Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Токмаков В.Н.: Армия и государство в Риме - от эпохи царей до Пунических войн
Введение

ВВЕДЕНИЕ

Пояснительная записка

Войско и народ - как две стороны одной медали - всегда, во все времена составляли суть общества, государства, цивилизации и находились друг с другом в диалектическом единстве и борьбе. Применительно к истории Древнего Рима этот тезис приобретает особую значимость и универсальность, ведь мощная римская военная организация представляет собой удивительный феномен мировой цивилизации. Возникнув в глубокой древности и пронизав все римское общество, все его социально-политические и правовые институты, военная организация наложила свою печать на римский менталитет и блестяще проявилась в уникальном военном искусстве. Этот феномен не подвергался сомнению самими древними, тем меньше этих сомнений возникает у нас, ибо мы вооружены знаниями о последующих эпохах. И в Средние века, и в Новое время военное искусство развивалось в русле, пройденном римлянами, чьи военные принципы пережили Вечный город.

Отдельных успехов на этом поприще достигали спартанцы и афиняне, не будем забывать о македонской фаланге Александра Великого при Иссе и Гавгамелах и о талантах Ганнибала при Требии и Каннах. Но именно римлянам выпало судьбой создать универсальную военную систему. Славу Эллады, как мы знаем, составили высокое искусство, философия и бессмертные достижения политического гения, которые наглядно проявились в феномене демократии. Величие же Рима, при всех прочих условиях, покоится на его военной организации.

С поразительной точностью и подкупающей краткостью резюмировал эту уникальность Рима историк времен империи Валерий Максим (Val. Max. II. 8): «Военное искусство (disciplina militaria), энергично упражняемое, стяжало римскому владычеству верховенство в Италии, даровало управление множеством городов, великими державами, могущественнейшими народами, распахнуло пролив в Понтийское море, взломало запоры к горам Альп и Тавра и превратило исток из крохотной хижины Ромула в вершину над всем кругом земель».

Римская военная организация послужила одной из основных предпосылок расцвета могущества Рима и превращения его в мировую державу. Но она сама была плодом длительного исторического развития. Причем развития, которое происходило синхронно с социально-экономической, политической и правовой эволюцией всего общества и гражданства. Даже в I в. до н. э., во времена поздней Республики и ранней Империи, когда военная организация достигла своего классического вида, знаменитые «железные» легионы Гая Мария, Гнея Помпея и Гая Юлия Цезаря сохраняли ряд черт и пережитков более древней эпохи, и прежде всего архаического Рима.

Итак, темой курса будет не вся эпоха республики, а только ее часть - период архаики и ранней Республики (VI-III вв. до н. э.), который весьма продолжителен не только по времени, но и по значению. Исследователи обычно лишь бегло упоминают об этом периоде, считая его, так сказать, предысторией великой римской державы эпохи поздней Республики или Империи. Но убежден, что ранний период в истории Рима был не менее важен и интересен, чем время зрелости.

Ведь зрелость - это словно распустившийся роскошный цветок, в нем уже проявлены все возможности и скрыты элементы увядания.

Эпоха архаического Рима - это еще не раскрытый бутон, который таит в себе очарование тайны будущих красот и свершений. А исследовать истоки, угадывать зародыши будущего, как бы заново моделировать его, на мой взгляд, интереснее созерцания уже готовой конструкции. Но как характер ребенка закладывается в детстве, так и (если можно так выразиться) «характер» государства, цивилизации формируется в период его становления. А именно в архаическом Риме, т. е. в период царей (VIII-VI вв. до н. э.) и особенно в ранней Республике (V-III вв. до н. э.), зарождалась воинская система и формировались основы военной организации, которые определили ее эволюцию на века вперед. Именно в эту эпоху военная активность Рима стремительно нарастает. Военное искусство гражданской общины оттачивается в беспрерывных войнах, характерных для стадии классообразования. Военизированность гражданства достигает своего апогея, полностью подчиняя себе генезис раннеримского государства (civitas) и экономическое развитие, питавшееся за счет расширения земель путем военных захватов. Более того, милитаризация жизни и конституции общества подчиняет своему влиянию его духовную, религиозно-идеологическую жизнь, связанную главным образом с обслуживанием сакральных и правовых норм военной организации.

Сразу отметим, что вся эта бурная эпоха проходит под знаком развития центуриатной конституции, которая коренным образом переустроила все архаическое общество и стала теми дрожжами, на которых взошло раннеримское государство. Поэтому изучение военных и правовых аспектов центуриатного строя логично составляет основное содержание данного курса и закономерно определяет его хронологические рамки. Они открываются периодом зарождения центуриатного войска в середине VI в. до н. э. в результате реформ шестого римского царя Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.). После изгнания из Рима последнего царя, Тарквиния Гордого (или Суперба), и установления республиканской формы правления в 509 г. центуриатное войско впервые обретает политические функции. Оно становится ареной напряженных внутренних конфликтов между патрициями и плебеями и инструментом внешней агрессии, направленной на завоевание Центральной Италии в VI-IV вв. до н. э.

Полтора столетия главным противником Рима были этруски, особенно город Вейи. Римляне вели войны с этрусками в середине

VI в. до н. э. при Сервии Туллии и длительную борьбу на истощение в 70-е гг. V в. до н. э. В ходе этой войны римляне потерпели разгром Фабиев на реке Кремера в 478 г. до н. э. Наконец, в 396 г. до н. э., после десятилетней осады, Марк Фурий Камилл захватил и разрушил ненавистный город, обезопасив Рим с севера. Лишь в течение IV-

III вв. до н. э. римлянам удалось установить контроль над Этрурией. Дважды, не считая мелких стычек, разражались войны с латинами за господство Рима в Лации. Первая происходила в 501-493 гг. до н. э. и закончилась равноправным союзом Рима с Латинской лигой. Вторая велась уже в 340-338 гг. до н. э. Ее итогом стало полное подчинение Риму Лация. Наконец, во второй половине IV в. до н. э. трижды вспыхивали длительные войны с самнитами (343-290 гг. до н. э.). Они шли с переменным успехом. Были и победы, и тягостный разгром римлян в Кавдинском ущелье в 321 г. до н. э. Но результатом этих войн стало установление господства римлян над Самнием и Кампанией, а после войн с эпирским царем Пирром в начале III в. до н. э. власть римлян распространилась на всю Южную Италию. Сложно даже перечислить бесконечные войны и ежегодные стычки римлян в V в. до н. э. с племенами Центральной Италии: вольсками, сабинянами, фалисками, герниками, эквами, а в IV в. до н. э. - с пришельцами из Северной Италии - галлами.

В ходе этих войн изменялась и сама центуриатная организация. С первой половины IV в. до н. э. на политической арене на первый план выдвигается трибутное народное собрание. Во второй половине века войско переходит к так называемой манипулярной тактике и легионной боевой структуре. Центуриатная система в итоге перестает быть преимущественно военной и превращается в форму политической организации гражданского коллектива. Весь этот сложный комплекс социальных, конституционных, правовых и военных аспектов знаменует переход римской военной организации на качественно новую ступень как института государства. А это обстоятельство ставит объективно предел предмету данного курса.

Под военной организацией понимается совокупность социальных отношений, политических институтов и структур, а также правовых норм и конституционных установлений, которые направлены на формирование, обслуживание, обеспечение легитимности и управления воинскими силами общества. Таким образом, собственно войско, его структура и боевая тактика, предстает важнейшим, но не единственным компонентом всего комплекса военной организации.

Следует учесть также, что в развитом обществе армия как бы отрывается от основной массы народа, становится государственным институтом и создается иллюзия ее аполитичности. Напротив, на ранних стадиях развития человечества, как показывает история многих цивилизаций, военная система практически совпадает с социополитической организацией, а войско - со всем народом. Исходя из этого, воинские силы архаического Рима именуются «войском». «Армия» же представляет собой регулярный вооруженный контингент, который характерен для уже сложившегося государства, и является инструментом политики господствующих в государстве сил и социальных групп.

Учитывая все сказанное, центральной задачей курса является раскрытие взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимовлияния войска и военной организации в целом с раннеримской гражданской общиной. Поэтому нам придется рассмотреть сложившуюся в VI-

III вв. до н. э. социальную структуру Рима, так как она обусловила состав центуриатного войска.

Как известно, связь военной организации с обществом и отдельным гражданином проявляется через институт комплектования воинских сил. Поэтому он также окажется в сфере нашего внимания. Не менее важно определить место военной организации в римской конституции и среди сакрально-правовых институтов. Общеизвестно также, что тот, кто владеет войском, владеет и всем обществом. Поэтому в завершение курса мы обратимся к институтам верховного командования и верховного распоряжения войском. Первые (консулат, диктатура) определяют характер и способ деятельности войска, а вторые формируют цели и объекты применения войск в интересах той или иной социальной группы или всего социума.

Изучение характера, развития и составных компонентов военной организации Рима периода архаики во взаимосвязи с генезисом раннеримского государства (civitas) - основное содержание спецкурса. Войско и народ в диалектическом единстве. Вклад римлян в развитие военного искусства. Римская военная организация как феномен мировой цивилизации, ее влияние на социально-политические и правовые институты. Военная организация римлян - одна из предпосылок расцвета могущества Рима и превращения его в мировую державу.

Длительный период исторического развития военной организации, его синхронность с политической эволюцией всего общества. Зарождение и формирование основ военной организации в период архаики и до Пунических войн (VIII - начало III в. до н. э.).

Связь военной организации с развитием центуриатного строя. Хронологические рамки центуриатного строя: от реформы царя Сервия Туллия (середина VI в. до н. э.) до перехода римского войска к манипулярному строю во второй половине IV в. до н. э. и окончательного превращения центуриатного устройства в форму политической организации гражданского коллектива (середина III в. до н. э.).

Понятие «военной организации» как совокупности социальных отношений, политических институтов и правовых норм, которые направлены на формирование, обслуживание, обеспечение легитимности и управления воинскими силами общества. Войско как важнейший компонент всего комплекса военной организации. Отличие войска от армии - регулярного вооруженного контингента государства. Институты верховного командования и распоряжения воинскими силами.

Тема 1.
Вопросы источниковедения и историографии

Источники

Расширение круга источников в течение XX в. Введение в научный оборот новых видов источников: археологических, эпиграфических, лингвистических. Надпись из Сатрика, раскопки на римском Форуме, Эсквилине и этрусских гробниц. Подтверждение достоверности сведений письменной традиции.

Письменная традиция - основной вид источников по истории архаического Рима и военной организации. Сочинения Тита Ливия, Дионисия Галикарнасского, Цицерона, Плутарха, Диона Кассия, Авла Геллия, Саллюстия Криспа, Валерия Максима, Луция Аннея Флора. Данные поздних античных авторов: Феста, Аврелия Виктора, Макробия, Зонары, Исидора Севильского, Иоанна Лида, грамматика Сервия Гонората и др. Памятники римского права о военной организации и военном праве: «Дигесты», «Институции» Гая, труды Ульпиана, Павла, Кодекс Юстиниана.

Особенности комплексного анализа письменных источников. Проблема подлинности данных традиций, адекватности отражения ею реальности и вторичной интерпретации исторического факта. Сравнительно-исторический анализ источников - основной метод исследования социально-политических и военных процессов в раннеримском обществе. Преодоление наследия гиперкритицизма в антиковедении при изучении древнейшей римской истории. Восстановление доверия к данным источников при дальнейшем углублении их внутренней критики.

Европейская и российская историография архаического Рима XIX-XX вв.

Зарубежная историография. Характеристика основных школ и направлений в исследовании зарождения и развития раннеримского государства (civitas). Труды основоположника критического метода Бартольда Нибура, крупнейшего романиста XIX в. Т. Моммзена, Г. Генца, Дж. Ботсфорда и представителей гиперкритицизма в первые десятилетия XX в.: Э. Пайса, А. Розенберга, К. Белоха, Ф. Альтхайма.

Исследования в 30-50-е гг. XX в. связи центуриатной организации с войском в работах П. Фраккаро, М. Нилльсона, X. Лэста, А. Момильяно. Послевоенное развитие романистики в трудах итальянских ученых Г. Де Санктиса, Ф. Де Мартино, Р. Парибени, С. Маццарино, П. Де Франчиши и др. Развитие внимания к социальным и правовым аспектам раннеримской истории в современных работах Р. Палмера, Й. Блайкена, У. фон Любтова, Ж.-К. Ришара, Ж. Эргона, Э. Перуцци, Кр. Ханелла, В. Кункеля и др. Военные вопросы и реконструкция вооружения П. Коннолли, Э. Гьерстадом и др.

Отечественная историография. Труды по раннеримской истории и военно-политическим институтам ученых XIX в.: Д. Азаревича, Ю. Кулаковского, И. В. Нетушила, И. А. Покровского. Разработка тем классообразования, развития социальных отношений и государства в трудах историков советского периода: С. И. Ковалева,

Н. А. Машкина, Н. Н. Залесского, А. И. Немировского, Е. М. Штаерман. Новые концепции генезиса раннеримского полиса, происхождения и борьбы патрициев и плебеев, аграрных и военных проблем ранней Республики в трудах И. Л. Маяк. Изучение системы римских магистратур и правовой конституции республиканского Рима в работах В. В. Дементьевой. Исследования военных и правовых вопросов Е. А. Скрипилевым, А. И. Игнатенко и др.

Развитие историографии - от абстрактного реконструирования схем к осознанию важности комплексного изучения военной организации.

Тема 2.

Римское куриатное ополчение от Ромула до Сервия Туллия

Возрастание роли войны в Риме на этапе разложения родоплеменной общины. Оформление родового ополчения и органов управления общиной в эпоху правления Ромула (первая половина VIII в. до н. э.). Характер и куриатная основа комплектования общинного ополчения.

Возникновение и сущность курий как замкнутых групп сородичей. Паги - земельные владения курий. Формирование куриями своих воинских отрядов по кровнородственному принципу. Длительность процесса образования тридцати курий и их постепенное объединение в более крупные родовые единицы - три гентилъные трибы (племени): Тиции, Рамны и Луцеры.

Фиксация числа курий и триб во времена Ромула - признак разложения родоплеменной общины и трансформации ее в соседскую. Завершение процесса прекращения принятия новых родов в курии при царе Анке Марции (вторая половина VII в. до н. э.). Типологическое различие римской курии и греческой фратрии.

Военная направленность реформ Ромула как завершение этапа конституирования органов и традиций так называемой военной демократии - высшей стадии развития родового строя. Превращение курий в тесные объединения патриархальных родов с обособляющимися фамилиями. Полноправные члены курий - патриции. Особое положение в куриях способных носить оружие мужчин - членов куриатного народного собрания (comitia curiata). Воплощение в досервианской курии органического единства базиса комплектования куриатного войска и собственно войсковой единицы - куриатного отряда.

Набор римской конницы по трибам - отражение более позднего этапа развития, смены родовой общины соседской. Равное участие всех членов курий в войске и народном собрании (комициях) - условие слияния новых родов переселенцев со старыми в единый Populus Romanus Quiritium (или Quirites).

Сильные стороны куриатного ополчения в царский период: про-:тота набора непостоянных по численности куриатных отрядов и их лояльность общине и вождю. Слабые стороны: замкнутость родового коллектива, зависимость численности войска от воспроизводства мужской части населения общины. Тормозящая роль куриатного принципа комплектования воинских сил во время войн с этрусками в VII-VI вв. до н. э.

Реформа Сервия Туллия по данным традиции

Внутренние и внешние причины преобразования римского войска в эпоху правления царя Сервия Туллия (578-534 гг. до н. э.). Сведения Ливия, Дионисия Галикарнасского, Цицерона и других древних авторов о Сервии Туллии и его реформе. Учреждение ценза и разделение населения Рима на пять цензовых (имущественных) разрядов (классов). Разное количество центурий пешего войска, выставляемых каждым разрядом. Деление разрядов по возрастам (юниоры и сениоры). Вооружение воинов каждого разряда и их место в боевом строю. Новое административное деление Рима на территориальные трибы. Учреждение нового типа народных собраний по центуриям - comitia centuriata. Связь политического перевеса центурий первого разряда и всадников над центуриями всех остальных разрядов с правом-обязанностью общинника нести военную службу в новом центуриатном войске.

Объединение в центуриатном войске патрициев и плебеев - важнейший результат реформы Сервия Туллия.

Аутентичность данных традиций о Сервианской реформе

Гиперкритические теории о недостоверности античной традиции по центуриатному устройству Рима: отрицание денежного исчисления ценза граждан и регламентации вооружения цензовых разрядов.

Археологические данные о применении денег в Риме VI-V вв. до н. э. (aes grave, aes signatum, aes liberale, монет греческих колоний). Свидетельства о высоком уровне развития товарных отношений в период ранней Республики.

Достоверность времени проведения Сервианской реформы в середине VI в. до н. э. Политические, социальные и военные условия. Войны с этрусками. Отсталость куриатного ополчения. Формирование слоя «средних собственников», крестьян из зажиточных патрициев и плебеев - основы гоплитской фаланги.

Включение в ценз всего состояния общинника вместе с земельным наделом и движимым имуществом. Сущность трибута как взноса гражданина на приобретение себе оружия согласно его месту в боевых порядках войска. Связь ценза, трибута и способности военнообязанного общинника обеспечить себя вооружением. Централизованное распределение оружия воинам из арсенала общины.

Распространение гоплитского вооружения в Центральной Италии и Риме в эпоху архаики. Археологические типы вооружения. Адекватность цензовой классификации сервианских разрядов началу проведения реформы.

Проблема заимствования римлянами этрусского воинского строя - фаланги. Теории (К. Белох, Эд. Мейер, X. Скаллард) о политическом, экономическом и религиозном подчинении Этрурией Рима в VI в. до н. э. в связи с правлением так называемой «этрусской династии». Самобытность социального и культурного развития Рима. Создание внутренних предпосылок для преобразований в военной и политической сферах.

Сущность и значение реформы Сервия Туллия. Центуриатная реформа - важнейший этап на пути генезиса римского государства (civitas).

Коренное отличие центуриатной системы от греческой тимократии - сохранение куриатной родовой организации. Военная направленность реформы Сервия Туллия. Создание качественно нового типа войска, введение фаланговой тактики, воплощение военно-политического единства общины в новом центуриатном собрании граждан, независимо от родовой принадлежности. Войско как стержень развития всего раннеримского общества.


Трансформация центуриатного строя в первый век республики

Первоначальная структурасервианского общества и войска

Вопрос об общем числе сервианских центурий и первоначальном количестве цензовых разрядов. Связь classis procincta et clipeatos с exercitus armatus. Тождество classis (позднее - 1-й разряд) с тяжеловооруженным войском - гоплитской фалангой. Категория infra clas- sem - вспомогательные и легковооруженные войска, сражающиеся вне фаланги.

Разделение общего числа центурий infra classem на четыре цензовых разряда в течение первой половины V в. до н. э. в ходе борьбы патрициев и плебеев. Военные причины политического преобладания фаланги (classis) по числу центурий над вспомогательными частями infra classem с численно более крупными центуриями.

Постоянный и стабильный со времен Сервия состав центури-атного войска и комиций из 193 центурий. Реформа центуриатных комиций во второй половине III в. до н. э. и превращение центурий в подразделения территориальных триб.

Отсутствие в центуриатной конституции деления на сословия. Категории римского населения по Законам XII таблиц: assidui и proletarii. Связь между ассидуями и locupletes (владельцы земельных наделов). Ассидуи («дающие ассы») - полноправные землевладельцы, члены цензовых разрядов (classici), несущие военную службу.

Время проведения реформы Сервия Туллия

Теории (М. Нилльсон, Г. Де Санктис, К. Белох, Дж. Самнер, А. И. Не-мировский) о проведении реформы Сервия Туллия в IV-III или на протяжении V в. до н. э. и свидетельства источников о достоверности развития центуриатного войска и функционировании центуриатных комиций с VI до середины V в. до н. э.

Начало сословной борьбы патрициев и плебеев после центуриатной реформы ради достижения правового равноправия в центуриатной общине, а также ради принятия в цензовые разряды более широких масс плебеев. Оформление сословий в период 2-й сецессии плебеев и создания Законов XII таблиц (середина V в. до н. э.).

Проблема «куриатной реставрации» начала V в. до н. э.

Версии о походе 306 представителей рода Фабиев против этрусского города Вейи и их разгроме на р. Кремере в 478 г. до н. э. Современные критические штудии о господстве в Риме куриатного строя в начале

V в. до н. э. и конкретные данные источников о развитии фаланги. Попытка патрицианской «куриатной реставрации» в первой четверти V в. до н. э. Экономический и военный упадок Рима после свержения царской власти.

Всплеск родоплеменных пережитков на этапе утверждения центуриатного строя и перехода к государству. Противоречия куриатных устоев патрицианской общины и военной цензовой организации как катализатор складывания гражданского общества (civitas).

Длительный период проведения реформы Сервия Туллия: от создания нового войска к преобразованиям общественно-политической структуры. Революционный характер центуриатной реформы.

Тема 4.
Утверждение Сервианской конституции: от царей к республике Судьба реформы Сервия Туллия в правление Тарквиния Гордого

Борьба за сохранение и развитие «наследства Сервия Туллия» в конце VI - первые десятилетия V в. до н. э. Начало противостояния патрициев и плебеев после проведения реформы Сервия Туллия.

Продолжение Тарквинием Гордым основных направлений преобразований Сервия Туллия. Усиление царской власти за счет ущемления прав патрициев, опора царя на войско и расширение социальной базы за счет включения в военную организацию плебеев. Аграрная и строительная деятельность Тарквиния Гордого. Успешная внешняя политика царя и попытки расширить состав римского гражданства путем привлечения в войско новых масс населения Лация.

Установление республики: торжество центуриатной конституции или «патрицианская реакция»?

царей.

Резкое возрастание роли центуриатного войска в политикоправовом конституировании новой власти. Превращение войска в политический институт. Избрание первых консулов в центуриатных комициях. Реализация центуриатным войском прав верховного суверенитета общины.

Экономические уступки плебеям. Закон Валерия Попликолы о провокации (праве обращения осужденного на смерть гражданина к центуриатному собранию). Возобновление действия в начале республики «священных законов» царей о правах плебеев. Невозможность восстановления куриатно-родового строя. Начало прямой конфронтации патрицианской общины и центуриатной военной организации.

Тема 5.
Расширение военной организации и эволюция понятия "populus "

Содержание понятия "populus"в исторической перспективе

Терминология плебса, патрициев и populus у античных авторов. Теории о содержании понятия "populus" в архаическом Риме: populus - весь народ, включая плебеев. Данные «Дигест», Гая, Феста, Авла Геллия. Определение понятий «патриции» и «плебс». Их связь с понятием «гражданство» (cives).

Сведения Феста о scitum populi как решении народа, а не плебса - подтверждение однородного патрицианского характера populus в архаическом Риме. Куриатная организация - олицетворение изначальной римской общины в изменяющихся исторических условиях.

Трактовка фрагмента Феста о pilumnoe poploe. Обозначение термином populus коллектива граждан, объединенных воинской службой в общинном ополчении (военной организации). Совпадение в царский период патрицианской куриатной организации с понятием военного populus. Распространение понятия populus на куриатные комиции.

Теории о происхождении плебеев: социальная - слой рядовых общинников, «простонародья» в противопоставлении знати (патрициям); этническая - покоренные и переселенные в Рим сабиняне или этруски: этнополитическая - переселение в Рим царем Анком Марцием (конец VII в. до н. э.) жителей латинских городов без предоставления гражданства. Возникновение плебса как особой прослойки поселенцев, не принятых, в отличие от более ранних переселений, в курии. Отсутствие у плебеев гражданских прав и доступа к «общественной земле» (ager publicus). Исключение плебеев из военной организации в досервианский период.

Социальные, сословные и правовые различия между патрициями и плебеями. Правовой признак плебейских родов - положение вне курий. Закрытие плебеям доступа к участию в деятельности куриатной организации и общественных священнодействиях. Их родовое неполноправие. Включение плебейских родов в курии на место выбывших родов патрициев и возведение их в патрицианское достоинство как условие принятия в сенат.

Проблема присутствия плебеев в куриях после реформы Сервия Туллия. Клиентские отношения плебеев с патрициями. Первоначальное избрание плебейских трибунов в центуриатных комициях с их обязательным одобрением куриатным собранием патрициев. Закон Волерона 471 г. до н. э. о переносе выборов плебейских трибунов из центуриатных комиций в трибутные как важный этап оформления плебеев в самостоятельное сословие внутри центуриатной системы. Отсутствие сенатского и куриатного контроля за решениями трибутного собрания - упрочение независимости плебейских трибунов в борьбе за военно-политические и экономические права плебеев.

Populus в постсервианский период

Включение плебеев после реформы Сервия Туллия в центуриатное войско и гражданство (cives). Процесс вхождения плебса как сословия в новый центуриатный populus. Войско и военные центуриатные комиции как поле и инструмент борьбы сословий и консолидации их в единое патрицианско-плебейское государство. Реформа Сервия Туллия - мощный толчок к формированию в Риме двух сословий.

Создание плебейской организации для достижения военного и юридического полноправия в гражданской общине (civitas). Победа плебеев в результате децемвирата и 2-й сецессии. Окончательное выделение патрициев в сословие в составе центуриатной организации с середины V в. до н. э.

Сенат - центр консолидации патрициев. Вхождение плебеев как сословия в курии к III в. до н. э. Превращение плебса в «простонародье» на новом этапе эволюции государства (конец IV-III в. до н. э.).

Отождествление в ранней Республике populus с центуриатной военной организацией. Расширение этого понятия в связи с эволюцией социального состава раннеримской гражданской общины.

Тема 6.
Социальный базис центуриатного строя в V-III вв. до н. э.

Социальный состав classis (патриции и зажиточные плебеи). Свободный доступ к оккупации «общественной земли» как причина высокого и стабильного ценза патрициев. Вхождение их в центуриатную организацию в качестве привилегированных коренных граждан, носителей древних родовых и религиозных традиций. Клиенты как социальная опора патрициев. Реальное имущественное расслоение патрициев со второй половины V в. до н. э. Формирование патрицианско-плебейского нобилитета в IV-III вв. до н. э.

Воинская служба патрициев в фаланге-классисе и на командных должностях. Сакральный характер всаднической организации в царскую эпоху. Реформы Тарквиния Древнего. Социальные изменения в составе всадников в начале Республики. Патрицианский состав всаднических центурий «на общественном коне». Образование категории «всадников на частном коне». Формирование сословия всадников в IV-III до н. э. Изменение социального состава конницы.

Курии - оплот господства патрициев в Риме в период ранней Республики. Превращение куриатной организации в V в. до н. э. в замкнутое сословие патрициев внутри центуриатной системы.

Плебеи как «военное сословие»: борьба за центуриатный строй

Плебейский состав категории infra classem. Неполноправие плебеев в составе центуриатного войска и общества. Низкая стабильность ценза плебеев как следствие частнособственнического характера плебейского землевладения и отстранения от пользования «общественной землей».

Разорение плебеев. Отсутствие у них права отправлять сакральные культы общины и публичные ауспиции (священные птицегадания), привилегии патрициев в занятии высших государственных и военных магистратур.

«Военная эксплуатация» плебеев как сословия в центуриатном войске. Переход сословно-классовой борьбы в ранней Республике в военную сферу.

Тема 7.
Военная организация и «борьба сословий»: от плебейских сецессий до реформ Аппия Клавдия Цека Первый этап борьбы плебеев за гражданское равноправие

Узурпация политической и военной власти патрицианским сенатом. Притеснение плебеев в политических правах. Нарушение патрициями священных законов». Влияние тягот военной службы плебеев на обострение долгового вопроса и рост кабального рабства.

Причины и характер плебейских сецессий 494 и 449 гг. до н. э. Сецессии плебеев - восстания плебейской части центуриатного войска, угроза раскола единого народа (populus). Организованное сопротивление военнообязанных плебеев господству патрицианского сената.

Оформление внутри центуриатной системы плебейской организации в противовес патрицианской куриатной. Учреждение плебейского трибуната - создание института защиты плебеев в рамках военной организации. Создание собрания плебеев (concilium plebis). Начало разделения категории военнообязанного населения infra classem на новые цензовые разряды и усиление роли плебеев в войске. Центуриатная военная организация - арена борьбы патрициев и плебеев в V в. до н. э.

Законы XII таблиц и 2-я военная сецессия плебеев: торжество центуриатной конституции

Всплеск под давлением плебеев законодательной активности в середине V в. до н. э. Введение децемвирата для кодификации права и органов управления. Законы XII таблиц - первый полный свод римского частного и гражданского права, важнейший признак зрелости государства. Завершение в 449 г. до н. э. процесса инкорпорирования плебейской массы в гражданский коллектив посредством центуриатной военной организации.

Окончательное оформление политической системы центуриатного строя Римской республики по законам Валерия-Горация. Утверждение военного центуриатного собрания в качестве политического органа (comitiatus maximus). Учреждение магистратуры цензоров в 443 г. до н. э. Упорядочение проведения цензов. Сохранение контроля сената за центуриатной организацией. Превращение в V в. до н. э. центуриатного военного устройства в форму раннеримского государства.

От закона Канулея до реформ Аппия Клавдия Цека

Начало процесса эволюции центуриатной организации из чисто военной в общегражданскую, а патрицианско-плебейской военизированной общины в римский полис (civitas). Законодательство Канулея 445 г. до н. э. о разрешении браков между патрициями и плебеями.

Признание плебисцитов наравне с законами центуриатных комиций. Возрастание политической роли трибутных комиций. Обострение долгового вопроса в IV в. до н. э. Движение Марка Манлия Капитолийского (385 г. до н. э.) и закон Петелия (312 г. до н. э.). Кампанский мятеж 341 г. до н. э. и его социально-правовые последствия. Законы Лициния-Секстия 367 г. до н. э. Укрепление единства патрицианско-плебейского государства.

Реформы Аппия Клавдия Цека и утверждение территориально-трибутной политической системы государства. Законодательство Гортензия о плебисцитах в 287 г. до н. э. и завершение «борьбы сословий». Переход к манипулярной армии. Превращение центуриатной военно-политической организации в III в. до н. э. в форму народного собрания - центуриатные комиции.


Система комплектования центуриатного войска Механизм набора войск в ранней Республике

Отражение в институте комплектования войск уровня развития общества, его зрелости, политических и правовых институтов, характера внутренних противоречий, типа и структуры собственно воинских сил.

Порядок ежегодного набора войска в Риме ранней Республики. Зависимость набора от степени военной активности общины. Правовые основы комплектования воинских сил.

Процедура проведения набора на Форуме. Созыв граждан без оружия глашатаем-акцензом. Объявление имен очередников для записи в войско. Смотр новобранцев на Марсовом поле и распределение их по центуриям. Проведение торжественной люстрации набранного и вооруженного войска.

Термины античных авторов для обозначения набора. Замена в период ранней Республики термина legio (в царский период - «набранное войско») на dilectus («отбор») - отражение процесса постепенного обособления войска как части народа от гражданской общины. Выделение из состава всех военнообязанных граждан призывных возрастов (юниоров - от 18 до 46 лет) и отбор из них очередников по спискам, по воле консулов или на добровольной основе.

Активность плебеев или отказ от записи в войско - индикатор остроты внутренних социальных конфликтов. Использование воинского призыва патрицианским сенатом для снятия социальной напряженности. Запреты трибунов на проведение набора (право интерцессии) - действенный инструмент политической борьбы плебеев за принятие аграрных законов, решение долгового вопроса и за доступ к высшим магистратурам. Набор войска как арена противостояния патрициев и плебеев.

Самовооружение воинов. Централизованное распределение оружия из арсеналов в соответствии с цензом гражданина и внесенным трибутом.

Милиционный тип центуриатного войска, переходный от общинного ополчения к регулярной армии. Постоянно-переменный состав. Контингент комплектования и резерв пополнения - все полноправные члены центуриатной организации (populus).

Базис комплектования войска в ранней Республике: от центурий к трибам

Базис комплектования центуриатного войска. Типологические различия между трибутной и центуриатной организациями. Трибы - территориальные объединения всех жителей данного региона. Центурии - военно-политические структурные единицы, распределявшие граждан в соответствии с их имущественным положением для несения военной службы.

Территориальные трибы - основа определения ценза проживавших в них граждан независимо от сословия. Ценз в роли опосредующего звена между трибутной и центуриатной организациями. Формирование политических центурий из числа всех граждан Рима, обладавших на данный момент цензом соответствующего имущественного разряда (класса). Регулярное переформирование центурий в результате изменения ценза их членов. Политические центурии разной величины - база комплектования отрядов военных центурий равной численности.

Гибкость системы комплектования - условие превращения общинника в гражданина, а гражданина - в воина, поддержания постоянной готовности римского общества к войне. Подчинение административно-политических институтов общины и органов управления обеспечению процесса комплектования воинских сил.

Отражение в системе комплектования центуриатного войска этапа перехода Рима в период ранней Республики от «военной демократии» к государству.

Тема 9.
Боевые порядки центуриатной фаланги ранней Республики

Тактическое деление римского войска

Организационно-тактическое разделение воинских сил - отражение уровня развития социально-политических институтов общества и степени эмансипации от них армии.

Легион как самостоятельное оперативно-тактическое воинское соединение со строго фиксированными структурой и численностью личного состава. Теория П. Фраккаро о создании при Сервии Туллии нового «легиона» из 60 центурий юниоров 1-3-го цензовых разрядов (6 тыс. человек) и идентичности сервианского деления граждан на цензовые разряды с легионной структурой. Механицизм теории Фраккаро: сведение качественного развития центуриатного строя к количественному разделению легиона на две части в эпоху Республики.

Консульские и диктаторские войска. Деление войска Рима на несколько частей. Гибкость центуриатной основы войска для набора необходимого количества воинских контингентов разной величины при сохранении имущественного принципа боевого построения.

«воинский набор»). Legio в V - начале IV в. до н. э. - набранное и обученное центуриатное войско произвольной численности («вооруженное гражданство»).

Конец V - первая половина IV в. до н. э. - этап обособления военной организации от гражданской и оформления самостоятельной структуры регулярной армии. Процесс формирования в IV-III вв. до н. э. фиксированнных войсковых соединений с идентичной внутренней структурой для обеспечения ведения военных действий на разных театрах, повышения уровня дисциплины и управления войсками. Превращение милиционного войска в постоянную армию и важнейший политический орган государства к началу Пунических войн.

Боевое построение центуриатной фаланги

Тяжеловооруженная фаланга (classis) из воинов 1-го имущественного разряда (40 центурий юниоров) - база ударных сил Рима ранней Республики. Гоплигское вооружение: панцирь, шлем, поножи, круглый щит (clipeus). Фаланговый способ боевого построения тесными сомкнутыми рядами.

Греческое влияние из колоний Южной Италии на развитие римской гоплитской тактики. Этрусское влияние на введение в Риме фаланги. Археологические находки гоплитского вооружения в Риме и Лации VII-VI вв. до н. э. Особенности формирования в Риме фалангового строя лишь как одной из форм многовариантной самобытной войсковой организации.

Разделение воинов категории infra classem на четыре разряда в течение первой половины IV в. до н. э. Воины 2-3-го разрядов (по 20 центурий юниоров в каждом), вооруженные длинными щитами (scutati), - вторая боевая линия войска, выстроенная вне фаланги. Построение скутатов по когортам для поддержки в бою наступления фаланги. Когорты - крупные отдельные формирования, идентичные вексиллам; соединения ряда центурий, в бою действовавшие самостоятельно как мини-фаланга.

Непостоянный численный состав центурий, их действие в нерасчлененном строю. Более крупный состав центурий скутатов по сравнению с центуриями собственно фаланги (classis) - обеспечение равной длины боевых линий полевого войска.

Тема 10.
От центуриатной фаланги к манипулярному легиону

Манипулярный легион

Классическое манипулярное войско II в. до н. э. в изложении Полибия (Polyb. VI. 16-23). Возрастной принцип деления пехоты на категории велитов, гастатов, принципов и триариев. Унификация вооружения легионеров. Разделение легиона на манипулы. Архаические черты Полибиева легиона: пережитки ценза; двойная структура манипула; сохранение центурии в качестве военно-административной единицы манипула и всего войска.

«Легион Ливия» 340 г. до н. э. (Liv. VII. 8-9) - отражение этапа перехода от центуриатной боевой тактики к манипулярной. Сочетание построения гастатов и принципов в манипулах по возрастам и архаического деления триариев и рорариев на вексиллы. Центурия - база формирования войска и боевого строя на протяжении всей Римской республики.

Завершение процесса утверждения манипулярной структуры войска во второй половине IV в. до н. э. в ходе Самнитских войн. Легионная структура армии Рима в III-II вв. до н. э. Преимущества манипулярной тактики в эпоху Пунических и Македонских войн.

Виды и категории воинов

Типологическое различие возрастных категорий воинов манипулярного легиона и имущественного принципа построения центуриатного войска. Возрождение в построении воинов по возрастам традиций римского куриатного ополчения царской эпохи.

Введение боевого порядка манипулярного легиона в три линии (acies triplex) во время Второй Пунической войны. Разделение воинов на гастатов и принципов в III в. до н. э. Выделение гастатов в период Македонских войн II в. до н. э. в первую боевую линию на место принципов. Триарии - резерв центуриатного войска.

Деление центуриатного войска на юниоров (младших - до 46 лет) и сениоров (старших). Юниоры - основной контингент военнообязанных. Сениоры - военнообязанный резерв, пополнение, гарнизонная служба. Легковооруженные воины 4-5-го разрядов (рорарии, ферентарии, акцензы).

Сервианская центуриатная организация - качественно новый тип боевого построения, неразрывно связанный с общественно-политической системой формирующегося государства. Сочетание фаланговой структуры классиса воинских сил с гибкой когортной тактикой скутатов - причина нарастания военной мощи Рима в ранней Республике и условие органической трансформации центуриатного войска к эпохе Пунических войн в более совершенный тип построения - манипулярный легион.

Тема 11.
Военная организация Рима в сакрально-правовом аспекте Развитие военного права и эпоха архаики

и прерогатив начальников. Номенклатура проступков и соответствующих им наказаний. Теория военного права в трудах Цинция Модестина, в Дигестах.

Органическая связь воинской дисциплины с сакральными и конституционными основами civitas. Понятие воинской дисциплины: 1) воинское искусство и распорядок действий воина в строю; 2) подчинение воина правовым и сакральным институтам общины, и прежде всего империю военачальника.

Военный империй и власть военачальника

Понятие «империя» как воплощение мощи общины. Формы и права империя в эпоху республики. Неразрывная связь империя и права совершения ауспиций. Ауспиции как публичный акт передачи воли богов через наделенного соответствующим откровением носителя империя.

Сфера компетенции военного империя. Военный империй - символ наделения военачальника богами магической сакральной силой и властью. Вручение империя посредством куриатного закона об империи. Передача общиной вождю части своего суверенитета и полномочий представлять и защищать народ и его войско перед богами.

Ограничения военного империя: право провокации, принцип коллегиальности высшей магистратуры, право интерцессии плебейских трибунов.

Причины подчинения воинов власти военачальника в раннем Риме. Отчуждение воина от гражданских прав и переход под власть патрона-командующего. Набор войск как символ перехода граждан-общинников в состояние воинов-неграждан.

Основа воинской дисциплины - сакральные культы и вера в покровительство богов войску. Требование тщательного соблюдения священнодействий и божественных ауспиций военачальниками как условие повиновения войска. Сохранение преобладания в ранней Республике религиозных ритуалов над правовыми нормами для поддержания воинской дисциплины - показатель переходного этапа военной организации от родоплеменной к государственной.

Ритуалы подготовки к войне в раннем Риме

Религиозные празднества подготовки общины к военным действиям. Празднества в честь Марса: шествия салиев 1 марта, освящение оружия в честь Юноны (Quinquatrus) 19 марта, очищение военных труб (Tubilustrum) 23 марта. Обряд люстрации оружия (Armilustrum) 19 октября с целью превращения воинов в мирных граждан после завершения военных походов. Люстрация - сакральное очищение воинов от скверны убийства.

Религиозные представления римлян о богах как верховных предводителях войска. Культ Марса и Юпитера. Обряды поклонения Янусу, Квирину и Юноне Сорории. Древнейшие ритуалы испрашивания покровительства богов.

Военная организация в качестве объекта сакрального почитания общины. Особенность римлян - внимание к ритуальной стороне подготовки войска, его организации, поддержанию дисциплины и ведению военной кампании.

Тема 12.
Воинская дисциплина и политическая роль войска Воинская присяга и проблема взаимосвязи воинов и гражданской общины

Институт присяги - осуществление связи между воином и гражданским коллективом в лице империя полководца. Торжественные обеты воинов богам после набора. Присяга (sacramentum) воинов на Марсовом поле повиноваться консулам и без приказа не расходиться. Священный характер присяги - посвящение воинами себя покровительству богов.

Введение в присягу в течение V-III вв. до н. э. правовых формул, устанавливающих связь воина с государственными институтами. Служба в войске как исключительное право и священная обязанность гражданина. Наложение наказаний на воинов за нарушение божественных установлений и гражданских норм. Развитие системы государственных мер принуждения по мере укрепления государственного строя. Закладывание основ публично-правового регулирования отношений civitas и воинских сил.

Войско как субъект политической борьбы и жизнедеятельности в раннем Риме

Восприятие нобилитетом в итоге длительной «борьбы сословий» понятий pietas, fides и virtus в качестве базовых установок общественного и политического поведения после завершения в IV-III вв. до н. э. складывания патрицианско-плебейского государства.

Формирование полноценного гражданина, разделяющего все традиционные ценности общины и государства, как важнейшее общественное дело в менталитете римлян. Нацеленность системы воспитания на формирование в гражданине чувств любви к своей общине, необходимости и почета защиты ее интересов и усиления могущества.

Преломление общегражданских воинских ценностей в сословном делении общества и «военная эксплуатация» плебеев. Перенесение политической борьбы в сферу военной политики. Превращение римского войска в фокус общественных конфликтов. Влияние воинской службы на общественную психологию военнообязанных граждан. Осознание плебеями в рамках центуриатной военной организации своих прав и обязанностей и повышение психологической зрелости плебеев на политической арене.

Тема 13.
Комиции в рамках центуриатной военной организации Центуриатные комиции как политическое зеркало военной организации

Коллектив полноправных общинников-граждан - Populus Romanus Quiritium - носитель верховного суверенитета римской общины. Роль центуриатных комиций как основного типа народных собраний после реформы Сервия Туллия.

Принципы и особенности функционирования и организации центуриатных комиций. Место и процедура проведения комиций. Военизированный характер комиций и его проявление в коллективном принципе голосования. Понятие exercitus urbanus.

Выборные прерогативы и место центуриатных комиций в системе народовластия

Роль центуриатных комиций в выборах высших магистратов. Выборы цензоров, плебейских трибунов до 471 г. до н. э., квесторов и других младших военных командиров.

Пассивная роль комиций как органов народовластия в результате сохранения военизированного принципа организации, отсутствие законодательной инициативы, механизма обсуждения законопроектов, рычагов управления, подконтрольность сенату и магистратам. Центуриатные комиции - основа верховного суверенитета народа.

Центуриатные комиции и военные дела

в военной сфере.

Дарование военных триумфов центуриатными комициями в результате эмансипации от подчинения сенату. Центуриатные комиции в роли высшего органа судебной власти и законодательства.

Воплощение комициями основного принципа раннеримской civitas - участия воинов в решении дел общины в зависимости от своего вклада в военную систему.

Роль куриатных комиций в Сервианской военной организации

Причины сохранения куриатными комициями важных общественно-политических, сакральных и родовых функций в рамках центуриатной конституции. Патрицианский состав и виды комиций: куриатные и калатные. Способ функционирования и голосования посредством принесения «священных клятв».

Волерона 471 г. до н. э. для оформления плебейской организации и магистратур.

Lex curiata de imperio - сакрально-политический акт легитимизации избранного магистрата и важнейшая функция куриатных комиций как символа изначальной римской общины (civitas) в ее сакральной ипостаси.

От concilium plebis до трибутных комиций

Возникновение собраний плебеев и возрастание их значения по мере усиления позиций плебеев в государстве. Преобразование concilia plebis в трибутные комиции по закону 449 г. до н. э. Борьба за признание плебисцитов обязательными для всех граждан по закону Публилия Филона 339 г. до н. э. и lex Hortensia 287 г. до н. э.

Демократический характер трибутных комиций. Сосредоточение ими в конце V-III в. до н. э. в своих руках права объявления войны и принятия большинства видов законов. Реформы цензора Аппия Клавдия Цека по демократизации трибутных комиций.

Тема 14.
Консулы как верховные командующие ранней Республики

Институт верховного командования - проявление типологического характера военной организации, порядка ее взаимоотношений с государством и его органами управления, способа ее функционирования и степени отчуждения от общества.

От военных преторов к общегражданским магистратам

" («предводитель»), функции и число преторов в начале Республики. Praetor maximus как единоличный в данный момент верховный военачальник в период 509-450 гг. до н. э.

Изменение названия высшей магистратуры в 449 г. до н. э. после 2-й сецессии плебеев и принятия законов Валерия-Горация. Прерогативы консулов и правовые отличия от преторов. Слияние в консулате институтов военного командования и гражданской администрации. Зависимость власти консулов от сената. Внедрение коллегиальности консулов и права интерцессии. Постепенное превращение консулата из военной должности в преимущественно общегражданскую магистратуру.

Расширение полномочий консулов по отношению к войску. Право консулов созывать сенат в случае угрозы войны. Издание консулом эдикта о наборе войск только по постановлению сената. Руководство набором войск - одна из важнейших прерогатив консулов. Определение провинций (районов боевых действий) консулов по жребию или в порядке очередности. Право консулов распределять военную добычу. Право консулов заключать предварительный мир. Участие в этой процедуре фециалов.

Отчет консула перед сенатом и центуриатными комициями в своих действиях после окончания военной кампании. Право плебейских трибунов привлекать консулов за плохое командование к суду и штрафам после сложения ими своих полномочий.

Место консулата в политической системе

богов (ауспициями). Реальная зависимость консула от поведения войска. Практика неповиновения войска в случае нарушения консулом границ империя и обязательств по получению воинами добычи.

Эволюция отношений консула и воинов в течение V-IV вв. до н. э.: от преобладания авторитета личности к доминированию юридических норм и процедур. Введение функций консулов в конституционные рамки со второй половины V в. до н. э.

Продление с конца IV в. до н. э. полномочий консулов после окончания военной кампании. Введение института проконсулов и prorogatio imperii. Усложнение с III в. до н. э. института верховного командования и превращение его в часть государственного механизма.

Тема 15.
Происхождение и военные прерогативы раннеримской диктатуры Социально-политические условия возникновения диктатуры

и обострение социальной конфронтации плебеев и патрициев.

Власть и компетенция диктаторов

Неограниченность власти диктатора. Назначение диктаторов для выполнения конкретной задачи. Ограничение срока предельных полномочий диктатора шестью месяцами или исполнением поставленной цели. Ограничения власти диктатора: запрет производить траты из государственной казны, командовать конницей.

Экстраординарный характер магистратуры диктаторов - перерыв в функционировании ординарных магистратур; отсутствие выборности; назначение диктатора исключительно консулом и из бывших консулов. Процедура назначения диктатора. Обязательное постановление сената о введении диктатуры. Диктатура - форма прямого сенатского руководства военными силами ранней Республики.

Обязательное назначение диктатором начальника конницы (magister equitum). Полномочия начальника конницы по снабжению войска, проведению дополнительного набора.

Причины введения диктатуры - серьезная внешняя угроза, для сосредоточения военной власти в одних руках. Реальное назначение диктаторов в условиях внутренних смут для преодоления сопротивления плебеев. Назначение диктатуры сенатом для изъятия на время империя у неугодных сенату консулов.

Положение раннереспубликанской диктатуры вне конституционного поля римской общины - свидетельство незрелости политических институтов и правовых норм формирующегося государства.

Отсутствие во время диктатуры права провокации и трибунского права вето - главный инструмент снятия сенатом внутренних противоречий в раннеримском обществе и обеспечения «военной эксплуатации» плебеев как сословия. Диктатура - форма прямой узурпации власти сенатом в условиях непрерывного состояния военной готовности римского общества.

Тема 16.

Военные прерогативы и взаимоотношения сената и верховного командования

Права и военные прерогативы сената по данным Полибия. Назначение сроков воинских наборов. Определение состава и величины легионов. Распределение театров боевых действий между военачальниками. Снабжение войск. Распоряжение военной добычей. Награждения полководцев.

Данные источников о вынесении сенатом в период ранней Республики декрета об объявлении войны (сенатусконсульта), о проведении набора и о провозглашении сенатусконсультом окончания войны.

Координационная роль сената и превращение его в «генеральный штаб» римского военного ведомства. Сенат как верховный распорядитель воинскими силами.

своего полновластия. Развитие в V-IV вв. до н. э. противоречия между патрицианским сенатом и выборной магистратурой консулов.

Auctoritas patrum как основа власти сената

Auctoritas patrum как основа и источник власти сената. Право сената предварительно обсуждать законопроекты перед внесением их консулами в центуриатные комиции. Право утверждения решений куриатных и центуриатных комиций. Первое ограничение этой власти законом Публилия Филона 339 г. до н. э.

Причины узурпации сенатом власти после установления республики в 510 г. до н. э. Сохранение куриатной организации и родовых традиций в качественно новой центуриатной государственной системе. Постоянный состав сената - стабилизирующий фактор в борьбе сословий внутри общины, обеспечение преемственности ее политики и поддержания в боевой готовности военной организации. Использование сенатом военной организации Рима в интересах патрициев. Поддержание сенатом политического господства патрициев в период ранней Республики - одна из причин длительности и напряженности «борьбы сословий».

Заключение

1. Начало преобразования общественных отношений и правовых норм с реорганизации войска.

2. Превращение войска в основу и форму гражданства. Зависимость степени политических прав гражданина от его отношения к военной службе.

3. Упразднение Сервианской реформой родовых принципов формирования войска, открытие массам плебеев пути в ряды граждан.

4. Сохранение в центуриатной общине куриатной организации - пережитка родоплеменного строя - специфика генезиса государства в Риме.

полисной узости благодаря открытости общества и войска к принятию в свои ряды новых членов (плебеев) и упрочение в II-I вв. до н. э. мощного централизованного государства.

Этапы эволюции центуриатного строя:

1. От реформы войска при Сервии Туллии (середина VI в. до н. э.) до установления республики и обретения центуриатным войском политических функций (510 г. до н. э.).

2. Борьба плебеев за полноправное положение в центуриатной военной организации и создание писаных законов (493-450 гг. до н. э.).

3. Трансформирование военной организации в политическую систему, высший этап генезиса раннеримского государства (civitas) (449-367 гг. до н. э.).

Главная особенность римского государства - преобладание военной организации над гражданским обществом.

Тематический план спецкурса «Армия и государство в Риме от эпохи царей до Пунических войн (VI-III вв. до н. э.)»

№ темы Тема, подтема Тип занятия Кол-во часов

1 Введение. Вопросы источниковедения и историографии архаического Рима Лекция 2

№ темы

Тема, подтема

Тип занятия

Кол-во часов

1

¬ риографии архаического Рима

Лекция

2

2

Реформа Сервия Туллия: традиция и история

Лекция

2

3

Трансформация центуриатного строя в пер¬ вый век республики

2

4

Утверждение Сервианской конституции: от царей к республике

Лекция

2

5

Расширение военной организации и эволю¬ ция понятия “populus"

Лекция

2

6

Лекция

2

7

Военная организация и «борьба сословий»: от плебейских сецессий до реформ Аппия

Клавдия Цека

Лекция

2

8

Лекция

2

9

Боевые порядки центуриатной фаланги ран¬ ней Республики

Лекция

2

10

От центуриатной фаланги к манипулярному легиону

2

11

Военная организация Рима в сакрально-пра¬ вовом аспекте

Лекция

4

Подтема 1. Развитие военного права и импе¬ рий военачальника

Лекция

2

Лекция

2

12

Воинская дисциплина и политическая роль войска

Лекция

2

13

Комиции в рамках центуриатной военной организации

2

14

Консулы как верховные командующие воин¬ скими силами

Лекция

2

15

Происхождение и военные прерогативы ран¬ неримской диктатуры

Лекция

2

16

¬ лики. Заключение

Лекция

4

Подтема 1. Военные прерогативы и взаимоот¬ ношения сената и верховного командования

Лекция

2

Подтема 2. Auctoritas partum как основа влас¬ ти сената.

Лекция

2

Итого

36