Приглашаем посетить сайт
Транспорт
ТРÁНСПОРТ. К нач. войны трансп. система СССР была модернизирована и обеспечивала расширенное социалистич. воспроиз-во и оборонные нужды страны. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился по сравнению с 1913 в 5,5 раза, речного транспорта в 1,2 раза, морского транспорта в 1,2 раза, автомобильного транспорта в 89 раз; сеть жел. дорог возросла в 1,5 раза, автодорог с твёрдым покрытием почти в 4 раза, протяжённость магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов в 4 раза. В 30-е гг. созд. воздушный транспорт.
В годы войны Т. имел важное оборонное и нар.-хоз. значение. В период войны сов. трансп. система одноврем. выполняла 3 осн. задачи, успешное решение к-рых было одной из важнейших предпосылок, предопределивших исход войны в пользу СССР воинские перевозки по отмобилизованию, сосредоточению и стратегич. развёртыванию Вооруж. Сил; перебазирование производит. сил из прифронтовых в вост. р-ны страны (что потребовало большей трансп. работы, чем воинские перевозки); перевозки по обеспечению нужд воен. экономики. С первых дней войны основные трансп. магистрали и узлы фронтовых и прифронтовых р-нов подверглись массир. налётам авиации врага. Перевозки осложнялись вследствие больших разрушений на Т. и потерь подвижного состава, проводились нередко в условиях боевых действий, под огнём пр-ка. В февр. 1942 для усиления централизации управления трансп. системой созд. Трансп. к-т при ГКО, в к-рый вошли 4 чл. Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И. В. Сталиным, наркомы путей сообщения и водного Т., нач. Тыла и нач. Управления воен. сообщений НКО. Этот к-т координировал работу разл. видов Т., руководил их материально-технич. снабжением, планировал и регулировал воинские и важнейшие нар.-хоз. перевозки, имевшие оборонное значение, сыграл важную роль в мобилизации резервов всех видов Т. и комплексном их использовании. Все виды Т. были переведены на воен. положение. Большое значение имело взаимодействие ж.-д. Т., на долю к-рого приходилось св. 4/5 суммарного грузооборота Т. в годы войны, с др. видами Т. (с речным эвакоперевозки из Москвы и Ленинграда по водным путям Моск. и Сев.-Зап. речных бассейнов в Верх. Поволжье, а затем по ж. д. в вост. р-ны страны; с морским транспортировка нефтегрузов из Баку и Махачкалы по Касп. м. в Красноводск для дальнейшей перевозки по ж. д. и др.). В трансп. обеспечении фронта ж.-д. и отчасти мор. Т. решал задачи воен.-стратегич. характера. Автомоб., речной, возд., трубопроводный и гужевой Т. имели важное значение в тактич. зоне в подвозе пополнения и воинских грузов фронтам, в эвакуации раненых; в отд. случаях им приходилось играть стратегич. роль (напр., перевозки по "Дороге жизни" на Ладожском оз., снабжение фронта в период Сталингр. битвы). Несмотря на огромную работу, проделанную Т. при перемещении производит. сил на Восток, а также резко возросший объём воинских перевозок, общие размеры перевозочной работы Т. в целом и его отд. видов (за исключением морского и воздушного) значительно сократились по сравнению с 1940 (её наименьший уровень в 1942), что связано с большим материальным ущербом, нанесённым Т. в годы войны, и уменьшением объёма обществ. произ-ва (грузооборот всех видов Т. в 1940 494,4 млрд. т·км, в 1945 374,8 млрд. т·км;
табл. 1. Грузовые перевозки транспорта
|
Перевозки, млн. т |
Грузооборот, млрд. т·км |
Средняя дальность, км |
|||
1940 |
1945 |
1940 |
1945 |
1940 |
1945 |
|
Железнодорожный Морской Речной Трубопроводный (нефте-
и нефтепродуктопроводы) Автомобильный Воздушный |
605,1 32,9 73,9 7,9 858,6 0,1 |
395,2 20,2 36,9 5,6 420,0 0,1 |
420,7 24,9 36,1 3,8 8,9 0,0 |
314,0 34,2 18,8 2,7 5,0 0,1 |
695 409 (миль) 489 481 10,4 397 |
794 915 (миль) 511 478 12 864 |
табл. 2. Пассажирские перевозки транспорта
|
Перевозки пассажиров, млн.
чел. |
Пассажирооборот,
млрд. пассажиро-км |
Средняя дальность, км |
|||
|
1940 |
1945 |
1940 |
1945 |
1940 |
1945 |
Железнодорожный Морской Речной Автомобильный Воздушный |
1377,4 9,7 73,4 590,0 0,4 |
843,8 2,2 38,5 80,0 0,6 |
100,4 0,9 3,8 3,4 0,2 |
65,9 0,6 2,3 0,5 0,5 |
73 50 (миль) 52 5,7 473 |
78 154 (миль) 60 6,3 850 |
Лит.: Воен. сообщения за 50 лет, М., 1967; Тыл Сов. Вооруж. Сил в Вел. Отечеств. войне 19411945 гг., М., 1977, гл. 5; История социалистич. экономики СССР т. 5, М., 1978, гл. 9; Ковалев И. В., Транспорт в Вел. Отечеств. войне 19411945 гг., М., 1981.