Приглашаем посетить сайт
Речной транспорт
РЕЧНÓЙ ТРÁНСПОРТ. К нач. войны на долю Р. т. приходилось св. 7% общего грузооборота транспорта СССР Р. т. обеспечивал осн. перевозки в р-нах со слабо развитыми другими путями сообщения. В годы довоен. пятилеток (19291940) были построены гидроузлы (Днепровский, Нижнесвирский, Угличский, Рыбинский), Беломорско-Балтийский канал, канал Москва Волга, имевшие большое нар.-хоз. и оборонное значение; реконструирован Днепро-Бугский канал. Протяжённость судоходных путей в 1940 108,9 тыс. км. Однако в составе речного флота преобладали суда дореволюц. постройки, перерабат. способность портов и пристаней значительно отставала от провозной способности флота.
В первые месяцы войны Р. т. был осуществлён значит. объём воинских перевозок. Для перевозки воен. техники переоборудовано значит. кол-во речных судов. В годы войны ВМФ передано ок. 1 тыс. судов, десятки пасс. пароходов использовались для перевозок раненых. Речники Днепровского, Днепро-Двинского, Сев.-Зап. и Беломорско-Онежского пароходств в условиях боевых действий, нередко под огнём пр-ка, перевозили войска и воинские грузы, развёртывали переправы, эвакуировали флот. Наряду с воинскими осуществлялись перевозки по эвакуации пр-тий и населения из прифронтовых р-нов. Только с июля до кон. навигации 1941 речными пароходствами вывезено 2 млн. чел. и 870 тыс. т эвакогрузов. Большое значение для ведения оборонит. боёв и обеспечения эвакуации имели речные переправы (в 1941 на Днестре, Днепре и другие.). К нояб. 1941 пр-ком была захвачена терр. с общей протяжённостью судоходных речных путей ок. 10 тыс. км. Численность самоходного флота сократилась на 25%, несамоходного на 33%.
Стратегич. значение имели перевозки в навигацию 194142 по Ладожскому оз. по эвакуации населения из блокированного Ленинграда и снабжению фронта и города продовольствием и нефтепродуктами (ок. 850 тыс. чел. и св. 1 млн. т грузов), а также перевозки войск и воинских грузов по Волге и на переправах Сталингр. и Донского фр. в 1942 (св. 1,6 млн. чел., 1,2 млн. т горючего и 210 тыс. т др. грузов). Р. т. взаимодействовал с воен. речными флотилиями, обеспечивавшими противоминную безопасность и боевое прикрытие, осуществлявшими значит. перевозки войск и воинских грузов. В 1943 в связи с удалением линии фронта от осн. водных путей объём воинских перевозок Р. т. существенно снизился, одноврем. возрос объём перевозок нар.-хоз. грузов (нефть, лес, хлеб и другие.). Интенсивные перевозки осуществлялись по Волге (особенно нефтегрузов). Только в навигацию 1943 суда Волжского пароходства перевезли ок. 6 млн. т нефтегрузов. В воен. период Р. т. транспортировано св. 4 млн. воинов Сов. Армии, 4,5 тыс. танков, 10 тыс. арт. орудий, 212 тыс. лошадей, 48,9 тыс. автомашин, св. 21 млн. т воинских грузов и более 785,5 тыс. больных и раненых. В переводе на ж.-д. состав это превысило 2,7 млн. вагонов. Доля воинских перевозок в 194145 не превышала 1011%.
В годы войны Р. т. потерял 4280 самоходных и 4029 несамоходных судов, полностью или частично было разрушено 13 из 18 искусств. водных путей, 479 пристаней. Общий ущерб, нанесённый Р. т. только в зап. бассейнах, составил 972,6 млн. руб. Восстановит. работы на Р. т. в освобождённых р-нах начались в 1942. За время войны восстановлено 9241 км водных путей, 41 гидросооружение, 8 тыс. м причалов, 1230 судов. В 194549 развернулись работы по капитальному восстановлению Р. т. В 1949 его грузооборот превзошёл довоен. уровень.
Большой вклад в развитие Р. т. в годы войны внесли нарком речного флота З. А. Шашков, заместители наркома С. М. Баев, М. Н. Чеботарёв, П. В. Черивко, начальники пароходств А. В. Николин, Г. М. Коваленко, учёные В. В. Звонков, И. Ф. Соловьёв и другие.; среди передовиков Р. т. капитаны пароходов И. Д. Любимов, И. Д. Ерофеев, С. А. Агапов, П. В. Воробьёв. В годы войны 8461 работник Р. т. награждён орденами и медалями.
Лит.: Ηейгольдберг В. Я., Речной транспорт СССР в годы Вел. Отечеств. войны, М., 1965; Речной транспорт за 50 лет Сов. власти, [М., 1967]; Шашков З. Α., Речники в боях за Родину, М., 1975; Сов. речной транспорт в Вел. Отечеств. войне, М., 1981; Киселева Е. Г., Во имя победы, Горький, 1982.