Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Лурье С.Я.: История Греции
Часть II. Глава XII. Конец свободной Греции.
Литература

7. ЛИТЕРАТУРА

Ораторское искусство

Господствующим литературным жанром в разбираемую нами эпоху было ораторское искусство. В эту эпоху подвизается целая плеяда блестящих ораторов; об Исократе, Демосфене и Эсхине, как руководителях общественных групп, нам уже приходилось неоднократно говорить выше, ибо они были не только ораторами, но и крупными политическими деятелями. Об Исократе, как писателе, было сказано в предыдущей главе. Исключая Исократа, наиболее крупное значение в истории литературы имел Демосфен. Демосфен родился в 384 г. в семье богатого владельца оружейной и мебельной мастерских. Родители Демосфена умерли, когда он был еще ребенком, и доставшееся ему в наследство от родителей имущество было раскрадено опекунами. Чтобы вернуть хоть частично это имущество, Демосфену необходимо было научиться ораторскому искусству, но этому мешали природные недостатки речи. Упорной работой над собой, под руководством оратора Исея, Демосфен их преодолевает. Начав свою деятельность выступлениями против опекунов, Демосфен всецело посвящает себя судебной деятельности. Из написанных Демосфеном речей огромное большинство представляют собой речи по частным - уголовным и гражданским - делам. Эти речи являются одним из важнейших источников по истории античного гражданского и уголовного права и античного быта. Но главная причина популярности Демосфена - не в этих речах, а в его выступлениях перед советом и народным собранием по политическим вопросам, тесно связанным с его политической деятельностью. Это была эпоха усталости от политики, ухода в личные дела, оппортунизма и продажности; на афинской трибуне выступали продажные демагоги, изменники афинскому делу, агенты македонского царя. Нужно было исключительное ораторское искусство, чтобы в такой обстановке овладеть аудиторией, зажечь ее и склонить к решениям, связанным с большими материальными жертвами и большой опасностью. И Демосфен обладал этими качествами: «Демосфен сочетает совершенное владение приемами ораторского искусства с пламенным пафосом борца. Он использует все выразительные средства речи, выработанные греческим красноречием, включая и прозаический ритм, и для каждого настроения он находит и соответствующий тон. В его сжатом и суровом стиле звучит страстная убежденность, и сила аргументации захватывает слушателя... В историю греческой литературы Демосфен вошел как завершитель аттического красноречия, последний и самый замечательный художник публичной речи в эпоху греческой независимости» (И. М. Тронский) .

О речах против Филиппа («Филиппиках», «Олинфских» и речи «О преступном посольстве») мы говорили уже выше. Самая замечательная речь Демосфена - «Речь о венке» - относится уже ко времени, выходящем за рамки разбираемой здесь эпохи (она была произнесена в 330 г.). Но она представляет большой интерес и для этой эпохи, так как здесь Демосфен дает отчет о всей своей деятельности, показывая, что в противоположность деятельности его противников, она была истинно патриотической и единственно правильной.

Другой отраслью литературы, достигшей значительного раз вития в разбираемую нами эпоху, была комедия. Комедия этой эпохи носит название средней комедии. К сожалению, ни одно произведение этого жанра до нас не дошло, и мы можем судить о ней лишь по замечаниям древних и цитатам. Эта комедия была переходной стадией от политической комедии V в. к «мещанской драме», бытовой новой комедии эллинистического времени. Наиболее известными авторами этой комедии были Антифан и Алексид. Основным содержанием этих комедий было пародирование мифов и классической трагедии (прежде всего, разумеется, Еврипида). Здесь выводились типичные бытовые персонажи: гетеры, паразиты (т. е. нахлебники), кутилы, повара, врачи и т. д. Уже здесь, вероятно, большую роль играла любовная интрига.14

Сноски