Приглашаем посетить сайт

Философия (philosophy.niv.ru)

Латышев В.В.: Очерк греческих древностей
Часть II. Глава 17. Важнейшие праздники в других государствах Эллады.
§ 2. Беотия

[152]

§ 2. Беотия

Большинство беотийских праздников соединено было с состязаниями, которые, привлекая зрителей и участников с разных сторон греческого мира, тем самым способствовали их блеску и известности. Большая часть праздников носила местный характер, но некоторые праздновались одинаково всеми беотийцами и служили, таким образом, религиозными центрами всего Беотийского союза. В числе последних еще с глубокой древности пользовалась

[153]

известностью амфиктиония Посейдона (который вообще пользовался высоким уважением в Беотии) в Онхесте. В исторические времена главным религиозным средоточием беотийцев был праздник Pamboiwtia в честь Афины Итонской при ее святилище близ г. Коронеи, совершавшийся ежегодно в 10-м месяце беотийского года, получившем от этого праздника название PamboiwtioV и соответствовавшем приблизительно нашему октябрю *. Праздник сопровождался разного рода состязаниями.

Из местных праздников особенно славились в Феспиях Erwtideia и Mouseia; оба празднества совершались раз в 4 года, и первое сопровождалось разнообразными гимническими и конными состязаниями, а второе - главным образом музыкальными, соответственно его характеру. В Орхомене праздновались Minueia и Carithsia с музыкальными состязаниями, в Акрефии - Ptwia при древнем храме Аполлона Птойского через каждые 4 года, в Лебадии со времени битвы при Левктрах - Basileia или Trofwnia, в Платеях - Eleuqeria раз в 4 года (16-го числа месяца Алалкомения) в память знаменитой победы 479 г. с торжественной процессией, жертвоприношением в честь убитых и гимническими состязаниями (описание процессии и жертвоприношения: Плут. Арист. 21), в Opone - Amfiaraia также раз в 4 года с гимническими, конными и музыкальными состязаниями. В честь туземного героя Геракла праздновались Hrakleia в разных местах, но особенною известностью пользовался его праздник Iolaeia в Фивах с состязаниями. Кроме того, в разных городах упоминаются древние праздники с особыми символическими обрядами, которые объяснялись разными местными легендами. Так, в праздник Agriwnia в честь Диониса в Орхомене, совершавшийся зимой через каждые 2 года, жрец Диониса преследовал с обнаженным мечом девицу из рода мифического царя Миния и если догонял, то имел право убить, как это однажды и случилось при Плутархе (Греч. вопр. 33). Этот обычай объяснялся преданием, что дочери Миния отказались признать культ Диониса, за что и были наказаны сумасшествием. Во время этого же праздника женщины искали Диониса, как бы убежавшего из города, и не найдя его, говорили, что он находится у Муз; затем следовало пиршество, во время которого женщины предлагали одна другой разные загадки и т. п. Таким образом, праздник, очевидно, имел мистический характер. В Платеях праздновались великие и малые Diadala, первые через каждые 60 лет, вторые - раз в 7 лет или чаще. В великом

[154]

частью празднества была процессия на вершину горы Киферона, представлявшая одну сцену из брачного сожительства Зевса с Герой *. В Фивах раз в 8 лет совершался в честь Аполлона Исменийского праздник Dafnaforia с торжественной процессией, в которой носили палку из масличного дерева, обвитую лаврами, цветами и лентами. О празднике Гермеса в Танагре ср. выше, разд. II, гл. 7, § 2.

Hermann, Gottesd. Alterth. § 63. - E. Preuss, Quaestiones Boeoticae, Progr. Leipz. 1879.

Сноски

* См. «О некоторых эолических и дорических календарях», стр. 65 сл.

* Подробности относящегося сюда мифа передает Евсевий, Увещ. еванг. III, 1, р. 83 сл. О празднике - Павс. IX, 3.