирену и соответ-но числу оборотов подвиж. диска давала звук желаемой высоты. Особое устройство позволило телефонировать по азбуке Морзе, закрывая и открывая доступ струи воды от насоса к сирене. Дальнейшая разработка Г. привела к замене гидравл. сирены стальной мембраной, укрепляемой снаружи борта под ватерлинией. Струя жидкости, выходившей из насоса под давлением до 30 атм., заставляла вибрировать гидравлич. клапан, колебания к-раго передавались мембране. В 1907 г. опыты с Г. б. перенесены в Черн. море и здесь вскоре достигнута дальность телефонирования более 6 мор. миль (11 клм.) в бурн. погоду. Дальнейшая разработка Г. производилась в Черн. море до конца июня 1909 г.; по выяснении важнейших звук. явлений в воде оказалось возможным перенести работы опять в Спб., на Балт. завод, чтобы, пользуясь всеми техн. средствами завода, придать Г-ским приборам наилучш. практич. конструкцию. В 1911 г. выработан окончат. практич. тип Г-ской станции для надвод. и подвод. судов. Приемник состоит в главнейш. частях из микрофона, помещеннаго внутри судна, ниже в-линии, и соединеннаго с ним телефона, установленнаго в любом месте судна. Помощью особаго устройства, не требующаго никаких отверстий в борту к-бля, микрофон отчетливо воспринимает звуковыя волны, распространяющияся в водной среде, окружающей к-с корабля. Последния работы с приемником направлены к приспособлению его для настройки; будучи настроен на какой-либо определ. тон, Г. д. воспринимать исключ-но этот последний, оставаясь совершенно нечувствительным ко всяким посторонним звукам. Не подлежит сомнению, что в самом непродолжит. времени конструкция подоб. приемника будет успешно осуществлена. На таблице схематически изображены приемная и отправительная станции Г.

ОТПРАВИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ.

ОТПРАВИТЕЛЬНАЯ СТАНЦИЯ.

ПРИЕМНАЯ СТАНЦИЯ.

ПРИЕМНАЯ СТАНЦИЯ.

Гидроцеллюлоза

ГИДРОЦЕЛЛЮЛОЗА, получается из обыкнов. клетчатки (C12H20O10)n посредством обработки ея в соответств. условиях нек-рыми кислотами. Состав ея выражается формулой (C12H20O10 + H2O)n. По виду Г. похожа на обыкнов. клетчатку, но существенно отличается от нея хрупкостью. Под действием смеси из азот. и серн. кислот нитруется и дает пироксилин, к-рый от пироксилина из обыкнов. клетчатки отличается немного большей чувствит-стью к удару. Нитро-Г. находит применение наравне с обыкн. пироксилином.

Гиды

ГИДЫ, проводники, разведчики; так называются нек-рыя пех. и кон. войсков. части в англ., бельг. и швейц. армиях. В наст. время это название имеет лишь истор. значение, и служба Г. ничем не отличается от прочих. Происхождение Г. относится к XVIII ст., когда, вследствие недостатка в хороших картах, в армиях нек-рых з.-европ. гос-тв б. образованы особыя команды, исполнявшия на походах обяз-сти колонновожатых при войсках. Во Франции в эпоху революц. войн (1792-95 гг.) б. сформированы кон. роты вожатых (compagnies des guides), служившия сначала для указания дорог и вождения войск, но вскоре обращенныя в собств. конвой гл-щих; комплектовались эти части отборными кав-ристами из всей конницы государства. Там же во времена империи полк Г. (régiment des quides) составлял личн. конвой императора. (Голицын, История войн новых и новейш. времен).

Гиерские острова

ГИЕРСКИЕ ОСТРОВА (Iles d’Hyères), расположены в неск. милях к в. от Тулона у южн. бер. Франции, в деп-те Вар, имеют ок. 1 т. жит., неск. маяков, фортов и б-рей и образуют хорошо защищен., обшир. рейд г. Гиера, служащий франц. флоту Средиз. моря отличной промежут. базой и местом практич. стрельб. Сражение 1796 г. 4 июля англ. к-бль Agamemnon, под командой Нельсона, с неск. мелк. судами б. послан ком-щим эс-дрой, адм. Готам, из бухты С.-Флоран на о-ве Корсика к Генуэз. берегу для оказания поддержки австр. к-су, действовавшему против франц. республ. войск. Отряд встретился с флотом адм. Мартена из 17 к-блей и повернул обратно, преследуемый французами. Подойдя к С.-Флорану, франц. адм. увидел снимающуюся с якоря англ. эс-дру из 22 к-блей адм. Готама и 2-х неаполитанских и повернул к Тулону. Преследуя эс-дру Мартена, англ. флот нагнал отставшие франц. к-бли у Г. о-вов, где произошло незначит. сражение, в к-ром погиб 74-пуш. франц. к-бль Alcide. Оба флота были под командой бездар. адмиралов (Готам б. сменен через неск. мес.), но на англ. флоте б. блестящий личн. состав как ком-ров (Нельсон), так и экипажей, на франц. же эс-дре ок. 7 т. н. ч. б. назначены перед выходом в море, и стрельба из орудий была ниже всякой критики. Схватка англ. флота с ар-рдом уходившаго фр-зскаго выяснила дезорг-зацию франц. личн. состава, но тактич. выводов из нея сделать нельзя. В стратег. смысле фр-зами б. упущен момент, когда силы их флота (до присоединения к Готаму отряда адм. Манна) знач-но превосходили силы англичан. Результатом поражения Мартена было то, что республ. прав-ство решило перейти к крейсер. войне и действиям против колоний небол. отрядами. Сражение 13 фвр. 1814 г. За 2 мес. до входа союзников в Париж, 12 фвр., франц. эс-дра, под ком. к.-адм. бар. Космао-Кержюльена, из 3 к-блей и 3 фр-тов вышла из Тулона в Геную. На разсвете 13-го она б. усмотрена англ. эс-дрой из 15 к-блей, под ком. в.-адм. сэра Эдуарда Пилью. Фр-зы повернули обратно и в 10 ч. 30 м. вошли на Гиерский рейд большим проходом и вышли малым, направляясь в Тулон. Англ-не настигли фр-зов ок. полудня и передов. англ. к-бль вступил в бой с двумя концевыми фр-зскими, нанеся им более или менее значит. повреждения. Увлекшись преследованием, англ. к-бль попал под огонь Тулонских берег. б-рей, от к-рых сильно пострадал. Потери фр-зов были: 81 уб. и ран., англ-н - 42. Хотя на Тулон. рейде у фр-зов было 23 лин. к-бля, но они бездействовали до входа союзников в Париж, и 28 апр. Наполеон на англ. фр-те б. отправлен на о-в Эльбу.

Гиз

ГИЗ или ГЮИЗ, старая франц. крепостца на р. Уазе в Пикардии, в 40 клм. от бельг. границы, во второй линии.

Гиз, Франсуа, герцог де-Гиз

ГИЗ, Франсуа, герц. де-Гиз (по прозвищу Ba’afré), один изь знаменит. полк-цев монархич. Франции и политич. деятель. Отличился в первый раз при осаде Булони (1545). В 1552 г. он мужественно защищал в продолжение 45 дней кр-сть Мец, осажденную Карломь V; упорн. оборона привела затем к снятию осады (См. Мец). В 1554 г. Г. разбил импер. войска при Ранти. В 1557 г. сражался против герц. Альбы в Неаполе, а затем б. вызван во Францию, где отразил англичан и отнял у них Кале; в том же году он разбил испанцев при Тионвиле, что и повело к миру в Шато-Камбрези (1559 г.). При преемниках Генриха II, Франсуа II и Карле IX, принимал живое участие во внутр. полит. жизни, борьбе партий и возникшей затем религ. войне; в 1562 г. он разбил Колиньи и Конде при Дре, но в след. году, при осаде Орлеана, убит кальвинистом Польтро-де-Мере.

Гизетти, Антон Людвигович

ГИЗЕТТИ, Антон Людвигович, отст. г.-м. ген. шт., историк Кавказ. войны и кавказ. войск, род. 11 июня 1836 г. и по окончании Одесс. Ришельевск. лицея вступил в службу в 1855 г. у.-оф-ром Подольск. пех. п. и в 1858 г. б. произв. в прап. По окончании в 1863 г. Ник. ак-мии ген. штаба по 2 разр. Г. б. причислен к ген. штабу и в 1865 г. переведен в него; в 1871 г. произведен в кап. и назначен заведующим передвижением войск Вилен. воен. округа, а в 1875 г., с производством в подплк., старш. делопроизв-лем канцелярии ком-та по передвижению войск, в к-ром и состоял до 1882 г., когда б. назн. на Кавказ и. д. нач-ка шт. 39-ой пех. дивизии. Вся дальнейш. служба Г. б. посвящена Кавказу. Последним назначением его была должность. нач-ка шт. местн. войск Кавказ. воен. округа. В 1890 г. по разстроен. здоровью Г. вышел в отставку и все досуги посвятил в.-истор. работам. В 1896 г. появился в печати 1-й его капитал. труд "Хроника Кавказ. войск" (2 ч., 570 стр.), представляющий единственную в своем роде работу, сделанную по первоисточникам и официал. документам, и заключающий хронолог. развитие рус. регуляр. войск на Кавказе с XVIII в. и преобразования, изменения и знаки воен. отличий войсков. частей. В 1906 г. издано 1-е продолжение "Хроники", обнимающее 1895-1905 гг. Из других трудов Г. известностью пользуются: "Библиографич. указатель напечатанным на рус. языке сочинениям и статьям о воен. действиях рус. войск на Кавказе" (Спб., 1901) и "Сборник сведений о потерях Кавказ. войск во время войн Кавказско-Горской, Персидской, Турецких и в Закаспийском крае 1801-85 гг." (Тифлис, 1901). Г. ум. в 1911 г.

Гик

ГИК, горизонт. рангоут. дерево, вдоль к-раго растягивается нижн. шкаторина и шкотовой угол нижн. кос. парусов. Перед. конец Г., шпор, упирается в мачту, охватывая ее своими усами, задний, нок, поддерживается гика-топенантом и имеет внутр. шкив, через к-рый проходит шкот паруса. Нок Г. перебрасывается с борта на борт при помощи Г.-шкота, основаннаго талями, т. к. на нем держится вся сила паруса. (См. Парусное вооружение).

Гилипп

ГИЛИПП. См. Сиракузы1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Гилли

ГИЛЛИ, аул в Дагестане, в 25 вер. к ю.-в. от г. Темир-Хан-Шуры; известен по делу с мюридами 3 июля 1844 г. Для наступат. действий в 1844 г. б. сформировано 5 отрядов (См. Кавказская война), из коих Дагестанскому (12 б-нов, 11½ сот., 26 ор.) поставлена б. задача покорить Ашуку и затем двинуться в Аварию. Между тем, к концу мая мюриды заняли аулы Аймаки, Оглы, Кулицма, Апши, Кадар и Урма, выдвинув ав-рды к сс. Дуранги и Арказ и угрожая покорным нам сс. Б. и М. Дженгутай. По получении известий о скоплении горцев, нач-к Дагест. отряда ген. Лидерс выслал ав-рд г.-м. Пассека (3 б-на, 4 сот. и 4 горн. ор.), к-рый расположился на позиции между Б. Дженгутай и Параул, двинув передов. отряд к с. Дургели. 3-го утр., для выяснения обстановки на нашем лев. фл., Пассек с казаками и б-ном Апшерон. п. двинулся к сс. Г. и Параул. Мюриды отступили на высоты к ю. от Г. Пассек двинулся в атаку. Сперва атака была успешна, и казки сбили горцев и вогнали их в с. Кака-Шура, но скрытая здесь непр. арт-рия открыла по казакам огонь и в то же время из селения и леса показались густыя толпы мюридов, открывших сильн. руж. огонь. Казаки, отстреливаяс, начали отступать. Горцы стали окружать отряд. Пассек, по прибытии 3 рот Житомир. п., перешел к столь дружной атаке, что после корот. рукопаш. схватки мюриды спешно отступили. Русские преследовали их до с. Кака-Шура. Потери: наши - уб. 36 и ран. 150 ч.; непр. - уб. до 250 ч. Успех произвел огром. впечатление, сгладившее воспоминание о наших неудачах 1843 г., и имел следствием успокоение мехтулинск. и шамхальск. владений. (Дубровин, Кавказ. война в царст-ния Николая I и Александра II, 1896; Вранкен, Дело при Г., "Кавказ" 1846, № 5; История Апшерон. п., 1892; Баратов, Окончат. покорение Вост. Кавказа, "Воен. Сб." 1910).

Гилли

Предыдущая страница Следующая страница