Приглашаем посетить сайт

Бунин (bunin-lit.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Танковая промышленность

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Танковая промышленность

ТÁНКОВАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ. К нач. войны СССР имел развитую Т. п. Были созданы танки нового поколения, отвечавшие возросшим требованиям к вооружению и бронезащите. КБ, руководимое М. И. Кошкиным, разработало лучший в мире СР танк периода войны – Т-34 (ведущий конструктор А. А. Морозов). В КБ под рук. Ж. Я. Котина создан принципиально новый тяж. танк КB (ведущий конструктор Н. Л. Духов). Оба танка были вооружены 76-мм пушкой и оснащены новым танк. дизелем В-2 (конструкции Я. Е. Вихмана, Т. П. Чупахина и другие.). В 1940 з-ды (директора И. М. Зальцман и Ю. Е. Максарёв) выпустили 358 тяж. и СР танков новых типов. В 1-м полугодии 1941 изготовлено 393 танка КB и 1110 – Т-34. Одновременно был разработан и поставлен на произ-во лёгкий плавающий танк Т-40 (гл. конструктор Н. А. Астров), в к-ром были использованы автомоб. двигатель и коробка передач.

С нач. войны ЦК ВКП(б) и ГКО поставили задачу значит. расширения выпуска танков. Началось создание новых центров произ-ва танков в Поволжье и на Урале. На их выпуск переключались крупнейшие пр-тия пром-сти. 11 сент. 1941 был образован Наркомат танк. пром-сти. Резко увеличилось произ-во танков на Сталингр. тракторном з-де (СТЗ; ныне Волгоградский тракторный завод), где ещё летом 1941 начался серийный выпуск танков Т-34. Броневую сталь производил сталингр. з-д "Красный Октябрь", а корпуса танков для СТЗ изготовляла судоверфь. Выпуск бронелиста с авг. 1941 начался на металлургич. з-дах Урала и Кузбасса. Выплавку броневой стали осваивали в мартеновских печах большой ёмкости, для прокатки бронелиста дополнительно использовались блюминги. Осенью 1941 было начато произ-во танка Т-34 на з-де "Красное Сормово". Эвакуированные на Урал танк. произ-во ленинградского Кировского, Харьковский дизельный и ряд др. з-дов на базе Челябинского тракторного завода образовали крупное пр-тие – уральский Кировский з-д, начавшее в окт. 1941 произ-во тяж. танков КВ-1 и затем танк. дизелей В-2. В кон. 1941 дал первую продукцию – танки Т-34 Уральский вагоностроительный завод. Эвакуированный в Киров Коломенский машиностроительный з-д приступил к производству лёгких танков Т-60. Выпуск танков Т-60, а с 1942 Т-70 начался также на Горьковском автомобильном заводе. Танки производства этих заводов участвовали в разгроме нем.-фаш. войск под Москвой. Во 2-м полугодии 1941 Т. п. выпустила 4,8 тыс. танков. В 1942 в Поволжье, на Урале, в Сибири функционировало 8 танковых, 10 бронекорпусных, 3 дизельных з-да и произ-ва. Быстро нарастал выпуск танков Т-34 – осн. танков, находившихся на вооружении Сов. Армии. В авг. 1942 они сошли с конвейера уральского Кировского з-да, причём параллельно с Т-34 на з-де был начат выпуск танков КВ-1С. В сент. 1942 Уральский завод тяжёлого машиностроения, выпускавший до этого танк. бронекорпуса, начал сборку танков Т-34. К кон. 1942 Сов. Армия получила ок. 24,4 тыс. танков.

К кон. 1942 наркоматы вооружения и Т. п. создали первые самоходные арт. установки (САУ) – лёгкие СУ-76 и средние СУ-122 (последние на базе танка Т-34); их производство начато на заводе в Кирове и на "Уралмаше". В начале 1943 в короткий срок на уральском Кировском з-де спроектирована и запущена в серийное произ-во самоходная установка СУ-152 на базе танка КB-lC (ведущий конструктор Л. С. Троянов) с 152-мм гаубицей-пушкой (гл. конструктор Φ. Φ. Петров). С авг. 1943 выпускались танки КВ-85, затем было освоено произ-во тяж. танков ИС, а выпуск лёгких танков прекращён. В серийном произ-ве находились также СУ-76М на базе танка Т-70, СУ-85 на базе танка Т-34 и ИСУ-152 на базе танка ИС-2. Всего в 1943 Т. п. было выпущено 24,1 тыс. танков и САУ, из них 4 тыс. САУ.

С кон. 1943 в произ-во поступил тяж. танк ИС-2, в нач. 1944 освоен серийный выпуск танка Т-34-85 (гл. конструктор А. А. Морозов). Затем был начат выпуск СУ-100 на базе танка Т-34 (гл. конструктор Л. И. Горлицкий) и тяж. ИСУ-122 (параллельно с ИСУ-152). В 1944 произ-во танков и САУ достигло 29 тыс., в т. ч. САУ более 12 тыс. К кон. войны стали выпускаться тяж. танки ИС-3 (гл. конструктор Н. Л. Духов). Совершенствование танк. дизелей В-2 и разработка их модификаций осуществлялись под рук. И. Я. Трашутина, Т. П. Чупахина и другие. Со 2-го полугодия 1941 по 1-е полугодие 1945 отечеств. Т. п. выпустила ок. 102,8 тыс. боевых машин, что более чем в 2 раза превышало объём произ-ва герм. Т. п. за тот же период.

Развёртывание крупносерийного произ-ва танков и САУ сопровождалось повышением технологичности изготовления деталей, узлов и боевых машин в целом. Была проделана большая работа по замене остродефицитных материалов и созданию новых марок брони. На з-дах внедрялся поточный метод произ-ва, станки оснащались многоместными приспособлениями, широко применялись машинная формовка и отливка крупных стальных деталей в сырые формы и в кокиль, штамповка вместо ковки и пр. Были освоены высокоэффективные технологич. процессы, в частности поверхностная закалка токами высокой частоты, автоматич. сварка корпусов танков и САУ под слоем флюса – по методу акад. Е. О. Патона.

Большая работа по совершенствованию производства проводилась на заводах (под рук. С. Н. Махонина, Л. И. Кордунера, А. Н. Демьяновича, B. C. Ниценко, М. П. Поддубного, Е. Э. Рубинчика) с привлечением н.-и. и проектных орг-ций (рук. А. С. Завьялов, Г. И. Капырин, А. Т. Ларин, А. И. Солин и другие.). Несмотря на то, что танки стали технически более совершенными и сложными по сравнению с выпускавшимися накануне войны, трудоёмкость их произ-ва снижалась, а объём произ-ва непрерывно нарастал. Так, к нач. 1945 трудоёмкость произ-ва танка Т-34 снизилась по сравнению с довоен. уровнем в 2,4 раза, тяж. танка – в 2,3 раза, бронекорпуса СР танка – почти в 5 раз, дизель-мотора – в 2,5 раза. Себестоимость танка Т-34 и тяж. танка уменьшилась за годы войны примерно в 2 раза, одноврем. возросла выработка на одного рабочего в Т. п. Резкому повышению производительности труда в отрасли в большой степени способствовало широко развернувшееся в Т. п. соцсоревнование: движение за максимальную рационализацию произ-ва и бережливость, за перевыполнение норм выработки и производств. заданий.

Большой вклад в развитие Т. п. в годы войны внесли нарком Т. п. В. А. Малышев, вооружения Д. Ф. Устинов, чёрной металлургии И. Ф. Тевосян, а также руководящие работники Наркомата Т. п. и директора з-дов А. А. Горегляд, И. М. Зальцман, Ж. Я. Котин, Д. Е. Кочетков, Ю. Е. Максарёв, Б. Г. Музруков и др. В годы войны орденами и медалями были награждены более 9 тыс. танкостроителей, в их числе орд. Ленина – бригадир сварщиков Е. П. Агарков, кузнец Г. В. Арзамасцев, формовщик А. Н. Баженов, станочник В. М. Воложанин, слесарь-сборщик Д. А. Кваша, водитель-испытатель К. И. Ковш, формовщик А. И. Храмушев. Ряд заводов Т. п. был награждён орденами, коллективам отд. пр-тий вручены на вечное хранение Переходящие Кр. Знамёна. Создателям и организаторам произ-ва бронетанк. техники были присуждены Гос. пр. СССР группа руководящих работников отрасли была удостоена звания Героя Соц. Труда.

Лит.: Военно-технич. прогресс и Вооруженные Силы СССР М., 1982; Maгид А. С., Корабелы делают танки, 2 изд., М., 1977; Юрасов И. В., Из истории сов. танкостроения, в кн.: Сов. тыл в Вел. Отечеств. войне, кн. 2, М., 1974.

Сборка САУ на одном из уральских заводов

Советские танки

Сборка САУ на одном из уральских заводов

Советские танки: 1. Лёгкий БТ-5. 2. Лёгкий Т-70. 3. Тяжёлый КВ. 4. Средний T-34-85. 5. Тяжёлый ИС-2

Советские танки: 1. Лёгкий БТ-5. 2. Лёгкий Т-70. 3. Тяжёлый КВ. 4. Средний T-34-85. 5. Тяжёлый ИС-2

В начало словаря