Приглашаем посетить сайт

Социология (sociology.niv.ru)

Гиро П.: Частная и общественная жизнь римлян
Глава X. Религия.
Божества различных моментов человеческой жизни

[330]

2. Божества различных моментов человеческой жизни

У римлян были божества, заведовавшие всеми отдельными действиями человека: они принимали его при рождении и сопровождали до могилы. Partula - присутствует при первых родовых болях; Lucina - заведывает самим рождением; Diespiter - дарует ребенку свет; Vitumnus - жизнь, Sentinus - чувства; Vaticanus или Vagitanus - открывает рот и производит первый крик новорожденного; Leuana - поднимает его с земли и представляет отцу, который признает его своим; Cinina - охраняет колыбель; Rumina - приучает его сосать грудь, которую древние называли rumа; Nundina - богиня девятого дня - напоминает, что через девять дней после рождения мальчик, очистившись, получив имя и снабженный амулетами, которые должны оберегать его от дурного глаза, действительно вступает в жизнь; рядом с ней Ceneta, Mana и феи (Fata) сулят ему счастливую судьбу.

Ребенок растет. В течение некоторого времени кажется, что боги меньше занимаются им, предоставляют его исключительно на попечение кормилицы. Но вот его отняли от груди - тотчас являются новые божества, которые окружают ребенка: Educa и Potina учат его есть и пить; Cuba следует за ним, когда он переходит из колыбели на кровать. Ossipaga укрепляет его кости, a Carna - мускулы. Ему нечего бояться упасть, когда он станет ходить: Statinus, Statilinus и Statina - помогут ему держаться на ногах; Аbеопа и Adeona научат его идти вперед и возвращаться назад; Iterduca и Domiduca - ходить вне дома.

Вместе с тем развивается и душа ребенка, и тоже при помощи разных божеств: Farinus - разверзает уста и помогает испускать первые звуки; Fabulinus - учит словам; iocutius - целым предложениям. Вслед затем появляются у ребенка разум, воля и чувства: разум вместе с Mens, Mens bona, богиней ума и в особенности здравого смысла, вместе с Catius - богом сметливости; Consus - богом

[331]

способствующие принятию решений; Stimula, которая возбуждает и увлекает; Peta - заведующая первым внешним проявлением воли; Agoniiis, Agenoria, Peragenor - приводящие в исполнение задуманное действие; Strenia - возбуждающая мужество, необходимое для преодоления препятствий; Pollentia и Valentia - помогающие продолжать начатое дело; Praestana или Praestitia - закончить его. Чувства рождаются при помощи Lubia или Lubentina и Liburnus - божеств удовлетворения; Volupia - богини наслаждения; Cluacina, которая была, вероятно, божеством грубых страстей; Venilia - богини надежд, которые осуществляются, и противоположной ей Pauentia - богини смущения и страхов.

Особые божества заканчивают нравственное и телесное развитие ребенка, превращая его из подростка в юношу: Numeria - учит его считать; Camena - петь; Minerva - заканчивает дело богини Mens, укрепляя его память; Jwentas - юность и Fortuna barbata - бородатая фортуна - оживляет тело юноши, вступающего в зрелый возраст.

Римское богословие не позволяет нам ни на одну минуту остановиться в этом бесконечном перечислении божеств. Тотчас за богами юности появляются божества брака: во главе их находится Juno Juga или Pronuba - в качестве богини, заведующей, по-видимому, вообще всем этим событием; потом Afferenda - занятая приданым; Domiducus, Domitius и Manturna - три божества, которые следуют друг за другом: первое, чтобы привести новобрачную к супружескому дому; второе, чтобы помочь ей решиться войти в этот дом; третье, чтобы заставить ее остаться там жить. Unxia - напоминает, что порог дома умащен благовониями, что составляет хорошее предзнаменование.

После свадьбы мы уже встречаем гораздо меньше божеств, потому ли, что римляне считали человека с этого времени более способным к самостоятельной жизни, или же просто потому, что до нас не дошли их имена. Время от времени, впрочем, попадаются божества отдельных моментов семейной жизни: Tutanus и Tutilina, - помогавшие во время нужды; Viriplaca, которой молились в дни супружеских размолвок; Orbona, к которой обращались бездетные родители.

К этому же периоду жизни относятся, без сомнения, и те боги, которые дают человеку почести, богатство, счастье и здоровье: Fessona - богиня утомленных людей; Pellonia - обезоруживающая врагов; Quies - доставляющая покой; Redicuhis, который первоначально был, вероятно, богом возвращения. Материальное благосостояние находится под покровительством богов выгоды и корысти (dii Lucrii), а в особенности Pecunia, Argentinus, Aesculanus - божеств

[332]

У изголовья умирающего человека стояло столько же богов, сколько их было у колыбели новорожденного: Caecutus - лишавший света его глаза; Viduus - отделявший душу от тела; Mors - которая заканчивала дело смерти; Libitinа - участвовавшая в погребальном шествии; Nenia - в оплакивании покойника.

Ко всем этим божествам следует причислить также и тех, которые, как говорит Варрон, касаются не самого человека, а различных вещей, имеющих отношение к нему, как, напр., пищи, одежды и вообще всего необходимого для жизни.

Во главе их нужно поставить божества плодов земных: Janus и Saturnus, которые открывают покров земли и осеменяют ее; Seia Semonia или Fructiseia - питающая посеянное зерно в земле, и Segetia - после того как оно пустит росток; Proserpina, которая была первоначально богиней прозябания; Nodutus - заведующий ростом стебля; Vohitina - окружающая колос предохранительным покровом;

Patelana - помогающая колосу развернуться; Panda - богиня колосьев, развернувшихся и открытых; Hostilina - выравнивавшая колосья. Затем идут Flora - богиня цветения хлебных злаков; Lactans - бог колосьев, зерна которых еще налиты молоком; Matuta - способствовавшая созреванию. Sterquilinus - дает силу растениям, удобряя землю; Robigus и Robigo - заботятся о том, чтобы ржа не испортила хлеба; Spiniensis - уничтожает колючки и репейник. Призывают еще Runcina, когда хлеб снят или, вернее, когда он очищен от сорной травы; Messia - охраняющую жатву спелого хлеба; Tutelina - сберегающую его после жатвы; Noduterensis - заведующего молотьбой; Pilumnus, который мелет зерно.

сомнение), для виноградной лозы. Уход за пчелами был поручен богине меда Mellona. Из божеств, покровительствующих скоту, известны имена троих: Pales - богиня овец и ягнят, ВиЬопа - быков, Еропа (кельтского происхождения) - лошадей.

Кроме того, мы знаем богов различных местностей и частей земли, на которых живет или ходит человек. Ascensus и Cliuicola - напоминают о спусках и тропинках по склонам холмов и гор, Jugatinus и Montinus - о вершинах гор и горных равнинах. Coltatina - богиня холмов, Vallonia - долин, Rusina - окружающей местности. Порог человеческого жилища охраняла Jana; Arquis был богом сводов, Forcutus - дверей; Cardea - дверного крюка; Limentinus - камня у

[333]

порога, рядом с ним была его подруга - Lima. Внутри был Lateranus - бог домашнего огня.

Список всех этих божеств был помещен в Indigitamenta - древних книгах понтификов. Это были не простые эпитеты, не отвлеченные понятия. Перечисленные выше боги действительно существовали по представлениям римлян. Они были вполне определенными существами; им поклонялись и молились, как божествам действительно существующим отдельно друг от друга.

Страница 332 :

[1] Особого божества золота не было, потому что все эти божества очень древнего происхождения, а римляне вполне познакомились с употреблением золота лишь около 217 года до Р. X.