Приглашаем посетить сайт

Тургенев (turgenev-lit.ru)

Всемирная история. Энциклопедия (1956-1965)
Итальянская литература

В начало энциклопедии

По первой букве
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Э Ю Я

Итальянская литература

Прогрессивная итальянская литература играла огромную роль в борьбе итальянского народа за освобождение от австрийского и французского владычества и воссоединение страны, мобилизуя и сплачивая патриотов. Она прошла сложный путь от классицизма через романтизм к реализму.

Деятельность знаменитого итальянского патриота и борца против наполеоновского и австрийского господства Пикколо Уго Фосколо (1778-1827) была связана с революционным классицизмом. В своих стихах и трагедиях «Тиест» (1797 г.), «Аякс» (1811 г.), «Риччарда» (1813 г.) он прославлял свободу и ее героев. Уго Фосколо был также автором романа «Последние письма Джакопо Ортиса», в котором стремился раскрыть мир человеческих чувств, перекликаясь в этом с романтическим движением.

В творчестве самого значительного представителя итальянского романтизма Джакомо Леопарди (1789-1837) патриотическая грусть о поруганной и угнетенной родине (стихотворения «К Италии», «На памятник Данте») перерастает в глубокое ощущение всеобщего мирового разлада и дисгармонии жизни. Одинокий, оторванный от народного движения, Леопарди выступает как один из представителей поэзии «мировой скорби», возникшей в эпоху гибели и разочарования в старых идеалах, когда не было новых идеалов и надежд и еще не созрели новые, демократические силы.

К романтическому направлению примыкал также крупный итальянский писатель Алессандро Мандзони (1785-1873). В своей лирике Мандзони оплакивал судьбу порабощенной родины. Под влиянием освободительной борьбы итальянского народа он создал и несколько трагедий на темы национальной истории. В романе «Обрученные» (1827 г.) Мандзони переходит на позиции реализма. Описывая историю молодой крестьянской пары - юноши и девушки, любящих друг друга, но разлученных обстоятельствами, - он рисует широкую картину народной жизни в стране, раздробленной на провинции, страдающей от междоусобиц и иностранных вторжений, нищеты, чумы и самоуправства феодальных сеньоров. Реалистически, с большой поэтической силой раскрыл Мандзони трагедию своего народа, показал его нравственную цельность, величие и героизм.

К числу поэтов, близких к карбонариям, относились Джованни Берше (1783-1851) и Габриэль Россети (1783-1854). Среди приверженцев Мадзини и Гарибальди были Франческо Доменико Гверацци (1804-1873), автор исторического романа «Осада Флоренции», драматург Джованни Баттиста Никколини (1782-1861) и лирический поэт Готффредо Мамели (1827-1849). С движением Гарибальди были также связаны романист Ипполито Ниево (1831-1860) - автор реалистического романа «Исповедь 80-летнего старика», и поэт Луиджи Меркантини (1821-1872), которого высоко ценил Герцен.

Последним поэтом Рисорджименто, творчество которого захватывает и период после 1871 г., был Джозуэ Кардуччи (1835-1907).

В начало энциклопедии