Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Латышев В.В.: Очерк греческих древностей
Часть II. Глава 24. Устройство театрального здания.
§ 2. Скена

[242]

§ 2. Скена

Мы уже видели, что в древнейшие времена, когда возникли первые зачатки драмы, действующее лицо выходило к хору и зрителям из шалаша или палатки, skhnh. Впоследствии эта палатка была заменена деревянным зданием, из которого актеры выходили

[243]

на место действия. Это здание сохранило за собой название skhnh (мы будем называть его скеной во избежание смешения с теперешним употреблением слова сцена). С IV в. стали строить каменные здания скены, а перед ними для каждого представления возводили временную деревянную стену (proskhnion), служившую декорацией. Около I в. до Р. X. этот временный проскений был заменен постоянным, т. е. каменной колоннадой, в которой промежутки между колоннами, за исключением немногих, служивших дверями, закрывались досками (pinakeV), на которых помещались различные картины и которые могли быть переменяемы, смотря по тому, каких перемен в декоративной обстановке требовало действие той или другой пьесы. На колоннаде, покрывая пространство между нею и передней стеной здания скены, лежал плоский помост. Таким образом, перед зданием скены оказывалась длинная узкая постройка, которая и вся в целом называлась проскением. На плане, помещенном выше, она обозначена прямоугольником вгзж. Проскений имел 10 - 12 футов над уровнем орхестры. Витрувий утверждает, что в греческом театре актеры играли наверху, на помосте, или на крыше проскения. Таково же было мнение, до последнего времени господствовавшее и в новой науке. Теперь оно начинает уступать другому, главным представителем которого является известный археолог и архитектор Дёрпфельд. Тщательно изучив остатки театральных зданий и воспользовавшись давно сделанным наблюдением, что при исполнении многих явлений греческих драм актер и хор должны были действовать в непосредственной близости друг к другу и, следовательно, на одной и той же плоскости, Дёрпфельд пришел к убеждению, что вообще в греческих театрах актеры играли не на скене, т. е. не на проскении, а у проскения, на орхестре, в той ее части, которая прилегала к проскению, что лишь в некоторых случаях, например, при исполнении ролей божеств, актеры являлись наверху проскения и что только в позднейших малоазиатских театрах, а затем в римских, возвышавшийся над поверхностью орхестры помост сделался постоянным местом игры актеров. Теория Дёрпфельда, подробнее всего разработанная им в труде, написанном в сотрудничестве с Рейшем *, не устранила еще всех затруднений, которые встречаются в свиде-

[244]

тельствах Витрувия и других позднейших авторов, касающихся устройства греческого театра, но главные ее положения легко согласуются с теми данными, которые представляют остатки древних театральных зданий и устройство действия в сохранившихся греческих трагедиях и комедиях.

боковыми стенами, за которыми часто находились флигеля, сообщавшиеся со скеной посредством дверей (такие флигеля назывались, вероятно, paraskhnia). Здание скены и боковые флигеля служили сборным местом для актеров, а также для хранения машин, декораций и театральных принадлежностей. Эти здания были крытые, тогда как орхестра и места для зрителей крыш не имели.

Сноски

Страница 243 :

* По прежним сообщениям о теории Дёрпфельда краткое ее изложение на русском языке дал Г. Г. Павлуцкий в ст. «Скенография у Греков» в Киевских Унив. Изв. 1888 г., а обозрение содержания книги Дёрпфельда и Рейша (W. Dorpfeld u. Е. Reisch, Das Griech. Theater. Beitrage zur Geschichte des Dionysostheater in Athen u. anderer Griech. Theater. Athen 1896) - С. П. Шестаков в Филол. Обозр. XII (1897), разд. 2, стр 97 cл.