Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Литература

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Литература

ЛИТЕРАТУ́РА Лит-ра войны чрезвычайно значительна и разнообразна; от месяца к месяцу она набирала силу в качестве одного из видов "боевого оружия" в ходе великой битвы против фашизма. Писатели Сов. страны заняли своё боевое место в решительной схватке с врагом. Из 800 членов моск. писательской орг-ции уже в июне 1941 ушли на фронт 250 чел.; белорус, ростовская орг-ции – почти целиком, на линию огня устремились и писатели др. областей и республик. Осенью 1941 все писатели Ленинграда, за исключением немногих эвакуировавшихся, оказались практически в зоне боевых действий и затем все 900 дней жесточайшей блокады защищали город-герой и словом, и оружием. Всего в годы войны на фронтах находилось св. 1000 писателей, из них 417 погибли.

Развитие сов. лит-ры в годы войны явилось как бы опровержением старого изречения: "Когда гремят пушки, музы молчат". Уже в первые часы войны В. И. Лебедев-Кумач создал текст песни "Священная война", с предельной простотой и мощью выразившей патриотич. порыв миллионов сов. людей, вставших на защиту социалистич. Отечества. В июньские дни 1941 были напечатаны в центральных газетах и прозвучали по радио стихи Н. Н. Асеева, Д. Бедного, М. В. Исаковского, А. А. Суркова, Н. С. Тихонова, К. М. Симонова, М. И. Алигер, пламенные публицистич. Статьи А. Н. Толстого, А. А. Фадеева, М. А. Шолохова, И. Г. Эренбурга, Л. М. Леонова, Л. С. Соболева и другие. писателей. 27 июня по примеру "Окон РОСТА" времён Гражд. войны на Кузнецком мосту в Москве были вывешены первые "Окна ТАСС". Затем они появились в Ленинграде, Куйбышеве, Ташкенте, Новосибирске и другие.гих городах. Специальные "Окна ТАСС" уменьшенного формата (40 х 50 Смотри печатались для блиндажей и землянок. В создании их наряду с художниками участвовали поэты – С. Я. Маршак, А. И. Безыменский, С. В. Михалков, С. И. Кирсанов, А. А. Жаров и другие.

Наиболее мобильные жанры лит-ры – публицистика и поэзия – первыми стали появляться на страницах газет и журналов. Боевая статья и короткий очерк о героях войны, агит. стихотворение и песня, сатирич. фельетон и двухстрочный ударный лозунг, политич. памфлет и едкая эпиграмма – вот что чаще всего выходит в это время из-под писательского пера и мгновенно тиражируется в газетах или на плакатных листах. Газеты становятся гл. местом работы поэтов, прозаиков, драматургов, в них была даже введена штатная должность – "писатель".

В центральных газетах, на радио, в Совинформбюро и ТАСС воен. корреспондентами становятся: В. В. Вишневский. Н. Е. Вирта, Б. Л. Горбатов, П. А. Лидов, Л. С. Первомайский, Е. П. Петров, Б. Н. Полевой, Н. С. Тихонов, А. А. Фадеев, М. А. Шолохов и другие. ("Правда"); Е. Г. Кригер, В. Г. Лидин, А. А. Первенцев, В. В. Полторацкий, Л. И. Славин, И. П. Уткин и другие. ("Известия"); В. С. Гроссман, А. Ю. Кривицкий, Б. М. Лапин, З. Л. Хацревин, П. А. Павленко, А. П. Платонов, К. М. Симонов, А. А. Сурков и другие. ("Красная звезда"); А. П. Гайдар, Ю. А. Жуков, А. В. Калинин, И. Н. Меньшиков и другие. ("Комсомольская правда"); Б. А. Лавренёв, В. А. Рудный, Л. С. Соболев, Е. С. Юнга и другие. ("Красный флот"); Н. В. Богданов, C. B. Михалков, Н. С. Рыбак, бр. Тур, Г. Эль-Регистан и другие. ("Сталинский сокол") и т. д.

Большой отряд писателей работал в штатах фронтовых редакций: С. П. Бабаевский, В. А. Закруткин, М. Рагим и другие. ("Боец РККА" – газ. Закавк. фр.); Ю. П. Герман, Ф. М. Левин, Г. С. Фиш и другие. ("В бой за Родину" – газ. Карел. фр.); Б. А. Галин, Н. Н. Кружков, А. С. Левада, И. Л. Френкель, А. И. Шаров и другие. ("Во славу Родины" – газ. Юж. фр.); И. Л. Сельвинский, Д. М. Холендро, Ю. Ю. Шовкопляс и другие. ("Вперёд за Родину" и "Вперёд к победе" – газ. Крымского, Сев.-кавк., Юж. фр.); И. Л. Андроников, М. С. Лисянский, С. Д. Скляренко ["Вперёд на врага" – газ. Калининского (1-го Прибалт.) фр.]; Б. А. Бялик, К. Я. Горбунов, Б. Р. Изаков, А. Исбах, В. Лукс, М. Л. Матусовский, М. А. Светлов, С. П. Щипачёв ("За Родину" – газ. Сев.-Зап., 3-го Прибалт. фр.); С. А. Борзенко, Л. Д. Дмитерко, А. С. Малышко и другие. ["За честь Родины" – газ. Воронежского (1-го Укр.) фр.]; Е. А. Долматовский, В. А. Кондратенко, Б. Д. Палийчук и другие. ("Красная Армия" – газ. Юго-Зап., Сталингр., 1-го Белорусского фр.); Е. З. Воробьёв, В. М. Кожевников, М. Р. Слободской, А. Т. Твардовский и другие. ("Красноармейская правда" – газ. Зап., 3-го Белорусского фр.); И. Я. Бражнин, А. М. Марьямов, Н. Н. Панов, Н. Г. Флёров и другие. ("Краснофлотец" – газ. Сев. флота); Н. Л. Браун, Ю. А. Инге, А. А. Лебедев, А. К. Тарасенко, Н. К. Чуковский, А. Я. Яшин, В. К. Кетлинская и другие. ("Красный Балтийский флот" – газ. Балт. флота); С. А. Бондарин, П. И. Капица, А. А. Луначарский, Г. М. Поженян, П. С. Сажин и другие. ("Красный черноморец" – газ. Черномор. флота); Т. К. Журавлёв, С. В. Смирнов, Я. А. Хелемский и другие. ("На разгром врага" – газ. Брянского фр., позднее "Суворовец" – 2-го Прибалтийского фр.); Б. М. Лихарев, А. А. Прокофьев, В. А. Рождественский, В. М. Саянов и другие. ("На страже Родины" – газ. Ленингр. фр.); Н. С. Атаров, А. И. Недогонов и другие. ("Советский воин" – газ. 3-го Укр. фр.); С. Е. Голованивский, Н. М. Грибачёв, К. Кулиев, Ю. П. Чепурин и другие. ["Сталинское знамя" – газ. Юж., Сталингр., затем снова Юж. (4-го Укр.) фр.]; С. П. Гудзенко, И. Н. Молчанов и другие. ("Суворовский натиск" – газ. 2-го Укр. фр.); С. С. Наровчатов, С. С. Орлов, М. А. Соболь, А. Б. Чаковский, П. Н. Шубин и другие. ("Фронтовая правда" – газ. Волховского – 2-го Белорус. фр.).

В армейских газетах сотрудничали: Дж. Алтаузен ("Боевая красноармейская"); Г. С. Березко, М. С. Бубеннов и другие. ("Боевое знамя"); М. Н. Алексеев, И. Г. Падерин и другие. ("За Родину"); A. Бикчентаев, Е. Е. Поповкин, С. С. Смирнов, И. Ф. Стаднюк, Ю. Ф. Стрехнин и другие. ("Мужество"); М. И. Алигер, Д. Б. Кедрин и другие. ("Сокол Родины"); Б. С. Рюриков, Г. М. Скульский, Г. Ф. Шолохов-Синявский и другие. ("Сталинский удар") и др. В "дивизионках" начинали свой творческий путь О. Гончар ("Советский богатырь"), B. Е. Субботин ("Воин Родины") и др. В партизанской печати выступали П. Н. Воронько, М. Лыньков, М. Д. Максимов и другие.

Во время войны на фронте издавались газеты не только на рус. языке, но и на языках др. народов СССР В них принимали участие писатели: укр. – А. Е. Корнейчук, М. Бажан, М. Ф. Рыльский, А. П. Довженко; белорус. – Я. Купала, Я. Колас, П. Бровка, К. Крапива, А. А. Кулешов; литов. – С. Нерис, Л. Гира, А. Венцлова; латыш. – Я. Судрабкалн, А. Григулис, В. Лацис, А. Упит; эст. – А. Якобсон; писатели народов Казахстана, СР Азии, Кавказа, Сибири.

Жёсткие запросы воен. времени взывали к исключит. оперативности, и каждое сколько-нибудь значит. явление фронтовой жизни находило немедленное отражение на газетных страницах, в листовках, в выступлениях писателей по радио. Вспоминая в 1944 суровые дни ленингр. блокады, Н. С. Тихонов писал: "Бывали дни, когда листовка была важнее рассказа, важнее любой поэмы, причем нужно было, как говорил один генерал на фронте, "исполнить немедленно, а если можно, то и ранее"" ("Ленинград", 1944, № 13–14, с. 4). Эта повседневная работа требовала от писателей исключит. самоотдачи и вместе с тем давала им неоценимый материал для осмысления воен. действительности, подготавливала их к созданию произведений более крупного масштаба. В газете впервые появились: "Наука ненависти" М. А. Шолохова ("Правда"), "Народ бессмертен" В. С. Гроссмана ("Красная звезда"), "Русские люди" К. М. Симонова ("Правда"), "Фронт" А. Е. Корнейчука ("Правда"), "Непокорённые" Б. Л. Горбатова ("Правда"), "Василий Тёркин" А. Т. Твардовского ("Красноармейская правда") и др. Публицистика сыграла огромную роль на всех этапах войны. К ней постоянно обращались все известные мастера слова – А. Н. Толстой, М. А. Шолохов, И. Г. Эренбург, Л. М. Леонов, А. А. Фадеев, В. В. Вишневский, Н. С. Тихонов, A. С. Серафимович, Ф. В. Гладков, К. М. Симонов, В. С. Гроссман, Б. Л. Горбатов, Л. С. Соболев, Б. Н. Полевой, B. М. Кожевников, В. П. Ставский и другие. Именно в статьях и очерках в первую очередь и нашёл отражение героизм сов. людей на фронте и в тылу, разоблачалась античеловеческая сущность фашизма.

В статьях "Что мы защищаем", "Родина", "Стыд хуже смерти" и другие. А. Н. Толстой показал, какие величайшие ценности защищает сов. народ от фаш. варваров. Историч. параллели органически входят в его размышления о нац. рус. характере, об историч. истоках героизма сов. людей (статьи "Русский характер", "Русские воины", "Откуда пошла русская земля", "Разгневанная Россия", "Несокрушимая крепость"). Фаш. идее господства Германии над миром он противопоставлял принципы сов. патриотизма, идею всеславянского антифаш. движения, приобретшего во время войны большой размах (статья "К славянам"). В публицистике А. H. Толстого важное место занимают также статьи, разоблачающие истинную сущность врага, бесчеловечность оккупантов. В ряде статей он использовал свои личные наблюдения, как чл. Чрезвычайной гос. комиссии по расследованию фаш. злодеяний (статьи "Фашисты в Ясной Поляне", "Русские люди и немецкая неволя" и другие.). Историко-филос. публицистика А. Н. Толстого родственна своеобразной, насыщенной страстными и глубокими размышлениями о судьбах народа на войне публицистике Л. М. Леонова, к-рому также свойственна широта историч. обобщений, свободно-ассоциативное художеств. мышление. Веру в победу правого дела писатель выразил с большой силой в статьях "Слава России", "Поступь гнева", "Ярость" и другие. Широкий междунар. резонанс имели его письма "Неизвестному американскому другу" (1942–1943), в которых, обращаясь к общественному мнению США, писатель призывал осознать нависшую над миром смертельную опасность и не медлить с открытием второго фронта, к-рый необходим Западу не меньше, чем Сов. Союзу.

Особое место в публицистике воен. лет и в сов. лит-ре в целом занимает неутомимая вдохновенная работа И. Г. Эренбурга. Он выступал со статьями почти ежедневно и опубликовал их за войну св. тысячи. Документальная точность, афористичность изложения, гневный сарказм в обличении фашизма, пафос защиты завоеваний культуры и нар. ценностей – отличит. качества публицистики писателя. М. И. Калинин говорил, что Эренбург"... ведёт рукопашный бой с фашизмом"; он же в др. выступлении сравнил боевую, страстную публицистику писателя с действиями целого войскового соединения ("Статьи и речи", 1975, с. 165).

В 1942 в "Правде" появилось одно из самых значит. произв. воен. времени – большой очерк М. А. Шолохова "Наука ненависти", в к-ром исповедь опалённого войной человека стала ярким выражением нар. стремления к справедливости. Необычайно энергичным и оперативным публицистом проявил себя К. М. Симонов, его очерки, буквально со всех фронтов, составили 4 книги "От Чёрного до Баренцева моря. Записки военного корреспондента" (1942–45). Публицистич. выступления Н. С. Тихонова были в осн. связаны с обороной Ленинграда и в своей совокупности составляют эпическую, достоверно точную картину жизни, борьбы и испытаний блокадного города-героя. Тема победы, возрождения ярко выражена в очерках Б. Л. Горбатова "Весна на Юге", Б. Н. Полевого "Весна в Молдавии", О. Ф. Берггольц "Ленинградская весна", И. А. Рябова "Весна на Украине", в цикле очерков Л. С. Соболева "Дорогами побед". Последним с полей войны был очерк Б. Л. Горбатова и М. И. Мержанова "Капитуляция" (опубл. в "Правде" 9 мая 1945 под назв. "Восьмого мая тысяча девятьсот сорок пятого года").

Работа над очерками и статьями, постоянное общение с бойцами и командирами для мн. писателей явились как бы подготовит. этапом на пути к созданию рассказов, часто объединяемых в циклы, и более крупных полотен о войне. Примечательны в этом отношении циклы рассказов Л. С. Соболева "Морская душа" (1942), "Ленинградские рассказы" (1941–1943) Н. С. Тихонова, "Март – апрель" В. М. Кожевникова, цикл А. Н. Толстого "Рассказы Ивана Сударёва" (1942–1944). Гл. герой этих произв. – простой сов. человек, патриот, проявивший на войне неисчерпаемые душевные силы, всегда готовый к подвигу, как того требовало время, и совершающий эти подвиги как естеств. порыв души. "Да, вот они русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт суровая беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота" – эта концовка рассказа А. Н. Толстого "Русский характер" (Собр. соч., т. 10, 1961, с. 637) могла бы служить эпиграфом ко всей прозе, создававшейся в те годы.

Одна из самых первых значит. книг воен. прозы – повесть В. С. Гроссмана "Народ бессмертен" (1942) – обобщённо-романтич. повествование о боевом содружестве людей разных национальностей, объединённых одной целью и одной верой в конечную победу народа. Писатель показывает войну и как противоборство двух непримиримых идеологий – гуманизма и человеконенавистничества, как столкновение двух социальных систем.

В 1942 появилась повесть В. Л. Василевской "Радуга" о борьбе сов. людей на оккупир. врагом земле, первое серьёзное произв. о том, что происходило в тылу врага, как накапливалась там ненависть к захватчикам, как вызревало пламя партиз. нар. войны. Тема непобедимости сов. народа, стойкости и мужества людей, оказавшихся в неволе, ярко обрисована и в повести Б. Л. Горбатова "Непокорённые" (1943). Намеренно обобщённая манера письма позволила писателю создать близкий к фольклорному образ рус. богатыря Тараса и его сыновей, воюющих на разных фронтах. Художеств.-философская повесть Л. М. Леонова "Взятие Великошумска" (1943), связанная с наступлением сов. войск, показала неизмеримое моральное превосходство сов. воина над жестоким, бесчеловечным врагом. В строго реалистич. ключе написана повесть К. М. Симонова "Дни и ночи" (1943–1944), выросшая из очерка того же назв. ("Красная звезда", 1942). В сов. лит-ре – это первая страница художеств. эпоса о битве на Волге. Писателем руководило стремление отразить "будничную" сторону войны и в то же время он подводил читателя к мысли о закономерности великого подвига, совершённого сов. воинами на решающем рубеже войны. Проблема роста, мужания воина в боях – центральная в повести А. А. Бека "Волоколамское шоссе" (1943–44). Написанная как своеобразный доверит. диалог героя-рассказчика с читателем-собеседником, она сыграла немалую роль в воспитании воинов, в овладении ими "наукой побеждать". С мая 1943 по февр. 1944 в "Правде" печатались главы романа М. А. Шолохова "Они сражались за Родину". В подвигах и делах героев романа – Стрельцова, Лопахина, Звягинцева – раскрывалась сущность патриотич. самосознания сов. человека, вынужденного оставить свою гражд. профессию и отдать всего себя делу войны. Выдающимся произв. воен. лет явился роман А. А. Фадеева "Молодая гвардия" (1945, новая редакция 1951), работа над к-рым началась ещё во время войны по свежим следам ставшей тогда известной краснодонской эпопеи.

В сов. многонац. лит-ре, в создании значит. произв., поднимающих народ на священную борьбу с захватчиками, вдохновенно работали писатели всех союзных республик. С острыми публицистич. статьями, памфлетами, очерками систематически выступали и на своих родных языках, и в переводах на др. языки народов СССР Я. А. Галан, П. Панч, А. П. Довженко, М. Ф. Рыльский, А. Алле, Я. Судрабкалн, Д. Демирчян, Р. Кочар и другие. мастера слова. Над большими эпич. полотнами успешно трудились А. Упит, В. Лацис, М. Лыньков, К. Чорный, А. Кутатели, Б. Кербабаев, Т. Сыдыкбеков, В. Н. Собко и другие. Широкую известность получили в годы войны такие книги, как "Священная кровь" (1943) и "Навои" (1945) Айбека, "Весенняя пора" (1944) Н. Е. Мординова, "Шиганак" (1945) Г. Мустафина, "Золотой кишлак" (1942) М. Миршакара, "Поэт" (1944) Э. Капиева, "Царь Пап" (1944) С. Зорьяна и другие. Писатели обращались к героич. прошлому своих народов, находя в преемственности традиций дополнит. силу, укрепляющую дух сражающегося народа.

Исключит. значение в пору жестоких испытаний приобрела поэзия. С первых дней войны популярностью пользовались песни, броские стихотворные агитки, сатирич. стихи и другие. наиболее мобильные, способные откликаться на меняющиеся события поэтич. жанры. Вслед за "Священной войной" В. И. Лебедева-Кумача 25 июня 1941 появилась в "Правде" "Песня смелых" А. А. Суркова, затем "Походная песня" ("До свиданья, города и хаты...") М. В. Исаковского. Уже 10 июля был сдан в печать сб. массовых песен на слова А. А. Жарова, А. А. Прокофьева, С. Я. Алымова, А. С. Малышко, И. И. Доронина. Боевая и задушевная песня постоянно сопровождала сов. воинов в их ратных трудах. Большой любовью и популярностью пользовалась проникновенная и доходчивая песенная лирика М. В. Исаковского, поэтизирующая верность Родине, красоту мира, к-рую призваны спасти воины ("В лесу прифронтовом", "Лучше нету того цвету", "Огонёк", "Услышь меня, хорошая" и другие.). Богатейшее по интонациям, продолжающее лучшие традиции фольклора и традиции классич. поэзии песенное творчество М. В. Исаковского уже в 1943 было отмечено Гос. пр. СССР Широкую известность приобрели также "Лирическая песня" и "Бьётся в тесной печурке огонь..." ("В землянке") А. А. Суркова, "Когда я уходил на фронт" и "Песня о Днепре" Е. А. Долматовского, "Шумел сурово Брянский лес" А. В. Фатьянова, песни на слова А. Д. Чуркина, П. Н. Шубина, Н. И. Букина, Д. Бедного, Я. Купалы и другие. авторов. В этих песнях словно пела душа народа, раскрывались его чаяния и надежды, его свободолюбие и беспредельная самоотверженность. В 1943 на слова С. В. Михалкова и Г. Эль-Регистана (музыка А. В. Александрова) был создан Гимн Сов. Союза.

С первых же дней войны вступило в боевой строй разящее оружие сатиры. Сказки-притчи С. Я. Маршака, его каламбуры и эпиграммы, острые подписи под карикатурами ("Долг платежом красен", "Подарки с неба", "Партизанское угощение", "Ломом по врагу" и другие.) были распространены по всей стране. В басенном жанре с неизменным успехом выступали Д. Бедный, С. В. Михалков, С. Швецов, многочисл. самодеятельные поэты из среды бойцов и офицеров. "Красноармейский юмор", "Досадная опечатка", "Перекур", "Перпендикулярный случай", "Чёртова кукла" – это лишь малая часть сб-ков сатиры и юмора, появившихся в центр. изд-вах и при политич. управлениях фронтов. Особым успехом у бойцов пользовались стихи, в к-рых присутствовала "шутка немудрая", дававшая отдых и разрядку душе. Поэтому так широко во фронтовой печати был представлен собирательный образ нар. героя, неизменно удачливого в бою и щедро наделённого юмором. Широко использовался раёшник, сказ ("Заветное слово Фомы Смыслова" С. И. Кирсанова, Гриша Танкин у А. А. Суркова и Ц. С. Солодаря, казак Иван Гвоздев у А. Т. Твардовского и Б. Д. Палийчука и другие.). На новом материале воссоздавались сатирические образы писателей прошлого, в частности в прозе – "Новые похождения бравого солдата Швейка" М. Р. Слободского.

Наряду со стихотворной публицистикой и мгновенно реагирующей на злобу дня сатирой сов. поэты обращаются к лирике, раскрывающей всю сложность чувств человека на войне, утверждающей верность любви и нравств. идеалам как внутр. норму поведения и взаимоотношений людей, зачастую отделённых друг от друга огромными расстояниями. Широчайший успех имели появившееся ещё в 1941 стихотворение К. М. Симонова "Жди меня", проникнутые мягким лиризмом стихи С. А. Щипачёва, страстные стихи-монологи М. И. Алигер, О. Ф. Берггольц, И. П. Уткина, Д. Б. Кедрина. А. А. Ахматова выступила с вдохновенным стихотворением "Мужество". Народность, доходчивость становятся в это время одним из осн. стилевых признаков поэзии.

В творчество советских поэтов всё шире входит эпич. тема. Одна из первых поэм воен. Времени – "Киров с нами" (1941) Н. С. Тихонова, созданная в блокадном Ленинграде. Словно дозорный, обходит Киров улицы и площади города и, с волнением вглядываясь в лица его защитников, проникается великим уважением к их стойкости и мужеству. В том же героически сражающемся Ленинграде в 1942 появляются поэмы О. Ф. Берггольц "Февральский дневник" и "Ленинградская поэма", запечатлевшие немыслимо тяжёлый блокадный быт, но исполненные вместе с тем веры в неминуемое торжество победы. В. М. Инбер создаёт там же одно из лучших своих произв. – поэму "Пулковский меридиан" (1941–43), посв. городу Ленина, средоточию великой культуры, защищающему её от фаш. варваров на Пулковских высотах и Балтике, на Ладоге и в своих рабочих предместьях. Огромное впечатление не только на защитников города Ленина, но и на всех сов. людей произвело стихотворение-призыв старейшего поэта страны Джамбула "Ленинградцы, дети мои!", а также его стихотворения "Москва" и "На смерть сына". Как и многие произв. тех лет, поэмы порой были непосредственно вдохновлены подвигами реальных героев. В янв. 1942 в "Правде" был опубликован очерк П. А. Лидова "Таня" о подвиге тогда ещё никому не ведомой партизанки, зверски замученной гитлеровцами. Вскоре стало известно и подлинное имя моск. школьницы-комсомолки – Зоя Космодемьянская. Бессмертный подвиг и имя её тотчас же стали легендарными. В 1942 М. И. Алигер посвятила ей поэму "Зоя", прозвучавшую как задушевный разговор и с читателем, и с самой героиней, и со всем поколением молодых, вышедших на смертный огневой рубеж. Трагич. гибель отважной и стойкой партизанки как бы освещена предчувствием неминуемой победы, к-рую приближает каждый свершённый во имя Отечества подвиг. В поэме П. Г. Антокольского "Сын" (1943) история жизни и гибели юноши звучит то как трагический реквием, то как исполненная силы и убеждённости в могуществе и непобедимости народа песнь о будущем торжестве, ради к-рого отданы молодые жизни.

Выдающимся произведением лит-ры воен. поры стала "книга про бойца" – "Василий Тёркин" А. Т. Твардовского. Ещё в те годы названная "энциклопедией военной жизни", она явилась поистине бессмертным памятником сов. солдату. Поэт работал над ней, по существу, в продолжение всей войны и последнюю, заключит. главу написал буквально 9 мая 1945. А. Т. Твардовский сумел создать совершенно конкретный, живой образ рядового воина, к-рый стал одновременно символом всего воюющего народа; в Тёркине поэту удалось передать мн. характерные черты рус. сов. характера. Читатель воен. лет почувствовал это незамедлительно. Сержант А. Родин писал поэту в то время: "А Тёркин это образец. Как он сделает – значит, это правильно" (Твардовский А., Василий Тёркин, М., 1976, с. 250). Другой читатель А. Старостин заявлял: "По образу Тёркина мы воспитываем бойцов, учим их искусству воевать и переносить тяжесть войны" ("Знамя", 1944, № 12, с. 199). В сущности впервые в мировой лит-ре был создан образ солдата, полный обаяния, юмора, жизнестойкости, ощущения неотделимости своей судьбы от судьбы всех своих товарищей по оружию и вызывающий тем самым горячую ответную любовь. Не случайно возникали тогда бесчисленные подражания "Тёркину", создаваемые самими солдатами и офицерами. "Василий Тёркин" уже в момент появления по праву был причислен к высшим достижениям сов. и всей рус. классики.

Лирический образ Родины возникает в поэме "Россия" А. А. Прокофьева. В стихотворении "Русской женщине" М. В. Исаковский по-некрасовски просто и щемяще лирично поведал о судьбе женщины, вынесшей на своих плечах непомерную тяжесть воен. трудов и забот. Заметное место в поэзии воен. лет заняли также поэмы "Слово о 28 гвардейцах" Н. С. Тихонова, "Двадцать восемь" и "Лиза Чайкина" М. А. Светлова, "Сын артиллериста" К. М. Симонова, "Домик в Шушенском" С. П. Щипачёва, "Блокада" З. К. Шишовой, "Москва за нами" С. А. Васильева, "По дорогам войны" Н. М. Грибачёва, "Пропал без вести" Е. А. Долматовского, "На высокой волне" А. А. Коваленкова, "Битва на Свири" П. Н. Шубина, "Поэма фронта" С. И. Кирсанова, "Мария Мельникайте" С. Нерис, "Победа Тани" А. Лахути, "Декабрьская песня" М. Карима, "Фархадом он звался" Зульфии, "Сказание о смерти поэта" К. Аманжолова, "Слово об одном полку" Я. Ухсая, "Знамя бригады" А. Кулешова, "Янук Сялиба" М. Танка, "Похороны друга" П. Тычины, "Кто это?" А. Осмонова, "Непобедимый Кавказ" Г. Абашидзе, "Партизаны Кабарды" А. Хавпачева, сб-ки стихов Т. Уматалиева "Герой" и "Стихи победы", "Письмо" и "Великий марш" М. Элебаева, "Однополчане" С. П. Гудзенко, "Карпатский рейд" П. Н. Воронько и другие., циклы стихов К. Кулиева.

Сов. писатели продолжали бороться с врагом, даже оказавшись в его руках. Произв. этих стойких, "несгибаемых людей", отторгнутых от Родины и подвергшихся страшным испытаниям, навсегда будут служить примером верности, сов. патриотизма. Многие из произв., созданных в чудовищных условиях гитлеровских концлагерей, не дошли до нас. Но то, что мы знаем, потрясает душу. В Моабитском застенке тат. поэт Муса Джалиль создал подпольную группу, он писал стихи, к-рые заучивались наизусть его товарищами. Через бельг. партизана ему удалось передать на волю две записные книжки со своими стихами, составившими потом "Моабитскую тетрадь" – поэтич. документ огромной эмоциональной и политич. силы. В 1963 вышел сб. стихов Г. И. Люшнина "Удары сердца моего" (17 лет они находились в руках разных людей, переживших вместе с поэтом все муки неволи; собранные воедино, они явились поразительным человеческим документом). После войны были опубликованы мемуары литов. поэта и другие.матурга Б. Сруоги "Лес богов" и его драма "Приморский курорт", в к-рых изображены муки узников фаш. концлагеря в Штутгофе, где находился и сам автор.

Немалый вклад в лит-ру воен. лет внесли писатели, не принимавшие непосредств. участия в боевых действиях. Они сумели показать самоотверженную работу сов. тружеников, ковавших победу на заводах и полях страны. Так появилось немало талантливых произв., посв. героям сов. тыла: "Испытание" (1942) А. А. Первенцева, "Клятва" (1944) Ф. В. Гладкова, "Огни" (1944) А. А. Караваевой, 1-я кн. трилогии Ф. И. Панфёрова "Борьба за мир" (1942–45). В годы войны П. П. Бажов пополнял свою "Малахитовую шкатулку" новыми, актуально звучавшими сказами – "Ключ-камень" (1943), "Сказы о немцах" (1943), "Сказы об оружейниках" (1944) и др. В те же годы писатели обращаются к явлениям более или менее отдалённым, видя в них истоки нынешних побед сов. оружия, священные традиции патриотизма. В 1943 К. А. Федин приступил к работе над романом "Первые радости", 1-й книгой трилогии, осветившей большой путь, пройденный Родиной вплоть до начала Отечественной войны (её начало изображено в послевоенные годы в заключительном романе-эпопеи "Костёр"). О преемственности подвига рассказал В. А. Каверин во 2-й части романа "Два капитана".

Во время войны возник особый интерес к Отечеств. истории, что обусловило обращение писателей к историч. и особенно воен.-историч. теме. "Исторический роман прежде всего должен быть учителем героики" ("Лит-ра и иск-во", 1943, 15 мая), – так сформулировал свою задачу В. Г. Ян, автор книги "Батый" (1942), живо перекликавшейся в те годы с современностью. Значит. явлением стал роман С. Н. Голубова "Багратион" (1943). По теме к нему примыкает роман "Генералиссимус Суворов" (1941–47) Л. И. Раковского и обширное историч. повествование А. Н. Степанова "Порт-Артур" (кн. 1–2, 1940–41, переработанное изд. 1944). Воля народа к свободе нашла своё отражение в романах В. Я. Шишкова "Емельян Пугачёв" (кн. 1–3, 1938–45), Д. И. Петрова-Бирюка "Дикое поле" (кн. 1–2, 1945) – о булавинском восстании; в это же время был начат роман М. Ауэзова "Абай" (т. 1–2, 1942–47).

Серьёзный экзамен во время войны с честью выдержала и советская драматургия. Уже в первые месяцы войны появились пьесы ("Война" В. П. Ставского, "Накануне" А. Н. Афиногенова, "Навстречу" К. А. Тренёва, "Испытание" К. А. Федина, "Дом на холме" В. А. Каверина, "Батальон идёт на запад" Г. Мдивани), составившие начальный репертуар стационарных и передвижных фронтовых т-ров. Затем появляются наиболее значит. произв. сов. драматургии воен. лет: "Фронт" (1942) А. Е. Корнейчука, "Нашествие" (1942) Л. М. Леонова, "Русские люди" (1942) К. М. Симонова. Особое, необыкновенное актуальное значение имел "Фронт", пьеса, в к-рой смело критиковались устаревшие методы ведения войны (образ ген. Горлова) и утверждался дух творческих, новаторских исканий в этой области (образ ген. Огнева). Эмоциональная выразительность этих произв., сама их психологич. атмосфера определили тональность их постановок в ведущих т-рах страны и общее плодотворное развитие драматургии этих лет. Многообразие художественных исканий проявилось в пьесах "Офицер флота" (1944) A. А. Крона, "Ленушка" (1943) Л. М. Леонова, "Сказка о правде" (1945) М. И. Алигер, "Песня о черноморцах" (1943) Б. А. Лавренёва, "У стен Ленинграда" (1944) В. В. Вишневского, "Дракон" (1944) Е. Л. Шварца, "Сталинградцы" (1944) Ю. П. Чепурина и другие. Широко была представлена в театрах и ист. драма: дилогия "Иван Грозный" (1941–1943) А. Н. Толстого, "Ливонская война" (1941–44) И. Л. Сельвинского, "Давным-давно" (1941) А. К. Гладкова и другие. Известность приобрели и пьесы республиканских писателей: "Махаббет" (1942) М. Ибрагимова, "Ванкадзор" (1944) B. Вагаршяна, "Муканна" (1942–43) X. Алимджана, "В огне" (1944) С. Улугзоде, "Батыр Курманбек" (1943) К. Джантошева и другие.

В годы войны появлялись и новые книги, предназначенные детям и юношеству. Над ними работали широко известные (С. Я. Маршак, А. Л. Барто, С. В. Михалков, Л. А. Кассиль, M. M. Пришвин и другие.) и начинающие (М. П. Прилежаева, И. Д. Василенко, Н. А. Емельянова и другие.) авторы. Среди произв. для детей следует отметить "Стихи о войне" и пьесу "Двенадцать месяцев" С. Я. Маршака, повесть В. П. Катаева "Сын полка" (1945), детские стихи С. В. Михалкова и другие. В военное время среди школьников распространилось движение, вдохновлённое повестью А. П. Гайдара "Тимур и его команда" (см. Тимуровское движение).

В сложных условиях издавались большими тиражами книги, проводились обсуждения творчества фронтовиков, дискуссии по вопросам текущей лит-ры, устраивались встречи писателей с бойцами и офицерами, лит. вечера, отмечавшие память М. Горького, В. В. Маяковского, рус. классиков и классиков братских литератур. Сов. народ может гордиться тем, что на Сев. Кавказе воевал партиз. отряд им. М. Ю. Лермонтова, в Белоруссии – отряд им. М. Горького; именами "Александр Пушкин", "Максим Горький", "Владимир Маяковский", "Дмитрий Фурманов" называли самолёты и танки.

Сов. писатели отдавали все силы и, если того требовала обстановка, жизнь святому делу борьбы с лютым врагом Родины.

Среди погибших на фронте писателей: А. П. Гайдар, Ю. С. Крымов, Е. Петров, Дж. Алтаузен, В. П. Ставский, И. П. Уткин, Б. М. Лапин и З. Л. Хацревин. Только после войны по многочисл. публикациям молодых писателей М. В. Кульчицкого, Г. К. Суворова, П. Д. Когана, Н. П. Майорова, В. М. Кубанева, бр. Г. Л. и В. Л. Занадворовых и другие.гих, не успевших порой напечатать при жизни ни одного стихотворения, мы узнали, какие незаурядные лит. таланты сгорели в огне боёв.

За участие в боях с нем.-фаш. захватчиками более половины чл. Союза писателей СССР были награждены орденами. Несколько писателей (П. П. Вершигора, М. Джалиль, Ю. О. Збанацкий и другие.) удостоены звания Героя Советского Союза.

Сов. лит-ра времён войны пользовалась огромным успехом во всём мире, в ней миллионы заруб. читателей видели художеств. слово правды о сражениях со злейшим врагом человечества – гитлеризмом. На десятки языков были ещё в годы войны переведены произв. М. А. Шолохова, А. Н. Толстого, К. А. Федина, И. Г. Эренбурга, Н. С. Тихонова, Б. Н. Полевого, К. М. Симонова, А. Е. Корнейчука, Л. М. Леонова, В. Л. Василевской и другие.

А. Н. Толстой в 1942 говорил: "...воюющий народ, находя в себе больше и больше нравственных сил в кровавой и беспощадной борьбе, где только победа или смерть, все настоятельнее требует от своей литературы больших слов. И советская литература в дни войны становится истинно народным искусством, голосом героической души народа" (Полн. собр. соч., т. 10, с. 553). Эти слова сов. лит-ра воен. лет полностью оправдала.

Лит. и публ.: История рус. сов. лит-ры, 2 изд., т. 3, М., 1968; История сов. многонац. лит-ры, т. 3, М., 1970; Сурков А., Сов. поэзия в дни Отечеств. войны, М., 1944; Куприяновский П. В., Шамес П. Е., Рус. сов. лит-ра периода Отечеств. войны, М., 1955; Сов. поэты, павшие на Вел. Отечеств. войне. [Сб. стихов], М. – Л., 1965; Живая память поколений. Сб. ст., М., 1965; Сов. писатели на фронтах Вел. Отечеств. войны, "Лит. наследство", т. 78, кн. 1–2, М., 1966; Павловский А., Рус. сов. поэзия в годы Вел. Отечеств. войны, Л., 1967; Козлов И. Т., Вечно великое, М., 1968; Лит-ра великого подвига, в. 1–3, М., 1970–80; Победа, [сб. 1–2, Л., 1970]: В редакцию не вернулся..., 2 изд., т. 1–3, М., 1972–73; Абрамов А., Лирика и эпос Вел. Отечеств. войны, 2 изд., М., 1975; Великая Отечественная. Стихотворения и поэмы, 2 изд., т. 1–2, М., 1975; Ради жизни на земле. Рассказы о Вел. Отечеств. войне, М., 1975: то же, Стихотворения о Вел. Отечеств. войне, М., 1975; то же, Публицистика в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1979; Топер П. М., Ради жизни на земле, 2 изд., М., 1975; Коган А. Г., Перечитывая войну, М., 1975; Строка, оборванная пулей. Московские писатели, павшие на фронтах Вел. Отечеств. войны, М., 1976; Оружием слова. Сб. ст., М., 1978; Лазарев Л., Это наша судьба, М., 1978; Бочаров А. Г., Человек и война, 2 изд., М., 1978; Слова, пришедшие из боя, М., 1980; Саченко И. И., Война и публицистика, Минск, 1980; Вел. Отечеств. война в совр. лит-ре, М., 1982; Адамович А. М., Война и деревня в совр. лит-ре, Минск, 1982; Венок славы. Антология художеств. произв. о Вел. Отечеств. войне. В 12 томах, т. 1–, М., 1983–: Бавин С. П., Кунинa А. А., Семибратова И. В., Ради жизни на земле. Рекомендательный библиографич. указ. художеств. лит-ры о Вел. Отечеств. войне, М., 1984.

Художественная литература о Великой Отечественной войн

Романы, повести, рассказы, очерки. Абдукаимов У., Битва, пер. с кирг., М., 1975; Абрамов Ф. А., Братья и сестры. Две зимы и три лета, Л., 1982; Абсалямов А., Орлята, пер. с тат., М., 1970; Абульгасан А., Бастионы дружбы, пер. с азерб., кн. 1–4, М., 1955–81; Авижюс Й., Потерянный кров, пер. с литов., М., 1980; Адамович A. M., Партизаны, М., 1980; его же, Каратели, М., 1981; его же, Хатынская повесть, М., 1982; Адамович А., Брыль Я., Колесник В., Я из огненной деревни, пер. с белорус., М., 1979; Адамович А. М., Гранин Д. А., Блокадная книга, М., 1982; Ажаев В. Н., Далеко от Москвы, М., 1978; Айбек, Солнце не померкнет, пер. с узб., М., 1965; Айлисли А., Люди и деревья, пер. с азерб., М., 1971; Айтматов Ч., Лицом к лицу. Материнское поле, Собр. соч., т. 1, М., 1982; Акулов И. И., Крещение, М., 1978; Алексеев M. H., Солдаты. Ивушка неплакучая, Избр. произв., т. 1, 3, М., 1981; Алексин А., В тылу, как в тылу..., Собр. соч., т. 2, М., 1980; Ананьев А. А., Танки идут ромбом, М., 1975; Анфиногенов А., Мгновение – вечность, "Знамя", 1982

В начало словаря