Приглашаем посетить сайт

Высоцкий (vysotskiy-lit.ru)

Энциклопедия "Великая Отечественная война 1941-1945" (1985 год)
Автомобили военные

В начало словаря

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я

Автомобили военные

АВТОМОБИ́ЛИ ВОÉННЫЕ. К нач. войны осн. трансп. А. в. в Сов. Армии были грузовые нар.-хоз. автомобили Горьковского автозавода ГАЗ-АА, ГАЗ-MM и Моск. автозавода ЗИС-5. Кроме того, использовались и трёхосные (с двумя ведущими осями) автомобили повышенной проходимости ГАЗ-AAA и ЗИС-6, а также полугусеничные и другие. спец. автомобили. Всего в Сов. Армии к нач. войны насчитывалось 272,6 тыс. А. в., из них 27 тыс. грузовых машин находились в автомобильных войсках. Во всех видах боя и операций А. в. служили осн. трансп. средством подвоза и эвакуации личного состава, воен. техники и вооружения, разл. воинских грузов, буксировки прицепов и полуприцепов. Спец. А. в. использовались для комплектации разл. воен. техники и вооружения (установок реактивной артиллерии, прожекторных установок, полевых электростанций, радиостанций, средств заправки, подвижных рем. мастерских-летучек и т. д.). Так, боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 ("Катюша") монтировалась на шасси ЗИС-6. На шасси этого же автомобиля устанавливались цистерны и другие. оборудование топливомаслозаправщиков. В бро-нетанк. и механизир. войсках подвижные ремонтные мастерские-летучки типов "А" и "Б" оборудовались соответственно на шасси автомобилей ГАЗ-ААА и ЗИС-6.

Наряду с А. в. Отечеств. произ-ва в Сов. Армии использовались, особенно во 2-й пол. войны, импортные (амер. и канад.) автомобили ("Студебекер", "Форд-6", "Додж 3/4", "Шевроле", "Виллис" и другие.), а также трофейные автомобили. Однако основу автомоб. парка Сов. Армии до кон. войны составляли А. в. Отечеств. произ-ва. Так, по состоянию на 1 янв. 1944 из общего числа 496 тыс. единиц 78% составляли Отечеств. автомобили. Повысилась доля большегрузных машин и автотягачей. К кон. войны автомоб. парк вырос до 664,5 тыс. единиц (58,1% – Отечеств. автомобили, 32,8% – импортные, 9,1% – трофейные).

Лит.: Анохин В. И., Отечественные автомобили, 2 изд., М., 1964; Шугуров Л. М., Ширшов В. П., Автомобили страны Советов, 2 изд., М., 1983.

Таблица. Технические характеристики автомобилей

 

Параметры

СССР

США

ГАЗ-АА

ГАЗ-ААА

ЗИС-5

ЗИС-6

«Студебекер» US-6

«Студебекер» US-6X4

Масса без груза, кг

1810

2475

 3100

4230

4760

4615

Грузоподъёмность, кг       по грунтовым дорогам

1500

1500

3000

2500

2500

2500

по шоссе

1500

2000

3000

4000

3500

до 5000

Мощность двигателя,

л. с.

42

50

73

73

95

95

Максимальная скорость, км/ч

70

65

60

55

69

69

Норма расхода горючего на 100 км пути, л

20,5

25

34

41

40

40

Колёсная формула (общее число колёс X ведущие колёса)

4×2

6×4

4×2

6×4

6×6

6×4

В начало словаря