Приглашаем посетить сайт

Пастернак (pasternak.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "А" (часть 14, "АМЕ"-"АМУ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "А" (часть 14, "АМЕ"-"АМУ")

Американская междоусобная война

АМЕРИКАНСКАЯ МЕЖДОУСОБНАЯ ВОЙНА. См. Северо-Американская междоусобная война1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Американская посадка

АМЕРИКАНСКАЯ ПОСАДКА. В конце прошлаго столетия в Европе появились на скачках американские жокеи с своей оригинальной и своеобразной посадкой, быстро нашедшей себе подражателей на иподромах. Так как центр тяжести лошади ближе к голове, то при ам. посадке ездок стремится возможно полнее передать тяжесть своего тела на перед, для чего пригоняет очень короткое стремя, становится на него и почти ложится на шею; руки держат поводья совсем близко к кольцу удила. Посадка эта дает некоторый плюс в резвости, но она весьма непрочна и требует, помимо искусства управления и посыла лошади, еще чисто акробатических способностей. Для военной езды посадка эта совершенно непригодна.

Американская экспедиция Русского флота в 1863-1864 гг.

Статья большая, находится на отдельной странице.

Американские козлы

АМЕРИКАНСКИЕ КОЗЛЫ, употребляются как постоян. промежуточные устои времен. деревян. мостов; представляют собою вертикальн. раму из лежня, стоек и насадки. Для жесткости стойки скрепляются схватками, наклонными и горизонтальными, смотря по высоте стоек. А. к. бывают нескольких разных видов (см. Мостовые устои1).

[1] Статья, на которую указывает данная ссылка, в оригинале отсутствует.

Амиант

АМИАНТ. См. Азбест.

Амидоген

АМИДОГЕН - динамит след. состава:

от

70

до

75%

нитроглицерина,

"

 4

"

 7%

аммиачной селитры,

"

 3

"

10%

парафина и

"

18

"

13%

порошкообразнаго каменнаго или древеснаго угля. В виду гигроскопичности А. необходимо хранить в водо-непроницаемых гильзах. (I. Daniel, Dictionnaire des Matières Explosives, 1902 г.).

Амиен

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амиенский мир

АМИЕНСКИЙ МИР заключен 25 марта 1802 г. между Францией, Испанией и Батавской республикой с одной стороны и Англией - с другой. Он приостановил войну с Англией, веденную консулом Бонапартом; Англия должна была вернуть все свои завоевания, кроме островов Цейлона и Тринидад. Мыс Доброй Надежды был объявлен порто-франко. Оттоманская Порта получила снова Египет, откуда французския войска должны были удалиться. Ионические острова образовали республику Семи островов под общим покровительством Порты и России. Кроме того, Англия обязывалась вернуть Мальту и Гоццу рыцарям Иоаннитскаго ордена и отказывалась от всякаго вмешательства во внутренния дела Батавии, Германии, Гельвеции и италианских республик. В общем, она устранялась от европейской континентальной политики. Король Георг III отказывался от пользования французской королевской эмблемой, в виде лилии, и от титула французскаго короля, присвоеннаго Англ. королями после Столетней войны. Фактически этот мир не имел особаго значения, потому что стал нарушаться уже через несколько месяцев (Lavisse et Rambaud. Histoire géu., t. IX).

Амилахори, Иван Гивич, князь

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амилькар

АМИЛЬКАР (Гамилькар), прозванный Барка (т.-е. Молния), замечательный карфагенский полководец и отец другого еще более великаго полководца - Аннибала. Назначенный командовать карфагенскими войсками в Сицилии во время 1-й пунической войны, А. переправился с ними в Италию и, разбив все выставленныя против него войска римлян, считал кампанию уже законченною. Но другой карфагенский полководец, Ганнон, потерпел поражение в морской битве при Эгатских островах, и А. высказался за мир, находя, что длительная война сильно истощила Карфаген. Однако, ведя переговоры с Римом, А. таил в своей душе твердое решение отомстить римлянам при первой возможности. Так как римляне соглашались на мир лишь при условии, что А, положит оружие и очистит Сицилию, то А. прервал переговоры, гордо ответив, что он предпочитает увидеть гибель своей родины и умереть с оружием в руках, но не может предстать перед своими согражданами после позорной сдачи. По окончании 1-й пунич. войны, А., облеченный верховною властью, быстро подавил возстание наемных войск республики. Затем он получил командование армиею в Испании и, отправляясь туда, заставил своего сына Аннибала дать торжественную клятву в непримиримой ненависти к Риму, которую тот и сдержал. Переправившись через Гибралтар и вторгшись в Испанию, А. быстро обратил ее в колонию Карфагена и, разрушая одни города, строил другие. А. погиб в бою с вектонами, народом Лузитании, в 228 г. до Р. Х.

Аминовы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Амираджибов, Михаил Кайхосрович, князь

АМИРАДЖИБОВ (или Амираджиби), кн. Михаил Кайхосрович, ген.-лейт., один из последних доблестных представителей старой кавказской армии, происходил из грузинских князей; род. в 1833 г.; службу начал в 1851 г. рядовым Тифлисскаго грен. полка (ныне 15-й грен.); через год был переведен в л.-грен. Эриванский полк. В 1853 г. у.-о. А. в составе полка выступил в первый поход и получил боевое крещение в сраж. при Баяндуре; за особыя отличия в сраж. при Башкадыкляре произведен в прапорщики и переведен в Ставропольский егерский (ныне 74 пех. Куринский), полк, с которым отличился в сраж. при Кюрюк-Дара. В конце 1854 г. прап. А., будучи переведен в Грузинский грен. (ныне 14-й) полк, участвовал во взятии Карса и за оказанныя отличия произведен в подпоручики. В 1857 г. он получил роту, с которою три года безпрерывно участвовал в походах на лезгинскую кордонную линию, в землю дидойдев и в штурме аула Ведено, в экспедициях в Чечню и Дагестан и при штурме Гуниба, заслужив за боевыя отличия чин поручика и орд. св. Владимира 4-й ст. с меч. В 1863 г. пор. А. б. произведен в шт.-капит. и назначен состоять для особ. поручений при глав-щем, но вскоре был командирован в Псхуовский отряд, с которым и выступил в поход. Новыми подвигами шт.-кап. А. засдужил чин капитана и перевод в л.-гв. Семеновский полк, но с оставлением при кавказской армии в прежней должности при глав-щем. В 1871 г. кап. А. был произведен в полковники и назначен к-ром 156 пех. Елисаветпольскаго полка, с которым и участвовал в войне 1877 г. Овладев штурмом укрепленными Геллявердынскими высотами, А. оказал серьезное влияние на падение Ардагана, за что был награжден орд. св. Георгия 4 степ. Участие полка в сражении под горою Кизил-Тапою, и особенно в 3-дневиом бою на Аладжинских высотахь окончательно закрепило боевую славу елисаветпольцев, которым были пожалованы георгиевския знамена. В последующих сражениях полк. А. особенно отличали, назначая его с полком туда, где ожидался самый трудный и упорный бой. Так, 23 окт. 1877 г. А. была поручена особая колонна (8 бат.) для атаки в центре неприятельской позиции при Деве-Бойну сильно укрепленной высоты Узун-Ахмет, составлявшей ключ позиции. Удачно совершив движение по ущелью, А. стремительно бросился на штурм, атаковал турок с тыла и занял Узун-Ахмет. "Атака на Узун-Ахмет, - доносил ген. Гейман, - была поистине блестящая, и князь Амираджиби вед ее с чрезвычайной энергией". Как главный виновник победы, А. получил редкую для своего чина награду, - орден св. Георгия 3-й степ. Участвуя с полком в ночном движении к Эрзеруму, А. взял укрепление Ассизиэ, но при этом был контужен. Помимо отмеченных выше боевых наград, полк. А. был за отличие произведен в ген.-маиоры, награжден орд. св. Станислава 1-й ст., а в 1879 г. зачислен в списки полка. В 1880 г. А. получил пех. бригаду, но через два года вышел в запас и вновь поступил на службу лишь в 1884 г. В 1893 г. состоялось назначение ген. А. нач-м 39 пех. дивизии, а в 1899 г., в чине ген.-лейт., к-ром 1 Кавказ. арм. корпуса, которым он и командовал до своей кончины в 1903 г. Ген. А., как начальник и как человек, пользовался на Кавказе почетною известностью. (Указатель по Кавказскому военно-историч. музею. Тифлис, 1907 г.; "Русск. Инв." 1903 г., №№ 260 и 267; А. Л. Гизетти. Хроника кавказских войск. Тифлис, 1896 г., ч. II; А. А. Старчевский. Памятник Востачной войны 1877-1878 гг.; П. Дирин. История л.-гв. Семеновскаго полка, т. II. Спб., 1883 г.).

Амираджибов, Михаил Кайхосрович, князь

Аммиачные пороха

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аммональ

АММОНАЛЬ, взрывч. вещество, употребляемое в Австро-Венгрии для снаряжения фугасных снарядов; состоит из смеси аммониевой селитры с 20% порошкообразнаго алюминия.

Амой

АМОЙ. Один из портовых городов Китая, открытых в 1843 г. для торговли всех наций, в южной части китайской провинции Фу-киен, на острове, расположенном против о-ва Формозы, в силу чего приобретает стратегическое значение. В XVI столетии Амой был притоном морских разбойников; при помощи голландскаго адмирала Борта разбойники были разсеяны китайцами и А. в 1664 г. был разрушен. В 1841 г. А. был взят англичанами и по договору 1841 г. открыт для их торговли. В 1900 г. А. некоторое время занимали японцы. Порт расположен в 9950 мор. миль (via Суэць) от Ливерпуля, ведет значительную торговлю с китайскими портами, гавань его одна из лучших на китайском берегу, доступная для судов самой большой, осадки при всякой высоте прилива, вполне закрыта и имеет хороший грунт. На западной стороне гавани находится о-в Кулангсу - главное местопребывание европейцев; в порту имеется сухой док. А. соединен кабелем с Гонконгом, Тонкином и Шанхаем. Число жителей около 114.000 чел.

Взятие Амоя англичанами 26 августв 1841 года. С английской гравюры в музее Морского корапуса.

Взятие Амоя англичанами 26 августв 1841 года. С английской гравюры в музее Морского корапуса.

Амосов, Иван Афонасьевич

АМОСОВ, Иван Афонасьевич, выдающийся корабельный инженер эпохи деревяннаго смешаннаго судостроения и начала парового броненоснаго флота. По окончании училища Корабельной архитектуры в 1817 г., А. был произведен в XII класс со званием тиммермана. В 1826 г. переименован в подпоручики корпуса корабельных инженеров и летом следующаго года отправлен в Англию для усовершенствования в кораблестроении, а через год по возвращении, в 1830 г., снова командирован за границу, в С.-Ам. С. Штаты, для изучения парового судостроения. За время с 1832 г. по 1860 г. им были построены: 74-пушечные корабли: "Фершампенуаз", "Константин" и "Выборг"; фрегаты: 56-пуш. "Аврора", 54 пуш. "Прозерпина", 24-пуш. "Верность", "Успех", "Надежда", 12-пуш. "Отважность" и 20-пуш. бриг "Парис"; пароходы-фрегаты: в 400 сил "Грозящий" и "Гремящий", в 300 сил "Отважный". В 1846 г. А. был командирован за границу для осмотра лучших винтовых судов и, по возвращении, на Охтенской верфи построил первый винтовой фрегат в 300 сил "Архимед". В Архиве исторической части морского генеральнаго штаба, в "Собрании чертежей судов Русского флота эпохи деревяннаго судостроения 1668-1860 г." имеются чертежи всех построенных им судов (папки № 5 и № 7). За отличную постройку судов и долговременную службу их без тимберовки А. был неоднократно награждаем орденами, денежными наградами и Высочайшими подарками. В 1860 году А. б. назначен инспектором кораблестроительных работ Кронштадтскаго порта, и в этой должности оставался до 1873 года, когда назначен членом Адм. Совета. Скончался в чине инженер-генерала, после 60 л. пребывания в офицерских чинах, в 1878 г. (Истор. Обз. развития и деят. Мор. Мин. за 100 лет его сущ. 1802-1902 гг.; Список рус. воен. судов с 1668 по 1860 г., с доп., сост. Исторической частью Мор. Ген. Штаба; Общий Морской список, т. VI).

Амперметр

АМПЕРМЕТР. См. Электроизмерительные приборы1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Ампутированные воинские чины

АМПУТИРОВАННЫЕ воинские чины, т.-е. те, у которых путем хирургической операции удалены какия-либо части тела, преимущественно - конечности, - в зависимости от свойства, степени важности и последствий для здоровья повреждения органа, имеют право на покровительство Александровскаго комитета о раненых в тех только случаях, когда раны, увечья травматическаго происхождения и ушибы, послужившие причиною ампутации, получены в делах против неприятеля, во время военных действий, хотя и не от неприятельскаго оружия, при подавлении мятежа и безпорядков, а также в мирное время на смотрах, маневрах, ученьях и вообще при исполнении служебных обязанностей, когда от влияния ран, увечий и ушибов потерпевшие выйдут в отставку. Помимо покровительства со стороны А-скаго комитета, А-ные офицеры, клас. чиновники воен. ведомства и ниж. чины имеют право на получение от казны искусственных конечностей и всякаго рода протез, аппаратов и других механизмов. Самое приспособление конечностей производится в находящемся в Петербурге Мариинском приюте для ампутированных и увечных воинов. Если ампутированный воинский чин, желающий воспользоваться искусственным приспособлением, проживает вне Петербурга, то подает о том заявление или прошение подлежащему уезд. воинск. нач., по месту жительства. По получении такого заявления или прошения, увечный осматривается комиссиею врачей для выяснения вопроса: допускают ли ампутированныя конечности возможность приспособления к ним искусственнаго аппарата. В случае утвердительнаго разрешения этого вопроса, проситель отправляется в Спб., в распоряжение состоящей при Мариинском приюте комиссии по снабжению увечных воинских чинов протезами. Расходы по отправлению, продовольствию и содержанию во время пути и нахождения в распоряжении упомянутой комиссии, а равно по возвращению потом на родину, относятся на счет казны. Во время нахождения в Спб. А-ные нижние чины, впредь до изготовления им механизмов и приспособления их к конечностям, помещаются в Мариинском приюте, где содержатся безплатно и пользуются, в случае болезни, правом безплатнаго пользования в Клин. воен. госпитале; в то же время они могут хлопотать об исходатайствовании следующих им по закону пенсий и пособий. Те А-ные воинские чины, которые не имеют права на покровительство Александр. комитета о раненых и на получение искусственных конечностей и других аппаратов на счет казны, могут получить таковые, при содействии Мариинскаго приюта, на счет субсидии, отпускаемой приюту обществом Краснаго Креста.

Ампфинг

АМПФИНГ. См. Мюльдорф и Гогенлинден.

Амру

АМРУ (Амру-бен-Эль-Асс), арабский полководец, служивший под начальством Омара и покоривший Египет и Сирию. Будучи назначен наместником в Египет, А. исправил канал, соединявший Красное море с Средиземным, и основал гор. Фостат (ныне Каир). Долгое время ему неправильно приписывалось уничтожение Александрийской библиотеки, сгоревшей еще в 47 г. до Р. Х. при преследовании Ю. Цезарем Помпея. А. ум. ок. 662 г.

Амслер

АМСЛЕР, швейцарский профессор в Шафгаузене, сделавший в 1868 г. улучшение в затворе швейцарской винтовки системы Мильбанка. Усовершенствование это, под назв. Мильбанк-Амслер, было в употреблении очень недолго. Затвор откидной, сходен в общем с затвором Альбини-Брандлина, состоит из двух частей, соединеиных шарниром так, что при замкнутом затворе получается заклиниванье этих частей в коробке, усиливающееся еще от действия пороховых газов при выстреле; наоборот, открыванье после выстрела производится совершенно свободно, действуя рукою на тыльный клин затвора сзади. Ударник находится в косом направлении к оси ствола; огонь сообщается действием ударника в дно патронной гильзы с ударным составом. Гильза металлич., цельно-тянутая.

Амслера планиметр

АМСЛЕРА ПЛАНИМЕТР. Представляет собою прибор, посредством котораго быстро и просто можно определить площадь, заключенную внутри заданнаго контура. Устройство его следующее: два металлических стержня соединяются шарниром в общей точке В; на конце одного стержня имеется острый штифт А, которым планиметр закрепляется к чертежу, конец же другого стержня снабжен иглою С, которую ставит на любую точку контура и ведут в одном направлении по нему до тех пор, пока игла не вернется в первоначальную точку. Стержень ВС имеет боковую ось, вращающуюся в упорах и параллельную оси стержня; на эту ось насажен ролик D с выступающим ребром, которым он может катиться по бумаге, и с цилиндрическою частью, на которой намечены деления. Кроме того, на той же оси имеется червячный винт, передающий вращение горизонтальному диску F. При обведении контура иглою, ролик D перекатывается и число целых его оборотов может быть прочтено на диске F, десятыя доли на ролике D, а сотыя отсчитываются по нониусу G, который приделан против делений ролика. Перед началом обведения замечают отсчет положения ролика, пусть он будет а0. По обведении и возвращении острия иглы в ту же точку, замечают новый отсчет положения ролика, пусть он будет al. Тогда искомая площадь внутри какого-либо контура

S=k(a1-a0).

Коэффициент пропорциональности k для даннаго А. п. определяется раз навсегда.

В военном судостроении А. п. употребляется для нахождения площадей горизонтальных и вертикальных сечений судна (ватерлиний и шпангоутов), индикаторных диаграмм и проч.

Амслера планиметр

Амстердам

Статья большая, находится на отдельной странице.

Аму-Дарьинская флотилия

АМУ-ДАРЬИНСКАЯ ФЛОТИЛИЯ. В 1885 г. Закаспийскую военную ж. д. было решено продолжить от Каахка до пересечения с Аму-Дарьей, у Чарджуя, а затем до Самарканда. Т. обр., первостепенная по значению и размерам река Средн. Азии, являющаяся в верхней ея половине границей нашей с Афганистаном, включалась в область влияния ж. д. Вследствие этого, тогда же решено было завести на А.-Д., не имевшей парового судоходства, казенную паровую флотилию для сообщения наших гарнизонов в Петро-Александровске и в верхнем течении реки (Керки и Термезе) с ж. д. линией, для подвоза в военное время войск к верховьям реки, а в мирное время - местных грузов к ж. д. и для ознаменования фактическаго обладания нами А.-Д. Такое военное, коммерческое и политическое значение эта флотилия сохранила и до настоящаго времени, будучи единственным на А.-Д. судоходным паровым предприятием. В 1886 г. были заказаны буксиро-пассажирские пароходы "Царь" и "Царица", каждый в 530 сил, 149 ф. длины и 23 ф. ширины, с 3 ф. осадкой, и баржи "Петербург" и, "Москва", каждая в 10.000 пуд. подъемной силы. В 1888 г. эти пароходы начали плавание от Петро-Александровска до Керки. Так как этими судами назначение флотилии полностью не осуществлялось, то ея пловучия средства были постепенно усилены четырьмя новыми буксиро-пассажирскими пароходами: "Цесаревич Алексей", "Великий Князь", "Великая Княжна Ольга" и "Император Николай II", двумя паровыми катерами, паровым барказом, 8 баржами и двумя железными каюками. Все эти суда спущены на воду в период 1895-1901 гг. Кроме того, были переданы 3 баржи из упраздненной Аральской флотилии. При постройке новых судов старались воспользоваться опытом плавания предыдущих, что выразилось, гл. обр., в уменьшении размеров и осадки (до 2 ф.) пароходов и в уменьшении грузоподъемности барж. Однако, все вообще судовыя средства флотилии являются опытными и плохо приспособлены к условиям плавания по А.-Д., с ея стремительным течением, ежедневно меняющимся узким и извилистым фарватером, частыми и мелкими перекатами, периодическими колебаниями уровня и водой, представляющей собой жидкую грязь, негодную для питания котлов из-за борта. Топливом пароходов флотилии служит нефть. Тип наилучшаго парохода для А.-Д. не установлен до настоящаго времени, несмотря на 25-летний опыт плавания А.-Д. флотилии. Буксирное пароходство на реке мало пригодно, вследствие быстроты течения. Флотилия имеет собственныя мастерския, достаточныя для производства капитальнаго ремонта судов, стапеля и собственныя нефтехранилища. Она поддерживает срочные рейсы: пассажирские (почтовые) и грузовые на участке Чарджуй-Петро-Александровск (410 верст) одним пароходом и на участке Чарджуй-Керки-Келиф-Термез (433 вер.) пятью пароходами. Продолжительность навигации на нижнем плесе 8½ месяцев (с 1 марта до половины ноября), на верхнем плесе 10 месяцев (кроме декабря и ноября). Продолжительность буксирнаго рейса по расписанию от Чарджуя до Термеза 10 дней и обратно 6 дней; от Чарджуя до Петро-Александровска 5 дней и обратно 7 дней. Отдельные пароходы флотилии ходили через Аральское море в Сыр-Дарью и вверх по реке до Сарая. Пристаней постоянных нет и вследствие постоянных и быстрых изменений очертания берегов оне не применимы. Для питания пароходов нефтью на пути устроены пловучия нефтехранилища. За 4-летие 1905-1908 гг. в среднем ежегодно делалось 77 рейсов, и перевозилось 17 тыс. пассажиров и 530 тыс. пуд. казеннаго и частнаго груза. Общая грузоподъемность флотилии: 125 пассажиров I класса, 3650 - III класса, 43 тыс. пудов полезнаго груза. По своему внутреннему устройству А.-Д. флотилия является воинской частью вспомогательнаго назначения, во главе которой находится начальник флотилии с правами командира полка. При образовании флотилии ея личный состав пополнялся моряками, но с 1894 года она комплектуется нижними чинами и офицерами сухопутных войск; офицеры (командиры пароходов и их помощники) выбираются, преимущественно, из числа окончивших мореходные классы. Деятельность флотилии опредиляется изданными в 1894 г. "Положением" и в 1896 г. "Уставом А. Ф." Управление флотилии и ея портовыя учреждения находятся в Чарджуе.

Аму-Дарья

АМУ-ДАРЬЯ, главная река Туркестана, впадающая в Аральское море. Вытекает из высочайшаго плоскогорья Памир. Истоки А.-Д. установлены лишь в 1895 г., во время Памирскаго разграничения. Верховьем реки считается Пяндж, образующийся у сел. Кала-Пяндж из слияния Вахан-Дарьи и Памира; от устья реки Вахша р. Пяндж принимает уже название А.-Д., которое и сохраняете до устья. Длину А.-Д. принимают в 2300 вер.; судоходной она считается от впадения Вахша до устья, на протяжении 1440 вер. При впадении в Аральское море А.-Д. образует обширную дельту, подверженную постоянным изменениям, из трех главных рукавов; средний, состоящий из протока Ишана, озера и реки Улькун-Дарьи, наиболее удовлетворяет условиям судоходнаго пути. А.-Д. имеет две характерныя черты: блуждание устья между Каспийским и Аральским морями (последняя перемена произошла около половины XVI в.; до этого времени река текла в Каспийское м.) и разрушение берегов. Первое явление породило мысль, направив искусственно А.-Д. по старому руслу в Каспий, образовать величайший водный путь от границы Афганистана, через Каспийское море, Волгу, Мариинскую систему в Балтийское море. Второе явление приводит к тому, что фарватер постоянно меняется, блуждая по широкому руслу реки. Мели образуются чрезвычайно быстро, иногда через 24 часа судно не может пройти там, где оно свободно проходило накануне. Глубина реки подвергается большим колебаниям, изменяясь от 5-6 саж. в половодье до 2-3 ф. в низкую воду на перекатах; скорость течения колеблется от 4½ до 10½ ф. в сек. (ок. 8 вер. в 1 ч.), ширина реки от 215 саж. до 3-4 вер. Половодье на А.-Д. бывает в июне, июле и начале авг. В половодье жизнь реки совершенно изменяется, она несется большим полноводным потоком с ускоренным течением. У Чарджуя и выше А.-Д. не покрывается сплошным льдом, замерзаете лишь у берегов и в протоках, где течение замедляется; ниже Чарджуя А.-Д. замерзает вся; ледостав в конце ноября и декабре, ледоход в марте, апреле. Пароходное сообщение производится от Термеза до устья, но установлена возможность движения и от устья Вахша. Мостов на реке нет, кроме жел. дор. у Чарджуя, броды существуют только в верховьи, но и там они редки: на остальном протяжении реки переправа через нее производится на паромах и туземных лодках. От Вахша до Босаги известно двенадцать таких переправ: у Караул-Тюбе, Тахта-Кувата, Кабадиана, Ходжа-Кукальдара, Айратама, Патта-Гисара, Кую-шур-оба, Гузара, Каракамара, Келифа, Ходжа-Салара и Ак-кума. Из левых притоков р. А.-Д. следует упомянуть рр.: Кокча, Кундуз, Хулум, Балх, Нари и Андхой; все эти реки, берущия начало из севернаго склона Гиндукуша и Кух-и-Баба, представляют собой небольшие горные ручьи, которые по выходе из гор на равнину разбиваются по оросительным каналам и некоторые даже исчезают здесь, не достигши А.-Д. Значение этих рек определяется меридиональным направлением их течения, совпадающим с направлением путей, ведущих от А.-Д. вглубь Афганистана. В Средней Азии реки большую часть года (исключая период половодья, бывающий обыкновенно во вторую половину лета) играют роль сухопутных путей и вдоль них, а иногда и по ним проходят все операционные пути внутрь страны. Из правых притоков более значительны: Гунт, Мургаб, Язгулем, Вахш, Кафирнаган и Сурхан; вытекая из гор, обильных снегами и ледниками, и протекая по местности мало населенной, они несут в А.-Д. значительно больше воды, чем левые притоки. Свойства реки ограничивают размер судов и требуют установки сильных машин, способных выгребать против мощнаго течения реки. Речной флот состоит из А.-Д. флотилии (См. Аму-Дарьинская флотилия). В военном отношении А.-Д. имеет значение как путь сообщения, связывающий Средне-Азиатскую ж. д. (от Чарджуя) с афганской границей у Патта-Гисара (Термеза), откуда идет путь через гор. Мазар-и-Шериф к Кабулу, столице Афганистана. Этот участок А.-Д. может образовать первое звено коммуникационной линии при военных действиях в Афганистане (Труды Арало-Каспийской эксп. И. Р. Геогр. Общ., изслед. Зубова (записки, т. XIV) и барона Каульбарса (т. IX и XVIi); Пропуск вод р. Аму-Дарьи по старому руслу в Каспийское море, генер. штаба г.-л. Глуховскаго, 1893 г.; Судоходные пути из А.-Д. в Аральское море, А. П. Романович, 1889 г.; Р. Аму-Дарья, генер. штаба подполк. Грулева, 1900 г.; Водные пути России и Германии в военном отношении, В. А. Златолинскаго, 1907 г.).

Амуниция

АММУНИЦИЯ. См. Снаряжение1.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Амуничник

АММУНИЧНИК - помещение для хранения войсковой упряжи (конской аммуниции). Помещения эти имеют вид сараев с окнами и воротами или широкими дверями. По существующим в в. вед. положениям, эти сараи могут быть каменными или деревянными с каменными столбами под железной, толевой или черепичной крышей, с деревянным потолком. Пол А. м. б. деревянным, плотно сколоченным, или каменным (из булыжника или плит), или бетонным, но непременно выше окружающей местности. Крыши и стены д. б. устроены так, чтобы в А. не проникали дождь, снег, песок. А. должен быть светлый, для чего в нем делаются окна со стеклянной рамой и железными решетками, а для удобства вноса и выноса упряжи делаются достаточно широкия двери. Вокруг А. с наружной стороны вырывается канава для стока дождевой воды. Каменных А. мало вследствие значительной их стоимости, они имеются только в некоторых вещевых интенд. и артиллер. складах; большинство же А. деревянные на каменных столбах; в некоторых войсковых частях они сделаны исключительно из дерева. Из какого бы материала ни был построен А., в последнем, как для удобства хранения упряжи, так и для правильнаго за ней ухода (чистки, смазывания), посредине и вдоль стен устраиваются вешалки и полки, с свободным между ними проходом. А., устроенные для хранения одной упряжи встречаются только в артил. и интенд. вещевых складах; в войсковых же частях, в мобилизационных целях, отдельных А. не положено, а упряжь хранится в тех же сараях, в которых хранятся и повозки обоза. В этом последнем случае под аммуничник отводят или необходимую часть обознаго сарая, или же упряжь просто хранит при соответствующих повозках, для чего по стенам устраивают вешалки и полки (стелажи).

Амуничные вещи

АММУНИЧНЫЯ ВЕЩИ. К предметам вещевого довольствия, кроме вещей годовых, мундирных и безсрочных, относятся и А. в., составляющия предметы снаряжения, как, например, поясные и ружейные ремни, портупеи, патронныя сумки, вещевые и сухарные мешки, ранцы и проч. А. в., в отличие, от других вещей, большею частью отпускаются в готовом виде, при чем сроки службы их весьма разнообразны. Относ. порядка отпуска и количества отпускаемых А. в., а также их сроков см. Довольствие войск.

Амуничные деньги

АММУНИЧНЫЯ ДЕНЬГИ. Вещевое довольствие состоит из отпуска войскам вещей и денег. Кроме мундирных, аммуничных и безсрочных вещей войскам отпускаются ежегодно на действительное число людей части и передаются в полную собственность каждому нижн. чину годовыя вещи и А. д. А. д. предназначаются на чистку аммуниции, чернение сапог и на приобретение некоторых мелочных предметов для содержания одежды в чистоте и опрятности, как, например, ниток, иголок, пуговиц и т. п. (Порядок отпуска и размер А. д., см. Довольствие войск). - Во флоте А. д. отпускаются всем нижним чинам для содержания в чистоте и исправности предметов обмундирования и аммуниции в размере 45 копеек в год на каждаго. (Ст. 354 по Продолжению 1907 г. Кн. XIII Св. Мор. Пост.)

Амур

Статья большая, находится на отдельной странице.

"Амур"

"АМУР", минный транспорт-заградитель, принимавший участие в обороне П.-Артура; построен в С.-Петербурге, на Балтийском заводе, в 1898 г. и имел водоизм. 2590 тонн, при длине 300 ф., ширине 44 фт. и углублении 15 фт. 10 дм. Механизмы А. развивали 4700 инд. сил и давали ему 17½ узл. скор. Арт. вооружение состояло из V - 75 мм. и VII - 47 мм. орудий, минное - из 425 мин заграждения, которыя он мог ставить на ходу при помощи особаго рельсоваго пути, по которому мины сбрасывались в воду через два люка в кормовом подзоре заградителя. Входя в состав порт-артурской эскадры, А. нанес огромный урон японскому флоту. Частое крейсерство японской эскадры перед Артуром, в определенном раионе, навело на мысль поставить в этом месте минное заграждение, что и было сделано командиром А., кап. 2 р. Ф. И. Ивановым. 1 мая, воспользовавшись туманом, А. вышел в море, дошел до намеченнаго заранее места, поставил минную банку и благополучно, не замеченный неприятелем, вернулся в гавань. На след. день на этих минах взорвались японские броненосцы "Хацусе" и "Ясима". Катастрофа произошла ок. полдня 2/15 мая, в разст. неск. миль от Ляотешана и б. наблюдаема с сигнальн. постов на берегу. Для лучшаго ея использования адм. Витгефт выслал в атаку миноносцы, но они были отражены непр. крейсерами. Под "Хацусе" взорвались 2 мины, и он затонул на месте катастрофы в 1-м ч. дня. Под "Ясима" взорвалась 1 мина в сред. части прав. борта; бр-сец не мог справиться с пробоиной и затонул в 6-м ч. веч. того же дня на пути к своей базе. На "Хацусе" погибло 36 оф. и 457 ниж. чин., команда "Ясима" б. спасена. Ком-р А. награжден орд. св. Георгия 4. ст. А. еще неск. раз выходил ставить минныя банки. Раз, в сопровождении "Новика" и миноносцев, он пошел в Сяо-Биндао, но встреча с большими неприятельскими силами принудила его возвратиться, не исполнив поручения. В другой раз А. пошел ставить мины по зап. сторону Ляотешана, но по пути наткнулся на камень, пропорол себе дно и должен был вернуться в Артур. Повреждение оказалось настолько серьезным, что к дальнейшей службе А. сделался негоден. При сдаче Порт-Артура А. был взорван своею командою и затоплен в восточном бассейне.

Амур-Киой

АМУР-КИОЙ (Омуркиой, Балджик-умур), сел. в Болгарии, в 10 вер. западнее р. Каралома, в верхн. течении. В 1877 г. нач. авангарда 13 арм. корпуса г.-м. Горшков, занимая прав. флангом Касабину, а левым - Ковачицу, 28 ноября предпринял усиленную разведку от Касабины к А. (4 вер. на в.) (см. схему к ст. Аязляр). К утру был собран отряд в составе 13 рот 125 пех. Курскаго п., 8 гусарск. Лубенскаго п. (4 эск.), 1-й батар. 32-й артил. бриг. (8 ор.) и взвода Донской № 9 батар., и даны назначения: трем ротам с 6 оруд. и 1-му дивизиону гусар оставаться на месте, резервом; 2 оруд. с 2 ротами занять Касабинскую гору, в готовности открыть огонь к А.; 3-му б. с 2 конн. оруд. и 2-м дивиз. гусар наступать к А.; для обезпечения прав. фланга трем ротам направиться через прилегающий справа лес к с. Караагач (3 вер. южнее А.). Одновременно, как оказалось, турки, демонстрируя от Паламарец к Ковачице и поведя частью сил наступление в направлении А.-Касабина, нацелили атаку касабинской позиции, но, главн. обр., со стороны Караагача. В 10 ч. утра разведчики главн. колонны обнаружили наступление двух эск. с пех. частями позади, а прав. боковыя колонны наткнулись в лесу на турецк. пехоту. Разведчики, поддержанные сомкнутым взводом, смяли и отбросили турецк. эск. на пехоту, а подошедший 3-й б. Курск. п. опрокинул пех. части и погнал их через А. на Караагач. В Караагачском лесу в это время кипел неравный бой 3 рот против превосходнаго противника. В 10½ ч. утра по выяснении обстановки, 3-му б. приказано отступить из А. долины к Касабине, 1-й батарее занять позицию позади этого сел., а двум ротам с прежней позиции и ближайшей роте 3-го б. расположиться скрытно в овраге у опушки леса. Турки упорно наседали на отступающий 3-й б., охватывая кавалериею лев. фланг; 2-й дивиз. лубенцев с донск. оруд. отбивал конныя атаки и угрожал флангу турецкой пехоты. Тем временем на прав. фланге турки дебушировали из лесу и ворвались в крайние ложементы касабинской позиции. Когда 3-й б. стянулся к позиции, были выдвинуты резервы и подан сигнал к общему наступлению; неприятель не выдержал дружнаго штыкового удара и, охваченный засадными ротами и гусарами с обоих флангов, обратился в безпорядочное бегство. Наши преследовали до Караагача. Со стороны турок введено было в это дело до 10 таборов, при 4 оруд., и 3 эск. Потери: Курскаго полка - убито 38 нижн. чин. и ранено 3 офиц. и 132 нижн. чина; у лубенских гусар убито 9 нижн. чин. и ранен 1 офиц. и 7 нижн. чин. Потери турок весьма значительны. Между тем, против ковачицкой позиции разъезд вознесенских улан в 10 ч. утра обнаружил наступление 2 таборов при 2 оруд. и 3 эск.; турецкая пехота разсыпала густыя цепи вне ружейнаго выстрела с позиции и, простояв в бездействии часа четыре, в 3 часа начала отступление. (Сборник материалов по русско-турецкой войне 1877-1878 гг. на Балканском полуострове. Вып. 56. Часть II. Стр. 429).

Амурская железная дорога

АМУРСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА, по первоначальным предположениям о постройке великаго Сибирскаго пути, должна была составлять одно из его звеньев. Соображения о сооружении Сибирской магистрали не выходили из пределов экономических и строго оборонительных государственных потребностей, а потому первоначальная трассировка этой линии нигде не переступала государственной границы, при чем собственно А. ж. д. предполагалось вести вдоль русел рек Шилки и Амура, и с этою целью в 1893-1896 гг. здесь были произведены изыскания. Последния не были закончены, так как ход событий и иное направление нашей политики на Д. Востоке вызвали изменение первоначальной трассировки Сибирской магистрали и постройку ж. д. в Манчжурии. Однако, наша неудачная война с Японией коренным образом изменила положение России на Дальнем Востоке и побудила нас озаботиться сооружением железнодорожнаго пути на собственной територии. Новыя изыскания, произведенныя в 1906-1907 г., были направлены к тому, чтобы отодвинуть дорогу от рр. Шилки и Амура, так как, независимо от технических и экономических соображений, того требовала создавшаяся после войны обстановка. По новому проекту А. ж. д. начинается от станции Куэнга Забайкальской линии и следует по долине реки Куэнга, переваливает в долины рр. Урюма и Амазара и далее между Амуром и Становым хребтом, потом по плоскогорию Нюкжа, между Амуром и рр. Урканом и Зеей; пересекает последнюю в д. Суражевка (1224-я верста), далее линия пролегает по Зейско-Буреинской равнине, пересекает р. Бурею близ дер. Каменка, переваливает хребет Лагар-Аул, выходит в долину Б. Биры и следует по долине этой последней реки к г. Хабаровску. Общее протяжение магистрали около 1895 верст; от станции Бочкарево (1275-я верста, на левом берегу р. Зеи) проектирована ветвь на г. Благовещенск, протяжением в 103 версты. А. ж. д. должна быть построена средствами казны; конструктивныя ея задания должны отвечать дорогам магистральнаго типа, с уклонами, не превышающими 0,008 и большими радиусами кривых (не менее 200 саж.); пропускная способность должна соответствовать таковой же Сибирской дороги; все искусственныя сооружения дороги устраиваются постояннаго типа. Для постройки линия разделена на следующие участки: а) головной - от станции Куэнга до 183 версты; б) западный - от 183 версты до станции Керак (778 верст); в) средний - от станции Керак до р. Буреи и ветвь на Благовещенск; г) восточный - от р. Буреи до Хабаровска. Мост через Амур у Хабаровска (1140 саж.) и подходную к реке дамбу предположено выделить в особое строительство. По первоначальным предположениям стоимость постройки выразится в сумме около 250 мил. рублей; срок окончания работ 1915-16 гг. (Стенографические отчеты заседаний Госуд. Думы за 1908, 1909, 1910 гг. Амурская железная дорога. В. Сб. 1908 г., № 5).

Амурская железная дорога.

Амурская железная дорога.

Предыдущая страница Следующая страница