Приглашаем посетить сайт

Культура (niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Трудовые резервы

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Трудовые резервы

ТРУДОВЫ́Е РЕЗÉРВЫ (Государственные трудовые резервы СССР), система проф. подготовки из молодёжи квалифицир. пополнения рабочего класса. Созд. Указом Президиума ВС СССР от 2 окт. 1940. Первонач. была представлена тремя типами уч. заведений – ремесл. (РУ) и ж.-д. (ЖУ) уч-щами (срок обучения 2 года по сложным профессиям) и школами фаб.-зав. обучения (ФЗО) (6–10 мес обучения по массовым производств. профессиям). Система Т. р. заменила школы фаб.-зав. ученичества (ФЗУ), к-рые ранее находились в подчинении ведомств и пр-тий. Гос-во централизовало и сбалансировало подготовку и распределение квалифицир. рабочих кадров для важнейших отраслей х-ва. В Т. р. была введена единая методика производств. обучения, отвечавшая требованиям профессионально- квалификац. характеристик. Были учреждены при СНК СССР Гл. управление Т. р. (ГУТР) и сеть респ. и местных управлений Т. р. Перед войной насчитывалось 1551 уч. заведение Т. р. Особое значение имела мобилизац. форма привлечения юношей и девушек к обучению в системе Т. р. в отличие от существовавшего прежде принципа добровольного поступления в школы ФЗУ. Мобилизации позволили организовать учёт трудоспособной молодёжи, широко вовлекать в сферу произ-ва подростков, в т. ч. оставшихся без родителей, чем предотвращалась беспризорность. Уже в 1940–43 было проведено 18 мобилизаций, по к-рым призвано в уч-ща и школы 2,8 млн. юношей и девушек, из них в РУ и ЖУ ок. 1 млн. чел., в школы ФЗО св. 1,8 млн. чел. Учащиеся получали бесплатно питание, одежду, необходимые уч. пособия, обеспечивались общежитиями. Всего на подготовку рабочих в системе Т. р. гос-во за годы войны израсходовало 11 млрд. руб.

В первые дни войны из р-нов страны, над к-рыми нависла угроза фаш. оккупации, были эвакуированы сотни уч. заведений Т. р., десятки тысяч учащихся и вывезено ценное технич. оборудование. По решению ГКО с июля 1941 Т. р. переключили производств. обучение на изготовление спецзаказов – продукции для действ. армии; уч. заведения освоили произ-во мин, головок снарядов, отд. деталей вооружения; ремонтировали повреждённую в боях воен. технику. Номенклатура подготавливаемых профессий и сроки обучения были пересмотрены с учётом потребностей обороны. Сеть уч-щ и школ Т. р. значительно расширилась: к 1943 их было св. 1700, а к кон. 1945 – 2488. Особенно возросло число уч. заведений в Казах. и в Узб. союзных республиках, в Тат. АССР в Новосибирской, Свердловской и Омской обл. Впоследствии, в период победоносного наступления Сов. Армии, сеть уч-щ и школ Т. р. интенсивно разворачивалась на освобождённой терр. Захватчики разрушили и разграбили 900 уч. заведений Т. р. К кон. войны на освобождённой от оккупации терр. функционировало 1100 уч-щ РУ, ЖУ и школ ФЗО. Всего за годы войны пром-сть, транспорт, стр-во получили св. 2480 тыс. молодых рабочих: из уч-щ – св. 687 тыс. чел., из школ ФЗО – ок. 1,8 млн. чел. Досрочные выпуски из уч. заведений Т. р. производились только приказом ГКО. Численность подготовленных за время войны в системе Т. р. рабочих превысила все выпуски школ ФЗУ в довоен. пятилетки. В уч. заведениях Т. р. осн. внимание уделялось приобретению проф. умений и навыков. В воен. время практич. занятия были расширены, а теоретические сокращены (эта мера не утверждалась официально). Сокращение изучения теории было вынужденным. 59% учащихся заменили на рабочих местах взрослых. В 1942 78% учащихся полностью проходили подготовку в цехах предприятий. С 1942 наркоматы установили контроль на предприятиях за правильным использованием как учащихся, так и выпускников уч. заведений Т. р. Уже в авг. 1942 в уч-щах по спец. приказу ГУТР начали восстанавливать теоретич. обучение (оно заняло св. 36% уч. времени). Были разработаны и приняты методич. документы, определявшие порядок уч. процесса в условиях воен. времени; принятые меры позволили привести уровень знаний выпускников в соответствие с требованиями квалификационных характеристик. Важное место в идейном воспитании заняли политзанятия.

С нач. войны число инж.-пед. работников в системе Т. р. сократилось почти вдвое. В этих условиях в укрупнённых уч. группах были введены неофиц. должности помощников мастеров из числа наиболее способных учащихся. Отсутствие проф. мастеров в необходимом количестве превратилось в серьёзную проблему. По распоряжению СНК (июль 1943) в ряде городов были открыты индустр.-пед. техникумы для подготовки мастеров производств. обучения. В кон. 1943 стали открываться специализир. уч-ща при крупных пр-тиях со сложной и специфич. технологией (3 года обучения). Тогда же были открыты 33 РУ и 47 школ ФЗО, где велась подготовка механизаторов и ремонтников для МТС и мастерских. Инж.-пед. работники Т. р. предложили технологич. систему производств. обучения, при к-рой подготовка по рабочей специальности проводилась по т. н. технологич. цепочке. В 1941–45 в уч. мастерских уч-щ и школ Т. р. произведено 26 млн. деталей боевого вооружения, 3 тыс. металлорежущих станков, на 110 млн. руб. инструментов. Уч-ся отремонтировали 11 тыс. паровозов, 100 тыс. вагонов, 5 тыс. тракторов и комбайнов, восстановили и проложили тысячи км ж.-д. путей и линий связи, изготовили 28 тыс. комплектов инструмента для трактористов, 4,5 млн. единиц запчастей к разл. с.-х. технике. Не жалея сил, молодёжь трудилась на стройках, в шахтах, рудниках. За 1940–42 (в осн. уже в воен. время) учащиеся Т. р. добыли 3 млн. т угля, 800 тыс. т руды, 130 тыс. т нефти, 110 тыс. т марганца, отремонтировали 600 буровых скважин, уложили 250 тыс. т бетона. В Магнитогорске учащиеся Т. р. построили две мощные доменные печи. Силами Т. р. начато восстановление тракторного з-да и другие. объектов в Сталинграде. Св. 20 тыс. юношей и девушек восстанавливали разрушенные шахты и металлургич. пр-тия Донбасса, 5 тыс. возводили энергосистемы и гидросооружения в тыловых р-нах. В блокадном Ленинграде питомцы Т. р. участвовали в восстановлении трамвайных линий, отремонтировали быв. Аничков дворец, где размещался Дом пионеров, способствовали восстановлению ряда разрушенных пром. предприятий. Моск. учащиеся Т. р. работали на стр-ве новой очереди метрополитена. Только в процессе производств. обучения в уч. заведениях Т. р. в 1941–45 было изготовлено воен. и нар.-хоз. продукции на 4,5 млрд. руб. Распространилось движение многосотников и тысячников. Поддержанное ЦК ВЛКСМ и ВЦСПС, оно переросло во Всес. социалистич. соревнование Т. р. Ежемесячно его итоги публиковались в газ. "Комсомольская правда", "Труд" и другие. Победителям вручали Знамя ГКО. В 1943, к трёхлетию Т. р. шесть уч. заведений были награждены орд. Труд. Кр. Знамени, Кр. Звезды и "Знак Почёта". На премирование коллективов выделено 150 тыс. руб.

В 1942 для укрепления политико-воспитат. работы в уч. заведениях Т. р. введена должность замполитов. По направлениям райкомов партии и комсомола в училища и школы были направлены опытные работники, укрепившие идеологич. актив. Решением Бюро ЦК ВЛКСМ комс. работу возглавили комсорги ЦК ВЛК Смотри Комсомол уделял постоянное внимание патриотич. воспитанию учащихся Т. р. Была введена также должность воен. руководителя. В 1943 организовано Всес. добровольное спорт. общество "Трудовые резервы".

Одним из ярких свидетельств гуманизма социалистич. гос-ва было создание (с 1943) спец. РУ, куда принимали детей погибших военнослужащих и партизан и детей, лишившихся родителей в период фаш. оккупации (на освобождённой терр. открылись 23 таких РУ, в к-рых обучались 9 тыс. чел.; через нек-рое время число уч-щ возросло). Т. р. были открыты также уч-ща для детей, не посещавших школу во время их пребывания на оккупир. терр. Уч. планы включали наряду с проф. подготовкой общеобразоват. дисциплины в объёме четырёх классов нач. школы.

Многие уч-ща и школы Т. р. имели своё подсобное х-во. Ребята заготавливали грибы, ягоды, собирали лекарств. растения, шили обмундирование, обувь. Т. р. помогали юношам и девушкам развивать технич. и художеств. способности. Рационализаторство принесло гос-ву сотни млн. рублей экономии. Бригады художеств. самодеятельности выступали в госпиталях и подшефных воинских соединениях. Проводились всесоюзные смотры самодеятельности учащихся Т. р. Их готовили лучшие мастера сов. иск-ва, в частности в 1944 А. В. Свешников, И. А. Моисеев, М. С. Местечкин, В. Г. Кноблок. На заработанные учащимися и работниками уч. заведений Т. р. в свободное от занятий время 20 млн. руб. построены танк. колонна, эскадрилья самолётов, звено торпедных катеров. В годы войны Т. р. продолжали лучшие традиции сов. системы проф.-технич. образования, питомцами к-рой были трижды Герой Сов. Союза А. И. Покрышкин, Герои Сов. Союза В. В. Талалихин, Ю. В. Смирнов, M. H. Кулиев, А. П. Маресьев, В. И. Галочкин, В. Г. Кочнев, В. А. Бурматов, Η. Φ. Сердюков, Е. С. Зенькова, Н. А. Кедышко, К. Т. Тогузов, М.-З. Абдулманаков.

Лит.: Гос. трудовые резервы. Сб. офиц. руководящих мат-лов, М., 1945; Митрофанова А. В., Рабочий класс СССР в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1971; Котляр Э. С., Гос. трудовые резервы СССР в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1975; Очерки истории проф.-технич. образования в СССР M., 1981.

В начало словаря