Приглашаем посетить сайт

Культурология (cult-lib.ru)

Колобова К.М.: Из истории раннегреческого общества (о. Родос IX-VII вв. до н.э.)
Введение

ВВЕДЕНИЕ

История о. Родоса, замыкающего с юго-востока островную группу Спорад, представляет собой одну из интереснейших страниц греческой истории.

Этот остров, некогда, может быть, составлявший часть Малой Азии, не славился какими-либо исключительными природными богатствами. Покрытый горными известковыми массивами, тянущимися с севера на юг и достигающими наибольшей высоты в центре острова (гора Атабирий- 1240 м), си представляет собою по форме некоторое подобие треугольника. Наибольшая длина Родоса около 75 км, наибольшая ширина - около 30 км. Склоны гор были покрыты богатой хвойной и лиственной растительностью. Ели, сосны и пинии, употреблялись родосцами как материал для кораблестроения Зерновые культуры возделывались на Родосе, но не вывозились; зерно, служившее для реэкспорта, приобреталось родосцами, главным образом, в Малой Азии, Египте и Сицилии.

Основное богатство острова заключалось в его цветах и плодовых культурах: фиги, гранаты, персики, сливы, финики, виноград (в свежем и сухом виде) вывозились родосцами. Виноградное родосское вино славилось в древности и по своим качествам уступало лишь лесбосскому. Оливковые рощи, многочисленные на острове, позволяли вывозить и оливковое масло. Родос славился также благовонными маслами (в частности, розовым), целебными травами и травами, употреблявшимися в качестве приправ. В горах добывали серо-голубоватый мрамор и мел; наличие хорошей глины благоприятствовало развитию керамического производства.

Важную отрасль хозяйства составляло рыболовство. В районе острова и у берегов Малой Азии родосцы с раннего времени добывали из моря губки и пурпурные раковины, очень ценимые в древности. Однако на Родосе не было металла: железо, олово, а также серебро и золото были привозными.

Медь хотя и имелась, но в небольшом количестве. Повидимому тесная связь с о. Кипром, наблюдающаяся с самого раннего времени, объясняется, в первую очередь, заинтересованностью родосцев в меди и серебре Кипра.

Таким образом, для древнего Родоса характерны богатство растительного мира и бедность полезными ископаемыми.

Славился в древности и здоровый климат острова. Сами родосцы утверждали, что не бывает ни одного дня в году, когда бы они не видели солнца. Даже в феврале, самом холодном месяце, температура не опускалась ниже + l°, а обычно стояла около +4°. К тому же ликийские горные хребты защищали остров от холодных северо-восточных ветров.

Однако основное значение Родоса - в его исключительно благоприятном географическом положении. Достаточно взглянуть на карту, чтобы убедиться в этом. На торговом пути из Греции в Кипр, Сирию и Финикию нельзя было миновать Родос; на пути в Египет этот остров был последней стоянкой греческих кораблей; кроме того, мимо южной оконечности острова проходил путь с Востока на Запад -в Кирену и в Сицилию -и по водному пути южнее мыса Малеи, и вдоль североафриканского побережья.

Таким образом, благодаря своему географическому положению Родос уже в .ранний период истории оказывается и центре торговых путей, связывающих западный и эгейский районы с Передней Азией, Малой Азией и Египтом.

Гавани Камира, Ялиса и открытая к югу гавань Линда отвечали требованиям безопасной стоянки кораблей в тот ранний период, когда еще не строились искусственные молы и стены; холодные южные ветры дули во время зимнего застоя, в то время как северные, дующие обычно весной и летом, в месяцы самых оживленных морских рейсов, были чрезвычайно неблагоприятны для мореплавания.

Процветание Родоса было всегда связано с развитием торгово-морских отношений с Египтом и Сирией; отсюда - тесная связь острова с Востоком.

О наличии тесных взаимоотношений родосцев с восточными районами красноречиво свидетельствуют египетские и финикийские изделия в позднемикенских некрополях Ялиса, египетская и кипрская продукция в архаических некрополях Ялиса и Камира.

Но одновременно не ослабевала и связь с Арголидой, Коринфом и греческим островным миром, а с VI в. и с Афинами. Это подтверждает импортная греческая керамика, встречаюшаяся в большом количестве в родосских архаических некрополях.

Восточные связи дорийского населения Родоса с Малой: Азией, с крито-кипрским районом и с Египтом, при неослабевающих его сношениях с материковой Грецией, уже в ранний период ее полисного развития, делали остров необходимым промежуточным звеном в греко-восточных отношениях. Поэтому родосцы оказывали значительное экономическое и культурное влияние на развитие греческих островных и материковых центров. VII в. до н. э. в жизни родосских городов, в частности Линда, был веком не только развития производства, морской торговли и колонизации, но одновременно и расцветом родосской культуры.

Уже в этот период для острова характерна та миролюбивая политика купцов, заинтересованных в широких дружественных связях с различными и часто враждующими между собой городами, которая свойственна Родосу эллинистическому.

Занимая руководящее положение в дорийском шестиградии, находясь под явным покровительством саисских фараонов, поддерживая дружбу с греческими городами Кипра, родосцы одновременно всячески подчеркивали свои родственные связи с Аргосом и, вместе с тем, находились в оживленных торговых сношениях с врагом Аргоса - Коринфом.

Ту же дружественность можно установить у родосцев с Эгиной, чекан которой вводит затем у себя Камир; с Самосом, испытывающим на себе сильное влияние родосского керамического производства; с Хиосом, навкратийскую керамику которого широко распространяли и родосцы; в Малой Азии - с Эфесом и Колофоном, входившими в состав ионийского объединения.

Если вспомнить, что Коринф и Аргос, Хиос и Самос в этот период постоянно враждовали друг с другом, то становится очевидным, что такал внешняя политика родосцев была обусловлена довольно широким по тому времени транзитным характером их торговли.

Очень рано началась экспансия родосцев в Малую Азию, в первую очередь на соседнее карийское побережье. Как можно полагать, отсюда они набирали рабов, а затем и наемников для саисского Египта.

Персидская экспансия к средине VI в. до н. э. приостановила встречную экспансию Родоса.

Греко-персидские войны, возвышение Афин и установление афинской гегемонии над Делосским союзом, куда после освобождения островов Эгейского моря от власти персов входили и родосские города,- на время поставили предел торгово-промышленному развитию о. Родоса.

Во время Пелопоннесской войны территория острова становится ареной борьбы проспартанских и проафинских группировок с постоянным вмешательством то спартанцев, то афинян в родосские внутренние дела. Однако в этот периоа подготовляется объединение трех родосских государств в единое государство, и это нашло выражение в создании нового политического центра в 406-405 гг. до н. э. - города Родоса. Это объединение родосцев, носившее одновременно и антиспартанский и антиафинский характер, явилось поворотным пунктом в дальнейшей истории острова.

Объединение Линда, Камира и Ялиса в единое государство (объединение, до сих пор мало изученное) положило начало дальнейшему торговому и морскому могуществу Родоса, превратив его, по определению Полибия, в центр тогдашней мировой торговли.

Поскольку мы можем судить по неполным эпиграфические и литературным источникам, это политическое объединение сопровождалось и территориальной реформой (разделением на демы всей территории острова, карийских и островных родосских территорий), и военной реформой (с централизацией военной власти в руках гегемонов и стратегов), и денежной реформой (с переходом к новому чекану единой монеты неаттического типа), и, наконец, религиозной реформой, преследующей ту же объединительную цель (государственным общеродосским культом стал культ Гелиоса).

Может быть, именно в этот период карийские владения Родоса превратились в цепь неприступных крепостей, а Лорима, известная еще и теперь под именем Гаплотеки, была превращена в мощную военную гавань, охранявшую гавани города Родоса; здесь, вероятно, в надежном укрытии помещались и арсеналы и кораблестроительные доки родосцев.

Именно в результате этого политического и экономического объединения постепенно создается слава морского военного родосского флота; родосцы стали учителями римлян, и морская сила дала возможность родосцам возглавить в III в. до н. э. борьбу с пиратством.

Служба во флоте становится почетной обязанностью родосского гражданина, и строгое наблюдение за тем, чтобы все граждане прошли через службу во флоте, обеспечивалось централизацией военной власти.

Уже в начале IV в. до н. э. родосцы вступают в торговую борьбу с Афинами, пользуясь каждым их ослаблением для собственного возвышения, и не случайно в борьбе с экономическим влиянием Афин Филипп Македонский опирается на родосскую монетную систему.

к быстрому развитию купеческого капитала на Родосе. Начиная с III в. до н. э., остров опять оказывается в центре торговых путей, ведущих к Александрии, к Черному морю, к переднеазиатским владениям Селевкидов, к Сицилии, Галлии и Испании.

В III-I вв. до н. э. Родос стал крупнейшим центром эллинистической торговли и одновременно сильной морской республикой. Его внешняя политика - политика дружбы со всеми государствами. Его малоазийские владения увеличиваются, и по отношению к ним Родос осуществляет суровую политику ростовщика, беспощадно эксплуатирующего своих подданных. В этот период Родос крупнейший рабовладельческий центр, где собраны рабы самого пестрого этнического состава: от негров до скифов. В этот период в Родос съезжаются толпы метеков из Сирии, Африки, Италии и Малой Азии. И крайне интересной представляется нам сложная картина взаимоотношений родосцев с поселившимися на их острове чужеземцами. Наряду с Александрией и Пергамом, Родос становится и крупным культурным центром эллинистического мира.

На Родосе создается торговое морское право, признанное за образец императорским Римом, переработанное затем в Византии и положенное много времени спустя, торговыми государствами средневековья, в основу морского права, известного под именем Родосского морского закона.

Централизованная купеческая олигархия Родоса выработала своеобразные формы политической организации, которые .позволили родосцам сохранить рабовладельческую республику и системе эллинистических монархий.

Постепенно падает и культурное значение Родоса. В римский период своей истории родосская художественная школа, создавшая в эллинистический период ряд мировых шедевров, продолжает существовать, но не дает уже ни одного значительного произведения, ни одного сколько-нибудь славного имени. И даже политика Флавиев и Антонинов, благоприятная для родосцев, не могла сколько-нибудь существенным образом восстановить былое экономическое значение Родоса.