Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 3, "БАЛ")

Балаклавский морской бой 23 июня 1773 г.

БАЛАКЛАВСКИЙ МОРСКОЙ БОЙ 23 июня 1773 г. Отряд кап. 2-го ранга Кинсбергена из двух 16-пуш. кораблей Корон и Таганрог, посланный в.-адм. Сенявиным из Керчи в крейсерство к южн. берегам Крыма, встретил у Балаклавы турецкую эскадру, под флагом в.-адмирала, из 4 кораблей (два 52-пуш., один 36-ти и один 24-пушечные) и атаковал ее. Кораблю Таганрог, на котором находился Кингсберген, пришлось сначала вести бой одному, потому что Корон, вследствие маловетрия, отстал и присоединился уже в разгаре боя. Турки, корабли которых вскоре стали загораться, пытались свалиться на абордаж, но были отбиты с большим уроном. Рангоут, такелаж и корпуса турецких кораблей были повреждены настолько сильно, что турецкий адмирал, после неудачнаго шестичасового боя, был вынужден поставить все паруса и спасаться бегством на фордевинд. Преследовать турок было невозможно: "легче было бы поймать луну, - писал в донесении Кингсберген, - нежели догнать парусныя суда с моими двумя плоскодон. машинами. Если бы у меня был фрегат, то у Ея Величества было бы двумя кораблями более". Наши потери в этом бою: убит 1 офиц. и 3 матр., ранено 26 матр. Потери турок неизвестны. (Ф. В. Веселаго. Материалы по ист. русск. флота, т. VI).

Балансирный руль

БАЛАНСИРНЫЙ РУЛЬ отличается от обыкновеннаго руля тем, что у того ось вращения лежит при передней кромке руля, а у балансирнаго - между переднею и задней кромками, так, что, примерно, 1/5 или 1/3 часть площади руля лежит впереди оси вращения. Благодаря такой конструкции, отклонение руля от прямого положения достигается легче, нежели при обыкновенном руле, а следовательно, рулевыя машинки могут делаться соответственно меньшей силы и веса. Невыгода Б. руля заключается в том, что он упирается в длинный выступ ахтерштевня; если при ударе кормы судна о какое-либо препятствие пятка ахтерштевня сломается, то судно теряет способность управления с помощью руля. Поэтому балансирные рули применяются, по преимуществу, для малых судов; у средних же и крупных судов, дабы совместить прочность подвеса обыкновеннаго руля с выигрышем в силе вращения руля Б., применяют так называемый полубалансирный руль, который в верхней части имеет вид обыкновеннаго, а в нижней - балансирнаго.

 

 

Балашев, Александр Дмитриевич

БАЛАШЕВ, Александр Дмитриевич, ген.-ад., род. в 1770 г. В 1796 г. ему б. поручено сформировать гарниз. полк в Казани, ком-ром котораго он и б. назначен. В 1798 г. Имп. Павел, оставшись очень доволен смотром этого полка, назначил Б. комендантом Омска с производством в г.-м-ры. Однако в марте 1800 г. его постигла немилость вспыльчиваго Государя, и он б. исключен из службы. Но в ноябре того же года он б. назнач. Ревельским воен. губ-ром. В 1804 г. Б. б. сделан Московским об.-полицмейстером. В 1807 г., по окончании войны с Наполеоном, во время которой обнаружились неисправности и злоупотребления по интенд. части, для улучшения и исправления ея Александр И назначил Б. генерал-кригс-комисаром; на этом посту Б. оставался недолго и в 1808 г. б. перемещен на должность Петербургскаго об.-полицмейстера, а в 1809 г. б. назначен Спб. воен. губ-ром и пожалован в ген.-адты. Приобретая все больше и больше доверие Императора, Б. в 1810 г. назначается членом госуд. Совета и мин-ром полиции. Сперанский сильно содействовал столь быстрому возвышению Б., но последний плохо отблагодарил его, участвуя в интриге против него и лично его арестовав. При вторжении французов в 1812 г. Имп. Александр послал Б. с письмом к Наполеону и полномочием вступить в переговоры о прекращении враждебн. действий. По возвращении, Б. вместе с Аракчеевым и Шишковым обратился к Имп. Александру с известным письмом, умоляя его покинуть армию, где пребывание Государя стесняет инициативу генералов. Это смелое письмо имело успех, - и Б. же сопровождал Императора в Москву, а оттуда в Спб. Здесь Б. принимал участие в комитете приближенных к Государю лиц, которому поручено было избрать новаго главноком-щаго вместо Барклая. В февр. 1814 г. Б. получил повеление отправиться в Неаполь к Мюрату, покинувшему армию Наполеона, и склонить его, как Неаполитанскаго короля, присоединиться к союзн. войскам. Б. удачно исполнил эту трудную миссию и был награжден за это орд. св. Владимира 1-й ст. В 1815-1819 гг. на Б. неоднократно возлагались разныя дипломатическия поручения; в 1819 г. Б. был назначен ген.-губ-ром пяти губерний: Орловской, Тульской, Рязанской, Тамбовской, и Воронежской. В 1832 г. он сделан был членом Военнаго Совета. В 1834 г. Б. по болезни б. уволен вовсе от службы. Ум. он в 1837 г. Мнения современников о Б. противоречивы: А. И. Михайловский-Данилевский характеризует его, как замечательн. государств. человека, другие же (Рунич и Вигель) отзываются о нем крайне отрицательно. Во всяком случае Б. представляет собою видную фигуру эпохи Александра И. (Записки А. Д. Балашева, им самим изданныя; Шильдер, Император Александр I; Н. Ф. Дубровин, Рус. жизнь в начале XIX ст.; И. А. Бычков, Деятели и участники падения Сперанскаго.; Д. П. Рунич, Записки).

Генерал-адъютант А. Д. Балашев.(См. т. IV, стр. 353).

Генерал-адъютант А. Д. Балашев.(См. т. IV, стр. 353).

Балберка

БАЛБЕРКА, небольшая, вершок длиною и около вершка шириною, деревян. кубышка, прикрепляемая тонким ремешком к середине древка казачьей пики. Она служит для закладывания и застегивания за боевой поясной ремень. Когда пика поддета на Б., она удерживается на ножной петле и на поясе и не мешает рукам всадника.

Балджикумур

БАЛДЖИКУМУР. См. Амур-Киой.

Балдуины

БАЛДУИНЫ. I Латинские императоры Византийской империи. 1) Б. I, сын Б. VIII, гр. Фландрскаго, род. в 1171 г.; после взятия Константинополя в 1204 г. крестоносцами, был провозглашен первым императором латинской империи, но уже в следующем году разбит болгарским царем Иоанном и взят в плен, в котором и умер. 2) Б. II, последний император латинской империи (1228-61), II. Короли Иерусалимские. 1) Б. I, король иерусалимский (1100-1118), младший брат герц. Готфрида Бульонскаго, принимал участие в первом крестовом походе. Проводя все время в безпрерывных походах, Б. завоевал береговую полосу с городами Арзуфом Цезареей, Птолемаидой, Бейрутом и Сидоном, обезпечив, так. обр., своему королевству сообщение с Западом. Скончался в марте 1118 г. на походе в Египет. 2) Б. II. двоюродный брат и преемник предыдущаго; 2 апр. 1118 г. был помазан на царство патриархом Арнульфом. В его же правление основаны рыцарские ордена иоаннитов и храмовников. В 1123 г. попался в плен к сарацинам и был освобожден лишь после уплаты значительной суммы и выдачи нескольких укрепленных пунктов; ум. 21 авг. 1131 г. 3) Б. III (1143-62), возбудил неудачный 2-й крестовой поход.

Балеарские острова

БАЛЕАРСКИЕ О-ВА в зап. части Средиземн. моря, в 100 морск. мил. от мыса Валенции, принадлежат Испании и входят в состав Картагенскаго округа. Общая площадь 4.817 клм., насел. ок. 300.000 чел. Главнейших островов пять: Майорка (Mallorca), Минорка, Ивиса, Кабрера и Форментера. Главн. город округа, Пальма, находится на берегу залива Бахия, на самом большом из Б. о-вов - Майорке. В военном отношении наибольшее значение имеет о-в Минорка, на котором находятся хорошо защищенный порт Порт-Магон и другие укрепленные пункты. Гор. Пальма соединен жел. дорогой с городами Алкудия и Манакор. О-ва соединены телеграфом с Испанией, имеют пароходное сообщение с Барцелоной и Валенцией и представляют лакомый кусок для всех морских держав, имеющих военно-политические интересы на Средиземном море. Этим объясняется богатая захватами и переходами из одного владения в другое история Б. о-вов. Еще в глубокой древности они посещались финикиянами и греками. Жители их славились умением метать камни (самое название Б. о-вов происходит от греч. слова βαλλειν - метать). В войсках Аннибала и впоследствии римлян они составляли особыя дружины стрелков. Б. о-ва долго находились под властью Карфагена, в 123 г. до Р. Хр. они были завоеваны Римом, в V веке после Р. Хр. ими владели вандалы и вестготы, при Карле Вел. - франки, затем арабы. Завоеванные в 1232 г. Яковом И Аррагонским, они с 1276 по 1343 гг. составляли самостоятельное княжество, управляемое членами этой династии, но затем вошли в состав Аррагонскаго королевства. В продолжение почти всего XVIII века Б. о-ва принадлежали англичанам, не раз устраивавшим на них временную базу против портов южн. Франции. В настоящее время Б. о-вами владеет Испания.

Балестер

БАЛЕСТЕР, лук самострел или арбалет, предназначенный для метания не стрел, как обыкновенно, а пуль или камешков. Благодаря своей действительности, это оружие было очень распространено в XVI в. Б. небольших размеров назывался иногда книппер.

 

 

Бали

БАЛИ, остров Голландской Индии, лежащий к в. от Явы, в шир. 8° южн. и долг. 115° вост. от Гринвича и имеющий телеграфное сообщение с о-вами Явой (порт Ланданган), Ломбоком (порт Ампанан) и Целебесом (порт Макассар). Подводн. кабели проложены от небольшого порта Булеленг, на сев. берегу Б., в 1888 и 1897 гг.

Балик-Панан

БАЛИК-ПАНАН, залив на вост. берегу о-ва Борнео, в котором выходят на сушу подводн. кабели, поддерживающие телегр. сообщение с о-вом Целебес (зал. Кванданг и Менадо на сев. берегу острова, откуда имеется немецко-голландск. телегр. кабель в Японию и порт Макассар на южн. берегу). Кабели принадлежат правительству Голландской Индии и проложены в 1903-05 гг.

Балиста

БАЛИСТА. См. Метательныя машины.

Балистарии

БАЛИСТАРИИ (балистьеры), прислуга при метательных машинах (см. это слово). На Руси Б-риям соответствуют воро̀тники - прислуга нашей артиллерии эпохи до Дмитрия Донского.

Балистика внешняя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балистика внутренняя

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балистит

БАЛИСТИТ, бездымн. порох, изобретенный в 1889 г. А. Нобелем в Швеции, представляет раствор пироксилина в нитроглицерине. Способ фабрикации Б., патентованный Нобелем, состоит в след.: сухой растворимый пироксилин обрабатывается нитроглицерином при температуре ок. 5°-8° Ц.; на 1 ч. перваго берут от 6 до 8 ч. второго. Затем смесь отжимается для удаления нитроглицерина с таким расчетом, чтобы обоих веществ осталось поровну, и нагревают массу до 60°-80° Ц.; при этом пироксилин растворяется в нитроглицерине, образуя пластичную массу, которую затем прокатывают в листы и разрезают на ленты или пластинки. Этот способ фабрикации довольно опасен, т. к. приходится иметь дело с сухим пироксилином. В 1890 г. Лендгольм и Сайерс изменили способ обработки след. образом: влажный пироксилин в сосуде с водою, нагретою до 60° Ц., перемешивается с нитроглицерином, который и поглощается пироксилином. Полученную массу отжимают от воды в центрофугах, а затем образовавшееся тесто прокатывают под вальцами при нагревании до 50°-60° Ц. Затем порох поступает в резку. Б. является образцом бездымн. пороха, приготовленнаго без растворителя. Б. во многих западно-европ. государствах принят для артил. орудий и ручн. огнестр. оружия (Бельгии, Испании и др.). В Германии Б., несколько измененнаго состава (больше пироксилина), известен под названием бездым. пороха марки R. G. P. 89 или пороха С. 89. В Италии Б. придают форму нитей и в таком виде под назв. "филит" применяют в арт.; для ружей мелким зернам Б. придана кубич. форма. (Г. А. Забудский, Приготовление порохов. Основания производства, 1901 г.; Dr. R. Biedermant, Die Sprengstoffe, ihre Chemie und Technologie, 1910).

Балистические данные

БАЛИСТИЧЕСКИЯ ДАННЫЯ определяют способност оружия наносить поражение цели при выстреле. Эти данныя суть: калибр, вес снаряда, нач. скорость, окончат. скорости на различных дистанциях, живая сила (энергия) снаряда у дула и на различн. дистанциях, дальность полета снаряда, отвечающая углу наибольшей дальности или углу, допускаемому конструкцией лафета, величины, характеризующия меткость оружия (отклонения вероятныя, средния арифметическия, средн. квадратическия и др.), величина поражаемаго пространства, дальность прямого выстрела (ружей), скорострельность; количество пуль в шрапнели, их скорость при разрыве шрапнели, угол разлета пуль; число осколков при разрыве бомб или гранат, объем воронки при разрыве фугаснаго снаряда, величина углублений в различных твердых срединах или толщина пробиваемой плиты. Кроме того, к Б. дан. относят еще живую силу (энергию) снаряда, приходящуюся на единицу веса орудия или орудия с лафетом.

Балистические качества

БАЛИСТИЧЕСКИЯ КАЧЕСТВА оружия определяются его балистич. данными.

Балистические приборы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балистический маятник

БАЛИСТИЧЕСКИЙ МАЯТНИК. См. Балистические приборы.

Балк, Вилиам

БАЛК, Вилиам, известный германский военный писатель. Его обширный труд по тактике пользуется большой известностью, как одно из лучших учебных пособий не только в Германии, но также и в армиях других государств, и по богатству материала и большому числу военно-исторических примеров по всем, даже мелочным, вопросам тактики, справедливо может быть назван "энциклопедией тактики", тем более, что автор приводит мнения и взгляды всех выдающихся военных авторитетов; с другой стороны во всем труде почти нельзя встретить личнаго мнения автора. Пятый и шестой томы означеннаго труда (Учение о бое) в 1908 г. переведены на русский язык и изданы нашим главн. упр. генер. шт.

Балк, Михаил Дмитриевич

БАЛК, Михаил Дмитриевич, ген.-лейт., герой Отечеств. войны, род. в 1764 г. В 1805 г. Б., в рядах С.-Петербургск. драг. полка принял участие в бою у Вишау и при Аустерлице, где он с 2 эск. неоднократно ходил в атаку на франц. колонны и был контужен. В кампанию 1807 г. Б. отличился с С.-Петербургскими драгунами в сражении при Прейсиш-Эйлау, где он произвел смелую атаку на французскую пех. колонну, смял ее и взял "орла", котораго в тот же вечер, как первый подобный трофей, возили по рядам нашей армии. За этот подвиг Б. был награжден орд. св. Георгия 4-го кл. После славнаго участия в сражениях при Гутштадте и Гейльсберге, настал для Б. роковой день Фридланда (2 июня 1807 г.), когда франц. картечь сорвала ему часть черепа; ему сделали удачн. операцию и заменили разбитую часть черепной кости серебряной пластинкой. Оправившись от раны, хотя и страдая все время сильными головными болями, Б. вернулся в полк. Имп. Александр произвел его в г.-м-ры, пожаловал ему аренду и назначил ком-ром Рижскаго драг. п. 1812 год застал его ком-ром кавал. бриг. в корпусе гр. Витгенштейна, во главе которой он с отличием участв. в бою при Клястицах, у Полоцка (орд. св. Георгия 3-го кл.), у Юрьевичей и б. вновь тяжко ранен пулею в голову. В армию он вернулся только в 1814 г., когда она была уже за Рейном. С корпусом бар. Винценгероде он сражался при Лаоне и Сен-Дизье; Б. скончался 7 дек. 1818 г.

Генерал-лейтенант М. Д. Балк.(См. т. IV, стр. 366).

Генерал-лейтенант М. Д. Балк.(См. т. IV, стр. 366).

Балка

БАЛКА, термин, применяемый в морском деле и кораблестроении, представляет железный брус или простейшаго вида кран, служащий для подъема на борт корабля тех предметов, название которых обыкновенно ставится впереди этого слова. Т., напр., мин-балка есть кран для подъема из-за борта (например, из воды) мин. Шлюп-балки служат для подъема с воды шлюпок. Обычная, наиболее простая форма балки показана на фиг. 1. Но вообще говоря, форма и конструкция различных встречающихся на судах Б. зависят в каждом отдельном случае от местных условий - веса поднимаемаго груза, требующагося вылета, высоты подъема и т. п. Например, шлюп-балки, чаще всего имеющия форму, показанную на фиг. 1, встречаются еще в виде специальных типов: фиг. 2 изображает S-образную шлюп-балку, применяемую для тяжелых шлюпок, т. к. она не требует неудобной операции занесения шлюпки после подъема внутрь борта, для установки на блоки, а фиг. 3 - патентованный "квадрантный" тип Велина, обезпечивающий большой вылет при небольшой высоте шлюп-балки.

К статьям "Балансирный руль" и "Балка".Фиг. 1

К статьям Балансирный руль и Балка.Фиг. 1

Фиг. 2

Фиг. 2

 

 

-----------------------------------

БАЛКА (татар.), длинный и широкий природный овраг, или ложбина, образуемые размывом почвы весенними и дождевыми водами.

Балканы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Балла, Адам Иванович

БАЛЛА, Адам Иванович, ген.-маиор, герой Отечеств. войны, род. в Греции и 10-летн. мальчиком вывезен в Россию нашими моряками. В 1806 г. Б. с полком своего имени вошел в состав армии, действовавшей против турок, принял участие в покорении Бендер и особенно отличился при осаде Измаила в 1809 г., когда при отбитии вылазки 5.000 турок, 7 марта, Б. лично водил своих егерей в штыки и был контужен. Награжденный за это дело орд. св. Анны 2-го кл., за участие во взятии Базарджика в следующем 1810 г. Б. был награжден орд. св. Анны 1-й степ. В том же году Б. был назначен ком-ром бригады 7-й пех. див., входившей в состав 6-го пех. корпуса ген. Дохтурова. На долю этого корпуса в Отечественную войну выпала одна из первых крупных боевых задач - оборона Смоленска. На второй же день ея, 5 авг., Б., находившийся в цепи стрелков, был убит. При собирании по воле Имп. Александра И портретов для воен. галлереи Зимняго дворца портрета Б. не отыскалось, и потому в этой галлерее существует одна лишь вызолоченная рама с именем этого героя.

Балласт

БАЛЛАСТ, вообще груз, уравновешивающий какия-нибудь силы. В практическом применении этого слова различают: Б. железнодорожный, воздухоплавательный, минный и на морских судах - судовой.

1) Б. железнодорожный состоит из слоя песку, щебня, морск. или речн. гравия, шлаков, хряща, уложеннаго на жел.-дор. полотно под шпалы. Б. служит: 1) для передачи на большую площадь давления, испытываемаго шпалой от колес подвижного состава; 2) как упругое основание рельсовому пути, и 3) для отвода атмосферн. воды. Наилучшим является щебень, при величине отдельных щебенок не более 5 см., и затем крупный речной гравий; реже употребляются песок и шлаки. Нередко насыпают Б. в 2 слоя: нижний до подошвы шпал из возможно крупнаго и чистаго песку и верхний - из щебня.

2) Б. воздухоплавательный обыкновенно состоит из мелкаго просеяннаго песку, который берется в балластн. мешках на аэростат при полете. В Германии на управл. аэростатах часто употреблялась, как Б., вода; ее можно просто и легко расходовать, но только надо предохранять от замерзания. Б. служит, чтобы остановить снижение аэростата и подняться выше. От количества взятаго Б. зависит продолжительность и возможная высота полета. В среднем на шар 1.500 куб. мтр. емкостью, нужно при нормальных условиях 11/2-2 мешка по 1 пуду. Выбрасывание Б., равнаго 1% веса всей системы, дает возможность аэростату подняться на 84 метра.

3) Б. минный или минный якорь, чугун. груз, опускаемый на дно воды, для удержания на месте плавучей мины, которая соединяется с ним метал. тросом или цепью, наз. минрепом (см. черт.). Вес Б. зависит от того, ставится ли мина на спокойной воде или на течении, а также от грунта и формы Б., которыми определяется способность Б. присасываться ко дну. Легкий Б. легко стаскивается с места, что может облегчить неприятелю очистку даннаго пространства от мин; или может произойти произвольное смещение мин, нарушение плана миннаго заграждения, перепутывание его электрических проводов и возникнуть опасность для своих же судов. Предельный малый вес Б. (Qmin), для удержания мины на спокойной воде, должен быть не менее запаса плавучести мины (Р), т.-е. той вертикальной силы, которая отрывает его от дна. Принимая во внимание, что чугун теряет в воде 14% своего веса, будет 0,86Qmin=Р, или Qmin =1,16 P; практически, для надежнаго удержания мины, для наименьшаго веса Б. берут двойной запас плавучести. На течении от горизонтальнаго давления воды на мину, минреп и Б. - мина отклоняется от вертикали Б. в сторону течения и при недостаточном весе Б. может вместе с последним сноситься течением. Вес Б., необходимый для обезпечения мины от такого дрейфования, определяется из условия равновесия сил, действующих на Б., главн. обр., в зависимости от силы натяжения минрепа и силы трения Б. о грунт, что вычисляется по особой формуле при помощи опытных данных. На сильных течениях, когда горизонтальная сила, смещающая мину с Б., очень велика, можно ставить мины на двух Б., при чем другой Б. можно заменить кошкою. Форма Б. бывает различна; предпочтительно давать ему такую, при которой он лучше присасывается к грунту. К Б. крепятся минреп и вспомогательный конец, для погружения и подъема Б.

4) Б. судовой представляет собою добавочный груз, вводимый в судно с целью загружения его до желаемой осадки в воде, а также для придания ему большей остойчивости. Б. суд. бывает чугунный и водяной. В первом случае берутся чугунныя балластины, в виде удлиненных параллелепипедов с определенным весом: большия - 4 пуда, малыя - 2 пуда. Если потребность в балласте для даннаго судна постоянная, то укладывают балластины одну к другой по обшивке и все заливают цементом. Часто пользуются чугунным балластом для того, чтобы сообщить судну некоторый крен на борт; это делается, напр., при практическом определении центра тяжести корабля. Водяным Б. служит забортная вода, которую впускают в междудонныя клетки судна через специальные клапаны в наружной обшивке. Пользование водяным Б. несравненно проще, нежели чугунным, и таковое имеет место во всех тех случаях, когда требуется временное балластирование судна. В военном флоте применение водяного Б. бывает особенно часто на минных заградителях, чтобы сохранить им первоначальную меру остойчивости по мере израсходования запаса мин, а также на крейсерах с большим запасом топлива для возмещения веса по мере его расхода.

 

 

Балле, Иван Петрович

БАЛЛЕ, Иван Петрович, один из видных деятелей по хозяйству портов и кораблестроению Екатерининскаго флота. Во время шведской войны 1788-91 гг. Б. был правой рукой ген.-интенданта флота адм. Пущина. Кампания 1788 г. показала на боевом опыте устарелость и малую боевую пригодность наших судов шхернаго флота, по сравнению с новыми типами, появившимися в шведском флоте. В виду этого в июле 1789 г. на театр войны был командирован, как обер-интендант, Б., которому было поручено "точно узнать из опыта удобности и неудобности различных судов в действиях противу неприятелю и по соображению того - строение и вооружение их впред распорядить". Б. тотчас отправился на эскадру шхерных судов принца Нассау-Зиген. В это время, вследствие несогласий, возникших между принцем Нассау и адм. Крузом, отряд последняго был передан в командование Б. Приняв почти накануне Роченсальмскаго сражения отряд от Круза, Б., несмотря на долгое пребывание вне строя, выказал превосходныя военныя способности. Ему пр. Нассау был в значительной степени обязан победой при Роченсальме. Сдав вскоре командование эскадрой, Б. снова вернулся к исполнению обязанностей обер-интенданта. Остальная служба его протекла на берегу в должности ген.-интенданта (1796 г.), члена адмиралтейств-коллегии и главн. директора училища корабельной архитектуры (1802 г.). Умер Б. в 1811 г. (Морской список, кн. II; Головачев, Война со Швецией 1788-91 г.г.).

Баллер

БАЛЛЕР, ось шпиля (см. это слово1).

[1] Статья, на которую указывает данная ссылка, в оригинале отсутствует.

Баллинскелигс-бэй

БАЛЛИНСКЕЛИГС-БЭЙ, залив на юго-зап. берегу Ирландии, в котором (гав. Уотервиль) выходят на сушу подводн. кабели телеграфн. сообщения с Новой Шотландией в Сев. Америке (порт Галифакс), с Англией (Бристольский зал.) и Францией (г. Гавр). Кабели проложены в конце прошлаго столетия и принадлежат сев.-америк. и англ. частным обществам.

Баллон

БАЛЛОН, оболочка аэростата, наполненная газом. Форма Б. может быть сферическая или цилиндрическая для змейковых аэростатов и рыбовидная (или разнаго рода тел вращения) - для управляемых.

Баллон-де-Серванс

БАЛЛОН-ДЕ-СЕРВАНС (fort du Ballon de Servance), франц. форт-застава у германск. границы, между Эпиналем и Бельфором. Вместе с другими такими же фортами служит связующим звеном между этими двумя крепостями. Б.-де-С. расположен на одной из более высоких вершин южн. Вогезов, на 1.200 мтр. над ур. моря. К с. от форта - р. Мозель и жел. дорога от Ремирмона к Бюссону; к в. - дорога к Бельфору через Тийло, Сен-Морис на Мозеле и Жироманьи, а к з. - из Тийло в Люр.

Баллонет

БАЛЛОНЕТ, существенная принадлежность всех управляем. аэростатов, неимеющих жесткаго каркаса. Т. к. управл. аэростат при своем движении встречает сопротивление воздуха, то он должен сохранять постоянно неизменною свою форму; но наполняющий его газ от изменения температуры и давления воздуха меняет свой объем, и поэтому при уменьшении температуры и понижении аэростата газ сжимается, а на оболочке появляются складки. Для сохранения постояннаго объема аэростата внутри его оболочки имеется отдельная небольшая оболочка, или же нижняя часть аэростата отделяется перегородкою из шаровой материи. Эта внутренняя оболочка или промежуток между перегородкою и оболочкою наполняются при помощи вентилятора воздухом и так. обр. внутри аэростата поддерживается определенное давление и сохраняется постоянная форма. Эти-то внутренния отделения в аэростате наз. Б-тами. Объем Б. в управл. аэростатах зависит от высоты, на которую должен подниматься аэростат, и в настоящее время делается в 1/4-1/3 всего объема, что дает возможность подняться до 2.000 мтр. Число Б. бывает один (обыкновенно перегородками разделяемый на 3-4 части), два или иногда три. Если Б. два или три, то передний и задний дают возможность изменять наклонение оси аэростата и подниматься вверх или опускаться, как это сделано в аэростатах Парсеваль, Гросса, Сименса-Шукерта и других.

Баллон-зонд

БАЛЛОН-ЗОНД, небольшой сферический аэростат из легкой ткани или из резины, пускаемый с самопишущими метеорологич. приборами. Б.-зонды иногда запускаются попарно и устраиваются так, что достигают определенной высоты, где один из них лопается, а приборы опускаются на землю с другим аэростатом и имеющимся небольшим парашютом. Наибольшая высота, достигнутая Б. зонд., - 29,040 мтр. во время полета из Брюсселя 5 ноября 1908 г.

Баллотировка офицеров

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница