Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "Б" (часть 16, "БИЙ"-"БИС")
БИЙСКАЯ КРЕПОСТЬ, принадлежала к Колывано-Кузнецкой укреплен. пограничной линии в Сибири. Расположена была на прав. берегу р. Бии, составляя конечный опорн. пункт линии. (См. Колывано-Кузнецкая пограничн. линия). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БИКФОРДОВ ШНУР или медленно-горящий шнур, порохов. зажигательный шнур для воспламенения капсюлей при взрывании пироксилина, динамита, мелинита и т. п. взрывчатых веществ. Принят у нас в инжен. и морск. вед. Б. шнур состоит из порохов. сердцевины (мякоти), с проходящей через нее, пропитанной селитрян. роствором, ниткой и из двух оболочек: внутренней - джутовой, и наружной - бумажной, покрытой клеем и гуттаперчев. мастикой или каким-либо смолистым водонепроницаемым веществом (в дешевых сортах иногда просто гипсом). Диаметр Б. шнура - около 5 млтр., скорость горения - 2½ фт. в 1 мин. Шнур свертывается в 11-арш. круги (вес ок. ½-фн.). Зажжение Б. шнура производится обыкновенным желтым селитрян. фитилем, при чем для лучшей передачи огня шнур срезывается наискось, чтобы больше обнажить сердцевину. Для избежания лишней траты Б. шнура и для увеличения времени передачи огня заряду берут небольшие куски и к срезанному приращивают суровой ниткой кусок пеньков. селитрян. фитиля, длиной ок. 1 дм.; для лучшаго горения фитиль немного размочаливается. Время горения одного дюйма, при безветрии - 5 мин. Если оболочка Б. шнура не повреждена, он может гореть и в воде на произвольной глубине (Б. шнур с гипсов. оболочкой для воды негоден). Соединение Б. шнура с капсюлем производится всаживанием ровно обрезаннаго острым ножем конца его в трубочку капсюля так, чтобы он касался гремучей ртути; затем он закрепляется там с помощью особаго обжима. Для подводных взрывов место соединения обертывается полоской резины и обмазывается резинов. раствором. Для сращивания двух концов Б. шнура они срезываются наискось, скдадываются этими концами друг с другом, обертываются резиновой лентой и обвязываются бичевкой, сначала в двух местах у краев, а затем сплошь по всему сростку; после того сросток покрывается резинов. раствором. При обращении с Б. шнуром, во избежание перерыва огня при горении, его не следует круто перегибать и вообще повреждать его оболочку. Хранение Б. шнура должно производиться в сухих неотапливаемых помещениях. От сырости оболочка Б. шнура покрывается плесенью, а от тепла и сухости воздуха она трескается. Против сырости концы шнура залепливаются воском. В полев. саперн. роте по табели 1908 г. возится 40 кругов Б. шнура. В тех конных частях, где положено иметь подрывное имущество, на полк полагается по 36 кругов Б. шнура. |
БИЛЕК, крепостца в Южн. Герцеговине, у местечка того же названия, вблизи Черногорской границы; преграждает путь из Гако в Рагузу. В Черногорию от Б. отходят несколько пешеходных и горных тропинок, ведущих в бассейны рр. Никзик и Грохово. |
БИЛЕТЫ. 1) Запасно-отпускные - выдаются всем увольняемым в запас генералам, штаб и обер-офицерам и чиновникам, при чем: 1) увольняемым в запас с действит. службы по воен. вед. - теми нач-ками, которые выдают указы об отставке; 2) зачисленным в запас из отставки: а) обер-офицерам - уездн. и воин. нач-ками, б) штаб-офицерам - нач-ками местн. бригад; в) генералам - Главн. штабом или подлежащими главн. упр-ниями военн. мин-ства, г) врачам, фармацевтам и ветеринарам - главн. воен.-санит. упр-нием. Форма Б. приложена к ст. 794, кн. VII С. В. П. 1869 г., изд. 1907 г. 2) Увольнительные билеты. Все перечисляемые в запас армии нижн. чин. снабжаются увольн. Б., служащими для них свидетельствами об исполнении ими действит. службы. Заготовляются эти Б. в тех местах, где чины эти состояли на действит. службе, но выдаются им через местн. полиц. или волост. правления по принадлежности, и лишь по прибытии на места постояннаго их жительства. Видами на жительство Б. эти служить не могут и не освобождают чинов запаса от обязанности брать паспорта и виды в тех случаях, когда таковые требуются по закону. 3) Отпускные билеты. Увольняемым в отпуск офицерам и классным чинам выдаются отпуск. Б., в которых означаются: должность, чин, имя, отчество и фамилия, место, куда отправляется и срок, на который уволен. Отпускной Б. утверждается подписью нач-ка и должен быть снабжен казен. печатью. Увольняемым в кратковр. отпуск нижн. чин. выдаются Б. по установленной в уст. внутр. сл. форме (ст. 650). Нижн. же чин., увольняемым в продолж. отпуск для поправления здоровья на срок не свыше года (ст. 663, кн. VII С. В. П. 1869 г., изд. 1907 г.), выдаются особые отпуск. Б. по форме, приложенной к ст. 668 той же книги. |
БИЛЛИНГС, Иосиф Иосифович, кап.-командор, один из первых русск. моряков-изследователей сев. побережья Азии и Америки и Тихаго океана. В 1783 г. принят во флот из англ. службы с чином мичмана; в 1785 г. назначен нач-ком экспедиции для изучения новооткрытых о-вов Тихаго океана и побережья Америки. Экспедиции этой поручалось астрономич. определение пунктов от устья р. Колымы до Чукотскаго носа, описание побережья последняго, изследование Алеутских о-вов и американскаго побережья, принадлежавшаго России. Экспедиция работала около 8 лет и хотя не выполнила всего ей порученнаго, но произвела ряд изследований и описаний, давших богатый материал для изучения дальней окраины России. За это время было открыто около 20 о-вов, сделана подробная съемка американскаго берега, осмотрена вся группа Алеутских о-вов и описан Чукотский полуо-в. По возвращении из экспедиции Б. в чине кап. 1-го ранга был щедро награжден и в 1795 г. переведен в Черноморский флот, где нуждались в опытных гидрографах. Здесь, командуя различными судами, Б. в 1795-99 гг. производил опись крымских берегов, устьев Днестра, побережья Тендры, Одессы и Очакова, составив целый ряд морск. карт и планов. В 1799 г. оставил службу с чином кап.-командора. |
БИЛОВ, барон, бригадир. В 1773 г., во время Пугачевскаго бунта, получил от Оренбургскаго губ-ра Рейнсдорпа предписание выступить из Оренбурга с 400 солдат пехоты и конницы и с 6-ю полев. оруд. и идти к Яицкому городку, забирая по дороге людей с форпостов и из крепостей; Б. занял креп. Татищеву и б. осажден в ней Пугачевым 27 сен. На предложение мятежников сдаться Б. отвечал им выстрелами. Мятежники отступили, но подожгли скирды сена находившияся близь креп. Когда же солдаты бросились тушить огонь, Пугачев воспользовался смятением и напал на креп. Комендант креп. полк. Елагин и Б. оборонялись отчаянно, но мятежникам удалось ворваться в дымящияся развалины. Все офицеры были повешены. Б. же, после долгих пыток, отрубили голову. (Бантыш-Каменский, Словарь достопамятных людей русской земли; А. С. Пушкин, История Пугачевскаго бунта). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БИЛЬДЕРЛИНГ, Петр Александрович, ген.-м., род. в 1844 г., ум. в 1900 г. Общее и специальн. воен. образование получил в Пажеск. корп. и в Михайл. артил. ак-мии. Службу начал на Кавказе, участвуя в последних экспедициях. С 1867 г. деятельно работал над перевооружением армии новым оружием, а с 1871 по 1879 гг. состоял нач-ком Ижевскаго оруж. завода в Пермск. губ. и установил там машинное производство малокалиберных ружей. В 1877 г. командовал на Дунае осадными б-реями; был контужен в голову; награжден орд. св. Влад. 3 ст. с мечами и золотым оружием. За свою непродолжительную службу напечатал в "Артил. журн.", "Воен. Сборн." и "Оруж. Сборн." много статей, гл. обр., военно-технич. характера. ("Русск. скоростр. винтовка", "Приготовление стальных стволов в Америке", "Тактика новейш. скоростр. оружия" и др.). В 1880 г. вышел по болезни в отставку и поселился в своем имении в Спб. губ., вскоре сделавшись выдающимся сельским хозяином по своим практическим работам и печатным трудам в сельскохозяйственных журналах и отдельных брошюрах. Кроме того, он является одним из основателей нефтяной промышленности в г. Баку (в 1879 г.) в составе т-ва бр. Нобель. |
БИЛЬЗЕ, б. лейт. 16-го обознаго бат-на герм. армии (г. Форбах, в Эльзасе), автор известной повести "В маленьком гарнизоне", изданной в Брауншвейге в 1903 г., под псевдонимом Франца фон-дер-Кирхбурга (v. d. Kirchburg: Aus Einer kleinen Garnison. Ein militärisches Zeitbild). Рисующая жизнь и обстановку службы герман. войск очень темными красками, она обратила на себя общее внимание, произвела сенсацию и была переведена почти на все европ. языки. Издание было конфисковано, а автор предан воен. суду. Суд приговорил Б. к исключению из службы и заключению в тюрьму на 6 мес. Приговор мотивирован следующими основаниями и комментариями официальнаго характера: 1) роман заключает в себе сведения, характеристики и отзывы, оскорбительные для офицеров обознаго бат-на; 2) вопреки закону, обвиняемый не испросил разрешения начальства на печатание романа, и 3) обвинение в том, что автор своей книгой старался вызвать всеобщее неудовольствие офицеров их жизнью и службою в малых гарнизонах, признано недоказанным. Усиливающими вину обстоятельствами признано то, что Б. погрешил против дисциплины, так как вывел в романе своего нач-ка и 2-3 офицеров, старших в чине, смягчающими, - что роман Б. - не памфлет, а, напротив, рисует наглядно бытовую жизнь и службу офицеров в малых гарнизонах, заключает много основат. суждений о дуэли среди офицеров, изобличает в авторе человека наблюдательнаго и вызывает необходимость обратить внимание на многия стороны жизни малых гарнизонов. Повесть Б. вызвала подражателей и в других странах, создавших особую обличительную литературу, изображающую воен. быт преимущественно с теневой его стороны. ("Разведчик", 1903 г., № 684). |
БИМС, балка, поддерживающая палубу корабля и служащая поперечной связью его шпангоутов. Б. обыкновенно располагаются поперек судна от одного до другого борта и скрепляются с шпангоутами помощью приклепанных стальных книц. Б. изготовляются из длинных полос стали, имеющих поперечное сечение в виде лежащей буквы П (швеллер), или в виде буквы I (двутавр), или специальных профилей. Иногда, когда требуется усилить продольную крепость корабля, Б. кладутся вдоль и скрепляются с поперечными переборками корабля; наконец, случается местами и диагональное расположение Б. При поперечном расположении Б. ставятся обыкновенно на каждом шпангоуте, т.-е. в разстоянии от 3 до 4 фт. один от другого. |
БИНГ, Джон, адм. англ. флота. Род. в 1704 г. (сын адм. Б. лорда Торрингтона). Командовал отрядами и эскадрами с 1745 г. В 1756 г. командовал эскадрой в Средиземн. море; 20 мая потерпел неудачу в Миноркском сражении (см. Англо-франц. войны и Миноркское сраж.). Едва слух об этом сражении и о взятии французами Минорки достиг Англии, Б. был сменен и предан суду. Суд, состоявший из 4 адм. и 9 кап. 1-го ранга, нашел неправильным выполнение атаки и преждевременным уход эскадры Б. в Гибралтар. Между тем, причины поражения Б. крылись исключительно в боязни нарушить царившие в англ. флоте рецепты атаки (непременно с наветра и в строгой линии баталии). Незыблемость этих рецептов еще недавно была подтверждена судом, в котором Б. был членом, над адм. Матьюсом (1744 г.), осужденным за применение иного способа атаки в Тулонском сражении. Согласно закону Б. был приговорен к смертной казни и хотя суд, принимая во внимание личную храбрость Б., ходатайствовал о смягчении его участи, адмиралтейство утвердило приговор, и 14 марта 1757 г. адм. Б. был разстрелян на шканцах корабля Монарх. Результатом этого приговора явился целый ряд нерешит., очень невыгодных для Англии сражений с французами. С другой стороны, казнь адм. Б. повлияла на изменение англ. воен.-морск. процесса и способствовала реформе материальнаго права в смысле значит. расширения рамок уголовн. наказаний. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БИОРКЭ-ЗУНД (см. карту при ст. Выборгское морск. сраж.), пролив между материком и о-вами Пейсари и Биоркэ, в вост. части Финскаго зал., длиною около 15 морск. миль, доступный самым большим кораблям, хотя в средней части маневрирование затруднено банками, суживающими фарватер до 1/4 мили; между о-вами Пейсари и Биоркэ имеется также выход в море, но мелководный и доступный лишь небольшим миноносцам. Южн. часть пролива около о-ва Равица представляет собою прекрасную якорную стоянку для целаго флота, укрытую от всех ветров, кроме сев.-вост.; селение Койвисто ведет незначит. торговлю лесом. Воен. значение Б.-З. обусловливается близостью его (40 морск. миль) от Кронштадта. Б.-З. представляет собою природную базу для флота, блокирующаго Невскую губу, которая в ширину имеет всего 9 морск. миль; с таким же успехом можно блокировать отсюда и Выборгскую губу с Транзундским рейдом; кроме того, этот пролив м. б. выбран сильнейшим противником, как место высадки десантной армии, предназначен. для овладения Спб. Значение Б.-З. особенно ярко сказалось в первую половину Великой Сев. войны (1700-12 гг.), когда шведы со вскрытием льдов неуклонно занимали эту позицию, тесно блокируя Спб. и до чрезвычайности затрудняя такия операции, как взятие Выборга, Нарвы и т. д. 21 июня 1790 г. здесь произошел кровопролитный бой между нашей и шведск. гребными флотилиями, завершивший собою обложение отступившаго в Выборгскую губу шведск. флота (см. Выборгское морск. сраж.). В камп. 1808 г., по плану короля Густава IV, Б.-З. намечался, как место высадки англ. 14-тыс. десантнаго корп. для угрозы нашим сообщениям, но операция эта не состоялась, вследствие отказа ген. Мура, находившаго ее слишком рискованной. Во время Вост. войны 1854-55 гг. союзники предполагали выбрать Б.-З. своей базой для блокады Кронштадта, но по осмотре пролива отказались от этой мысли, опасаясь огня береговых б-рей (хотя последния еще не существовали); но осенью 1855 г. главноком-щий гр. Ридигер в записке своей по поводу обороны подступов к Спб., представленной в Балтийск. ком-т, настаивал на немедленной артил. и минной обороне пролива, "т. к. на сев. берегу особенно удобным местом для высадки представляется Б-ский полуостров"; Парижский мир положил конец этим мероприятиям. В средние (X-xiv) века Б.-З. представлял собою довольно значит. торговый центр Карелии, куда стекались товары со всей Сайменской озерной системы по р. Вуоксе, которая до XVI в. впадала в Выборгскую губу; здесь имелась фактория Ганзейскаго союза; с возникновением (в 1294 г.) Выборга значение Б.-З. упало. (The Baltic pilot; Кренке, Оборона Балтийск. побережья в 1854-56 гг.; Веселаго, Очерк русской морск. истории; Ниве, Русско-шведск. война 1808-09 гг.; Крохин, История карел). |
БИПЛАН, аэроплан с двумя поддерживающими поверхностями (см. Аэроплан). |
БИРАГО, Карл, австр. инжен., предложивший для понтон. мостов особый козел и понтон. парк. В 1825 г. Б. издал известное свое сочинение "Система мостов и понтонов", где, на основании историческ. изследования и изучения понтон. парков всех европ. армий, пришел к выводу, что наилучшим понтоном является железн. полупонтон предложенной им конструкции. В этом же сочинении он предложил новый улучшенный тип козла, двуногаго, с козловой перекладиной, поддерживаемаго дырчатой рейкой. В 1839 г. по системе Б. был построен мост через р. По у Брешелло, и успех его наводки и устойчивость при переправе войск превзошли все ожидания. После этого опыта понтон. парк Б. был принят в австр. армии, а затем и во всех европ. армиях. Умер Б. в 1845 г. в чине генерала. |
БИРЕМА, воен. судно древних греков и впоследствие римлян. Первым типом воен. судна этих народов была унтирема - продолговатое, плоскодонное, одномачтовое судно с одним рядом весел. В носовой части унтирема была снабжена тараном, средняя часть ея, где помещались гребцы, была открыта, а на носу и корме находились возвышенныя площадки для воинов. Т. к. главн. орудием этих судов являлся таран, который можно было использовать только при значительном преобладании в ходе, то все внимание было обращено на увеличение последняго. С этой целью греки стали увеличивать число весел, помещая их в два (бирема) и три (трирема) ряда. Попутно стали превращать открытыя суда в палубныя для защиты гребцов. С появлением палубы получалось новое пространство на корабле, где можно было поместить большее число воинов для абордажа, чем прежде, когда им отводились места в носу и корме. Длина Б. колебалась от 60 до 150 фт., ширина от 25 до 40 фт., число весел от 30 до 40. Постояннаго руля не было, он заменялся кормовым веслом. Экппаж гребцов доходил до 80-100 чел., число воинов для абордажных схваток до 40. Кроме них имелось еще несколько человек матросов для управления парусом. Таран представлял собою вылитую из металла голову какого-либо животнаго или простое острие. Таранов обыкновенно было два - надводный и подводный или только один последний. Бой сводился к нанесению тараннаго удара или к абордажу в случае столкновения бортами. Будучи широкими и плоскодонными, Б. не обладали хорошей поворотливостью и не отличались морскими качествами, почему могли действовать только у берегов и в тихую погоду. При необходимости совершить дальнее плавание отряды этих судов шли вдоль берегов, останавливаясь на ночь и располагаясь лагерем, подобно сухопутным войскам. Командный состав Б. состоял из ком-ра (иерарх, дуорарх, трирарх), гортатора, заведывавшаго гребцами и руководившаго греблей, и кормчаго, управлявшаго судном и парусами. Гребцами по большей части были рабы или пленные, иногда наемные люди. Вооружение воинов состояло из мечей, луков, копий и дротиков. В помощь веслам и для пользования попутным ветром на Б. ставилась мачта с парусом. На мачте обыкновенно устраивалась одна площадка (марс) для наблюдения и обстрела с нея абордируемаго судна. Б. римлян обыкновенно имели носовыя и кормовыя украшения, красились в яркие цвета и носили значки тех когорт, к которым принадлежали воины и стрелки. (Полибий, История, т. II). |
БИРИБИ (Biribi), азартная игра, распространенная в Алжире среди сицилийских и мальтийских выходцев. Во Франции это название дано обществом дисципл. ротам (compagnies de discipline), расположенным в Алжире. Нижн. чины отсылаются в дисципл. роты не по приговору судов, а по непосредственному распоряжению воен. мин-ра, или по утвержденным нач-ком дивизии определениям дисципл. советов войсковых частей. Содержащиеся в ротах обучаются строев. сл., и, если представляется к тому возможность, употребляются на работы по проведению и разработке дорог, по постройке постов и фортов на ю. Алжира и т. п. Режим в дисципл. ротах чрезвычайно суровый: виновные в совершении дисципл. проступков могут быть подвергнуты дисципл. взысканиям в двойном размере против определяемых уст. о внутр. службе. В случае буйства на заключенных м. б. надеваемы особыя приспособления из холста - appareils de sûreté. Хотя всякаго рода насильственныя действия нач-ков по отношению к содержащимся в ротах строго воспрещены под угрозой уголов. ответственности, но, тем не менее, в виду отдаленности этих мест заключения, плохого кадра служащих и отсутствия надлежащаго за ними надзора, они практикуются в очень широких размерах, доводя заключенных до совершения серьезных уголов. преступлений и даже до самоубийства. В последние годы, как в печати, так и в запросах, делаемых в палате депутатов, неоднократно указывалось на это. Особенно мучительными являются "crapaudine", когда виновнаго, связаннаго сзади по рукам и по ногам, оставляют на несколько часов на песке под лучами палящаго солнца, и "silo", - вырытая в земле яма с узким отверстием наверху, в которой заключенные за отсутствием карцеров отбывают арест. Для большинства заключенных пребывание в дисципл. ротах, при господствующем там режиме, действительно является роковой игрой на жизнь и смерть, почему эти роты и приобрели во Франции печальную известность под именем "бириби". (Военно-тюремныя заведения в России и за границей, Спб., 1904 г.; Delaperrierre, L’armée française. Т. I, № X. L’armée. Ce qu’elle doit être. Ce qu’il faut modifier, Paris, 1903) |
БИРМА. См. Британская Индия. |
БИРМАНСКИЯ ВОЙНЫ. См. Индийския войны англичан. |
БИСКАЙСКИЙ (ГАСКОНСКИЙ) ЗАЛИВ, образуемый сев. берегом Пиренейскаго полуострова и зап. берегом Франции, выходит широким устьем в Атлантич. океан. В навигац. отношении Б. залив отличается неустойчивостью заходящих в него из океана течений, особ. крутой и переменной зыбью, частыми туманами и непогодами. В Б. залив впадают рр. Луара и Гаронна, на берегах его находятся: на франц. - укрепл. порта Брест, Лориан, Ла-Рошель, Байонна и торговые С.-Назер (аванпорт Накта) и Бордо; на испанском - укрепл. порт Ферроль и торговые Корунья и Сантандер. |
БИСКУПСКИЙ, Константин Ксаверьевич, ген.-лейт., род. 11 авг. 1834 г., воспитывался в Полтавском кад. корп. и в Дворян. полку и в 1852 г. б. произведен в прапорщики. По окончании курса в Никол. ак-мии Ген. шт. Б. б. переведен на службу в Ген. шт. и в 1870 г. б. назначен ком-ром 69 пех. Рязанскаго п., а в 1873 г. перемещен на должность ком-ра 4 грен. Несвижскаго п. С объявлением мобилизации в 1877 г., Б. б. назначен нач-ком шт. XI арм. корп. 12 апр. 1877 г., командуя отрядом, составленным из 2 бат-нов пехоты, 3-х полков казаков и 3 б-рей, он совершил в сутки форсированный переход в 75 вер. и к утру 13 апр. занял Варбошский мост на р. Серете и город Браилов. Затем Б. находился на Журжевских б-реях, при бомбардировке турками Ольтеницы и участвовал во втором сраж. под Плевною. Произведенный 27 сент. 1877 г. в ген.-м. с назначением ком-ром 2 бриг. 14 пех. дивизии, Б. в течение 3 мес. стоял на Шипке, участвуя в героической ея обороне 28 дек.; командуя центральной колонной, составленной из 55 пех. Подольскаго и 56 пех. Житомирскаго пп., одного бат-на 35 пех. Брянскаго п. и роты 7-го Сапернаго бат-на при 4 ор., Б. произвел фронтальную атаку позиции, занятой войсками Вессель-паши. "Много пало храбрых" - говорит об этой атаке в своем донесении Радецкий - "бригада потеряла 1.700 чел. и половину офицер. состава, но великую принесла пользу делу, удержав против себя 22 табора со всею артиллерией и поставив турок в безвыходное положение, закончившееся их пленением". За отличие в деле 28 дек. Б. был награжден орд. св. Георгия 4 ст., а за другия дела этой кампании - орд. св. Станислава и св. Анны 1 ст. с мечами. По окончании войны Б. б. назначен членом главн. ком-та по устройству и образов. войск и участвовал в особой комиссии по устройству обозов. В 1888 г. ген.-лейт. Б. б. назначен нач-ком 3 гренад. дивизии, на каковой должности и сконч. 30 июля 1892 г. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
БИСМАРК, фон, Лудольф (Рудольф) Август, потомок стариннаго бранденбургскаго рода, сын ген. прусск. службы и коменданта Кюстрина Христофора Фридриха Б., род. в 1683 г. Службу начал в рядах прусск. армии, где дослужился до чина полковника. В 1732 г. он переехал в Россию, по ходатайству Бирона б. принят на русскую службу с чином ген.-м. и вскоре затем произведен в ген.-лейт. Верно угадывая в нем преданнаго себе человека, Бирон выдал за него замуж сестру своей жены. В 1734 г. Б. был послан с диплом. поручением в Англию и, по возвращении оттуда, принял участие в действиях русск. войск в войнах: сначала - турецкой, а затем - в Польше; по отозвании же из Польши Миниха и принца Гессен-Гомбургскаго, остался главным нач-ком армии. Назначенный в 1737 г. губ-ром в Ригу, он сильно содействовал избранию Бирона герцогом Курляндии и за эту услугу получил чин ген.-аншефа и пост лифляндскаго ген.-губ-ра, но занимал последний недолго. В ночь на 9 ноября 1740 г. он б. арестован вместе с Бироном. Имущество его б. конфисковано, а самого его отвезли в Ивангород, отсюда он б. препровожден в 1741 г. в Тобольск, а затем поселен в Ярославле. Имп. Елизавета Петровна в 1744 г. даровала Б. амнистию. В 1747 г. Б. получил в командование Южную (Украинскую) армию. Ум. в 1750 г. |
БИСМАРК, фон, Фридрих Вильгельм, граф, известный воен. писатель по кавал. вопросам. Род. в 1783 г., начал воен. службу в рядах армии курфюрста Ганноверскаго, но вскоре перешел в Нассаускую службу, а затем в англ. армию, а потом вынужденный вследствие поединка оставить Англию, в 1807 г. вступил в виртембергскую армию, где получил в командование эск. Б. участвовал в походах 1812, 1813, 1814 и 1815 гг. в рядах виртембергской кавал. и в 1815 г. б. возведен в графское достоинство и назначен в состав комиссии по преобразованию виртембергских войск, где ему поручена б. кавал. часть. Б. ввел несколько новых построений и строев конницы и предложил новую, вскоре принятую, систему воспитания и обучения кавал. В 1835 г. Б. б. вызван Императором Николаем I в Россию для осмотра Российской кавал., собранной у г. Вознесенска. Умер в 1860 г. Как воен. писатель, Б. касался вопросов тактики, обучения и воспитания конницы. Лучшия его сочннения: "Vorlesungen über d. Taktik d. Reiterei" (3-е изд. 1826 г.) и прибавление к этому сочинению: "Elemente d. Bewegungs’ ehre eines Reiterregiments"; "Felddienst d. Reiterei" (1820 г.) - "Полевая служба кавалерии" - не потеряли значения и теперь. "Ideentaktik d. Reiterei" (1829 г.) переведено на русский язык в 1834 г. в Одессе под заглавием: "Мысли о кавалерии". |
БИССАО, укрепл. порт в Португальской Гвинее, на р. Геба, на шир. 11°52′ с. и долг. 15°14′ з. Хорошо защищенная гавань, доступная для всяких судов. Прямые рейсы в Гамбург. Вывоз - воск, рис, слоновая кость; ввоз - соль, ткани, порох. |
БИССОН (Bisson), лейт. франц. флота. В Наваринскую камп. 1827 г. находился на эскадре в.-адм. де-Риньи. Назначенный ком-ром приза - взятаго французами брига Панаиоти, Б. получил приказание отвести его в Смирну. Близ о-ва Стампалия бриг подвергся 4 (16) ноября нападению двух пиратских судов. Не будучи в силах сопротивляться за малочисленностью команды, В. взорвался и погиб со своим кораблем. В Лориане ему воздвигнут памятник. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |