Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Минное дело во флоте

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П

Минное дело во флоте

Минное дело во флоте - *МИННОЕ ДЕЛО ВО ФЛОТЕ. Исторический очерк. Идея потопления непр. к-блей посредством подводн. взрывов встречается уже в лит-ре XVI и нач. XVII веков (H. Porta, 1597 и Crescentio, 1607). Мину определяли, как пороховой заряд, помещаемый на нек-рой глубине, и применение ея ограничивали обороной своих берегов. Вскоре затем появляется мысль о придании мине характера наступат. оружия: в 1624 г. Ван-Дребель сделал попытку создать шестовую мину, к-рой д. б. вооружаться небольш. суда. Мина представляла собою порох. заряд, укрепленный на длин. шесте и взрываемый при ударе о борт судна. Однако, дальнейш. развития эта идея не получила и лишь через 150 л. (в 1775 г.) американцу Бушнелю удалось построить первую подводн. мину (см. Мины заграждения). Возставшия в 1778 г. амер. колонии Англии, благодаря отсутствию флота, лишены б. возм-сти бороться откр. силою на море со своим прот-ком, тесно блокировавшим побережье Атлантич. ок.; но вопрос о сношениях с внешн. миром был настолько важен, что амер-цы не остановились перед неудачей 1-го опыта и продолжали изыскание нов. средств для нанесения вреда непр. флоту. Кроме Америки, Бушнель нашел горячих послед-лей в тех гос-твах, к-рыя не имели значит. мор. сил. Однако, слабое состояние техники, трудности при произ-ве опытов и большая опасность, с ними сопряженная, долго тормозили дело, и лишь к сер. XIX ст. мины начинают играть заметную роль в мор. войнах. Большая заслуга в правильной постановке М. дела принадлежит России. По инициативе бар. Шиллинга и при содействии г.-ад. Шильдера в 30-х гг. минувшаго стол. вопрос о подводн. минах получил у нас широкое развитие; в разработке технич. заданий и в конструир-нии нов. образцов мин принял деят. участие рус. академик Якоби, к-рому принадлежит честь создания 1-ой рус. мины заграждения. Сильный толчок развитию М. дела дала у нас Вост. война 1854-55 гг., во время к-рой оборона Кронштадта б. основана, гл. обр., на минах заграждения (см. это). Но еще более сделала в этом отношении междоусоб. амер. война 1861-65 гг.: с огромн. энергией прибегали к нов. оружию обе стороны, и одна возм-сть сущ-ния М. заграждений нередко останавливала операции непр. флота. Новизна дела и стремление к усоверш-нию привели к больш. разнообразию М. оружия: здесь были и плавучия, и дрейфующия, и свайныя мины, и каждый из типов имел неск. оригин. образцов. В той же войне возродилась идея Ван-Дребеля, и паровыя шлюпки, вооруженныя шестовыми минами, отваживались вступать в бой с бр-сцами и даже выходили победителями, правда, ценою собств. гибели. Так, напр., в Плимуте б. утоплен взрывом шестов. мины бр-сец южан Albemarl, а у Чарльстона уничтожен буксирн. миной корвет северян Housatonic. Широкий опыт междоусобн. войны б. использован всеми гос-твами, и последующие образцы мин представляются уже знач-но более совершенными (см. Мины заграждения). В 1867 г. выдвигается новый тип М. оружия - мина самодвижущаяся. Англ-ну Роберту Уайтхэду удалось создать мину, способную самост-но передвигаться в воде по определ. напр-нию (см. Мины самодвижущияся и Уайтхэд1). Гениал. изобретению этому суждено б. вытеснить существовавшие до него типы наступ-наго М. оружия. В 1870 г., во время франко-прус. войны, оборонит. мины прус-в сделали недоступными для непр. флота герм. берега Балт. и Немец. морей. В этом же году итал-ц Убичини предложил первую гальвано-ударную автоматич. мину и применил для ея снаряжения пироксилин. Опыты с его минами указали значит. преимущ-ва их по сравнению с пороховыми, и с этого времени все последующ. образцы мин снаряжаются исключ-но бризант. вещ-вами. Особенный интерес к М. делу в 70-х гг. XIX ст. появляется среди рус. моряков. Под рук-ством энергич. адм. Попова производились систематич. опыты с нов. образцами мин и вводились усоверш-ния в это оружие. В 1874 г., по инициативе того же адм-ла, состоялось Высоч. повеление об орг-зации М. дела во флоте и вслед за тем учрежден М. офицер. класс (см. это) со школою минеров при нем. К нач. рус.-тур. войны 1877-78 гг., не имея на Черн. море соврем. брон. флота, Россия оказалась в состоянии вести на всем театре воен. действий активную М. войну, к-рая, если и не дала полн. победы, то, во всяком случае, крайне стеснила деят-сть тур. флота, а на Дунае и совсем почти ее прекратила. Русским удалось широко использовать все виды М. оружия. Наиб. действит-ми оказались мины заграждения, к-рыя б. применены на Дунае не только для обороны, но и как наступат. оружие; и хотя матер. резул-ты М. заграждений были невелики (погибла 1 тур. канонерка, Сунна), морал. воздействие их на турок было огромное: весь их речн. флот бездействовал, не осмеливаясь выходить из гаваней. Мины шестовыя и буксируемыя показали, что оне уже отживают свой век; действие их оказалось ненадежным; из многих прекрасно подготовленных и энергич. атак рус. мин-сок и паров. катеров только одна, лейт. Дубасова и Шестакова на монитор Сельфи, оказалась вполне удачной. Хорошо зарекомендовала себя мина самодвижущаяся. Несмотря на мал. опытность в обращении с нею и на чисто технич. несоверш-ва первых рус. мин-сок, из двух атак, в к-рых применялись эти мины, одна оказалась вполне успешной (утоплен тур. пароход Интибах). После войны 1877 г. интерес к М. делу сильно возрос во всех гос-твах. Борьба маленьк. мин-сок с громадн. бр-сцами показалась легко осуществимой. Заманчивая идея создания дешеваго и непобедим. флота быстро нашла послед-лей, и повсеместно началась постройка мин-сок и мин-цев. Во время междоусоб. войны в Чили (1891 г.) самодвижущаяся мина дала блестящ. доказат-во своего могущ-ва. Взрыв казематир. бр-сца инсург-в Бланко Энкаладо (см. это) произвел огромн. впечатление повсюду, и мины Уайтхэда получили всеобщее признание во флотах мор. держав. Во время японо-кит. войны 1894-95 гг. действия мин-сцев отличаются уже большою стройностью и носят характер массов. атак. Особенно удачны б. атаки япон. мин-цев при Вей-Хай-Вее (см. это), когда ими б. утоплены 4 кит. к-бля. Мины заграждения в разсматриваемый период прогрессировали незнач-но. Все внимание б. обращено на то, чтобы достигнуть безопаснаго с ними обращения и надежн. постановки на определ. разстоянии от пов-сти воды. Необходимо отметить больш. успех, достигнутый в этом напр-нии Россией, где лейт. Азоровым б. изобретен автоматич. М. якорь. С появлением прибора Обри1 (см. это) самодвижущияся М. получили правил. траекторию, что позволило знач-но увеличить район их действия. Одновр-но начинается постройка М. крейсеров и к.-мин-цев, судов уже знач-наго водоизмещения с сильн. арт-рией и больш. ходом. След. цифры дают представление о росте М. флота мор. держав: за 10 л. с 1894 по 1904 г. Россия построила 95 мин-цев, Англия - 160, Германия - 70, Франция - 175, С.-А. Соед. Штаты - 50, Япония - 80, Италия - 20. Еще в 80-х гг. прошл. стол. начали снабжать М. вооружением и большия воен. суда: на них ставили М. аппараты, включали в боев. запас мины заграждения и вооружали паровые катера. Для защиты судов от самодвиж. мин начали применять сетевыя заграждения и устанавливать электрич. прожекторы, к-рыми м. б. освещать атакующие мин-цы. В конце 90-х гг. создается новый тип М. судна - подводная лодка. Честь разработки идеи подвод. плавания и постройки первых подвод. лодок принадлежит фр-зам. Новый толчек развитию М. дела дала рус.-яп. война 1904-05 гг. На внезапной М. атаке б. основан япон. гл. кв-рой весь план кампании. Мор. война началась и окончилась при постоян. деят. участии М. оружия. В последнем мор. сражении этой войны, 14 мая 1905 г., от М. атак япон. мин-цев затонули 2 рус. бр-ца и 4 крейсера; миною же б. потоплен флагм. бр-ц Кн. Суворов. Наряду с самодвиж. минами обе воюющия стороны широко пользовались минами загр-ния. Сотни мин б. набросаны вокруг П.-Артура и Владивостока. Многия рус. и япон. суда пострадали от их взрывов. Бр-цы: Петропавлоск, Победа, Севастополь, Хацусе и Яшима; кр-ра - Баян, Боярин и Громобой; мин. заградитель Енисей; неск. канон. лодок и мин-цев, русских и японских, в разн. время б. повреждены или уничтожены минами загр-ния. Опыт этой войны доказал огром. значение М. оружия в боев. столк-ниях на море; мины загр-ния уже постоянно применяются в кач-ве наступат. оружия; постановка их с особаго типа судов - М. заград-лей или мин-цев - становится заурядн. явлением. Самодвиж. мины, обнаружив свои прекрас. кач-ва при атаках неподвижно стоящих судов, оказались, однако, мало действительными против движущихся целей; послед. обстоят-во объясняется сравнит-но небол. скоростями существовавших образцов мин и незначит. дальностями (400-500 сж.) прицел. М. выстрела. Постоян. необходимость вылавливания мин привела к шир. развитию траления1 (см. это) и выдвинула ряд вопросов, связанных с его выполнением и орг-зацией. Вместе с нов. треб-ниями к М. делу техника проявила усилен. деят-сть, и со времени войны ей удалось достигнуть весьма существ. рез-тов. Появились мины загр-ния, способныя в соверш-ве выполнять функции, как оборонит-го, так и наступат. оружия, удобныя и вполне безопасныя в обращении. Самодвиж. мины, с изобретением подогреват. аппарата, приобрели значит. (до 40 узл.) ск-сти и во много раз расширили район своего действия (дальность выстрела достигает 50 каб.), а увеличение диаметра мины позволило усилить их заряд. Новые подводные и надвод. М. аппараты, благодаря своей легкости и удобству, м. быть устанавливаемы на суда в гораздо бо́льшем числе, нежели раньше. Соверш-во оружия идет рука об руку с улучшением типов М. судов. Современныя (1912 г.) М. суда достигают уже водоизм. в 1.200 тн. и ск-стей до 36 узл. Подвод. мин-цы прогрессирують также быстро; при водоизм. в 500-600 тн. они обладают в надвод. состоянии ск-стями более 15 узл. - Материальная часть. Соврем. М. оружие м. подразделить на 2 гл. категории: наступ-ное и оборонит-ное. К первой относятся самодвиж. мины и те из мин загр-ния, к-рыя ставятся у неприят. берегов; ко второй - все станционныя и позицион. мины и все приспособления, служащия для предохр-ния судов от М. взрывов (тралы, сети, прожектора и пр.). В наст. время почти все боев. суда снабжаются выбрасывающими ап-тами для самодвиж. мин (см. Минные аппаратыЗаградитель минный1). Вспомогат. средствами М. вооружения на судах являются воздухо-нагнетат. насосы и прожектора. Насосы устанавливаются везде, где имеются М. ап-ты, т. к. больш-во последних и все почти самодвиж. мины действуют сжат. воздухом; лишь часть подвод. ап-тов стреляет порохом. Число насосов колеблется в зав-сти от М. вооружения судна и обычно не превышает 4. Прожектора, прежде всего, имеют боев. назначение освещать атакующие мин-цы и указывать цель стрельбы из орудий. Кроме того, они служат для сигнализации днем и ночью, оказывают помощь при ночн. плавании в узкостях и в тумане и т. п. (см. Прожектор1). Для произв-ва подрывн. работ на больш-ве воен. судов имеются запасы взрывч. веществ, спец-но изготовленные патроны определ. веса и необходимый инстр-т, для действия к-рыми организуются спец. подрывныя партии минеров (см. это). Чтобы защитить суда от самодвиж. мин, устанавливают сетевое загр-ние1 (см. это), а для уничтожения этого препятствия, мины снабжаются особ. ножами, к-рые при ударе разрезают звенья сети. - М. часть в портах состоит из собственнаго их вооружения и боев. запасов, предназначенных для снабжения флота. Склады материалов и ремонт. мастерския дополняют оборуд-ние порта по М. части. Портовая М. оборона, выделенная из действующаго флота, составляет особую орг-зацию, находящуюся в ведении портов. и крепостн. властей. В мор. отдел обороны входят: позиции мор. мин загр-ния и б-реи берег. М. ап-тов, партии траления, М. суда, охраняющия рейды и гавани, и боновыя заграждения. К крепостн. отделу у нас относятся М. заграждения (см. это) инж. вед-ва и крепостн. прожектора, широко применяемые для обезпечения порта от прорыва непр. судов, обороны подступов и удобн. мест для высадки десанта, расположенных вблизи порта. Б-реи самодвиж. мин имеют назначением оборонять узкие проходы, являясь как бы подводными (кинжальными) б-реями. Число и тип ап-тов зависят от местн. условий. Служба по охране порта возлагается на небольшия М. суда (миноносцы, М. катера и подвод. лодки), вооруженныя, кроме мин, еще мелкой скоростр. арт-рией и прожекторами. Для надобностей флота и прибрежной обороны в главн. портах сосредоточиваются боев. запасы, М. торпедныя мастерския, пристрелочныя станции1 (см. это), опытныя станции для мин загр-ния, лаб-рии взрывч. вещ-в и пр. Воен. запасы хранятся в особ. складах и погребах, а материалы - в портов. магазинах. М. лаб-рии предназначаются для снаряжения мин, изготовления подрыв. патронов и взрывателей к ним и для произв-ва опытов со взрывч. вещ-вами. - Личный состав. Орг-зация упр-ния М. частью во флоте представляется в след. виде. Высшее технич. и хозяйств. рук-ство и наблюдение за М. работами, производящимися на судах, в портах и на заводах, принадлежат у нас М. отделу гл. упр-ния кораблестроения. Это учр-ние является централ. органом мор. вед-ва, к к-рому от всех частей флота стекаются сведения о состоянии М. части и о желат. ея развитии. М. отделу принадлежит шир. инициатива во всех технич. и хозяйств. вопросах; в его распоряжении имеются необход. средства для производва опытов и изысканий, имеющих целью усовершенст-ние М. оружия (пр. по мор. вед-ву № 301 от 19 окт. 1911 г.). Во главе отдела стоит нач-к, имеющий 3 пом-ков по соотв-щим спец-стям: мин загр-ния и их траления, самодвиж. мин и радио-телеграфа. Нач-ку отдела принадлежит право сношения с центр. учр-ниями всех вед-в. На пом-ков возложены в пределах их спец-сти исполнит. функции и разработка технич. вопросов. При М. отделе имеются чертежная и канц-рия. Нач-к М. отдела подчиняется нач-ку гл. упр-ния кораблестроения, а последний - тов. мор. мин-ра. В рус. флоте существуют след. звания М. спец-стов: М. оф-р I и II разр., М. инж.-мех-к; кондукторы - М., М.-машинный, электрик, телеграфный и старш. М.-артил. содержатель; унт.-оф-ры - М., М.-машинный, электрик, телеграфист и М.-артил. содержатель; старшие и рядовые - минер, заграждатель, М. машинист, электрик, телеграфист. - Кадр М. оф-ров пополняется оф-рами флота и инж.-мех-ми (в незначит. числе), окончившими теоретич. и практич. курс М. офицер. класса в Кронштадте (см. это). На эс-драх, отрядах и д-зиях для общ. рук-ства боев. подготовкой данной части флота по М. делу, а также для наблюдения за технич. его постановкой назначаются флагманские М. оф-ры, входящие в состав штаба нач-ка части. Им в технич. отношении подчинены все М. оф-ры, состоящие в отряде или д-зии. На к-блях М. оф-р является заведующим всею М. частью. В круг его обяз-тей входит обучение и боев. подготовка личн. состава судна по М. спец-сти, наблюдение за исправностью М. оружия и электротехники, сохранностью и правильным расход-нием М. имущ-ва. На нек-рыя суда назначаются 2 М. оф-ра, один из них - старшим, а другой - младшим. Звание М. оф-ра имеет 2 разряда: разница между ними заключается в размере денеж. содержания и в праве занимать высш. долж-ти по своей спец-сти; 1-й разряд дается не иначе как по исполнении определ. плават. ценза в долж-ти младш. М. оф-ра на к-бле 1-го ранга или старшаго - на к-бле 2-го р. М. механик, пом-к М. оф-ра, для получения звания д. прослушать одногодич. курс в школе М. мех-ков в Кронштадте. Кондукторы М. спец-сти находятся под непосред. нач-вом М. оф-ра. Каждый из них назначается ответств. заведующим частью М. оборуд-ния к-бля. У.-офицер. состав н. чинов комплектуется из соотв-щих спец. школ с 2-год. курсом. У.-оф-ры бывают 1-ой и 2-ой статьи. Н. чины для получения звания по М. специальности д. окончить особыя школы с теоретическим и практическим курсом (см. Минная школа

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

В начало энциклопедии