Приглашаем посетить сайт

Русский язык (rus-yaz.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЕ"-"ЯКО")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Я" (часть 1, "ЯБЕ"-"ЯКО")

ЯБЕК

ЯБЕК (Jaabaek), Серен Педерсен (1.IV.1814 - 7.I.1894) - норв. политич. деятель, мелкобурж. демократ. По профессии школьный учитель. Депутат стортинга в 1845-91. В обстановке агр. депрессии 60-х гг. организовал оппозиц. движение крестьян-собственников - "Друзья крестьян" (1865) и до 1879 редактировал орган движения газ. "Folketidende". В 1865 составил программу "Друзей крестьян"; осн. ее требования: свобода частного, особенно крест., предпринимательства, ликвидация засилья чиновничества и "денежной аристократии", расширение избират. права, крайняя экономия гос. средств. В 1869 Я. блокировался в стортинге с оппозиц. группой Ю. Свердрупа, что положило начало парламентской партии Венстрё. После этого "движение Я." пошло на спад.

ЯБЛОНОВСКИЙ

ЯБЛОНОВСКИЙ (Jablonowski), Александр (19.IV.1829 - 22.VIII.1913) - польск. историк и этнограф. Учился в Киевском (1847-49) и Дерптском (1849-52) ун-тах. За участие в конспиративной деятельности в период Польск. восстания 1863-64 был сослан; с 1868 жил в Варшаве. Совместно с А. Павиньским издавал источники по истории Речи Посполитой 16 в. (серия "Zrodla dziejowe", т. 1-23, Warsz., 1876-1911) (Я. подготовлены тома, в основном освещающие социально-экономич. историю укр. земель). Изданный Я. в 1899-1904 2-томный ист. атлас 16-17 вв. дал существ. импульс развитию польск. ист. географии.

Соч.: Pisma, t. 1-7, Warsz., 1910-13: библ. трудов в "Przeglad historyczny", t. 17, 1913.

Лит.: Korzon T., A. Jablonowski, "Kwartalnik historyczny", 1914, r. 28.

ЯБЛОНСКИС

Константинас Ионович (23.VIII.1892 - 28.VII.1960) - сов. историк, действит. чл. АН Ли-тов. ССР (1956), засл. деят. науки Литов. ССР (1959). Родился в Елгаве (Латв. ССР) в семье известного языковеда Ионаса Я. В 1916 окончил юридич. ф-т Моск. ун-та. В 1935-40 - преподаватель Каунасского, в 1945-60 - профессор Вильнюсского ун-тов. Занимался исследованием правового и экономич. положения литов. крестьян, проблемами классовой борьбы. Я. был составителем мн. сборников док-тов, а также ред. ряда монографий и сборников статей по истории Литвы феод. периода. Его перу принадлежат очерки о деятелях литов. культуры 16-17 вв.: М. Даукше, А. Кульветисе, М. Пяткявичюсе, М. Мачивидасе.

Лит.: К. И. Яблонскис, в сб.: Археографический ежегодник за 1961, М., 1962, с. 476-78 (Список трудов Я.).

ЯБЛОНЬСКИЙ

1

(Jablonski), Витольд (10.I.1901 - 23.VII.1957) - польск. синолог. В 1924 окончил филос. ф-т Варшавского ун-та, в 1930 - Сорбонну (Париж). В 1930-32 преподавал франц. яз. и лит-ру в ун-те Цинхуа (Пекин). С 1934 - старший ассистент Варшавского ун-та. В 1936-39 находился в науч. командировке в Великобритании, Китае, Японии и США. В 1945-46 - советник польск. посольства в Китае. В 1947-57 - профессор Варшавского ун-та; в 1950-57 - директор Ориенталистич. ин-та Варшавского ун-та. Я. - автор польск. транскрипции кит. яз. Ему принадлежит большое количество работ по лит-ре, языку и истории Китая, опубл. на польск., англ., франц. и кит. яз. В 1955 удостоен Гос. премии ПНР за перевод на польск. яз. кит. памятника "Чжуан-цзы".

Лит.: Chmielewski J., Reychman J., W. Jablonski (1901-1957) i warszawski osrodek sinologiczny, в сб.: Szkice z dziejów polskiej orientalistyki, Warsz., 1966, s. 191-205.

С. Кучера. Москва.

2

(Jablonski), Генрик (р. 27.XII.1909) - гос. и политич. деятель ПНР; историк, акад. Польск. АН (1956; чл.-корр. 1952). Окончил Варшавский ун-т. В 1931 вступил в Польск. социалистич. партию (ППС). Во время 2-й мировой войны 1939-45 участвовал в воен. действиях против нем.-фаш. войск (в сент. 1939 в Польше, затем в Норвегии, в польск. Движении Сопротивления во Франции). В 1945 возвратился в Польшу, где вошел в состав Крайовой Рады Народовой, а позднее (с 1947) - Законодат. сейма. В 1946-48 - секретарь, зам. пред. Центр. исполнит. к-та ППС. В 1947-53 - зам. министра просвещения. В 1955-1965 - ученый секретарь Польской АН. В 1965-72 - министр просвещения и высш. образования ПНР, вице-през. Польск. АН. С 1972 - пред. Гос. совета ПНР. Чл. ЦК ПОРП с 1948. В 1970-71 - канд. в чл. Политбюро ЦК ПОРП. С 1971 - чл. Политбюро ЦК ПОРП. Я. - автор ряда трудов по истории революц. движения в Польше. Иностр. чл. АН СССР. Награжден орденом Строителей Народной Польши (1964) и др. польскими орденами, а также сов. орденом Дружбы народов.

Соч.: Aleksander Waszkowski ostatni naczelnik miasta Warszawy w powstaniu 1863-1964, 2 wyd., Warsz., 1963; Polityka Polskiej Partii Socjalistycznej w czasie wojny 1914-1918, Warsz., 1958; Narodziny Drugiej Rzeczypospolitej (1918-1919), Warsz., 1962.

ЯВАКА

ЯВАКА (джавака) - историко-геогр. термин санскр. происхождения. В нек-рых источниках термин "Я." обозначал гос-во династии Шайлендра на Яве. С укреплением ветви этой династии в Шривиджайе в 1-й четв. 9 в. Я. стали называть Шривиджайю, охватывавшую в период расцвета значит. часть Суматры, Малайю и Зап. Яву. Впоследствии Я. стал собират. названием указ. территорий.

Ю. В. Маретин. Ленинград.

ЯВАНСКОЕ ВОССТАНИЕ 1825-30

Яванская война, - нар. антиколон. восстание в Индонезии на о. Ява. Причиной послужил гнет голландских колонизаторов, к-рые усилили эксплуатацию яванского крестьянства. Крестьянство страдало также от ростовщиков и откупщиков. Резко возросла феод. эксплуатация, особенно после отмены голл. властями в 1823 в т. н. самоуправляющихся кн-вах Джокьякарте и Суракарте арендных договоров, к-рые местные феодалы заключили с голл. частными предпринимателями - плантаторами. Эта мера ухудшила и положение феодалов, вынужденных вернуть деньги плантаторам. Я. в. носило форму религ. войны. Идеологич. знаменем, вокруг к-рого сплотились крестьянство, значит. часть феодалов, мусульм. духовенства, был ислам, ставший символом независимости в борьбе против колонизаторов-христиан. Восстание возглавили патриотически настроенные феодалы, руководимые Дипо Негоро, к-рый в ходе восстания был провозглашен султаном и главой ислама всей Явы. Др. руководителями были богослов Кьяй Моджо, феодалы - Сентот, пангеран Бей, принц Мангкубуми. Целью восстания было изгнание голл. колонизаторов и восстановление самостоят. гос-ва на Яве.

1-й этап Я. в. (июль 1825-окт. 1826). В этот период начавшееся в Джокьякарте восстание распространилось на сев. и сев.-зап. часть Центр. Явы - резидентства Кеду, Пекалонган, Багелен, Семаранг. Повстанцы придерживались партиз. тактики. Осенью 1825 и летом 1826 Дипо Негоро нанес голландцам поражение под Семаронгом и Кечебоном. 2-й этап (окт. 1826-март 1828) характеризуется относительным равновесием сил. Восставшие одержали в 1827 ряд побед. В кон. 1827 восстание распространилось на резидентство Рембанг, но колонизаторам удалось его подавить. После этого начался 3-й этап Я. в. (март 1828-март 1830), когда оно пошло на убыль. Сказалось воен. превосходство голландцев. Постепенно колонизаторы сжимали кольцо построенных ими укреплений вокруг осн. терр. повстанцев. Повстанцы ожесточенно сопротивлялись, но на сторону врага перешла значит. часть феодалов, вследствие уступок колон. властей (отмена в 1828 закона о запрещении арендных договоров и пр.). Усилились разногласия между Дипо Негоро и богословами во главе с Кьяй Моджо. В этих условиях Дипо Негоро пошел на переговоры, во время к-рых был вероломно схвачен голландцами. С пленением Дипо Негоро Я. в. закончилось. Я. в. - одно из крупнейших антиколон. нар. восстаний в Азии в 19 в.

Лит.: Мовчанюк П. М., Яванская народная война 1825-1830, М., 1969; Louw P. J. F., Klerck Е. S. de, De Java Oorlog van 1825-1830, dl 1-6, Batavia, 1894-1909; Sagimun M. D., Pahlawan Dipanegara berdjuang, Jogjakarta, 1957.

В. А. Тюрин. Москва.

ЯВАНЦЫ

1) собств. Я. - крупнейшая нация Индонезии, населяющая преим. центр. и вост. р-ны о. Ява и значит. р-ны Зап. Явы; Я. живут также в др. р-нах Индонезии (Ю. и В. о. Суматра, Ю. о. Калимантан и др.), а за пределами Индонезии - в Малайзии, Сингапуре, Суринаме и др. странах. Числ. в Индонезии ок. 60 млн. чел. (св. 45% нас. страны; 1975, оценка). Язык - яванский, принадлежит к индонез. группе малайско-полинез. семьи. По религии - подавляющее большинство мусульмане, есть христиане; сохранились и значит. пережитки домусульм. верований (анимистических, индуистских, буддийских). Предки Я., принадлежавшие к южномонголоидной расе, появились на Яве ок. сер. 1-го тыс. до н. э. (см. Индонезийцы). Уже к сер. 1-го тыс. н. э. у Я. было неск. гос-в (см. Индонезия). Наивысшего расцвета ср.-век. государственность Я. достигла в период существования империи Маджапахит (1293-ок. 1520). С нач. 17 в. Я. были постепенно покорены голландцами. Я. вели упорную борьбу против голл. господства (нар. восстания под рук. Труноджойо, Дипо Негоро и др.). С нач. 20 в. в связи с развитием капиталистич. отношений у Я. возникли различные политич. партии и орг-ции ("Буди Утомо", Сарекат ислам и др.), к-рые играли большую роль в общеиндонез. нац.-освободит. движении. Я. принимали активное участие в борьбе за независимость Индонезии, у них очень сильны революц. традиции. Среди Я. особенно популярна идея единой индонез. нации. Большинство Я. (до 80%) - земледельцы; сохраняется община-деса. Я. культивируют рис (на заливных и суходольных полях), кукурузу, тропич. фрукты и клубнеплоды и др. Большую роль играют рыболовство и рыбоводство, птицеводство. Я. - искусные ремесленники, они выделывают батиковые ткани, обрабатывают металлы (посуда, ювелирные изделия, холодное оружие), высоко развиты резьба по дереву, кости и рогу, художеств. обработка кожи, плетение. Ок. половины пром. рабочих Индонезии - Я.

На формирование древней и высокой культуры Я. в 1-м тыс. н. э. оказала влияние Индия, с 14 в. - мусульманская, а с 17 в. - европ. культура. Лит-ра Я. - древнейшая в Индонезии; мн. произведения древней и ср.-век. лит-ры Я. стали достоянием др. народов Индонезии. Издавна существуют театр (в т. ч. неск. видов кукольного, ваянг-пурва - "театр теней", и др.), разнообразные танцы; театральные и танцевальные представления идут под музыку оркестра - гамелана. Древние традиции имеет замечат. архитектура (Боробудур, Прамбанан) и скульптура Я. Огромный ущерб культуре Я. нанесло господство колонизаторов. (Об истории, х-ве и культуре Я. см. также в ст. Индонезия.)

2) Иногда Я. неправильно наз. все коренное нас. Явы - собственно Я., сунданцев, мадурцев (живущих на В. Явы) и др.

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966; Гельбиг К., У подножья Махамеру. Странствия по Яве, (пер. с нем.), М., 1957; Veth P. J., Java, d. 1-4, Haarlem, 1896-1907; Geertz Cl., The religion of Java. Glencoe, (I960); Geertz Н., The Javanese family, N. Y., 1961; Krom N. J., Inleiding tot de Hindoe - Javaansche kunst, dl. 1-3, 's-Gr., 1921-23.

Ю. В. Маретин. Ленинград.

ЯВАНЫ

ЯВАНЫ - в древности и в раннем средневековье инд. назв. греков, а часто вообще всех народов, живших к З. от Индии.

ЯВОРСКИЙ

1

Иван Лаврович (1853 - после 1908) - рус. географ, антрополог, этнограф. По образованию и профессии врач. С нач. 90-х гг. - приват-доцент, затем - профессор Новороссийского ун-та в Одессе по кафедре географии. В 1878-79 в качестве врача рус. дипломатич. миссии Н. Г. Столетова ездил в Афганистан. Его "Путешествие русского посольства по Афганистану и Бухарскому ханству в 1878-1879 гг." (т. 1-2, СПБ, 1882-83) содержит подробное описание деятельности миссии, событий, предшествовавших 2-й англо-афг. войне 1878-80, а также значит. фактич. мат-л о внутр. жизни Афганистана, интересные бытовые зарисовки. В 1885 книга была переведена на нем. яз. в Иене. Я. - автор ряда работ по этнографии, антропологии и географии Ср. Азии (в т. ч. "Краткого отчета о научной командировке в Среднюю Азию, исполненной летом 1894 г.", т. 1-3, Од., 1895).

Н. А. Халфин. Москва.

2

Стефан (до пострижения - Симеон Иванович) (1658 - 27.XI.1722) - рус. и укр. церковный деятель, публицист. Из мелкой шляхты Правобережной Украины. Окончил в 1684 Киево-Могилянскую духовную академию, затем уехал за границу и обучался в высших духовных учебных заведениях в Вильно, Львове, Люблине и Познани, для чего временно принял униатство под именем Станислава Симона. По возвращении в 1687 в Россию принес покаяние в отречении и был вновь принят в лоно православной церкви, в 1689 постригся в монахи. Преподавал в Киево-Могилянской академии, позднее стал ее проф. и префектом. В апр. 1700 был назначен митрополитом рязанским и муромским, а после смерти в том же году патриарха Адриана - местоблюстителем патриаршего престола. С 1701 Я. - президент Славяно-греко-латинской академии в Москве. Петр I высоко ценил Я., особенно за его ораторский талант. Я. сначала поддерживал гос. преобразования Петра, но в связи с церк. реформами стал выступать против. В 1721 Я. был назначен президентом Синода, т. к. Петр I хотел использовать уважение к Я. консервативных кругов рус. общества. Влияния на синодальные дела Я. не имел, они решались сторонниками Петра I - вице-президентами Ф. Прокоповичем и Ф. Яновским. Я. стал противником преобразований Петра I, но выступал чаще всего в скрытой форме, иносказательно, против подчинения церкви светским властям. Наиболее ярко Я. выразил свои взгляды в богословском трактате "Камень веры" (написан в 1718, опубл. в 1728), где излагал православное вероучение, проповедовал идею предопределения всех историч. событий богом и отстаивал приоритет церкви над светской властью. Трактат содержал полемику против протестантизма. Я. был ярким проповедником.

Лит.: Самарин Ю. Ф., Стефан Яворский и Феофан Прокопович, Соч., т. 5, М., 1880; Тихонравов Н. С., Московские вольнодумцы начала XVIII в. … Соч., т. 2, М., 1898; Маслов С. И., Библиотека Стефана Яворского, "Чтения в историческом обществе Нестора летописца", 1914, кн. 24, в. 2; Табачников I. A., З iсторiї фiлософської думки в Києво-Могилянськiй академiї першої половини XVIII ст. (Стефан Яворський i Феофан Прокопович), в кн.: З iсторiї фiлософської думки на Українi, К., 1963.

А. Н. Дьячков. Москва.

ЯГАЙЛО

Йогайла (Jogaila) (ок. 1350 - 1.VI.1434), - вел. князь литовский в 1377-92 (с перерывом), король польский (под именем Владислава II Ягелло Wladyslaw II Jagiello) с 1386, родоначальник династии Ягеллонов. Сын Ольгерда, внук Гедимина. В 1380 заключил договор с Золотой Ордой, направленный против Московского вел. кн-ва; был союзником Мамая в Куликовской битве 1380. Вел в Великом кн-ве Литовском борьбу за власть со своим дядей Кейстутом, завершившуюся в 1382 пленением и убийством Кейстута; опирался на помощь Тевтонского ордена, к-рому в 1382 передал Жемайтию. Заключенная по инициативе малопольских феодалов Кревская уния 1385 Литвы и Польши была оформлена 18 февр. 1386 браком Я. с польск. королевой Ядвигой. Оппозиция унии со стороны литов. феодалов вынудила Я. в 1392 передать власть в Литве (а в 1401 и титул вел. князя) Витовту (за Я. был сохранен титул "верховного князя" Литвы). В подготовке Великой войны 1409-11 с Тевтонским орденом и в ходе Грюнвальдской битвы 1410 (во время к-рой командовал союзной польско-литов.-рус. армией) Я. проявил себя талантливым организатором и военачальником. Под влиянием духовных феодалов занял враждебную позицию в отношении гуситской Чехии.

ЯГЕЛЛОНЫ

ЯГЕЛЛОНЫ (Jagiellonowie) - династия польских королей (1386-1572) и великих князей литовских (1377-1572, с небольшими перерывами); представители Я. правили также в Чехии (1471-1526) и в Венгрии (1440-44, 1490-1526). Назв. по имени родоначальника - Ягайло (Ягелло) (вел. князь литовский, 1377-1392, король польский, 1386-1434). Наследовавший Ягайле его старший сын Владислав (Владислав III Варненьчик, польск. король в 1434-44) был в 1440 избран также королем Венгрии (Уласло I, 1440-44); младший сын Ягайла - Казимир, был избран вел. князем литовским (1440-92), а в 1447 и польск. королем (Казимир IV Ягеллончик, 1447-92), т. о. была восстановлена польско-литов. уния. В 1471 Владислав, старший сын Казимира IV, стал королем Чехии (Владислав II Ягеллон, 1471-1516), а с 1490 - и Венгрии (Уласло II, 1490-1516). Венг.-чешская линия Я. пресеклась в 1526, когда сын Владислава II Я. - Людовик (Лайош II Ягеллон, 1516-26), погиб в Мохачской битве. Избрание в 1492 преемниками Казимира IV его сыновей: в Польше - Яна I Ольбрахта (король, 1492-1501) и в Литве - Александра Казимировича (вел. князь литовский, 1492-1506), разорвало унию обоих гос-в, к-рая, однако, была восстановлена в 1501 в связи с избранием Александра польск. королем (до 1506). Последние представители Я. в Польше и Литве - младший сын Казимира IV - Сигизмунд I Старый (1506-48) и сын последнего - Сигизмунд II Август (1548-72) (см. Сигизмунд). Сестры последнего были женами: Анна Ягеллонка - польск. короля Стефана Батория (этот брак был условием избрания его на польск. престол), Катажина - швед. короля Иоганна (Юхана) III Вазы.

ЯГИЧ

ЯГИЧ (Jagic), Ватрослав (Игнатий Викентьевич) (6.VII.1838 - 5.VIII.1923) - филолог-славист. По национальности хорват. Чл. Югославянской академии в Загребе (1866; один из ее организаторов), Петерб. АН (1880), Краковской (1878) и Венской (1886) АН. Проф. Новороссийского ун-та в Одессе (1872-74), ун-тов в Берлине (1874-80), Петербурге (1880-86) и Вене (1886-1908). Окончил ун-т в Вене по кафедре классической филологии. Я. - автор ок. 700 работ по славянской филологии, палеографии (глаголической и кириллической), по истории славянских языков и лит-р. Издал мн. памятники славянской письменности (Зографское, Мариинское, Добромирово евангелия, Болонская псалтырь и др.). Я. принадлежит заслуга опровержения паннонской теории происхождения старославянского яз. Для изучения истории славян особое значение имеют работы Я. о деятельности Кирилла и Мефодия, а для изучения истории ср.-век. права - его публикации таких важных юридич. памятников, как Полицкий статут, Закон Винодольский и др. с ценными комментариями. Особое место занимают труды Я. по истории науки и культуры славян ("История славянской филологии", СПБ, 1910, монография о Ю. Крижаниче, "Рассуждения южнославянской и русской старины о церковнославянском языке", СПБ, 1896, "История сербско-хорватской литературы", Казань, 1871, и др.). Я. - основатель первого междунар. славистич. журнала "Archiv für slavische Philologie" (с 1875), инициатор изд. "Энциклопедии славянской филологии" (с 1910). О научно-организаторской деятельности Я. см. в кн.: "Письма И. В. Ягича к рус. ученым. 1865-1886", М. - Л., 1963.

Лит.: Архангельский А. С., Сорок лет научной деятельности. Учёные труды акад. И. В. Ягича, СПБ, 1901; Сперанский М. Н., Жизненный труд и историко-лит. деятельность И. В. Ягича, "Изв. Отд. рус. яз. и словесности", 1924, т. 28.

ЯГНОБЦЫ

ЯГНОБЦЫ (самоназв. - ягноби) - малочисл. этнографич. группа горных таджиков долины р. Ягноб и ее левого притока р. Куль в Тадж. ССР. Родной язык - ягнобский - диалект древнего согдийского языка вост.-иран. группы, сохраняется в быту. Большинство говорит на тадж. яз., к-рый является и языком обучения в школах. Часть Я. слилась с таджиками, многие переехали в равнинные р-ны Тадж. ССР. Верующие - мусульмане-сунниты. До установления Сов. власти жили в условиях феод. строя, сохраняя пережитки первобытнообщинных отношений (патриархальная домашняя община, натуральное х-во и т. п.). Осн. занятия Я. - земледелие и скотоводство (в основном кр. рог. скот и овцы). В прошлом значит. развитие имели ткачество и изготовление женщинами глиняной посуды без гончарного круга.

Лит.: Андреев М. С., Материалы по этнографии Ягноба. (Записи 1927-1928 гг.), Душ., 1970; Материальная культура таджиков верховьев Зеравшана, Душ., 1973.

ЯГУЖИНСКИЙ

Павел Иванович (1683-6.IV.1736), граф (1731) - рус. гос. деятель и дипломат, ген.-аншеф (1727). Род. в Польше, позднее отец Я. переехал с семьей в Москву и был музыкантом в лютеранской кирхе. С 1701 Я. служил в гвардии, состоял при Петре I, выполнял дипломатич. поручения. В 1719 участвовал в работе Аландского конгресса, в 1720-1721 - посланник в Австрии. Отличался прямотой, честностью и неподкупностью, неутомимостью в работе. С янв. 1722 - ген.-прокурор Сената, пытался бороться с казнокрадством и др. должностными преступлениями. После смерти Петра I был вынужден лавировать между враждующими придворными группировками. В 1726-27 - посол в Польше. В янв. 1730 участвовал в заговоре "верховников", но затем известил имп. Анну Иванову о заговоре и дал ей совет отречься от "кондиций", ограничивавших ее власть. По решению Верховного тайного совета Я. был арестован, но вскоре освобожден. В 1731-34 - посол в Пруссии, с апр. 1735 - кабинет-министр.

Лит.: Голомбиевский A. A., Сотрудники Петра Великого, М., 1903; Иванов П. И., Опыт биографий генерал-прокуроров и министров юстиции, СПБ, 1863.

ЯДАВОВ ГОСУДАРСТВО

ЯДАВОВ ГОСУДАРСТВО (кон. 12-нач. 14 вв.) - существовало в Индии на терр. Зап. Декана. Мелкие князьки династии Ядавов, известные с 10 в., стали независимыми ок. 1187, свергнув власть прежних сюзеренов - Чалукьев из Кальяни. В борьбе с гос-вом Хойсала, Какатиями из Варангала и раджпутскими кн-вами Малвы и Гуджарата Я. г. постепенно расширялось, достигнув наибольшего могущества при Симхане (ок. 1210-47), когда оно охватывало Махараштру, Юж. Гуджарат и Сев. Карнатак. Столица Я. г. Девагири была разграблена войсками Делийского султаната (1296), вассалом к-рого Я. г. стало в 1307, а в 1318 было присоединено к султанату.

Лит.: The early history of the Deccan, v. 2, ed. by G. Yazdani, Oxf., 1960.

Л. Б. Алаев. Москва.

ЯДВИГА

ЯДВИГА (Jadwiga) (ок. 1374-17.VII.1399) - польская королева с 1384, младшая дочь короля Венгрии и Польши Людовика (Лайоша Великого). Разочарование польской шляхты в унии с Венгрией привело к разрыву унии и провозглашению Я. польск. королевой. 18 февр. 1386 Я. была обвенчана в Кракове с литов. вел. князем Ягайлом (коронованным 4 марта королем Польши под именем Владислава II Ягелло), что оформило Кревскую унию 1385 Польши и Литвы. Я. способствовала подготовке восстановления (в 1400) пришедшего в упадок ун-та в Кракове (Ягеллонский ун-т).

ЯДЖИ САКА

ЯДЖИ САКА (правильнее Аджи Сака, от санскритского Ади Шака) - по древнеяванским преданиям, первый раджа Явы (78-125), к-рый ввел индуизм вместо господствовавших анимистических верований, письменность (яванский шрифт чаракан), улучшил обычаи. С легендарного начала его правления открывается традиц. яванское летосчисление (эра Сака), не отличающееся от традиц. индийского (эра Шака). Установление реальной хронологии с помощью летосчисления по эре Сака часто весьма сомнительно. Легенды о Я. С. отражают в фантастич. форме фактор инд. влияний в Индонезии в первые века н. э.

Лит.: Бакунин M. M., Тропическая Голландия, СПБ, 1902, с. 436-40; Berg С. С., Javanese historiography, в кн.: Historians of South East Asia, ed. by D. G. E. Hall, L., 1962.

Ю. В. Маретин. Ленинград.

ЯДЖНАВАЛКЬИ ЗАКОНЫ

ЯДЖНАВАЛКЬИ ЗАКОНЫ (Яджнавалкьясмрити) - др.-инд. сборник наставлений правового и религ. характера, одна из дхармашастр (1-2 вв.). Приписывается легендарному святому мудрецу Яджнавалкье. Я. з. охватывают вопросы имуществ. и семейных отношений, суд. практики, обязанностей членов варн, бытовой обрядности. В Я. з. отразился процесс укрепления частной собственности и складывания общеинд. права. Я. з. вместе со ср.-век. комментарием на них (Митакшара) вплоть до нового времени оставались осн. источником индусского права.

Публ.: Dharma Sástras. Text and Translation of the Twenty Samhitas, transl. by M. Datta, v. 1-2, Calc., 1907-08.

Лит.: Kane P. V., History ot Dharmasastra, v. 1-5, Poona, 1930-1962.

Г. Ф. Ильин. Москва.

ЯДЖУРВЕДА

ЯДЖУРВЕДА (веда жертвенных заклинаний) - один из четырех ведийских сборников (самхит) гимнов, время создания к-рого падает приблизительно на 10-8 вв. до н. э. По содержанию - это собрание текстов, частично заимствованных из Ригведы и исполнявшихся при жертвоприношении, а также ритуальных указаний к ним. Имеется 6 рецензий (редакций) Я.: четыре из них составляют текст т. н. Черной Я., а две - Белой Я. Более поздняя Белая Я. состоит из одних стихов, в то время как Черная Я. гимны в стихах сочетает с жертвенными формулами и предписаниями, являющимися первыми образцами инд. прозы. В Я. упомянуто множество регулярных жертвоприношений, в т. ч. неизвестные другим ведам жертвоприношение предкам (питримедха), всеобщее жертвоприношение (сарвамедха), человеческое жертвоприношение (пурушамедха). В сравнении с Ригведой Я. отражает дальнейшее продвижение арийских племен в центр. часть Сев. Индии, в долины Ямуны и верх. Ганга, в ней содержится больше сведений о земледелии и применении металлов, о четырех варнах, или сословиях, инд. общества: брахманах, кшатриях, вайшьях и шудрах. В Я. заметен начавшийся синтез ведической религии индоариев и верований автохтонных народов Индии.

Лит.: The White Yajurveda, В., 1852-59; The texts of the white Yajurveda. transl. by R. T. Griffith, Benares, 1899; The history and culture of the Indian people, 2 ed., v. 1, Bombay, 1957; Winternitz M., A history of Indian literature, 2 ed., v. 1, Calc., 1959; Desai Gandabhai G., Thinking with Yajurveda, L., (1967).

П. Гринцер. Москва.

ЯДРИНЦЕВ

Николай Михайлович (18(30).X.1842 - 7(19).VI.1894) - русский публицист, исследователь Сибири, археолог и этнограф. В нач. 60-х гг. входил в кружок сибирских областников. Был арестован (1865), провел в тюрьме и ссылке 9 лет. В работе Я. "Русская община в тюрьме и ссылке" (1872) сказалось влияние народничества. Совершил комплексные экспедиции на Алтай (1878 и 1880), в Минусинский край и к верховьям Орхона (1886, 1889, 1891), где открыл развалины Хара-Балгаса и Каракорума, а также памятники древнетюркской письменности (см. Орхоно-енисейские надписи). Этнографическое изучение Сибири Я. связывал с практической борьбой за удовлетворение нужд населения и развитие края (улучшение быта коренных народов Сибири, развитие Кузнецкого угольного бассейна и др.). В важнейших этнографич. работах Я.: "Сибирь, как колония" (1882) и "Сибирские инородцы, их быт и современное положение" (1891) - содержатся выводы о процессе оседания кочевников, о культурной роли рус. народа в Сибири, и т. д. В 1882 Я. основал газ. "Восточное обозрение" (с приложением "Сибирский сборник") - первое периодич. издание по сибиреведению.

Лит.: Лемке M., H. M. Ядринцев. Биографический очерк, СПБ, 1904 (имеется список трудов Я.); Токарев С. A., Н. M. Ядринцев, в кн.: Отечественные экономико-географы XVIII-XX вв., М., 1957.

Р. С. Липец. Москва.

ЯЁИ КУЛЬТУРА

ЯЁИ КУЛЬТУРА - археологич. культура конца неолита - начала раннего металла (железа) в Японии. Названа по улице в Токио, где была найдена в 1893 керамика этой культуры. Делится на 3 этапа. Раннее Яёи - неолитич. этап (5-2 вв. до н. э.), распространено на о-вах Кюсю, Сикоку и в юж. половине о. Хонсю (Тюгоку, Кинки). В поселениях открыты полуземляночные жилища, амбары. Найдены кам. тесла, топоры, кинжалы, а также импортные бронз. и железные орудия. Ведущий тип керамики - онга - крупные сосуды с резным геометрич. орнаментом, иногда с оттисками веревки - дзёмон. Возникло рисосеяние; известно ткачество. Появляются могильники с кам. гробами-ящиками. Среднее Яёи - энеолитич. этап (1 в. до н. э.-1 в. н. э.), представлено двумя локальными вариантами: на о. Кюсю - гладкой керамикой с рельефным пояском, на о-вах Хонсю (Тюгоку, Кинки, Канто) и Сикоку - гребенчатой керамикой. В первом ареале могильники с погребениями в двойных глиняных урнах; инвентарь - бронз. зеркала с зубчатым орнаментом, бронз. мечи и копья корейского происхождения и кит. бронз. зеркала. Находки свидетельствуют о наличии социальной дифференциации. Во втором ареале - огромные стоянки, одиночные погребения в кам. гробах-ящиках. В обоих ареалах найдено много полированных кам. орудий, цилиндрич. бус, сосудов на ножках. Позднее Яёи - начальный этап раннего жел. века (2-4 вв. н. э.), распространено по всей Японии, кроме о. Хоккайдо. Гладкая керамика постепенно вытесняет гребенчатую и заменяется керамикой типа хадзи (высококачественные изготовленные на гончарном кругу блюда на высоких подставках и др. посуда). В могильниках первого ареала, кроме бронз. изделий, найдены бронз. браслеты и сосуды и характерные только для него ритуальные широколезвийные бронз. мечи и алебарды. Во втором ареале (Кинай) появляются бронз. церемониальные колокола (дотаку). Изделия из бронзы и железа начинают изготовлять на месте. Возникают с.-х. поселки с наземными жилищами. Я. к. занесена переселенцами из юго-вост. районов Азиат. материка или из Юж. Кореи, но впитала многие элементы местной неолитич. культуры дзёмон.

Лит.: Воробьёв М. В., Древняя Япония, М., 1958; Dictionary of Japanese archaeology Nippon kokagaku jiten, comp. by R. Fujita, Tokyo, 1962.

M. В. Воробьев. Ленинград.

ЯЖЕЛБИЦКИЙ ДОГОВОР 1456

ЯЖЕЛБИЦКИЙ ДОГОВОР 1456 - заключен между Москвой и Новгородом в феврале (до 24). Был подписан после разгрома 3 февр. 1456 новгородских войск московской армией. По условиям Я. д. Новгород обязывался уплатить вел. кн. московскому контрибуцию в 10 тыс. руб. (по др. сведениям, в 8 тыс.), прекратить сношения с врагами Василия II, не применять санкций против жителей Новгорода, присягнувших Василию II, возвратить вел. князю все земли, купленные новгородцами в Ростовской и Белозерской землях.

Статьи Я. д. ограничили внутриполитич. права Новгорода: вводился "смесной" великокняж. суд на Городище, новгородское вече лишалось значения высшей суд. и законодат. инстанции и др. Я. д. был вехой на пути полного включения Новгорода в состав Русского централизованного государства.

Лит.: Вернадский В. Н., Новгород и Новгородская земля в XV в., М., 1961; Черепнин Л. В., Образование Рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв., М., 1960.

В. Д. Назаров. Москва.

ЯЗГУЛЕМЦЫ

ЯЗГУЛЕМЦЫ - см. Припамирские народности.

ЯЗ-ТЕПЕ

Яздепе, - остатки поселения (площ. ок. 16 га; в 34 км к С.-З. от г. Байрам-Али в Туркм. ССР) 1-го тыс. до н. э. на терр. древней Маргианы. Раскапывалось в 1954-56 Юж.-Туркм. археол. комплексной экспедицией. Установлены три периода существования поселения на протяжении 9-4 вв. до н. э. Уже в начальном была возведена мощная цитадель (вые. до 12 м), к-рая постепенно запустела, но поселение продолжало жить и дальше. Найдены глиняная посуда (на начальном этапе - ручной лепки, иногда с росписью, а на позднем - изготовленная на гончарном круге), бронз. наконечники стрел, многочисл. биконич. ядра для пращи, различные изделия из железа. Мат-лы из Я.-т. дают основание предполагать, что в Маргиане уже в 9-8 вв. до н. э. шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и становления клас. общества.

Лит.: Массон В. М., Древнеземледельческая культура Маргианы, МИА, No 73, М. - Л., 1959, с. 68-80; Средняя Азия в эпоху камня и бронзы, М. - Л., 1966.

Н. Г. Горбунова. Ленинград.

ЯЗЫГИ

ЯЗЫГИ - название одного из сарматских племен, создавшего крупный воен.-политич. союз кочевых племен с центром в Сев. Приазовье. Я. - выходцы из среды ираноязычных сарматов Поволжья и Приуралья, расселившихся на З. начиная со 2 в. до н. э. Основу х-ва Я. составляло кочевое скотоводство. Расселение Я. было вызвано необходимостью приобретения новых пастбищ. У Я. происходило разложение родового строя и классообразование с выделением родо-племенной знати. По Страбону, Я. жили сначала на берегах Азовского м., затем к З. от Днепра. Я. вместе с роксаланами проявляли среди сарматских племен наибольшую активность в борьбе с Римской империей. Зарегистрировано несколько нападений этих племен на придунайские провинции. Зимой 69 до н. э. они вторглись в Мёзию и уничтожили две римские когорты. В след. году повторили свой набег, но были разбиты. В сер. 1 в. н. э. Я. известны между Дунаем и Тисой. Часть Я. осела близ границ Римской империи и во 2 в. н. э. поселилась в Паннонии. Остатки Я. в раннем средневековье смешались с др. народами Центр. Европы.

Лит.: Латышев В. В., Известия древних писателей греческих и латинских о Скифии и Кавказе, т. 1-2, СПБ, 1893 -1906.

Ш. Ф. Мухамедьяров. Москва.

ЯЗЫДЖИ

Язиджи, аль - семья ливанских литераторов.

Насыф Я. (25.III.1800 - 8.II.1871) - поэт и филолог, просветитель. Один из лидеров араб. культурного возрождения в Ливане и Сирии. Был придворным поэтом правителя Ливана Башира II Шихаба; затем ок. 30 лет преподавал в школах Бейрута. Составил много школьных пособий по араб. грамматике, риторике, поэтике, логике. Известен как поэт-традиционалист. Ибрахим Я. (2.III.1847 - 28.XII.1906) - филолог. Сын Насыфа Я. Видный деятель культуры. Один из основателей араб. публицистики, участник первого тайного политич. об-ва в Сирии (1875-ок. 1885), к-рое выступало против тур. ига. Автор одного из самых ранних в новоараб. лит-ре произведений - ходившей в списках поэмы, содержавшей призыв к борьбе за свободу и нац. возрождение. Халиль Я. (1858 - 23.I.1889) - поэт и драматург. Сын Насыфа Я. Автор трагедии из древней истории арабов "Мужество и верность" (1876). Варда Я. (1838 - 28.I.1924) - одна из первых араб. писательниц и первых деятельниц женского движения в араб. странах. Дочь Насыфа Я. Автор сб. стихов "Хадикат аль-вард" ("Сад роз", Бейрут, 1867).

Лит.: Крачковский И. Ю., Ал-Иазиджи, Избр. соч., т. 3, М. - Л., 1956, с. 229-33 (библ.); Левин З. И., Развитие осн. течений общественно-политич. мысли в Сирии и Египте, М., 1972 (см. указатель имен); Иса Михаил Саба, Аш-шейх Насиф аль-Язиджи, Бейрут, 1954; Аль-Фахури Ханна, История араб. лит-ры, т. 1-2, М., 1959-61.

З. И. Левин. Москва.

ЯЗЫДЖИОГЛУ

ЯЗЫДЖИОГЛУ (Yazicioglu), Али Челеби (1-я пол. 15 в.) - турецкий хронист; автор ист. хроники о сельджуках М. Азии "Сельджук-наме", или "Огуз-наме", составленной в 1423 по предписанию султана Мурада II (1421-51). Я. использовал мат-лы не только известных до него авторов (Ибн Биби, Равенди, Аксарайи и др.), но и неизвестные источники. В своей хронике изложил сведения по политич. истории Сельджукского султаната, о плем. составе огузов (с перечислением тотемного знака каждого племени), об обычаях и расселении племен. Сочинения Я. издавались лишь в небольших отрывках.

Лит.: Гордлевский В. A., Гос-во Сельджукидов М. Азии, в кн.: Избр. соч., т. 1, М., 1960, с. 34-35.

А. С. Тверитинова. Москва.

ЯЗЫЛЫКАЯ

ЯЗЫЛЫКАЯ (тур. Yazilikaya - расписная скала) - хеттское (см. Хетты) святилище в скалах близ Богазкёя в Центр. Анатолии (Турция). Открыто франц. ученым Ш. Тексье в 1839. Исследовано в 1938-39; надписи Я. прочитаны франц. исследователем Э. Ларошем в 1952-69. Наиболее ранние части комплекса Я. и самые древние образцы керамики, найденные в Я., датируются ок. 15 в. до н. э., но осн. сооружения, рельефы богов и надписи - временем предпоследнего хеттского царя Тудхалии IV (1250-1220 до н. э.). Я. состоит из центр. помещения, к к-рому был пристроен храм такого же типа, как храмы столицы Хеттского царства - Хаттусаса, и бокового помещения с изображением ряда безымянных богов и демонов. Последнее (наиболее древняя часть Я., относящаяся ко времени до Тудхалии IV) перестраивалось до кон. Хеттского царства, когда у входа в помещение были высечены фигуры львиноголовых демонов. В центр. храмовой части Я. на скалах изображен хурритский (см. Хурриты) пантеон богов (бог бури Тешуб и свита близких ему богов, хурритская Иштар-Сауска, боги луны и солнца и др.). Надписи, содержащие хурритские имена богов и нек-рые др. хурритские слова, выполнены хеттскими (лувийскими) иероглифами. Храм Я. использовался последними хеттскими царями для заупокойного культа их династии, имевшей хурритское происхождение. Я. - наиболее внушительный образец монументального стиля, характеризовавшегося сочетанием хурритских и лувийских юж.-малоазийских элементов (см. Лувийские племена) и продолжавшегося в иск-ве юга М. Азии и Сирии после падения Хеттского царства.

Лит.: Bittel К., Naumann R., Otto H., Yazilikaya, Felsbilder, Inschriften und Kleinfunde, Lpz., 1941 ("Wissenschaftliche Veröffentlichungen der Deutschen Orient-Geselschaft); Otten Н., Zur Datierung und Bedeutung des Felsheiligtums von Yazilikaya, "Zeitschrift für Assyriologie", 1968, Bd 58; Laroche В., Les dieux de Yazilikaya, "Revue hittite et asiánique", 1969, t. 27.

В. В. Иванов. Москва.

ЯЗЫЧЕСТВО

ЯЗЫЧЕСТВО - принятый в христианском богословии и частично в историч. литературе термин, обозначающий дохристианские и нехристианские религии. В более узком смысле, Я. - политеистические религии (см. Политеизм, а также Анимизм, Фетишизм, Шаманство и др.). Термин "Я." происходит из Нового завета - второй, христианской, части Библии, в к-рой под Я. подразумевались народы или "языки" (отсюда Я.), противополагаемые первохристианским общинам. Этот смысл термин "Я." сохраняет и в др. произведениях раннехристианской литературы 1-3 вв. Однако по отношению к исламу и иудаизму - развитым мировым религиям - термин "Я." применялся лишь отд. богословами и широкого признания не получил. В свою очередь, ислам предписывает мусульманам относиться к христианам лучше, чем к идолопоклонникам. В лит. традиции термин "Я." иногда применяется для обозначения миросозерцания, противоположного христи- анскому аскетизму.

Я. на Руси. До принятия христианства славяне обожествляли силы природы (воду, огонь, землю), животных, растения, деревья; культ сил природы довольно рано принимает антропоморфный характер. Напр., культ воды перерастает в поклонение человекоподобному божеству - виле, берегине, русалке. Развитие земледелия и скотоводства стимулировало появление и распространение обрядов, верований, связанных с земледельческим культом (зимние, весенние, летние и осенние празднества, нек-рые черты к-рых прослеживались впоследствии в христианских праздниках: масленице, пасхе, троицыном дне и др.). С семейно-родовым погребальным культом связаны обряды похорон (сожжение покойника, возведение кургана, обрядовый плач), поминок, игр-состязаний. Развитие родо-племенной организации, создание союзов племен, выделение родо-племенной верхушки приводят к изменениям религ. представлений. Культ семейно-родового предка-владыки, патриарха (род, рожаница, дед, шур, чур) становится основой культа плем. бога; боги отдельных племен постепенно сводятся в общий пантеон, в к-ром устанавливается более или менее сложная иерархия, выделяются главные божества, к-рых почитают все или мн. племена. У вост. славян накануне принятия христианства на первом месте среди богов стоит Перун - бог грома и молнии, бог дождя. Бог солнца имел несколько названий - Хорс, Дажь-бог, Ярило, Купала. Стрибог был богом ветра, Волос (Велес) - богом скота, Мокошь - женским божеством прядения и ткачества, Сварог - богом кузнечного дела. Образование Древнерус. гос-ва, объединившего вост.-слав. племена, сопровождалось попыткой вел. киевского князя Владимира Святославича создать общегос. пантеон из божеств различных племен, был учрежден их обязательный культ. У вост. славян существовали языч. святилища, особые служители языч. культа - волхвы. С принятием христианства Я. постепенно вытесняется или приспосабливается к христианским верованиям, обрядам, хотя борьба православной церкви с Я. продолжалась много столетий.

Лит.: Аничков Е. В., Язычество и Древняя Русь, СПБ, 1914; Катаров Е. Г., Религия древних славян, М., 1918; Рыбаков Б. A., Основные проблемы изучения славянского язычества, М., 1964.

В. И. Буганов. Москва.

ЯИК

ЯИК - старинное название р. Урал. После подавления Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева, в к-рой принимало участие множество яицких казаков, Я. в 1775 указом имп. Екатерины II был переименован в Урал.

ЯИЦКИЕ КАЗАКИ

Образовались в основном из рус. холопов, крестьян и посадских людей, бежавших от феод. эксплуатации на р. Яик (с 1775 Урал). Первые поселения Я. к. возникли в кон. 15-нач. 16 вв., в 16 в. возникло Яицкое казачье войско. Осн. занятиями Я. к. были рыболовство, добыча соли, охота. Войско управлялось кругом, к-рый собирался в Яицком городке (на ср. течении Яика). Первоначально управление носило демократич. характер, с равными правами всех казаков на пользование угодьями и участие в выборах атаманов и войсковой старшины. Со 2-й пол. 16 в. царское пр-во привлекало Я. к. для охраны границ и воен. колонизации, предоставляя им вначале право приема беглых. В 17 в. обособилась привилегированная богатая верхушка (старшина), угнетавшая простых казаков и являвшаяся опорой пр-ва, к-рое пыталось подчинить Я. к. В 1718 атаманом и его помощником пр-во назначило богатых казаков Н. Бородина и М. Миронова. Из 2770 казаков 770 были объявлены беглыми и возвращены помещикам. В 1720 казаки оказали сопротивление отряду сызранского коменданта Г. Воейкова произвести сыск беглых и заменили назначенного атамана выборным. В 1723 полковник И. Захаров с отрядом драгун подавил сопротивление недовольных, руководители их были казнены, была произведена перепись оставленных на службе казаков (3195 чел.), права к-рых стали наследственными, атаманы и старшина превращены в назначаемых. Волнения Я. к. происходили также в 1738 и 1748. В 1748 введен штат войска, к-рое было разделено на 7 полков; войсковой круг окончательно утратил свое значение и его права перешли к войсковой канцелярии. Недовольство новыми порядками вызвало Яицкое казачье восстание 1772 и участие казаков в Крестьянской войне под предводительством Е. Пугачева 1773-75, после подавления к-рого в 1775 Яицкое войско было переименовано в Уральское казачье войско.

Ю. А. Стефанов. Москва.

ЯИЦКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОССТАНИЕ 1772

ЯИЦКОЕ КАЗАЧЬЕ ВОССТАНИЕ 1772 - восстание яицких казаков 13 янв.-6 июня против царской администрации за свою независимость. Восстание было вызвано злоупотреблениями старшин, притеснениями простых казаков, выдачей из их среды быв. беглых и возвращением их помещикам. Жалобы казаков на злоупотребления приводили к жестоким репрессиям (в 1766, 1770 и 1771). Толчком к Я. к. в. явилось приказание представителя царской администрации ген. Г. Траубенберга наказать плетьми 7 "непослушных" казаков и отдать их в солдаты и его попытка арестовать вернувшихся из Петербурга жалобщиков во главе с сотником И. Кирпичниковым. При попытке Траубенберга разогнать круг "непослушных" казаков, руководимых Кирпичниковым и А. Перфильевым, вспыхнуло восстание. Круг выбрал новых старшин из бедноты (В. Трифонов, Т. Сенгилевцев, А. Лабзенев, Я. Неулыбин, Н. Каргин и др.). Против восставших был двинут Оренбургский корпус (командир ген. Фрейман). Восставшие (до 3 тыс. чел.) упорно обороняли Яицкий городок под рук. И. Пономарева-Самодурова, Трифонова, И. Ульянова, И. Чики-Зарубина и Перфильева. В июне царским войскам удалось занять Яицкий городок и подавить Я. к. в. Восстание нашло отклик среди казаков на Волге (Дубовка, Царицын), Дону, Тереке, в Запорожье, где имели место волнения против администрации. Я. к. в. подготовило почву для Крестьянской войны под предводительством Е. И. Пугачева 1773-75.

Ю. А. Стефанов. Москва.

ЯКИМОВА

ЯКИМОВА (в замужестве - Диковская), Анна Васильевна (12.VI.1856 - 12.VI.1942) - русская революционерка, чл. исполкома "Народной воли". Род. в с. Тумьюмучаше Уржумского у. Вятской губ. в семье сел. священника. Училась в Вятке в епархиальном уч-ще (1867-72) и на годичных пед. курсах. С авг. 1873 - учительница в с. Камешницком Орловского у. Вятской губ.; вела пропаганду среди крестьян. 12 мая 1875 арестована как участница "хождения в народ"; судилась по "Процессу 193-х" (была оправдана и 5 янв. 1878 освобождена). Вступила в орг-цию "Земля и воля" и после ее раскола стала чл. исполкома "Народной воли". Была хозяйкой первой динамитной мастерской "Земли и воли" (Петербург, Басковый переулок). Принимала участие в подготовке ряда покушений на Александра II (в 1879 под Александровском вместе с А. И. Желябовым; в 1880 в Петербурге и Одессе вместе с Г. П. Исаевым; в 1880-81 в Петербурге с Ю. Н. Богдановичем - под именем супругов Кобозевых). После убийства Александра II Я. была арестована в Киеве (21 апр. 1881) и по "Процессу 20-ти" (1882) приговорена к смертной казни, замененной бессрочной каторгой. В 1883 из Петропавловской крепости отправлена на Кару, а позднее в Акатуй; в 1899 вышла на поселение в г. Чите. В 1904 бежала из Сибири в Европ. часть России; вступила в партию эсеров. 23 авг. 1905 арестована в г. Орехово-Зуево и заключена в Петропавловскую крепость, откуда 7 июня 1907 возвращена на жительство в Читу, где находилась до 1917. С осени 1917 до осени 1941 жила в Москве, работала в кооперативных учреждениях. Состояла чл. Об-ва бывших политкаторжан и ссыльнопоселенцев. Умерла в Новосибирске.

Соч.: А. В. Якимова. (Автобиография), в кн.: Энциклопедический словарь Гранат, т. 40, М., (б. г.); Покушение на Александра II (Воспоминания), М., 1927; Из далекого прошлого, "Каторга и ссылка", 1924, No 8; Группа "Свобода или Смерть", там же, 1926, No 3; "Большой процесс" или "Процесс 193-х". О революционной пропаганде в империи, там же, 1927, кн. 37 (No8); К процессам первых народовольцев…, в сб.: "Народная воля" перед царским судом, (в. 1), М., 1930.

Лит.: А. В. Якимова-Диковская. (Некролог), "Сов. Сибирь", 1942, 14 июня; Дружинин H. M., А. В. Якимова. Член Исполнительного комитета партии "Народная воля", 2 изд., (М., 1930); Диковский А. М., А. В. Якимова. Из воспоминаний сына, "Прометей", т. 3, М., 1967; Сергеев В., А. В. Якимова. 1856-1942, Киров, 1970.

ЯКИР

Иона Эммануилович (3(15).VIII.1896 - 11.VI.1937) - советский воен. деятель, командарм 1-го ранга (1935). Чл. Коммунистич. партии с апр. 1917. Род. в Кишиневе в семье провизора. Учился в Базельском ун-те, а затем в Харьковском технологич. ин-те (1914-15). В 1915 как военнообязанный направлен в Одессу, где работал токарем на воен. з-де. После Февр. революции 1917 вел антивоен. пропаганду в Кишиневе. В дек. 1917 избран чл. Бессарабского совета, чл. губпарткома и ревкома. В янв. 1918 возглавил красногвард. отряд, боровшийся против рум. оккупантов. Весной и летом 1918 командовал батальоном кит. добровольцев в боях против австро-герм. оккупантов. С сент. 1918 - нач. политуправления Юж. завесы, с окт. 1918 - чл. РВС 8-й армии, командовал группой войск в р-не Лиски. С июля 1919 - нач. 45-й стрелк. дивизии, в авг.-сент. командовал Юж. группой войск 12-й армии при ее выходе из окружения из р-на Бирзула - Голта (ныне Котовск и Первомайск) к Житомиру и Киеву на расстояние 400 км. С нояб. 1919 по февр. 1920 - нач. 45-й стрелк. дивизии. В марте-сент. 1920 командовал Фастовской, Злочевской и Львовской группами войск Юго-Зап. фронта. В 1921-24 - командующий войсками Крымского и Киевского воен. округов. В 1924-25 - нач. Гл. управления воен.-уч. заведений РККА. С нояб. 1925 по май 1937 - командующий войсками Украинского (позже Киевского) воен. окр. В конце 20-х гг. учился в герм. Воен. академии. С 1930 - канд. в чл. ЦК, с 1934 - чл. ЦК ВКП(б). Был чл. ЦИК СССР. Награжден 3 орденами Красного Знамени. Незаконно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Соч.: Воспоминания о гражд. войне, М., 1957; в кн.: Этапы большого пути, М., 1962.

Лит.: Бабенко П. М., И. Э. Якир, М., 1964; Командарм Якир. Воспоминания друзей и соратников, М., 1963.

Д. В. Панков. Подольск.

ЯКОБИ

Якобий, Павел Иванович (1842 - 11.III.1913) - русский революционер, чл. "Земли и воли" в 60-х гг., впоследствии - врач-психиатр и этнограф, д-р медицины Бернского (1867) и Парижского (1870) ун-тов, чл. Мадридской мед. академии (1876). Род. в дворянской семье. Окончил Михайловское арт. уч-ще в Петербурге (1862), в чине поручика вышел в отставку. Участвовал в Польском восстании 1863-64, командовал артиллерией одного из отрядов, был тяжело ранен. С 1864 жил в Швейцарии, участвовал в деятельности "молодой эмиграции", вместе с А. А. Серно-Соловьевичем стал наиболее активным противником А. И. Герцена. Во время франко-прусской войны 1870-71 был врачом в армии Гарибальди. Сотрудничал в петерб. журн. "Русское слово", "Дело", "Знание" и др., в эмигрантской газ. "Общее дело". В совместной с В. А. Зайцевым статье "О положении рабочих в зап. Европе с общественно-гигиенической точки зрения" ("Архив судебной медицины и общественной гигиены", 1870, No 3) впервые на рус. язык перевел обширные выписки из "Капитала" К. Маркса. По возвращении в Россию в кон. 80-х гг. был арестован, 5 лет жил под надзором полиции в Твери. С сер. 90-х гг. служил гл. врачом Орловской психиатрич. больницы. Автор этнографич. труда "Вятичи Орловской губернии" ("Записки Географич. Об-ва по отд. этнографии", т. 32, СПБ, 1907), историко-психиатрич. этюда о Жанне д'Арк ("Вестник Европы", 1909, No 4-6) и ряда статей по психиатрии ("Русское богатство", "Вестник Европы"), имевших значение для этнографии.

Лит.: Белоконский И. П., В годы бесправия, М., 1930; Козьмин Б. П., Из истории революц. мысли в России, Избр. труды, М., 1961; Дьяков В. A., Миллер И. С., Революц. движение в рус. армии и восстание 1863, М., 1964.

И. Н. Сабова. Москва.

ЯКОБИНСКАЯ ДИКТАТУРА

Статья большая, находится на отдельной странице.

Предыдущая страница Следующая страница