Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "В" (часть 13, "ВНЕ"-"ВОЕ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "В" (часть 13, "ВНЕ"-"ВОЕ")

Внезапность

Статья большая, находится на отдельной странице.

Внешние операционные линии

ВНЕШНИЯ ОПЕРАЦИОННЫЯ ЛИНИИ. См. Операционныя линии.

"Внимательный"

"ВНИМАТЕЛЬНЫЙ", эскадр. мин-ц, франц. постройки 1901 г., одного типа с Властным. В 1904-05 гг. находился в П.-Артуре, под ком. кап. 2 р. Де-Симон и лейт. Стеценко 2-го. Состоя в 1-м отряде эскадр. мин-цев, В. участвовал во всех походах эс-дры в море; главн. боем В. было ноч. дело 26 фвр. (см. Властный); в остал. время В. участвоваль в сторож. службе, тралении мин и неоднократ. крейсер. разведках; во время одной из разведок (10 мин-цев), в ночь на 14 мая, к бухте Кинчжоу, как раз после падения этой позиции, В., идя 12-узлов. ходом, наскочил на камни у о-ва Мурчисон. По приказанию нач-ка отряда, кап. 2 р. Елисеева, мин-ц б. взорван и брошен командой; по неизвестной причине В. не затонул и б. приливн. течением снят с камней и в полупогруженном состоянии прибит к сев. побережью, между о-вами Болодао и Турдао. Ограбленный китайцами, он б. найден здесь 26 мая японцами, к-рые сейчас же приступили к исправлению и подъему корпуса. Однако, работы эти не были доведены до конца, и В. в один из штормов затонул.

Внутреннее дно

ВНУТРЕННЕЕ ДНО, делается на всех судах флота (кроме мин-цев) и на больш. комм. пароходах; оно служит как для предохранения от последствий днищевых пробоин, так и с целью увеличить крепость корпуса. В. дно отстоит от наруж. обшивки к-бля обык-но на 2-3 фт. Пространство под В. дном называется междудонным и подразделяется непрониц. продол. и попереч. балками (стрингерами и шпангоутами) на отсеки, каковые оставляются порожними или утилизируются для хранения пресн. воды или нефти; доступы в отсеки В. дна (горловины) закрываются герметич. крышками. В виду экономии веса редко встречаются к-бли, имеющие В. дно от носа до кормы; обык-но оно устраивается на 2/3 или 3/4 дл. судна.

Внутренние операционные линии

ВНУТРЕННИЯ ОПЕРАЦИОННЫЯ ЛИНИИ. См. Операционныя линии.

Внутренняя ограда

ВНУТРЕННЯЯ ОГРАДА. См. Центральная ограда1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Внутренняя служба

Статья большая, находится на отдельной странице.

Внутренняя стража

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Внушительный"

"ВНУШИТЕЛЬНЫЙ", эскадр. мин-ц одного типа с Властным (см. это слово). Во время войны 1904 г. находился в П.-Артуре, под ком. лейт. Подушкина; состоя в 1-м отряде эскадр. мин-цев, участвовал в бою 27 янв., после к-раго служба В. заключалась в ноч. крейсерствах для эс-дры и в дневн. рек-цировках. 12 фвр. мин-ц б. разстрелян непр-лем в Голубиной бухте; накануне вечером В. в отряде кап. 2 р. кн. Ливена с мин-цами Безстрашный, Бдительный и Лейт. Бураков вышел на Внешний рейд, где и оставался в 3-х милях от входа. Ок. 2 ч. н., после захода луны, мин-цы б. обстреляны нашими же б-реями, почему нач-к отряда на Безстрашном пошел к Ляотешану; В. и другие следовали за ним. Вскоре б. встречен и обстрелян непр. мин-ц, после чего Безстрашный лег вдол берега и пошел на с., В. следовал, остальные вскоре отстали. Рек-цировка на с. продолжалась до 6 ч. у., и только тогда мин-цы повернули в П.-Артур, куда могли вернуться не ранее полдня. В 11 ч. 25 м. мин-цы подошли к Ляотешану; оттуда семафорили о приближении непр-ля; Безстрашный, не разбирая семафора, продолжал путь, Внушительный остановился для разбора. При повороте за Ляотешаном открылась яп. эск-дра, и 4 крейсера отрезали В. от Безстрашнаго, к-рому удалось проскочить в П.-Артур. В. повернул и зашел в Голуб. бухту, где стал на якорь. Вскоре подошли яп. крейсера и открыли по В. огонь; вследствие пробоины в носу мин-ца, ком-р приказал затопить В., открыв кингстоны; команда съехала на берег. Через полчаса, когда непр-ль отошел, команда вернулась на В., потушила пожар, но спасти еще державшийся на воде мин-ц было уже невозможно, т. к. водоотлив. средств не было. В. продержался еще до след. дня, а затем затонул. Были сделаны попытки поднять В., но с падением Кинчжоу работы б. оставлены.

Вобан

Статья большая, находится на отдельной странице.

Вобан, форт

ВОБАН, форт, или ФОРТ-ЛЮДОВИК (Fort Vauban ou Fort Louis), некогда франц. селение на одном из о-вов на Рейне, в 40 клм. к с.-в. от Страсбурга. В 1688 г. Вобан, по приказанию Людовика XIV, воздвиг там укр. пост, к-рый играл значит. роль в войнах XVIII и начала XIX вв. Его укр-ния срыты в 1815 г. С 1872 г. остров принадлежит Германии. Осада 1793 г. 13 окт. 1793 г. австр. армия ген. Вурмзера овладела Вейсенбургской (Лаутербургской) линией укр-ний и выделила один к-с для осады кр-сти Форт-В. В это время кр-сть находилась в след. состоянии. Самый форт б. расположен посредине острова. Его двор, в виде прямоуг-ка, заполненный разнаго рода камен. казематами и дерев. казармами для пех. г-зона, б. окружен земл. валами бастион. начертания с водян. рвами, демилюнами и прикрыт. путем у гласиса. На южн. конце о-ва находился город с дерев. зданиями, 1.200 жителей. Город, форт и весь о-в б. окружены 2-ой оградой, состоявшей из бастион. фронтов с водян. рвами и прикрыт. путем у гласиса. 2 моста соединяли город и форт с островами du Marquisat и Sellingen. С лев. бер. Рейна форт соединялся одним мостом, прикрытым горнверком Эльзас. Берега островов du Marquisat, de Sellingen и des Vanneaux, обращенные к пр. бер. Рейна, б. окружены оборонит. плотиной с б-рея-ми. Г-зон кр-сти состоял из 3 т. ч. пехоты, 200 кав-ристов и 70 арт-ристов при 110 ор. К-дантом состоял бриг. ген. Дюран. Кр-сть б. плохо снабжена жизн. припасами, почему ген. Дюран приказал с перваго же дня осады выдавать 1/4 порций, а жителей города привлек для размола зерна в муку при помощи ручных мельниц. 14 окт. ав-рд австрийцев появился в виду кр-сти на лев. бер. Рейна. 17 окт. закончено соср-чение ос. к-са из 7 т. чел. пехоты и 4 эск. кав-рии, под нач. ген. бар. Лауера. Блокада кр-сти поддерживалась на обоих берегах кав-рией, а пехота расположилась лагерем на лев. бер. Рейна, между дд. Роппенгейм и Решвог. Осаждающие сейчас же приступили к устройству ос. б-рей и к постройке трех редутов, долженствовавших послужить базой для атаки на горнверк Эльзас. К нач. нбр. ос. б-реи на обоих бер. Рейна были готовы. 4 нбр. началось обстреливание крепости. В ночь на 5-е заложена первая параллель, а днем 5 нбр. начались сапныя работы по устройству ходов сообщения от редутов к пар-ли. К 8 нбр. закончена 2-я пар-ль в 200 сж. от гребня гласиса горнверка "Эльзас", и в ней построены гаубичныя и пушечныя б-реи. 9-го эти б-реи б. вооружены, а 10-го открыли огонь. Началась сильная стрельба с обеих сторон. Вскоре в В. вспыхнули пожары. Г-зон безуспешно пытался затушить огонь, и почти весь город сгорел. Жители города остались без крова и пищи и б. размещены в подземельях форта. К 13 нбр. почти все орудия, стоявшия на вооружении форта, б. подбиты, нек-рые бастионы разрушены, а запасов муки осталось на 2 дня. Медицинские запасы все израсходованы. Вследствие этого на совете обороны б. высказана членами совета мысль о необходимости начать переговоры о сдаче. 14 нбр. начались и в тот же день закончились переговоры, на основании к-рых гарнизон вышел из кр-сти с воен. почестями, но б. взят в плен и отведен на прав. бер. Рейна. (Musset-Pathay, Relations des principaux sièges depuis 1792, Paris, 1806).

Осада форта Вобан австрийцами в 1793 г.

Осада форта Вобан австрийцами в 1793 г.

Водар, Александр Карлович

ВОДАР, Александр Карлович, ген. от инф., чл. воен. совета, род. в 1836 г., воспитывался в 1 кад. к-се, откуда выпущен прап. в 1855 г. в л.-гв. Финлянд. п. Окончив в 1862 г. курс Ник. ак-мии ген. шт., вернулся в строй и в 1863-64 гг. участвовал в подавлении польск. мятежа. В 1867 г. переведен в ген. шт.; в 1871 г. назначен нач-ком шт. 24-ой пех. д-зии и с нею принял участие в рус.-тур. войне 1877-78 гг.; награжденный за боев. отличия при обороне Шипки и переходе за Балканы орд. св. Владимира 3 ст. и чином г.-м., В. в 1878 г. б. назн. ком-ром л.-гв. Литовскаго п., в 1886 г. - нач-ком 2-го воен. Констант. уч-ща; в 1887 г. произведен в г.-л.; в 1891 г. назначен нач-ком 1-ой грен. д-зии; в 1898 г. - ком-ром XXI арм. к-са, в 1899 г. произведен в ген. от инф.; в 1903 г. назначен чл. воен. сов.; в 1906-08 гг. входил в состав присутствия верхов. в.-угол. суда, и под его председ-ством окончилось разсмотрение дела о сдаче П.-Артура. По окончании этого процесса на В. Выс. возложено б. пр. оизводство опытов по введению в войсках новаго порядка воен. хозяйства.

Генерал-от-инфантерии А. К. Водар. (См. т. VI, стр. 448).

Генерал-от-инфантерии А. К. Водар. (См. т. VI, стр. 448).

Водица

ВОДИЦА, сел. в Болгарии, на 50 вер. южнее Рущука. Усилен. разведка 31 авг. 1877 г. отряда г.-л. кн. Манвелова, наступавшаго от Церковны к Ковачице (см. Рущукский отряд1).

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Водные пути

Статья большая, находится на отдельной странице.

Водобронное судно

ВОДОБРОННОЕ СУДНО, проект, предложенный рус. изобретателем г. Джевецким. Сравнит-но небол. судно, типа обыкн. мин-ца, приспособлено так, что, открывая на ходу клапана, в верх. часть его между палубами можно напустить воду; от этого углубление В. судна увеличивается, и над водою остается видимой миним. часть корпуса, представляющая незначит. цель для непр-ля. Снаряды, достигнув даже верх. палубы В. судна, не сделают последнему много вреда, т. к. вода, находящаяся между палубами, сыграет роль брони.

Вододействие в крепостных рвах

ВОДОДЕЙСТВИЕ В КРЕПОСТНЫХ РВАХ, служит для обращения по желанию рвов в водяные или в сухие, или для производства в них быстротоков при посредстве шлюзов. Кроме того, изменением уровня воды во рвах можно мешать их замерзанию. Креп. рвы м. б. приспособлены к В., когда вблизи или через самую кр-сть протекает река с значит. падением и высокими берегами и с неб. шириной и глубиной, чтобы не трудно было преградить ее плотиной со шлюзами. Такую плотину располагают поперек реки, пересекающей кр-сть, несколько ниже ея по течению, а при соединении рвов с рекою строят батардо (см. это слово), одни для впуска, другие для выпуска воды. Дно рва должно, хотя бы на 1/2 фт., превышать ординар. уровень воды в рек. Когда осаждающий поведет переход по дну рва с В., тогда помощью шлюзов ров быстро наполняется водою и заливает работы. Это принуждает осаждающаго строить плотину или плавучий мост, что разрушается обратно - быстрым спуском воды из рва. Действия эти м. повторяться, пока целы шлюзы, поэтому атакующий должен до перехода рва разрушить батардо и плотины арт. огнем или др. шлюзами. Когда местность не позволяет вполне осушать рвы, В. ограничивается производством одних только быстротоков. Для этого рвы по всему протяжению разделяются плотинами на неск. бассейнов с известн. падением дна рва в каждом. В высшей части рва поднимают воду до возможной высоты и через выпускной шлюз, переливом воды производят быстроток. Для усиления быстроты течения можно открывать и оба шлюза. Изобретение В. приписывают фламандцу Simon Stévin (1618); Вобан с успехом применял их в нек-рых кр-стях. В соврем. условиях креп. борьбы В. м. найти применение, как способ усиления ближней обороны кр-сти. Предлагают пользоваться водою для противодействия подземной атаке, проводя воду в непр. мин. галлереи по трубам, заранее проложенных под гласисом. Опыты подтвердили также возможность затруднять ведение надземных подступов пожарными трубами, пуская струю в голову непр. сапы.

Водоизмещение судна

Статья большая, находится на отдельной странице.

Водолазное дело во флоте

ВОДОЛАЗНОЕ ДЕЛО ВО ФЛОТЕ, составляет отдельную спец-сть, комплектуемую офицерами и н. чинами, окончившими курс водолаз. школы в Кронштадте. На кораблях первых двух рангов, за исключ. эскадрен. мин-цев, полагается иметь в числе команды не менее 3 водолазов и оф-ра, заведующаго водолаз. аппаратом, всем снаряжением, спусками водолазов и подводн. работами. К исполнению последней обяз-сти зачастую назначают ряд. флотских оф-ров и механиков, т. к. число кончающих водолаз. школу недостаточно для заполнения вакансий водолаз. оф-ров и требования закона в этом отношений недостаточно категоричны. На каждый больш. к-бль отпускается полное водолаз. снабжение (см. это слово). При водолаз. спусках обязательно выполнение правил предосторожности, объявленных в пр. по м. в.: 1) к подвод. работам д. допускаться только обученные этому делу люди; 2) предельная глубина спусков не д. превосходить 35 сж.; 3) в водолаз. аппарате не д. спускаться люди больные или просто не желающие идти под воду; 4) водолаз, спускающийся под воду, не д. пить в течение неск. часов перед работой ничего спиртного и не д. есть, по крайней мере, в последние 2 ч. перед спуском, ничего трудно варимаго, особенно зелени; 5) водолаз перед спуском д. убедиться в исправности всего водолаз. аппарата; 6) водолаза ни в коем случае не д. спускать под воду без спасат. или сигнальнаго линя; 7) на другом конце этого линя д. стоять и управлять им непременно опытный водолаз, пользующийся доверием работающаго под водой; 8) спуск и подъем из воды водолаза д. производиться со ск-стью не более 2 сж. в мин.; чем больше глубина, тем медленнее следует поднимать водолаза; т. наз. выбрасывание из воды запрещается водолазам; 9) прислуга водолаз. аппарата д. б. осведомлена, что в случае несчастья с работающим под водой водолазом, небрежное или невнимат. отношение ея к своим обяз-стям подвергает ее по закону ответ-сти, как за членовредительство и убийство по неосторожности. При всякой подвод. работе д. участвовать три водолаза, из к-рых один спускается в воду, другой стоит на сигнале и третий руководит действиями насоса. На к-бле один из водолазов назначается вод. старшиною. Он д. б. опытным, развитым водолазом, не только хорошо знающим свое дело, но и в совершенстве изучившим свой аппарат, внимательно относящимся к своим обяз-стям, спокойным и авторитетным в глазах остальных подчиненных ему водолазов. Элемент доверия и авторитета здесь настолько важен, что рекомендуется назначать старшиной водолаза, ранее выбраннаго на эту должность своими товарищами по к-блю. О всякой замеченной им неисправности в аппарате вод. старшина обязан доложить вод. оф-ру или оф-ру, заведующему водолаз. делом на к-бле или вахтен. нач-ку; во время подвод. работ он стоит на сигнале, распоряжается подручными и качающими на помпе, воспрещает всякий шум на шлюпке, с к-рой спущен водолаз, помогает ему подниматься из воды по трапу, отводя от борта и т. д. Он также заботится о чистоте воздуш. шланга и сигнала, следит за движениями водолаза под водой, его дыханием и жизнью, д. знать способы обращения и приведения в чувство потерявшаго сознание водолаза. Для переговоров с работающим под водой водолазом употребляют чаще всего сигнальный линь, к-рым даются условные сигналы. Эти сигналы, объявленные в прик. по м. в., водолазы д. знать твердо, - от них нередко зависит жизнь работающаго под водой. Сигнальный линь представляет собою конець (веревку) в 21/2 дм., взятый удавкой вокруг пояса водолаза и проходящий у него над грудным свинц. грузом так, чтобы В. всегда мог легко его нащупать рукой. Во избежение ошибок стоящий на лине старшина требует от работающаго под водой водолаза повторения всех сигналов, кроме сигнала "тревога", к-рый исполняется немедленно. Основные сигналы производятся медленным натяжением и отрывистым дерганием линя в разных комбинациях и предусматривают только самыя насущныя требования, обращенныя от водолаза к старшине и обратно (напр.: "Мне мало воздуху", "мне много воздуху", "мне хорошо", "мне дурно", "подайте конец или топор", "подымайте меня" и т. д.). Для переговоров в водолаз. деле употребляются спец. телефоны, системы лейт. Колбасьева, хорошо приспособленные и внятно передающие речь, несмотря на шум от поступающаго и выпускаемаго из шлема воздуха. До поступления в водолаз. школу оф-ры и н. чины флота подвергаются тщател. медиц. осмотру. Не принимаются в водолазы люди, подверженные частым головн. болям, страдающие шумом в ушах, расположенные к чахотке, слабогрудые, харкающие кровью, холерики, флегматики, страдающие пороком сердца, ревматизмом, венерич. болезнями, алкоголики.

Водолазный аппарат

Статья большая, находится на отдельной странице.

Водолей

ВОДОЛЕЙ, судно, специально предназначенное для перевозки воды питьевой и для котлов. На нем устанавливаются мощные опреснители и цистерны: последния снабжаются особыми внутр. переборками, препятствующими переливанию воды при качке с борта на борт. За отсутствием естеств. баз, суда такого типа приносят неоценимую пользу эс-дре во время воен. действий. (См. База плавучая).

Водомерные приборы

ВОДОМЕРНЫЕ ПРИБОРЫ. См. Арматура котельная.

Водоналивной бот

ВОДОНАЛИВНОЙ БОТ, большая шлюпка, служащая для подвоза пресной воды к борту корабля; употребляется гл. обр. в гаванях, на открытом рейде вода доставляется водолеями.

Водонепроницаемость

ВОДОНЕПРОНИЦАЕМОСТЬ, обезпечивает корпусу корабля непотопляемость. Весь объемь к-са к-бля делится на большое число отсеков, непроницаемых для воды, чтобы, в случае пробоины, локализировать вливающуюся воду. В. судна достигается при помощи продольн. и попереч. переборок внутр. дна, непрониц. флоров и палуб. На больших к-блях последней постройки имеется даже два внутр. дна. Раньше испытание В. отделений ограничивалось наливом каждаго водою с напором до высоты грузов. ватерлинии и осмотром стенок отделений с наруж. стороны. Наруж. обшивку подвергали предварит. испытанию помощью сильнаго брандспойта, направляя струю воды, по возможности, нормально к испытываемой пов-сти. За гр-цей до сих пор придерживаются подобнаго способа испытаний. Для поверки В. отсеков на постройках боев. судов нашего флота принята к руководству инструкция мор. технич. ком-та (пр. упр. мор. мин-ством 22 апр. 1898 г. № 98). Когда к-бль получит пробоину в нос. или корм. части, то он погружается этими оконечностями до уровня верх. палубы; если же пробоина приходится ближе к средине, то вследствие большой плавучести судна в этих частях погружение происходит на меньшия глубины. Поэтому, при испытании В. судно считается погруженным в воду на определ. глубины при последоват. заполнении его отделений по длине. Когда испытуемое отд-ние налито водою, то дают напор, т.-е. производят давление на его стенки, наполняя водою трубку, диам. 11/2-2 дм., к-рая устанавливается над палубой этого отделения. Высота трубки определяется давлением, требуемым инструкцией, столба воды в ср. части судна в половину высоты надвод. борта до верх. палубы. Каждая из остающихся затем оконечностей разделяется по длине на две равныя части, из коих ближайшия к средине испытываются высотою столба, равнаго трем четвертям высоты надвод. борта; концевым же частям соответствует давление полной высоты борта до верх. палубы. Если отсек занимает две смежных шестых части по длине судна, коим соответствуют разныя высоты пробнаго столба воды, то его испытывают на высшее давление. Такому испытанию подвергаются все отделения на судне, кроме машинных, к-рыя никогда не заливаются; испытывают их поперечныя переборки наливом окружающих отделений. Все водонепрониц. переборки д. б. таковыми до верх. палубы. Кроме испытания водонепрониц. отделений для поверки конструкции переборок, борт. обшивки и палуб, все эти отделения вторично наполняются водой со специал. целью обнаружения течью несовершенства исполнения работы или пропусков во внутр. частях судна. Эти испытания производятся уже на воде, когда основн. части к-са оборудованы трубопроводами, водоотлив. системой, но по возм-сти до устройства дерев. и др. поделок и обязательно до покрытия паров. котлов жарозадерживающим составом и устройства в них кирпич. кладки. Когда испытываются водою котел. и др. отделения с механизмами и разными к ним приборами, то, разумеется, принимают все меры к предохранению этих предметов от порчи водою и проверяют действие их после. Все испытания В. производятся при t выше 0°; разрешается производить испытание и в морозные дни, но не иначе, как подогретой водою.

Водонкур, Фредерик-Франсуа-Гильом, барон

ВОДОНКУР, бар., Фредерик-Франсуа-Гильом, ген. и франц. воен. писатель, род. в Вене в 1772 г. Прибыв во Францию в 1782 г., поступил на службу в военное мин-ство, а в 1791 г. стал в ряды б-на волонтеров гор. Мозеля. Назначенный в 1793 г. ком-ром этого б-на, В. овладел гор. Гомбургом и укр. позициями у Карльсберга и Ландстуля. В сраж. при Пирмасенсе, 14 снт. 1793 г., В. получил 6 ран и б. взят в плен, в к-ром пробыл до 1795 г. Получив свободу, В. отправился в Италию в армию Бонапарта и в 1800 г. был уже полк-ком и ком-щим Цизальпинской арт-рией. В 1809 г. В. состоял в армии пр. Евгения Богарне и, назначенный к-дантом Рааба, успешно защищал этот город от эрц. Иоганна и получил чин бриг. ген. и титул барона Итал. кор-ства. Сопровождая в.-кор. Евгения во время похода в Россию, он снова попал в плен. Вернувшись во Францию в 1814 г., В. во время "Ста дней" получил звание дивиз. ген. и оказал упорное сопр-ние союзн. армии в Меце, за что б. заочно приговорен Людовиком XVIII к смерт. казни. В 1816 г. В. поселился в Мюнхене, где и прожил 4 г. при пр. Евгении. Неаполит. революция 1820 г. дала ему надежду объединить Италию в одно кор-ство под скипетром пр. Евгения. Он хотел склонить на свою сторону рус. и пьемонтский дворы. В Турине В. принял нач-во над сардин. армией, но неудачное сражение одного из пьемонт. ген. при Новаре заставило В. отказаться от своего предприятия, и ему пришлось бежать в Англию. В 1825 г., благодаря амнистии, В. вернулся в Париж. В дни июл. революции В. руководил возставшими в кварталах Тюльери и Лувра. Оставшись не у дел при новом прав-стве, В. удалился в провинцию и занялся литературой. Из его сочинений известны: "История походов Аннибала в Италии", "Воспоминания о войне 1812 г. между Россией и Францией, как материалы для истории", "Ист. войны 1813 г. в Германии", "Воспоминания о кампании, веденной в.-королем в Италии в 1813-14 гг." и "Воен. и госуд. деят-сть пр. Евг. Богарне". Кроме того, В. был основателем "Журн. воен. знаний".

Водоотливная система

ВОДООТЛИВНАЯ СИСТЕМА. Для откачивания небол. количеств воды служит т. наз. осушительная труба, а для отливания больш. масс воды раньше служила система магистральной трубы, прокладываемой по всей длине судна и откачивающей воду из любого отсека помощью присоединенных к ней помп. На практике оказалось невозможным содержать всю эту слож. систему в исправности, и, кроме того, отливная сила помп, работающих на длин. трубопровод, теряла часть своей мощности. Магистр. трубу помещали сперва в междудон. прост-ве, затем перенесли ее выше внутр. дна и, наконец, от нея совсем отказались для сред. части судна, потому что были случаи передачи воды из одного отсека в другой по самой магистр. трубе. В наст. время В. система проектируется так, чтобы каждое большое, водонепрониц. отд-ние судна имело самост-ныя отлив. средства. Для этой цели служат особыя центробежныя помпы-турбины, достигающия мощности 750 и более тонн воды в час. Двигателями служат эл.-моторы в особых непроницаемых футлярах, чтобы можно было пользоваться турбиной даже в случае затопления мотора; иногда моторы помещаются в отд. выгородке; ставили их раньше на верх. палубах, проводя длин. валики вниз к турбинам, но это оказалось не практичным. Отливную трубу турбины выводят за борт обык-но выше груз. ватерлинии и на конце ея ставят особые невозвратные клапаны; в послед. время отлив. трубу заканчивают под водою, вблизи турбины. В оконечностях к-бля часто сохраняются местныя магистрали и на концах их, обращенных к середине судна, работают особыя турбины; противоположные концы снабжаются т. наз. концев. откидными клапанами; из концевых отделений магистр. труба воды не берет, а потому на переборках устраиваются перепускные клапаны, через к-рые вода перепускается в отделение, имеющее отросток от магистрали; для удобства осушения магистр. труба в каждом отделении имеет особую клапанную коробку с приемным клапаном. Чтобы труба не засорялась, у клапанов устраивают специал. решетки, площадь к-рых должна превышать в 11/2 раза площадь отверстия клапана. Штоки от всех клапанов выводят на ту палубу, по к-рой вообще обезпечена непотопляемость. судна (обык-но вторую сверху). С платформ, скосов бронев. палуб, из корридора позади брони, борт. отсеков, угол. ям и т. п. воду перепускают помощью спускных клапанов в трюмы, на внутр. дно. Осушительная труба, обык-но красной меди, прокладывается вдоль всего судна на выс. 5-10 дм. над внутр. дном и несет на себе бронз. клапаны; в каждом отсеке, ограниченном попереч. непрониц. переборками, она имеет два отростка; один берет воду из углубления (колодца) внутр. дна, другой соединяется с патрубком, проходящим в междудон. отделение. На общей осушит. трубе ставятся один или два разобщит. клапана для выключения неработающей части трубы, что позволяет пользоваться частью трубы при порче другой. При установке осушит. трубы избегают колен, расположенных в вертик. плоскости, чтобы вода не застаивалась в трубе и ее легко было опорожнить. Из осушит. трубы откачивают воду обыкновенно трюмно-пожарныя пар. помпы, посылающия воду в пожарную трубу (см. это слово) или за борт. Хотя на всех судах и устанавливаются водоотлив. средства, но никакая система не в состоянии спасти судно от затопления, если оно получит значит. пробоину. Действ-но, положим, что мощность всех помп на судне 5000 тн. в ч., что составит ок. 100 кб. фт. в сек., и пусть судно получило пробоину на глубине только 5 фт. Секундная ск-сть вливания воды определится по формуле: v=(2gh)1/2=232.51/2=18 фт. в сек. Полагая, что площадь пробоины равна S кв. фт., видим, что для возможности отливания воды должно существовать равенство 18S=100, т.-е. S, или площадь пробоины д. быть менее 6 кв. фт. Отсюда ясно, что В. сист. м. бороться только с незначит. пробоинами вблизи ватерлинии; размеры пробоин, получаемых к-блем от снарядов и мин, не говоря уже о случаях столкновения судов бывают обык-но гораздо больше. Единственным рациональным средством спасения являются в этих случаях прочныя и правильно расположенныя переборки, обезпечивающия судну сохранение плавучести путем выделения поврежденной части; но В. сист. и в этих случаях замедляет время затопления, позволяя к-блю дойти до мелкаго места, а личному составу - подвести пластырь или, во всяком случае, осмотреться, не предаваясь панике, что само по себе нередко бывает равносильно спасению корабля.

Водопроводный редут

ВОДОПРОВОДНЫЙ РЕДУТ, укрепление на сев. фронте сухоп. обороны Порт-Артура, сыгравшее значит. роль при осаде этой кр-сти. (См. Порт-Артур).

Водопроводы на военных судах

ВОДОПРОВОДЫ НА ВОЕН. СУДАХ, устраиваются трех родов: для морской забортной воды, для берег. пресной воды и для воды, опресненной судовыми средствами. Каждый из этих В. должен иметь: соответствующия водохранилища в виде отд. цистерн или особых водонепрониц. отделений, водопров. сеть жел. труб и соответств. количество помп, паровых или электрических, помощью к-рых производится распределение воды по всему судну. В. мор. воды обслуживает обыкновенно ванны, командныя бани, гальюны, мусорники и пр. Берег. пресная вода требуется для камбузов, хлебопекарен, питьевых цистерн с водоразборными кранами для команды, буфетов, ванн, умывальников, мойки команднаго белья. Опресненная судовыми средствами вода, как более дорогая, употребляется только во время больших походов, когда не хватает взятаго запаса берег. воды или когда к-бль плавает в районе побережья, неблагополучнаго по холере и др. заразным болезням. Опреснение забортной воды производится при помощи специальных опреснителей разных систем: Вира, Круга, Киркальди и др. На воен. судах водопров. цистерны помещаются обыкновенно над верхней палубой; особыя помпы, паровыя или электрическия, накачивают в них воду, к-рая затем уже самотеком распределяется по судну при помощи сети труб. Высота этих цистерн над верхней палубой д. обезпечивать безпрепятственное распределение воды. Чтобы во время зимних месяцев вода в цистернах не замерзала, производится обогревание ея паром при помощи змеевиков, устанавливаемых в цистернах; пар обыкновенно берётся от судового отопления. Для предохранения же питьевой воды от нагревания летом или при плавании в жарких странах устраивают изоляцию цистерн и труб при помощи задерживающих веществ (войлок, дерево, азбест, пробка и проч.). Во время боя водопроводныя цистерны м. быть легко разбиты снарядами; поэтому на воен. судах предусмотрено устройство, позволяющее иметь пресную воду из магистрали, проведенной под броневой защитой; в этой магистрали вода находится под известным напором от насоса и м. быть направлена при помощи отростков во все части к-бля. Мор. вода в бою берется от пожарной магистрали, к-рая всегда ведется в местах, защищенных бронею. Для стока грязной воды из ванн, раковин и пр. устраиваются в трюме особыя цистерны, откуда вода выкачивается за борт насосами, эжекторами или же (где возможно) устраиваются непосредственно за борть сточныя трубы. Водопроводныя трубы разнаго назначения д. окрашиваться в разные цвета и не иметь, по возможности, никаких общих отростков или кранов. Пренебрежение этим правилом приводит часто к эпидемическим заболеваниям судов. команд тифом или др. желудоч. болезнями; при появлении таковых на Воен. к-бле источником заболеваний является чаще всего В., к-рый и д. в этом случае подвергаться тщательной дезинфекции.

Водорез

ВОДОРЕЗ, часть носовой оконечности судна (форштевня) близ уровня воды; форма В. влияет на ск-сть и морех. качества корабля.

Водород в воздухоплавании

Статья большая, находится на отдельной странице.

Водотрубный котел

Статья большая, находится на отдельной странице.

Водрейль, Людовик-Филипп, маркиз

ВОДРЕЙЛЬ, маркиз, Людовик-Филипп, франц. адм., род. в 1724 г., ум. в 1802 г. Командуя в 1778 г. 74-пушечным кораблем Fondant, участвовал с флотом адм. д’Орвилье в сражении 27 июня с англ. флотом, под нач. адм. Кеппеля при о-ве Уэссане. В том же году им б. завоеван Сенегаль. Выйдя из Бреста 15 дкб. 1778 г. с отрядом из 2 к-блей, 2 фр-тов, 2 корветов и 2 шкун для конвоирования купеч. флота, идущаго на Антильские о-ва, В. по пути взял призов на 8 милл. фр. и занял форт S.-Louis на бер. Сенегаля; затем, предоставив судам отряда закончить завоевание англ. факторий и взяв с собой только 2 к-бля, благополучно довел купеч. суда до о-ва Мартиники. По прибытии в В.-Индию В. участвовал в сраж. 6 июня у г. Кингстона на о-ве Гренада между франц. эс-дрой гр. д’Эстенга и англ. в.-адм. Дж. Байрона. В том же году В. командовал одним из 6 к-блей отряда гр. де-Грасс, назначеннаго доставить обратно на Антил. о-ва войска, взятыя из состава их г-зонов для осады г. Саванна. К-бль В. единственный из всего отряда выполнил поручение, прибыв 15 янв. 1780 г. в Порт-Рояль на о-ве Мартинике. Остал. к-бли б. разсеяны штормом и вернулись в Брест и Тулон. По возвращении во Францию в 1780 г. В. участвовал в сражениях 17 апр. и 19 мая франц. флота, под ком. лейт.-ген. Гишэна, с англ. флотом адм. Роднея. Наконец, в 1781 г., выйдя 8 дкб. из Бреста с эс-дрой Гишэна, к-рая д. б. конвоировать коммерч. флот в 150 к-блей до открытаго океана, В. после неудач. преследования фр-зами эс-дры англ. к.-адм. Кемпенфельда, захватившаго 10 дкб. 15 коммерч. к-блей, б. приказано сопровождать купеч. флот до Антил. о-в. Жестоким штормом 23 дкб. суда б. разсеяны, и к месту назначения с В. пришли только 2 воен. и 5 купеч. к-блей. В 1782 г., после неудач. для фр-зов (де-Грасс) боя 12 апр. у о-ва С.-Доминго с англ. флотом в.-адм. Худа, В. сумел удержать к-бли ар-рда, к-рым командовал, в линии и довел последний и присоединившиеся к нему к-бли (15 вымпелов), в Cap Français 20 апр. В том же году В. с эс-дрой в 16 к-блей и 3 фр-тов б. послан к бер. С.-Амер. С. Штатов для поддержки армии ген. Рошамбо. В нач. 1783 г. В. д. б. соединиться с д’Эстенгом, глав-щим франц. флотом, для совместных с испанцами действий против о-ва Ямайка; но заключение мира прекратило воен. действия. 14 авг. 1783 г. В. б. произв. в лейт.-ген. Этим закончилась воен. карьера В. В 1789 г. он б. избран депутатом в Генер. Штаты. В ночь на 6 окт. В. с опасностью для жизни способствовал бегству корол. семейства. В 1791 г. он эмигрировал в Англию и вернулся во Францию после 18 Брюмера, за 2 г. до своей смерти.

Водяной балласт

ВОДЯНОЙ БАЛЛАСТ, запас воды, как добавочный груз, помещаемый в особых отсеках корабля (см. Балласт судовой) или принимаемый в случае необходимости в любое отделение судна. В. балл. служит как для замещения израсходованнаго угля, снарядов и т. п., так и для выравнивания крена и дифферента при получении подвод. пробоины или при вводе судна в док. В подвод. лодках В. балл. служит для уничтожения запаса плавучести при погружении. В. балл. вводится в судно через соответств. клапаны (кингстоны), а удаляется помпами или выдавливанием сжатым воздухом (на подвод. судах).

Водяной ров

ВОДЯНОЙ РОВ. См. Ров1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Водяной трюм

ВОДЯНОЙ ТРЮМ, помещение на корабле для запаса питьевой воды, имел особое значение в прежнее время, до введения опреснителей. В. трюм устраивают и на соврем. судах, но в значит. уменьшенном размере. Пресная вода хранится обык-но в неск. отд. цистернах, сообщенных с судовым водопроводом и снабженных приспособлениями для наливания воды и промывки их. Цистерны внутри цементуются, что гораздо лучше и гигиеничнее всякой окраски. Кроме питьевой воды, В. трюмы служат для запаса котельной воды; для этой цели приспособляют обык-но отсеки междудон. пространства.

Воеводский, Андрей Васильевич

ВОЕВОДСКИЙ, Андрей Васильевич, адм.; по окончании мор. к-са б. произв. в 1830 г. в гардемарины, в 1831 г. - в мичманы; до 1840 г. плавал в Балт. море, в 1840-41 гг. находился на службе Рос.-Амер. кампании. В 1842 г. переведен в Касп. море, где командовал пароходом Кама до 1849 г.; в 1845 г. был нач-ком Астрабадской мор. станции, в 1848-55 гг. Бакинской. В послед. году В. б. назн. в.-дир-ром инспект. деп-та мор. мин-ства; в 1856 г. за 18 мор. кампаний награжден орденом св. Георгия 4 ст., в 1858 г. б. произв. в к.-адм. и назн. дир-ром кораблестроит. деп-та мор. мин-ства. С временем управления В. связано начало нашего жел. судостроения, сосредоточение его в нов. адмир-стве, оборудование и приспособление для нужд его старых мастерских. Первыя жел. суда нов. адм-ства, мониторы Ураган и Тифон, строились на стапеле одновр-но, первый 11, второй 12 мес. За успеш. деят-сть В. пожаловано в 1862 г. 3.800 дес. земли, а в 1864 г. чин в.-адм. за отличие. В 1867 г. В. назн. гл. ком-ром Спб. порта, в каковой должности оставался до 1873 г., когда б. назн. чл. адм-ств-совета; в 1879 г. произведен в адм., ум. в том же году.

Воеводский, Степан Аркадьевич

ВОЕВОДСКИЙ, Степан Аркадьевич, в.-адм., чл. Гос. Сов.; род. в 1859 г. и по окончании мор. к-са произведен в 1878 г. в гардемарины; с 1878-81 гг. находился в кругосв. плавании на клипере Джигит; в 1884 г. окончил курс Ник. ак-мии по кораблестр. отд.; с 1886 г. плавал в Балт. море и за гр-цей. В 1899 г. б. назн. ком-ром лодки Храбрый, строившейся на Спб. адмиралт. заводе. В первое же загранич. плавание лодка потекла. Представленное по этому поводу донесение В. произвело сенсацию разоблачением недостатков нашего судостроения, фактическим руководителем к-раго был адм. Верховский. Лодка б. исправлена в Тулоне. Назначенный ком-ром учебн. судна Верный, В. плавал в 1902-03 гг. в отряде судов мор. к-са. В 1904 г. назначен заведующим учебн. командою строев. квартирм-ров и командующим крейс. 1 р. Герц. Эдинбургский и произведен в кап. 1 р. В 1906 г. командовал отрядом судов мор. к-са и в авг. того же года б. назн. нач-ком мор. ак-мии и дир-ром морск. к-са; на этом посту В. б. произв. в 1907 г. в к.-адм. и зачислен в свиту Его Величества; в 1908 г. назначен товарищем мор. мин-ра, а в 1909 г. - мор. мин-ром и произведен в в.-адм. Деят-сть В., как мор. мин-ра, носила характер отказа от уже начатой после войны 1904-05 гг. реформы мор. вед-ва, необходимость к-рой сознавалась как прав-ством, так и личн. составом самого флота; и даже те слабыя попытки новаго курса, к-рыя б. сделаны предшественниками В., постепенно ликвидировались. Так, положение о нач-ках мор. сил наших морей, на к-рых возлагалась ответств-сть за боев. подготовку флота, постепенно изменялось, и полномочные нач-ки опять превращались в прежних флагманов с ограничен. кругом действий, зависимых от берег. учреждений. Учебн. отряды, из к-рых одно время только и состоял рус. флот, вновь разростались в ущерб боев. флоту. Разрабатывался план возстановления прежних флотск. экипажей, в к-рые вновь предполагалось поселять на зиму свозимыя с к-блей команды. Хозяйство мор. вед-ва при В. оставалось в прежнем состоянии, играя самодовлеющую, а не подчиненную боев. задачам флота роль. В мрт. 1911 г. В. оставил пост мин-ра с назначением чл. Гос. Совета.

 

 

Воеводы

ВОЕВОДЫ. Этот общеславянский термин в старой Руси обозначал 3 должности: нач-ка войска, высшаго местн. администратора и одного из подчинен. органов местн. упр-ния; первое значение принадлежит древнейшей истории и доживает до XVII в.; второе появляется в XV ст., заменяя прежняго наместника, и существует на протяжении всего XVII ст. и, наконец, третье возникает только при Петре В., исчезая с введением учреждения о губерниях в 1775 г. Кроме того, в старину слово В. обозначало вообще всякаго военач-ка, каким бы разрядом войск он ни командовал. Должность ратнаго В. не была постоянной; они назначались по мере надобности для предвод-ства в извест. походе. Войска Москов. гос-тва до пол. XVII в. обычно делились на полки, во главе каждаго становился или один, или неск. В., при чем, если их имена перечислялись, то они назывались 1, 2, 3-й В. большого, передового, сторожевого полка или полков пр. и лев. руки; когда назначался ертоул (перед. отряд), то его В. именовался ертоульным, а В. царскаго полка - дворовым; если наряд (арт-рия) формировался самост-но, то во главе его ставятся В. у наряда. Кроме того, иногда назначался еще В. для ком-ния особой подвижн. кр-стью - Гуляй-городом. Такой В. получал название гулявого. Часто памятники дают указания еще на прибыльных В., к-рые посылались из Москвы для усиления команд. состава действ. армии. На подчинение одних В. другим до нач. XVII ст. нет никаких указаний, и они д. б. действовать по старине "за един муж". Эта форма коллегиальности командн. состава не имела никакой юридич. определенности, предъявлялось только требование ладить все мирно "без розни за-один, чтобы государеву и земскому делу от того порухи не было". В рус.-польск. войну 1631-34 гг. большой В. является уже гл-щим, к-рому подчинялись В. действовавших полков, кроме одного Еропкина), получившаго особую задачу. Большой В., командуя всей ратью, командовал одновр-но и одним из полков, обык-но большим; ему давался, как и В. подчинен. ему полков, один товарищ с обычной компетенцией и сверх того еще в товарищи "В. у знамени", к-рому поручался особый выборный отряд от 100 до 1 т. ч. Появление В. в качестве высш. органов местн. упр-ния хотя и относится к моменту упразднения кормлений, но В. уже XV ст. стояли рядом с наместником и именовались В. местными или годовыми, а позже городовыми в отличие от ратных или полковых. Появление этих воевод б. вызвано построением со стратегическими целями нов. городов на окраинах, где воен. задачи выступали на перв. план, почему и само население их являлось почти сплошь обязанным службою, а также присоединением нов. населенных инородцами областей, где все отрасли упр-ния сосредоточивались в воен. руках. Служивший в полках В. назначался городовым обык-но под старость для отдохновения и не на продолжит. сроки, - на 2-3 г. Воен. обязанности город. В. состояли в принятии предупредительных мер относ-но нападения непр-ля и в собирании войск и в ком-нии ими. В ведении его тоже находился острог (крепостца) и засеки, и он являлся гл. руководителем их обороны. На обяз-сти город. В. возлагался так-же сбор и учет служил. людей его уезда, к-рым он вел книжки "приездов и отпусков". Всецело в ведении город. В. находились "приборные" служил. люди, - стрельцы, город., казаки, пушкари и др. воротники, на его же обяз-сти лежал и призыв на службу охочих людей и сбор даточных людей. В пол. XVII в., с образованием местн. разрядов или полков, в каждом из них стали различаться гл. город и города приписные, при чем В. городов приписных находились в подчинении В. гл. города. Как орган подчиненнаго местн. упр-ния, В. XVII в. состоял в генетич. связи с город. В. моск. времени, к-рый Петром В. в эпоху 1702 г. б. поставлен рядом с заседателями из дворян, заменившими собою губных старост, а с 1708 г. переименован в об.-коменданта или просто к-данта, как и назывался до 1718-20 гг., когда В. вновь под этим именем стал во главе дистрикта (уезда), но с исключ-но полиц. властью, как и просуществовал до реформ Екатерины В. (Андреевский, О наместниках, воеводах и губернаторах, Спб., 1864; Сергеевич, Лекции и изследования, Спб., 1903; Калачев, Инсарские В. и упр-ние городское и уездное до Петра В., Арх. ист.-юрид. свед., кн. II, полов. 1-я, М., 1855).

Воейковы

ВОЕЙКОВЫ, рус. дворян. род, ведущий свое начало от Воейко-Войтятовича, выехавшаго из Пруссии к кн. Дмитрию Донскому; многие представители этого рода с честью служили в воен. и гражд. службе.

1) Андрей Матвеевич В., воевода, в 1598 г. в бытность воеводой в Таре, в Барабинских степях, победил царя Кучума, взял в плен его семью и, отправив их в Москву, донес, что в Сибири нет царя, кроме русскаго, оборонял Новгород-Северский против Самозванца, а при царе Алексее Михайловиче в 1654 г., во время войны с Польшей, завладел г. Могилевом. Ум. в 1655 г.

2) Дмитрий Ефимович В., воевода. В 1613 г. разбил шведов, шедших в Тихвин.

3) Алексей Васильевич В., г.-м., род. 9 дкб. 1778 г. В 1797 г. поступил прап. в Ярославский мушкет. п. и в 1799 г., в составе к-са ген. Римскаго-Корсакова, участвовал в походе в Швейцарию. В 1806 г. В. сражался в армии Михельсона с турками, а в 1807 г. - с фр-зами, в 1808 г. - со шведами в Финляндии и за храбрость в сражении при Иденсальми получил зол. шпагу. В 1809 г. в к-се Барклая-де-Толли он совершил знаменитый переход через Кваркенский пролив; за успешное ведение переговоров со шведами произведен в подпол-ки, назначен ад-том к гл-щему Финл. армией; при подписании Фридрихсгамскаго мира б. произв. в полк-ки, пожалован во фл.-ад-ты и переведен в л.-гв. Преображенский п. С назначением Барклай-де-Толли воен. мин-ром В. б. приказано состоять при нем. В 1811 г. он б. послан имп. Александром I в Молдавию, к гл-щему гр. Каменскому, с приказанием как можно чаще сообщать о здоровье графа, серьезно заболевшаго в это время, и сообщить ему, что его ожидает нов. назначение гл-щим Волынской армией (против Наполеона). В 1812 г. В. командовал 3-ей бр-дой 27-ой д-зии ген. Неверовскаго и в бою под Красным геройски отражал со своим ар-рдом атаки кав-рии Мюрата; 24 авг., накануне Бородинскаго сраж., он защищал со своей бр-дой Шевардинский редут и заслужил от Кутузова след. аттестацию: "Вашего Имп. Величества фл.-ад-т В. во время продолжения нынешней войны обращал на себя особенное внимание ревностным усердием на пользу В. И. В.; находясь в жарчайших сражениях под Красным, Смоленском, Бородиным, и во многих авангард. делах, он заслужил отличную похвалу от нач-ков, как личной храбростью, так и благодаря распорядительности по кругу действий, ему порученных". В. б. произв. в г.-майоры. В бою при Кейзерсвальде, 6 авг. 1813 г., он б. ран. пулей в пр. руку на вылет и награжден зол. шпагой с бриллиантами. В. ум. в 1825 г.

4) Платон Александрович В., ротм. л.-гв. Коннаго п., фл.-ад., род. в 1828 г., образование получил в школе гв. подпрап. и юнкеров, откуда выпущен в 1846 г. в л.-гв. Конный п.; в 1851 г. пожалован во фл.-ад. к Е. И. В.; в 1854 г. произведен в ротмистры и в том же году отправился в Севастополь, где 27 авг. 1855 г. б. смертельно ранен, когда вместе с кап.-лейт. Ильшеским, собрав горсть солдат, бросился отбивать у непр-ля Малахов Курган. Кн. Горчаков доносил о В. след.: "Фл.-ад. гвардии ротм. В., по приказанию ген. Хрулева, вводил войска резерва в занятый непр-лем баст-н Корнилова и пал жертвой порыва своего мужества". В. ум. в 1855 г.

Генерал-маиор А. В. Воейков. (См. т. VI, стр. 464).

Генерал-маиор А. В. Воейков. (См. т. VI, стр. 464).

Флигель-адъютант, ротмистр П. А. Воейков. (См. т. VI, стр. 465).

Флигель-адъютант, ротмистр П. А. Воейков. (См. т. VI, стр. 465).

Предыдущая страница Следующая страница