Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Казачий словарь-справочник
Статьи на букву "А"

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
Следующая страница

Статьи на букву "А"

АБРАМОВ

Петр Матвеевич (дон.) - войсковой старшина и талантливый писатель. До девятнадцати лет учился в Донской Духовной семинарии и по окончании ее поступил в Новочеркасское казачье училище Произведен в офицеры и командирован в 16 дон. каз. полк, с которым и отбыл Первую Мировую войну. По возвращении на Дон после революции и демобилизации полка, с января месяца 1918 г. А. состоял в рядах Донских партизан, участвовал в Степном походе и в последующей борьбе за дон. От 1919 г. служил на нестроевых должностях, в результате тяжелой контузии и последовавшей за нею глухоты. В 1920 г. ушел в эмиграцию и, проживая во Франции, работал столяром. Печататься А. начал на Родине. в журнале "Донская Волна"; тогда же отдельным изданием» вышли пять его рассказов. На Дону состоял помощником редактора фронтовой газеты "За Родину", а в Крыму на той же, должности а газетах "Голос Дона" и "Крестьянский Путь". Будучи эмигрантом, печатался в журналах "Иллюстрированная Россия", "Казачьи Думы", "Родимый Край", а также "Казачий Исторический Сборник". Его рассказы "Яровой сев", "Никифор Кощеев" и "Ковыльный Сказ", изданные в двух книжках, приняты критикой больше чем благосклонно. Умер А., склонясь над очередной литературной работой 11 ноября 1963 г. во Франции.

АБРАМОВ ГРИГОРИЙ

Иванович (дон.) - рожд. 1893 г., ст. Урюпинской; есаул; участник Первой Мировой войны, борьбы за Дон в г. г. 1918 - 20 и Второй Мировой войны а рядах противников С.С.С.Р.; эмигрант; умер 6 мая 1956 г. в городе Дармштадте (Германия).

АБРАМОВ ФЕДОР

Федорович (дон.) - род.23 декабря 1870 г., ст. Митякинской; ген. штаба генерал - лейтенант; сын донского генерала. Юность и большую часть жизни провел вне казачьей среды. Военное образование получил в Полтавском кадетском корпусе, Александровском пехотном и Николаевском инженерном военных училищах. После производства в чин хорунжего, некоторое время состоял на службе в Донской гвардейской батарее, а от 1895 г. до 1918 г. в казачьих частях уже не служил. В 1898 г. успешно закончил курс Академии Ген. штаба и ряд лет занимал должности в русских штабах или командовал драгунами и уланами. В 1914 г. назначен начальником Тверского кавалерийского училища. На Дон возвратился после революции в январе 1918 г. и до 11 февраля командовал Северной группой партизанских отрядов. 10 мая 1918 г. назначен начальником дивизии в Молодой, армии Всевеликого Войска Донского; от ноября 1919 г. до марта 1920 г. состоял на посту Инспектора Донской конницы. После эвакуации в Крым назначен командиром Донского корпуса, которым считался и в эмиграции, где одновременно исполнял должность начальника Второго отдела Русского Общевоинского Союза на территории Болгарии и Сербии. После Второй Мировой войны эмигрировал в США и пал жертвой несчастного случая. Умер 9 марта 1963 г. Погребен в Лейквуде, Н.Д.

АБРЕК

АБРЕК - у Кавказских Горцев так называют удальца, рыцаря. Русские же придают этому слову значение налетчик, разбойник.

АБХАЗИЯ

АБХАЗИЯ - страна между восточным берегом Черного моря и юго-западными склонами Кавказского горного хребта. Населена горскими племенами Абхазов, Джигов и Абазинцев. Некогда самостоятельное княжество, теперь составляет часть Грузии.

АБЫ-КАК

АБЫ-КАК - кое как, небрежно.

АВАРЫ

АВАРЫ - лезгинское племя в Дагестане. Когда-то независимое и могущественное ханство на южных склонах Кавказских гор, известное у Персов, как Сарир. В 6-м в. народ того же имени продвинулся на запад до Дуная и поработил там местных славян, которые находились под властью Аваров до 623 г. Этих Аваров русские летописцы называли Обрами.

АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ

АВВАКУМ ПЕТРОВИЧ - знаменитый поборник благочестия древней греческой веры; протопоп г. Юрьева Поволжского, вначале славился, как проповедник и ревнитель Православия, но в 1665 г, открыто восстал против новшеств патриарха Никона; защищал прежний старинный чин церковной службы в своих проповедях, многих письмах и опубликованных сочинениях ("Бытие о московском падении" , "Ответ о Причастии" и др.). Написал грозное увещевательное письмо царю Федору Алексеевичу; ссылался в Сибирь и 14 лет просидел в земляной тюрьме Пустозерска. Несмотря на гонения и истязания не отрекся от своих убеждений и сожжен, как еретик, в 1681 г. Осталась его автобиография "Житие протопопа Аввакума". Его память чтут Казаки - старообрядцы.

АГОЕВ

Константин Константинович (тер.) - рожд. 1889 г. генерал майор и Терский атаман в эмиграции. По окончаний Николаевского кавалерийского училища и производства из портупей-юнкеров в хорунжие служил в 1-м Волгском каз. полку. Некоторое время состоял инструктором в Офицерской школе гимнастики и фехтования, но в 1914 г. выступил на фронт в рядах своего полка. I том же году на Ужокском перевале в Карпатах тяжело ранен двумя пулями. По излечении возвратился на фронт и снова ранен в Трансильвании с раздроблением кости бедра. За выдающуюся боевую деятельность, кроме всех боевых орденов, положенных по чину, награжден орденом св. Георгия 4 ст. и Золотым оружием. После возвращения с фронта принял активное участие в борьбе с большевиками сначала на Тереке, а потом в составе Добровольческой армии. В 1918 г. под станицей Суворовской на Кубани снова ранен в левую руку. От 1920 г. в эмиграции, закончив военную карьеру командиром отдельной казачьей бригады, с которой эвакуировался за границу. После смерти Терского атамана ген. Вдовенко, избран на его пост всенародным голосованием Терцев-эмигрантов. (по биографии из журнала "Родимый Край").

АГРАХАНСКИЕ КАЗАКИ

АГРАХАНСКИЕ КАЗАКИ - 500 казачьих семей, принудительно переселенных за Терек на реку Аграхань. В Полном Своде Законов Рос. Имп. под № 4452, 5. 2. 1724 г. говорятся: "По тому Его Императорского Величества указу, Правительствующий Сенат приказал: "оных Казаков на Аграхань и на Гребни по 500 семей перевесть будущим летом за их провожатыми, и итти им сухим путем.". 20.3 того же года: "Донских Казаков, которых велено выслать с запольных речек для поселения на Аграхань 500 семей, в Гребни 500 же семей, и из оных послать от крепости Святого Креста по Судаку до морского устья 500 семей, да от крепости ж Святого Креста по Аграхани 500 семей". В течение десяти лет эти переселенцы на Сулак и Аграхань "от неприятельского разорения перевожены на житие с места на место трижды". Многие из них погибли от непривычного климата, малярии и постоянных боевых стычек с местными горцами. В 1736 г., когда Аграхань и Сулак были возвращены Персии, их остатки, в числе 452 служилых Казаков и их семей, отведены за реку Терек. После этого они в актах называются Терским Семейным Войском, в отличие от полковых Казаков города Терки и вольных Гребенских. Последние отошли за Терек много раньше из Кабарды, где они проживали между верховьями Терека и Кубани и назывались Казаровцами. В 1746 г. они объединились с Семейными и выбрали себе общего атамана Гребенца Ивана Борисова. От этого времени они все вместе стали называться Гребенскими Казаками.

АДАТ

АДАТ - сохранявшееся в народной памяти обычное право у Кавказцев. А. имел ту же силу, что и писаный закон - шариат.

АДЖЕМОВ

Моисей Сергеевич (дон.) - член Русской Государственной Думы второго созыва от г. Нахичевани на Дону. Род. в 1878 г. Врач и юрист; оставлен при университете по кафедре уголовного права; участник Русско-японской войны; сотрудник газеты "Речь" и журнала "Право".

АДЫГЕ

АДЫГЕ - древний горский народ Закубанья; греческие историки вспоминают его задолго до Рождества Христова под именем Дзигов или Зигов.

АДЬОР

АДЬОР - одноконный воз на Северном Дону.

АЖИНА

АЖИНА - растение ежевика.

АЖНАК

АЖНАК, АЖ даже: ажнак заболело, аж до конца, аж столько (так много? даже столько?).

АЗОBCKOE МОРЕ

АЗОBCKOE МОРЕ - в древности известно, как Меотийское озеро, соединяется с Черным морем через Керченский пролив. Поверхность 38.000 кв. км; наибольшая длина с ю.-з. на с.-в. 365 км., наибольшая ширина 230 км., северо- восточная часть суживается в Таганрогский залив. Берега по большей части низменные и песчаные, только на юге крымский берег несколько возвышен и холмист. А.м. достаточно глубоко для прохода средиземноморских судов; там же, где оно засорено наносным из рек илом и песком, судоходство ведется по прочищенному фарватеру. 3-4 зимних месяца почти вся поверхность моря обычно покрыта льдом. Главные реки, питающие воды А. моря: Дон, Ея, Кубанская Протока, Мокрый Кагальник, Миус, Кальмиус, Мокрая Бердянка, Молочная, Услюка. Главные порты: Ростов и Азов в дельте Дона, Таганрог, Мариуполь, Бердянск, Ейск. Пресные воды моря с давних пор славятся изобилием ценной рыбы. Берега А. моря около донской дельты и по кавказской стороне исстари связаны с казачьей историей. В начале нашей эры здесь лежала Меотида, подчиненная Царству Боспорскому и греческой, колонии Танаису. Среди древних обитателей. Меотиды известны племена Торетов, Торпетов, Снраков, Удзов, Славян - Суваров, которые после оказались в черноморских степях и от которых повели свое начало Европейские Казаки. В конце ст. эры здесь находятся владения римского кесаря (кайсара); в 1 в. по Р. Хр. Меотида принадлежит Аорсам и Сиракам, которые уступают место Асам-Аланам; от 5 - 7 в. здесь властвуют Гунно-Болгары, а после них до 10 в. Хазары и Аланы. В это время Меотида называлась "Земля Касак" (Персидская география 10 века "Гудуд ал Алэм"), а араб Масуди выделяет ее жителей в племенную группу, особую от горцев Кешек. В 965 г. Земля Касак попадает под власть киевских князей, но от 1015г все побережье А. моря принадлежит независимой Державе Томаторканской. В 13в. отсюда в Курск перешли Казаки Пятигорские, после построившие г. Черкасы. Историки: Болтин, Татищев, Су хоруков), а в 15в. здесь оказались Казаки Азовские. Получив Азовское море от Турок, императрица Екатерина 2-я в 1792 г. передала древнюю Землю Касак в распоряжение Днепровских Казаков Низовых, взамен отобранных владений Сичи, разоренной ее войсками. С тех пор на берегу Азовского моря проживают Черноморские Казаки.

АЗОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЗОВСКИЕ КАЗАКИ

АЗОВСКИЕ КАЗАКИ - древние жители Приазовья и Нижнего Дона. Первое известие о них относится к 10 в., когда Персидская география Гудуд ал Алэм отметила Землю Касак между Азовским морем и Кубанью. По русским летописям, княживший там тогда же. Мстислыв Томаторканский комплектовал свою дружину из местных племен Казаров и Казяг (летописи Никаноровская и Во-гогодско-Пермская под годом 1023). Старинные русские историки Болтин и Татищев говорят, что в 1282 г. татарский баскак Ахмат вызвал с Кавказа Пятигорских Черкасов или Казаков и поручил им охранную службу в Курском княжестве. После они же основали город Черкасы на Днепре. (Листки Лаврентьевской летописи для этого года почему то исчезли). Эти свидетельства без сомнения относятся к предкам Гребенских и Азовских Казаков. От конца 15 века последние появляются все чаще в русских летописях и в актах, как жители тех же мест. Историк Карамзин; писал о Донских Казаках: "Нет сомнения, что они же назывались прежде Азовскими, которые в течении 15 века ужасали всех путешественников в пустынях Харьковских, Воронежских, в окрестностях Дона." Генуэзский Устав, писаный в 1449 г., говорит о Казаках и их атаманах (оргузиях), проживавших в черноморских колониях Генуи. После завоевания Кавказа и Крыма Турками, Азовские Казаки оставались в Приазовских степях, а частично селились в Азове. Они продолжали свои кочевые и военные промыслы. Иногда нападали на московские окраины и на посольские караваны. Однако часть их вызвала недовольство султана и 1503 г., спасаясь от карательной экспедиции должна была перекочевать в лесо-степь между Северным Донцом и Десной. Отсюда они вскоре предложили свои услуги Московскому великому князю, с тем, что они будут ему помогать в его войнах с Польско-Литовским королем, а за это никто не должен им препятствовать, "со своими женами прикочевав, жити у Путивля и слугами быти." От этого времени на Москве и в ордах их стали считать слугами или, холопами в. князя Московского, так же, как и всех служилых Казаков. Историк Карамзин говорит: "Ногайский мурза Белек, жалуясь Иоанну на Донских Казаков или Черкасов, пишет: Белого (Российского) князя Черкасы беглые холопы были. "После того, как Азовские Казаки прожили пол века в области Северской, их cтали называть Северюками. Перешедшие в оседлость остались на месте, как Казаки Путавльские, а кочевое племя Сары Азман возвратилось на дон. К 1549 г. они "утвердились в нынешней своей области, - говорит тот же историк Карамзин, - взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским или Козачим (ибо то и другое имя знаменовало одно)". Московские и некоторые сохранившиеся ордынские акты от этого времени называют их и Казаками, и Северюками, и Сары Азманами, и Черкасами, а к Азовским относят только ту часть Казаков, которые остались лояльными по отношению к султану и долго еще не расставались с берегами Азовского моря. В начале 16 в. Матвей из Мехова и Сигизмунд Герберштейн вспоминают их, как Черкасов славянской или русской речи. Язык Азовских Казаков сохраняется на Дону в некоторых чертах диалекта Донских Казаков Низовых или Старых. Остатки Азовских Казаков после присоединения к России Приазовского края, указом от 9 января 1737 г. помещены в гарнизон крепости св. Анны на Дону под их прежним именем. В 1769 г. они распущены и включились в Донскую общину.

АЗОВСКИЙ ПОЛК

АЗОВСКИЙ ПОЛК - от времен завоевания Азова (1696 г.) составлял казачью часть его гарнизона, после возвращения Азова Туркам, (1711 г.) переведен в укрепление "Транжемент" возведенное по приказу царя несколько выше г. Ростова на Дону; в 1769 г. возвращен в Азов; в 1778 г. расформирован, а Казаки из него расселились по низовым станицам Елизаветовской и Гниловской.

АЗОВСКИЙ ЦВЕТОК

АЗОВСКИЙ ЦВЕТОК (дон.) - сирень.

АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

АЗОВСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО - составилось в 1828 г. из возвратившихся под власть России задунайских эмигрантов Запорожцев. После разгрома Сичи в 1775 г., часть ее гарнизона не пожелала покориться и ушла на турецкую землю. Однако жизнь вдали от родины, на новом месте за Дунаем, под властью иноверных турецких чиновников, большинству из них оказалась не по душе. Даже рожденные на чужбине мечтали возвратиться на свои прежние земли и вновь соединиться с братьями по крови - Казаками. В 1828 г., во время Pyсско-турецкой войны, их Кошевой атаман Осип Михайлов Гладкий (1789-1866) перешел на сторону России с частью Задунайских Казаков. Когда война окончилась в их распоряжение был предоставлен юрт земли между Бердянском и Мариуполем. Они считались Азовским казачьим Войском до 1864 г., когда все целиком переселились на Сев. Кавказ и влились в Кубанское каз. Войско.

АЗОВСКОЕ СИДЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АЙДАН

АЙДАН - косточка из ноги барана; служит казачьим детям для игры в айданчики.

АЙРАН

АЙРАН - кисловатый, острый на вкус освежающий напиток, который получается из разбавленного водой "откидного" молока. По татарски "гайран".

АКСЕНОВЫ

Василий Григорьевич и Степан Григорьевич (дон.) - ст. Березовской; первый арестован в 1929 г. и сослан неизвестно куда; в следующем году их семьи высланы на север в спецпоселок "Островки" Архангельской губернии.

АКУЛИКИН

Иван Григорьевич (оренб.) - рожд. 1879 г., ст Урлядинской; генерал и помощник Оренбургского атамана. После производства в чин хорунжего выпущен из Оренбургского юнкерского училища во 2-й Оренбургский каз. полк; Русско-японскую войну провел в рядах 4-го Сибирского каз. полка и кроме очередных наград получил орден св. Владимира 4 ст.; после войны служил в Лейб-гв. Сводно-казачьем полку; в 1910 г. принят в Военную Академию и по окончании ее в 1913 г. зачислен по Ген. штабу. Во время Первой Мировой войны награжден Золотым оружием; в конце 1915 г. получил назначение преподавателя тактики во Владимировском военном училище и в Пажеском корпусе. Одновременно состоял членом Георгиевской Думы. Участвуя на межсоюзной конференции, получил французский орден Почетного Легиона. После революции 1917 Оренбургский Войсковой Kруг избрал ген. А-на на пост помощника атамана А.И.Дутова; вместе с ним он совершил поход в Тургайские степи и обратно , в освобожденный от большевиков Оренбург. В условиях войны с ними его деятельность в дальнейшем свелась исключительно к командованию казачьими войсками. После падения Колчаковского фронта ген. А. отступил через Уральскую область на Каспий и на Кавказ, а 1920 г. эвакуирован в Югославию. Будучи эмигрантом, сотрудничал в казачьих изданиях и состоял редактором казачьего отдела в журнале "Часовой". Собирал материалы по истории Оренбургских Казаков; издана его книга "Ермак - завоеватель Сибири". Умер в Париже 26 ноября 1944 г.

АЛАНЫ

АЛАНЫ - общее прозвище племен и народов, вошедших в состав империи, созданной Асами-Аланами. Завоевывая народы, Асы приказывали им называться всем одинаково - Аланами. Истории известно, что так одно время назывались и Закаспийские Массагеты (сарматские предки Туркменов), Эсседоны и Аорсы (предки Осетинов) и некоторые Адыгейцы. После падения империи Асов (375 г.), каждый народ возвратился к своему натуральному историческому имени, а Аланами остались одни Асы-Аланы или Танаиты. В 9 ст. часть Аланов проживала в горах Крыма. Они приняли христианство одновременно с нашими предками ок. 860 г. после проповеди св. Кирилла. Последний раз их вспоминает Грек Пахимер, как воинов казачьей дружины Крымского хана Нагая в 14 в. С именем Аланов связываются богатые археологические остатки материальных культур Северо-кавказской, Болгарской и Салтово-маяцкой. Самая поздняя из них Салтово-маяцкая обнаружена на Среднем Донце и на Дону и датируется 8-10 в.в; Она принадлежит Аланам-Асам и по всем данным находит свое подобие на далеком севере в остатках культуры Асов Скандинавских (см. АСЫ).

АЛАТЫРЬ

АЛАТЫРЬ - белый известковый камень.

АЛАХАРЬ

АЛАХАРЬ - беспорядочный, распущенный, бесшабашный человек.

АЛБАЗИНЦЫ

АЛБАЗИНЦЫ - Казаки, проживавшие со второй половины 17 в. в Китае. В 1651 г. атаман Хабаров во главе казачьего отряда отобрал у местного даурского князя Албазы его городок на Амуре, недалеко от слияния рек Шядки и Аргуни. Он построил там укрепление и назвал его Албазин. Вслед за Казаками в городке появились русские воеводы со своими охранами и промышленниками. Но Албаза был подданным Китайского императора, который не захотел отказаться от своих прежних владений. В 1682 г., желая разрешить спор мирным путем, богдыхан предложил казачьему гарнизону перейти в подданство Китайской империи и оставаться на Амуре. Часть Казаков приняла предложение богдыхана после того, как городок Албазин снова попал в границы Китая. Они не захотели возвращаться назад в Нерчинск и вместе со священником Максимом Леонтьевым переселились в Пекин. От 1686 г. эти казаки были зачислены в лучшую часть манджурской гвардии императора - отряд "Знамени с желтой каймой", которым командовал один из принцев манджурской династии. Албазинцы составили сотню и служили со своими командирами. Они получили земельные поместья, дома, денежные награды и были зачислены в высший социальный слой жителей Пекина. Богдыхан отдал в их распоряжение буддийскую кумирню, которую Казаки обратили в церковь св. Софии. Еще в 19 ст. они принадлежали к классу гвардейской аристократии и брезгали физическим трудом. В это время их церковь уже перешла в распоряжение Русской Духовной миссии, которая среди прихожан насчитывала до тысячи Албазинцев. В 1900 г. во время Боксерского восстания, им пришлось перенести гонения за христианскую веру, при чем до 300 человек из них было убито Китайцами. Несмотря на то, что по крови они сами стали наполовину Манджурами. А. приняли усердное участие в жизни казачьей эмиграции 1920-21 г.г. и прослыли честными тружениками, особенно в типографском деле, как способные наборщики и печатники. (В.П.Петров, Албазинцы в Китае. Вашингтон.)

АЛЕКСАНДР I КАРАГЕОРГИЕВИЧ

АЛЕКСАНДР I Карагеоргиевич - король Югославии (1921 -1934). Воспитанный в русском кадетском корпусе и благодарный России за помощь Сербии во время Первой Мировой войны, король А. принял близко к сердцу русскую революцию и предлагал Казакам прислать поддержку в 2-3 дивизии. Это предложение не было проведено в жизнь из-за противодействия "белого командования". Позднее король А. благожелательно относился к эмигрантам и сочувствовал трагедии Казаков, которым дал возможность жить в Югославии и зарабатывать себе хлеб насущный. Король А. пал жертвою заговора македонских и хорватских сепаратистов. При посещении Франции, он убит и Марсели 9 октября 1934 г. Владимиром Георгиевым.

АЛЕКСЕЕВ

Абуш Апеллевич - рожд. 1882 г.; Донской Калмык, полковник; член Круга Спасения Дона и Войсковой есаул. По образованию - народный учитель. Участвовал в Первой Мировой войне, в Степном походе и в борьбе за дон. В 1920 г. эмигрировал в Югославию, где принял на себя заботы о Калмыках, оказавшихся вместе с ним далеко от родных степей; представлял их интересы при Донском атамане, устраивал на работы, следил за их безбедным существованием. При его деятельном участии в Белграде создан буддийский храм, первый в Европе. После Второй Мировой войны с волной эмигрантов он оказался на территории Германии, где умер 5 января 1948 г. и погребен на казачьей секции кладбища Фельдмохинг (Бавария).

АЛИМОВ

Александр Ерофеевич (дон.) - рожд. 1887 г. ст. Ново- Григорьевской подъесаул, журналист и общественный деятель. По образованию народный учитель, в 1915 г. произведи в чин прапорщика из портупей юнкеров Новочеркасского казачьего училища и командирован на Кавказский фронт в Донской пластунский батальон. После революции 1917 г. - участник борьбы за дон. С 1920 г. эмигрант. Во Франции основал небольшую фабрику деревянной обуви и вытяжных заготовок для сапог. Сотрудничал в казачьей прессе и издал на свои средства книгу: И.Ф.Быкадоров, Донское войско в борьбе за выход в море.

АЛИМОВЫ

АЛИМОВЫ - древний казачий род, распространенный на Дону и по другим казачьим военным общинам. Имя Алим, от которого произошла фамилия А. пришло вероятно с востока, хотя оно встречается и в православных святцах. Однако производить род Алимовых от какого либо Тюрка оснований мало: они в большинстве крупные блондины, сохраняющие свой нордический, славянский или асаланский тип. Вернее всего, Алимовы - потомки одного из Ордынских Казаков, которых на Среднем Дону собралось не мало во второй половине 16 ст. Сохранилась память о роде Тараса Алимова, жившего в станице Ново- Григорьевской на Дону. У него было три сыне: Тарас (по прозвищу "Тарас Горячий), Ерофей, Осип. После первого остались Тарасовичи: Ерофей, Иван и Ксения; после второго - Ерофеевичи: Григорий, Федор, Иван, Татьяна, Акулина; после третьего - Осиповичи: Гавриил, Иван. Степан. В четвертом поколении пришло на свет 28 человек, которые, в свою очередь, породили по несколько душ пятого поколения; осталось же на Дону при соввласти, после революций, войн, коллективизации не больше десятка.

АЛИПАТОВ

Даниил (дон.) - хут. Земцова. Родился в 1884 г. Во время Первой Мировой войны мобилизован в 28 дон. каз. полк, попал в плен к Австрийцам и умер 3 января 1917 г. Погребен в братской могиле на сербском кладбище г. Сомбора, обл. Бачка в Югославии.

АЛЛЮР

АЛЛЮР - ход лошади: шаг, рысь, волчий намет, широкий намет, карьер.

АЛТЫН

АЛТЫН - от татарского "алты" - шесть; старинная монета в шесть "денег" или три копейки. До революции сохранялась еще память в "пятиалтынном" - 15 коп.

АЛФЕРОВ

Захар Акимович (дон.) - рожд.1874г.; ст. Еланской; ген. штаба генерал майор. После окончания Ростовского реального училища и Новочеркасского юнкерского в 1895г. вышел хорунжим в 1 дон. каз. полк. К 1906 г. закончил курс Академии Ген. штаба и зачислен по Ген. штабу; в 1913 г. после Петербургских военно-педагогических курсов назначен на должность инспектора кадетского корпуса в Ташкенте; в 1914 г. вышел на фронт Первой Мировой войны в качестве командира дон. каз. полка. После революции и провозглашения независимости Дона состоял членом Войскового Круга, Окружным атаманом Верхне-Донского округа, командующим Северной группой войск на Дону, одно время председателем Донского Правительства. Эмигрировав вместе с казачьими полками в Югославию, ген. А получил там должность сотрудника Исторического отдела в Ген. Штабе и разрабатывал материалы для истории Первой Мировой войны. При этом ознакомился с документами по вопросу о предложении Сербского короля помочь Казакам в борьбе с большевиками. После ген. А. опубликовал историю этого не использованного предложения в статье "Упущенные возможности" (журнал "Казачий Союз", 1951 г. №№ 7 и 8). По его данным Казаки могли получить в поддержку сербский пехотный корпус, но "белое командование" поставило преграды поездке Донской миссии по этому вопросу в Белград, Прагу и Варшаву. В 1950 г. ген. А-ву удалось вырваться из Югославии, ставшей советской. В 1955 г. он эмигрировал из Триеста в США. Умер 13 декабря 1957 г. в Нью-Йорке и погребен на кладбище монастыря "Новое Дивеево".

АЛЬ

АЛЬ, АЛЬБО - или, может быть.

АЛЬБАКОВ

Дмитрий Михайлович (дон.) - род. 26 октября 1882 г., ст. Заплавской. Участник Первой Мировой войны и борьбы за дон. Во время атамана П.Н.Краснова был его личным ординарцем. От 1920 г. состоял в эмиграция и проживал в Югославии. Был сторонником Вольно-казачьего Движения. После Второй Мировой войны оказался в Австрии и умер в больнице города Клагенфург 24 августа 1958 г.

АЛЬНИКИН

Николай Васильевич (дон.) - род. 30 ноябре 1898 г. в хуторе Карнаухове ст. Цымлянской; талантливый поэт и инженер-геолог. После окончания реального училища в 1917 г. был принят на горное отделение Новочеркасского Политехнического института, но вскоре должен был принять уча стие в борьбе за Дон, сначала в Новочеркасской студенческой дружине, а затем в Калединском полку. В 1920 г. эвакуирован в Турцию; после проживал во Франции. Зарабатывал на жизнь и на ученье тяжелая физическим трудом, в 1926 г. закончил Естественный факультет Парижского университета (Сорбоны), а потом Институт прикладной геологии при университете в Нанси. Получив диплом горного инженера - разведчика, выехал в Марокко, где состоит на постоянной службе по рудничной, горной и геологической промышленности; занимает место главного инженера - эксперта в Обществе, объединяющем интересы французской рудничной и металлургической промышленности. Печатался только до 1927г. в донской газете "Сполох", в пражских и парижских студенческих изданиях, а также в эмигрантских газетах "Казачье Слово", "Казачьи Думы". Пользовался псевдонимом "Борис Незлобин". Занятый профессиональной деятельностью, при печально сложившихся семейных обстоятельствах (затяжная и неизлечимая болезнь жены), оставил поэзию, задержав на полдороге развитие своего блестящего поэтического дарования. Издал два сборника стихотворений, написанных в молодости: "Рифмованные Кончики" и "Сполох".

АЛЬЯНОЙ

АЛЬЯНОЙ - льняной.

АМАНАТ

АМАНАТ - у сибиряков заложник, в общеказачьей народной речи - обманщик.

АМУРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

АМУРСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО - создано распоряжением русской власти в качестве дешево стоющей охраны китайской границы и как первоначальные переселенческие кадры для колонизации пустынной пограничной полосы. Высочайший указ об учреждении А.К.Войска последовая 8 декабря 1858 г. после того, как река Амур по Айгунскому трактату закрепилась за Россией. 1-го июня I860 г. утверждено Положение об этом новом Войске. Первоначально на берега Амура переселено 13.879 душ об. пола из числа Забайкальских Казаков. Вследствии недостатка желающих переселиться с насиженных мест, отбор производился принудительно по жребию. В 1862г казачья община на Амуре пополнена штрафными солдатами б. Корпуса внутренней стражи в количестве 2.000 человек. Поселения заняли берега Амура и Уссури. В 1889 г. станицы и поселки, расположенные по реке Уссури выделены в отдельное Уссурийское каз. Войско, а А. к. Войско получило пополнение в 62 семьи Забайкальских и в 1052 семьи Европейских Казаков (Донских, Кубанских и Оренбургских). К 1903г. Амурская казачья община состояла из 30.000 душ обоего пола при одной тысяче иногородних. Кроме постоянного надзора за границей, Казаки из семи станиц с их поселками должны были выставлять один конный полк, а из остальных трех станиц с их поселками - пеший полубатальон. Земельные юрты новооснованных станиц состояли из пахотных, луговых и лесных угодий с расчетом по 40 десятин на каждого жителя мужского пола. Однако изобилие земли не решало вопроса благосостояния и зажиточности. При поголовной военной службе и при главном занятии - хлебопашестве, семьи не всегда могли обработать свой пай. Кроме того, хозяевам часто причиняли крупные убытки разливы р. Амура и дождливые летние месяцы. Малоснежные и суровые зимы лишали возможности сеять озимые хлеба и бывали причиной массовой гибели скота. Подспорьем в хозяйстве служили рыболовство, охота, содержание почтовых станций, заготовка дров, для возникшего позже пароходства, а иногда добыча серебра и золота.

АНАНЬЕВ

Афанасий Поликарпович (куб.) - рожд. 1901 г., ст. Чамлыкской; после борьбы за Казачью идею в 1920 г. эмигрировал и умер в Югославии 5 апреля 1938 г. от туберкулеза легких.

АНДРУСОВСКИЙ ДОГОВОР

АНДРУСОВСКИЙ ДОГОВОР - 1667г. между Россией и Речью Посполитой закончил многолетние войны за восточные поднепровские владения В. княжества Литовского. По статьям договора земли Правобережной Украины остались за Поляками, а Гетманщина вдоль всего левого берега Днепра до границы Крымского ханства и Сичи Запорожской, включая Киев и Смоленск, перешла к России.

АННЕНКОВ

Борис (семиреч.) - Семиреченский Войсковой атаман; в январе 1920 г. попал в плен к большевикам и замучен в Чека.

АННЫ

АННЫ - святой крепость - построена Россией в 1730 г. на берегу Дона недалеко от станицы Старочеркасской, взамен Азова, возвращенного Туркам. В 1761г. перенесена ниже по течению и отстроена под новым именем Крепости св. Димитрия Ростовского.

АНТИРЕС

АНТИРЕС - интерес, прибыль.

АНТОНОВ МИХАИЛ

Васильевич (дон.) - род. ок. 1873 г., ст. Кременской; есаул. Убит в конной атаке на австрийскую пехоту у селения Жолкевка 6-го августа 1914 г. и посмертно награжден орденом св. Георгия 4 ст.

АНТОНОВ ЯКОВ

АНТОНОВ Яков - убийца Заместителя Донского атамана Митрофана Петровича Богаевского. Сын петербургского чиновника, студент Новочеркасского Политехнического института, проживал с матерью в Новочеркасске и был там известен, как хромоногий дебошир Яшка Антонов.. В 1917 г. примкнул к партии большевиков и после играл видную роль в Ростовском Исполкоме при Подтелкове. В первый день антисоветского восстания Низовых Донских Казаков, 14 апреля 1918 г., А. и красногвардейский командир Рожинский взяли М.П.Богаевского из ростовской тюрьмы, вывезли его в Балабановскую рощу около г. Нахичевани и там застрелили двумя выстрелами в голову. Судьба Антонова неизвестна.

АНТРОПОЛОГИЯ

АНТРОПОЛОГИЯ - по точному греческому смыслу - "учение о человеке". А. изучает формы человеческого тела в их многообразии, существовавшем на протяжении тысячелетий по всему земному шару и включая сюда человека современного. А. исследует возникновение этих форм, их происхождение и развитие, сравнивает внешние признаки рас и физиологические проявления их жизнедеятельности, постоянство их признаков и изменчивость (вариации) в наследственности. Изучает живого человека и остатки его, сохранившиеся тысячелетиями в погребениях, пользуясь при этом методами особых измерений черепа и отдельных частей костяка. В общий круг задач А-гии входят только вопросы физического строения человека, в то время, как психика народов относится к другой науке - народоведению или этнологии.

АНЧИБЕЛ

АНЧИБЕЛ - нечистый дух; анчутка - бесенок.

АРАКАНЦЕВ

Михаил Петрович (дон.) - род. в 1863 г.; по образованию юрист, товарищ прокурора таганрогского окружного суда; журналист; член Русской Государственной Думы: двух первых созывов и депутат Донских Войсковых Кругов; участник Степного похода, во время которого его жена была кашеваром одного из партизанских отрядов.

АРБА

АРБА - воз с драбинами для воловьей запряжки.

АРГАМАК

АРГАМАК - верховая лошадь; у тюрских народов Средней Азии и у Кавказских Горцев название аргамак относится к самым лучшим породам, в частности, так называют и кабардинского коня.

АРКАН

АРКАН - веревка свитая из конских волос с петлей - удавкой на конце. Казаки и другие скотоводческие народы пользуются арканом для ловли лошадей в табунах и скота в стадах, ловко забрасывая его петлю на шею животного. В старые времена А. употребляли на войне и, как боевое оружие, его вспоминает Иосиф Флавий (1 в. по Р.Хр.). Но изображение А-на можно приметить уже на скифской вазе из Чертомлыцкого кургана (4 в. до Р.Хр).

АРМУД

АРМУД (гребен.) - дерево из семейства яблочных с желтыми грушевидными плодами, которые съедобны только в вареном виде; тоже, что русская айва или пигва.

АРТАНА

АРТАНА - название области, в которой между 8 и 10 веками проживало одно из славянорусских племен. О ее местоположении единого мнения еще не установилось; находят ее и в Перми, и в Рязани, и в Томаторкани, и даже в Малой Азии. Но самое вероятное решение этого вопроса дает тюрское значение слова Артана: "по ту сторону Таны", "Задонье". И следовательно, А-ну надо искать поблизости к позднейшей Задонщине. К тому же выводу приводит сочетание слов греческого летописца 8 века с новыми данными археологии. Патриарх Никифор в Краткой истории говорит, что вследствие кровавых междоусобий, из Дунайской Болгарии в 764 г. переселились на реку Артану 208.000 Славян, а археология, в свою очередь, обнаруживает для того же времени появление на реках Сейме, Северском Донце и Доне огромного числа новых поселений славянских, асаланских и гунно-болгарских. Раньше все эти места занимали "безчисленные племена Антов" (Прокопий из Кесарии), которые покинули их, вдруг, и скрылись в глубину лесной зоны, очевидно, уходя перед лавиной арабских войск, заливших край в 737 г. под командой полководца Мервана. Через 24г. здесь поселились переселенцы с Дуная. Знали А-ну и на Востоке. Она вспоминается арабскими географами десятого века Джайхани и Истахари. Первый помещает ее поблизости к Хазару, а второй между Хазарами и Великим Булгаром, граничащим с Византией. Главным городом А-ны называется Арта, слово отчетливо греческое. Новые жители могли принести его с Балкан придавая ему греческое значение - "хлебная." По словам Истахари, о населении А-ны никто ничего не мог узнать кроме того, что этот воинственный народ не допускал к себе иноземцев: "В Арту никто не входит, потому что жители убивают всякого иностранца и бросают его в воду". Название этой земли он пишет "Утания", может быть, в его славянском значении и произношении "у Таны" (у Дона) . Из А-ны привозили шкурки черной лисицы и свинец. Археология же подтверждает, что добыча металлов в Донецком Кряже процветала уже в глубокой древности. Говорит она также, что к десятому веку население Дона и Нижнего Донца представляло из себя метисированный сплав, в котором некоторые русские 'историки признают казачьих предков Бродников.

АРХЕОЛОГИЯ

АРХЕОЛОГИЯ - в переводе с греческого языка - "наука о древности". А. изучает памятники материальной культуры, по которым восстанавливается образ прошлой жизни человеческого общества. Основные методы А-гии - поверхностная разведка местности и исследование памятников, обнаруженных главным образом при помощи раскопок с тщательными измерениями их, описаниями, зарисовками и фотографиями, с последующей камеральной (лабораторной) обработкой и реставрацией некоторых материалов. Основные формы памятников: остатки временных стоянок, поселений, городищ, поля погребений, погребения в курганах. По памятникам различных культур А. делит прошлое человечества на три основных, сменявших друг друга эпохи: каменный век, бронзовый век и железный век. Каждый из этих периодов имеет еще более мелкие подразделения. Особое значение А. имеет для восстановления образа доисторического и ранне - исторического периодов. С появлением письменности значение А-гии постепенно сокращается и она становится лишь вспомогательной исторической наукой, частными отраслями которой остаются: 1) палеография и эпиграфика - изучение надписей и рукописей; 2) дипломатика - древние дипломатические акты; 3) сфрагистика - печати; 4) геральдика - гербы; 5) нумизматика - монеты и медали; 6) глиптология - резные камни, геммы, камеи; 7) метрология - меры протяжения, объема, веса. При изучении археологических памятников пользуются также данными антропологии и этнографии. Бассейн Дона в древности представлял собою как бы мост между Востоком и Западом. Через Дон проходили многие народы, причем некоторые из них задерживались там, создавали свои державы. Поэтому бассейн Дона исключительно богат археологическими памятниками, из которых многие имеют не только европейское, но и общечеловеческое значение. К таким памятникам относятся палеолитические стоянки в верховьях Дона и в Таганрогском округе, Кобяково городище на Нижнем Дону, большое Елизаветовское греко-скифское городище в гирлах Дона, там же скифские погребения в курганах, а в том числе - царские (Пять Братьев), остатки греко-сарматского города Танаиса у вершины донской дельты, ряд сарматских городищ вдоль Нижнего Дона, остатки города Саркела или Белой Вежи против станицы Цимлянской и многие другие. Крупнейшими археологами Дона были профессора А.А Миллер и М.А.Миллер (Бронзовый век и скифо-сарматские городища на Нижнем Дону) Проф. П.Ефименко исследовал палеолитические стоянки и славянские погребения на Верхнем Дону. Проф. М.Артамонов несколько лет исследовал остатки Саркела - Белой Вежи, а затем его работы некоторое время продолжал И. Ляпушкин. Частичные раскопки на Дону вели Б. Бранденбург, А. Вязигин, В. Городцов, И.Иноземцев и др. В Новочеркасске Х.И.Попов, великий донской патриот и любитель казачьей старины, создал замечательный Донской историко-археологический музей, которым он заведовал свыше двадцати лет. При последующих советских заведующих, музей был в значительной своей части разворован.

Проф.М.Миллер.

АРЧАК

АРЧАК - деревянная часть горско-казачьего седла сделанная из твердых древесных пород; самым лучшим материалом служит витая древесина степного карагача. А. состоит из двух лук, передней и задней и двух боковых лавок-полиц. Передняя лука вырезана вместе с продолговатыми крыльцами, которые наглухо соединяются с развилинами задней луки и служат для укрепления на них двух подбрюшных ремней-подпруг и стременных ремней - спутлищ; развилины лук опираются на двух лавках - полицах, которые кладутся плашмя на спину лошади по сторонам хребта со специальными войлочными подкладками и потником. А. называется также "ленчиком" или "щепой". Прототип казачьего седла с деревянной основой и с передней лукой встречается в аланских погребениях первых веков нашей эры.

АСКАЛЯТЬСЯ

АСКАЛЯТЬСЯ - улыбаться, смеяться.

АСКРЬОТОК

АСКРЬОТОК - осколок.

АССИРЕЦКОВ

Михаил Алексеевич (дон.) - род. 1января 1896г. Окончил Землемерное училище в Новочеркасске и был призван в 16 дон. каз. полк старой армии. После революции из Новочеркасского казачьего училища произведен в офицеры. Участник борьбы за Дон в составе Гундоровской Георгиевской батареи. В 1920г. ушел в эмиграцию и проявился как стойкий Казак - националист. По словам сослуживцев, А. в юности готовил себя к должности народного учителя и по всему складу характера был человеком мирным, противником войны. Но во время нашествия с севера на Дон грубых насильников, в его душе взяли верх заветы предков, призывавшие на борьбу за христианские идеалы, за святую казачью вольность. И он отдал борьбе всю душу, служил примером для своих сограждан и не раз в боях увлекал их своим порывом. В эмиграции не пал духом и верил, что в Божьем мире победа над великим злом наших дней будет принадлежать Светлой Правде. Умер 17 января 1958 г. во Франции.

АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО

АСТРАХАНСКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОЙСКО - как организованная военная община, образовалось из остатков Волгских Казаков после переформирования Астра ханской казачьей команды в 1 Астраханский каз. полк. Произошло это в 1750 г., от какого считается старшинство А. к. Войска в Русской армии. Астраханские Казаки занимают разрозненные юрты вдоль правого берега Волги на всем ее протяжении в губерниях Астраханской и Саратовской. 18 станиц с хуторами делились на два отдела. В них проживало к началу нашего столетия ок. 30.000 душ обоего пола. Вместе с оседлыми Калмыками в военное время они выставляли в ряды Русской армии 3 конных полка. А.к.Войско содержало на свои средства большое количество школ и уже в конце прошлого века грамотность казачьего населения станиц доходила до 64% среди мужчин и 33% среди женщин, далеко превышая общий процент грамотности для Астраханской и Саратовской губерний (20%). При каждой станичной школе имелась библиотека для публичного пользования. Казаки жили в станицах: Александровской, Ветлянихской,. Грачевской, Городофорпостинской, Дурновской, Замьяновской, Зинзенинской, Казачебугровской, Дубовской, Кошкинской, Копановской, Карантинной, Лебяжинской, Николаевской, Пичужинской, Сероглазинской, Вольской и Черноярской.

АСТРАХАНСКОЕ ЦАРСТВО

АСТРАХАНСКОЕ ЦАРСТВО - возникло после падения Золотой Орды в 1480 г. со столицей в Астрахани. Пало в 1556 г. когда Астрахань, ослабленная постоянными Набегами Донских Казаков, без боя занята Москвой.

АСЫ

АСЫ (жен. род АСЫНЯ) - так же АЗЫ и АЗАРЫ, по преданиям Севера, родоначальник» Скандинавов. Саги, записанные нордические предания, рассказывают, что "на восток от Танаквиса (Танаиса) в Азии существовали когда то Асаланд (страна Асов) или Асагейм (родина Асов), и главный город в той стране назывался Азгард. Там жил вождь по имени Один". "Когда же Римские императоры пошли широко по свету, покоряя все народы многие вожди по этой причине покинули свои земли. Один, искусный в гаданиях, предвидел что его потомство будет жить в северных пределах земли. Oн оставил своих братьев Вилли и Вье управлять Азгардом, а сам ушел и все князья-дьяры с ним, и многие народы." Рассказывают Саги и о том, как Один с Дона вел свои племена к берегам Балтийского моря, часто при этом вспоминая благородное племя Асов, Азаров, Азиаманов. Генеалогия вождей, вместе с общим содержанием преданий, дает основание предполагать, что все это произошла незадолго перед Рождеством Христовым. Божественный род Асов или Ансов и город Азгард вспоминают также предания древне-германские. Род готских князей Амалов вел свое начало от тех же Асов или Ансов.

АСЫ-АЛАНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

АТАВА

АТАВА - трава на сенокоскосном лугу, отросшая после первого покоса.

АТАМАН

АТАМАН - звание каждого выборного вождя, начальника, лидера в казачьих обществах. Происхождение этого термина и его строение, несомненно, связано с гото-германской или асалансксй речью, где "atta" значило "отец", а "mаnn" - "муж", "витязь". Первоначальное значение слова "отец-витязь" или "отец - мужей" сохранилось в памяти Казаков, как "отец-атаман", "батька-атаман". Подобные по значению термины существовали и на востоке, "атабек", "аталык", но в такой форме они у Казаков не принялись. Исторически термин А .становится известным после появления его в Литовских хрониках применительно к ХIV в., т.е. к тому времени, когда Аланы и Готы совместно с Казаками составляли дружину Крымского хана; относится к Крыму и следующий по времени появления на страницах древних актов, "атаман Дуван", после чего термин А. от средины ХVI в. начинает часто повторяться в источниках, постоянно связан с Казаками и вместе с ними продвигается к северу. До этого времени генуэзцы в своих актах называют казачьих вождей по половецки "оргузиями", в Золотой Орде казачьи начальники именуются "баскаками", а на Москве - "головами". В казачьих обществах термин А. сохранился и после покорения их Россией не только для местных начальников, но даже и для назначенных царем правителей. На Дону известны А-ны: Войсковые, Главной войски, Походные, Наказные, (заместители), Зимовых станиц, округов, станиц, поселков, хуторов, мелких отрядов. На Гетманщине для общин белорусских н украинских существовали старшины-войты и там же для Казаков по местечкам - А-ны громадские и А-вы казачьих мещанских общин. В Запорожской республике Низовой, кроме обычных походных и отрядных были приняты звания А-ов кошевых, куренных, школьных, крамных (заведовавших торговлей), лисицких (заведыв. охотами). В походах, в боевой обстановке обычное право предоставляло атаманам неограниченную власть: "куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем". В мирной жизни они были только выполнителями воли Народного Собрания и блюстителями порядка. "Гетман" у Поляков "ватаман" у новгородцев тоже связаны с германскими значениями, но иными, чем А. "Гетман" трансформировалось в Польше из немецкого Наuptmann - "главный начальник" там гетманами назывались главнокомандующие польскими, литовскими и казачьими военными силами. "Ватман" же образовалось из перенятого от купце с острова Готланда и мало измененного Wachtmann - "страж". Так в Новгородских землях назывались начальники городской стражи. Украинцы, переняв у Казаков термин А., передели его в Отаман, что лишило слово его основного смысла. Но Днепровские Казаки, несмотря на то, что прошли к ХVIII в. сильные украинские влияния, сохранили слово А. в его первоначальной форме.

АТАМАНОВО СЛОВО

АТАМАНОВО СЛОВО (некр.) - разрешение.

АТАРА

АТАРА - стадо овец

АФАНАСЬЕВ

Клавдий Иванович (дон.) - рожд.1875 г.; священник и член Русской Государственной Думы первого созыва. Принадлежал к конституционно-демократической партии и после роспуска Думы в числе подписавших "Выборгское воззвание"; в 1906 г. лишен сана священника, т.к.. считался политически неблагонадежным.

АХАННЫЙ ЛОВ

АХАННЫЙ ЛОВ - зимний лов рыбы "аханом", особой сетью, подвешенной подо льдом.

АЩЕЛЕ

АЩЕЛЕ (некр.) - если же; в том случае, если.

Следующая страница