Приглашаем посетить сайт

Лермонтов (lermontov-lit.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Высшая школа

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Высшая школа

ВЫ́СШАЯ ШКОЛА. За годы Сов. власти в В. ш. СССР сложилась социалистич. система обучения и воспитания студентов. Сформировались кадры социалистич. нар. интеллигенции. К 1941 вузы имелись во всех союзных республиках. Наряду со старейшими ун-тами, технич. и с.-х. вузами работали мн. новые политехнич., энергетич., станкостроит., авиационные и другие. ин-ты. Единое уч.-методич. руководство В. ш. было возложено на Всес. к-т по делам высшей школы (ВКВШ, 1936, пред. С. В. Кафтанов). Ассигнования на В. ш. составили в 1940 2877 млн. руб. Накануне войны было 817 вузов, в к-рых обучалось 811,7 тыс. студентов, в т. ч. на дневных отделениях 558,1 тыс. Науч.-пед. работу в В. ш. вели ок. 50 тыс. специалистов, в т. ч. 5,3 тыс. профессоров. Св. 300 вузов имели аспирантуру, активно развивалась н.-и. деятельность. Ежегодный приём в вузы в 1938–40 составлял в СР св. 218 тыс. чел. (в 1940 – 263,4 тыс. чел.); ежегодный выпуск специалистов из вузов за то же время – в СР 109,4 тыс. чел. (в 1940 – 126,1 тыс.). В нар. х-ве СССР к янв. 1941 было занято 909 тыс. специалистов с высш. образованием.

С нач. войны ЦК ВКП(б) и Сов. пр-во поставили перед В. ш. задачу не прекращать подготовку специалистов для фронта и тыла. Несмотря на трудности воен. времени и ущерб, нанесённый В. ш. захватчиками, эта задача была выполнена. Из числа вузов, оказавшихся в зоне оккупации или в прифронтовых районах, 147 было эвакуировано. Мн. вузы временно прекратили работу или были объединены с другими. К марту 1942 было закрыто 196 вузов, а объединённых насчитывалось 87 (в соответствии с событиями на фронтах цифры менялись). В 1942/43 уч. г. в стране действовало 460 вузов (227,4 тыс. студентов). В составе студентов увеличилась доля женщин – до 81,3% (в 1941 ок. 58%). Вузы, эвакуированные на Восток, сумели быстро наладить учебный процесс в новых условиях. МГУ выехал в Ашхабад, затем в Свердловск; ЛГУ (с осени 1942) работал в Саратове, Укр. ун-т (объединил Киевский и Харьковский) – в Кзыл-Орде (Казах. ССР), Одесский ун-т – в Байрам-Али (Туркм. ССР), Моск. авиац. ин-т (МАИ) – в Алма-Ате, Днепропетровский горный – в Караганде, Киевский медицинский – в Челябинске, Ленингр. педагогический – в Кыштыме (Челябинская обл.), ряд Белорус. вузов – в Свердловске, в городах Кировской обл. и др. Эваку-ир. вузы нашли помощь и поддержку местных парт. и сов. орг-ций; в свою очередь преподават. состав и студенты помогали местным ин-там в уч. и науч. работе.

Студенты и преподаватели вузов не подлежали немедленной мобилизации, однако с первых дней войны они вступали в армию добровольно. В рядах Вооруж. Сил сражались св. 3 тыс. профессоров, преподавателей, студентов, аспирантов МГУ, 2,5 тыс. представителей ЛГУ, св. 3 тыс. – Ленингр. политехнич. института, 2,5 тыс. – вузов Свердловска, св. 1 тыс. – Белорус. ун-та и политехнич. ин-та, св. 700 – Днепропетровского ин-та инженеров транспорта. Сов. землю защищали тысячи добровольцев из вузов СР Азии, Закавказья и другие. р-нов страны. С осени 1941 добровольцев – студентов старших курсов распределяли в воен. вузы и после подготовки в них направляли в действ. армию. Св. 1000 студентов и сотрудников МГУ влились в 8-ю дивизию Моск. нар. ополчения; один из её арт. полков почти целиком был укомплектован представителями ун-та. 7 батальонов нар. ополчения сформировано из добровольцев ЛГУ. Студентки МАИ, МГУ и другие. вузов, пройдя авиашколу, составили ядро трёх женских авиаполков; в них только из питомцев МГУ шестеро стали Героями Сов. Союза. Это звание присвоено мн. воинам, ушедшим на фронт из вузов: 8 – из Уральского индустриального (ныне Политехнич.) ин-та, 6 – из моск. Центр. ин-та физкультуры, 5 – из Тбилисского ун-та.

В стр-во оборонит. рубежей свой вклад внесли студенты, преподаватели и другие. работники вузов Москвы (50 тыс.), Ленинграда (30 тыс.), Воронежа, Харькова, Сталинграда, Краснодара и другие. городов. В зоне действия нем.-фаш. авиации студенты становились бойцами МПВО. В годы войны 150 тыс. студентов совмещали учёбу с постоянной работой на произ-ве. Большинство студентов участвовало в с.-х. работах, в выполнении срочных заданий на стр-ве, погрузке и разгрузке топлива. Более 800 зданий вузов и техникумов в тыловых р-нах страны были заняты воинскими частями, воен. учреждениями, госпиталями, пром. пр-тиями. Занятия приходилось проводить в 2–3 смены. Примером преодоления трудностей стала работа вузов Ленинграда в условиях блокады. Под арт. обстрелом, в подвальных помещениях и бомбоубежищах читались лекции, продолжались семинарские и практич. занятия.

В нач. войны ВКВШ ввёл в действие новые уч. планы: период обучения сокращался (3,5 года вместо 5 лет и 3 года вместо 4 лет) за счёт каникул, сроков производств. практики, дипломного проектирования и увеличения кол-ва уч. занятий в неделю с 36 до 42 ч. Характерной особенностью стало объединение значит. числа уч. групп в потоки, по нек-рым дисциплинам впервые были составлены общефакультетские расписания. В период уч. практики в вузовских мастерских студенты технич. специальностей выполняли оборонные заказы. Осенью 1941 ряд вузов произвёл ускоренный выпуск. Это дало стране ок. 109 тыс. специалистов. Однако сжатые сроки прохождения осн. теоретич. дисциплин не обеспечивали необходимого качества их усвоения студентами. В июне 1942 уч. планы с сокращёнными сроками обучения были отменены. Уч. работа перестраивалась так, чтобы с 1943/44 уч. г. можно было ввести нормальные уч. планы на всех курсах. В ряде вузов была увеличена доля коллоквиумов, обзорных лекций, дополнит. занятий, проводимых в вечернее время и воскресные дни, индивидуальных и групповых консультаций.

Воен. обстановка повлекла за собой пересмотр уч. программ и содержания дисциплин. На ряде ф-тов ун-тов были введены циклы новых уч. дисциплин, напр. на физич. ф-тах – артиллерийский, аэродинамики самолёта, расчёта авиаконструкции и т. п., на химич. ф-тах – противохимич. обороны, химии порохов и ВВ, на географич. ф-тах – воен. географии, на историч. к филологич. ф-тах – истории войн и воен. дела, методики и организации политпросвет-работы в Сов. Армии. По новым программам, приблизившим уч. процесс к требованиям воен. времени, шла подготовка в технич., с.-х., пед. и др. вузах. Война заставила пересмотреть номенклатуру специальностей; помимо укрупнения нек-рых прежних, введены новые, напр. в ряде технич. вузов – по скоростной авиации, радиолокации, технологии искусств. топлива, ствольной боевой технике, пром. использованию шлаков и другие. В идейно-политич. воспитании студенчества В. ш. важную роль играли кафедры обществ. наук. В программу курса основ марксизма-ленинизма включили темы, связанные с войной, ряд произв. В. И. Ленина, посвящённых защите социалистич. Отечества, воен. вопросам. Во всех вузах было введено (с 1942) преподавание курса политич. экономии. В авг. 1941 ВКВШ утвердил новую программу физич. подготовки студентов. ГКО в нояб. 1941 установил, что студенты вузов проходят воен. подготовку по 110-час. программе всевобуча. Задача заключалась в том, чтобы добиться умелого владения оружием в полевых условиях днём и ночью. На занятиях изучался опыт войны. Со студентами вузов, прошедшими в 1941/42 уч. г. эту программу, продолжалась воен. допризывная подготовка. Для студенток программа предусматривала совершенствование воен. знаний, готовились медсестры, воен. связистки. В апр. 1944 пр-во утвердило положение о воен. и воен.-мор. подготовке студентов вузов.

Нашествие нем.-фаш. полчищ нанесло В. ш. огромный ущерб. Полностью или частично разрушено 334 вуза, в к-рых обучалось 233 тыс. студентов; во мн. случаях оборудование лабораторий и кабинетов, уникальные ценности науч. коллекций и б-к были вывезены в Германию. На оккупированной терр. мн. студенты и преподаватели вузов сражались в партиз. отрядах, стали участниками подпольной борьбы с захватчиками. Звание Героя Сов. Союза присвоено партизанам и подпольщикам профессорам П. М. Буйко (посмертно), Е. В. Клумову (посмертно), студентам В. С. Омельянюку (посмертно), Н. В. Троян и другие. Как ни велики были жертвы и трудности, сов. В. ш. продолжала работать. Этому в значит. мере помог ряд мер, принятых партией и пр-вом. По пост. СНК СССР и ЦК ВКП(б) "О плане приёма в вузы в 1942 г. и мероприятиях по укреплению высших учебных заведений" (май 1942) облегчался порядок приёма в вузы, освобождались от призыва в армию в 1942 студенты выпускных курсов всех вузов, а по ряду специальностей ещё и предпоследнего курса 1941/42 уч. г. Подобные пост. СНК СССР касавшиеся студентов вузов и техникумов, принимались в 1943 и 1944. В 1944 вновь введены конкурсные экзамены при поступлении в вузы, отменённые в 1942. В 1943 пост. СНК СССР продовольств. снабжение студентов приравнено к нормам для рабочих пром-сти, транспорта и связи. В 1943 СНК СССР принял решение об установлении стипендий для всех успевающих студентов вузов (до этого выплачивались только учившимся на "хорошо" и "отлично"). С 1944 приказом ВКВШ от вступит. экзаменов в вузы освобождались абитуриенты – инвалиды войны, успешно окончившие СР школу. С 1945 абитуриенты – участники войны получили право внеконкурсного зачисления в вузы при условии успешной сдачи вступительных экзаменов. С 1944 студенты – инвалиды войны, с 1945 все студенты – участники войны освобождались от платы за обучение (введена в 1940, отменена в 1956). Эта льгота распространялась также на студентов – иждивенцев рядового и младшего начальствующего состава войск, на студентов – детей офицеров, погибших на фронте. СНК СССР принял ряд постановлений, повлиявших на строительство сов. В. ш. и в послевоен. период: "О мероприятиях по укреплению системы заочного педагогического образования" (дек. 1943), "Об утверждении положения о научно-исследовательской деятельности высших учебных заведений" (февр. 1944), о восстановлении и укреплении вузов Белоруссии, Молдавии, Латвии, Литвы. Постановления о возобновлении работы и создании новых вузов были приняты также правительствами союзных республик. В 1942 расходы Гос. бюджета СССР на В. ш. уменьшились более чем втрое по сравнению с 1940, но уже с 1943 они возрастали и на 1945 превысили на 5% довоен. ассигнования.

С решающими победами на фронтах войны сеть вузов и численность студентов в них непрерывно росли. Особенно показателен 1943/44 уч. г. – время восстановления В. ш. в освобождённых р-нах. В 1941/42 уч. г. было 503 вуза, в 1942/43 – 460, в 1943/44 – 533, в 1944/45 – 730, в 1945/46 – 789, т. е. 96,6% по отношению к предвоен. году. К кон. войны восстановлена и даже расширена довоен. сеть вузов пром-сти и стр-ва (108,8%), транспорта и связи (100%), с. х-ва (101,1%), здравоохранения, физкультуры и спорта (102,6%). Несколько задержалось восстановление сети экономич. и юридич. (93,6%), а также пед. (85,7%) вузов. За годы войны организовано 60 новых вузов, из них промышленных и строительных – 15, сельскохозяйственных – 7, транспорта и связи – 3. Из числа вновь организованных вузов на Урале расположилось 5, в Сибири – 5, в СР Азии – 12. В 1945/46 уч. г. в вузах обучалось 730,2 тыс. студентов, т. е. 90% довоен. численности. Всего в годы войны сов. В. ш. дала стране 302 тыс. специалистов, в т. ч. 70,8 тыс. инженеров, 21,7 тыс. агрономов, ветеринаров и другие., 12,1 тыс. экономистов и юристов, 131,4 тыс. педагогов и культпросветработников, 62,4 тыс. врачей и работников физкультуры. В. ш. сохранила осн. проф.-преподават. кадры. Даже в 1942, когда общее число штатных преподавателей уменьшилось более чем вдвое по сравнению с довоен. уровнем, число профессоров сократилось только на 18%. К кон. 1945/46 уч. г. пед. деятельность в В. ш. вели 50,7 тыс. чел. (102,5% к численности 1940/41 уч. г.). В 1946 в вузах было 6,9 тыс. аспирантов.

Работники В. ш. с первых дней войны развернули н.-и. работу, направленную на помощь Сов. Армии, пром-сти, с. х-ву. При непосредств. участии работников В. ш. решались проблемы развёртывания оборонной пром-сти, конструирования вооружения, поиска месторождений полезных ископаемых и источников сырья, постановки воен.-санитарного дела, укрепления сел. х-ва. Вузовские учёные-обществоведы в лекциях и во мн. публикациях подвергали углублённой критике фаш. фальсификацию истории, псевдонауч., реакционные теории. За выдающиеся работы в области науки и техники, выполненные в годы войны, 315 работников вузов удостоены звания лауреатов Гос. пр. СССР 6975 профессоров и преподавателей награждены в годы войны орденами и медалями. Орд. Ленина награждены ЛГУ, Ленингр. горный ин-т (оба – 1944), МАИ (1945), орд. Кр. Знамени – Ленингр. Центр. ин-т физкультуры им. П. Ф. Лесгафта (1942), орд. Труд. Кр. Знамени – Моск. ин-т стали и сплавов (1944), Моск. ин-т инженеров транспорта (1945) и др. вузы. Коллективы вузов приняли активное участие в патриотич. движении по сбору средств в Фонд обороны. Только в 1941–42 работники В. ш. и студенты внесли на вооружение Сов. Армии св. 9493 тыс. руб. деньгами и св. 720 тыс. руб. облигациями гос. займов, за что получили благодарность ВГК. Студенты и сотрудники вузов были в первых рядах доноров. Мем. доски, памятники погибшим в войне студентам, преподавателям и сотрудникам установлены во мн. вузах. Память о погибших студентах – Героях Сов. Союза запечатлена в названиях улиц ряда городов.

Лит.: Высшая школа. Осн. постановления, приказы и инструкции, сост. М. И. Мовшович, 2 изд., М., 1948; Кафтанов С. В., Сов. интеллигенция в Вел. Отечеств. войне, [М.], 1945; Высшая школа СССР за 50 лет, М., 1967; Круглянский М. Р., Высшая школа СССР в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1970; Давыдов И. Ю., Юность уходит в бой, [2 изд.], М., 1973; Сов. высшая школа в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1980.

В начало словаря