Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Лурье С.Я.: Заговорившие таблички
По следам ахейцев.
Правда и вымысел

ЗАГОВОРИВШИЕ ТАБЛИЧКИ

«Трезвым будь, умей не верить: в этом смысл науки всей...» Это мудрое античное изречение любил повторять на лекциях профессор С.Я. Лурье. Во всем мире он был известен как талантливый исследователь истории и культуры Древней Греции.

Глиняные таблички II тысячелетия до н. э., испещренные таинственными письменами на незнакомом языке, были найдены в конце XIX века на острове Крит, в Кносском дворце, а позже в Пилосе и Микенах.

Может, ничего не случилось бы, Земля вращаться не перестала, если бы ученые не смогли их прочитать. Но почему тогда главные герои этой книги - ученые Шлиман, Эванс, Вентрис - как одержимые стремились к разгадке глиняных письмен?

Они, очень непохожие друг на друга люди, подобно кладоискателям, разгадывающим тайну клада, верили в успех дела, в научное открытие.

Это удалось сделать самому молодому из них, Вентрису, и его великое открытие всколыхнуло весь мир. Несколько обожженных в пожаре Кносского дворца табличек стали поистине кладом, обогатившим мировую историю и культуру. Человечество благодаря Майклу Вентрису узнало, что таблички были написаны на древнегреческом языке и, следовательно, истоки великой крито-микенской культуры надо искать в Греции. Так был найден «золотой» ключик к разгадке истории Древней Греции.

Расшифрованные таблички раскрыли тайну двух мировых цивилизаций - древнегреческой и крито-микенской. Это стало событием века.

С.Я. Лурье следил за работой Майкла Вентриса, переписывался с ним, поддерживал ученого в его открытии. Сразу же после трагической кончины молодого ученого С.Я. Лурье пишет свою книгу «Заговорившие таблички» в память о Майкле Вентрисе, адресованную детям.

ПО СЛЕДАМ АХЕЙЦЕВ

ПРАВДА И ВЫМЫСЕЛ

На первый взгляд как будто каждому ясно, что правда и неправда - противоположные друг другу вещи. Если человек рассказывает о том, что было в действительности, то он говорит правду, он сообщает нам истину. Если же собеседник повествует о том, чего не было, он выдумывает, иначе говоря - фантазирует.

Но очень часто бывает так, что человек хочет рассказать нам только правду, только то, что было, и все же сообщает много такого, чего быть не могло.

Так случалось и с авторами рассказов о прошлом. Как попадают в исторический рассказ фантастические события, герои сказок, преданий, легенд? Откуда берутся в исторических сказаниях люди, наделенные сверхчеловеческой силой, духи и волшебники, действующие обычно только в сказках? Ведь их не существует на самом деле.

В том-то и дело, что люди с древнейших времен пытались объяснить непонятные им явления природы, они мечтали о могучих и отважных героях, которым не страшны ни люди, ни звери, ни силы природы. Эти мечты и фантазии они объединяли с теми чертами и свойствами, которые действительно наблюдали в жизни и в природе. Так появились богатыри, которые в одиночку побивают огромной дубиной целые полчища врагов, так появились бессмертные герои, которым помогают в их делах сами боги.

Часто бывает и так, что мы хотим рассказать только о том, что было в действительности, то есть только правду. Но, сообщая об этом, или не понимаем смысла события, или наши воспоминания оказываются неточными и обманывают нас самих; то, что забыли или не поняли, мы дополняем своей фантазией. Будет ли это правдой или вымыслом? Вот возьмем, например, такой случай.

В комнату, где сидят умные взрослые люди, которые терпеть не могут неправды, вбегает маленький мальчик. Он очень взволнован.

- Папа! - кричит он отцу, сидящему за столом. - Бабушка говорит, что, когда она была в деревне учительницей, на нее упала целая школа!

- Что ты болтаешь? Какая школа упала?

- Да, да, кирпичная школа, двухэтажная! Бабушку только что туда прислали, и сразу же вся школа свалилась на нее. Ее, наверное, из-под кирпичей вытащили! А потом она еще не успела с духом собраться, как сразу же приехало одно важное лицо. Папа, одно лицо - ни рук, ни ног, ни туловища, одно лицо!

Что за чепуха!

- Нет, не чепуха! Это бабушка говорит. И она совсем уж испугалась, так что у нее душа было выскочила. Я бы тоже испугался: знаешь, одно большое лицо так и вылезло из машины! Но она взяла себя в руки и долго держала, чтобы душа не выскочила. А лицо, наверное, круглое, как луна, снова залезло в машину и уехало во Свояси. Это, папа, город или деревня - Свояси? Это там, где люди живут без рук, без ног, одна голова?

- Ну будет тебе, успокойся! Все это ты выдумал. Иди, выдумщик!

- Я не выдумщик! Это все правда! Это бабушка говорит, она никогда не говорит неправду!

- Ну, ну, иди, лгунишка!

Мальчик готов заплакать. Тут вмешивается один из сидящих за столом, умный и образованный человек:

- Оставьте ребенка в покое. Вы напрасно его обижаете. Ведь мы сами часто говорим: «на меня свалилась забота», «надо взять себя в руки» или, например, «душа ушла в пятки», «меня трясет», «черт возьми», - и при этом совсем не думаем, что первоначально люди, как и маленькие дети теперь, так буквально и представляли себе, что заботы насылают на человека божества, стало быть, они сваливаются сверху, что душа может отделиться от тела и выскочить вон или уйти в пятки, что во время болезни человека трясет какая-то посторонняя сила, что черт может взять и утащить человека, да и многое другое, что мы теперь употребляем только в переносном смысле.

Ребенок понимает все это примерно так же, как люди, жившие многие тысячелетия назад, в начале нашей истории. Он сразу же ярко представляет себе все, что происходило, в его голове перемешиваются правда и вымысел, действительность и фантазия. Но это не значит, что ребенок выдумывает или попросту обманывает.

И не только дети примешивают к своим рассказам вымысел, вовсе не имея желания обманывать.

Ведь не будем же мы называть обманщицей старушку, которая говорит, что ее «черт попутал» поссориться с соседкой или что ей «бог помог» дождаться внука из армии.

Действительно, часто в том, как человек понимает события и рассказывает о них, большое значение имеют его воспитание, привычка думать по старинке или же, наоборот, умение правильно разобраться в том, что происходит вокруг него.

Суеверия, предрассудки, привычные представления заставляют человека по-своему понимать то, что случается в жизни.

Поэтому не так-то просто решить вопрос о том, что в рассказах о прошлом правда, а что вымысел.

В древнейшие времена люди или вовсе не умели писать, или писали очень мало и с трудом. Но от них до нас дошли засыпанные землей и раскопанные археологами здания, орудия, оружие, посуда и т. д.

По этим предметам мы можем только в самых общих чертах представить себе, как жили люди в то время. Одни только эти предметы не могут рассказать нам о том, как эти люди относились друг к другу, о чем думали, какой у них был способ управления.

одного письменного памятника этой эпохи, а историков тогда, вероятно, вообще еще не было.

Люди, слагавшие древние исторические сказания, поэмы, былины, хотели рассказать о прошлом. Но их рассказы оказались не совсем похожими на рассказы историков.

обычаях того времени, о том, как тогда люди жили, с кем и как воевали, и т. д.

Но рассказчики нередко многое забывали или путали, многого просто не понимали. Они сами верили в чудеса, верили старым волшебным сказкам и в свои исторические сказания добавляли много чудесного, вроде рассказа о Соловье-разбойнике, который своим свистом убивал сотни людей, крылатом змее, с которым сражался богатырь, или о живой и мертвой воде, говорящей птице и о других фантастических вещах.

Часто рассказчики смешивали разные времена и эпохи: вместе с князем Владимиром в былинах действует и боярин Никита Романович, который жил на шестьсот лет позже, и т. д.

«Разве мертвые могут ожить?», «Крылатых змеев не бывает!», «Что за чепуха - Никита Романович пирует с князем Владимиром!» И решает: «Историку незачем заниматься народными историческими сказаниями - это сплошные сказки!»