Приглашаем посетить сайт

Мода (modnaya.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Театр драматический

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Театр драматический

ТЕÁТР ДРАМАТИ́ЧЕСКИЙ. Годы войны стали важным этапом в развитии сов. духовной культуры, характеризующимся мобилизацией всех творческих сил, значит. успехами театрального иск-ва. Взлёт иск-ва социалистич. реализма, к-рым были отмечены предвоен. годы, дал т-ру богатый опыт, получивший развитие в воен. условиях. Перед деятелями сов. т-ра с новой силой встали задачи воплощения на сцене героич. темы и характеров. Иск-во выражало надежды, чувства и мысли всего многонац. народа, его веру в победу, сплочённость вокруг партии и пр-ва, готовность к подвигу. Теснейшая связь сов. т-ра с народом обрела динамичные формы, рождённые воен. обстоятельствами. Многие мастера сцены ушли в армию, стали бойцами партизанских отрядов.

23 июня 1941 Пленум ЦК профсоюза работников иск-в обратился к деятелям иск-ва с призывом участвовать в великой освободит. борьбе. 3 июля 1941 на заседании Президиума Всерос. театрального об-ва (ВТО) было принято решение наладить работу по созданию оборонного и антифаш. репертуара, сформировать артистич. бригады ВТО по обслуживанию Советской Армии. Во время войны около 400 театрально-концертных и цирковых бригад обслуживали части Советской Армии на фронтах, действовали 25 фронтовых театров (см. Фронтовые театры, филиалы, бригады). Фронтовыми филиалами театров руководили: А. А. Орочко, И. М. Раевский, А. А. Гончаров, Д. Н. Орлов, И. М. Туманов, Б. Н. Норд, Н. К. Черкасов, А. И. Ремизова, С. П. Алексеев. Среди руководителей фронтовых бригад были А. Д. Дикий, Ю. А. Завадский, С. М. Михоэлс. Участниками фронтовых бригад были О. Н. Андровская, Ε. Η. Гоголева, А. П. Зуева, И. М. Кудрявцев, A. А. Остужев, М. И. Прудкин, П. М. Садовский, А. К. Тарасова, И. В. Ильинский, Е. Д. Турчанинова, М. И. Царёв, B. А. Сперантова, И. Д. Воронов, Л. Ф. Макарьев, Ю. В. Толубеев и другие. Всего за годы войны на фронт выезжало 42 тыс. артистов, давших 1350 тыс. представлений (437 тыс. во фронтовой обстановке, вблизи передовой).

Сов. драматурги уже в первые месяцы войны создали произведения, призванные выразить волю народа к победе, воодушевить солдат фронта и тружеников тыла. Для нек-рых пьес были характерны схематизм в построении сюжета и чрезмерный оптимизм, связанные с распространённой накануне войны концепцией быстрой и лёгкой победы. Однако уже в июле 1942 в "Правде" была опубликована пьеса К. М. Симонова "Русские люди", в августе там же – "Фронт" А. Е. Корнейчука и в "Новом мире" – "Нашествие" Л. М. Леонова, произведения, в к-рых правдиво и полно выражался дух народа. За этими тремя пьесами осталось заслуженное первенство в сов. драматургии воен. лет. Тема единства и сплочённости народа перед лицом врага звучала в спектакле Малого т-ра "Нашествие" (1943, реж. И. Я. Судаков); в спектакле Т-ра им. Моссовета (1943, реж. Ю. А. Завадский) идейная сущность пьесы раскрывалась через суровый трагизм столкновения добра и зла в самих героях. Пьеса А. Е. Корнейчука "Фронт" особенно интересно была воплощена на сцене Т-ра им. Вахтангова (1942, реж. Р. Н. Симонов): спектакль строился как публицистич. диспут. Социальная определённость роли ген. Горлова в исполнении А. Д. Дикого давала возможность развенчать "горловщину" как обществ. явление. В спектаклях по пьесе "Русские люди" проявился глубокий интерес т-ра к обычным людям, рядовым солдатам, сражающимся за свободу Родины; наиболее значительным был спектакль МХАТа (1943, реж. Н. П. Хмелёв, М. О. Кнебель, В. Я. Станицын), передавший точность психологич. письма драматурга, его концепцию героики как повседневной самоотверженности человека. Существенно новой чертой, впервые воплотившейся в "Русских людях", стал отказ от поверхностного показа сил гитлеризма. Постановки пьес К. М. Симонова, Л. М. Леонова, А. Е. Корнейчука стали важным событием для многих т-ров страны, оказав влияние на всю сов. многонац. драматургию (пьесы "Оленье ущелье" С. Клдиашвили, "Монастырское ущелье" В. Вагаршяна, "Мухаббет" М. Ибрагимова, "Вефа" Расула Рзы и другие.). Плодотворными оказались и тенденции, проявившиеся в пьесах "Сталинградцы" Ю. П. Чепурина и "Офицер флота" А. А. Крона. В сюжетной свободе "Сталинградцев" проступали элементы новой театральности, основанной на почти документальной правде изображения событий. Война как работа, где нет гл. и второстепенных героев, была показана в спектакле, поставленном А. Д. Поповым (ЦТКА, 1943). В полифонизме действия, через нар. сцены был найден ключ к сценич. воплощению пьесы. В спектакле МХАТа "Офицер флота" (1945, реж. Н. М. Горчаков и И. М. Раевский) конфликт достигал подлинной психологич. глубины. На первый план выдвигалась фигура адм. Белоброва (И. М. Москвин), в к-рой воплощалась тема граждански мыслящего героя, нетерпимого к отклонениям от морально-этич. норм. Мобилизующая роль сов. т-ра в годы войны проявилась и в постановке пьес, посв. Отечеств. истории, – "Киквидзе" В. Дарасели (1941, Т-р им. Руставели, реж. А. Васадзе), "Давным-давно" А. К. Гладкова (1942, Центр. т-р Кр. Армии, реж. А. Д. Попов), "Олеко Дундич" М. А. Каца и А. Г. Ржешевского (1942, Т-р им. Вахтангова, реж. А. Д. Дикий), "Юность отцов" Б. Л. Горбатова (1943, Т-р им. Ленинского комсомола, реж. И. Н. Берсенев). Особую силу воздействия обрела ленинская тема ("Кремлёвские куранты" Η. Φ. Погодина, МХАТ, 1942, и др.). Чувство патриотизма пробуждали постановки героич. драм и трагедий ("Фельдмаршал Кутузов" В. Соловьёва, "Орёл и орлица" А. К. Толстого, "Родина" Д. Эристави, "Низами" М. Гусейна и другие.). Большим событием в духовной жизни народа в годы войны стали постановки мировой классики: А. Н. Островского во МХАТе ("Последняя жертва"), в Малом т-ре ("Волки и овцы"), в груз. Т-ре им. Марджанишвили ("Бесприданница"), в азерб. Т-ре им. Азизбекова ("Гроза"), "Егор Булычов и другие.гие" М. Горького – на Белорус. сцене и другие. В театральных постановках этого периода, строго реалистических по форме и содержанию, раскрывались богатство характера сов. человека, глубина актёрского дарования В. Н. Пашенной, Р. Н. Симонова, В. П. Марецкой, А. Н. Грибова, Б. Г. Добронравова, А. М. Бучмы, Н. М. Ужвий, А. А. Хоравы, Л. Берзинь, С. А. Ишантураевой и другие. Среди лучших актёрских работ этого периода: Глоба в спектакле "Русские люди" – Д. Н. Орлов (Моск. т-р драмы) и Г. П. Юра (Т-р им. Франко), Фёдор Таланов в спектакле "Нашествие" – Μ. Φ. Астангов (Т-р им. Моссовета) и П. С. Молчанов (2-й Белорус. драматич. т-р), Горлов в спектакле "Фронт" – А. Д. Дикий (Т-р им. Вахтангова), Олеко Дундич в одноим. спектакле – А. А. Хорава (Т-р им. Руставели), Сафонов в спектакле "Русские люди" – Р. Н. Нерсесян (Т-р им. Сундукяна), Мешади Гулам Гусейн в спектакле "Мухаббет" М. Ибрагимова – М. Алиев (Азербайджанский т-р им. Азизбекова), Панфилов в спектакле "Гвардия чести" М. Ауэзова и А. Абишева – К. Куанышпаев (Казахский т-р драмы им. Ауэзова).

Тема войны, героич. борьба сов. народа и пафос победы нашли отражение и в театральном иск-ве послевоен. периода, к-рое гл. задачу видит в исследовании психологии нар. подвига, утверждении его историч. и нравственного смысла.

Краткий перечень спектаклей, посвященных теме войны: 1945 – "Старые друзья" (Л. Малюгин, Т-р им. М. Ермоловой, Москва), "Победа" (В. Лацис, Латв. художеств. т-р им. Я. Райниса, Рига), "Непобедимые" (Л. Готуа, Т-р им. К. Марджанишвили, Тбилиси), "Новая борозда" (Б. Даугуветис, Литов. т-р драмы, Вильнюс); 1946 – "Сказка о правде" (М. Алигер, Т-р им. Ленинского комсомола, Ленинград), "Далеко от Сталинграда" (А. Суров, Т-р им. М. Ермоловой, Москва), "Бранденбургские ворота" (М. Светлов, Моск. т-р им. Моссовета); 1947 – "Сын полка" (В. Катаев, Центр. детский т-р, Москва), "Спутники" (В. Панова, Д. Дар, Т-р им. М. Ермоловой, Москва), "Победители" (Б. Чирков, МХАТ), "Дни и ночи" (К. Симонов, МХАТ), "Молодая гвардия" (по А. Фадееву, Т-р драмы, Москва), "Константин Заслонов" (А. Мовзон, Т-р им. Я. Купали, Минск), "За тех, кто в море!" (Б. Лавренёв, Узб. т-р им. Хамзы, Ташкент), "На высотах" (Г. Борян, Арм. т-р им. Г. Сундукяна, Ереван), "Начальник станции" (И. Мосашвили, Т-р им. Ш. Руставели, Тбилиси); 1948 – "Генерал Ватутин" (Л. Дмитерко, Т-р им. Шевченко, Харьков); 1949 – "Это было в Минске" (А. Кучар, Белорус. т-р им. Я. Купалы, Минск), "Очаг Харатели" (М. Мревлишвили, Т-р им. Марджанишвили, Тбилиси); 1950 – "Директор" (С.Алёшин, Киевский т-р им. Л. Украинки); 1951 – "Дорогой бессмертия" (по Ю. Фучику, Т-р им. Ленинского комсомола, Ленинград); 1954 – "Годы странствий" (А. Арбузов, Воронежский драматич. т-р им. А.Кольцова); 1957 – "Вечно живые" (В. Розов, т-р "Современник", Москва); 1958 – "Люди и дьяволы" (К. Крапива, Белорус. т-р им. Я. Коласа, Витебск), "Нашествие" (Л. Леонов, Т-р им. К. Марджанишвили, Тбилиси); 1959 – "Барабанщица" (А. Салынский, ЦТСА, Москва); 1960 – "Эхо Брянского леса" (С. Шатров, Областной драматич. т-р, Брянск); 1961 – "Рождены в Ленинграде" (О. Берггольц, Драматич. т-р им. В. Комиссаржевской, Ленинград), "Кровь и пепел" (Й. Марцинкявичюс, Литов. т-р драмы, Вильнюс); 1964 – "Я, бабушка, Илико и Илларион" (Н. Думбадзе, Г. Лордкипанидзе, Большой драматич. т-р, Ленинград); 1965 – "Панфиловцы" (И. Назаров, Ярославский театр им. Ф. Волкова); 1966 – "Волоколамск – Москва" (по А. Беку, ЦТСА, Москва); 1969 – "Соловьиная ночь" (В. Ежов, МХАТ), "Золотая карета" (Л. Леонов, Драматич. т-р на Малой Бронной, Москва), "Цемесская бухта" (А. Софронов, Драматич. т-р, Краснодар); 1970 – "Память сердца" (А. Корнейчук, Т-р им. Е. Вахтангова, Москва), "А зори здесь тихие..." (Б. Васильев, Моск. т-р драмы и комедии на Таганке), "Семнадцать мгновений весны" (Ю. Семёнов, В. Токарев, Драматич. т-р им. А. Кольцова, Воронеж); 1971 – "Трибунал" (А. Макаёнок, Драматич. т-р на Малой Бронной, Москва), "Гостиница "Астория"" (А. Штейн, Русский драматич. т-р, Таллин); 1972 – "Василий Тёркин" (по А. Твардовскому, Т-р им. Моссовета, Москва); 1973 – "Они были актёрами" (В. Орлов, Г. Натансон, Драматич. т-р, Симферополь); 1974 – "Молодая гвардия" (А. Алексин, по А. Фадееву, Центр. детский т-р, Москва), "Из записок Лопатина" (К. Симонов, т-р "Современник", Москва), "Хранить вечно" (О. Тихонов, Финский драматич. т-р, Петрозаводск), "Материнская слава" (Р. Хубецова, Северо-Осетинский драматич. т-р, Орджоникидзе); 1975 – "Судьба человека" (по М. Шолохову, Драматич. т-р им. А. Пушкина, Москва), "Обелиск" (по В. Быкову, Драматич. т-р им. К. Станиславского, Москва), "В списках не значился" (Ю. Визбор, по Б. Васильеву, Т-р им. Ленинского комсомола, Москва), "Эшелон" (М. Рощин, т-р "Современник", Москва), "Русские люди" (К. Симонов, Малый т-р, Москва), "Фронт" (А. Корнейчук, Т-р им. Е. Вахтангова, Москва), "Третья ракета" (В. Комратов, по В. Быкову, Т-р им. Вл. Маяковского, Москва), "Так и будет" (К. Симонов, Малый т-р, Москва), "Они сражались за Родину" ("Полк идёт...", по М. Шолохову, Архангельский драматич. т-р им. М. Ломоносова), "Солдатская вдова" (Н. Анкилов, Омский т-р); 1977 – "Парень из нашего города" (К. Симонов, Т-р им. Ленинского комсомола, Москва), "Перекрёсток" (по В. Быкову, Моск. т-р драмы и комедии на Таганке); 1978 – "Берег" (Ю. Бондарев, Малый т-р, Москва), "Отпуск по ранению" (В. Кондратьев, Молодёжный т-р, Ленинград); 1980 – "Мы не увидимся с тобой" (К. Симонов, т-р "Современник", Москва), "Барабанщица" (А. Салынский, Центр. детский т-р, Москва), "Нашествие" (Л. Леонов, ТЮЗ, Москва), "Пойти и не вернуться" (В. Быков, Т-р им. Вл. Маяковского, Москва); 1981 – "Сашка" (В. Кондратьев, Т-р им. Моссовета Москва), "Волоколамское шоссе" (В. Шацкий, по А. Беку, МХАТ), "Батальоны просят огня" (Ю. Бондарев, Т-р им. М. Ермоловой, Москва); 1982 – "Золотая карета" (Л. Леонов, Литов. т-р драмы, Вильнюс); 1983 – "Выбор" (Ю.Бондарев, М. Рогачевский, Малый т-р, Москва), "Горячий снег" (Ю. Бондарев, ТЮЗ, Волгоград); 1984 – "Суд над судьями" (Э. Манн, Т-р им. Моссовета).

Лит.: История сов. драматич. театра, т. 5, М., 1969; Королькевич Α., А музы не молчали..., Л., 1965; Талант и мужество. Воспоминания. Дневники. Очерки, кн. 1–2, [М., 1967–70]; О времени и о себе. [Сб.], М., 1977; Тихвинский В. Н., Минуты на размышления..., М., 1978; Воен.-патриотич. тема в сов. театре, Л., 1978; Хайченко Г. Α., Сов. театр, [2 изд.], М., 1982.

МХАТ. "Фронт" А.Е. Корнейчука. Сцена из спектакля (слева направо): М. Горлов – М.Н. Кедров, С. Горлов – М.М. Яншин, Гайдар – М.И. Прудкин). 1942

Участники юбилейного спектакля МХАТа "Царь Федор Иоаннович". Москва. 1943

МХАТ.

Участники юбилейного спектакля МХАТа

Участники юбилейного спектакля МХАТа "Царь Федор Иоаннович". Москва. 1943

В начало словаря