Приглашаем посетить сайт

Куприн (kuprin-lit.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 15, "АМУ"-"АНГ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 15, "АМУ"-"АНГ")

Амурская минная рота

АМУРСКАЯ МИННАЯ РОТА сформирована 27 мая 1898 г. по штату крепостных минных рот малаго состава. Штат роты усилен в 1905 г. до состава: 1 шт.-оф., 5 об.-оф., 1 кл. чин. и 133 строев. и нестр. н. чинов. Рота квартирует в Николаевской на Амуре крепости и назначается для подводной минной обороны этой реки против речных флотилий и вторжения морских судов. А. м. р. принимала участие в рус.-яп. войне 1904-1905 гг., при чем устраивала и содержала подводныя минныя заграждения на р. Амуре.

Амурская область

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амурская пенсия

АМУРСКАЯ ПЕНСИЯ. Кроме общих и постоянных преимуществ относительно выслуги пенсии, которыя существуют для служащих в отдаленных местностях Империи (см. ст. 375-395, кн. VIII, С. В. П., 1869 г., изд. 1902 г.), установлены еще особыя пенсионныя льготы для чинов военнаго и морского ведомств, служащих в Амурской и Приморской областях, на о-ве Сахалине и на Квантунском полуострове (до рус.-яп. войны 1904-1905 г.). Эти особыя пенсионныя льготы заключаются в том, что лицам, прослужившим 10 лет в указан. местностях, назначается пенсия в размере 1/8, а прослужившим 15 лет - в размере ¼ части всего получаемаго в день выслуги пенсии содержания и довольствия мирнаго времени, производимаго под каким бы то ни было наименованием, за исключением прибавок к жалованью, назначаемых за выслугу пятилетий, а в морском ведомстве, кроме того, и за исключением морского довольствия. В счет лет службы для выслуги А. пенсии не принимается время со дня назначения в должность по день прибытия к месту служения и время свыше двухмесячнаго отпуска, а для чинов морского ведомства и время плавания с получением морского довольствия по заграничному положению. Пенсии, назначаемыя за службу в Приморской и Амурской областях и на острове Сахалине, высчитываются из полных окладов без 8% вычетов в пенсионный и инвалидный капитал. Для выслуги пенсии не требуется сплошной безвыездной службы, и потому в счет выслуги А. п. идет и время командировок вне края. Отпуски не свыше 2-х месяцев и время болезни также из времени выслуги этой пенсии не исключаются. (См. ст. 375-395, кн. VIII, С. В. П., 1869 г., изд. 1902 г.; приложение к ст. 996 той же книги; прик. по в. в. 1898 г., № 126.).

Амурская флотилия

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амурская экспедиция

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амурский казачий дивизион

АМУРСКИЙ КАЗАЧИЙ ДИВИЗИОН. 8-го декабря 1858 г. Высочайше повелено было Амурскому каз. войску, сверх коннаго полка, сформировать еще 1 пеший полубаталион силою в мирное время - в 1 сотню, а в военное - 3 сотни. В 1895 г., по представлению тогдашняго приамур. ген.-губерн. ген.-л. Духовского, пешая сотня была заменена конною, которая в мирное время содержится при Амур. каз. полку, а в воен. время развертывается в 3-х сотенный дивизион. Боевая служба А. к. д. началась в 1900 г. 12 июня дивиз. приступил к мобилизации; 5 июля одна его сотня, в составе отряда полк. Сервианова, выступила из Хабаровска в Благовещенск и 21 июля приняла участие в упорном 7-часовом бою под Калушанами, а 22 июля - во взятии Айгуна. В последующий период воен. действий А. к. д. находился в Сев. Манчжурии, где особыми подвигами выделилась 1-я сотня, заслужившая знаки на папахи с надписью: "За отличие против китайцев в 1900 г." В рус.-яп. войну 1904-5 гг. А. к. д. был снова призван на службу, но участия в воен. действиях не принимал, неся службу в тылу армии (в Харбине, Гирине, Цицикаре и Нингуте). Здесь части дивиз. имели лишь небольшия стычки с хунхузами, А. к. д. имеет старшинство с 8 дек. 1858 г.; знамени и регалий у него нет.

Амурский казачий полк

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амурский лиман

АМУРСКИЙ ЛИМАН есть та часть Татарскаго пролива, которая лежит против устья р. Амур и заключает наиболее узкую часть пролива между параллелями мыса Лазарева на юге и мыса Головачева на севере. Длина лимана около 140 кил., а наибольшая ширина его против устья р. Амура около 46 к. Название "лимана" было дано этой части пролива еще Крузенштерном, когда ему не удалось пройти с с. на ю. между Сахалином и материком. Первыя работы по изучению А. л. были сделаны Невельским в 50-х годах XIX ст. Лиман на юге соединяется с Японским морем и проливом Невельского, на с. - с Сахалинским заливом Охотскаго м. Ширина сев. пролива около 20 к., а южнаго - 7 к. Восточный берег лимана, образованный о-м Сахалином, замечательно однообразен; это край низменнаго берега, сохраняющаго такой характер на большом протяжении вглубь о-ва. Вдоль берега существует ряд озер, образовавшихся из бывших заливов. Речек впадает много, но оне все мелководны. Низмен. образование берега открывает его вполне холодным и сырым ветрам из Охотскаго м., дующим тут зимою и обусловливающим полярный характер природы этого побережья. Западное, материковое побережье совершенно иного характера, оно очень извилисто и гористо; нередко отдельныя вершины достигают порядочной высоты (напр., г. Маркрам до 1000 м.); горы сложены из кристаллических пород, большею частью оне обрывисты и только около устьев речек отлоги. Берег изобилует выдающимися мысами: Лазарева, Джаоре (при устье южнаго фарватера), Усси, Пронге у южнаго входа в Амур, Табах - у сев. входа в него, Петх, Пуир и Меньшикова на крайнем с. лимана, служащий хорошим приметным местом при входе в А. л. из Охотскаго моря. Вдоль всего з. побережья расположен ряд небольших островов, иногда высоких и скалистых. Растительность на этом берегу богатая, кроме самой северной части лимана. Перед самым устьем Амура осадками, отложенными его водами, образована обширная отмель, занимающая большую часть лимана; местами он совсем высыхает при отливе. Вокруг этой банки имеются 3 фарватера, позволяющие входить и выходить из р. Амура к ю., в. и с. и проходить лиманом, не заходя в Амур, вдоль берега Сахалина из Охотскаго моря в Японское и обратно. Южный фарватер, более всего посещаемый судами, ведет из Японскаго м. в Амур; он проходит под самым берегом материка от м. Джаоре до м. Пронге; ширина фарв. от 100 метр. до 4 кил., глубина от 12 фут., на баре до нескольких сажень. Северный фарватер Невельского ведет из р. Амур в Охотское м., проходит под берегом материка от мыса Табах к мысу Пуир, и здесь разделяется на два, из которых восточный глубже; пройдя мыс Пуир, оба фарв-ра снова соединяются и идут одним руслом к о-ву Лангр, около котораго есть бар с глуб. в малую воду - 9 фут., а в большую - 15-17 ф.; полная вода тут бывает раз в сутки. Существует и третий фарватер из р. Амура, идущий прямо на восток, но он не изучен и неизвестно, где он проходит через срединную отмель. Фарватер, идущий по лиману с с. на ю. вдоль Сахалина, называется Сахалинским. Он начинается от м. Лазарева на юге, идет в 10 кил. от берега прямо на с. и только перед выходом в Охотское м. поворачивает на с.-з.; глубины на этом фарватере не менее 9 мор. саж. Приливныя течения сильныя и в соединении с ветрами делают плавание по лиману трудным и опасным, хотя фарватеры и ограждаются плавучими и береговыми знаками. Навигация в лимане начинается в конце мая и заканчивается к ноябрю. Лед становится сразу и бывает до 5 фут. толщиною. Наносный лед из Охотскаго м. держится в северной части лимана до июля. В гидрологическом отношении А. л. в его западной части имеет характер речной дельты с пресною водою высокой температуры. Восточная, северная и южная части имеют воду солоноватую и более холодную. Северная часть находится в общении с Охотским морем, а южная - с Японским. Главная масса вод р. Амура, повидимому, идет в Охотское море. Никакого течения из Охотскаго моря в Японское по Сахалинскому фарватеру не существует.

Амурское казачье войско

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амурско-Уссурийская казачья флотилия

АМУРСКО-УССУРИЙСКАЯ КАЗАЧЬЯ ФЛОТИЛИЯ учреждена в 1897 г. для охраны нашей границы с Китаем по рр. Амуру и Уссури и оз. Ханка. На службу во флотилию командируется около 40 казаков из состава строевых частей. Врем. положение о флотилии утверждено в 1902 г.; согласно эт. полож. она предназначается: 1) для обезпечения безопаснаго плавания всякаго рода судов по Амуру (и его притокам) и Уссури от хунхузов; 2) для охраны от хунхузов же прибреж. жителей лев. бер. Амура и праваго - Уссури; 3) для наблюдения за манчжурским берегом тех же рек; 4) для поддержания сообщения между казач. поселениями по рр. Уссури и Сунгаче и на оз. Ханка; 5) в воен. время - в мобилизацион. целях (способствование скорейшему сбору казаков, запасных и т. д.). Флотилия состоит из 2-х пароходов ("Атаман" и "Казак Уссурийский") с баржами ("Булава" и "Лена") и парового кратера "Дозорный"; она составляет собственность Амурскаго и Уссурийскаго каз. в. Командиры пароходов избираются, глав. обр., из числа опытных в речном плавании каз. офицеров названных войск, а суд. команды комплектуются преимущественно казаками, способными к службе на воде и прослужившими в строю 6-12 мес.; при невозможности замещения казаками, на должности машинистов и их помощников допускаются также вольнонаемные служащие, но исключительно русские. Расход на содержание судов флотилии производится из войск. капиталов. Казаки вооружены шашками и винтовками и имеют обмундирование и снаряжение казач. образца, а также и матросскую одежду. Командиры имеют форму состоящих по войску, а вольнонаемные - торговаго флота. (Прик. по в. вед. 1902 г., № 230; "Воен. Сборн.", 1903 г. № 1). А. И. Никольский и Н. А. Чернощеков. Воинская повинность казачьих войск. Спб., 1907 г. Прик. по в. вед. 1902 г., № 430).

Амштетен

АМШТЕТЕН. См. Русско-французско-австрийская война 1805 года1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Амюзеты

АМЮЗЕТЫ (франц.), легкия 1 фунт. пушки XVIII стол., приблиз. 2,75 см. калибра. Изобретены в 1740 г. маршалом Морицем Саксонским и усовершенствованы гр. Лимпе. В середине XVIII стол. были введены почти во всех армиях (Франции, Германии, Англии, Дании, Швеции), продержались до конца столетия, а в отдельн. армиях и до начала XIX стол. Придавались пехоте и коннице (преимущ. драгунам), как легкая полковая или батал. артиллерия. А. предназначались, главн. обр., для горной войны. Заряжались с казенной части и имели 2-3 чел. прислуги; переносились людьми или перевозились одною лошадью, сообразно чему устроены были лафеты. В середине XIX стол. в Пруссии с А. вновь производились опыты, когда к ним была приспособлена игольчатая система, но оне не вошли в употребление, благодаря слишком малому их тактическому значению. На своей родине, во Франции, оне вторично появились в 1828 году под назв. "fusil de rempart".

Анабазис

АНАБАЗИС. Этим греческим словом (буквальное значение "движение вверх") названы сочинения двух военных древнегреческих писателей - Ксенофонта и Арриана. Первый описал поход 10 тыс. греков против царя персидскаго Артаксеркса и отступление их после битвы при Кунаксе, второй - походы Александра Македонскаго в Азию. 1) Сатрап Малой Азии Кир Младший задумал свергнуть с престола своего брата Артаксеркса Мнемона. Собрав с этой целью войска (100 т. азиат., 16 т. наемных греч. и 20 военн. колесниц), Кир, в сент. 401 г. до Р. Х., сошелся с армией Артаксеркса у гор. Кунаксы, недалеко от гор. Вавилона. Персов было, по показанию Ксенофонта - вероятно преувеличенному - 900 тыс., боевой порядок их был охватывающим, при чем лев. фланг упирался в Ефрат, а центр (сам Артаксеркс с телохранителями) приходился против лев. фланга Кира. Последний на своем прав. крыле, у Ефрата, поставил греч. фаланги Клеарха, тысячу катафрактов, псилов и пелтастов; на лев. - азиат. полчища Ариея; в центре стал сам с 600 тяжеловооруженных телохранителей. Битва началась успешной атакой греков на персидск. конницу, после чего Кир с своими телохранителями бросился на центр армии брата, но увлекся, и оба его фланга были охвачены. Греки сопротивлялись отчаянно, и лишь ночь прекратила бой. Положение их ухудшилось окончательно, когда военачальники их, приглашенные во вражеский стан для переговоров о перемирии, были умерщвлены. В командование оставшимися в живых 10 тыс. греков вступил Ксенофонт. Ему удалось оживить их мужество и успешно выполнить, с незначительными потерями, знаменитое отступление через всю Азию, на протяжении 4000 килом., по незнакомым землям и среди враждебных племен, терпя лишения от суроваго климата и недостатка продовольствия. С тылу греков преследовал 100 тыс. отряд персидск. конницы и легкой пех., а фланговым движением - остальныя силы Артаксеркса. Греки двигались в одном продолговатом каре, имея в середине обоз и нестроевых; впереди был авангард, на флангах - боевые отряды; ариергардом командовал сам Ксенофонт. Т. к. греков сильно безпокоили персидские легкие стрелки и конница, против которых не могли успешно действовать тяжеловооруженныя греческия части, то Ксенофонт сформировал импровизированную конницу и легкую пехоту, а затем и особый летучий отряд, с целью отбивать нападения неприятеля, откуда бы таковыя ни производились. Ксенофонтом широко практиковались всевозможныя военныя хитрости: форсированные марши, неожиданныя нападения, ложныя атаки; занятые неприятелем горные проходы преодолевались обходами, реки форсировались при помощи демонстраций; действия ариергарда отличались в высшей степени активным характером. Греки двигались вдоль лев. берега Тигра, в направлении на нынешнюю Эриванскую обл., обогнули оз. Гокчу и, следуя к с.-з., вышли к греческой колонии на берегу Чернаго моря - Трапезунду, откуда достигли уже Босфора. Сочинение Ксенофонта состоит из 7 книг; оно отличается художественной простотой, ясностью и живостью описаний; содержание затрагивает вопросы с исторической, политической, философской и технической сторон. 2) Сочинение Арриана - лучшее из сочинений этого писателя (около 95-180 гг. после Р. Х.); оно написано в подражание А. Ксенофонта, на основании достоверных источников, главн. обр., оставшихся от Аристовула и Птоломея, сопровождавших Александра В. в его походах. Состоит также из 7 книг.

Анабазис

Анадолу-Кавак

АНАДОЛУ-КАВАК, одна из турецких батарей для обороны Босфора с азиатскаго берега. (См. Босфор).

"Анадырь"

"АНАДЫРЬ", транспорт, вошедший в состав 2-й эскадры Тихаго океана под командой кап. 2 ранга Пономарева и принимавший участие в Цусимском бою 14 мая 1905 года. Транспорт переделан из французскаго парохода Francheconté, построеннаго в Англии и купленнаго совершенно новым уже во время войны с Японией. Длина его 478 фут, ширина 55 ф., водоизмещ. 16.000 тонн при 28 фут. углубления, скорость хода 13 узлов. Кроме угля, воды и провизии А. нес в бою 14 мая большое количество пироксилина, мин и запасов по минной части, расположенных в трюмах над ватерлинией. В середине боя, когда транспорты, обстреливаемые неприятельскими крейсерами, сбились в кучу и крейсер "Урал", получив подводную пробоину, был оставлен командой, большая часть ея, свыше 300 чел., была принята на А. От неприятельскаго огня А. не пострадал нисколько; по счастливой случайности в него не попал ни один снаряд. С наступлением темноты транспорт отстал от крейсеров, отделился от эскадры и, меняя курсы в зависимости от хода миннаго боя, вышел из сферы его. Считая невозможным прорыв во Владивосток и не желая подвергнуться интернированию в портах Тихаго океана, командир транспорта, капит. 2 ранга Пономарев, решил идти на ос. Мадагаскар. 25 мая А. вошел в Молукское море, 27 мая вступил в Индийский океан, пересек его и 14 июня стал на якорь в бухте Диего-Суарец, сделав 30-дневный переход двумя океанами без захода в промежуточные порта. На Мадагаскаре А. не подвергся разоружению, чему способствовали как удаление этого порта от театра военных действий, так и принадлежность его дружественной России державе - Франции. Следует отметить, что на отказ командира А. от мысли прорваться во Владивосток повлияли плохия качества угля, благодаря которым транспорт не мог дать более 10 узлов хода. Уголь этот, принятый с парохода "Батавия" на последней стоянке 2-й эскадры в Аннаме, несколько раз возгорался на этом пароходе и был подмочен при тушении пожара. На транспорте А. самовозгорание угля произошло по прибытии в Диего-Суарец и было потушено благодаря незначительности остававшагося запаса. Во время спасания команды вспомогат. крейсера "Урал", один из офицеров А., прапорщик Сорокин, по собственной инициативе бросился в приставшую к борту транспорта шлюпку с этого крейсера. Занятый спасением погибавших, С. не поспел вернуться на свой карабль, где его отсутствие также не было замечено в разгаре боя. Оставшись в море на гребном катере с несколькими матросами, С. поставил паруса и сделал самостоятельный переход к японскому берегу, где был взят в плен. Уход на юг транспорта А., обладавшаго незначительным ходом и только стеснявшаго движение эскадры, был признан правильным следственной комиссией, назначенной Выс. приказом по Мор. ведомству для всесторонняго выяснения обстоятельств Цусимскаго боя. Несомненною заслугой его командира является то, что он сумел избежать интернирования и разоружения транспорта в нейтральных портах Тихаго океана.

Анакрия

АНАКРИЯ, мыс на восточном берегу Чернаго моря близ г. Поти. Якорная стоянка не представляет удобств, т. к. открыта всем западным ветрам. В 1853 г. в предвидении войны с Турцией решено было предпринять высадку 13-й пехотной дивизии в Закавказский край для ограждения нашей границы с Азиатской Турцией. Эскадра вице-адмирала П. С. Нахимова в составе 12 кораблей, 2 фрегат., 2 корвет., 4 пароходо-фрегат., 2 пароходов, шхуны и 11 транспортов приняла в 2 дня десант в 16.393 воинских чинов и 897 лошадей с обозом, провиантом на 10 дней и другими войсковыми тяжестями; высадка десанта была выполнена на рейде Анакрии, а транспорты выгрузили тяжести в Сухум-кале. Десант этот показал, с каким уменьем и быстротою черноморский флот может выполнять подобныя операции. (Жандр. Матерьялы для истории обороны Севастополя).

Анализ взрывчатых веществ

АНАЛИЗ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ. См. Взрывчатыя вещества.

Анализ крепостей

АНАЛИЗ КРЕПОСТЕЙ, старин. фортифик. понятие 2-й половины XVIII ст. во Франции, определявшее теоретически продолжительность сопротивления или силу крепостей. Сущность такой оценки заключалась в том, что на данный фронт крепости велась атака на бумаге и по дням определялось время для производства всех осадных работ, принимая во внимание лишь условия грунта и исключительно пассивный образ действий обороны. Таким образом выходило, что каждая крепость могла сопротивляться лишь заранее и строго определенное число дней, независимо от энергии, храбрости и искусства обороняющагося. Способ этот был затем еще развит инж. ген. Фуркруа, который продолжительность обороны делил на стоимость фронта и получал момент фортификации, определявший силу фронта. Эта схоластическая теория оказала в свое время вредное влияние на оборону при частых тогда осадах крепостей, лишая ее должной энергии и превращая в систематическую, заранее обусловленную сдачу крепости. Продержалась она до начала XIX ст., когда, благодаря трудам известных франц. инженеров Монтеламбера, Шасслю, Бусмара и особенно Карно, она утратила всякое значение, и когда фортификация в области крепостной войны снова вышла на путь широкой эволюции (Ц. Кюи. Крат. ист. очерк долговрем. фортификации).

Анапа

Статья большая, находится на отдельной странице.

Анапский 252-й резервный батальон

АНАПСКИЙ (252-й резерв.) баталион ведет свое начало от Георгиевскаго внутрен. полуб-на, сформированнаго 17 янв. 1811 г. из двух упраздненных рот Дмитриевскаго и Таганрогскаго гарниз. б-нов и в том же году, 3 июля, переформированнаго в б-н. 22 июня 1825 г. Георгиевский баталион был назван Ставропольским внутр. гарниз. бат-м, 19 апр. 1829 г. - Кавказским линейн. № 3, 22 марта 1834 г. - Кавказ. лин. № 1, 23 мар. 1868 г. - 64-м Ставропольским губерн., 1 мар. 1874 г. - Екатеринодарским местн., 6 нояб. 1883 г. переименован в Кубанский местн. 15 окт. 1889 г. из Кубанск. местн. бат. и Елисаветпольской и Петровской местных команд сформирован 4-й Кавказский резервн. (кадров.) бат., переименованный 25 мар. 1891 г. в Анапский рез. бат., которому 26 мая 1899 г. присвоен № 252-й. Б. имеет простое, без надписи, знамя, пожалованное 9 дек. 1859 г. Кавк. лин. № 1 бат. По краткому расписанию сухопут. войск, исправленному к 1 ноября 1910 г., А. б-н более не значится. (Пр. по в. вед. 1885 г., № 163.; Алфав. рез. и местн. бат. (Общ. арх. гл. шт.); Гизетти. Хрон. Кавк. войск. Изд. 1896.; Продолж. к этой хронике, 1908).

Анапуть

АНАПУТЬ (также ганапуть) - снасть, служащая для уборки нижних прямых парусов, фока и грота, середину которых она подтягивает к рею. Коренной конец А. ввязывается в коуш лапки на лицевой стороне паруса, ходовой берется вокруг нижней шкаторины, идет спереди паруса вверх, в блок под марсом и спускается на палубу, где его тянут через кнехт.

Анастасов, Владимир Спиридонович

АНАСТАСОВ, Владимир Спиридонович, инж.-мех, (род. в 1877 г., ум. в 1904 г.). Образование получил в Мор. Техн. Уч., которое окончил в 1901 г. Будучи зачислен по выпуске в офицеры, в Сибирский флот. экипаж, три года плавал на эск. броненосце "Петропавловск" в должности млад. и мин. судового механика. В начале 1904 г. переведен суд. механиком на миноносец "Стерегущий", на котором и погиб в бою 26 февраля, последним из офицеров, оставаясь до смерти верным долгу и чести родного флага. 28 марта 1905 года для увековечения его памяти Высочайше иовелено строющийся миноносец назвать "Инженер-Механик Анастасов".

Анатолия

АНАТОЛИЯ. См. Турция1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Анвелопа

АНВЕЛОПА, наружная вспомогательная постройка в крепостях, применявшаяся в эпоху гладкой артиллерии для прикрытия эскарповых стен сухих рвов и главнаго вала от разрушения неприятельским артиллерийским огнем. А. располагалась непосредственно за контр-эскарпом и окружала непрерывной линией один или несколько фронтов крепостной ограды. Перед А. устраивался наружный ров такой же глубины, как и ров главн. вала, но меньшей ширины, и также с продольной его обороной. Выгоды А.: 1) затруднялось и замедлялось производство обвалов в эскарпе главнаго вала; 2) спустившись в ров А., осаждающий не мог обойти ее с тыла, как это бывает с равелинами; 3) по всему протяжению А. получалось удобное сообщение и укрытие от выстрелов с поля. Недостатки А.: 1) завладев А., осаждающий мог безпрепятственно распространиться вправо и влево, и окружить главный вал в близком от него разстоянии; 2) во всех входящих углах, образуемых переломами А., имелось мертвое пространство; 3) А. стесняли активныя действия гарнизона; 4) возведение А. требовало много труда, времени и материалов. А., как оборонительныя постройки, получили применение и развитие в XVII и особенно в XVIII веке. С усовершенствованием артиллерии и введением перекидного огня значение А. утратилось, и в современных крепостях эти постройки более не применяются.

Ангальт

АНГАЛЬТ, союзное герцогство Германской империи, окруженное почти со всех сторон прусскими владениями; возникло в 1863 г. от слияния А. Дессау-Кётенскаго и А. Бернбургскаго герцогств. Занимает 42,63 кв. мил., с населением в 329.413 чел. (1907 г.), преимущественно протестантов. Расположено в северо-германской низменности и состоит из двух частей: более значительной вост. (пересекаемой с в. на з. р. Эльбой) и зап. (Балленштедтский округ), разделенных между собой Ашерслебенским и Гетштедтским прусскими округами. Герцогский дом - один из древнейших в Европе; нынешний герцог - Фридрих (с 24 янв. 1904 г., род. 19 авг. 1856). Образ правления монарх.-конституц. По закону 19 февр. 1872 г., существенно изменившему акт государственнаго устройства 18 авг. 1859 г., ландтаг состоит из 36 членов, избираемых на 3 года. В административном отношении герцогство делится на 5 округов: Дессау, Кётен, Бернбург, Цербст и Балленштедт (Росслау). Центральное управление находится в Дессау, на р. Мульде (55.560 жит.). (Здесь 25 апр. 1626 г. Валленштейн атаковал и разбил датское войско под начальством Эрнста Мансфельда). Государственный бюджет (1908-09): 26.393.700 марок. Ж. д. сеть герцогства имеет протяжение в 273 версты. По конвенции с Пруссией 28 июня 1867 г. герцогство выставляет пехотный № 93 полк, по прусскимь нормальным штатам; полк входит в составь 7-й дивизии IV армейскаго корпуса.

Ангальт, Федор Евстафьевич, граф

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Ангальт" пароход

"АНГАЛЬТ" ПАРОХОД. См. Дело парохода "Ангальт".

Ангальт-Бернебург-Шаумбургский

АНГАЛЬТ-Бернебург-Шаумбургский, Виктор-Амедей, принц, один из многих "знатных иностранцев", которых блеск Екатерининскаго царствования, щедрость русской императрицы и ореол славы русской армии привлекли на русскую службу. Сын принца Виктора Амедея-Адольфа, он род. 2 мая 1744 г. и в 1772 г. был принят на русскую службу. Через три года он был уже генерал-маиором и кавалером орд. св. Георгия 4 кл.; в 1782 г. произведен в ген.-поручики. С началом 2-й турецкой войны (1787-1791 гг.) он отправился на театр воен. действий, в Екатеринославскую армию, предводимую Потемкиным. При штурме Очакова (6 декабря 1788 г.) он был назначен частным начальником 1-й и 2-й штурмовых колонн. 1-я колонна, под непосредственным начальством г.-м. Палена должна была по берегу Чернаго моря двинуться к крепкому Гассан-пашинскому замку и атаковать его с тыла. Успешному выполнению этой задачи много способствовали искусныя действия 2-й колонны, при которой находился пр. А. Колонна эта должна была проникнуть в ретраншамент и тем разсеять внимание неприятеля. Во время заметив, что турки в большом числе выступили из ретраншамента для нападения на колонну Палена, пр. А. энергично атаковал его с трех сторон, занял после краткаго, но жестокаго боя и, не теряя времени, направился к Стамбульским воротам крепости. Турки защищались отчаянно, не сдаваясь, отказываясь от пощады, но не могли остановить стремительнаго движения колонны пр. А., который вступил в крепость по трупам, наполнявшим крепостной ров во всю его 3-х саженную глубину. Наградою его за этот штурм был орд. св. Георгия 2 кл. В кампанию следующаго года пр. А., командуя авангардом Екатеринославской армии, столь же стремительным натиском занял м. Каушаны, вытеснив оттуда значительный турецкий отряд. Турки оставили на месте более 700 трупов, весь лагерь, обоз и 3 орудия. Занятием Каушан началась операция Потемкина против Бендер, в штурме которых пр. А. принял затем также доблестное участие. Наградою ему за Каушаны и Бендеры были ордена св. Александра Невскаго и св. Андрея Первозваннаго. Боевая репутация А. была так высока, что им предполагали заменить гр. Мусин-Пушкина, неудачно командовавшаго нашею армиею, действовавшею против шведов в Финляндии. Назначение это, однако, не состоялось по вине самого А., который слишком настоятельно стал домогаться чина генерал-аншефа. Императрицу это так разсердило, что она одно время не хотела даже разговаривать с А. В 1790 г. на место Мусин-Пушкина назначен был гр. Н. П. Салтыков, а А. был назначен в его армию в числе других генералов. Новый театр войны оказался для А. роковым. Посланный гл-щим во главе отдельнаго отряда вытеснить шведов из Пардакоски и Керникоски, А. атаковал их 18 апреля, но в самом начале боя был смертельно ранен. Ядро оторвало ему правую ногу, и через несколько часов он скончался. Умирая, А. передал свою шпагу Барклаю-де-Толли, военныя дарования котораго он первый оценил, и последний никогда с нею не разставался, оправдав впоследствии прозорливость своего боевого наставника. (А. Н. Петров. Вторая турец. война в царствов. имп. Екатерины II, Спб. 1880 г., 2 тома; П. И. Белавенец. Очаков, кр. истор. очерк. Севастополь, 1902 г.; К. Ордин. Покорение Финляндии, Спб. 1889 г., т. I; "Рус. Стар.", т. 54, стр. 303; сборник ист. общ., т. XXVI, стр. 421).

Ангальт-Дессау

АНГАЛЬТ-ДЕССАУ, принцы, прусские фельдмаршалы. См. Дессау.

Ангамос-Пунта

АНГАМОС-ПУНТА, мыс, на Чилийском берегу, близ котораго 8 окт. 1879 г. произошел бой между перув. монитором Huascar и чилийск. брон-ми Cochrane и Blanco-Encalado. (Мон. H. имел 1800 т. вод., броня его б. 2½-4½″ жел., арт. II-10″ в баш., II-40 фн., 1-12 фн., ход 11 узл.; Cochr. и Bl.-Enc. - казем. брон. по 3.500 т., бр. 8-9″, арт. VI-9″, 1-9 фн., I-7 фн., ход 9-10 узл.). После нападения монитора H. на чил. суда в бухте Антофагоста (см. это слово), чилийцы решили захватить H., наносивший им много вреда. По имевшимся сведениям H. находился у порта Арика. Для нападения на него был составлен след. план: чилийцы разделили свои силы на два отряда; в первом - бр. Blanco-Encalado, канон. лод. Covadonga и транс. Mathias-Cousino: во втором - бр. Cochrane, корвет O’Higgins и тран. Loa. Во втор. отряде были более быстроходныя суда. Первый отр. должен быть спускаться вдоль берега на юг, осматривая по пути все бухты, второй же долж. был выйти через 8 час. после ухода перваго и не пропускать на север ни одного неприят. судна. При встрече с H. первый отряд долж. был стараться отрезать его от берега и, отступая, навести на второй. Первый отряд вышел из бухты Mejillones 7 окт. в 9 ч. веч., а на след. день в 5 ч. утра оттуда же вышел второй отряд. Между 3 и 4 ч. утра первый отряд на параллели Антофагоста увидел дым неприят. судов, которыя также его заметили. Перув. суда (мон. H. и корв. Union) повернули и стали уходить на север, преследуемые первым отрядом в разстоянии около 4 миль. С разсветом, около 6 ч. утра, перувианцы наткнулись на второй отряд и были окружены. Корвет Union, пользуясь относ. большей скоростью хода, бросился в промежуток между чил. отрядами и ему удалось уйти, хотя за ним и гнались Loa и O’Higgins, H. дал полный ход и пошел на сев., преследуемый Cochr. В 9 ч. 20 м. с разст. 16½ каб., H. открыл огонь, но не мог ни разу попасть. Cochr., подойдя к H. на 23/4 каб., открыл по нему огонь. В начале боя на H. был перебит штуртрос; на заведение румпель-талей ушло несколько минут, в теч. которых Cochr. удалось еще приблизиться к H. В 9 ч. 55 м. был убит командир H. контр-адм. Грау, и первый лейтен.; через неск. мин. был убит принявший командование старший офицер. Разстояние между противниками было уже около 1 каб. В 10 ч. 5 м., наконец, и бр-сцу Bl. Encal. удалось приблизиться к H. на разстояние около 1½ каб.; H., увидя подходящаго близко второго противника, хотел его таранить, но тот увернулся и дал по H. борт. залп. Положение H. сделалось критическим: оба противника, находясь по обеим сторонам пер. монитора, наносили ему большия повреждения. В это время H. командовал уже четвертый лейтенант, Педро Гарезон; на H. были перебиты румпель-тали и оба противника старались его таранить, но попытки не удавались. H. был весь изрешетен снарядами, раненые переносились в угольныя ямы, за неимением других защищ. мест; от попавших в дымов. трубу снарядов наполнилась дымом кочегарка и сел пар. В 10 ч. 25 м. на H. был сбит корм. флаг, и чилийцы думали, что монитор сдался, но через несколько секунд флаг был снова поднят, и бой продолжался. Bl. Enc. сделал еще попытку таранить, но промахнулся на несколько сажен и почти в упор дал по H. залп из 3 орудий. Команда на H. требовала сдачи, но лейт. Педро-Гарезон, став с револьвером у корм. флага, грозил смертью каждому, кто к нему притронется; когда же он, видя безполезность дальнейшей борьбы, пошел вниз открыть кингстоны, чтобы затопить H., флаг спустили в его отсутствии. Но к этому времени подошла еще Covadonga. Чил. тотчас послали на H. своих людей, которые закрыли кингстоны и тем спасли монитор от потопления, когда у него было в трюме уже 4 ф. воды. Всего во время боя было выпущено крупн. снарядов: H. - 40, Cochr. - 45 и Bl. Enc. - 31. Из 40 снар. H. попало всего 3, в него же попало 95 снар.; на H. из 200 чел. команды было убито 40, ранено 30 и 130 здор. сдались в плен. Целый ряд неудавшихся попыток таранить H., когда тот мог лишь плохо управляться вследствие повреждений рулев. привода, показали, как трудно нанести таран. удар не совсем неподвижному судну. Чил. исправили H. и 3 (15) нояб. он уже снова плавал, но под чил. флагом.

Ангар

АНГАР (Hangar) - навес, сарай; одно из названий сарая - убежища для управляемых аэростатов. То же, что воздухоплавательный эллинг (см. это слово).

"Ангара"

"АНГАРА", транспорт, превращенный в госпитальное судно и служивший плавучим лазаретом в Порт-Артуре, во время осады. Состоял в ведении Краснаго Креста, под командой кап. 2 р. Сухомлина, затонул 17 окт. 1905 г. в восточном бассейне вследствие попадания в него неприятельских 11-дм. снарядов.

Ангария

АНГАРИЯ. См. Амбарго.

Предыдущая страница Следующая страница