Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Историческое известие о раскольниках

Заявление о нарушении
авторских прав
Автор:Русская литература (общая), год: 1787
Примечание:Автор неизвестен
Категории:Историческая статья, Религиозная статья

П. Б.

Историческое известiе о раскольникахъ.

Въ бытiйственныхъ книгахъ древнихъ и новыхъ временъ обретаются многiя свидетельства грубыхъ но для черни столь соблазнительныхъ коварствъ, что целые народы приводятся оными въ некое изступленiе делать то, что совсемъ здравому разсудку противно. Мудрые никогда непроизводили толь чудесныхъ переменъ для блага рода человеческаго, какъ невежды для пагубы его. Нетокмо въ странахъ обитаемыхъ людьми одичавшими отъ скудости, преселенiй въ дебри и пустыни и разныхъ другихъ причинъ, но и въ техъ, где просвещенiе часто водворялось, помрачало буйство очи простолюдимовъ и низвергало ихъ толпами въ ровъ погибели. Бедные стеная подъ игомъ жестокости и неразумiя стремятся сильно для освобожденiя себя отъ онаго ко всякому призраку обольщающему ихъ чувства. Въ самомъ нашемъ отечестве имеемъ мы много примеровъ поползновенiя разсудка человеческаго къ последованiю нелепымъ внушенiямъ техъ, кои обращаютъ слабость его въ свою пользу и нимало не помышляютъ о следствiяхъ своихъ поступокъ. Государи почитавшiе строгость надежнымъ врачевствомъ отъ недуговъ душевныхъ, тщетно оную противу ихъ употребляли. Кростость и мудрость суть несравненно надежнейшiя и почтительнешiя средства для удержанiя людей отъ заблужденiй. Сiи средства суть орудiя Великiя Екатерины, чрезъ кои управляетъ Она своимъ народомъ. Государи пекущiеся о благе своихъ подданныхъ въ томъ Ей подражаютъ и уготовляютъ Европе блаженство. Суеверiе скоро всюду истребится, сердца оживотворятся духомъ человеколюбiя и раздоры уступятъ место мирнымъ союзамъ братства. Поелику же ныне мракъ невежества толь приметно исчезать начинаетъ, то и нужно сохранить въ памяти те случаи, кои навлекли оной и на Россiю и изъ коихъ менее прочихъ известны побужденiя къ расколамъ и многоразличному ихъ разделенiю. Оне все слабы, но еще слабее ихъ умствованiя нашихъ простолюдимовъ, породившiя много буйствъ, но несравненно менее кровопролитiя, нежели у народовъ величающихся своимъ просвещенiемъ. Начало и постепенное ихъ возвращенiе есть следующее.

Россiйская церковь воспрiявшая начало свое въ 988 году отъ Греческой и зависевшая долго отъ оной была до половины последняго века въ совершенномъ согласiи, кроме некоего монаха Андреяна, возставшаго около 1003 года противъ поклоненiя иконъ, Iерархiи и законовъ церковныхъ, но приведеннаго немедленно въ разумъ истинны Митрополитомъ Леонтiемъ. Нынешнiе же расколы возъимели бытiе и силу свою летъ за сто предъ симъ: ихъ соблазнило исправленiе церковныхъ книгъ. Многiя погрешности обезобразившiя церковныя книги и произшедшiя по большой части отъ переписчиковъ за недостаткомъ училищъ и книгопечатень по причине разныхъ безпокойствъ государство угнетавшихъ, побудили еще въ 1512 году царя Василiя Ивановича писать въ Аөонскую гору къ тамошнему духовенству и просить, чтобъ прислали къ нему человека, способнаго исправить погрешности, вкравшiяся въ Россiйскiя церковныя книги; для чего и присланъ былъ оттуда старецъ Максимъ, мужъ въ Греческомъ и Славенскомъ языке весьма искусный, коего ревность къ исполненiю возложенной на его должности, стоила ему дорого; ибо народъ Россiскiй возропталъ на его съ самаго его приезду, что онъ неисправляетъ книги, но портитъ и вводитъ новую веру; по чему посадя его въ тюрму содержали его въ оной 38 летъ до самой его смерти. Царь Иванъ Васильевичь продолжая сiе исправленiе собралъ въ Москве соборъ именуемый стоглавнымъ подъ предводительствомъ Митрополита Макарiя, въ которомъ все Архiепископы и Епископы Россiской церкви присутствовали и который точно определилъ помянутое исправленiе. Царь Михаилъ Өеодоровичь съ родителемъ своимъ святейшимъ Патрiархомъ Филаретомъ Никитичемъ предпринималъ тоже, чему последовалъ и Патрiархъ Iосифъ въ царствованiе Алексея Михайловича, благоволившаго при Патрiархе Никоне собрать соборъ, въ коемъ присутствовало все знатное Россiское духовенство и на которомъ такъ же положено исправить церковныя книги. Государь писалъ о томъ ко вселенскимъ Патрiархамъ, изъ коихъ Константинопольскiй Папсiй собрал соборъ, где положено, дабы въ семъ деле точно следовать древнимъ Греческимъ и Славенскимъ книгамъ. По томъ еще было два собора, одинъ въ 1655 а другой въ 1667 году. Въ первомъ присутствовали Патрiархи: Антiохiйскiй Макарiй, Московскiй Никонъ, Сербскiй Гаврiилъ, Россiскiе Архiепископы и проч, а во второмъ Патрiархи: Александрiйскiй Папсiй, Антiохiйскiй Макарiй съ согласiемъ Цареградскаго и Iерусалимскаго, Московскiй съ 14 Митрополитами Россiскими и 8 Восточными Архiепископами, 5 Епископами, 25 Архимандритами, 6 Игуменами и 15 Протопопами, коими всеми единогласно исправленiе книгъ было определено и въ совершенство приведено. Съ того времени малопросвещенные а более злые люди почли и огласили исправленiе книгъ порчею и составили первый расколъ въ Россiйской церкве подъ предлогомъ истиннаго благочестiя, боголюбезнаго православiя, непорочнаго храненiя древней веры и отеческихъ преданiй. Главные начальники онаго были протопопы: Иванъ Нероновъ, Данiилъ и Аввакумъ съ Дiакономъ Өеодоромъ, великiе пустосвяты и при томъ духа гордаго и къ возмущенiю склоннаго. Сонмъ ихъ умножился скоро при стеченiи черни какъ пламень при бурномъ ветре, и смутивъ въ разныхъ местахъ народъ, захватилъ съ помощiю изменниковъ Астраханскихъ изъ шайки Стеньки Разина пребогатой Соловецкой монастырь и обратилъ оной въ свой вертепъ, которой по повеленiю Царя Алексея Михайловича былъ взятъ и большая часть скрывавшихся тамъ возмутителей получила мзду своихъ делъ и казнена 22 Генваря 1676. Староверцы утверждаютъ для прельщенiя слабоумныхъ, что трупы ихъ остались нетленны и проч. Никита показывалъ видъ совершеннаго раскаянiя и просилъ у Государя и собора прощенiя, которое и получилъ, но за дарованiе ему жизни отблагодарилъ онъ темъ, что во время стрелецкаго бунта подговоря многихъ себе подобныхъ и склоня на свою сторону немалое число стрельцовъ, ходилъ по площадямъ и корчемнымъ домамъ для возмущенiя народа и мало по малу столь усилился, что дерзалъ уже гласно склонять народъ на дело коварное, и вызывалъ къ себе для пренiя о вере самаго Патрiарха, дабы принесть его въ жертву своему неистовству, и во время его служенiя ворвался въ крепость съ великимъ множествомъ единомышленниковъ своихъ и въ буйстве кричалъ Государямъ Iоанну Алексеевичу и Петру Алексеевичу: велите Государи иметь Патрiарху съ нами дело о вере. Патрiархъ же прибегнувъ къ Богу и явясь немедленно у Ихъ Величествъ, просилъ о покровительстве, которое и оказано было ему съ мужествомъ и благоразумiемъ Ихъ достонымъ; ибо Они немедленно вошли въ грановитую палату и повелели туда же быть Патрiарху со всемъ его соборомъ для увещанiя мятежниковъ, которые такъ же въ сiю палату впущены были; но они при самомъ входе своемъ попрали слово Евангельское: воздадите Кесарева Кесареви и Божiя Богови, наделали множество безчинствъ въ присутствiи Высочайшихъ лицъ, родительницы ихъ; великихъ княженъ и знатнейшихъ особъ духовнаго и светскаго чина и невнимали никакимъ увещанiямъ и доказательствамъ о ихъ заблужденiи; поелику у нихъ не то совсемъ на уме было, какъ после при допросахъ и действительно оказалось по преданiи Никиты въ руки правосудiя самыми его сообщниками. - Изъ числа мятежниковъ попъ Козьма убоясь жребiя Никиты, казненнаго на красной площади, подговорилъ съ собою несколько десятковъ человекъ и бежалъ изъ Москвы въ 1668 году въ Стародубовскую некоторую область и тамъ стекавшихся къ нему въ великомъ множестве мужиковъ вторично крестилъ и миромъ мазалъ по выдержанiи ими сорокодневнаго поста съ крайнимъ воздержанiем и соделанiи всякой день 300 земныхъ и 700 поясныхъ поклоновъ, а въ нощное время 600 молитвъ Iисусу и проч. Отъ сего Козьмы установлено, что бы православные его ни съ кемъ изъ иноверцовъ непили и неели, въ баню неходили, Богу вместе немолились, ни о чемъ съ ними неразсуждали, на торгу кроме великiя нужды непокупали пищи, да и ту молитвою бы очищали и проч. О строгомъ же сохраненiи заповедей Божiихъ и любви ко ближнему ничего неупомянуто. - Вскоре по томъ некоторый Стефанъ попъ съ сыномъ своимъ Димитрiемъ пришелъ туда же изъ Белева и поселясь въ слободе Митковке поразнился съ Козьмою въ томъ токмо, что никого неперекрещивалъ. Дошедшiй до нихъ слугъ [возможно, должно быть "слухъ". - Прим. В.М.] о Высочайшемъ повеленiи сыскать и представить ихъ въ Москву, принудил ихъ преподобiя ятися бегу въ Польшу и водвориться при реке Витке во владенiи некоего помещика Халецкаго, где по краткомъ мирномъ сопребыванiи возъимели другъ противу друга великую вражду за колоколъ, которой Козьме хотелось иметь а Стефану нетъ. По смерти Козьмы учинился преемникомъ его некiй беглый чернецъ Iоасафъ, управлявшiй паствою своею 5 летъ и положившiй основанiе сооруженiю церкви, доконченной и освященной разстригою Өеодосiемъ. Съ того времени умножился расколъ въ Россiи до крайности и соблазнивъ тысячи простодушныхъ, разсеялъ ихъ по дебрямъ и пустынямъ, где они бедственно провождали дни свои и часто ради мученическаго венца сожигались толпами. Разделенiе же въ ономъ главное последовало тогда, когда вымерли у нихъ попы принявшiе священническiй санъ прежде исправленiя книгъ: тогда одна половина осталась безъ священства и таинствъ, а другая довольствовалась наборомъ беглыхъ поповъ приходившихъ къ нимъ подъ видомъ возвращающихся отъ ереси къ благочестiю. Безпоповщина разделяется на 4 отрасли: на Поморской, Өеодосiевской, Нетовской и Филиповской толкъ. О поморянахъ известно, что они возъимели начало свое отъ Данилы Викулина на свою сторону весь Олонецкiй уездъ и основалъ около 1694 года выгорецкой скитъ, пришедшiй въ отменную славу при преемнике его Андрее Денисове, человеке хитромъ и столько грамотномъ, что сочинилъ две исторiи: одну о взятiи Царемъ Алексеемъ Михайловичемъ Соловецкаго Монастыря, а другую о казни староверцовъ Аввакумовскихъ, где весьма хитро украсилъ повести свои баснотворными подвигами оныхъ лжестрадальцовъ, уподобленныхъ древнимъ святымъ мученикамъ и проч. Онъ писалъ такъ же съ помощiю брата своего Андрея и поморскiе ответы Неофилу Iеромонаху присланному къ нимъ по Именному повелеенiю для увещанiя ихъ и обращенiя на путь истинны. Сiи хитросплетенные ответы, такъ же весьма старинные и редкiе Россiйскiе книги и рукописи, богатыя иконы и иныя великолепныя церковныя утвари, добытыя ими за великiя деньги при помощи многоразличныхъ пронырствъ, служили камнемъ претыканiя всемъ темъ, кои были набожны, но незнали, въ чемъ состоитъ истинное благочестiе. Въ вышесказанныхъ Денисовыхъ исторiяхъ упоминается, что некiй старецъ изъ Соловецкаго Монастыря избегшiй участи собратiи своей, принесъ оттуда въ поморье запасные дары, коихъ оскуденiе принудило его соединить остатки ихъ съ хлебеннымъ растворомъ и испечь хлебы для того же употребленiя, и будто не ради продажи крохъ ихъ за мешки сребра и золота. После его были здесь главные настоятели: Петръ Прокофьевъ, Иван Филиповъ, Леонтiй Өеодосiевъ и инные, коихъ всехъ ученiе состояло въ следующемъ: 1) перекрещивать къ нимъ приходящихъ; 2) признавать Антихриста пришедшимъ въ мiръ и царствующимъ; 3) немолиться о здравiи Государей; 4) неиметь отнюдь браковъ и разводить женатыхъ на чистое житiе; 5) непринимать креста изъ двухъ частей сложеннаго; 6) отъ огнесожженiя и погребенiя себя живыхъ неотрицаться и за самоубiйцъ Бога молить, признавая ихъ святыми страдальцами мученическаго венца удостоившимися; 7) на трисоставномъ кресте неделать обыкновенной надписи а особливо подъ титлами и проч. подобн. - Өеодосiевской толкъ воспрiялъ начало свое отъ Өеодосiя Васильева отщетившагося въ 1706 или 1707 году отъ Поморянъ и разпространившаго около Новгорода и Пскова ученiе свое заключающееся найпаче въ томъ: что бы при сохраненiи Поморскаго православiя полагать предъ обедомъ за покупаемое отъ нечестивыхъ на торгу брашно по 100 поклоновъ, и делать въ печныхъ изразцахъ диры, дабы удобнее благодать во время молитвы на уготовляемыя ествы действовала, ради чего и сосуды съ напитками бываютъ у нихъ тогда же отверсты.

Юношамъ, девамъ и женамъ въ Воскресные дни и прочiе праздники въ лесъ за ягодами и грибами неходить и по чужимъ деревнямъ негулять; 2) по середамъ и пятницамъ а въ великой постъ по вторникамъ и четвергамъ по дважды, въ прочiе же дни по трижды неесть; 3) на пьющихъ вино и пиво отъ жидовскихъ рукъ налагать постъ на 12 дней а на всякой день по 100 поклоновъ; 4) растящихъ на главе власы и носящихъ шляпы къ моленiю недопущать; 5) по середамъ и пятницамъ бань отнюдь нетопить; 6) налагать по 500 поклоновъ на поющихъ светскiя песни, играющихъ въ дуды, качающихся на качеляхъ и ходящихъ к ворожеямъ; 7) налагать по 1000 поклоновъ на того, кто будетъ въ суде иноверцовъ искать правды; 8) съ новожонами нежить въ одной храмине; 9) въ отлученныхъ домахъ, мiрскихъ и новоженскихъ Христа не славить; 10) стряпухъ при себе недержать; 11) юношамъ рубахъ красныхъ и сподницъ каламенковыхъ, а девицамъ сапоговъ и платковъ красныхъ и подвязокъ золотыхъ на моленiи неиметь.

Филиповской толкъ обязанъ началомъ своимъ чернецу Филипу, Андрея Денисова келейнику, который возъимевъ желанiе заступить место своего настоятеля и неполуча на то отъ братiи согласiя, разсудилъ за благо обличить оную въ несовершенномъ храненiи древняго православiя и отъ нее удалиться. Къ нему пристало немедленно человекъ до пятидясяти ревностныхъ поборниковъ его благочестiя и онъ удалясь съ ними за несколько десятковъ верстъ отъ прежняго своего жилища, построилъ тамъ себе скитъ и во ономъ со всемъ почти своимъ стадомъ духовнымъ въ 1742 году сожегся. Съ того времени далеко разпространилося его ученiе, коего главное отличiе отъ Поморскаго состоитъ въ отсеченiи четвертаго аминя, строгомъ отверженiи брака и перекрещиванiи приходящихъ къ нимъ супруговъ, нарицаемыхъ после того духовными братiями и сестрами, въ храненiи тресоставнаго креста безъ титлы, въ поклоненiи однемъ только темъ иконамъ, кои въ ихъ согласiи писаны, и во всегдашнемъ разглагольствiи о мученическомъ венце, ради котораго уговариваютъ они всякаго къ себе новоприходящаго поститься 40 дней по примеру Спасителя, на что если кто согласится, то выисповедавъ его снимаютъ съ него все платье и запираютъ его въ пустой и темной избе, где онъ пришедъ чрезъ несколько времени въ изнеможенiе проклинаетъ прельстившихъ и заключившихъ его безчеловечно, тоскуетъ, стонетъ, терзается и на конецъ въ отчаянiи и неописанномъ безобразiи испускаетъ духъ свой. -

Что же принадлежитъ до Нетовскаго или Спасовскаго толку таинство погибло на земли, и что хотящiе спастися должны прибегнуть къ одному Спасу, который ведаетъ, какъ бедныхъ спасти. Они называются Нетовщиною по тому, что говорятъ: нетъ ныне никакой святыни въ мiре, а Спасовщиною для того, что во всемъ на благодать Спасителя полагаются. Изъ сего Филиповскаго толку некоторые видя, что порядокъ света стоитъ ненарушимо а въ девстве ихъ умножается приметно любострастiе, заключили, что должно исполнить и оное слово Божiе: не добро быти единому, ради чего за неименiемъ у себя священниковъ, почли за нужное прибегнуть въ семъ случае къ такъ называемой ими новой церкве, а оттуда возвратясь въ благочестивое свое собранiе раскаеваться тамъ въ дерзновенно содеянномъ грехе. Другiе утверждая, что венецъ ни къ чему неслужитъ, и что сила брака заключается въ согласiи сочетавающихся и родительскомъ съ обеихъ сторонъ благословенiи, позволяли вступать въ супружество безъ всякихъ церковныхъ обрядовъ. Третiе же вступя въ супружество темъ или инымъ образомъ, нарекли себя прелюбодеями а женъ своихъ блудницами, по тому, что въ Антихристово пришествiе, о коемъ они столь сильно другъ друга уверяютъ, не где получить благословенiя Божiя. Некто Иванъ Алексеевъ изъ Өеодосiева толку старался въ разныхъ сочиненияхъ уверить благочестивую свою братiю, что девственная жизнь состоитъ единственно въ произволенiи нашемъ и въ силахъ оную въ себе вместить. - Самокрещенцы суть подражатели некоего Павла, которому все толки древняго православiя непонравились для того, что имели по приметамъ его съ Антихристомъ сообщенiе въ разсужденiи оскверненiя пришествiемъ его нетокмо всехъ людей и зверей, но земли и воды. По мненiю его чиста одна токмо дождевая вода, которую онъ избравъ для окрещенiя себя, возбудилъ въ некоторыхъ соревнованiе къ своему благочестiю. Адамантовъ толкъ Антихристово по мненiю его время; имя же свое заимствуетъ отъ твердости, съ каковою пребываетъ въ любезномъ своемъ православiи. - Молоканы отступившiе много отъ ученiя староверческой своей собратiи едятъ по середамъ и пятницамъ сыръ и молоко а въ суботные дни постятся. - Щельники иконамъ непокланаются, смотрятъ во время молитвъ своихъ въ щели и безмерно къ ближнимъ свирепы и злобны; обитаютъ же большою частiю на Дону. - Селезневскiй толкъ разпространившiйся нарочито въ Польше и имевшiй частое обращенiе съ жидами, прилепился немало къ ихъ ученiю и обрядамъ. - имеетъ главнымъ своимъ основанiемъ ученiе о сложенiи перстовъ и удостоенiи мученическаго венца, коего некiй ревнитель перекрестилъ въ 1781 году въ слободе Злынке беременную свою жену и троихъ детей, и тогда же всехъ ихъ убивъ ночью сонныхъ, пришелъ по утру къ таможеннымъ приставамъ и объявя имъ вину свою, сказалъ: я мучитель былъ своихъ, а вы будите мне; и такъ они отъ меня а я отъ васъ пострадаю и будемъ вкупе въ царствiи небесномъ мученики. - Толкъ Христовщины самой худшiй изъ всехъ. Оной положилъ выбирать себе Христа изъ собратiи своей и ему покланяться; заблужденiя его столь ужасны, что никакое перо описать неможетъ. Кадильники