Приглашаем посетить сайт
Автомобили военные
АВТОМОБИ́ЛИ ВОÉННЫЕ. К нач. войны осн. трансп. А. в. в Сов. Армии были грузовые нар.-хоз. автомобили Горьковского автозавода ГАЗ-АА, ГАЗ-MM и Моск. автозавода ЗИС-5. Кроме того, использовались и трёхосные (с двумя ведущими осями) автомобили повышенной проходимости ГАЗ-AAA и ЗИС-6, а также полугусеничные и другие. спец. автомобили. Всего в Сов. Армии к нач. войны насчитывалось 272,6 тыс. А. в., из них 27 тыс. грузовых машин находились в автомобильных войсках. Во всех видах боя и операций А. в. служили осн. трансп. средством подвоза и эвакуации личного состава, воен. техники и вооружения, разл. воинских грузов, буксировки прицепов и полуприцепов. Спец. А. в. использовались для комплектации разл. воен. техники и вооружения (установок реактивной артиллерии, прожекторных установок, полевых электростанций, радиостанций, средств заправки, подвижных рем. мастерских-летучек и т. д.). Так, боевая машина реактивной артиллерии БМ-13 ("Катюша") монтировалась на шасси ЗИС-6. На шасси этого же автомобиля устанавливались цистерны и другие. оборудование топливомаслозаправщиков. В бро-нетанк. и механизир. войсках подвижные ремонтные мастерские-летучки типов "А" и "Б" оборудовались соответственно на шасси автомобилей ГАЗ-ААА и ЗИС-6.
Наряду с А. в. Отечеств. произ-ва в Сов. Армии использовались, особенно во 2-й пол. войны, импортные (амер. и канад.) автомобили ("Студебекер", "Форд-6", "Додж 3/4", "Шевроле", "Виллис" и другие.), а также трофейные автомобили. Однако основу автомоб. парка Сов. Армии до кон. войны составляли А. в. Отечеств. произ-ва. Так, по состоянию на 1 янв. 1944 из общего числа 496 тыс. единиц 78% составляли Отечеств. автомобили. Повысилась доля большегрузных машин и автотягачей. К кон. войны автомоб. парк вырос до 664,5 тыс. единиц (58,1% Отечеств. автомобили, 32,8% импортные, 9,1% трофейные).
Лит.: Анохин В. И., Отечественные автомобили, 2 изд., М., 1964; Шугуров Л. М., Ширшов В. П., Автомобили страны Советов, 2 изд., М., 1983.
Таблица. Технические характеристики автомобилей
Параметры |
СССР |
США |
||||
ГАЗ-АА |
ГАЗ-ААА |
ЗИС-5 |
ЗИС-6 |
«Студебекер»
US-6 |
«Студебекер» US-6X4 |
|
Масса без груза, кг |
1810 |
2475 |
3100 |
4230 |
4760 |
4615 |
Грузоподъёмность, кг по
грунтовым дорогам |
1500 |
1500 |
3000 |
2500 |
2500 |
2500 |
по шоссе |
1500 |
2000 |
3000 |
4000 |
3500 |
до 5000 |
Мощность двигателя, л. с. |
42 |
50 |
73 |
73 |
95 |
95 |
Максимальная скорость, км/ч |
70 |
65 |
60 |
55 |
69 |
69 |
Норма расхода горючего
на 100 км пути, л |
20,5 |
25 |
34 |
41 |
40 |
40 |
Колёсная формула (общее число колёс X
ведущие колёса) |
4×2 |
6×4 |
4×2 |
6×4 |
6×6 |
6×4 |