Приглашаем посетить сайт

Маркетплейс (market.find-info.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Финансы и кредит

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Финансы и кредит

ФИНА́НСЫ И КРЕДИ́Т. В годы войны Ф. и к. явились важной составной частью воен. экономики СССР обеспечившей концентрацию всех материальных, трудовых и финанс. ресурсов Сов. гос-ва для разгрома фаш. Германии и милитаристской Японии, быстрейшего восстановления и развития нар. х-ва в р-нах страны, пострадавших в ходе войны. За период довоен. пятилеток Ф. и к. активно использовались гос-вом для планомерного осуществления социалистич. преобразований в экономике, усиления экономич. и оборонного потенциала страны, подъёма материального и культурного уровня жизни сов. людей. Только по линии гос. бюджета было мобилизовано ок. 94 млрд. руб. (показатели приведены в ценах соответствующих лет, с учётом масштаба цен, введённого в 1961). На развитие пром-сти, с. х-ва, транспорта, торговли и другие. отраслей нар. х-ва было направлено 41 млрд. руб. (ок. 44% всех бюджетных ресурсов), на финансирование социально-культурных мероприятий – 22,7 млрд. руб. (св. 24%), расходы на оборону составляли 17,1 млрд. руб. (18,2%). Финанс. база сов. экономики к нач. войны имела прочную материальную основу и была устойчивой. Так, гос. бюджет все годы довоен. пятилеток исполнялся с превышением доходов над расходами, к-рое в целом за 1929–40 достигло 2,5 млрд. руб. В первые месяцы войны партией и гос-вом за короткий срок была осуществлена коренная воен. перестройка нар. х-ва. Создана мощная, быстро растущая воен. экономика, к-рая на протяжении войны обеспечивала всем необходимым потребности фронта и тыла и была неразрывно связана с гос. финансами, бюджетом государственным и гос. кредитом. Финансово-кредитная система в годы войны выполняла задачи перераспределения обществ. продукта и нац. дохода, мобилизации гос. резервов для финансирования прямых воен. расходов, усиления стратегич. отраслей нар. х-ва, обеспечения необходимых социально-экономич. условий жизни и труда населения, осуществления строгого финанс. контроля за неукоснительным проведением в жизнь пр-тиями и орг-циями жёсткого режима экономии в расходовании всех видов гос. средств. Усилилась централизация финанс. ресурсов гос-ва, через финансово-кредитную систему производилось перераспределение нац. дохода на воен. нужды. Кроме того, были мобилизованы свободные финанс. ресурсы пром-сти, торговли, банков долгосрочных вложений. В 1942 на воен. цели использовано 27% нац. дохода (7% в 1940), в 1943 – 33%, в 1944 – 24%, в 1945 – 18%. Относительное снижение к кон. войны доли воен. затрат в нац. доходе обусловлено достигнутым повышением эффективности воен. экономики и абсолютным ростом объёмов произ-ва, нац. дохода и ден. накоплений. Только за 1942–44 экономия от снижения себестоимости пром. продукции составила 5 млрд. руб. (17,2%). За годы войны взносы прибыли и налога с оборота в доходы гос-ва возросли на 21,7% (св. 54 млрд. руб.). Часть средств для ведения войны была получена в виде налогов, добровольных взносов населения, гос. внутр. займов, доходов от денежно-вещевых лотерей (см. Военные займы). Несмотря на огромные разрушения и потери в сфере материльного произ-ва, причинённые войной, поступления от социалистич. х-ва в годы войны были решающим источником в финанс. балансе страны. Устойчивость финанс. базы воен. экономики позволила успешно решить одну из важнейших задач – обеспечить своеврем. и бесперебойное финансирование воен. расходов, затрат, связанных с перестройкой работы отраслей нар. х-ва в условиях войны, перебазированием значительной части экономического потенциала страны на Восток (см. Эвакуация 1941–42), восстановлением разрушенных врагом предприятий, организаций и учреждений (см. Реэвакуация). В годы войны было организовано нормированное снабжение по твёрдым ценам рабочих и служащих продуктами питания и предметами первой необходимости, индекс гос. розничных цен на нормированные товары оставался практически на довоен. уровне (в 1943 – 100,5%), что создавало базу для устойчивой реальной заработной платы (см. Заработная плата); действовала широкая сеть социально-культурных учреждений, сохранялись в своей основе гос. социальное страхование и социальное обеспечение трудящихся. Война явилась серьёзным испытанием для сов. экономики, гос. Ф. и к. Сов. Союз, используя преимущества со-циалистич. системы хозяйствования, социалистич. финансово- кредитные рычаги (хоз. расчёт, бюджет, банковское и сберегательное дело, цены), в трудных условиях воен. времени смог не только сохранить, но и упрочить к кон. войны экономич. и финанс. положение всех ведущих отраслей нар. х-ва, обеспечить относительную устойчивость сов. рубля и денежного обращения в стране. Были созданы необходимые материальные предпосылки для быстрого подъёма экономики и финансов после окончания войны. Хотя в 1941–42 и возник бюджетный дефицит, однако уже в 1943 он был сведён до минимума (0,6 млрд. руб.), а начиная с 1944 Гос. бюджет СССР исполнялся с превышением доходов над расходами.

Лит.: Тамарченко М. Л., Сов. финансы в период Вел. Отечеств. войны, М., 1967; Сов. экономика в период Вел. Отечеств. войны 1941–1945, М., 1970; Гарбузов В. Ф., 30-летие Победы в Вел. Отечеств. войне и финансы, "Финансы СССР", 1975, № 5.

В начало словаря