Приглашаем посетить сайт

Литература (lit-info.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Фронтовые театры, филиалы, бригады

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Фронтовые театры, филиалы, бригады

ФРОНТОВЫ́Е ТЕÁТРЫ, ФИЛИÁЛЫ, БРИГÁДЫ, проф. театральные коллективы, обслуживавшие части действ. армии и флота, а также военизир. тыловые учреждения и орг-ции. С первых дней войны Воен.-шефская комиссия ЦК профсоюза работников иск-в (созд. в 1920 по инициативе К. С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) и К-т по делам иск-в при СНК СССР взяли на себя централизов. руководство воен.-шефской работой (организация фронтовых артистич. бригад, фронтовых т-ров, оказание помощи художеств. самодеятельности). Комиссия, её областные и районные отделения проводили большую работу по обслуживанию мобилизац. и сборных пунктов, агитпунктов и эшелонов, уходивших на фронт, а также воен. госпиталей. В художеств. обслуживании фронтов участвовало 45 тыс. творч. работников, давших 1350 тыс. концертов. Первыми посланцами сов. театрального иск-ва на фронтах были фронтовые бригады, членам к-рых приходилось принимать непо-средств. участие в оборонит. боях. Во время войны работало 3962 артистич. бригады (из них в Москве было сформировано – 700, в Ленинграде – св. 500, в т-рах др. союзных республик и периферии РСФСР – св. 2500). Первая бригада актёров моcк. т-ров была отправлена на фронт в р-н г. Вязьмы в июле 1941 (рук. Б. М. Филиппов). В первые же дни войны выехала на Карел. фр. бригада Ленингр. ТЮЗа. В помощь армейской художеств. самодеятельности было послано 435 режиссёрских инструкторских бригад. Репертуар бригад был составлен гл. обр. из произв. малых форм, в осн. на злободневные темы (эстрадные рассказы и фельетоны, монологи, сценки, одноактные пьесы и отрывки из лит. произв.). Новой формой воен.-шефской работы стали фронтовые театральные коллективы, созданные в Т-ре Киевского ВО (позднее Театр Юго-Западного фронта), Смоленском драма-тич. т-ре (позднее Т-р Зап. фр.; рук. Е. Т. Асеев), Театре Балтийского флота, Калининском драматич. т-ре ("Аэротеатр"; рук. К. Георгиевский), Орловском т-ре и другие. Первым специально фронтовым т-ром был Театр народного ополчения. В 1942 на основе 4 бригад (рук. И. М. Раевский, Ю. А. Завадский, А. Д. Дикий, С. М. Михоэлс) были организованы фронтовые т-ры ВТО: 1-й и 2-й Фронтовые, Оперно-музыкальный, Т-р миниатюр и Комс.-молодёжный (в 1943 влился в 1-й Фронтовой т-р). 1-й Фронтовой т-р обслуживал Сев., Черномор. и Балт. флоты, Карел. фр. (рук. Е. Л. Дзиган, А. А. Гончаров); 2-й Фронтовой – Зап., Сталингр., Юж., Карел., Центр., 1-й Прибалт., 1-й Укр., 1-й Белорус. 1-й и 2-й Дальневост. фр. (рук. И. К. Липский, Б. П. Тамарин, А. А. Ефремов); Оперно-музыкальный – Сев. флот, Воронежский, Прибалт., 4-й Укр., 1-й и 2-й Белорус. фр. (рук. И. М. Туманов, A. В. Тункель, Н. П. Аносов, Б. М. Афонин); Театр миниатюр "Весёлый десант"– Юж., Закавк., Юго-Зап. фр. (рук. B. С. Поляков). В годы войны работал Театр-студия под рук. А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека. В работе фронтовых т-ров принимали участие также режиссёры А. А. Лобанов, Η. Μ. Горчаков, Б. И. Равенских, композитор Μ. Ε. Табачников, художники А. П. Васильев, A. Н. Руднев, балетмейстер Э. И. Мэй и другие. Большое признание завоевал фронтовой т-р ГИТИСа (рук. И. М. Раевский), созданный в 1942 из выпускников 4-го курса. Т-р дал св. 1500 выступлений на Карел., Калининском, Волховском, 1-м Прибалт., 1-м Белорус. фр. Появились фронтовые филиалы отд. стационарных т-ров: Театра имени Евг. Вахтангова, Малого театра, Ленингр. Большого драматич. т-ра им. М. Горького, Ленингр. драматич. т-ра им. А. С. Пушкина, Костромского т-ра, Ярославского т-ра им. Ф. Г. Волкова, воен.-театральная группа Ленингр. т-ра кукол под рук. Е. С. Деммени, Центр. т-ра кукол и другие. К 1944 было 25 фронтовых т-ров и филиалов (в 1942–45 существовала Дирекция фронтовых т-ров, с кон. 1945 – Объединение передвижных т-ров). Их репертуар состоял из сов. воен.-патриотич. и героич. пьес, произв. рус. и заруб. классики. С успехом шли пьесы (или монтажи пьес) "Оптимистическая трагедия" Вс. В. Вишневского, "Шёл солдат с фронта" В. П. Катаева, "Парень из нашего города", "Так и будет", "Русские люди" К. М. Симонова, "Чапаев" по Д. А. Фурманову, "Любовь Яровая" К. А. Тренёва, "Двадцать лет спустя" М. А. Светлова и другие. Большую силу воздействия имели монтажи произв., посвящённых B. И. Ленину: "Человек с ружьём" и "Кремлёвские куранты" Η. Ф. Погодина, "Ленин в 1918 году" А. Я. Каплера и Т. С. Златогоровой, "Правда" А. Е. Корнейчука. Фронтовые т-ры продвигались по военным дорогам вслед за Сов. Армией, поднимая боевой дух солдат и офицеров, внося свой вклад в общую борьбу.

Лит.: Дмитриев Ю. Α., Фронтовые театры, в кн.: Очерки истории русского советского драматического театра, т. 2, М., 1960; Максакова Л. В., В рядах воюющего народа, М., 1965.

В начало словаря