Приглашаем посетить сайт

Почтовые индексы (post.niv.ru)

Военная энциклопедия (1911-1915)
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАГ"-"ЗАК")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАГ"-"ЗАК")

Заградитель минный

ЗАГРАДИТЕЛЬ МИННЫЙ, транспорт, приспособленный для минир-ния водн. бассейнов. З. д. обладать обшир. трюмами, в к-рых м. б. помещено наибол. количество мин, а также механ. средствами для постановки их. Для отражения атак мин-цев З. снабжаются небол. колич-вом мелкокалиб. пушек; бронир-ние З. почти не применяется, т. к. по идее своей З. д. оставаться незамеченным неприятелем, чтобы не открыть последнему места заграждений. З. д. возможно скорее пройти в намеченное место и, заминировав его, также быстро ретироваться; поэтому ск-сть З. д. б. возможно больше. Первые З., оборудованные по проектам лейт-тов Степанова и Угримова, появились в Черноморск. флоте (Буг и Дунай); в жилой палубе этих З. б. подвешены рельсы, по к-рым двигались особ. тележки, захватывавшия мины с якорями и выбрасывавшия их за борт через спец. кормовые порта; на Дунае выбрасывание это делалось автоматически, при помощи цепи Галля, связанной с движением глав. машины. Постановка мин была возможна лишь на небол. ходу в 5-6 узл. По идее и образцу черномор. З. в 1899 г. б. выстроены два З. для Балт. флота, Амур и Енисей, удачно служившие в 1904 г. в П.-Артуре и погибшие там. Вместо них в 1907-08 гг. построены 2 новых З. с теми же именами и третий, Волга. Особенно важн. значение в будущих войнах д. иметь подвод. З., могущие, благодаря невидимости, минировать море в непосред. близости от непр. эскадры. В наст. время, с усоверш-нием мин заграждения, явилась возм-сть брать их на верхн. палубу мин-цев, с корм. части к-рых оне и сбрасываются в воду. Для удобства сбрасывания мин на верхн. палубе устраивается рельсов. путь со свесом за кормой; по этому пути движется тележка, на к-рой лежит мина вместе со своим якорем.

Заграждение минное

ЗАГРАЖДЕНИЕ МИННОЕ. См. Минное заграждение.

Заграждения

Статья большая, находится на отдельной странице.

Загребные

ЗАГРЕБНЫЕ, гребцы на шлюпках, сидящие на первой от кормы паре весел; при гребле по ним равняются остал. гребцы (см. Гребля).

Загрести жар

ЗАГРЕСТИ ЖАР. Если является необходимость для судна на более или менее продолжит. время оставаться без движения (во время эволюций, практич. стрельбы и т. п.) или же знач-но уменьшить ск-сть при условии, что надлежащий ход судна м. потребоваться скоро вновь, то, для экономии в угле и сокращения времени поднятия паров в котлах, отдается приказание во всех или части котлов "загрести жар". Для этого уголь в топках сгребают к задн. стороне и покрывают слоем мокр. угля, принимая одновр-но все меры к уменьшению тяги (останавливают вентиляторы, закрывают поддувала котлов и регистры дым. труб, приоткрывают дымогар. дверцы). Можно сгребать жар и к перед. стороне топки, но это не рекомендуется, т. к. хотя понижение парообразования идет быстрее, но зато сильнее страдает котел от быстрой перемены темп-ры; для сохранения котлов вообще не следует особенно спепшть с уменьшением жара в топках: нек-рое избыточ. травление пара в холодильник всегда следует предпочесть резкому понижению парообразования. Для поддержания слаб. горения в топках при продолжит. загребен. жаре кажд. вахту разламывают верхний закоксовавшийся слой, обнажают раскален. уголь и, когда горение слегка возстановится, опять повторяют прежнюю операцию. Стопорные клапана при загребенном жаре держатся закрытыми, и давление в котлах понижается в зав-сти от условий. Этим временем обык-но пользуются для очистки колосников от нагара и трубок от сажи.

Задний ход

ЗАДНИЙ ХОД винтового судна м. б. достигнут двояко: вращением гребн. винта в обрат. сторону или поворотом лопастей винта. Послед. способ, вследствие сложности и ненадежности конструкции, применяется редко, и то лишь на небол. судах, снабженных не реверсивным двигателем (напр., нек-рыя подвод. и мотор. лодки), первый же принят почти всюду. Перемена напр-ния вращения гребн. вала достигается в паров. машинах помощью кулисн. приводов переменой парораспределения золотников, а в турбин. установках - отдел. турбинами задн. хода, т. к. попытки делать турбины реверсивными до наст. времени не удавались, а применение особых передаточ. мех-змов для З. хода (напр., муфты Фетингера) пока еще не вышло из стадии опытов. В установках с тепл. двиг-лями (напр., Дизеля) З. ход получается помощью электропередачи, а в установках малой силы чаще помощью муфт трения; в послед. время на судах начинают применять реверсивный двиг-ль Дизеля и двиг-ль Юнкерса (см. Тепловые двигатели1). Мощность двиг-ля при З. ходе на судах флота имеет существ. значение, в виду предъявляемых воен. судну требований и условий его плавания (эскадр. строй, эволюции). Обык-но эту мощность делают не менее 40-60% от полной силы двиг-ля для перед. хода. Необходимо также, чтобы приказание "З. ход" исполнялось в любой момент безошибочно и в кратч. срок; для больш. боев. судов ставят условием, чтобы после отдачи приказания "З. ход" судно останавливалось, пройдя не более 6-7 своих длин при полн. ходе (23-28 узл.), на что требуется не более 4 -5 мин. В эскадр. плавании ком-ру к-бля необходима полная уверенность в том, что в нужный момент он получит З. ход движителя и остановит судно в надлежащ. месте. Приказания о перемене хода передаются с мостика или из боев. рубки помощью механич. телеграфа, исправность к-раго проверяется перед каждой съемкой с якоря. Для обезпечения упр-ния на воен. судах ставятся также и электрич. телеграфы, и, кроме того, телефоны и переговор. трубы; те и другие ведутся всегда под защитой брони. В послед. время начинают получать применение спец. приборы для автоматич. записывания приказаний, передаваемых в машину по телеграфу. В предупреждение ошибок суда, как на мостике, так и в машин. отделениях, снабжаются указателями напр-ния вращения гребн. валов.

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Задраить

ЗАДРАИТЬ, запереть с помощью задраек (навинтован. болты с гайками или барашками) иллюминатор, люк, водонепрониц. дверь и т. п.

Заезд

ЗАЕЗД, в кав-рии и арт-рии то же, что в пехоте захождение. З. в кавалерии исполняется на всякую часть круга и всякими частями и их колоннами. З. делается с места и на ходу и лишь на подвиж. оси; если аллюр не назначен, З. с места производится шагом, а в движении - тем аллюром, каким шел строй. В артиллерии З. плечом производится на любой угол. (Строев. кав. уст. ч. II, 1912 г.; Строев. уст. легк. арт-рии; Оруд. учение, 1911 г.).

Заемные офицерские капиталы

Статья большая, находится на отдельной странице.

Зажигательная фашина

ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ ФАШИНА, сухая фашина или пучек сух. хвороста, облитые смолой или керосином и предназначаемые для зажигания крыш, мостов, сена и пр. В прежн. время З. фаш. обливались особым составом из растопленных смолы, воска и сала.

Зажигательные снаряды

ЗАЖИГАТЕЛЬНЫЕ СНАРЯДЫ, появились значительно раньше, чем порох и огнестр. оружие. Первыя указания на З. сн. имеются в истории эпохи "греч. огня", к-рый в сосудах, в трубках и т. п. зажигался и бросался в ручную иди особ. метат. машинами преимущ-но при мор. сражениях, но есть опред. указания на пользование им и на суше. При осаде городов З. сн., в виде мешков, наполненных "греч. огнем", горшков с горящей нефтью и т. п., бросались в здания, в дерев. башни, ограды, мосты и т. д. С распространением пороха для приготовления З. сн. стали наполнять им и особым З. составом, к-рый приготовлялся тоже из состав. частей порохов. смеси, разл. сосуды, напр., глиняные горшки для ручных З. сн. (фиг. 1)., холщевые круглые мешки, обвязанные веревками, а затем З. сн. начали приготовлять в виде двух железных или медных полушарий (фиг. 2), скрепленных вместе проволоч. переплетом и наполненных составом из смеси смолы, серы, извести и пороха; такими З. сн. стреляли из бомбард и мортир больш. калибра. Большим распростр-нием пользовались и прежние З. сн. в виде мешков, наполненных З. составом, лишь неск. видоизменившихся и называвшихся каркасами (фиг. 3). Крестообразно расположенныя дугообразныя жел. полосы прикреплялись снизу к жел. чашке; внутрь помещался холщ. мешок, наполовину наполненный порохом, служившим разрыв. зарядом, наполовину З. составом, и снаружи все это оплеталось смоляными веревками. С боков в мешок вставлялась одна или неск. дерев. трубок (фиг. 4) с З. составом и стопиновой заготовкой для зажжения состава при выстреле или перед выстрелом уже в канале мортиры. К составу прибавлялась пакля, пропитанная маслом, к-рая вместе с З. составом, после падения снаряда на землю и взрывания его, загоралась и разбрасывалась во все стороны. Иногда в трубки вкладывались пули. На З. сн. иногда прикреплялись крючки, для зацепления при попадании в фашин. одежду, дерев. постройки и т. п. С конца XVI в. нередко начали вкладывать внутрь З. сн. и разрыв. чугун. снаряды для поражения их осколками людей. К концу XVII в., сначала в саксон. арт-рии, появляются на ряду с каркасами и чугун. З. бомбы, - брандкугели (см. это слово). З. состав для последних: 16 ч. порох. мякоти, 16 ч. селитры, 8 ч. серы, 6 ч. воску, 2 ч. сала, 8 ч. смолы, 3 ч. антимония, 8 ч. скипидару и рубленыя тряпки. Все это варилось вместе, при чем сера имела целью замедление горения, сало увеличивало воспламеняемость, а скипидар служил для увеличения пламени. Разрыв. заряд в количестве 8 ч. арт. пороху помещался на дно перед набивкою брандкугеля З. составом. С переходом к нарез. арт-рии роль З. сн. перешла к обыкнов. гранате; только в Австрии до недав. времени (1892 г.) еще оставалась специально З. граната (фиг. 5), отличавшаяся от обык-ной тем, что пустота чугун. толстостен. снаряда наполнялась З. составом (как для брандкугелей), а в голове снаряда имелось неск. бок. очков с заготовками, к-рыя при выстреле и загорались, т. ч. не было надобности в спец. трубке. В остальных же артилериях до 1866 г. часть обыкнов. гранат снаряжалась для З. действия, для чего вместе с разрыв. зарядом помещались кусочки тестообраз. З. состава, обвязанные холстом и опудренные мякотью (Россия) или латун. трубочки с З. составом (Пруссия). Произведенными после войны 1866 г. спец. опытами стрельбы по дерев. постройкам б. установлено достаточно хорошее З. действие обыкнов. гранат, и поэтому тогда же везде, кроме Австрии, б. выведено из употребления снаряжение гранат на З. действие.

Фиг. 1. Глиняная зажигательная ручная граната.

Фиг. 1. Глиняная зажигательная ручная граната.

Фиг. 2. Зажигательный снаряд XVI-xvii ст.

Фиг. 2. Зажигательный снаряд XVI-xvii ст.

Фиг. 3. Зажигат. снаряд-каркас.

Фиг. 3. Зажигат. снаряд-каркас.

Фиг. 4. Зажигат. снаряды начала XVII в.

Фиг. 4. Зажигат. снаряды начала XVII в.

Фиг. 5. Австр. зажигат. граната.

Фиг. 5. Австр. зажигат. граната.

Зажитие

ЗАЖИТИЕ (Зажив), старин. термин, обознач. фуражировку. Зажитники - фуражиры.

Зазор

ЗАЗОР, разность между диаметром канала оружия и диаметром снаряда. Величина З. в разн. образцах гладкостен. огнестр. оружия, до введения шкалы Гартмана (см. Артиллерийская шкала) в середине XVI в., не б. подчинена никаким условиям и, завися лишь от искусства отдел. литейщиков, нередко достигала весьма значит. размеров; наименьшая же величина З. была ок. 3-4 лн. С общим упорядочением изготовления материал. части арт-рии в XVI в. для З. б. повсюду установлены нормы, обусловливаемыя лишь удобством вкладывания снарядов через дуло при заряжании, и размеры их не выходили из пределов 2-3 лн. в зав-сти от калибра, при чем З. в 3 лн. встречался лишь у оч. больш. клб. В конце XVIII в. во Франции Грибоваль, реорганизуя материал. часть арт-рии, уменьшил З. до 1 лн., с целью повышения балист. качеств своих орудий. С переходом же к нарез. арт-рии, заряжаемой с казны, надобность в умышленном З. между полями нарезов и центрующими частями снаряда отпала вовсе, и ныне З., обусловливаемый лишь иск-вом в точности отделки орудий и снарядов, при соврем. состоянии техники допускается всего в 1-2 точки; между же диаметром ведущих частей снаряда и диаметром канала по дну нарезов никакого З. не допускается. Для удобства заряжания с казны делается уширенная камора с конич. скатом при переходе к каналу, ведущим частям придается также конич. форма. Сущ-ние З. у центрующих частей снаряда вредно влияет на меткость стрельбы, вследствие возможн. колебаний снаряда при движении в канале и уклонения его оси от оси канала в момент вылета. З. же между ведущими частями вреден в смысле выгорания канала от прорывающихся при воспламенении заряда порох. газов, что особенно важное значение получило при соврем. бездым. порохах. Мерою против этого у нек-рых первых нарез. орудий, заряжаемых с дула, а также и у казнозарядных (Англия, Америка) служило принятие для снарядов, в качестве ведущ. частей, расширяющихся поддонов (см. Блэкли и Бриттен); ныне же прорыв газов до изв. степени ослабляется приданием целесообраз. формы скатам каморы и ведущим пояскам, а также точной их отделкой и взаим. пригонкой.

Заилийский край

Статья большая, находится на отдельной странице.

Заимщик

ЗАИМЩИК, старин. рус. термин, обозначавшей передового, посланнаго для занятия ночлега, заготовления лошадей и т. п.; то же, что ныне квартирьер.

Зайончек, Иосиф, князь

ЗАИОНЧЕК, кн., Иосиф, ген. польск. войск и наместник царства Польскаго, род. в 1752 г. на Украйне и в юных летах вступил в воен. службу, был ад-том корон. гетмана Браницкаго, а затем полк-ком кон. полка большой коронной булавы. На 4-лет. сейме он заседал в качестве подольск. деп-та и принадлежал к прогрес. партии. Во время войны 1792 г. З. в чине г.-м. командовал д-зией и сыграл немал. роль в победе под Зелинцами (см. это слово). Однако, после присоединения короля к Тарговицкой конф-ции, З. вместе со мног. другими вышел в отставку и уехал за границу. Затем он принимал деят. участие в возстании 1794 г.; командуя отдел. отрядом, он проиграл сраж. под Холмом (8 июня), после чего отступил в Варшаву и принял участие в обороне ея от пруссаков, по отступлении которых б. избран председ-лем трибунала для суждения подозреваемых в измене и назначен к-дантом Варшавы. После пленения Костюшки и назначения его заместителем Вавржецкаго, З. руководил обороной Праги, во время штурма к-рой Суворовым б. тяжело ранен. Незаслуженно обвиненный в умышл. сдаче Праги, он после кап-ции Варшавы уехал в Галицию, но здесь австр. прав-ство объявило его в-пленным и заключило в кр-сть Ольмюц. Освобожденный в 1795 г., он уехал во Францию и там издал книгу: "Histoire de la révolution de Pologne en 1794 par un témoin oculaire". Вступив в ряды франц. армии, З. участвовал в егип. походе Наполеона, командуя бр-дой, и особенно блестяще проявил себя при обороне Александрии (1801). Затем он принимал участие в кампаниях 1805 и 1806 гг. и после сраж. при Иене получил в команд-ние д-зию в к-се кн. И. Понятовскаго. Во время войны с Австрией в 1809 г. З. проиграл сражение под Едлинском. Во время похода Наполеона в Россию в 1812 г. З. командовал польск. пех. д-зией, участвовал во мног. сражениях и при переправе через Березину, тяж. раненый, б. взят в плен. Имп. Александр милостиво отнесся к З. и, уважая его патриотизм и доблесть, принял в рус. службу, назначив членом ком-та по организации польск. армии, а затем и наместником царства Польскаго (1815 г.). В 1818 г. З. б. возведен в княж. достоинство. Ум. в 1826 г. Записки З. изданы в Познани Жупанским в сборнике "Записки XVIII в.".

 

 

Зайчар

ЗАЙЧАР, гор. в Сербии, на лев. бер. р. Тимок, узел путей из долины р. Моравы на Виддин и Кладову. В апр. 1876 г., в предвидении войны, З. б. укреплен сербами. 1 июля (н. с), в день объявления войны, серб. Тимокский к-с полк. Лешанина (13 т.), сосредоточенный у З., получил приказание атаковать Виддин, занятый д-зией Османа-паши. 2 июля 6-тыс. отряд сербов двинулся из З. к Виддину через Вел. Извор и Караул; в серб. лагере у З. осталось 7 т. ч., к-рые д. б. выступить в ночь на 3 июля. Осман-паша, получив донесение о наступлении сербов, направился им навстречу, разбил их в окр-стях Караула и принудил отступить к З. 3 июля турки подошли к З. и после горяч. боя заставили сербов очистить укр-ния на прав. бер. Тимока и отойти на левый. 7-го сербы получили подкр-ния, и Лешанин выдвинул на нижний Тимок отряд полк. Остоича, с целью угрожать сообщениям Османа-паши с Виддином. Этот маневр принудил турок сосредоточиться в лагере у Вел. Извора. 12-го Лешанин атаковал тур. войска у Вел. Извора, но Осман-паша оттеснил сербов. 18-го Лешанин вторично произвел нападение на Вел. Извор, но снова потерпел неудачу. 29-го турки предприняли общее наступление. Осман-паша оттеснил серб. передов. отряды и 4 авг. подошел к р. Тимок. Лешанин перевел войска на лев. берег, и между сербами и турками завязалась на целый день перестрелка. В ночь на 5 авг. турки построили на высотах прав. берега б-реи и на разсвете 5-го начали бомбардировать З. Веч. в этот день Лешанин очистил город и отступил к Парачину, оставив лишь небол. число отсталых и часть обозов. Заняв З., турки предали его огню. (Рюстов, Война в Турции. Положение дел и события на Балк. полуо-ве в 1875 и 76 гг., Спб., 1876-77; Lecomte, Guerre d’Orient 1876-77. Esquisse Des événements militaires et politiques, Lausanne, 1877; Le Faure, Histoire De La Guerre d’Orient 1877, Paris, 1878; Mayers, Der serbisch-türkische Krieg im Jahre 1876, Wien, 1877).

 

 

Закаболить гак

ЗАКАБОЛИТЬ ГАК (см. Гак), пропустить каболку через проушину в носке гака и закрепить ее за его спинку, чтобы в случае перелома гака носок не мог упасть на палубу и ушибить человека.

Закавказские железные дороги

ЗАКАВКАЗСКИЯ ЖЕЛЕЗНЫЯ ДОРОГИ, обслуживают Закавказье. Общая длина их - 1.714 вер. (по дан. 1911 г.), из коих 842 вер. приходится на глав. линию Батум - Баку, 517 вер. на южную ветвь Тифлис - Джульфа, 270 вер. - на бок. линии и подъезд. пути и 85 вер. на узкокол. ветви: Шаропань - Сачхера и Михайлово - Бакуриани. Воен. значение имеют след. линии: 1) Баку - Тифлис - Александрополь, как глав. коммуникац. путь Закавказ. театра войны, с разветвлениями на Карс и Эривань; эти разветвления связывают два важн. фронта: Карский и Эриванский (на к-рые наиб. вероятно ожидать наступление глав. тур. сил) и тем самым дают возм-сть перебрасывать войска на более угрожаемый фронт. 2) Баку - Тифлис - Самтреди с ветвями на Поти и Батум, как глав. коммуникац. путь Рионскаго района, а в связи с мор. путями от Баку до Астрахани и от Батума до Новороссийска эта линия соединяет Закавказ. театр с внутр. областями России; Потийская и Батумская ветви облегчают оборону наиб. важнаго участка Черномор. побережья между Сухумом и Батумом. Существующая сеть З. ж. д. не вполне отвечает назначению, п. ч. связана с центром Империи лишь единственным круж. ж.-д. путем (Баку - Беслан - Ростов) и не доведена до гр-цы с Турцией.

 

 

Закамская линия

ЗАКАМСКАЯ ЛИНИЯ, укрепл. погранич. линия по вост. гр-це Европ. России, между рр. Волжской Самарой и Камой, возведенная в 1731-36 гг. для обезпечения сред. участка гр-цы от набегов калмыков, киргизов и башкир. Линия шла от пригорода Алексеевска на р. Кинеле (вблизи г. Самары) до Краснаго Яра, оттуда по р. Сок до Сергиевска, затем через Тарханский лес до р. Кичуй и далее к р. Каме. Местность представляла обшир. равнину, на прав. фланге открытую, а в остал. части покрытую лесом; З. линия пересекалась реками и больш. числом речек и ручьев, из к-рых более знач-ная - р. Сок, составлявшая на протяжении 75 вер. от своего впадения в Волгу как бы 2-ю оборонит. линию. Сообразно разнообразию местности был различен и характер укреплений. Глав. и наиб. укрепл. часть была на прав. фланге между Алексеевском и Сергиевском на протяжении 90 вер.; здесь шел непрерыв. вал редан. начертания с кр-стцой Красноярской, фельдшанцем Чернореченским (на р. Черной) и 6 редутами. Часть вала между р. Самарой и Сокою прикрывала г. Самару, образуя позади себя больш. плацдарм, к-рый со стороны р. Самары б. обезпечен сомкнут. окопом бастион. начертания, называемым Падовским ретраншементом. От Сергиевска (где б. редут Суровский) линия переходила на прав. бер. Соки и тянулась верст на 90 до р. Шешмы, пересекая р. Липовку, Кундурчу и Черемшан; в этой части линия прерывалась лесн. участками, где вместо вала была засека. Укр-ния состояли из кр-стцы Черемшанской, 2 фельдшанцев и 4 редутов. Остал. часть линии, от р. Шемшы до Камы, на протяжении 135 вер., шла сплош. лесом и состояла в небол. части из новой, а в остальной из старин. засеки, прерывавшейся неск. участками старин. же вала; из укр-ний здесь был один только редут на р. Кичуй. Характер укр-ний был такой: вал имел 8 фт. выс. и 4½ фт. толщ.; насыпь от рва отделялась шир. бермой, засаженной густ. кустарником, заменявшим палисад; впереди рва был 2-фт. высоты гласис. Кр-стцы представляли 4-уг-ки бастион. начертания, 100-125 сж. в стороне полигона, с одним рав-ном; имелся прикрыт. путь с плацдармами. Команд-ние вала 18 фт., рав-на 11, гл-са - 7. Фельдшанцы были такого же начертания, только меньш. размера (55-75 сж. в стороне полигона) и меньшаго команд-ния (вал 10½-12 фт., рав-н - 8 фт., гл-с - 5½ фт.); при каждом было по 2 рав-на и прикрыт. путь. Редуты были квадр. формы, 24-11 сж. в стороне и с 9-фт. высотой бруствера. Укр-ния помещались или на самой линии, или вблизи нея позади. Находившиеся у линии глав. населенные пункты: гор. Самара и пригороды Алексеевск, Сергиевск, Заинск и Мензелинск в свою очередь б. укреплены. Г. Самара имел небол. сомкн. земл. окоп, 4-уг. формы, с кругл. выступами или б-реями по углам, называемыми "замком"; с наруж. стороны он б. окружен рвом и рогатками за к.-эскарпом. От замка к Волге шла бревенчатая ограда с башнями, усиленная рогатками. Алексеевск, на прав., выс. берегу Самары, имел земл. сомкн. укр-ние с небол. баст-нами по углам; на вершине вала помещался забор. У Сергиевска был также "замок" из дерев. рублен. стен, в виде продолг. 4-уг-ка с 8 башнями, а окружавшия город. строения защищались земл. валом и "заплотами". Заинск на р. Зае имел 4-уг. дерев. рубл. ограду с башнями по углам. Мензелинск (на лев. бер. Мензеля) обладал "замком" в виде 4-уг. "острога" с башнями; а город. строения б. окружены палисад. оградой. Для обороны З. линии б. образован так наз. ландмилиц. к-с из трех кон. полков (Шешминскаго, Билярскаго и Сергиевскаго) и одного пехотнаго (Алексеевскаго). Кон. п. состоял из 10 р. в составе 1.058 ч., пехотный - из 8 р. в составе 1.279 ч. З. линия б. закончена постройкой в 1736 г., но просуществовала недолго, т. к. с основанием в 1743 г. Оренбурга и постройкой нов. погранич. Оренбург. линии (см. это слово) она утратила свое значение и б. оставлена. (Ф. Ласковский, Материалы для ист. инж. иск-ва в России, ч. III, Спб., 1865).

Закамская линия.

Закамская линия.

Закан-Юрт

ЗАКАН-ЮРТ, отдел. самостоят. укр-ние, ныне упраздненное, на лев. фланге Кавказ. линии, отстроенное и занятое г-зоном в 1841 г.

Закаспийская железная дорога

ЗАКАСПИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. См. Среднеазиатская железная дорога.1

[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был

Закаспийская область

Статья большая, находится на отдельной странице.

Закаталы

ЗАКАТАЛЫ (Закатальский округ), округ Кавказ. наместничества, на южн. склоне Кавказ. хр., к ю.-з. от Дагестан. обл. Образован из земель Джаро-Белокан (см. это слово). По присоединении Джаро-Белокан к России в 1806 г. жители уклонялись от выполнения принятых обязат-в и не прекращали разбойничьих набегов на Кахетию. Появление в Дагестане мюридизма отразилось и на джарцах, поднявших возстание. Чтобы покончить с этим безпокойным племенем, гл-щий гр. Паскевич в фвр. 1830 г. собрал у Царск. Колодцев отряд силою в 8 б-нов, 6 эск., 5 сот., 58 ор. и 1 б-на сап., под нач. г.-л. Эристова, и направил его к сел. Джарам. Селение это лежало в глуб. овраге, верховье к-раго замыкалось укрепл. пунктом З. Горцы немедленно изъявили покорность, и 28 фвр. войска наши заняли Джары и З., где тотчас же б. приступлено к сооружению кр-сти Новыя З. (см. З. Новыя), к-рая и стала глав. оплотом рус. владыч-ва во вновь образованной Джаро-Белоканской обл. Упр-ние ею б. вверено временному област. правлению, под председ-вом глав. нач-ка ген. кн. Бековича-Черкасскаго, в состав к-раго вошло 6 народ. депутатов. В окт. 1830 г., во время возстания в Дагестане Гамзат-бека, поднялись вновь и джарцы. Возстание б. подавлено быстр. движением наших войск и полн. разорением сс. Джары, З. и Гогами. В 1840 г. при общей реорг-зации администр. устр-ва Кавказа, Джаро-Белоканская обл. б. переименована в Белокан. у., Грузино-Имеретинской губ., но в 1844 г. область вновь выделена в самостоятельную. В 1860 г., согласно установленному кн. Барятинским "положению об упр-нии Дагестаном", Джаро-Белоканы образуют особый З. округ. В 1863 г. в З. округе вновь вспыхнуло возстание под предвод-ством состоявшаго на рус. воен. службе белокан. туземца шт.-кап. Хаджи-Муртуза. Глав. причиной мятежа было освобождение вновь обращенных в христианство ингилойцев (грузины, принявшие мусульманство под давлением лезгин Дагестана) от земел. зав-сти от джарцев. 4 июня Хаджи-Муртуз произвел штурм кр-сти Нов. З., но б. отбит. Узнав, затем, что небол. рус. отряд ген. Шаликова идет на выручку к З., Муртуз поспешил ему навстречу и истребил весь отряд, при чем б. убит и Шаликов. Однако, подход к З. рус. войск и отказ дагестанцев оказать поддержку мятежникам, вскоре отрезвили последних и они сдались на милость русских. Сам Муртуз успел бежать в горы, но вскоре добровольно явился с повинной и б. выслан в Европ. Россию. (Утверждение рус. владыч-ва на Кавказе, под ред. Потто, Тифлис, 1906; Эсадзе, Истор. записка об упр-нии Кавказом, Тифлис, 1907).

Закаталы Новые

ЗАКАТАЛЫ НОВЫЯ, кр-сть по Лезгинской линии, отстроенная в 1830 г. по приказанию гр. Паскевича-Эриванскаго после занятия Чарской обл. Начертание треуг-ное; ограда - камен. стены. Сев. фас - 1 баст-н и 2 полубаст-на проч. фасы - совокупность кремальеров и теналей. Арт-рия действовала с барбетов, частью через амбразуры, частью через банк. Орудий 62, креп. ружей 20. В 1832 г. б. зачислена в число штатн. кр-стей 3 кл., ав 1867 г. упразднена.

 

 

Закатальский, 164-й пехотный, полк

ЗАКАТАЛЬСКИЙ, 164-й пех., полк, сформирован 1 авг. 1874 г. из б-нов, выделенных по одному от полков 21-ой пех. д-зии; первые 3 б-на составились из 4-ых б-нов пех. пп.: 1-й - 81-го Апшеронскаго, 2-й - 82-го Дагестанскаго и 3-й - 83-го Самурскаго, а 4-й б-н - из 3-го б-на 84-го пех. Ширванскаго п. В 1877 г., с объявлением рус.-тур. войны, З. п., войдя в состав Кобулетскаго отряда г.-л. Оклобжио, перешел через р. Чолок и принял участие во всех делах и стычках этого отряда с турками, из к-рых наиб. крупными были: 29-го апр. - атака и взятие Хуцубанских высот, 11 июня - атака Цихидзир. позиции, 2 авг. - аванпост. дело у Муха-Эстате, 12 авг. - отражение атаки на эту позицию тур. войск и 16 нбр. - в деле полк. Казбека у Хуцубани. Наконец, 18 янв. 1878 г. З. п. принимал участие в неудачной для нас 2-ой ата-ке Цихидзир. позиции войсками г.-м. Комарова 3-го. Во время рус.-яп. войны З. п. б. отправлен в 1905 г. на Д. Восток, но в делах ему участвовать не пришлось: п. поступил сперва в резерв гл-щаго, а 3 фвр. б. командирован в распоряжение ген. Чичагова, на охрану ж.-д. линии. Полков. праздник - 23 апр. З. п. имеет знаки отличий: 1) Георг. знамя с надп.: "За отличие в войне с Францией в 1812, 1813 и 1814 гг. и при взятии штурмом Ахульго 22 авг. 1839 г., за поход в Анди в июне 1845 г., за штурм и взятие Гуниб-Дага 25 авг. 1859 г. и за отличие в тур. войну 1877 и 1878 гг.". Это знамя заменяет в наст. время Георг. знамена, пожалованныя б-нам З. п. 13 окт. 1878 г., Георг. знамена, пожалованныя бывш. Апшеронцам и Ширванцам, и, наконец, простыя знамена, пожалованныя бывш. Дагестанцам и Самурцам. Двум последним б-нам эти знамена перешли преемственно от 49-го егер. п. (впоследствии 3-й б-н Минск. п.) и 3-го б-на Житомир. п.; 2) серебр. трубы, с надп.: "Поспешность и храбрость, взятие города Берлина 28 шт. 1760 г." (пожалованы Апшерон. б-ну); 3) Георг. серебр. труба с надп.: "За отличие при поражении и изгнании непр-ля из пределов России 1812 г. и в сражениях: при Бриен-ле-Шато и при сел. Ла-Ротиере" (пожалована 25 апр. 1815 г. 49-му егер. п.); 4) серебр. труба с надп.: "За отличие при поражении и изгнании непр-ля из пределов России в 1812 г." (пожалована 50-му егер. п., - с 1833 г. 3-й б-н Житом. п., а с 1845 г. - 4-й б-н Самур. п.); 5) поход за воен. отличие в 1-м б-не полка, пожалованный Апшерон. п. 20 снт. 1799 г. за Итал. поход и 6) знаки: нагрудные - для оф-ров и на голов. уборы - для н. чинов, с надп.: в 1-м б-не - "За отличие в 1857 г." (пожалованы Апшерон. п. 25 дкб. 1858 г.); во 2-м б-не - "За отличие на Кавказе с 1846 по 1859 г." (пожалованы Дагест. п. 4 авг. 1860 г.); в 3-м б-не - "За отличие на Кавказе в 1857-59 гг." (пожалованы Самур. п. 4 авг. 1860 г.), и в 4-м б-не - "За отличие" (пожалованы 27 июня 1828 г. Херсон. грен. п., - с 1834 г. - 3-й б-н Ширван. п., - за отличие в войну с Персиею в 1826 и 1827 гг.). (Гизетти, Хроника Кавказ. войск).

Закинуть ноки

ЗАКИНУТЬ НОКИ, повернуть брасами реи так, чтобы они составляли меньший угол с диаметральной плоскостью.

Закладные пяльцы

ЗАКЛАДНЫЯ ПЯЛЬЦЫ, горизонтально укладываемая первая рама из брусьев при устройстве мин. колодца; называется так в отличие от простых пялец, п. ч. имеет выпускные концы, к-рыми она удерживается на месте. Толщ. брусьев 5 дм.; размер пялец в свету 4-4½ фт. (см. Минныя работы).

Заклепка орудий

ЗАКЛЕПКА ОРУДИЙ, одно из самых действит. средств, применявшихся при гладкостен. арт-рии для порчи арт. орудий прот-ка, доставшихся на короткое время, или своих орудий, оставляемых поневоле на поле сражения. З. op. состояла в том, что в запал орудия вбивался зазубренный четырехгр. жел. гвоздь - ерш, имевшийся в составе артил. принадлежности, к-рый выбить не было возм-сти без спец. приспособлений.

Предыдущая страница Следующая страница