Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Днепровские мосты

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Днепровские мосты

ДНЕПРÓВСКИЕ МОСТЫ́

железнодорожные. Днепр был крупнейшей рекой на театре воен. действий сов.-герм. фронта, к-рую пришлось форсировать сов. войскам и пр-ку. Многочисл. переправы и мосты через реку обеспечивали снабжение ряда фронтов как в 1941, так и в 1943. В 1941 Днепр пересекало ок. 20 ж. д. мостов, ряд из к-рых имел стратегич. значение. С нач. войны нем.-фаш. авиация совершала на них многочисл. налёты. Сов. железнодорожные войска и спец. формирования НКПС героически обеспечивали пропуск поездов по Д. м. С приближением фронта инж. и ж.-д. войска по приказу командования разрушали мосты, что задерживало передвижение нем.-фаш. войск. В период врем. оккупации части сов. территории гитлеровцы частично восстановили ряд Д. м., но с приближением в 1943 сов. войск к Днепру мосты повсеместно были ими снова разрушены. В ходе Битвы за Днепр 1943 сов. войска форсировали реку, захватили плацдармы на прав. берегу, создали возможность для начала стр-ва новых и восстановления старых Д. м. 7 окт. 1943 ГКО в пост. "О подготовке к восстановлению мостов через Днепр" предусмотрел меры по увеличению численности ж.-д. войск, оснащению их более совершенной техникой и обеспечению важнейшими материалами и конструкциями. Срок восстановления Д. м. устанавливался в 40 сут от начала работ. С освобождением в кон. окт. 1943 войсками 3-го Укр. фр. Днепропетровска началось сооружение 2 ж.-д. мостов – наплавного на короткий срок действия и временного высоководного – на более длительный. Наплавной мост наведён УВВР-5 и 2-м тяж. понтонно-мостовым полком, специально прибывшим с Д. Востока с понтонами СП-19. Работы завершены за 7,5 сут (6–13 нояб.), темп – 105 м моста в сутки. За 28 сут существования этого моста по нему прошло к фронту св. 12 тыс. и из Днепропетровска в тыл св. 8 тыс. вагонов. Высоководный мост на деревянных сваях дл. св. 1200 м построен УВВР-8 (нач. – ген.-майор технич. войск И. С. Картенев) за 39 сут (1 нояб. – 9 дек.). Восстановление ж.-д. моста в Киеве в полосе 1-го Укр. фр. было поручено в нояб. 1943 УВВР-3 (нач.– ген.-майор технич. войск П. А. Кабанов, Герой Соц. Труда). Здесь последовательно строились также 2 моста. Низководный мост на сваях дл. св. 1000 м сооружён за 13 сут (7–20 нояб.) вместо заданных Воен. советом фронта 20 сут, темп – 81,5 м моста в сутки. Высоководный мост вступил в строй 20 февр. 1944. В полосе 2-го Укр. фр. восстанавливало мосты у Кременчуга и Черкасс УВВР-14 (нач. – полк. А. Н. Ткачёв). Для быстрейшего пропуска поездов на Правобережье в Кременчуге первонач. приспособили для ж.-д. проезда автодорожный мост, по к-рому за 17 сут прошло 2 тыс. вагонов; 12 янв., на 8 сут раньше срока, здесь был сооружён врем. высоководный мост (дл. 990 м). Мост у Черкасс также был построен досрочно (за 37 сут). В Запорожье восстанавливало ж.-д. сообщение через Днепр УВВР-20 (нач.– ген.-майор технич. войск Н. В. Борисов, Герой Соц. Труда). Река здесь разделена о. Хортица на 2 рукава – Старый и Новый Днепр, ж.-д. мосты через них были разрушены гитлеровцами. Большая высота быв. мостов (45 м), сжатые сроки работ, загромождение русла обрушенными конструкциями потребовали постройки врем. обхода дл. 11 км (объём земляных работ св. 500 тыс. м3) и 2 врем. мостов с укладкой 14 км пути. Стр-ву препятствовали сплошные минные поля (обезврежено ок. 10 тыс. мин). Ранняя оттепель вызвала подъём воды в реке, к-рая снесла автодорожные мосты, возведённые сапёрами. Паводок заставил поднять высоту свай почти на 2 м и на такую же величину уменьшить уже изготовленные рамы для опор. Но, несмотря на все трудности, в срок (4 янв. – 23 февр. 1944) сооружены обход и оба моста общей дл. 1900 м. Работы на Д. м. велись в условиях налётов нем.-фаш. авиации. Многие участники восстановления Д. м. награждены орденами и медалями СССР В послевоен. годы все врем. Д. м. заменены постоянными.

Лит.: Терехин К. П., Таралов А. С, Гвардейцы-железнодорожники, М., 1966; Кабанов П. Α., Стальные перегоны, М., 1973; Зензинов Н. Α., Восстановление ж.-д. объектов в р-не Днепропетровска, "Транспортное стр-во", 1978, № 10; его же, Восстановление ж.-д. моста через Днепр у Кременчуга, там же, 1980, № 5.

В начало словаря