Приглашаем посетить сайт
Статьи на букву "З" (часть 2, "ЗАГ"-"ЗАК")
ЗАГРАДИТЕЛЬ МИННЫЙ, транспорт, приспособленный для минир-ния водн. бассейнов. З. д. обладать обшир. трюмами, в к-рых м. б. помещено наибол. количество мин, а также механ. средствами для постановки их. Для отражения атак мин-цев З. снабжаются небол. колич-вом мелкокалиб. пушек; бронир-ние З. почти не применяется, т. к. по идее своей З. д. оставаться незамеченным неприятелем, чтобы не открыть последнему места заграждений. З. д. возможно скорее пройти в намеченное место и, заминировав его, также быстро ретироваться; поэтому ск-сть З. д. б. возможно больше. Первые З., оборудованные по проектам лейт-тов Степанова и Угримова, появились в Черноморск. флоте (Буг и Дунай); в жилой палубе этих З. б. подвешены рельсы, по к-рым двигались особ. тележки, захватывавшия мины с якорями и выбрасывавшия их за борт через спец. кормовые порта; на Дунае выбрасывание это делалось автоматически, при помощи цепи Галля, связанной с движением глав. машины. Постановка мин была возможна лишь на небол. ходу в 5-6 узл. По идее и образцу черномор. З. в 1899 г. б. выстроены два З. для Балт. флота, Амур и Енисей, удачно служившие в 1904 г. в П.-Артуре и погибшие там. Вместо них в 1907-08 гг. построены 2 новых З. с теми же именами и третий, Волга. Особенно важн. значение в будущих войнах д. иметь подвод. З., могущие, благодаря невидимости, минировать море в непосред. близости от непр. эскадры. В наст. время, с усоверш-нием мин заграждения, явилась возм-сть брать их на верхн. палубу мин-цев, с корм. части к-рых оне и сбрасываются в воду. Для удобства сбрасывания мин на верхн. палубе устраивается рельсов. путь со свесом за кормой; по этому пути движется тележка, на к-рой лежит мина вместе со своим якорем. |
ЗАГРАЖДЕНИЕ МИННОЕ. См. Минное заграждение. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЗАГРЕБНЫЕ, гребцы на шлюпках, сидящие на первой от кормы паре весел; при гребле по ним равняются остал. гребцы (см. Гребля). |
ЗАГРЕСТИ ЖАР. Если является необходимость для судна на более или менее продолжит. время оставаться без движения (во время эволюций, практич. стрельбы и т. п.) или же знач-но уменьшить ск-сть при условии, что надлежащий ход судна м. потребоваться скоро вновь, то, для экономии в угле и сокращения времени поднятия паров в котлах, отдается приказание во всех или части котлов "загрести жар". Для этого уголь в топках сгребают к задн. стороне и покрывают слоем мокр. угля, принимая одновр-но все меры к уменьшению тяги (останавливают вентиляторы, закрывают поддувала котлов и регистры дым. труб, приоткрывают дымогар. дверцы). Можно сгребать жар и к перед. стороне топки, но это не рекомендуется, т. к. хотя понижение парообразования идет быстрее, но зато сильнее страдает котел от быстрой перемены темп-ры; для сохранения котлов вообще не следует особенно спепшть с уменьшением жара в топках: нек-рое избыточ. травление пара в холодильник всегда следует предпочесть резкому понижению парообразования. Для поддержания слаб. горения в топках при продолжит. загребен. жаре кажд. вахту разламывают верхний закоксовавшийся слой, обнажают раскален. уголь и, когда горение слегка возстановится, опять повторяют прежнюю операцию. Стопорные клапана при загребенном жаре держатся закрытыми, и давление в котлах понижается в зав-сти от условий. Этим временем обык-но пользуются для очистки колосников от нагара и трубок от сажи. |
ЗАДНИЙ ХОД винтового судна м. б. достигнут двояко: вращением гребн. винта в обрат. сторону или поворотом лопастей винта. Послед. способ, вследствие сложности и ненадежности конструкции, применяется редко, и то лишь на небол. судах, снабженных не реверсивным двигателем (напр., нек-рыя подвод. и мотор. лодки), первый же принят почти всюду. Перемена напр-ния вращения гребн. вала достигается в паров. машинах помощью кулисн. приводов переменой парораспределения золотников, а в турбин. установках - отдел. турбинами задн. хода, т. к. попытки делать турбины реверсивными до наст. времени не удавались, а применение особых передаточ. мех-змов для З. хода (напр., муфты Фетингера) пока еще не вышло из стадии опытов. В установках с тепл. двиг-лями (напр., Дизеля) З. ход получается помощью электропередачи, а в установках малой силы чаще помощью муфт трения; в послед. время на судах начинают применять реверсивный двиг-ль Дизеля и двиг-ль Юнкерса (см. Тепловые двигатели1). Мощность двиг-ля при З. ходе на судах флота имеет существ. значение, в виду предъявляемых воен. судну требований и условий его плавания (эскадр. строй, эволюции). Обык-но эту мощность делают не менее 40-60% от полной силы двиг-ля для перед. хода. Необходимо также, чтобы приказание "З. ход" исполнялось в любой момент безошибочно и в кратч. срок; для больш. боев. судов ставят условием, чтобы после отдачи приказания "З. ход" судно останавливалось, пройдя не более 6-7 своих длин при полн. ходе (23-28 узл.), на что требуется не более 4 -5 мин. В эскадр. плавании ком-ру к-бля необходима полная уверенность в том, что в нужный момент он получит З. ход движителя и остановит судно в надлежащ. месте. Приказания о перемене хода передаются с мостика или из боев. рубки помощью механич. телеграфа, исправность к-раго проверяется перед каждой съемкой с якоря. Для обезпечения упр-ния на воен. судах ставятся также и электрич. телеграфы, и, кроме того, телефоны и переговор. трубы; те и другие ведутся всегда под защитой брони. В послед. время начинают получать применение спец. приборы для автоматич. записывания приказаний, передаваемых в машину по телеграфу. В предупреждение ошибок суда, как на мостике, так и в машин. отделениях, снабжаются указателями напр-ния вращения гребн. валов.
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
ЗАДРАИТЬ, запереть с помощью задраек (навинтован. болты с гайками или барашками) иллюминатор, люк, водонепрониц. дверь и т. п. |
ЗАЕЗД, в кав-рии и арт-рии то же, что в пехоте захождение. З. в кавалерии исполняется на всякую часть круга и всякими частями и их колоннами. З. делается с места и на ходу и лишь на подвиж. оси; если аллюр не назначен, З. с места производится шагом, а в движении - тем аллюром, каким шел строй. В артиллерии З. плечом производится на любой угол. (Строев. кав. уст. ч. II, 1912 г.; Строев. уст. легк. арт-рии; Оруд. учение, 1911 г.). |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЗАЖИГАТЕЛЬНАЯ ФАШИНА, сухая фашина или пучек сух. хвороста, облитые смолой или керосином и предназначаемые для зажигания крыш, мостов, сена и пр. В прежн. время З. фаш. обливались особым составом из растопленных смолы, воска и сала. |
ЗАЖИТИЕ (Зажив), старин. термин, обознач. фуражировку. Зажитники - фуражиры. |
ЗАЗОР, разность между диаметром канала оружия и диаметром снаряда. Величина З. в разн. образцах гладкостен. огнестр. оружия, до введения шкалы Гартмана (см. Артиллерийская шкала) в середине XVI в., не б. подчинена никаким условиям и, завися лишь от искусства отдел. литейщиков, нередко достигала весьма значит. размеров; наименьшая же величина З. была ок. 3-4 лн. С общим упорядочением изготовления материал. части арт-рии в XVI в. для З. б. повсюду установлены нормы, обусловливаемыя лишь удобством вкладывания снарядов через дуло при заряжании, и размеры их не выходили из пределов 2-3 лн. в зав-сти от калибра, при чем З. в 3 лн. встречался лишь у оч. больш. клб. В конце XVIII в. во Франции Грибоваль, реорганизуя материал. часть арт-рии, уменьшил З. до 1 лн., с целью повышения балист. качеств своих орудий. С переходом же к нарез. арт-рии, заряжаемой с казны, надобность в умышленном З. между полями нарезов и центрующими частями снаряда отпала вовсе, и ныне З., обусловливаемый лишь иск-вом в точности отделки орудий и снарядов, при соврем. состоянии техники допускается всего в 1-2 точки; между же диаметром ведущих частей снаряда и диаметром канала по дну нарезов никакого З. не допускается. Для удобства заряжания с казны делается уширенная камора с конич. скатом при переходе к каналу, ведущим частям придается также конич. форма. Сущ-ние З. у центрующих частей снаряда вредно влияет на меткость стрельбы, вследствие возможн. колебаний снаряда при движении в канале и уклонения его оси от оси канала в момент вылета. З. же между ведущими частями вреден в смысле выгорания канала от прорывающихся при воспламенении заряда порох. газов, что особенно важное значение получило при соврем. бездым. порохах. Мерою против этого у нек-рых первых нарез. орудий, заряжаемых с дула, а также и у казнозарядных (Англия, Америка) служило принятие для снарядов, в качестве ведущ. частей, расширяющихся поддонов (см. Блэкли и Бриттен); ныне же прорыв газов до изв. степени ослабляется приданием целесообраз. формы скатам каморы и ведущим пояскам, а также точной их отделкой и взаим. пригонкой. |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЗАИМЩИК, старин. рус. термин, обозначавшей передового, посланнаго для занятия ночлега, заготовления лошадей и т. п.; то же, что ныне квартирьер. |
ЗАКАБОЛИТЬ ГАК (см. Гак), пропустить каболку через проушину в носке гака и закрепить ее за его спинку, чтобы в случае перелома гака носок не мог упасть на палубу и ушибить человека. |
ЗАКАН-ЮРТ, отдел. самостоят. укр-ние, ныне упраздненное, на лев. фланге Кавказ. линии, отстроенное и занятое г-зоном в 1841 г. |
ЗАКАСПИЙСКАЯ ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА. См. Среднеазиатская железная дорога.1
[1] Материал словаря, содержащий информацию, на которую указывает эта ссылка, опубликован не был |
Статья большая, находится на отдельной странице. |
ЗАКАТАЛЫ (Закатальский округ), округ Кавказ. наместничества, на южн. склоне Кавказ. хр., к ю.-з. от Дагестан. обл. Образован из земель Джаро-Белокан (см. это слово). По присоединении Джаро-Белокан к России в 1806 г. жители уклонялись от выполнения принятых обязат-в и не прекращали разбойничьих набегов на Кахетию. Появление в Дагестане мюридизма отразилось и на джарцах, поднявших возстание. Чтобы покончить с этим безпокойным племенем, гл-щий гр. Паскевич в фвр. 1830 г. собрал у Царск. Колодцев отряд силою в 8 б-нов, 6 эск., 5 сот., 58 ор. и 1 б-на сап., под нач. г.-л. Эристова, и направил его к сел. Джарам. Селение это лежало в глуб. овраге, верховье к-раго замыкалось укрепл. пунктом З. Горцы немедленно изъявили покорность, и 28 фвр. войска наши заняли Джары и З., где тотчас же б. приступлено к сооружению кр-сти Новыя З. (см. З. Новыя), к-рая и стала глав. оплотом рус. владыч-ва во вновь образованной Джаро-Белоканской обл. Упр-ние ею б. вверено временному област. правлению, под председ-вом глав. нач-ка ген. кн. Бековича-Черкасскаго, в состав к-раго вошло 6 народ. депутатов. В окт. 1830 г., во время возстания в Дагестане Гамзат-бека, поднялись вновь и джарцы. Возстание б. подавлено быстр. движением наших войск и полн. разорением сс. Джары, З. и Гогами. В 1840 г. при общей реорг-зации администр. устр-ва Кавказа, Джаро-Белоканская обл. б. переименована в Белокан. у., Грузино-Имеретинской губ., но в 1844 г. область вновь выделена в самостоятельную. В 1860 г., согласно установленному кн. Барятинским "положению об упр-нии Дагестаном", Джаро-Белоканы образуют особый З. округ. В 1863 г. в З. округе вновь вспыхнуло возстание под предвод-ством состоявшаго на рус. воен. службе белокан. туземца шт.-кап. Хаджи-Муртуза. Глав. причиной мятежа было освобождение вновь обращенных в христианство ингилойцев (грузины, принявшие мусульманство под давлением лезгин Дагестана) от земел. зав-сти от джарцев. 4 июня Хаджи-Муртуз произвел штурм кр-сти Нов. З., но б. отбит. Узнав, затем, что небол. рус. отряд ген. Шаликова идет на выручку к З., Муртуз поспешил ему навстречу и истребил весь отряд, при чем б. убит и Шаликов. Однако, подход к З. рус. войск и отказ дагестанцев оказать поддержку мятежникам, вскоре отрезвили последних и они сдались на милость русских. Сам Муртуз успел бежать в горы, но вскоре добровольно явился с повинной и б. выслан в Европ. Россию. (Утверждение рус. владыч-ва на Кавказе, под ред. Потто, Тифлис, 1906; Эсадзе, Истор. записка об упр-нии Кавказом, Тифлис, 1907). |
ЗАКАТАЛЬСКИЙ, 164-й пех., полк, сформирован 1 авг. 1874 г. из б-нов, выделенных по одному от полков 21-ой пех. д-зии; первые 3 б-на составились из 4-ых б-нов пех. пп.: 1-й - 81-го Апшеронскаго, 2-й - 82-го Дагестанскаго и 3-й - 83-го Самурскаго, а 4-й б-н - из 3-го б-на 84-го пех. Ширванскаго п. В 1877 г., с объявлением рус.-тур. войны, З. п., войдя в состав Кобулетскаго отряда г.-л. Оклобжио, перешел через р. Чолок и принял участие во всех делах и стычках этого отряда с турками, из к-рых наиб. крупными были: 29-го апр. - атака и взятие Хуцубанских высот, 11 июня - атака Цихидзир. позиции, 2 авг. - аванпост. дело у Муха-Эстате, 12 авг. - отражение атаки на эту позицию тур. войск и 16 нбр. - в деле полк. Казбека у Хуцубани. Наконец, 18 янв. 1878 г. З. п. принимал участие в неудачной для нас 2-ой ата-ке Цихидзир. позиции войсками г.-м. Комарова 3-го. Во время рус.-яп. войны З. п. б. отправлен в 1905 г. на Д. Восток, но в делах ему участвовать не пришлось: п. поступил сперва в резерв гл-щаго, а 3 фвр. б. командирован в распоряжение ген. Чичагова, на охрану ж.-д. линии. Полков. праздник - 23 апр. З. п. имеет знаки отличий: 1) Георг. знамя с надп.: "За отличие в войне с Францией в 1812, 1813 и 1814 гг. и при взятии штурмом Ахульго 22 авг. 1839 г., за поход в Анди в июне 1845 г., за штурм и взятие Гуниб-Дага 25 авг. 1859 г. и за отличие в тур. войну 1877 и 1878 гг.". Это знамя заменяет в наст. время Георг. знамена, пожалованныя б-нам З. п. 13 окт. 1878 г., Георг. знамена, пожалованныя бывш. Апшеронцам и Ширванцам, и, наконец, простыя знамена, пожалованныя бывш. Дагестанцам и Самурцам. Двум последним б-нам эти знамена перешли преемственно от 49-го егер. п. (впоследствии 3-й б-н Минск. п.) и 3-го б-на Житомир. п.; 2) серебр. трубы, с надп.: "Поспешность и храбрость, взятие города Берлина 28 шт. 1760 г." (пожалованы Апшерон. б-ну); 3) Георг. серебр. труба с надп.: "За отличие при поражении и изгнании непр-ля из пределов России 1812 г. и в сражениях: при Бриен-ле-Шато и при сел. Ла-Ротиере" (пожалована 25 апр. 1815 г. 49-му егер. п.); 4) серебр. труба с надп.: "За отличие при поражении и изгнании непр-ля из пределов России в 1812 г." (пожалована 50-му егер. п., - с 1833 г. 3-й б-н Житом. п., а с 1845 г. - 4-й б-н Самур. п.); 5) поход за воен. отличие в 1-м б-не полка, пожалованный Апшерон. п. 20 снт. 1799 г. за Итал. поход и 6) знаки: нагрудные - для оф-ров и на голов. уборы - для н. чинов, с надп.: в 1-м б-не - "За отличие в 1857 г." (пожалованы Апшерон. п. 25 дкб. 1858 г.); во 2-м б-не - "За отличие на Кавказе с 1846 по 1859 г." (пожалованы Дагест. п. 4 авг. 1860 г.); в 3-м б-не - "За отличие на Кавказе в 1857-59 гг." (пожалованы Самур. п. 4 авг. 1860 г.), и в 4-м б-не - "За отличие" (пожалованы 27 июня 1828 г. Херсон. грен. п., - с 1834 г. - 3-й б-н Ширван. п., - за отличие в войну с Персиею в 1826 и 1827 гг.). (Гизетти, Хроника Кавказ. войск). |
ЗАКИНУТЬ НОКИ, повернуть брасами реи так, чтобы они составляли меньший угол с диаметральной плоскостью. |
ЗАКЛАДНЫЯ ПЯЛЬЦЫ, горизонтально укладываемая первая рама из брусьев при устройстве мин. колодца; называется так в отличие от простых пялец, п. ч. имеет выпускные концы, к-рыми она удерживается на месте. Толщ. брусьев 5 дм.; размер пялец в свету 4-4½ фт. (см. Минныя работы). |
ЗАКЛЕПКА ОРУДИЙ, одно из самых действит. средств, применявшихся при гладкостен. арт-рии для порчи арт. орудий прот-ка, доставшихся на короткое время, или своих орудий, оставляемых поневоле на поле сражения. З. op. состояла в том, что в запал орудия вбивался зазубренный четырехгр. жел. гвоздь - ерш, имевшийся в составе артил. принадлежности, к-рый выбить не было возм-сти без спец. приспособлений. |