Приглашаем посетить сайт

Техника (find-info.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Цирк

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Цирк

ЦИРК. С первых дней войны артисты сов. Ц. включились во всенар. борьбу против фаш. захватчиков. Моск. Ц. стал центром по формированию артистич. бригад, выступавших перед отправляющимися воинскими эшелонами, в казармах, госпиталях. В Моск. Ц. комплектовались бригады для выезда на фронт – на дальние подступы к Москве, под Можайск, Волоколамск. Под Ржевом в бригаде работал иллюзионист И. К. Символоков, во фронтовом филиале Моск. Ц., выступавшем на Западном, а затем на 3-м Белорус. фр., – клоун Б. П. Вяткин, в частях орловско-брянского направления выступал со своей бригадой клоун К. А. Берман. В блокадном Ленинграде на базе цирковой агитбригады был создан под рук. Е. П. Гершуни фронтовой Ц., к-рый выезжал в воинские части Ленингр. фр. Моск. Ц. с 6 сент. 1941 (начало сезона) давал по два представления ежедневно. Под куполом Ц. звучало агитационное, мобилизующее слово открывавшего программу Н. П. Смирнова-Сокольского. С публицистич. монологами, утверждавшими сов. патриотизм, выступали в Ц. страны актёры В. Н. Яхонтов, А. А. Ханов и другие. Активно работал Ц. в Омске, куда с осени 1941 были эвакуированы осн. артистич. силы. Здесь Карандаш (M. H. Румянцев), уже побывавший на фронте под Москвой, готовил свои острые политич. репризы – "Как фашисты шли на Москву и обратно", "Доклад Геббельса", "Новый порядок", "Гитлер и карта мира".

Темы защиты Родины, патриотизма сов. человека, сатирич. разоблачение врага находили отражение в произв. разл. цирковых жанров. В майские дни 1942 Моск. Ц. показал пантомиму о боевых действиях сов. танкистов на фронте и в тылу врага – "Трое наших" (сценарий А. Н. Афиногенова и М. И. Бурского, реж. Н. М. Горчаков и А. Н. Ширай, с участием Карандаша). Пантомимы, созвучные подвигу народа, были поставлены также в Ташкенте ("На подступах к Москве", "Рази врага"), Саратове ("Идёт война народная"), Казани ("Смех убивает") и др. городах. Политич. иллюзион "Фриц идёт на Восточный фронт" показал Э. Кио. Остро звучали репризы сатириков Г. Л. Рашковского и Н. А. Скалова, клоунов Н. А. Антонова и В. М. Бартенева, сатириков А. Н. Борисовской и П. Г. Тарахно, И. М. Южина и другие.

В тылу, где страна ковала оружие для победы, Ц. создавали программы, укреплявшие веру в торжество сов. народа в борьбе с врагом. В годы войны состоялось 978 шефских представлений, 10 690 выездных концертов, отчислялись суммы от сборов в Фонд обороны. По инициативе Казанского Ц. были собраны средства на постройку боевого самолёта "Советский цирк". Создавались новые коллективы, в т. ч. в союзных республиках. Сформированный в 1942 в Ташкенте узбекский цирковой коллектив под рук. И. Ташкенбаева летом 1944 выступил в Москве с большой программой. Восстанавливались здания Ц. в Сталинграде (1943), Калинине, Одессе, Харькове. 23 нояб. 1944 возобновил работу Ленингр. Ц. Его программу открыл нар. арт. СССР Ю. М. Юрьев монологом "Мы снова здесь...".

Ок. 400 артистов и работников разных цирковых профессий участвовали в боях на фронтах. Одними из первых ушли на фронт артисты Ансамбля донских казаков под рук. M. H. Туганова. Они составили взвод 1-го эскадрона кав. полка, входившего в корпус ген. Л. М. Доватора, участвовали в дерзких рейдах по тылам врага и закончили боевой путь в Берлине. Воинами действ. армии были акробаты В. В. Довейко, И. А. Аболонский, Н. Л. Ольховиков, С. С. Яловой, акробат и режиссёр Г. К. Кадников, конные акробаты С. и Ю. Александровы-Серж, режиссёр Г. С. Венецианов, иллюзионист А. С. Шаг, гимнасты И. Б. Немчинский, Л. М. Петлицкий, клоун В. Г. Мозель, эквилибрист Л. М. Лалашвили, эквилибрист на катушках А. Ю. Гинейка, деятель цирка Д. И. Калмыков и другие. Многие из них ратный труд совмещали с выступлениями перед бойцами, а после войны вернулись в Ц. Встали в строй и те, кто получил тяжёлые травмы, так Л. А. Осинский создал номер "Эквилибр на одной руке", а В. Зимин, в прошлом гимнаст на батуте, много лет выступал в сложнейших композициях на турнике с протезом вместо ампутированной ноги. 66 артистов Ц. героически погибли в боях за Родину. Среди них – воздушный гимнаст И. А. Шепетков, к-рому посмертно присвоено звание Героя Сов. Союза. Он пал смертью храбрых 16 ноября 1941, защищая Москву в числе 28 панфиловцев у Дубосеково. Ратный подвиг сов. народа служит темой и послевоен. постановок цирка: "О чём звенят клинки" (Саратов, 1949), "Этих дней не смолкнет слава" (Передвижной цирк, 1965), "И арсенал, и щит России" (Тула, 1966), "Партизанская баллада" (Минск, 1967), "Подвиг" (Киев, 1975).

Лит.: Кузнецов Е., В годы Отечественной войны 1941–1945, в его кн.: Арена и люди сов. цирка, Л.– М., 1947; Славский Р., Сов. цирк в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1975.

В начало словаря