Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 19, "БОГ"-"БОЕ")
БОГУСЛАВСКИЙ, фон, Альберт, герм. воен. писатель, отставн. ген.-лейт. Род. в 1834 г. Принимал участие: в 1863 г. - в подавлении польскаго возстания, в камп. 1864, 1866 и 1870-71 гг., что дало ему богатый боев. опыт, почему сочинения его по тактике носят не отвлеченный характер. В 1890 г. Б. вышел в отставку и ум. в 1905 г. Сочинения Б. по тактике и воен. истории: "Taktische Folgerungen aus dem Kriege 1870-71" (переведены и изданы в 1872 г., под названием: "Выводы по тактике из войны 1870-1871 гг."); "Die Anlage, Leitung u. Duschführung von Feldmanövern (перев. в 1884 г., под ред. и с примеч. А. К. Пузыревскаго, под названием: "Войсковые маневры, их подготовка, ведение и исполнение"). Из других сочинений Б. заслуживают внимания: "Die Entwickelung d. Taktik von 1793 bis Gegenwart"; "Bildung u. Mannszucht"; "Das kleine Krieg u. Bedeutung für Die Gegenwart"; "Die Notwendigkeit d. Zweijährigen Dienstzeit". |
БОДИССИН, граф, Вольф, фон, соврем. герм. воен. беллетрист, известный более под псевдонимом "барон Шлихт". Род. в 1867 г. С 1889 г. служил неск. лет офицером в различных пехотных полках, но после успеха первых литературных произведений из герм. воен. быта отдался всецело литературной деятельности. С 1892 года ("Kleine Geschichten") барон Шлихт выпустил целый ряд романов, повестей, разсказов и сатир, в которых "изображает быт, нравы, образ жизни, идеалы и взгляды военнослужащих". Произведения эти отличаются легким юмором, нередко переходящим в резкий сарказм, особенно, когда автор касается теневых сторон родной ему армии. Б. подмечает в своей армии черты упадка и разложения и борется с ними рядом произведений, доставивших автору громкую известность в Германии: "Point d’honneur" (1896 г.); "Exzelenz kommt" (1898 г.); "Parademarsch" (1900 г.); "Leutnant D. R.", "Offiziersehen" (1907 г.); "Offiziere a. D." (1903 г.). На русск. языке в 1910 г. появился первый сборник его юмористич. разсказов и сатир: "Под сенью победных знамен", в переводе В. Т. фон-Толь и Л. А. Шмидт. |
"БОДРЫЙ", эскадрен. миноносец в 350 тонн водоизм., постр. в 1902 г. в Спб., под командой кап. 2-го ранга Иванова участвовал в бою 14 мая в Цусимском проливе. Во время этого боя Б. по собственной инициативе подошел к гибнущему пароходу Русь и под огнем неприятеля спас из воды рулевого с этого парохода. При этом на Б. был убит 1 и ранено 5 нижн. чин., повреждены 1 ор., и надстройки. С наступлением темноты Б. держался сзади крейсера Аврора, но, встретив в 11 часу вечера сильно поврежденный миноносец Блестящий, Б. остался при нем и так. обр. отделился от крейсерскаго отряда. На разсвете 15 мая Блестящий стал тонуть; Б. принял к себе его команду и пошел в ближайший кит. порт Шанхай. К ночи 15 мая на Б. вышел весь запась угля, и миноносец должен был стать на якорь на глубине свыше 20 сж., находясь по счислению в разстоянии около 100 миль от Шанхая. Из тентов и коек на миноносце сшили паруса, с помощью которых, а также пользуясь приливным течением, Б. медленно подвигался к Шанхаю в течение 17-20 мая. Несмотря на сигналы о бедствии, китайския джонки, проходившия вблизи миноносца, не обращали на него внимания, и только 21 мая Б. была подана помощь с англ. парохода Quelin, на буксире котораго он пришел в устье р. Вузунга. На миноносце к этому времени вышли все запасы топлива, пресной воды и провизии. В Шанхае Б. был разоружен и интернирован до конца войны. |
БОЕВАЯ ВАХТА. См. Тревога1 и Вахта.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
БОЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ, так называется готовность войск к походу при переходе с мирнаго положения на воен. Срок Б. гот. складывается из времени, потребнаго на мобилизацию, т.-е. на укомплектование людьми, лошадьми, пополнение запасов и приведение материальной части в состояние годное для похода, и из времени, даваемаго части на окончат. ея устройство. Срок Б. гот. зависит от того, в каком составе часть содержится в мирное время и откуда (издалека или из окрестных местностей) получает свои укомплектования. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БОЕВАЯ ГРАНЬ НАРЕЗА, та грань, на которую надавливает пуля или снаряд при прохождении их по каналу оружия при выстреле. Если нарезы идут от казны к дулу слева вверх направо (прав. нарезка), как это имеет место у большинства современнаго оружия, то Б. гранью будет лев. грань. |
БОЕВАЯ ЕДИНИЦА, такое сочетание бойцов (или орудий, пулеметов) одного рода войск, которое действует в бою совокупно, по непосредственным указаниям одного нач-ка (голосом, знаками, примером). В древности такою Б. ед. можно б. считать весьма крупныя войсковыя массы, т. к. оне сражались в сомкнутых и глубоких построениях, занимавших мало места (фаланга, клин). С возрастанием могущества огнестрельнаго оружия эти сплошныя массы расчленились на более мелкия, и значение Б. ед. (в узком смысле) сначала перешло в пехоте к бат-ну (по традиции, счет пехоты и в настоящее время ведется на бат-ны), а затем и к роте. Ныне поднимаются голоса за передачу наименования основной пех. Б. ед. взводу или меньшим командным подразделениям; но при разбросанности современных боев. порядков надлежало бы признать Б. ед. каждаго отдельнаго бойца. В коннице, наиб. могущественное боев. применение которой построено на принципах удара массою, Б. ед. издавна почитается эск. (сотня); за последнее время, впрочем, уже замечается стремление к переходу от сплоченных построений эск. для атаки к более тонким и даже разсыпным (лава), так что значение его, как наименьшей Б. ед., начинает колебаться. В артиллерии происходит подобная же эволюция под влиянием технич. усовершенствований (ускорение заряжания, наводки и выстрела). Недавно еще неделимой Б. ед. признавалась только б-рея (8-6-4 ор.); теперь же таковою может по праву считаться взвод и даже отдельное ор. В пулеметных частях, вследствие недостатков конструкции пулеметов (нагревания стволов и постоянной возможности отказа в действии), наименьшей Б. ед. пока еще является взвод (2 пулемета). |
БОЕВАЯ КОЛЕСНИЦА. См. Военныя колесницы. |
БОЕВАЯ ЛИЧИНКА, часть цилиндрич. затвора ручного огнестр. оружия (См. Затвор). |
БОЕВАЯ ЛОКСОДРОМИЯ. См. Локсодромия. |
БОЕВАЯ МИНА. См. Мина. |
БОЕВАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ КОРАБЛЯ. а) Начальная Б. остойч. измеряется разстоянием между центром величины корабля1 и метацентром (см. эти слова) при Б. его плавучести, т.-е. т. наз. метацентрич. высотою; это та остойч., которою обладает корабль, когда неброниров. части его борта настолько разбиты снарядами, что наружный борт в этих местах вполне проницаем для воды. б) Б. остойч. при наклонениях корабля называется та степень остойч., которая обезпечивается кораблю надводн. частями, прикрытыми бронею. Вычисление Б. остойч. аналогично вычислению остойч. неповрежден. корабля (см. Остойчивость). Так как остойч. зависит от площади действующей ватерлинии, то уменьшение ея, главн. обр., зависит от потери части площади ватерлинии, происходящей от затопления (через разбитый борт или при крене через открытый пушечный порт, иллюминатор и т. п.) отделений, лежащих близ уровня воды. Для уменьшения этой потери стремятся, кроме защиты бортов броней, разделять палубу при ватерлинии по возможности на большое число мелких отделений, так чтобы затопление даже нескольких из них не влекло полной потери остойч. Напр., для лин. корабля типа Слава, у котораго нижняя бронев. палуба лежит почти на уровне ватерлинии, затопление находящейся на этой палубе угольной ямы (между 44-м и 53-м шпанг.) с площадью пола в 710 кв. фт. (3,15% всей площади) влечет потерю поперечной метацентрич. высоты на 0,71 фт., что составляет 17,75% от всей высоты. Для полной же потери остойч. на корабле этого типа необходимо затопление бортовых корридоров и угольных ям с общей площадью пола, составляющей 9,4% от всей ватерлинии при пустых угольных ямах и 16,0% при ямах, наполненных углем. На японск. броненосцах типа Kashima эти же величины будут 6,3% и 10,5%. Примером полной потери остойч. и опрокидывания от этой причины корабля (при наличии запаса плавучести), вследствие незащищенности броней бортов, в русско-японск. войне может служить броненосец Ослябя. (А. Н. Крылов, Курс теории корабля; Pollard et Dudebout, Théorie Du navire).
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
БОЕВАЯ ПЛАВУЧЕСТЬ есть запас плавуч., коим обладает корабль вследствие прикрытия надводной части его бронею, считая, что неброниров. части бортов, будучи разбиты снарядами и их осколками, вполне проницаемы для воды и не обезпечивают судну плавуч. Запасом плавуч. корабля вообще называется то количество груза, которое он мог бы принять сверх находящагося на нем до полнаго погружения; количество это обыкновенно немного меньше самого водоизмещ.; у старых же судов даже больше, т. что затопление водой всего трюма еще не влекло за собою потопления корабля. Вычисление Б. плавуч. заключается в определении объема надводной части корабля, прикрытой бронею; вес воды в этом объеме и даст запас Б. плавуч. в весов. единицах (тоннах). Наличие достаточнаго запаса Б. плавуч. не только дает возможность кораблю держаться на плаву, несмотря на то, что через полученныя пробоины вольется известное количество воды, но и позволяет затоплять отделения, противоположныя поврежденным через соответствен. отверстия в днище корабля (кингстоны) для выравнивания крена и дифферента. Запас плавуч. не всегда спасает корабль от потопления, т. к. последнее может произойти и от потери остойчивости (опрокидывание); так. обр., имея еще запас плавучести, погибли у англичан броненосец Victoria и у нас Гангут. В последнее время для увеличения запаса Б. плавуч. стремятся бронировать борт корабля на всем протяжении, как по длине, так и по высоте. Увеличение высоты надводнаго заброниров. борта желательно для той же цели, но противоположное требование малой видимости для противника заставляет уменьшать высоту борта. (А. Н. Крылов, Курс теории корабля; Pollard et Dudebout, Théorie Du navire). |
БОЕВАЯ ПОДГОТОВКА ВОЙСК. Так называется совокупность всех сведений, приемов и навыков, необходимых войскам для боевой службы в воен. время. Б. подготовка является результатом всей деятельности войск в мирн. время, и нет возможности указать, какая именно из отраслей мирн. обучения имеет в этом вопросе первенствующее значение. Одиночное обучение, уставныя учения, караульная служба, стрельба, тактич. учения, полев. инжен. дело, маневры, - все это, каждое по своему, развивая войска в различных отношениях, то косвенно, то непосредственно, способствует их Б. подготовке. (См. Воинское воспитание, Воинское обучение, Воинское образование, Воинский дух). |
БОЕВАЯ ПОДУШКА у старых деревян. лафетов служила для скрепления станин в лобовой части; у станков для гладких мортир деревянная Б. под. клинообразной формы поддерживает дульную часть мортиры при выстреле. |
БОЕВАЯ ПРУЖИНА, часть замочнаго механизма ручного оружия и скоростр. орудий (см. Замок и Затвор), приводящая в движение ударник или курок при производстве выстрела. Б. пр. бывают винтовыя и плоския; последния чаще встречаются у револьверов и старинных ружей. |
БОЕВАЯ СИЛА, понятие, определяющее численность войск, принимающих участие в бою. Б. сила выражается обыкновенно в числе бат-нов (пехота), эск., сотен (кавал.), орудий (артил.) и инжен. рот, а также в числе штыков (пехота), сабель (кавал.) и орудий (артил.). Подсчет пехоты и кавал. бат-нами и эск. дает понятие о числе таких организационных единиц, которыя имеют принятую всюду на основании опыта, приблизительно постоянную, силу (бат-н - ок. 1000 чел., эск. - ок. 150 чел.) и которыя приняты для подобнаго подсчета в силу традиции. Но т. к. на деле, особенно после понесенных потерь, сила этих единиц часто отличается от положенной по штату, то, для точнаго представления о Б. силе войск, т.-е. о действит. числе бойцов, приходится характеризовать ее по числу штыков и сабель, принимая не штатную, а наличную численность бат-нов и эск. |
БОЕВАЯ ТРЕВОГА. См. Тревога1.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
БОЕВАЯ ЧАСТЬ. Так называется одна из двух главных составных частей всякаго боевого порядка, обнимающая собой все войска, завязывающия бой и непосредственно ведущия его. Остальныя войска боевого порядка образуют общий резерв. Б. часть делится на участки, имеющие каждый своего начальника, но общаго начальника Б. части обыкновенно не назначают, дабы предоставить непосредственное управление боем самому старшему начальнику. Каждый боевой участок в свою очередь составлен из своей Б. части и частнаго резерва. Назначение Б. части - подготовить удар огнем и частными атаками; соотношение между Б. частью и общим резервом, а также Б. частью в боевых участках и частными резервами, зависит от обстановки. Для достижения быстраго перевеса в артиллерийском огне полезно сразу выдвигать возможно большее количество артиллерии в Б. часть, где батареи располагаются между пехотой. При совместном расположении нескольких батарей в Б. части оне могут составить отдельный артиллерийский участок. Разделение боевого порядка на Б. часть и общий резерв представляет собой лишь теоретический прием, являющийся наглядным выражением идеи последовательнаго развития современнаго боя из глубины и постепеннаго усиления передовых войск задними. Однако, сама эта последовательность и постепенность этих явлений стирает резкую грань между главными составными частями боевого порядка и придает до известной степени неясный характер самому понятию Б. части. В уставах иностранных армий понятие Б. части выражено менее определенно, чем в нашем уставе. См. Боевые порядки: общий и отдельных родов войск. (Устав полевой службы, 1904 г. Наставление для действия в бою отрядов из всех родов оружия, ст. 12-13, 15-18). |
БОЕВОЕ РАСПИСАНИЕ (французское - ordre de bataille, немецкое - Schlachtordnung). Термин ordre de bataille существовал в XVII, XVIII и даже в начале XIX столетия и обозначал распределение войсковых частей в боевом порядке армии. Обыкновенно армия располагалась и двигалась заранее в том именно порядке, в каком ей предстояло вести бой. В те времена этот порядок сообщался войскам как незыблемое правило; самостоятельность частных начальников была крайне ограничена. Не боевой порядок применялся к местности, а, наоборот, местность подгонялась к боевому порядку, для чего прибегали даже к помощи фортификации. Причины, вызвавшия постепенный переход от линейной тактики к глубокой (перпендикулярной), при которой требовалась подвижность, гибкость и удобоприменимость боевого порядка ко всякаго рода местности, указывали в то же время на необходимость отказаться от одной определенной формы боевого порядка и видоизменять его всякий раз соответственно боевой обстановке. Таким образом, постепенно сам собою упразднялся постоянный ordre de bataille, но термин сохранился и до наст. времени, обозначая собой понятие более широкаго и разнообразнаго значения. В 1-ой пол. XIX ст. это понятие означало состав и распределение частей армии, указываемые полководцем перед началом похода, чем определялись для всех войск. делений постоянная подчиненность и нормальный ход по инстанциям сношений и снабжений, т.-е. устанавливалась организация армии для предполагаемой камп.; это было допустимо в то время в виду простоты технич. средств ведения войны и, при небольших сравнительно армиях, легкости снабжения материальной частью. Однако, это не исключало возможности временных изменений этой организации, которыя могли быть вызваны в течение хода войны (откомандирований, новых формирований и прочее). Наконец, в послед. время этому термину придается еще более распространенное толкование: он обнимает собою дислокацию армии в мирн. время, порядок и способ мобилизации и сосредоточения армии или группы армий, как на одном фронте государства (частн. мобилизация), так и на всех фронтах государства (общ. мобил.). У нас установился термин Б. распис.; понятие же ordre de bataille официально не употребляется, но в литературе оно иногда встречается, и именно в указанном смысле. Установление Б. распис. зависит от плана войны, с изменением котораго может изменяться и оно; однако, изменение это не идет дальше определения числа корпусов в армиях и числа армий на определенном фронте; изменяется также расчет при снабжении армий парками, колоннами и тыловыми упр-ниями и учреждениями. Что же касается арм. корпуса, как стратегич. единицы, то состав и организация такового остаются неизменными, если только изменение не вызывается какими-либо особыми местными условиями. |
БОЕВОЙ ВИНТ, составная часть ударн. трубок обр. 75 г. и дистанц. обр. 80 и 84 гг.; в нем помещается капсюль. |
БОЕВОЙ ВЫСТУП. Так называются выступы на переднем конце скользящаго затвора для ручного огнестрельнаго оружия, которыми производится сцепление затвора в запертом положении со стволом (ствольной коробкой). (См. Затвор). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БОЕВОЙ КОМПЛЕКТ корабля - то количество б. припасов, которое, согласно б. организации, данный корабль должен иметь в своих артил. погребах. Б. К. определяется в зависимости от типа корабля, калибров орудий и вместимости погребов. В русск. флоте до 1905 г. нормальным Б. К. считался: для ор. от 12 до 6″ - 80 до 200 выстр., 120 до 37 мм. - 220 до 850 выстр. |
БОЕВОЙ МАРС. До войны 1904-05 гг. на марсах устанавливались мелкия скоростр. орудия и дальномеры. В наст. время на них уже не ставят артил., и марсы служат только для наблюдения за горизонтом, падением снарядов и т. п. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БОЕВОЙ ПОРЯДОК ФЛОТА. Морской бой протекает в непрерывной борьбе за командование позицией. Тактика не дает твердых рецептов Б. П., предоставляя выбор его ком-щему флотом и почину нач-ков отд. частей в зависимости от плана и хода боя. Повидимому, наивыгодн. позицией вспомогат. сил эскадры является расположение их впереди курса главн. сил пр-ка. Вспомогат. силы противника, вероятно, также будут стремиться занять позицию впереди курса наших главн. сил, а потому между этими отрядами завяжется бой за командование позицией. Не имея самостоят. значения, бой этот является лишь одной из предвходящих фаз для сосредоточения сил в нужный момент на главн. пункте. Действие сильной стороной и уклонение слабой скажется всецело в этой борьбе за позицию; взаимная поддержка будет заключаться в маневрировании главн. и вспомогат. сил, в зависимости от успеха на главн. и вспомогат. пунктах боя. В бою отряды оказываются разбросанными на весьма далекия разстояния, и это очень затрудняет управление Б. П. Естественно, что без взаимн. понимания друг друга (внутр. связи) и без заранее составленнаго плана правильный бой с организован. пр-ком немыслим. Сигналы для упр-ния Б. П. допустимы лишь условные, самые короткие, и надобность в том или ином снгнале вытекает из плана атаки. Управление Б. П. флота или эскадры есть направление б. действий всех сил, находящихся на месте сраж., для достижения целей, указанных в заранее разработ. плане боя, сообразуясь с действит. б. обстановкой и ходом развития боя. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |