Приглашаем посетить сайт

Грибы (grib.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Судостроительная промышленность

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Судостроительная промышленность

СУДОСТРОИ́ТЕЛЬНАЯ ПРОМЫ́ШЛЕННОСТЬ. К нач. войны отрасль получила значит. развитие, была проведена реконструкция ленинградских и николаевских судостроит. з-дов, велось стр-во новых крупных з-дов мор. судостроения на Д. Востоке и на Севере, осуществлялась реконструкция и создавались новые пр-тия мор. приборостроения и судового маш-ния. Большое развитие получили науч. исследования и проектирование, созданы специализированные по типам кораблей ЦКБ и н.-и. ин-т. В годы предвоен. пятилеток з-ды наряду с восстановлением и модернизацией недостроенных и находящихся в составе флота кораблей построили и передали ВМФ 312 новых крупных и СР кораблей, в т. ч. 206 подводных лодок (ПЛ), 4 крейсера, 37 лидеров и эсминцев, 56 сторожевых кораблей и базовых тральщиков, 8 речных мониторов, а также 477 боевых катеров. Для нар. х-ва было построено 4 мощных ледокола и большое кол-во разл. трансп. судов и барж. На стапелях и в эллингах з-дов находились в постройке 219 боевых кораблей, в т. ч. крупнейшие – линкоры типа "Советский Союз", тяжёлые крейсеры типа "Кронштадт", крейсеры типов "Максим Горький" и "Чапаев", крейсерские, средние и малые ПЛ, эсминцы и другие. корабли и суда.

С началом войны коренным образом была перестроена вся работа С. п. с учётом требований и потребностей боевых действий флотов, обеспечено первоочередное стр-во нужных кораблей и выполнение возросших объёмов ремонтно-восстановит. и модернизационных работ, а также производство боеприпасов и вооружения для Сов. Армии.

Стр-во крупных и части средних кораблей было прекращено, они были переведены в тыловые базы или законсервированы на стапелях. Николаевские и киевский з-ды, а также частично оборудование и работники нек-рых ленингр. и др. пр-тий были эвакуированы на Тюменский, Сосновский и другие. речные з-ды, где по заданиям ГКО в короткие сроки было организовано стр-во мор. кораблей и выполнение заданий для фронта.

ЦКБ и н.-и. ин-т с их проектными материалами и работниками были перебазированы из Ленинграда в Горький и Казань, где быстро возобновили свою деятельность по разработке и обеспечению з-дов документацией. В связи с уходом части рабочих и ИТР в армию и на флот на пр-тиях значительно увеличилось кол-во женщин и подростков; на осн. судостроит. з-дах их удельный вес среди рабочих возрос с 20–25 до 60% и более. В наиболее тяжёлой обстановке работали Балтийский, Адмиралтейский (см. Адмиралтейский и Новоадмиралтейский судостроительные заводы), им. А. А. Жданова и другие. ленингр. пр-тия, станочный парк на них уменьшился более чем в два раза, кол-во рабочих резко сократилось, удельный вес судостроит. заказов ко всему объёму выпускаемой продукции сократился до 43,3%.

За годы войны ленинградскими судостроителями было передано флоту 814 единиц разл. кораблей, судов и плавсредств, в т. ч. были достроены 7 ПЛ, 6 эсминцев и сторожевиков, 4 эскадренных и базовых тральщика, построено вновь св. 350 боевых катеров и катерных тральщиков, спроектированы и построены корабли и катера новых типов (50 малых тральщиков проекта 253-Л, 20 мор. бронекатеров проекта 161, 54 мор. бронированных охотника, 14 сухогрузных барж и 115 самоходных тендеров для "Дороги жизни"). Пр-тия выполнили крупные и уникальные работы по аварийно-боевому восстановит. ремонту и довооружению линкоров "Марат" и "Октябрьская революция", крейсеров "Киров" и "Максим Горький", лидера "Минск", многих эсминцев, ПЛ, тральщиков, минзагов, ледоколов и св. 200 боевых катеров и вспомогат. судов. Значит. помощь з-дам в выполнении этих работ оказывал личный состав кораблей. Севастопольский морской завод на протяжении всех лет войны (и в осаждённом городе, а также на вновь созданных им произ-вах в Туапсе, Поти и Батуми) обеспечивал боевые нужды Черномор. флота.

Новые з-ды на Д. Востоке и на Севере, наряду с завершением стр-ва производств. цехов и сооружений, широко развернули постройку боевых кораблей и ремонтно-восстановит. работы на кораблях и судах Сев. и Тихоокеан. флотов. В годы войны на этих з-дах были закончены стр-вом и введены в строй два крейсера типа "Максим Горький", лидеры, эсминцы и сторожевые корабли, вновь построены большие охотники за ПЛ, изготовлялись боеприпасы и вооружение для Советской Армии.

Судостроит. з-д "Красное Сормово" с первых дней войны развернул и обеспечил в больших кол-вах произ-во танков Т-34 и боеприпасов для фронта, достроил и ввёл в строй несколько ПЛ.

В трудных условиях оказались речные судостроит. пр-тия. До войны они в осн. строили небольшие трансп. суда и выполняли ремонтные работы. С нач. войны им пришлось принимать эвакуированное с юж. и зап. з-дов оборудование и работников с семьями, в короткие сроки коренным образом перестраивать произ-во и осваивать незнакомую продукцию. Ярославский, Сосновский, Навашинский, Тюменский, Сретенский и другие. заводы речного судостроения, расположенные в бассейне Волги и на Амуре, быстро закончили перестройку и за годы войны построили для ВМФ св. тысячи единиц различных кораблей и судов (базовые и катерные тральщики, бронированные арт. катера, малые охотники за ПЛ, торпедные катера, плавбатареи, десантные боты, тралы-баржи и другие.), а также изготовили большое кол-во боеприпасов, вооружения и переправочных средств для фронта. Выпуск продукции на этих пр-тиях увеличился более чем в 2 раза, а на отд. з-дах – в 4–5 раз по сравнению с 1940. На Сосновском з-де впервые в Отечеств. судостроении было организовано поточное конвейерное произ-во боевых унифицированных катеров.

Всего за годы войны, в условиях нехватки квалифицир. рабочих, электроэнергии, металла и комплектующего оборудования, пр-тия С. п. достроили, построили вновь и ввели в строй флота 2 крейсера, 52 ПЛ, 20 эсминцев и сторожевиков, 15 больших охотников за ПЛ, 55 тральщиков, неск. сотен боевых катеров и катерных тральщиков, многочисл. спец. и вспомогат. суда и плавсредства. З-ды выполнили аварийно-боевой восстановит. и плановый ремонт 3 линкоров, 7 крейсеров, 164 ПЛ, 25 лидеров и эсминцев, 15 сторожевиков, 20 базовых тральщиков и 344 малых кораблей, боевых катеров и вспомогат. судов. Были проведены работы по усилению зен. и арт. вооружения, а также по установке на кораблях и катерах реактивных систем М-8М и М-13М.

На ПЛ и надводных кораблях совершенствовались средства обнаружения противника и оружие. Для этой цели были созданы гидроакустич. станции типа "Тамир" и радиолокационные системы типа "СОМ", "Редут"· и др., организовано их серийное произ-во и обеспечена установка на кораблях, в т. ч. 285 гидроакустич. станций. Пр-тия мор. оружия обеспечили создание, приёмку на вооружение, произ-во и поставку флоту новых, более совершенных типов торпед: парогазовой, электрической и с неконтактным взрывателем, а также новых эффективных мин ПЛТ-Г и ЭП. Для уменьшения опасности подрыва на минах 237 кораблей были оборудованы размагничивающими устройствами, а для тральщиков разработаны и установлены мощные электромагнитные тралы.

В ходе войны широко развернулось Всес. социалистич. соревнование (с мая 1942), движение под девизом "Всё для фронта! Всё для победы!", за ускорение постройки боевых кораблей, увеличение выпуска вооружения и боеприпасов, в цехах и бригадах боролись за звание лучшего цеха и участка, за звание гвардейцев произ-ва. За достигнутые успехи многие заводы в годы войны награждались Переходящими Кр. Знамёнами ГКО и ВМФ, а нек-рым из них, в т. ч. Балтийскому, Адмиралтейскому и Сормовскому з-дам, Знамёна ГКО оставлены на вечное хранение. Ряд пр-тий награждены орденами, в т. ч. "Красное Сормово" – орд. Ленина и орд. Отечеств. войны 1-й степ., владивостокский "Дальзавод" и Богородский механич. з-д – орд. Ленина, ЦКБ No 18 и ЦНИИ им. акад. А. Н. Крылова, з-ды им. Ленинского комсомола и им. Г. Й. Петровского – орд. Труд. Кр. Знамени.

Опыт войны показал, что корабли, мор. оружие и приборы, спроектированные и построенные сов. судостроителями, по своим тактико-технич. характеристикам не уступали немецким, а по ряду качеств превосходили их. Значит. вклад в обеспечение деятельности и развитие С. п. в годы войны внесли нарком И. И. Носенко, его заместители А. М. Редькин, Г. Д. Каплун и H. M. Разин, руководители пр-тий и орг-ций П. П. Балаболов, Д. Н. Бадаев, С. А. Боголюбов, В. С. Боженко, Б. Е. Бутома, Е. М. Ворошилин, В. В. Евграфов, И. И. Зорин, Н. Н. Калиновский, Б. Е. Клопотов, В. Д. Колечицкий, М. Ф. Лариошин, В. Н. Лебедев, П. Н. Лебедев, Е. Я. Локшин, Я. М. Мацкин, И. Г. Миляшкин, Д. В. Михалев, Н. Я. Олейников, П. П. Перовский, А. С. Петров, В. Ф. Попов, И. С. Прибыльский, П. X. Резчик, И. М. Сидоренко, M. H. Сургучев, В. П. Терентьев, А. А. Терещенко, Г. А. Титов, Е. В. Товстых, Токарев, А. А. Хабахпашев, Г. М. Чуйков, Е. Н. Шапошников, И. П. Шинкарев, А. И. Шокин, Б. Б. Юрьев и другие. В дело создания новых кораблей и повышения в годы войны боевых качеств ранее построенных кораблей существ. вклад внесли руководители проектирования, гл. конструкторы и учёные Е. И. Аладышкин, С. А. Базилевский, А. Б. Байбаков, В. Ф. Безукладов, Ю. Ю. Бенуа, А. М. Борушко, В. М. Бурлаков, К. В. Грудницкий, П. З. Голосовский, Ю. Г. Деревянко, З. А. Дерибин, Н. П. Дубинин, М. В. Егоров, Л. Л. Ермаш, Б. Н. Зубов, Н. Н. Исанин, В. Д. Калмыков, Я. А. Копержинский, Ю. В. Кривцов, А. Н. Крылов, Н. Г. Лощинский, Б. М. Малинин, В. В. Манухов, А. И. Маслов, Л. П. Матвеев, В. А. Никитин, В. И. Першин, Φ. Φ. Полушкин, Л. Г. Рогоза, П. А. Сергеев, Н. Д. Смирнов, А. Г. Соколов, Л. В. Тагеев, А. М. Фокин, С. Ф. Фармаковский, H. M. Хомяков, Б. Г. Чиликин, H. H. Шамарин, Ю. А. Шиманский, Е. И. Юхнин, О. Ф. Якоб и другие.

После снятия блокады Ленинграда, освобождения Николаева, Севастополя и Киева сразу же начались работы по восстановлению судостроительных з-дов. Ещё до окончания войны была разработана и в 1946 утверждена первая десятилетняя судостроительная программа страны.

Лит.: Редькин Α., Судостроительная промышленность в годы Отечеств. войны, "Агитатор", 1945, No 11; Зубов Б. Н., Конструкторы-судостроители, там же; Горшков С. Г., Тридцать лет Великой Победы, "Судостроение", 1975, No 5; Воробьев В., Кораблестроение в годы войны, "ВИЖ", 1977, No12; Котов П., Усыскин Α., Воен. кораблестроение в Ленинграде в годы Вел. Отечеств. войны, в кн.: Краснознаменный Балтийский флот в Вел. Отечеств. войне. 1941–1945, М., 1981, с. 380–416.

В начало словаря