Приглашаем посетить сайт

Древнерусская литература (drevne-rus-lit.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Транспорт

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Транспорт

ТРÁНСПОРТ. К нач. войны трансп. система СССР была модернизирована и обеспечивала расширенное социалистич. воспроиз-во и оборонные нужды страны. Грузооборот железнодорожного транспорта увеличился по сравнению с 1913 в 5,5 раза, речного транспорта – в 1,2 раза, морского транспорта – в 1,2 раза, автомобильного транспорта – в 89 раз; сеть жел. дорог возросла в 1,5 раза, автодорог с твёрдым покрытием – почти в 4 раза, протяжённость магистральных нефте- и нефтепродуктопроводов – в 4 раза. В 30-е гг. созд. воздушный транспорт.

В годы войны Т. имел важное оборонное и нар.-хоз. значение. В период войны сов. трансп. система одноврем. выполняла 3 осн. задачи, успешное решение к-рых было одной из важнейших предпосылок, предопределивших исход войны в пользу СССР воинские перевозки по отмобилизованию, сосредоточению и стратегич. развёртыванию Вооруж. Сил; перебазирование производит. сил из прифронтовых в вост. р-ны страны (что потребовало большей трансп. работы, чем воинские перевозки); перевозки по обеспечению нужд воен. экономики. С первых дней войны основные трансп. магистрали и узлы фронтовых и прифронтовых р-нов подверглись массир. налётам авиации врага. Перевозки осложнялись вследствие больших разрушений на Т. и потерь подвижного состава, проводились нередко в условиях боевых действий, под огнём пр-ка. В февр. 1942 для усиления централизации управления трансп. системой созд. Трансп. к-т при ГКО, в к-рый вошли 4 чл. Политбюро ЦК ВКП(б) во главе с И. В. Сталиным, наркомы путей сообщения и водного Т., нач. Тыла и нач. Управления воен. сообщений НКО. Этот к-т координировал работу разл. видов Т., руководил их материально-технич. снабжением, планировал и регулировал воинские и важнейшие нар.-хоз. перевозки, имевшие оборонное значение, сыграл важную роль в мобилизации резервов всех видов Т. и комплексном их использовании. Все виды Т. были переведены на воен. положение. Большое значение имело взаимодействие ж.-д. Т., на долю к-рого приходилось св. 4/5 суммарного грузооборота Т. в годы войны, с др. видами Т. (с речным – эвакоперевозки из Москвы и Ленинграда по водным путям Моск. и Сев.-Зап. речных бассейнов в Верх. Поволжье, а затем по ж. д. в вост. р-ны страны; с морским – транспортировка нефтегрузов из Баку и Махачкалы по Касп. м. в Красноводск для дальнейшей перевозки по ж. д. и др.). В трансп. обеспечении фронта ж.-д. и отчасти мор. Т. решал задачи воен.-стратегич. характера. Автомоб., речной, возд., трубопроводный и гужевой Т. имели важное значение в тактич. зоне – в подвозе пополнения и воинских грузов фронтам, в эвакуации раненых; в отд. случаях им приходилось играть стратегич. роль (напр., перевозки по "Дороге жизни" на Ладожском оз., снабжение фронта в период Сталингр. битвы). Несмотря на огромную работу, проделанную Т. при перемещении производит. сил на Восток, а также резко возросший объём воинских перевозок, общие размеры перевозочной работы Т. в целом и его отд. видов (за исключением морского и воздушного) значительно сократились по сравнению с 1940 (её наименьший уровень – в 1942), что связано с большим материальным ущербом, нанесённым Т. в годы войны, и уменьшением объёма обществ. произ-ва (грузооборот всех видов Т. в 1940 – 494,4 млрд. т·км, в 1945 – 374,8 млрд. т·км;

табл. 1. Грузовые перевозки транспорта

 

Перевозки, млн. т

Грузооборот, млрд. т·км

Средняя дальность, км

1940

1945

1940

1945

1940

1945

Железнодорожный

Морской

 

Речной

Трубопроводный (нефте- и нефтепродуктопроводы)

Автомобильный

Воздушный

605,1

32,9

 

73,9

7,9

 

858,6

0,1

395,2

20,2

 

36,9

5,6

 

420,0

0,1

420,7

24,9

 

36,1

3,8

 

8,9

0,0

314,0

34,2

 

18,8

2,7

 

5,0

0,1

695

409

(миль)

 

489

481

10,4

397  

794

915 (миль)

 

511

478

12

864

). Трудности воен. времени, недостаточная пропускная способность ряда транспортных магистралей и узлов, нехватка подвижного состава вызвали также сокращение пассажирских перевозок на всех видах Т., за исключением воздушного (пассажирооборот всех видов Т. в 1940 – 108,7 млрд. пассажиро-км; в 1945 – 69,8 млрд. пассажиро-км;

табл. 2. Пассажирские перевозки транспорта

 

Перевозки пассажиров, млн. чел.

Пассажирооборот, млрд.  пассажиро-км

Средняя дальность, км

 

1940

1945

1940

1945

1940

1945

Железнодорожный

Морской

 

Речной

Автомобильный

Воздушный

1377,4

9,7

 

73,4

590,0

0,4

843,8

2,2

 

38,5

80,0

0,6

100,4

0,9

 

3,8

3,4

0,2

65,9

0,6

 

2,3

0,5

0,5

73

50

(миль)

52

5,7

473

78

154

(миль)

60

6,3

850

).

Лит.: Воен. сообщения за 50 лет, М., 1967; Тыл Сов. Вооруж. Сил в Вел. Отечеств. войне 1941–1945 гг., М., 1977, гл. 5; История социалистич. экономики СССР т. 5, М., 1978, гл. 9; Ковалев И. В., Транспорт в Вел. Отечеств. войне 1941–1945 гг., М., 1981.

В начало словаря