Приглашаем посетить сайт

Романтизм (19v-euro-lit.niv.ru)

Латышев В.В.: Очерк греческих древностей
Часть II. Глава 1. Освященные культом местности

[21]

Раздел I. МЕСТА И ВЕЩЕСТВЕННЫЕ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КУЛЬТА

ГЛАВА 1. Освященные культом местности

Хотя идея о вездесущии и всеведении богов не была вполне чужда эллинам *, но все-таки обыкновенное народное верование представляло их пребывающими в определенных стихиях или местностях и сообразно с этим разделяло их на богов небесных или Олимпийских, земных и подземных **. Главным местопребыванием первых считался Олимп, с которым уже в Гомеровских поэмах соединены два разные представления: он является то высокою горою в Фессалии, то небесным жилищем богов ***. Другие боги пребывают в тех стихиях,

[22]

которые находятся в их ведении, например, в морских глубинах - Посейдон с Амфитритою, Нерей с Нереидами и др., в реках, ручьях и источниках - речные боги и нимфы, в лесах и на горах - нимфы-дриады, ореады и др., внутри земли - боги подземного мира. Но кроме этих, так сказать, постоянных жилищ у богов были, по представлению эллинов, и другие излюбленные места, в которых они с особенною охотою пребывали и где всего благосклоннее выслушивали обращаемые к ним мольбы. Это были прежде всего те места, в которых то или другое божество пользовалось наибольшим почетом, затем местности, которые считались особенно приятными божествам по своим природным свойствам или были освящены культом по разным причинам: мифическим, нравственным, политическим, историческим и др.

По природным свойствам особенно приятными божествам считались вершины гор, возвышенности, гроты, долины, леса и рощи, вообще местности тихие и удаленные от жилья. Леса и рощи своим величием, своею таинственною тенью производили возвышающее впечатление на входящего в них и возбуждали в его душе мысль о близости божества. Даже отдельно стоявшее дерево, привлекавшее к себе взоры своей величественною красотою, представлялось находящимся под особым покровительством божества. Поэтому вокруг святилищ обыкновенно разводились рощи красивых деревьев *. Гроты считались любимым местопребыванием богини Реи, а также Пана и нимф **. Источники, в особенности целебные, обыкновенно освящались культом, как находящиеся под ближайшим покровительством богов. Витрувий (I, 2, 20) прямо советует выбирать для храмов, в особенности посвященных богам здоровья, местности со здоровым климатом и в изобилии снабженные водою. Культы подземных богов и оракулы обыкновенно учреждались в таких местностях, где были в скалах или в земле расщелины, представлявшие как бы прямое сообщение с подземным миром.

Такие местности, которые считались особенно приятными богам по своим природным свойствам, конечно, предпочтительно перед другими избирались для устройства святилищ; но само собою разумеется, что такие свойства местности не были безусловно необходимы для освящения ее культом: нередко приходилось и в мест-

[23]

ностях, не отличавшихся такими свойствами, устраивать святилища, в особенности в городах и селениях. В таком случае при выборе местности для святилища довольствовались тем, чтобы она не была недостойна божества. Аристотель (Пол. IV (VII), 11, 1) советует выбирать для святилищ преимущественно места возвышенные и защищенные от соседних частей города; точно также Сократ, по словам Ксенофонта (Восп. III, 8, 10), считал наиболее пригодными для храмов и алтарей места особенно видные и редко посещаемые.

Многие местности были освящены культом вследствие связанных с ними мифов о тех или других событиях из жизни богов, например, остров Делос как место рождения Аполлона и Артемиды, и т. п. Существовали также предания, что боги переселялись из одних местностей в другие, или в разные времена года жили в разных местах. По дельфийскому преданию, Аполлон три зимние месяца проводил в Ликии, а остальные в Дельфах. Персефона полгода проводила в подземном царстве и полгода на земле. Много было также сказаний о странствованиях Деметры, Афродиты и других богинь.

По нравственным причинам были освящаемы культом разные места, имевшие какое-либо особое значение в семейной, общественной или государственной жизни людей. Сюда прежде всего относится почитание домашнего очага как центра семейной жизни и горевшего на нем огня, который был символом богини Гестии (Весты) и даже отождествлялся с нею. Почитание этой богини выражалось в поддержании неугасимого огня на очаге, которое было священной обязанностью хозяйки дома. Кроме Гестии были почитаемы в домах и другие боги как покровители семьи и ее собственности (qeoi efestioi, mucioi, erkeioi, kthsioi; см. ниже разд. V, гл. 22). Общины и государства, подобно отдельным родам и семьям, имели своих богов-покровителей, культ которых был тесно связан с теми или другими местами и зданиями в городе, смотря по идее, которую выражало собой каждое божество. В кремле (акрополе) города находились святилища древнейших и наиболее уважаемых народом божеств-покровителей (qeoi polioucoi), так как акрополь был центром, вокруг которого развивался город. Рыночная площадь, служившая местом собраний и ежедневных сношений граждан, ставилась под покровительство особых qeoi agoraioi , святилища которых устраивались на ней *. В главном правительст-

[24]

венном здании (prutaneion) находился очаг города, при котором почиталась Гестия, как представительница идеи единства государства (Estia prutaneia или prutanitiV). В здании совета ставились алтари богам «советным» (qeoi boulaioi) - Гестии, Зевсу, Афине и др. Подобным же образом ставились под покровительство богов и считались священными границы, неприкосновенность которых принадлежит к числу установлений правильной гражданской жизни. По Платону (Зак. VIII, 842 е) неприкосновенность межевых столбов (oroi) служит первым признаком уважения к Зевсу Граничному (ZeuV orioV). Были затем боги-покровители улиц (aguieiV), в особенности Гермес, Аполлон и др.; дороги и проходящие по ним путники ставились под особую божественную защиту ввиду разных опасностей, которые могли встречаться на пути. Изображения уличных богов обыкновенно представлялись в виде четырехугольных каменных столбов с головою божества наверху (гермы). На дорогах, улицах и рынках, в особенности же на перекрестках, кроме гермов ставились еще так называемые Ekataia, т. е. изображения богини Гекаты (Ekath enodia или trioditiV) в нишах с алтарями перед ними *.

Кроме вышеуказанных причин некоторые местности становились священными вследствие связанных с ними особенных обстоятельств или исторических событий. Так, например, места сражений почитались как священные. Мы видели выше, что мифические события из жизни богов имели влияние на установление культа в той или другой местности; но в особенности можно сказать это о культе героев, который первоначально был ничем иным, как почитанием умерших, и поэтому естественным образом связан был с их гробницами. Впрочем, нужно припомнить, что не все существа, получавшие героические почести, действительно жили на земле и были где-нибудь погребены: многие герои были просто созданиями фантазии, олицетворениями тех или других явлений жизни.

Священные участки. Местности, освященные культом, с целью предохранения их от всякого осквернения были отделяемы межой или оградой от мест неосвященных, и таким образом получалось

[25]

то, что называется temenoV (от temnw - режу). Такой священный участок не мог быть употребляем ни для каких человеческих надобностей; в большинстве случаев он был засажен красивыми деревьями и тогда носил название alsoV *. Обыкновенно в священных участках находились храмы или алтари, но бывали temenh или alsh и без них. Иногда людям совершенно запрещался доступ в священное пространство (такие участки назывались abata), как, например, в alsoV при храме Зевса Филия в Мегалополе или в temenoV Зевса на Ликейской горе, по рассказу Павсания (VIII, 31, 2 и 38, 5). В Олимпии, по его же словам (VI, 20, 4), внутри священного округа AltiV был обнесен оградою участок со святилищем Гипподамии, в которое могли входить только женщины и то лишь однажды в год для совершения жертвоприношения. В некоторые участки не допускались даже те или другие животные.

Кроме этих, так сказать, заповедных участков были такие священные земли, которыми могли пользоваться люди для земледелия, пастьбы скота и т. п.; их принадлежность божеству выражалась в том, что получаемые с них доходы шли в пользу святилища и употреблялись на нужды культа, содержание жреческого персонала и т. п.** Были, впрочем, и такие участки, которые посвящались богам под условием оставаться совершенно необработанными; известнейший пример такого посвящения представляют земли города Крисы близ Дельф, которые после первой Священной войны были посвящены Дельфийскому Аполлону epi pash aergia. Деметре и Персефоне был посвящен вблизи Элевсина участок земли, который не мог подвергаться обработке (orgaV). Даже воды были посвящаемы богам; так, например, в Аттике у священной дороги из Афин в Элевсин были два узких, наподобие рек, морских залива (Reitoi), которые были посвящены элевсинским богиням Деметре и Коре, и никто кроме элевсинских жрецов не имел права ловить в них рыбу (Павc. I, 38, 1).

Botticher, Der Baumkult der Hellenen, Berl. 1857. - К. F. Hermann, De terminis eorumque religione apud Graecos, Gott. 1847. - E. Gerhard, De religione Hermarum, Berl 1844. - I. Wassner, De heroum apud Graecos cultu diss. Kiel 1883. - F. v. Andrian, Der Hohenkultus, Wien 1890. -

[26]

R. Beer, Heilige Hohen d. Griechen u. Romern, Wien 1891. - I. Murr, Die Gottheit d. Griechen als Naturmacht, Innsbr. 1892.

Сноски

Страница 21 :

** Иногда встречаются и более подробные подразделения, например, у Артемидора, Сонник. II, 34: famen de twn qewn touV men OlumpiouV einai, ouV kai aiqeriouV kaloumen, touV de ouraniouV, touV de epigeiouV, touV de qalassiouV, touV de potamiouV, touV de cqoniouV .

*** Как жилище богов Олимп описывается следующим образом в Од. VI, 41 cл. (по переводу Жуковского):

... светлоокая Зевсова дочь полетела

Вновь на Олимп, где обитель свою, говорят, основали

Где не подъемлет метелей зима, где безоблачный воздух

Легкой лазурью разлит и сладчайшим сияньем проникнут;

Там для богов в несказанных утехах все дни пробегают.

Страница 22 :

** Ср. описание Корикийского грота на Парнасе у Павс. X, 32, 2 и 5, или известное описание грота на Итаке в Од. XIII, 102 - 112.

Страница 23 :

* Ср. Соф Эдип-царь, ст 161: gaiaocon t adelfean Artemin, a kukloent agoraV qronon euklea qassei.

Страница 24 :

перекрестках, ее изображали с тремя обращенными в разные стороны лицами (Ekath trimorfoV). Ср. Овидий. Фасты. I, 141:

Ora vides Hecates in tres vergentia partes,

Страница 25 :

* Впрочем, иногда, в особенности у поэтов, словом alsoV, обозначался и не засаженный деревьями священный участок (ср. Страб. IX, 412).

арендные условия.