Приглашаем посетить сайт

Толстой (tolstoy-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "Б" (часть 17, "БИТ"-"БЛО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Б" (часть 17, "БИТ"-"БЛО")

Битенг

БИТЕНГ, вертикальный пал на судах, служащий для закрепления якорнаго каната после отдачи якоря; на деревян. судах Б. делались из вертикальн. брусьев, надежно связанных друг с другом и с палубами корабля. В настоящее время Б. делаются в виде пустотелых цилиндров, отлитых из чугуна или стали, или склепан. из листового железа. Прочность Б. и его соединений с палубами корабля должна быть расчитана на наибольшее натяжение якорных канатов. Последние делают на Б. обыкновенно два шлага (оборота), при чем развивается трение, достаточное для удержания каната; чтобы последний не мог соскочить вверх, сквозь верхнюю часть Б. пропускают железную поперечину, называемую Б. болтом.

Битонто

БИТОНТО, местн. в окрестн. Бари (в Апулии). Здесь 20 мая 1734 г. произошло сражение между испанц. и австрийц., владевшими тогда королевством обеих Сицилий. Дон-Карлос, сын короля Филиппа V, собрал отряд в 16 тыс. пехоты и 5 тыс. конницы и двинулся к Неаполю. У неаполитанскаго вице-короля Висконти было 18-20 тыс. чел., но сражавшихся неохотно; вся страна была рада освобождению от австрийцев, и при первом же столкновении у Б. австр. войска были разбиты испанск. войсками гр. Монте-Мара. Висконти потерял артил., и несколько тыс. чел. пленными. Монте-Мар за эту победу получил титул герцога Б. После этой победы королевство обеих Сицилий перешло к испанск. Бурбонам. (Lavisse et Rambaud, Histoire générale, t. VII).

Битсы

БИТСЫ представляют собою деталь судового рангоута - деревян. планки на реях, гафелях и гиках, под которыми проходят снасти, служащия для растягивания парусов (шкоты).

Битюг

БИТЮГ (Битюк), единственная русск. тяжеловозная порода лошадей, получившая название от р. Битюг, протекающей в Бобровском уезде Воронеж. губ. В 1701 г., по повелению Петра I, было переселено на р. Битюг, в видах развития судостроительнаго дела на Дону, до 1.000 крестьянск. дворов. Для обезпечения новых поселков хорошими возовыми лошадьми Государь приказал отправить в с. Бобровское из дворцоваго завода до 63 кобылиц и жеребцов, между ними были лошади голштинския, мекленбургския, неаполитанския, датския, голландския и немецкия; у крестьян-переселенцев уже имелись лошади, облагороженныя датско-голландскою кровью, т. к. крестьяне были выбраны из придворно-конюшенных заводских слобод. На этой основе в привольных, возвышенных пастбищах воронеж. степей и возникла великолепная порода Б., улучшенная впоследствии орловскою рысистою кровью. По мере же сокращения тучных пастбищ Б. стали мельчать и терять свой характерный тип, и теперь их стало совсем мало. Разведением Б. славится с. Шукаевка, Воронеж. губ. На всероссийском коннозаводском съезде в Москве в 1910 г. можно было однако же слышать мнения, что недостаточно внимательное отношение наших коннозаводчиков к Б. является большой ошибкой. Б. - лошадь прекраснаго, мощнаго сложения; голова умеренной величины, полугорбоносая, с большими глазами; шея толстая, мясистая, довольно короткая, но достаточно высоко поставленная; грива и хвост длинные, густые; грудь, бока широкие, спина длинновата, но крепкая, круп округленный, слегка спадающий, иногда раздвоенный; ноги крепкия, мускулистыя, с короткими бабками и длинными щетками; копыто прочное; масть: пегая, чалая, гнедая, серая, редко вороная. Характер смирный, послушный. Движения ровныя, свободныя; шаг просторный, а у многих и прекрасная рысь. (Коневыя средства Европ. России, изд. Главн. штаба, Мердер и Симонов, Лошади).

Бицзыво

БИЦЗЫВО, город на вост. берегу Ляодунскаго полуо-ва; известен как пункт, вблизи котораго 2-я японск. армия Оку начала 22 апр. высадку. Море на избранном для десанта участке Б. - залив Янтоува - очень мелко, места для якорной стоянки не ближе 7-10 вер. от берега, и самая стоянка судов, будучи подвержена постоянному влиянию ветров, неспокойна. В отлив вдоль берега обнажается полоса около 2 вер. ширины, при чем у Б. она представляет нечто в роде жидкаго ила, в который люди уходят по пояс. Мелкия суда могут приставать к берегу только во время прилива. Тем не менее близость Б. к Порт-Артуру и к жел. дороге давала японцам большия выгоды в смысле выигрыша времени. Однако, то же условие - близость пункта высадки к жел. дороге - могло поставить их и в рискованное положение, т. к., при известных обстоятельствах, всю операцию высадки пришлось бы вести японцам под утрозою нашего удара и с ю. и с с. К 21 апр. расположение частей Квантунскаго укрепленнаго раиона было следующее: 7 Вос-Сиб. стрел. див. и 15 п. - в Порт-Артуре; 5-й п. на Цзиньчжоуской позиции, 2 бат-н 13-го п. с б-реей - в Талиенвале; 1 бат-н 13-го п. с ½-б-реей - на ст. Нангалин; 14 и 16 пп. с 2½ б-реями - в г. Дальнем и в Б. - 60 чел. охотн. коман. 13-го п. На ст. Пуланьдянь б. выдвинут 1 бат-н 4-го Вост.-Сиб. п. от авангарда Манчжурской армии. На войска Квантунскаго укрепл. района не возлагалась задача воспрепятствовать высадке японцев к с. от Цзиньчжоускаго перешейка. К 17 апр. 2-я японская армия (1, 3 и 4 пех. див.) б. погружена в Цинампо на 80 транспортов, а 20-го транспортный флот двинулся к о-ву Эллиот. 21-го, в 5 ч. в., в виду Б. появился первый эшелон японск. транспортов, о чем и было донесено по телеграфу в Порт-Артур нач. охотн. коман., шт.-кап. Войт. Вследствие этого из Пуланьдяня в Б. в ночь на 22-е был передвинут бат-н подполк. Ранцева. В 5 ч. у. 22 апр. 7 японск. транспортов подошли к м. Сяохоукоузейцзы, а канонерки открыли огонь по высотам у д. Сяндьягоу. Затем стали подходить новые транспорты, и в 7 ч. у. близ дер. Сяндьягоу высадился морск. дессант и началась высадка частей 3-й див. Наши охотники и подходивший бат-н, конечно, не могли помешать высадке противника. В течение 22-го японцы успели высадить 8½ бат-нов, 1-2 эск. и около бат-на сапер, несмотря на то, что шлюпки во время отлива не могли подойти к берегу ближе 1-1½ вер., и войскам приходилось двигаться дальше по пояс в воде. В 4 ч. д. японцы направили 1 бат-н для занятия Б., две роты со взводом сапер к Пуланьдяню и выставили охранение, которое и начало окапываться. Этих мер вначале и было вполне достаточно для обезпечения высадки против наших слабых сил, бывших вблизи Б. 23-го высадка, вследствие разыгравшагося тайфуна, не производилась; 24-го начала высаживаться несколько южнее 1-я див.; к 28-му высадилась 4-я див., а к 30-му высадка армии ген. Оку (36 бат-нов, 9 эск. и 216 ор., всего 40.000 чел.) была закончена. Связь манчжурской армии с креп. Порт-Артур была окончательно порвана лишь 28 апр. (Русско-японская война 1904-05 гг. Работа воен.-исторической комиссии по описанию русско-японской войны; Александр Свечин, Русско-японская война 1904-1905 гг., Спб., 1910 г).

 

 

Бич

БИЧ, небольшая, но сильная креп. в Эльзасе. В камп. 1793 г., в окт., после боя у Вейсенбурга, австр. главноком-щий Вурмзер оттеснил франц. армию Пишегрю к Страсбургу и достиг р. Цоры; в то же время прусск. армия под нач. герц. Брауншвейгскаго, отделив часть своих сил для осады креп. Ландау, нанесла под Пирмазенсом поражение франц. армии Моро и отбросила ее за р. Саару. Достигнув указанных результатов, союзники решили расположиться на зимния квартиры за рр. Близе и Эрбах, позади приготовленных для этого укрепленных линий. Креп. Б. препятствовала установлению связи между прусск. и австр. армиями по кратчайшему направлению. Герц. Брауншвейгский решил овладеть ею при помощи нечаяннаго нападения. Операция против Б. б. поручена полк. гр. Вартенслебену, который в ночь на 17 ноября подошел к креп. со стороны Страсбурга с отрядом в 1600 чел., выбранных им из всей армии. Так как гарнизон не ожидал нападения, одна прусск. колонна безпрепятственно овладела городом, в то время как остальныя, под нач. Гиршфельда, адъют. герц. Брауншвейгскаго, взобрались на холм бичскаго замка, но после ряда неудачных атак принуждены б. отступить. Неудача под Б. заставила герц. Брауншвейгскаго отказаться от занятия зимних квартир и отступить на укрепл. позицию у Кайзерсляутерна. В камп. 1870 г. Б., предназначенный незадолго до войны к упразднению, б. занят франц. гарнизоном в неск. сот чел. частью из солдат разбитой в сраж. под Вертом армии. 8 авг. к креп. подошел II баварский корп.; когда голова наступавшей на прав. фланге 12-й див. вступила в сферу артил. огня креп. ор., против нея б. открыт из Б. сильный огонь; одна б-рея снялась с передков и в свою очередь открыла по креп. веркам огонь гранатами с зажигательным составом; бомбардировка эта не принесла результатов, и баварцы прекратили стрельбу. Оставив для наблюдения за Б. один бат-н с небольшим числом кавалеристов, II корп. обошел 9 авг. креп. с юга по лесным дорогам и продолжал свой путь. Так как Б. угрожал сообщениям германских армий, занятие его б. весьма желательно. Поэтому в состав наблюдающаго за креп. отряда б. направлена баварская вылазочная б-рея, которая 23 авг. предприняла бомбардировку Б.; артил. креп. успешно отвечала на огонь баварцев, но снаряды последних не могли пробить высеченные в скалах казематы. Неудача бомбардировки 23 авг. заставила нач-ка осаждающаго отряда, полк. Колермана, обратиться к правильной осаде Б. Блокадный отряд постепенно усиливался, и 14 сент. блокадная линия приблизилась к креп. 17 сент. полк. Колерман убедился, что огонь тяжелой артил. оказался почти безсильным против креп. верков; поэтому он приказал 18 сент. снять осадн. ор. с б-рей. Т. к. гарнизон Б. б. обезпечен продовольствием на очень значительное время, то нельзя б. ожидать скорой сдачи крепости; в виду этого приказано ограничиться наблюдением. У Б. б. оставлены 2 бат-на пех. с небольшим числом конницы. Войска эти успешно отбили 28 и 30 сент. небольшия вылазки гарнизона, который после этого держался совершенно спокойно. 1 февр. 1871 г. полк. Колерман известил коменданта креп. о заключении перемирия и предложил ему на основании договора очистить креп.; комендант после продолжительных переговоров и под угрозой штурма 26 марта сдал Б. баварцам. За все время 7½-мес. осады Б. баварцы потеряли: уб. 18 н. ч., ран. 3 оф. и 65 н. ч. (Кн. Голицын, Всеобщая военная история новейших времен, Снб., 1874-78 гг.; Германо-франц. война 1870-71 гг., составлена военно-историч. отделением большого ген. штаба. Перев. с нем., Спб., 1890-93 гг.).

 

 

Бичи-Хед

БИЧИ-ХЕД, Beachy Head, мыс на южном берегу Англии, находящийся на шир. 50°45′ с. и долг. 0°25′ в. от Гринв. Сражение при Б. у французов (Bévéziers) произошло 10 июля 1690 г. Союзный англо-голл. флот состоял из 57 лин. кораблей и 20 фрегат. с 3.696 ор. и 22.000 чел. под нач. адм. Герберта гр. Торрингтона, командовавшаго англ. кордеб-лией; голл. ав-дом командовал адм. Эвертсен, смешанным ар-дом - адм. Руссель. Франц. флот составляли 68 кораблей, 5 фрегат. и 38 брандеров при 4.646 ор. и 28.000 чел. под нач. адм. Турвиля, командовавшаго лично кордеб-лией, тогда как ав-дом командовал Шато-Рено, а ар-дом гр. д’Эстре и Габаре. Торрингтон, находившийся со своим флотом в бухте св. Елены на о-ве Уайт, не выслал в море ни одного корабля для наблюдения за неприятелем, и для него б. неожиданностью появление 2 июля флота Турвиля у мыса С.-Альбанс-хед. В течение целой недели противники маневрировали в виду друг друга. 4 июля Торрингтон имел полную возможность атаковать Турвиля, пользуясь своим наветренным положением; вместо этого англ. адм. собрал воен. сов., на котором решено б. уклониться от боя в виду превосходства сил противника. Однако, в ответ на посланное правительству донесение пришло категорическое приказание без промедления атаковать французов. В 7 ч. у. 10 июля союзники при умеренном ветре NO спустились на франц. линию баталии. Отважнее других частей действовал ав-д, состоявший из одних голландцев, под командой Эвертсена. Подойдя в 8 ч. на разстояние пистолетнаго выстрела к ав-ду франц. флота, Эверстен лег на параллельный ему курс и первый открыл огонь. Торрингтон, все время действовавший нерешительно, привел центр англ. флота на параллельный курс неприятельской кордеб-лии в разстоянии дальняго пушечнаго выстрела, англо-голл. же ар-д подошел тоже на близкую дистанцию к противнику. Сражение при Б. типично для морских битв этого периода. Части атакующаго флота спускались на соответствующия части флота атакуемаго, ложились на параллельный курс и открывали огонь. Во все время этого маневра атакующаго, атакуемый под малыми парусами или обстенив паруса, как и было при Б., без выстрела ожидал нападения, и только по окончании маневра противника открывался жестокий огонь с близкой дистанции. Голландцы, с трудом державшиеся против трех отрядов Шато-Рено, оказались в самом критическом положении, и только наступивший штиль и отсутствие франц. галер, оставшихся в Бресте, спасли их от полнаго разгрома. Французы пробовали буксироваться во время штиля своими шлюпками, но последния не могли заменить галер. У англичан более других пострадал отряд Эшби, сражавшийся на близкой дистанции с французами. Англо-голл. ар-д безуспешно атаковал франц. ар-д д’Эстрэ, но и ему не было нанесено больших повреждений. Вогнутый под ветер строй французов позволил сосредоточить огонь по противнику. Союзники умело воспользовались наступившим штилем и SW отливным течением и стали на якорь, не убирая парусов. Французы, не заметившие этого маневра во время сражения, оказались снесенными течением вне дальности пушечнаго выстрела, и сражение, таким образом, прекратилось. Бой длился от 9 ч. у. до 5 ч. д., когда союзные флоты стали на якорь. Голландцы, пострадавшие сильнее всех, потеряли один корабль взятым в плен. Поднявшийся около 10 ч. в. ветер дал разбитому союзному флоту возможность уйти. Турвиль преследовал нееприятеля, но ему не удалось эксплуатировать свою победу должным образом вследствие того, что и после главнаго боя он продолжал держать свой флот в линии баталии вместо того, чтобы преследовать разстроеннаго противника по способности. Тем не менее он нагнал часть неприятельскаго флота и сжег (по франц. источникам) 12 англ. судов, из коих 4 лин. корабля. Голландцы были настолько избиты, что сами сожгли и взорвали 15 своих кораблей, опасаясь, что они могут попасть в плен. По англ. же источникам не французы, а союзный флот сам сжег или потопил 9 кораблей той и другой национальности, настолько сильно избитых, что они не в состоянии были следовать за флотом. Голландцы не могли простить Торрингтону, совершенно их не поддержавшему, разгрома своего ав-да: они громко обвиняли его в недобросовестности. Торрингтон б. сменен и отдан под суд, и хотя оправдан, но морск. карьера его кончилась. Франц. флот, после своей победы и преследования неприятеля до высоты Дувра, вернулся в Брест. Турвилем были недовольны во Франции за медлительность и вялость преследования, во время котораго не б. взято ни одного приза. (Литературу и знач. Б. см. в Англо-франц. войнах).

Биш-Тюба

БИШ-ТЮБА, небольшая возвышенность в долине р. Сыр-Дарьи, в сев. части нынешней Сыр-Дарьинской обл. В целях развития торговых сношений с Бухарою, чему мешали в то время постоянныя нападения кцргизов и хивинцев, б. предпринят в 1824 г. опыт посылки в Бухару каравана, под прикрытием сильнаго конвоя. Купечество охотно отозвалось на призыв правительства и снарядило 3 каравана в Оренбурге, Орске и Троицке, с товарами на сумму до 700 тыс. руб. В прикрытие б. назначен отряд в составе 17 оф., 250 чел. пех., 270 каз. и 36 артил. при 2 ор., под нач. полк. Циолковскаго. Оренбургский караван выступил 2 ноября 1824 г., соединился с орским караваном на р. Исен-бае и 15 дек. достиг благополучно Сыр-Дарьи, имев на пути несколько стычек с киргизами, но последние были отбиты. 3 и 4 янв. 1825 г. караван перешел Куван-Дарью по мосту из камышей, 8-го переправился через Яны-Дарью уже по льду, 9-го соединился с троицким караваном, а 13-го, не доходя 4 вер. до возвышенности Б.-Т., встретил передовой отряд хивинцев и опрокинул его. Но едва караван занял высоту Б.-Т., как б. окружен конными хивинцами и туркменами до 4 тыс. чел. Караван укрепился и успешно отбивал нападения. 16 и 20 янв., когда к хивинцам подошли новыя силы, они предлагали каравану отдать все товары, а прикрытию идти свободно в Бухару или Россию, что, конечно, б. отвергнуто. Положение отряда б. весьма затруднительно: запасы истощались, воды не хватало, а дров совсем не было. Однако, решено б. пробиваться в Бухару, но вожаки отказывались вести верблюдов в этом направлении; тогда нач-к отряда решил возвратиться на линию, взяв лишь, в виду недостаточности сил отряда для прикрытия всего каравана, 1/40 часть товаров. 26 янв., после 13-дневной осады, отряд выступил обратно, хивинцы преследовали, возобновляя нападения до Куван-Дарьи. Переправившись через этот рукав Сыр-Дарьи 2 февр., отряд добрался до Орской креп. 17 апр., преодолев на пути большия трудности вследствие наступившей оттепели. Отряд потерял уб. 2 и ран. 15 чел. Экспедиция стоила казне 230 тыс. руб., кроме того, выдано купцам в вознаграждение 60 тыс. руб. Привезено обратно товаров только на 147 тыс. руб. (Кайдалов, Записки каравана во время похода в Бухарию в 1824 и 1825 гг., 3 т., М., 1827 г.: Мейер, Описание Оренбург. киргизской степи; А. И. Макшеев, Историч. обзор Туркестана).

Благовещенск

БЛАГОВЕЩЕНСК, обл. гор. Амурской обл., расположенный на лев. бер. Амура при впадении в него р. Зеи (38 тыс. жит.); играл роль во время боксерскаго возстания в 1900-01 гг. Начиная с 2 июля 1900 г. Б. подвергался обстрелу ружейным и пушечным огнем со стороны китайск. сел. Сахаляна, лежащаго на противополож. бер. Амура, а 4 июля китайцы сделали даже попытку переправиться на лев. бер. Амура, но б. отбиты при содействии охотников из крестьян. В Б. в это время б. 1.300 чел. пех. и 600 каз. при 8 ор., тогда как число китайск. войск простиралось до 6 тыс. Для защиты Б. б. спешно возведены стрелковые и орудийные окопы, а самый город разделен на участки, порученные охране отрядов, составленных из запасн. ниж. чин. и охотников. Большое безпокойство вызывало присутствие в Б. значит. числа китайцев (нескольких тысяч - торговцев, ремесленников, прислуги и т. п.), которые пред открытием воен. действий часто переправлялись на китайск. берег и вообще вели себя подозрительно. Это понудило русск. администрацию распорядиться насильственной переправой китайцев из Б. на противоположный берег Амура, при чем многие из них погибли при переправе. В 20 числах июля, с прибытием подкреплений, русск. войска переправились через Амур, заняли Сахалян и взяли укрепленный китайск. гор. Айгун (см. это слово). Со стороны Манчжурии к Б. подходит только один путь, сравнительно удобный для движения войск - через Цицикар - Мергень.

Благоволение высочайшее

БЛАГОВОЛЕНИЕ ВЫСОЧАЙШЕЕ, одна из наград, жалуемых за отличие. В. Б. (или благодарность) может быть общее, объявляемое целой войск. части, отдельному упр-нию или вед., и именное, объявляемое отдельным лицам поименно. Объявление того и другого вида Б. зависит исключительно от непосредственнаго Монаршаго усмотрения и никаких представлений со стороны нач. о том не допускается. Объявляется Б. или в рескриптах на имя награждаемых лиц, или в Высоч. приказах. Удостоившимся именного В. Б. сокращается год из сроков, установленных для получения чинов и орденов за выслугу лет. Преимуществ этих, однако, не дают В. Б. и благодарности, объявляемыя за смотры, парады и в других подобн. случаях (ст. 81, кн. VIII С. В. П., 1869 г., изд. 1902 г.; Зак. 1 авг. 1898 г. - Собр. узак. и расп. прав., ст. 1167, п. 2., П. С. З., №  15871). Впервые выражение "Высочайшее Благоволение", в смысле особаго вида награды, б. применено при Екатерине II, в грамоте ея от 1 мая 1774 г. Оренб. губ-ру и жителям Оренб. края за оказанную ими верность (1-е II. С. З., № 14143). В предшествующую эпоху Московскаго периода русск. истории такое награждение за службу выражалось в "спросе Царем о здоровье служилаго человека" или в "сказании служилым людям царскаго жалованнаго слова" или "милостиваго похваления".

Благородный лицейский пансион

БЛАГОРОДНЫЙ ЛИЦЕЙСКИЙ ПАНСИОН б. учрежден в 1813-1814 гг. Главнейшая цель образования Б. панс. Была - "устроение в нем разсадника собственно для Царскосельскаго Лицея". В панс. состояло три класса, в которых проходились курсы не только общеобразовательных предметов, но и воен. науки "с экзерцицией и искусствами фехтования и учения ружьем". В 1816 г. было установлено, что восп-ки Б. панс. пользуются правами выпущенных из Пажескаго корп. В 1822 г. Б. панс. поступил в вед. воен.-учебн. завед., а в 1829 г. б. упразднен.

Благочиние воинское

БЛАГОЧИНИЕ ВОИНСКОЕ, этико-правовое понятие, не вполне установленное в науке по его содержанию. В литературе воен. права встречаем такия определения Б.: "совокупность правил или установленных в военном быту норм служебнаго и общаго поведения" (Неелов); "совокупность правил, которыми обезпечивается поведение военнослужащаго, как единицы вооруженных сил" (Кузьмин-Караваев); "вызываемая особым положением армии в государстве и ея задачами согласованность личнаго поведения военнослужащаго, как на службе, так и вне ея, с формами и условиями быта военнаго вообще и общественнаго в частности" (Апушкин). Условия и требования воен. службы делают недостаточным соблюдение общих требований Б., а значительно расширяють его границы, охватывают большее число действий, по сравнению с бытом гражданским, и этим вызывают к жизни несколько обособленное понятие Б. воинск. Причина этого обособления лежит в важности для интересов армии не только отдельных действий военнослужащаго, но и его поведения, т.-е. совокупности его каждодневных, слагающих его будничную жизнь, поступков. При широком понимании Б., оно охватывает собой все элементы жизни и деятельности, а потому естественно, что в истории воен. права Б. воинск. лишь постепенно выделялось, как самостоятельный правовой институт, а нарушение Б. - как самостоятельный, с узкими пределами, деликт. Эта эволюция еще не завершилась, а потому понятие нарушения Б. воинск. несколько расплывчато и в различных государствах - разнообразнаго содержания. Прямое указание на Б. воинск., без определения, однако, его содержания, имеется лишь в русск. законодательстве (XXII кн. С. В. П.); в иностранном же воен. праве зто понятие отсутствует, а дается описательный перечень требований Б. и соответствующих нарушений, преимущественно этих последних. Для всех законодательств общими требованиями Б. воинск. являются - приличный воинск. внешний вид (одежда), трезвое состояние и вежливое обхождение с посторонними. По законодательствам франц., бельг., австр. (отчасти герм.) - отсутствие задолженности; по русск. и австр. - воздержание от азартных игр (по русск. праву, по букве закона, - лишь с подчиненными) и ношение одежды, присвоенной званию или чину; по австр. праву - воздержание от общения с людьми порочными, вращения в дурном обществе. Соответственно этим запретам нарушениями Б. воинск. будут - неприличный внешний вид, пьянство и состояние опьянения, драки, буйство, задолженность, участие в азартных играх, посещение непристойных публичных мест, ношение одежды, не присвоенной чину или званию и не пожалованных орденов или знаков отличия (в XXII кн. этим деяниям соответствуют ст. 190, 191, 192, 194 и 196).

Благочинные военного духовенства

БЛАГОЧИННЫЕ ВОЕННАГО ДУХОВЕНСТВА. В составе чинов Главн. штаба, по учрежд. 17 янв. 1812 г., для упр-ния действ. армией, нач-ком над всеми полков. священниками армии б. положен полевой обер-священник, подчинявшийся в свою очередь обер-священнику армии и флота. Т. к. в воен. время происходило значительное сосредоточение в известной местности большого количества воен. дух-ва, то периодически, для объединения действий воен. священников в такой местности, кроме полев. об.-священников, учреждаемы были должности старших благочинных. Впервые это звание было предоставлено 23 окт. 1807 г. протоиерею Онисиму Боровику, назначенному духовным нач-ком в дунайской армии ген.-фельдмарш. кн. Прозоровскаго. Старший Б., так. обр., являлся посредствующим органом между дух-вом действ. армии и об.-священником армии и флота - с одной стороны, а с другой - между высш. воен. нач. и всем дух-вом армии. По обстоятельствам же воен. времени появились в 1821 г. должности корпусных Б., "ради скорейшаго течения дел и по тому резону, что во время воен. действий войска корпусами действуют отдельно от главных сил". Ныне, в мирн. время, согласно Выс. утверж. 12 июня 1890 г. "Положения об упр-нии церквами и дух-вом воен. вед.", ближайшими помощниками протопресвитера воен. и морск. дух-ва являются дивизионные Б. (армейские, гвардейские и флотские), которые и служат посредствующими органами между высш. воен. духов. властью и подчиненным ей дух-вом. На их обязанности лежит ближайшее наблюдение за подведомственными им церквами и дух-вом.

Блазнавац, Миливой Петрович

БЛАЗНАВАЦ, Миливой Петрович (1826-1873 гг.), сербский воен. и полит. деятель. Воен. образование получил в Пруссии (1848 г.), по окончании котораго вернулся в Сербию и приступил к созданию воен. ак-мии в Белграде. В 1857 г. Б. отправился в Бельгию для изучения техники и постановки оруж. и порох. производства. Полученныя познания Б. применил затем на родине, учредив арсенал и порох. заводы. С переходом власти к Михаилу Обреновичу (1860 г.) Б. в 1862 г. занял пост воен. мин-ра. На этом посту ему удалось преобразовать сербск. армию по европ. образцу, несмотря на энергичные протесты Англии, Австрии и Турции. 10 июня 1868 г., после убийства кн. Михаила, Б., став во главе правительства, добился признания юнаго Милана князем Сербии. При этом скупщина избрала Б. в члены регентства (Ристич, Гаврилович и Б.) и он сохранил свое положение регента до 22 авг. 1872 г., когда Милан, достигнув совершеннолетия, поручил ему составить кабинет, предоставив лично Б. портфель воен. мин-ра и пут. сообщ. Ум. Б. в 1873 г.

Бланко

БЛАНКО (Don Ramon Blanco y Erenas), марш. испанск. армии. Род. в 1842 г. Выдвинулся в войне с карлистами, во время которой б. прав. рукой марш. Мартинец-Кампоса. Своею примирит. политикой много способствовал успокоению Каталонии. За воен. успехи Б. получил титул маркиза de Pena-Plata с добавлением к фамилии Erenas - название сраж., в котором он особенно отличился. Впоследствии, состоя сенатором, занимал пост ген.-губ-ра на Филипинских о-вах, где вел безуспешную борьбу с тагалами, возставшими под предводительством Агвинальдо. 9 окт. 1897 г. назначен ген.-губ-ром о-ва Кубы. Гуманный Б. б. сторонником умиротворения о-ва путем введения необходимых, давно назревших, реформ, начиная с дарования полной автономии. Он отменил многия суровыя меры своего предшественника ген. Вейлера. Между прочим, была отменена т. наз. "реконцентрализация", согласно которой население, под угрозой репрессий, сосредоточивалось к пунктам расположения испанск. гарнизонов, получая казенные рационы. (Ту же меру применяли англичане в англо-бурскую войну под назв. "концентрационных" лагерей). Одновременно были приняты меры к улучшению положения самой армии, гибнувшей от болезней и не получавшей жалованья. Начавшаяся война с Соед. Штатами застала испанск. войска разбросанными по всему о-ву, что помешало Б. оказать своевременную помощь гарнизону Сант-Яго, осажденному америк. войсками. На представления коменданта о неизбежности капитуляции марш. Б. отвечал решит. требованием пробиваться, но ген. Тораль, сменивший раненаго коменданта, сдал город. Марш. Б., в числе прочих, недовольных заключением мира, подал в отставку, но оставлен сенатором.

 

 

Бланко-Энкаладо

БЛАНКО-ЭНКАЛАДО (Blanco-Encalado), чилийск. казематиров. броненосец в 3.500 тон водоизм. при 204 фт. дл. и 46 фт. шир., взорванный минными крейсерами Condell и Lynch во время чилийск. междоусобн. войны 1891 г. Бронирование его состояло из полнаго пояса железн. брони в 9 дм., каземата в 8 дм., траверсов в 73/4 дм. и 2-дм. палубы; артил. вооружение составляли IV 9-дм., заряжающихся с казны 18-тон. орудий Армстронга, II таких же орудия 7-дм. калибра и VII скоростр. пушек, минное - 2 носов. аппарата и 1 кормовой. Скорость хода считалась 13 узл. Минные крейсеры Condell и Lynch были совершенно одинаковы, имели длину 240 фт., шир. 27½ фт. и водоизм. 750 тонн. Артил. вооружение их состояло из 3 скоростр. пушек Гочкиса, калибра 87 мм., 4 таких же пушек в 47 мм. и 2 пулеметов. Мин. аппаратов они имели по 8 - 1 носовой и 2 бортовых. Мин 14-дм. диаметра, с зарядом пироксилина в 70 фнт. и дальностью около 300 сж., на каждом было по 9. Скорость 20 узл. В ночь на 23 апр. 1891 г. Condell и Lynch, принадлежавшие к правительственной партии, вошли на рейд Кальдера, чтобы атаковать стоявшие там корабли конституционалистов, приблизит. диспозицию которых кап. Морага, ком-р Condell’я и вместе с тем нач-к отряда, узнал от властей г. Хуаско, остававшихся верными правительству. На рейде были только броненосец Б.-Э. и транспорт Biobio. Как только, около 4 ч. н., лунный свет позволил разсмотреть силуэты судов, Condell повернул прямо на видневшийся броненосец и, подойдя иа разстояние около 100 мтр., выпустил мину из носового аппарата. Мина прошла под нос броненосца. Тотчас же, увидя промах, Морага повернул круто вправо и, проходя вдоль праваго борта броненосца, с разстояния в 60 мтр. выпустил мину из леваго аппарата. Тотчас за этим была выпущена мина и из праваго аппарата, переведеннаго на левый борт. В промежуток времени между 2-м и 3-м выстрелами броненосец открыл огонь из пулеметов, ружей и пушек мелкой артил. Выпустив свои мины, Condell дал полный ход вперед и в атаку пошел Lynch под корму и по правому борту Б.-Э. Мина, выпущенная из носового аппарата, не попала в Б.-Э.; следующая же мина, из праваго аппарата, ударила броненосец против машин. отделения и произвела пробоину длиной 15 фт. и шир. 7 фт. Броненосец сейчас же наполнился водой, залившей топки, так что попытка подойти к берегу и выброситься не удалась. С Б.-Э. спаслось около 200 чел. команды, около 120 чел. утонули, в том числе 2 офицера и все механики. Команда броненосца в начале атаки спала, вахтенное же отделение, состоявшее из 7 матросов, 1 командира и гардемарина, не выказало должной бдительности; сторожевой службы на рейде не было. Огонь был открыт через 5 мин. после пробития тревоги, когда минные крейсера были уже ближе 250 сж. Начавшаяся паника отразилась на меткости огня Б.-Э. На минных крейсерах было ранено всего 4 чел. Интересно отметить, что в рапорте своем воен. губ-ру ком-р Б.-Э. кап. Гоньи (Luis A. Goni) доносил, что в вверенный ему броненосец было выпущено 7, а попало 6 мин. Кап. Морага считал, что в броненосец попало 3 мины, но впоследствии осмотр затонувшаго корпуса водолазами выяснил, что мина попала только одна. Потопление Б.-Э. - первый случай применения, и притом удачнаго, мины Уайтхеда против броненосца.

Блейбтрей, Георг

БЛЕЙБТРЕЙ, Георг (1828-1892 гг.), нем. художник, баталист. Начав свою деятельность в 1849 г. с картин из истории 1-й датск. войны, он сделался неустанным летописцем прусско-герм. побед. Кроме воспоминаний о походах 1813-14 гг. (Штурм Гриммайских ворот Лейпцига, Ватерлоо), Б. иллюстрировал своими картинами и датск. войну 1864 г. (Переход к Альзену) и прусск.-австр. 1866 г. (Кениггрец) и в особенности франко-прусск. Сделав поход до Версаля с главной квартирой кронпринца Фридриха, Б. изобразил события этой войны в ряде как масляных картин (сражения при Вёрте, Марс-ля-Туре, Гравелотте и др.), так и в фресках на стенах Берлинскаго цейхгауза (Атака С.-Прива). Художественная критика, чуждая патриотических увлечений, довольно сдержанно отзывается о достоинствах Б., как художника, но отмечает его реалистическую добросовестность и тщательную точность в изображении деталей.

Блессон, Иоганн Людвиг Урбан

БЛЕССОН, Иоганн Людвиг Урбан, известный прусск. воен. писатель, род. в Берлине в 1790 г. Горн. инж. по образованию, он в 1813 г. поступил на воен. сл. в качестве крепост. инжен. и принимал участие в устройстве укрепл. лагеря при Варте, участвовал в сраж. при Любёте, Филиппсвиле и Рокруа и, произведенный в 1818 г. в капитаны, б. назначен членом воен.-экзаменационной комиссии. В том же г. вышел первый труд Б.: "Beitrag zur Geschichte d. Festungskieges in Frankreich im J. 1815". В 1820 г. Б. вместе с Декером и Малишевским основал "Militär-Litteraturzeitung", редактором которой состоял 40 л. и в которой писал под знаком 2 *. В 1824 г. он начал новое издание - "Militärwochenblatt" а затем, вместе с Декером, "Zeitschrift für Kunst, Wissenschaft und Geschichte Des Krieges", который послужил примером для аналогичнаго французскаго издания "Spectateur Militaire". Выйдя в 1830 г. в отставку, Б. отдался чисто-гражданской деятельности и в 1847-48 гг. выступил противником конституционнаго движения, выпустив в свет: "Betrachtungen über d. Befugniss d. Militärs An politischen Angelegenheiten d. Vaterlandes Theil zunehmen". Последнее сочинение Б. Priester, Jurist u. Soldat" появилось в 1851 г. Из прочих сочинений Б. следует отметить: "Histoire De la guerre Des alliés contre la France" (1822), "Der Feldzug in Russland 1812" (1824), "Die Fortification für alle Waffen" (1825), "Uebersicht d. Befestigungskunst" (1827), "Geschichte d. Grosser Befestigungskunst" (1830), "Die Lehre vom Graphischen Defilement" (1828), "Traité De la guerre contre Les turcs" (1830) и "Geschichte d. Belagerungskrieges, oder die Offensiven Befestigungen (1830). Кроме указанных выше воен. изданий, Б. редактировал еще: "Handbibliothek für Officiere". Ум. в 1861 г.

"Блестящий"

"БЛЕСТЯЩИЙ", эскадрен. миноносец в 350 тонн водоизм., принимавший участие в Цусимском бою 14 мая 1905 г. под командой кап. 2-го ранга Шамова. В начале боя Б. получил подводную пробоину; разорвавшийся в носов. отделении жилой палубы снаряд произвел пожар и перебил рулевой привод. Миноносец остановил машины и поднял сигнал "не могу управляться". Ветром его поднесло к месту гибели броненосца Ослябя, из команды котораго им было поднято с воды 8 чел. В это время снарядом, попавшим в Б., был убит его ком-р и выведен из действия 1 котел. Миноносец дал ход и догнал эскадру. Но вода просачивалась через переборки из носов. отделения. нос сильно погрузился, и к вечеру Б. стал отставать. Повернув ок. 7 ч. вечера на ю. вместе с крейсерами, он скоро потерял их из виду, но продолжал упорно держаться на курсе SW (ю.-з.). В 11-м часу вечера Б. встретил миноносец Бодрый, который пошел ему в кильватер. В ночь на 15 мая мичм. Ломан, вступивший в командование миноносцем Б. после смерти его ком-ра, передал на Бодрый часть запаса угля с Б., который погружался все более из-за полученной пробоины, и на разсвете перешел со всею командой на этот миноносец. Б. затонул с открытыми кингстонами. (См. Бодрый).

Блида

БЛИДА. См. Метательныя машины.

Ближний отъезд

БЛИЖНИЙ ОТЪЕЗД. См. Подъезды и Отъезды.

Ближняя атака

БЛИЖНЯЯ АТАКА. См. Постепенная атака1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Ближняя разведка

БЛИЖНЯЯ РАЗВЕДКА. См. Разведка1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Близнята

БЛИЗНЯТА. См. Орудия древней Руси.

Блиндаж

БЛИНДАЖ, фортифик. постройка охранит. характера. Назначается для прикрытия от пул, осколков и цельных снарядов, гл. обр., перекидн. навесн. огня. Применяются Б. как в полев., так и во врем. форт-циях. В полевой форт-ции Б. устраиваются как в укреплениях, так и в окопах, ходах сообщений и пр., начиная с самых простых, доступных в постройке солдату-неспециалисту, и кончая Б. стойчатыми (черт. 7), срубами и из гофрированнаго железа, требующими участия сапер. Простейшим Б. являются козырьки в окопах, устраиваемые из подручнаго материала и обезпечивающие стрелков от пуль и шрапнели (черт. № 1). Более солидными являются Б. наклонные и горизонтальные (черт. №№ 2 и 3). В окопах такие Б. устраиваются разборчатыми или сбрасываемыми, чтобы не отнимать ими места. Против пуль и шрапнели толщина дерева достаточна от 2 до 4 дм., против осколков Б. уже должен иметь сверх деревян. покрытия достаточный слой земли. Т. к. такой Б. отнимает часть линии огня, то выгоднейшее его применение будет в ходах сообщения, или же за обратной отлогостью высоты. Если же поместить Б. в самом окопе, то придется устроить банкет или на задней отлогости внутр. рва или уширить банкет для стрелков. Покрытие не менее как из ряда 3-4-дм. жердей, ряда тонких досок или хвороста и 1½-2 фт. земли (черт. №№ 4-6). Особенно удобны Б., устраиваемые по минному способу. Для этого, еще до постройки окопа, на месте Б. укладывают по земле его будущее потолочное покрытие, а затем, по окончании окопа, землю из-под уложенных досок или жердей выбирают, а перерыв в стрелк. ступени перекрывают досками (черт. 6). В укр-ниях Б. устраиваются солиднее, ибо укр-ние привлечет на себя более сильный артил. огонь, до фугасн. бомб тяжелой артил. включительно. Здесь Б. наклонные (черт. 8), горизонтальные (черт. 10) и устраиваемые по минному способу (черт. 9). Толщина покрытия в Б.: против 15-см. гаубиц: 2 ряда бревен (7 верш.) и 10 фт. земли или 2 ряда рельсов и 7 фт. земли. Против 21-см. мортир: 1) 2 ряда бревен (7 верш.) и 19 фт. земли или 2) 3 ряда бревен (7 верш.) и 17 фт. земли или 3) 2 ряда рельсов и 14,5 фт. земли. Пролеты между опорами не должны превосходить 0,70 сж. для бревенч. потолка и 1,20 сж. для потолка из рельсов. Для усиления Б. устраивают в земляной обсыпке прослойки из щебня, камня, бревен и пр., с целью вызвать преждевременный разрыв фугасн. бомбы, а также покрывают Б. сверх земляной обсыпки железн. листами. - Во врем. укр-ниях Б. устраиваются обыкновенно из бревенч. срубов, высотою в свету не менее 1 сж., покрытых потолком из бревен или рельсов и обсыпанных землею. Применяются часто прослойки из щебня, камня и пр., а с боков и спереди Б. обезпечивается достаточным слоем земли, расчитываемым на проникание снаряда по траектории наиболее опаснаго выстрела. Число таких Б. должно быть расчитано на полный гарнизон; особый Б. назначается для дежурной части форта, особый Б. - для офицеров, особый - убежище для пушек, для раненых, для кухни и прочих хозяйственных помещений роты. При расчете их нужно считать, что Б. из бревенч. срубов дл. в 4 сж. и шир. в 3 сж. вмещает 12 чел. на полном отдыхе. Кроме этих охранит. Б., в форте возводятся и Б. оборонит. В последнее время появились Б. из волнист. (гофрирован.) железа, отличающиеся простотой устройства и достаточною в теории надежностью прикрытия (черт. 13). Б. из гофр. железа представляют возможн. заблаговременнаго, еще в мирное время, заготовления их и хранения в складах. Но Б. из гофр. железа требуют обсыпки землею со всех сторон и, следовательно, трудно освещаются и неприменимы для оборонит. целей. В осадн. б-реях Б. устраиваются по типу Б. в укр-ниях. Во врем. берегов. б-реях Б. устраиваются по типу Б. во врем. фортах и располагаются в траверсах между орудиями; кроме того, они устраиваются на весь пех. гарнизон, охраняющий б-рею от штурма. При их устройстве особое внимание обращается на предохранение их стен от прицельных снарядов крупных калибров, что достигается толщей земли по траектории снаряда не менее 5-6°. (Буйницкий, Современное состояние долговремен. фортификации, 1903 г.; Голенкин, Заметки по полев. фортификации, 1907 г.; Яковлев, О врем. укрепл. в иностр. государств.; Наставление для инжен. войск по специальн. образованию; "Инжен. Журн." за 1900-10 гг.; А. Ипатович-Горанский, Полев. фортификация, ч. прикладная, 1910 г.; Буйницкий, Маресев и Ильяшев, Краткий курс элементарной полев. фортификации, 1909 г.).

К статье "Блиндаж"

К статье Блиндаж

Блиндирование

БЛИНДИРОВАНИЕ, обезпечение от артил. огня помещений, назначаемых для нужд войск или для ведения боя. Блиндируются госпитали, склады боев. материала, склады инструментов, штабы, телеграфн. и телефон. станции, кузницы, колодцы с водою, ходы сообщения и пр. Б. сводится обыкновенно к обсыпке помещений землею достаточн. толщины и устройству обезпеченных выходов, вместе с маскировкой. Часто применяют броню при устройстве Б-ных поездов, Б-ных автомобилей и пр. В Порт-Артуре для обезпечения судов от навеснаго огня 119-мм. гаубиц палубы судов блиндировались мешками с землей. Особый характер имеют Б-ныя гнезда для пулеметов (черт. 15 см. табл.), оборонит. блиндажи (черт. 14), дающие 2-ярусный огонь, Б-ныя отхожия места, Б-ные наблюдат. пункты (черт. 11) и пр.

Блиндированный поезд

БЛИНДИРОВАННЫЙ ПОЕЗД, жел.-дор. поезд, подвижной состав котораго снабжен прикрытиями, предохраняющими его от ружейнаго и частью артил. огня. Цель устройства Б. поездов заключается в том, чтобы иметь возможность быстро перебрасывать по жел. дорогам под огнем и без потерь хотя бы небольшия части войск. Сами Б. поезда могут служить одним из средств подвижной охраны тыла. Впервые эти поезда получили широкое применение в англо-бурскую войну 1899-1902 гг., когда англичане при их посредстве боролись с нападениями неприятельск. партий на свои тыловыя жел.-дор. сообщения. В этих Б. поездах жизненныя части паровозов и вагонов прикрывались броней, непробиваемой ружейными и шрапнельными пулями, а платформы снабжались высокими стенками из такой же брони. Вооружив Б. поезда скоростр. ор., можно придать им некоторое активное значение и пользоваться ими для форсирования в целях разведки какой-нибудь занятой противником линии, оттеснения партизанских отрядов, лишенных артил. и для друг. задач. Одним из основных условий для успешной деятельности Б. поездов является равнинная, открытая местность и отсутствие глубоких выемок, т. к. в противном случае открытыя платформы теряют свою неуязвимость, действие поездной артил. осложняется необходимостью приспособлять орудия для стрельбы под большими углами возвышения и наблюдение за окружающею местностью затрудняется. Для характеристики Б. поездов может служить нижеслед. описание Б. поезда Натальской ж. д., сооруженнаго осенью 1899 г. Ист-Кауртским гарнизоном. Поезд состоял из платформ со стенками в 7 фт. вышины, прорезанными 3 рядами бойниц и снабженными скобами для перелезания через стенки при посадке людей. В голове поезда шла платформа с 7-фт. скоростр. орудием, за нею другия Б. платформы с высокими стенками для пехоты, далее паровоз, опять 2 Б. платформы для пехоты и, наконец, 1 открытая платформа с материалом для исправления пути - весь поезд вмещал в себе гарнизон силой около 200 чел. Он ежедневно выходил из Ист-Каурта для разведок, но, будучи принужден 2 (15) ноября вступить в бой с отрядом буров, снабженным артил., попал под огонь 2 неприятельск. ор., несколькими выстрелами был приведен в полную негодность и захвачен противником. Деятельность Б. поездов во второй период войны была более успешной, в виду отсутствия у неприятельск. партизанских отрядов артил. (А. Виноградский, Англо-бурская война в Южн. Африке; Lt. Col. Frocard et capit. Painvin, La guerre au Transvaal, vol. I).

Блинов, Петр Дмитриевич

БЛИНОВ, Петр Дмитриевич, подполк. корп. инж.-мех. флота. Род. в 1869 г. За русско-японск. войну награжден орд. св. Станислава 2 ст. с мечами, св. Владимира 4 ст. с мечами и бантом, св. Георгия 4 ст. Последний орден получен Б. за спасение миноносца Выносливый после ночного боя 26 февр. 1904 г. под Ляотешаном с японск. миноносцами. Выносливый, подойдя к головному японск. миноносцу на разстояние ок. 1 кабельтова, получил с прав. и лев. бортов пробоины: обе машины были повреждены, миноносец почти лишился возможности управляться; к этому моменту относится деятельность Б. по спасению миноносца. В приказе адм. Макарова от 2 марта 1904 г. за № 18 так говорится об этом деле: "Обращаю внимание на лихую работу механиков и машинных команд по исправлению повреждений, при чем Выносливый некоторое время шел под машиной, в которую нельзя было войти, ибо там был пар температуры кипения. Инж.-механик Б., с обожженными руками и лицом не останавливался в работе до самаго входа в гавань".

Блиох, Иван Станиславович

БЛИОХ, Иван Станиславович, экономист и автор соч. "Будущая война". Род. в 1836 г. Кроме своих работ по политич. экон. и жел.-дор. делу, где он являлся крупным деятелем, Б. издал сочинение, представляющее большой интерес для воен. мира, под названием: "Будущая война в технич., политич. и экономич. отношениях". Издание вышло в 1898 г. в 6 том. В этом труде приняли участие офицеры всех главн. европ. армий, в том числе и наши офицеры Ген. штаба. Задачей этого сочинения является развитие в народных массах сознания необходимости разоружения. В частности Б., как уроженец Западнаго края, дает в своей книге много интересных данных и оригинальных замечаний о характере воен. действий в Западном крае в случае столкновения России с Германией. Книга Б. встретила много возражений со стороны воен. авторитетов, а последовавшия затем войны опровергли многие ея выводы. За год до смерти Б. открыл в Цюрихе музей Войны и Мира, где собрал ценныя коллекции оружия и обмундирования всех стран и эпох, батальной живописи и портреты воен. деятелей. Одна зала музея посвящена деятелям мира. Ум. в 1901 г.

Блискастель

БЛИСКАСТЕЛЬ, местечко в Баварском Пфальце на р. Блисе. 1) Сраж. 26 сент. 1793 г., во время 1-й коалицион. войны пруссаков с французами. По новому плану, составленному в Вене, союзники должны были быстро вторгнуться в Эльзас и овладеть креп. Ландау. Было решено обойти через Вогезския горы лев. фланг Рейнской армии, для чего предварительно необходимо было оттеснить Мозельскую, которая делала обход трудно выполнимым. 26 сент. союзники произвели нападение на Мозельскую армию 3 корп. (кн. Гогенлоэ, ген. Калкрейта и Кнобельсдорфа) и овладели укрепл. лагерями при Б., Горнбахе и О.-Ингберте, затем в окт. была взята креп. Ландау. 2) В ноябре 1793 г. французы готовились к решит. наступлению для освобождения креп. Ландау и вытеснения союзников из Эльзаса. Союзники же в целях облегчения продовольствия, стали отодвигаться к своим магазинам: австрийцы - к Рейну; пруссаки, составлявшие прав. фланг союзной армии, - на сближение с австрийцами от р. Саар к Гамбургу. 16 ноября началось передвижение. Ком-щий Мозельской армией ген. Гош, заметив это движение, быстро перешел в наступление и начал теснить отступавшие корп., особенно корп. ген. Калкрейта (7 тыс. чел.), который, в свою очередь, для удержания французов расположился на позиции впереди Б. Прав. фланг Калкрейта занял лес у Бизингена, левый - лесистыя высоты у Гильшельда и Билльвейлера, фронт прикрывался р. Блисою и Сельбахским прудом. Ген. Гош для атаки позиции направил 4 колонны (до 25 тыс. чел.). Однако нападение франц. войск, состоявших большей частью из новобранцев, успеха не имело. Калкрейту удалось удержаться до поздней ночи, а на другой день без потерь отступить в Гамбург. (Кн. Голицын, Всеобщая воен. история новейших времен, ч. I; Chuquet, Les guerres De la révolution; Der Feldzug d. Königl. Preus. Armee am Rhein im. J. 1793 г.; I. Colin, Campagne De 1793 En Alsace et dans Le Palatinat, Paris, 1902; A. Zufft, Der Feldzug Mittelrheein von Mittle August bis Ende Dezember 1793, 1881).

 

 

Блок

БЛОК, служит для перемены направления троса и уменьшения трения в этом месте. На воен. судах Б. употребляются жел. и деревянные. Части Б. носят следующия названия (черт. № 1): A - щеки, деревян. или метал.; B - кип (желоб) для стропа, охватывающаго блок; C - железный нагель (ось шкива); D - шкив; у больших деревянных Б. он бакаутовый, у мелких - медный; E - медная втулка, предохраняющая шкив от размалывания на нагеле; посредине втулки желобок для сала. Деревян. Б. делаются следующих родов: обыкновенные; толстоходные с более толстыми шкивами и щеками, чем у обыкновенных, употребляются там, где трос должен выдержать особо большия натяжения; тонкоходные - имеют более тонкия щеки и шкивы бо́льшаго диаметра, чем у обыкновенных Б. Особо сделанные Б. (черт. № 2) употреблялись при вооружении парусных судов; к ним относятся гитов-Б., анапут-Б., комель-Б, лонгакельные Б., и т. п. Б. эти употребляются и теперь в разных случаях. Канифас-Б. служат для проводки лопарей по палубе (черт. № 3). По числу кипов деревян. Б. разделяются на одно и двух-кипные Б. Для уменьшения трения на новейших Б. шкивы делаются на шариках (черт. № 4). Железные Б. имеют всегда медные или железные шкивы. Длина деревянных Б. (за исключением кинифас-Б.) измеряется по длине щеки в дюймах. Длина канифас-Б. меряется вдоль щеки до верхней грани перемычки вертлюжнаго гака, металлических Б. по диаметру шкива. Чтобы выбрать деревянный Б. к данному пеньковому тросу, поступают так: длина обыкновеннаго Б. = 3C, где C есть окружность пеньк. троса; длина толстоходнаго Б. = 2C; длина тонкоходнаго Б. = 5C. Диаметры шкивов для проволочн. троса выбираются так: для гибкаго стального 6-пряднаго троса кабельной работы d = 4C; для такого же 8-пряднаго троса d = 5C, а для 6-пряднаго троса обыкновеннаго спуска d = 6C. Б., предназначенные для больших тяжестей, не должны снабжаться гаками; вместо них употребляются железныя скобы. Вместо стропа даже деревян. Б. делаются в настоящее время с жел. оковкой, наружн. или внутр. Б. требуют тщательнаго ухода; для смазки их совершенно разбирают, очищают трущияся поверхности и покрывают смесью растопленнаго сала с карандашным порошком.

Железный блок для стального или пеньковаго троса.

Железный блок для стального или пеньковаго троса.

Железный блок для цепи.

Железный блок для цепи.

Деревянные блоки.

Деревянные блоки.

Анапут-блок.

Анапут-блок.

Лонг-таксельные блоки.

Лонг-таксельные блоки.

Комель-блок.

Комель-блок.

Канифас-блок.

Канифас-блок.

Блок судостроительный

БЛОК СУДОСТРОИТЕЛЬНЫЙ или стапель-блок, деревянная подпора, подводимая под киль судна на время его постройки или при установке в доке. Такой Б. составляется из нескольких деревянных, наложенных друг на друга и связанных между собою железн. скобами или болтами брусьев прямоугольнаго сечения; в некоторых случаях для удобства их вынимания из-под киля верхнюю часть блока делают в виде двух клиньев. Разновидностью судостр. Б. является песочный Б. - открытый ящик, наполненный песком, сверх котораго кладется брус, подходящий под киль; когда требуется вынуть такой блок, в ящике открывают пробку часть песка высыпается, верхний брус опускается и освобождает киль.

Блокада

БЛОКАДА, изолирование при помощи вооруженной силы части неприятельской территории (с суши, с моря или смешанная) с целью полнаго прекращения всякаго рода сношения ея с внешним миром. В тесном смысле Б. - один из способов овладения неприятельской сухопутной или морской креп.; часто применяется в соединении с другими способами овладения креп. (Подроб. см. Крепостная война).

Предыдущая страница Следующая страница