Приглашаем посетить сайт

Просвещение (lit-prosv.niv.ru)

Латышев В.В.: Очерк греческих древностей
Часть II. Глава 7. Должностные лица по делам культа и храмовые служители.
§ 2. Храмовые служители

[60]

§ 2. Храмовые служители

Кроме жрецов и должностных лиц по делам культа, надобностям последнего удовлетворяло еще значительное число лиц, которые или исполняли определенные обряды при отдельных празднествах и священнодействиях, или в качестве постоянных служителей при храме помогали жрецам в совершении священнодействий и заведовании храмами. Лица первого класса были избираемы обыкновенно из среды гражданской общины для отдельных священнослужений или нужд культа и, таким образом, имели с ним лишь временную связь, определявшуюся сущностью того служения, для которого каждое лицо было избрано. К таким лицам при выборе предъявлялись приблизительно такие же требования, как и к кандидатам на жреческие должности. Сюда принадлежат, главным образом, члены хоров, исполнители отдельных священных обрядов и носители различных священных предметов, символов и утвари при праздничных процессиях, чаще всего избиравшиеся из детей обоего пола, происходивших от благородных и не умерших еще родителей (paideV amfiqaleiV). Так,

[61]

из девочек выбирались носительницы священной утвари (kanhforoi, fialhforoi, arrhforoi), воды (udroforoi) и т. п. Иногда главным условием для выбора на такие временные должности была телесная красота; например, по рассказу Павсания (IX, 22, 1) в беотийском городе Танагре в праздник Гермеса красивейший из эфебов обходил вокруг городских стен с бараном на плечах в воспоминание того, что некогда сам бог таким образом очистил город.

Лица второго класса или постоянные храмовые служители чаще всего принадлежали к низшим сословиям граждан и исполняли свои обязанности за плату; однако служение при храме, в постоянном общении с божеством, внушало и к ним известное уважение, так что уже с древнейших времен существовали в различных государствах гражданские роды, в которых право такого служения при храме передавалось по наследству (например, в Аттике члены рода KhrukeV исполняли обязанности глашатаев при Элевсинских мистериях), а в позднейшие времена некоторые из таких должностей, в особенности должность неокоров, были даже предметом тщеславия и искательств со стороны самых выдающихся лиц в государствах, особенно в Малой Азии во времена римских императоров, когда целые города принимали титул неокора того или другого храма, конечно, особенно знаменитого или посвященного имени какого-нибудь императора. Название newkoroi или zakoroi в собственном смысле обозначало лиц, заботившихся о чистоте храма; но обыкновенно обязанности неокоров были гораздо шире: они заботились вообще об исправном содержании храмов, об украшении их во время праздников, заведовали священной утварью и т. п., так что в позднейшие времена неокоры были первыми лицами при храмах после жрецов. При значительных храмах было несколько таких служителей, и в таком случае званием newkoroV пользовался только один из них, стоявший во главе, а остальные назывались upozakoroi. Напротив, при небольших и бедных храмах неокоров вовсе не бывало, и все заведование храмом лежало на жрецах, которые в таких случаях и сами назывались иногда неокорами.

с ними получали содержание из средств храма. Должностные обязанности их заключались главным образом в приеме зернового хлеба, собиравшегося с принадлежавших храму нив или жертвовавшегося в виде начатков ежегодной жатвы и т. п.; кроме того, они помогали при устройстве пиров, которыми оканчивались праздничные жертвоприношения. В Аттике параситы существовали, по-видимому, лишь при некоторых храмах.

Одно из выдающихся мест в. штате храмовых служителей занимали также глашатаи (khrukeV или ierokhrukeV), на обязанности

[62]

которых лежало провозглашение священного перемирия (ekeceiria) во время праздников, приглашение присутствующих к благоговейному молчанию (eufhmia) при начале священнодействия, произнесение молитв от лица присутствующих при священнодействии и т. п. Однако, кроме этих прямых обязанностей, глашатаи исполняли и многие другие, особенно в древнейшие времена (а в более поздние при таких храмах, где не было большого служебного персонала). В Гомеровских поэмах при описании жертвоприношений встречаются упоминания, что глашатаи убивают жертвенное животное, снимают с него шкуру, распластывают тушу, разводят огонь, приготовляют пир и т. п. Впоследствии при больших храмах для исполнения всех таких обязанностей были особые служители: виночерпии (oinocooi), выбиравшиеся иногда из детей благороднейших фамилий, повара и кравчие (mageiroi, qutai), курители фимиама (epiqumiatoreV), чистилыцики священной утвари (faidruntai или faiduntai), носители утвари при процессиях (ieroforoi) и т. п. Еще упомянем певцов и музыкантов (umnwdoi и umnhtriai, aulhtai, ieraulai, spondaulai), которые были необходимы для исполнения священных гимнов и песен хором или соло и, вероятно, для этих целей нарочно обучались и содержались при храмах. Некоторые из таких служителей выбирались из храмовых рабов (ierodouloi), в которых храмы так же нуждались, как и обыкновенные хозяйства. Так, например, у Еврипида Ион (в трагедии того же названия) является иеродулом Дельфийского храма, при котором он служит неокором.

Marb. 1845. - G. Buechner, De neocoria, Gissae 1888.