Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Шевченко В.: Сокровища исчезнувших городов
Образы Скифии

Образы Скифии

Бесконечная степь, зыбкие ковыли. На маленьких выносливых лошадях скачут вооруженные всадники, вздымая облака пыли. Впереди - стада овец, коров и быков, табуны лошадей, сотни пастухов. Дальше, скрипя и колыхаясь, движется целое море грузных, тяжелых, четырех- и шестиосных телег, запряженных быками. На телегах - кибитки из шкур и войлока, то круглые, то конусообразные, то бочкообразные или пирамидальные, непроницаемые для дождей и ветров, подобные домам с двумя или тремя отделениями-клетушками. В палатках - женщины и ребятишки, семьи всадников. За телегами, овеваемые пылью, пешком плетутся жены и дети рабов-пастухов.

Ночь. Привал. Если близок водопой, много травы, - можно разбить лагерь на две-три недели.

Зима. Всё покрывается пушистым белым снегом. Тогда кочевья передвигаются к югу. От холода спасали меховые одежды. Согревали костры, жаровни. Спрятаться можно было в юрту, закрываясь отовсюду шкурами и войлоком.

Скифские кочевья и поселения охватывали обширные пространства: на юго-западе - до Полтавщины и Киевщины включительно, на севере - до Воронежской области. Реки Волга, Дон, Днепр, Буг, Днестр способствовали развитию рыболовства, служили путями сообщения.

Об обычаях скифов афинский историк Геродот, живший в V веке, посетивший Скифию, рассказывал следующее:

«Так как скифская земля очень бедна лесом, то скифами придуман следующий способ варения мяса: содрав с животного кожу, очищают кости от мяса, затем кладут его в котлы туземного изделия, если таковые случится иметь; эти котлы более всего походят на лесбосские чаши, только гораздо больше их; вложив мясо в эти котлы, зажигают кости животных и на них варят мясо. . .».

«Пьют скифы кобылье молоко и едят иппаку - сыр из кобыльего молока», - дополнял сообщения Геродота другой древнегреческий ученый Гиппократ.

В кочевьях и войнах проходила жизнь скифов. В походах особенно развивалось чувство дружбы и взаимной выручки. Некоторые навек закрепляли побратимство специальным обрядом: крепко обнявшись, пили они вдвоем из одного рога вино, в которое перед этим капали немного своей крови из надрезов на руках. Был ранен товарищ - его друг бережно осматривал поврежденную челюсть или перевязывал рану на ноге, как это изображено на Куль-Обской вазе. В минуты грозивших опасностей на защиту племени подымались все как один; мужчинам помогали женщины - сильные, ловкие, смелые воительницы.

«Их женщины, - писал Гиппократ, - ездят верхом, стреляют из луков и мечут дротики, сидя на конях, и сражаются с врагами, пока они в девушках; а замуж они не выходят, пока не убьют трех неприятелей. Та, которая выйдет замуж, перестает ездить верхом, пока не явится необходимым поголовно выступить в поход».

О скифских похоронах подробно говорит Геродот:

«Когда у них умрет царь, здесь выкапывают большую четырехугольную яму; изготовив ее, намазывают труп покойного воском, разрезывают живот, вычищают его, наполняют рубленым купером, ладаном, семенами сельдерея, анисом, затем снова зашивают, берут труп и на повозке везут к другому племени. Те, к которым привезут покойника, делают то же, что и царские скифы: отрезают себе часть уха, обстригают кругом волосы, надрезывают руки, расцарапывают лоб и нос и протыкают стрелы сквозь левую руку. Оттуда везут на повозке труп царя к другому подвластному им племени, при чем те, к «которым приезжали раньше, следуют за ними. Объехав таким образом с трупом всех, они приезжают к геррам, которые изо всех подвластных народов живут на самой отдаленной окраине и в земле которых находится кладбище. Здесь кладут труп в могилу на подстилке, по обеим сторонам его втыкают колья, на них кладут доски и покрывают их камышом, а в остальном пространстве могилы хоронят одну из жен царя, предварительно задушив ее, а также виночерпия, вестника, повара, конюха, слугу, лошадей, по отборной штуке всякого другого скота и золотые чаши (серебро и медь вовсе не употребляются); после всего этого они все вместе насыпают большой курган, всячески стараясь сделать его как можно больше».

Сквозь небылицы в рассказах греков просвечивала и правда. Помните курган, раскопанный Забелиным? Или Куль-Обский курган под Керчью? Эти племена скифов - «царских», как их называл Геродот, - в своем историческом развитии поднялись уже до своего «варварского» государства, они подошли уже к порогу цивилизации - этой высшей из трех ступеней

Скиф, стреноживающий коня. Часть фриза вазы, найденной Забелиным в Чертомлыцком кургане близ Никополя. Никопольская ваза хранится в Эрмитаже.

Скиф, стреноживающий коня. Часть фриза вазы, найденной Забелиным в Чертомлыцком кургане близ Никополя. Никопольская ваза хранится в Эрмитаже.

Скифская фреска из склепа под Симферополем. Охота на кабана.

Скифская фреска из склепа под Симферополем. Охота на кабана.

человеческой культуры, установленных Энгельсом.1 А сколько скифских курганов и могильников еще разбросано по причерноморским степям, сколько вещей из них еще выйдет на дневной свет из-под лопаты археолога!

***

Шли годы. Часто в пределах кочевий появлялись греки. С берегов бурного Черного моря привозили они сюда вино и масло, оружие и посуду, зеркала и бусы, кольца, серьги, браслеты. В обмен брали шкуры быков и овец или пленников-рабов, захваченных скифами во время набегов на соседние племена.

Богатели племенные вожди скифов. Золотом и серебром стали гореть их столы, в золотых и серебряных кубках разносили на пирах греческое тонкое вино. На колчане, полном стрел, скифские мастера изображали разные бытовые сценки. Богато одевались жены и дочери вождей.

Первые греческие поселения были малолюдны. В бедных домишках, за наскоро насыпанными земляными валами, их жители чинили свои сети и крючки, потрошили и солили осетров и белуг и набивали ими огромные глиняные кувшины - целые глиняные бочки.

связи их со скифами - кочевниками и земледельцами.

Золотой гребень с изображением скифского цяря и его дружинника, сражающихся с врагом. Гребень найден в гробнице скифского царя, в так называемом кургане Солохи, у берегов Днепра.

Золотой гребень с изображением скифского цяря и его дружинника, сражающихся с врагом. Гребень найден в гробнице скифского царя, в так называемом кургане Солохи, у берегов Днепра.

В эту эпоху скифы оседали целыми племенами. Бывших пастухов их господа делали пахарями. Сами превращались в крупных землевладельцев и торговцев хлебом. Еще больше стало у них золота и серебра. Им мало стало просто покупать. Они теперь заказывали грекам вещи по своему вкусу. На серебряном кувшине для кумыса греческий художник изображал любимые табуны с конюхами. На золотом гребне можно было видеть самого владыку на коне, борющегося с врагами и побеждающего их.

Греческие художники подолгу жили среди скифов, изучали их быт, правдиво воплощали всё виденное в произведениях искусства. Появились и многочисленные скифские мастера. Как живые, встают теперь перед нами древние народы нашего Юга во всем разнообразии их жизни: на войне, и на пиру, и среди своих табунов. Вот вожди приносят жертву своей великой богине или получают от нее власть, вот они судят и рядят, заключают договор дружбы, вот всадники мчатся по степи в погоне за быстрым зайцем, или юноши состязаются в честь божества на его празднике. Встают перед нами жены вождей в расшитых золотом платьях, увешанные роскошными ожерельями и браслетами, в богатых головных уборах, с тяжелыми серьгами в ушах и на висках.

Но скифские рабы и рядовые общинники попрежнему пили из грубых, еле обожженных горшков; вместо вина им доставался кумыс; частенько гуляла по их спинам нагайка их господина; простая шкура покрывала их плечи.

рабы работали в ремесленных мастерских - эргастериях - и на каменоломнях, и их считали только «говорящими орудиями».

А некоторые рабы, вывозившиеся в метрополию, продававшиеся на грандиозных рынках рабов, вроде острова Делоса в архипелаге, попадали в Афины - всегреческий культурный центр V века. Скифы славились б Афинах как сильные и выносливые работники. Одни из них работали, нередко до изнурения, в тесных эргастериях или на крестьянских нивах. Другие назначались в смотрители уличного порядка: в Афинах были специальные скифские отряды городской охраны. Скиф - блюститель порядка- частый образ з комедиях Аристофана.

В самом Херсонесе найдена амфорная ручка с клеймом астинома по имени Скиф. Видимо, отпущенный на волю, он своим умом и деятельностью добился высокого положения в греческой рабовладельческой республике.

В соприкосновении с античностью скифы не утратили своеобразия культуры, не оставили своих обычаев, даже не изменили костюма. От греков они усваивали передовое, творчески перерабатывая его, обогащая свою культуру. Нередко у скифов учились греки: в греческом искусстве появились скифские мотивы; греки-причерноморцы стали изображать не только богов и героев, но и простых людей, даже рабов. А в эллинистической и римской литературе идеалом стал образ «скифской воли».

Электроновая вазочка из Куль-Обского кургана под Керчью. Хранится в Эрмитаже. Изображен скиф, перевязывающий ногу раненому товарищу.

Электроновая вазочка из Куль-Обского кургана под Керчью. Хранится в Эрмитаже. Изображен скиф, перевязывающий ногу раненому товарищу.

***

В 1946-1947 гг. под Симферополем работала археологическая экспедиция под руководством московского профессора П. Н. Шульца. Она открыла здесь городскую культуру скифов II века до нашей эры, о которой наука до сих пор почти ничего не знала. В раскопанном Неаполисе - столице крымских скифов - оказались монументальные сооружения, прекрасная скульптура, великолепная настенная живопись, о существовании которой у скифов вообще не подозревали.

Глиняная детская игрушка - кочевническая кибитка (Керченский музей).

В одном из склепов на стенах был нарисован ковер в виде шахматной доски, скиф с лирой в руках, всадник, держащий копье, охота на кабана. Скифские художники пользовались только тремя красками: черной, красной и желтой. Но они создали живые, реалистические, полные экспрессии рисунки. Этой особой живостью скифская живопись в корне отличается от египетской, греческой, римской.

Сноски

"Происхождении семьи, частной собственности и государства" Ф. Энгельс указал на эпохи "дикости", "варварства" и .цивилизации", как ступени развития культуры человечества.