Приглашаем посетить сайт

Античная литература (antique-lit.niv.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Автомобильный транспорт

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Автомобильный транспорт

АВТОМОБИ́ЛЬНЫЙ ТРÁНСПОРТ. К нач. войны надолго А. т. приходилось ок. 2% общего грузооборота транспорта и 55% перевозок грузов. В предвоен. годы созд. Отечеств. база автомобилестроения. К нач. войны автомоб. парк СССР в осн. обеспечивал нужды нар. х-ва и задачи обороны страны. К кон. 1940 были построены или реконструированы дороги Москва – Ленинград, Москва – Минск, Москва – Горький, Москва – Харьков, Ленинград – Киев, Киев – Житомир и другие. В 1940 протяжённость дорог с твёрдым покрытием – 143 тыс. км, общая длина дорожной сети – св. 1,5 млн. км.

В первые месяцы войны А. т. был нанесён значит. материальный ущерб. В районах, оккупированных нем.-фаш. войсками, оказалась б. ч. дорог с твёрдым покрытием, парк грузовых машин уменьшился более чем вдвое. Несмотря на большие потери, А. т. выполнен значит. объём эвакоперевозок, перевозок нар.-хоз. грузов, продовольствия для городов. Перевозочная работа осуществлялась нередко в условиях боевых действий, под огнём пр-ка. Значит. часть автомоб. парка передана Вооруж. Силам. А. т. обеспечивал оператив. перевозки войск и воинских грузов, когда требовались срочность и скрытность переброски войск, осуществляя подвоз фронту от ж.-д. станций и узлов боеприпасов, вооружения, продовольствия и обмундирования, эвакуацию раненых и повреждённой воен. техники. Мобильность, меньшая по сравнению с ж. д. уязвимость с воздуха предопределили важное значение А. т. в условиях войны. А. т. широко использовался во всех родах войск, на всех фронтах. Для усиления централизации управления перевозками в июле 1941 созд. Управление автотрансп. и дорожной службы Сов. Армии, в 1943 образованы самостоят. дорожная и автомоб. службы в Вооруж. Силах. Исключительно важную роль сыграл А. т. в период блокады Ленинграда: перевозки войск и воинских грузов, продовольствия для города, эвакуация населения по "Дороге жизни" на Ладожском оз. Огромная перевозочная работа была выполнена А. т. во время Моск., Сталингр., Курской битв, Битвы за Днепр, Белорус. стратегич. операции 1944. В период Моск. битвы для обеспечения воинских и эвакоперевозок А. т. построено и восстановлено св. 260 мостов и сотни км дорог, в том числе автодорога вокруг Москвы, оборудованная за 4 суток (125 км). В 1942 доставлено в р-н Сталинграда 270 тыс. т грузов, эвакуированы десятки тысяч раненых; в авг. – окт. 1942 по дорогам Сталингр. фр. прошло св. 700 тыс. автомобилей, перевезено 20 стрелк. дивизий на расстояние 120–450 км. Наиболее интенсивные автомоб. перевозки осуществлялись в период Берлинской операции: объём подвоза воинских грузов составил св. 1,2 млн. т, среднесуточный пробег машин – 350 км. Общий объём перевозок воинских грузов, выполненных А. т., – 625 млн. т (что соответствовало 39 млн. ж.-д. вагонов). Важная роль А. т. в проведении военных операций и сокращение производства автомашин в СССР в годы войны обусловили значительный объём их импорта. В годы войны построено и восстановлено около 100 тыс. км автодорог и 90 тыс. мостов. Большой вклад в организацию автотрансп. обеспечения войск внёс нач. Управления автотрансп. и дорожной службы Сов. Армии (до июня 1943) ген.-майор технических войск З. И. Кондратьев. За самоотверженный труд в годы войны тысячи работников А. т. награждены орденами и медалями.

В первые послевоен. годы значительно расширен автопарк, капитально восстановлены разрушенные автодороги. В 1950 превзойдён довоен. уровень грузо- и пас-сажирооборота А. т.

Лит.: Ковалев И. В., Транспорт в Вел. Отечеств. войне (1941–1945 гг.), М., 1981.

Колонна автомашин на марше

Колонна автомашин на марше

Колонна автомашин на марше

В начало словаря