Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Дальний Восток

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Дальний Восток

ДÁЛЬНИЙ ВОСТÓК. В период войны включал 2 края: Приморский (с Уссурийской обл., упразднённой в 1943) и Хабаровский, в к-рый входили Амурская, Нижнеамурская, Сахалинская, Камчатская (с Чукотским и Корякским авт. округами), Магаданская и Еврейская авт. области. В годы довоен. пятилеток нар. х-во Д. В. развивалось ускоренными темпами: продукция тяжёлой пром-сти в 1940 по сравнению с 1913 возросла в 18 раз (в целом по СССР – в 12 раз). С нач. войны проведена перестройка экономики на воен. лад. Ограниченность материально-технич., финанс. ресурсов, уход на фронт работников усугублялись необходимостью отвлечения средств на создание в приграничных р-нах оборонит. сооружений в связи с постоянной угрозой нападения со стороны Японии. В нар. х-во Д. В. в годы войны направлено 7,4% общесоюзных капиталовложений. Шла реконструкция пром. пр-тий, переходивших на выполнение заказов фронта. Выпуск оборонной продукции освоили хабаровские з-ды "Дальсельмаш", "Энергомаш", "Дальдизель". Владивостокский "Дальзавод", занимавшийся ранее ремонтом судов, стал переоборудовать их для воен. целей, изготовлять боеприпасы. В Хабаровском крае вошли в строй з-д "Амурсталь" и нефтеперерабат. з-д в Комсомольске-на-Амуре (1942), нефтепровод Сахалин – Комсомольск-на-Амуре (1942), з-д"Амурлитмаш", судорем., цементный, кирпичный, стекольный, 6 рыбоконсервных з-дов (всего более 20 пр-тий). Св. 100 новых пром. пр-тий и цехов введены в эксплуатацию в Приморском крае. Вошли в строй 5 небольших угольных шахт в Сучане и Артёме, ускорилось освоение Буреинского и Райчихинского месторождений угля. Сюда была проложена автомобильная дорога Хабаровск – Биробиджан – Райчихинск. Шахта в бухте Угольная, в 300 км от Анадыря, снабжала углём Чукотку и суда Главсевморпути. Добыча нефти на Сахалине увеличилась в 1,5 раза, произ-во электроэнергии в 1945 составило 149% к 1940. Усилилось пром. освоение Колымы и Чукотки. Для развития горной пром-сти "Даль-строй" заложил прочную ремонтно-механич. базу (Магаданский, Морчеханский, Оротуканский заводы). На базе открытых месторождений золота на р. Индигирка и олова на Чукотке вступило в эксплуатацию 17 приисков и рудников, к-рые давали 40% добычи региона. В 1945 "Дальстрой" награждён орд. Труд. Кр. Знамени, его Сев. горнопром. управлению на вечное хранение передано Переходящее Кр. Знамя ГКО. Д. В. был крупнейшим р-ном рыбодобычи. Его доля в общесоюзном улове рыбы, добыче мор. зверя и китов поднялась с 26,1% в 1940 до 30,2% в 1945, составив 340,2 тыс. т (при этом в 1945 по сравнению с 1944 из-за войны с Японией произошло уменьшение добычи; только по предприятиям Наркомрыбпрома оно составило 83 тыс. т).

Напряжённо работал ж.-д. транспорт, особенно при переброске войск и боевой техники в 1945. По решению ГКО от 13 апр. 1945 создан спец. округ жел. дорог Д. В. В годы войны велось и новое ж.-д. стр-во. Важное хоз. и стратегич. значение имели введённые в строй линии Комсомольск-на-Амуре – Сов. Гавань, Известковая – Ургал. Эксплуатац. длина жел. дорог Д. В. за воен. время увеличилась с 3417 до 4026 км. В сложных условиях работало Дальневост. мор. пароходство. К 1944 число трансп. судов по сравнению с 1940 возросло на 78%, а их грузоподъёмность – в 2,4 раза. Несмотря на постоянные провокации и враждебные действия япон. военщины, дальневосточники освоили новые мор. линии в заграничные порты. Реконструированный и расширенный осн. порт – Владивосток в 1944–45 обрабатывал и отгружал жел. дороге 500–600 вагонов в сутки (до войны 90); неоднократно выходил победителем во Всес. социалистич. соревновании. Общий объём перевозок за годы войны возрос в 6,3 раза. За это время моряки пароходства перевезли 12 млн. т грузов, в т. ч. 8 млн. т импортных.

Трудности воен. времени привели к ухудшению положения в с. х-ве Д. В. Валовой сбор зерновых сократился с 507 тыс. т в 1941 до 325 тыс. т в 1945, однако необходимый минимум продовольствия фронту и тылу был обеспечен.

В период войны с империалистич. Японией Д. В. и его коммуникации были базой и ближним тылом сов. Сухопут. войск и ВМФ.

Лит.: Время. События. Люди. Колыма и Чукотка в годы Вел. Отечеств. войны 1941 – 1945 гг., [Магадан, 1970]; Глускин И. Н., Подвиг трудящихся Камчатки в годы Вел. Отечеств. войны, Петропавловск-Камчатский, 1959; Гоголев Н. Α., Дальневосточники – фронту (1941–1945), Хабаровск, 1967; Дальневосточники в Великой Отечественной, Хабаровск, 1973; История Дальневост. пароходства, М., 1962; История Сибири, т. 5, Л., 1969.

В начало словаря