Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Э" (часть 7, "ЭСХ"-"ЭЯЛ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Э" (часть 7, "ЭСХ"-"ЭЯЛ")

ЭСХАТОЛОГИЯ

ЭСХАТОЛОГИЯ (от греч. esxatos - последний, конечный и logos - слово, учение) - совокупность религ. представлений о конце мира, завершении историч. процесса, конечных судьбах человечества (универсальная Э.), загробной жизни отдельного человека (индивидуальная Э.).

В древних вост. религ. системах (Китая, Индии, Шумера и особенно Др. Египта) вырабатывались комплексы детализированных эсхатологич. идей, закрепленные мифологией. В религ. учениях, проникнутых идеей цикличности процессов, вечного круговорота бытия (повторение цикла: жизнь - смерть - жизнь), об Э. можно говорить лишь условно, ибо в них отсутствует идея абсолютного конца. Э. в собственном смысле складывается в религиях, в к-рых "конец" понимается как нечто абсолютное - как прекращение всякого земного существования - как "вечная жизнь" (спасение) или "вечное осуждение" (погибель). Наиболее развитую систему Э. создали иудаизм и христианство. В иудаизме Э. охватывает не только судьбу индивида, но и судьбы всего "избранного народа"; складывается концепция воскресения праведников, наступления (в результате прихода мессии и после Страшного суда) "будущего века". Христианские эсхатологич. идеи во многом заимствованы из иудейской Э., освобожденной, однако, от ее национальной ограниченности. Эсхатологич. представления ярко выражены в древнейшем памятнике раннехрист. лит-ры Апокалипсисе. Ожидание окончательной победы добра над силами зла в христ. вероучении связывается со вторым пришествием мессии. В ср. века эсхатологич. идеи христианства использовались церковью, запугивавшей нар. массы страшным судом, адскими муками и т. п., в то же время в центре внимания крестьянских, плебейских ересей (иоахимиты, апостолики, амальрикане и др.) оказались идеи мирового переворота, гибели всех притеснителей. Они переплетались с хилиастич. идеями (см. Хилиазм), в совокупности с к-рыми отражали чаяния социальной справедливости. В совр. христианстве эсхатологич. идеи особенно ярко выражены в вероучениях адвентистов, пятидесятников и иеговистов.

Б. Я. Рамм. Ленинград.

ЭСХИЛ

ЭСХИЛ (Aisxulos) (525-456 до н. э.) - др.-греч. драматич. поэт, родоначальник классич. трагедии. Э. принимал активное участие в политич. жизни Афин, был участником греко-персидских войн (сражался при Марафоне (490), Саламине (480), Платеях (479)). Написал не менее 80 драм (до нас дошли 7 трагедий). Хотя трагедии Э. в большинстве своем написаны на мифологич. темы, они отвечают на вопросы, актуальные для современников Э. Не только общие проблемы человеческой судьбы, родовой и личной ответственности, божеств. возмездия, но и конкретные обществ.-политич. обстоятельства получили в них яркое отражение. Э. - поэт эпохи становления греч. полиса; его творчество пронизано патриотич. и гражд. пафосом. Успешная борьба греков с персами дает Э. повод к прославлению полисного строя греков, афин. демократии, к-рую он противопоставляет вост. деспотизму (трагедия "Персы"). Однако связанный своим происхождением с аристократич. кругами, Э. с неодобрением относился к радикальным тенденциям афин. демократии (защита ареопага в "Эвменидах"). Гуманизм Э. нашел замечательное воплощение в образе Прометея - человеколюбца и богоборца ("Прикованный Прометей"), к-рым восхищался К. Маркс (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Из ранних произв., 1956, с. 24-25).

Соч.: Texte établi et traduit par P. Mazon, t. 1-2, 8 tirage, P., 1961-63; Die Fragmente der Tragödien des Aischylos, hrsg. von H. J. Mette, В., 1959; в рус. пер. - Трагедии, M., 1971.

Лит.: Ярхо В. Н., Эсхил, М., 1958; Thomson G., Aeschylus and Athen, 3 ed., L., 1966; Rodlecki A. J., The political background of Aeschylean tragedy, Ann Arbor, 1966.

Э. Д. Фролов. Ленинград.

ЭСХИН

ЭСХИН (Aisxinns) (ок. 390-314 до н. э.) - политич. деятель и оратор в Др. Афинах. Деятельность Э. относится ко времени борьбы Македонии за утверждение своей гегемонии над Грецией и ожесточенных столкновений между олигархич. промакедонскими и демократич. антимакедонскими группировками афин. граждан. Э. примкнул к сторонникам Македонии и стал одним из их лидеров. В 346 Э. вместе с Демосфеном участвовал в заключении т. н. Филократова мира с Македонией, крайне тяжелого и невыгодного для Афин. Обнаружившиеся тогда различия во взглядах на задачи мира переросли у Э. и Демосфена в глубокую вражду. В 345 и 343 Э. дважды защищался от обвинений Демосфена в гос. измене (произнес две первые из трех сохранившихся речей). После установления македонской гегемонии над греч. городами Э., в свою очередь, выдвинул против Демосфена ряд тяжелых обвинений в т. н. процессе о венке (на к-ром Э. произнес свою третью сохранившуюся речь). Но Демосфену удалось оправдаться, и тогда, чтобы избежать уплаты большого штрафа, Э. удалился в изгнание и жил гл. обр. на Родосе, занимаясь преподаванием ораторского иск-ва.

Соч.: Discours, t. 1-2, P., 1927-28; The speeches of Aeschines, Camb. (Mass.), 1948 (рус. пер. - Греческие ораторы..., "ВДИ", 1962, No 3-4).

Лит.: Ramming G., Die politische Ziele und Wege des Aischines, Erlangen - Nürnberg, 1965 (Diss.).

Э. Д. Фролов. Ленинград.

ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ

ЭСЭГЭ МАЛАН ТЭНГРИ (бурят. - небо, плешивый отец) - одно из наиболее популярных божеств бурятского шаманского пантеона. Входит в группу 55 добрых зап. тэнгриев, считается одним из 9 сыновей верх. шаманского божества - "Вечного Синего Неба" (Хухэ Мунхен тэнгри), олицетворяющих различные образы неба. Мифологич. характеристики: "умный", "добрый", "сильный", "лысый старец".

Лит.: Хангалов М. Н., (Агапитов H. H.), Мат-лы для изучения шаманства в Сибири, Собр. соч., т. 1, Улан-Удэ, 1958; его же, Мифы космогонические и этиологические, там же, т. 3, Улан-Удэ, 1960.

ЭТА

ЭТА - каста париев в феод. Японии. Возникла в период проникновения в страну буддизма и формирования феод. строя (4-7 вв.). К ней причислялись люди, занимавшиеся "нечистыми" (согласно буддийским канонам) профессиями (убой скота, снятие и выделка их шкур (живодеры, дубильщики шкур, скорняки, кожевники), а также погребение трупов животных). Они были абсолютно бесправны и подвергались жесткой регламентации во всех областях жизни. Им разрешалось жить только в определенных кварталах или поселках (бураку), запрещалось вступать в брак с представителями др. сословий. В 1871 каста париев была формально ликвидирована и ее выходцы включены в состав третьего сословия как синхэймин (новые простолюдины). Но они все же подвергались дискриминации. Их борьба против неравноправия вступила в новый этап после создания в 1922 Суйхэйся (Общество уравнения в правах), установившего контакт с др. демократич. орг-циями. Возникший в 1946 Бураку кайхо домэй (Союз освобождения бураку) добивается улучшения условий жизни и ликвидации пережитков неравноправного положения бывших париев.

Э. Я. Файнберг. Москва.

ЭТАНА

ЭТАНА - в вавилоно-ассирийской мифологии герой. Согласно шумерскому тексту 21 в. до н. э., т. н. "Царскому списку", Э. - 12-й правитель династии, правившей в г. Кише "после потопа", "пастырь, к-рый поднимался на небо и устроил все страны". По более древней традиции, первый царь. Аккадское сказание об Э., дошедшее в версиях сер. 2-го - нач. 1-го тыс. до н. э., состоит из двух частей: рассказа о дружбе змеи и орла и наказании последнего за вероломство богом Шамашем и рассказа о полетах (по крайней мере, двух) Э. на небо на орле, спасенном им от смерти; на небо Э. стремился в поисках "камня родов" (видимо, амулета), т. к. его жена не могла разродиться (добыв желаемое, орел и Э. благополучно возвратились на землю). У рим. писателя Элиана (2 - нач. 3 вв. н. э.) полет на орле приписывается Гильгамешу. В ассирийской версии эпоса о Гильгамеше друг героя, Энкиду, в своем предсмертном пророческом сне встречает Э. среди обитателей подземного царства.

С эпосом об Э., возможно, связан и встречающийся в аккадской глиптике (резьбе по камню) 2-й пол. 3-го тыс. до н. э. мотив полета человека на орле. См. илл. в СИЭ, т. 2, стр. 917.

Лит.: Левин И. X., Этана. Шумеро-аккадское предание. Источниковедческое исследование, Л., 1967 (автореферат дисс.).

ЭТАТИЗМ

ЭТАТИЗМ (от франц. état - государство) - термин, употребляемый иногда для обозначения усиления роли гос-ва в экономич. жизни об-ва. Термин "Э." (в значении гос. централизации) ввел в лит-ру швейц. бурж. либерал Н. Дро в кон. 19 в. Наибольшее распространение получил в применении к Турции, где еще в 1922 Кемаль Ататюрк предложил "огосударствить" (по-турецки "девлетлешдирмек", откуда тур. назв. Э. - "девлетчилик") "те предприятия и учреждения, которые будут представлять непосредственно государственный интерес". Позднее Э. был объявлен одним из осн. принципов кемализма, включен в программу Народно-республиканской партии (1931) и даже в конституцию Турецкой Республики 1937 как офиц. экономич. доктрина тур. пр-ва. В условиях продолжавшейся тогда борьбы тур. нац. буржуазии за сохранение политич. и достижение экономич. независимости страны Э. сыграл значительную положительную роль, позволив Турции, при слабости частного нац. капитала и его уклонении от вложений в сферу пром. произ-ва, все же добиться создания основ нац. экономики и на нек-рое время защитить ее от экспансии иностр. капитала. Гос.-капиталистич. сектор в Турции, создававшийся гл. обр. за счет бюджетных средств, включал пром. и трансп. строительство, организованную с целью его финансирования банковскую систему, а также ряд быв. иностр. концессий, выкупленных в казну. Политика Э. включала и нек-рое регулирование деятельности частных предпринимателей, вмешательство во внешнеторг. операции и т. д. В меньшей степени Э. распространился на с. х-во. Существенное значение для развития основанной на Э. тур. нац. экономики имела помощь Сов. Союза, предоставившего Турции в 1932 долгосрочный беспроцентный кредит на строительство текст. комбинатов и др. пром. объектов. Однако по мере усиления в тур. правящих кругах влияния крупной буржуазии и отхода их от принципов нац. политики стал видоизменяться и характер Э. Особенно заметные изменения произошли в годы правления Демократич. партии (ДП; 1950-60), когда начали приниматься меры, направленные на ограничение сферы деятельности гос.-капиталистич. сектора и всемерное поощрение частного тур. и иностр., в первую очередь амер., капитала, а защитные тенденции в отношении торг. и финанс. экспансии империалистич. гос-в были сведены до минимума. Снижению прогрессивного значения Э. как средства подъема нац. экономики способствовало также участие Турции в агрессивных воен. блоках. После гос. переворота 27 мая 1960, свергнувшего пр-во ДП, прогрессивная тур. общественность выдвинула лозунг "нового Э." с целью приспособить выдвинутый ранее Ататюрком принцип к новым условиям борьбы за независимое развитие страны.

Лит.: Данциг Б. М., Этатизм, его сущность и значение в экономике Турции, "Уч. зап. института востоковедения АН СССР", 1959, т. 17; Государственный капитализм в странах Востока. (Сб. статей), М., 1960; Алибеков И. В., Государственный капитализм в Турции, М., 1966.

И. В. Алибеков. Баку.

"ЭТЕРИАНИ"

"ЭТЕРИАНИ" - груз. средневековый романтич. эпос, поэма о любви царевича Абессалома к пастушке-красавице Этери, об их борьбе со злым демоном - визирем царевича Мурманом (воплощением зла и зависти). По мнению М. Я. Чиковани, эпос создан в 10-11 вв. Глубокая социально-этич. идея: сила любви, преодолевающая сословные предрассудки и побеждающая смерть, определяет возвышенность и монументальность эпич. характера художеств. образов "Э.", прочно вошедших в груз. лит-ру и искусство (поэма Важа Пшавела "Этери", опера З. П. Палиашвили "Абессалом и Этери", первая постановка 1919). Многочисл. варианты "Э." зафиксированы в различных районах Грузии. Академич. издание 49 вариантов эпоса, расположенных по этнографич. принципу, осуществлено под ред. М. Я. Чиковани и составило IV том "Народной словесности", выпущенный Ин-том истории груз. лит-ры им. Ш. Руставели в 1954.

Лит.: Сихарулидзе К. A., К вопросу о грузинском эпосе, его собирании и изучении, в кн.: Вопросы изучения эпоса народов СССР, М., 1958; Хаханов А. С., Очерки по истории груз. словесности, в. 1, М., 1895.

Ш. Ф. Мухамедьяров. Москва.

"ЭТЕРНИ ПАТРИС"

"ЭТЕРНИ ПАТРИС" ("Aeterni Patris") - энциклика папы Льва XIII (4 авг. 1879), в к-рой ср.-век. схоластика Фомы Аквинского провозглашалась философией католич. церкви.

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ

ЭТНИЧЕСКАЯ ИСТОРИЯ - см. Этногенез.

ЭТНИЧЕСКАЯ ОБЩНОСТЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОГЕНЕЗ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА

ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА - обособленная часть народности или нации, культура и быт к-рой сохраняет нек-рые особенности (свой диалект или говор, специфику в материальной и духовной культуре, религ. различия и т. п.). Она обычно образуется при ассимиляции народностью или нацией инонациональных групп или же при слиянии племен в народность, когда эти племена сохранили нек-рые характерные черты. Э. г. образуются также при длительном отрыве части народа от осн. этнич. массива (вследствие миграц. процессов, изменения гос. границ и т. д.), когда они попадают в новые естеств.-географич. условия и в связи с этим приобретают специфич. хоз.-культурные черты. В образовании новых Э. г. большую роль играет религия, сословные группы и пр. Примеры Э. г.: поморы, марковцы, камчадалы - в составе русских; лемки, бойки, гуцулы - украинцев; сету - эстонцев; нормандцы - французов; юрюки - турок; марониты - ливанцев. От Э. г. отличают этнич. группу - более широкое и неопределенное понятие, подразумевающее обычно группу нескольких близких между собой народов (напр., славяне).

С. И. Брук. Москва.

"ЭТНОГРАФИЯ"

"ЭТНОГРАФИЯ" - научный этнографич. журнал. Издавался в 1926-30 в Москве - Ленинграде. Вышло 12 книг (часть из них сдвоены; в 1926 - кн. 1/2, в 1927 - кн. 3-4, в 1928 - кн. 5-6, в 1929 - кн. 7-8, в 1930 - кн. 9/10-12). Ответственный редактор - акад. С. Ф. Ольденбург. В журнале публиковались статьи по этнографии, фольклористике, культуре, лингвистике народов СССР и др. стран, рецензии на вышедшие этнографич. работы, обзоры деятельности сов. и зарубежных этнографич. учреждений, информация о работе музеев и выставок и т. п. С 1931 стал издаваться журнал "Советская этнография".

ЭТНОГРАФИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТНОЛИНГВИСТИКА

ЭТНОЛИНГВИСТИКА - раздел языкознания, лежащий на стыке с этнографией. Изучает связь и взаимодействие языка с культурой и самосознанием, нар. обычаями и представлениями. В зарубежной науке есть два независимо возникших, но очень сходных направления в Э. Одно - это неогумбольдтианство, развивающее идеи нем. филолога В. Гумбольдта, впервые высказавшего мысль о связи языка и культуры. В работах совр. неогумбольдтианцев ведущей является идеалистич. идея о том, что язык сам по себе обладает определенным мировоззрением и навязывает его всем носителям данного языка. Другое - американская Э. (Э. Сепир, Б. Уорф), для к-рой характерно приписывание языку ведущей роли в его отношении к культуре. В понимании сов. языковедов в задачи Э. входит определение относительной генетич. близости народов по языкам, степени их взаимовлияния, степени и возможного времени их расхождения (методами лексикостатистики, глоттохронологии и др.). Э. анализирует отраженные в языке факты культуры - культовые и специальные языки, языковые иносказания табуированных сюжетов (см. Табу), этнич. ономастику, терминологию социальных структур и систем родства и т. д. С другой стороны, сбор чисто лингвистич. мат-ла по языкам бесписьменных отсталых народов не может вестись без привлечения методов и данных этнографии и поэтому также часто включается в понятие Э. Наиболее общепринятая классификация народов - этнолингвистическая, т. е. по языковым семьям и группам, но с учетом этнич. различий народов.

Лит.: Новое в лингвистике, т. 1, М., 1960; Звегинцев В. A., История языкознания XIX-XX вв. в очерках и извлечениях, (3 изд.), т. 2, М., 1965 (раздел Этнолингвистика); Hoijer H., Cultural implications of some Navaho linguistic categories, "Language", 1951, No 27; его же, The Sapir-Whorf Hypothesis, в сб.: "Language in Culture", Chi., 1954; его же, The relation of language to culture, в сб.: Anthropology today, Chi., 1957; Pike K. L., Language in relation to a unified theory of the structure of human behavior, 2 ed., Hague - P. - Mouton, 1967.

С. А. Арутюнов. Москва.

ЭТНОЛОГИЯ

ЭТНОЛОГИЯ (от греч. etnos - племя, народ и logos - слово, учение) - термин, употребляемый в качестве синонима этнографии. В сов. науке употребляется редко.

ЭТНОНИМИКА

ЭТНОНИМИКА (от греч. etnos - племя, народ и onyma - имя, название) - отрасль ономастики, изучающая этнонимы - названия племен, народностей, наций. Имеет большое значение для ист. и этнографич. исследований: при изучении складывания этнич. общностей (имя - первостепенный признак племени, рода, показывающий, что данная ист. общность осознает свое единство и отличает себя от членов всех других этнич. коллективов), их расселения и миграций, взаимовлияний и завоеваний (Э. занимается не только самоназваниями, но и названиями, полученными племенем, народом от др. народов), для ист. реконструкций (используется сохранение в этнонимах названий исчезнувших народов) и т. д. Э. может иметь и практич. значение (напр., при восстановлении самоназваний народов, освободившихся или освобождающихся от колониальной зависимости). Изучение этнонимов требует спец. лингвистич. подготовки и большой науч. осторожности (иногда одно и то же этнич. название обозначает различные народы, а для обозначения одного и того же народа нередко существует неск. названий). Э. как наука только складывается.

Лит.: Этнонимы. (Сб. ст.), М., 1970; Попов А. И., Названия народов СССР, M., 1973; Волкова Н. Г., Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа, М., 1973.

ЭТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА

ЭТНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА - в этнографии - направление в "антропологической" (т. е. этнографической) науке США, господствовавшее в 30-50-х гг. 20 в. Сложилось как реакция против агностицизма и индетерминизма, преобладавших в "исторической" школе в амер. этнографии, хотя взгляды главы этой школы Ф. Боаса оказали большое влияние на формирование Э.-п. ш. Во главе Э.-п. ш. стал психиатр А. Кардинер. К нему примкнули этнографы Р. Линтон, Э. Сепир, Р. Бенедикт, А. Халлоуэлл, К. Дюбуа и др. Э.-п. ш. объявила понятие "культура" (гл. предмет исследований историч. школы) "статистической фикцией", а единственно подлинной реальностью - индивидуум, личность. Ключ к пониманию особенностей культуры каждого народа этно-психологи видели в "структуре", т. е. в психич. особенностях, "основной" ("средней", "модальной", "суммарной") личности. "Структура основной личности" складывается у каждого человека в первые годы его жизни под действием характерных для данного народа особенностей ухода за ребенком: способы кормления, ношения, пеленания, обучения и пр. Все это этно-психологи называли "опытом детства" индивидуума, к-рый в дальнейшем не меняется. "Структура основной личности" образует базу каждой данной культуры, к-рая поэтому тоже не поддается изменению. Культура народа - это "индивидуальная психология, отброшенная на большой экран, получившая гигантские пропорции и большую длительность во времени" - писала Р. Бенедикт. Э.-п. ш. таким образом подменяла изучение народа, его быта и культуры изучением психики составляющих его индивидуумов. При этом за основу брался т. н. психоаналитический метод З. Фрейда; годы господства Э.-п. ш. были как раз временем широкого распространения фрейдизма в амер. этнографии.

В целом идейное содержание работ Э.-п. ш. было реакционным. Оно теоретически оправдывало гегемонистские притязания амер. империализма, пытаясь доказать превосходство "основной личности" стопроцентных американцев над "основной личностью" отсталых и угнетенных народов. Нек-рые этнографы пытались применить методы Э.-п. ш. к изучению классового и этнич. состава населения самих США: классовую дифференциацию общества они выводили из различий в "опытах детства" индивидуумов, а неполноправное положение нац. меньшинств объясняли их неполноценностью и культурной обособленностью.

Несмотря на реакционность общей установки Э.-п. ш., отдельные добросовестные исследования ее сторонников - изучение детской психологии, изучение своеобразия культуры отдельных народов - представляют известный науч. интерес. На нью-йоркском съезде этнографов (1952) методы Э.-п. ш. подверглись суровой критике, и ее влияние стало быстро падать.

Лит.: Аверкиева Ю. П., О некоторых этно-психологических исследованиях в США, в сб.: Современная американская этнография, М., 1963; Benedict R., Patterns of culture, Boston - N. Y., 1934; Dubois С. A., The people of Alor, v. 1-2, N. Y., 1961; Kardiner A., The psychological frontiers of society, 2 ed., N. Y., 1946; Linton R., The cultural background of personality, N. Y., 1945; Honigmann J., Culture and personality, N. Y., 1954; Hallowell A. I., Culture and experience, Phil., 1955.

С. А. Токарев. Москва.

ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ

ЭТОЛИЙСКИЙ СОЮЗ (Koinon ton Aitolon) - политич. объединение общин Этолии (Др. Греция). Первоначально носило характер племенного союза, постепенно, особенно в эллинистич. время (с 3 в. до н. э.), приобрело черты федеративного гос-ва. Э. с. вырос и усилился в борьбе с преемниками Александра Македонского - диадохами. Ок. 290 до н. э. этолийцы получили преобладающее влияние в священном городе греков Дельфах, в 279 они отличились при отражении нашествия в Грецию галатов. Во 2-й пол. 3 в. до н. э. Э. с. достиг наибольшего могущества. В его состав, помимо Этолии, входил ряд областей Ср. Греции (Фокида, Локрида, нек-рое время Беотия), в Сев. Греции - часть Фессалии, на Ю. - нек-рые города Пелопоннеса (Тегея, Мантинея, Орхомен). Союз был основан на федеративных и демократич. началах. Входившие в него общины сохраняли значит. внутр. автономию, однако решение важнейших дел, в особенности внешнеполитических, принадлежало союзному пр-ву. Верх. союзным органом было общее собрание, собиравшееся раз в год в религ. центре Этолии - г. Терме (чрезвычайные собрания могли созываться и в др. городах, даже за пределами собственно Этолии). Собрание обладало высшей законодат. властью, могло объявлять войну и заключать мир, избирало должностных лиц союза. Наряду с собранием функционировали союзный совет (из представителей отд. городов) и комиссия апоклетов, выделившаяся, по-видимому, из состава совета для руководства повседневными делами. Адм. власть была сосредоточена гл. обр. в руках стратега; его помощниками были гиппарх (нач. конницы), грамматевс (секретарь) и 7 казначеев. Э. с. по сравнению с гегемонистскими союзами классического времени (напр., Архе Афинской) был объединением нового типа, основанным на слиянии гражданств и создании общесоюзных органов власти. Попытка Э. с. противостоять римлянам закончилась полным поражением и подчинением Риму (189 дон. э.).

Лит.: РановичА. Б., Эллинизм и его историч. роль, М. - Л., 1950; Sordi M., Le origini del koinon etolico, "Acme, Annali della Facoltà di filosofia e lettere dell'università Statale di Milano", 1953, v. 6, fasc. 3; Ehrenberg V., Der Staat der Griechen, 2 Aufl., Z. - Stuttg., 1965.

Э. Д. Фролов. Ленинград.

ЭТОЛИЯ

ЭТОЛИЯ (Aitolia) - в древности название одной из областей Ср. Греции, населенной этолийцами. Э. граничила на З с Акарнанией (по р. Ахелой), на С. с Эпиром, на В. с областями энианов, этейцев и зап. локров, на Ю. омывалась Коринфским зал. Население Э. - этолийцы - подразделялось на неск. небольших племен. Окруженная и изрезанная горами, удаленная от гл. культурных центров, Э. была одной из самых отсталых областей Греции. Немногие гор. центры (Терм, Плеврон, Калидон) существовали гл. обр. в западной сравнительно плодородной части Э. Активную политич. роль этолийцы стали играть лишь в эллинистич. время, когда объединение этолийских общин - Этолийский союз - превратилось в крупную политич. силу.

Лит. см. при ст. Этолийский союз.

ЭТРУРИЯ

ЭТРУРИЯ (Etruria) - в 1801-1807 зависимое от Франции королевство, образованное из Великого герцогства тосканского после его захвата войсками Наполеона Бонапарта. Названо по древнему наименованию (до 3 в. н. э.) терр. Тосканы. В кон. 1807 королевство Э. было упразднено и его терр. включена в состав Франц. империи.

ЭТРУСКИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭТ-ТАБУН

Мугарет-эт-Табун, - пещера в горах Кармель в сев. Палестине (на терр. совр. гос-ва Израиль), где были найдены (1929-34) костные остатки древних людей; их датируют временем немногим более 40 тыс. лет назад. См. также Кармель.

Лит.: Рогинский Я. Я., Палестинские и близкие им формы гоминид, в сб.; Ископаемые гоминиды и происхождение человека, М., 1966; Иванова И. К., Геологический возраст ископаемого человека, М., 1965.

ЭТТЛИ

ЭТТЛИ (Attlee), Клемент Ричард (3.I.1883 - 8.X.1967) - англ. гос. деятель, один из лидеров Лейбористской партии. В 1907 примкнул к Фабианскому обществу, в 1908 стал членом Независимой рабочей партии. В период 1-й мировой войны служил в армии. В 1913-14, 1919-23 преподавал в Лондонской экономич. школе. В 1922-55 - чл. палаты общин. В 1-м лейбористском пр-ве (1924) - зам. воен. министра. В 1930-31 - канцлер герцогства Ланкастерского, в 1931 - мин. связи во 2-м лейбористском пр-ве. В 1931 стал зам. лидера парламентской фракции лейбористов, а в 1935 - лидером Лейбористской партии. Выступал как один из идеологов и теоретиков лейборизма. В 1940-42 Э. - лорд-хранитель печати, в 1942-45 - зам. премьер-мин., мин. по делам доминионов и лорд-председатель Совета коалиц. пр-ва У. Черчилля. После победы Лейбористской партии на выборах в июле 1945 Э. возглавил 3-е лейбористское пр-во (1945-51), в к-ром в 1945-46 одновременно был мин. обороны. Принимал участие в Потсдамской конференции 1945 вначале как лидер оппозиции, а затем как премьер-мин. Пр-во Э. провело национализацию банка Англии, жел. дорог, гражд. авиации, связи, угольной, сталелитейной и ряда др. отраслей пром-сти. В обстановке подъёма демократич. движения были приняты нек-рые меры по улучшению системы социального страхования, просвещения и здравоохранения. Под давлением нац.-освободит. борьбы была предоставлена независимость Индии (1947), Бирме (1948). В области внеш. политики пр-во Э. стремилось противодействовать росту влияния СССР, активно участвовало в реализации Маршалла плана, в создании блока НАТО (1949). Поражение лейбористов на выборах в окт. 1951 привело к отставке пр-ва Э. После ухода с поста официального лидера лейбористской оппозиции (1955) Э. получил титул лорда. В последние годы активного участия в политич. жизни не принимал.

Соч.: As it happened, L. - (a. о.), 1954.

M. M. Наринский. Москва.

ЭФЕБЫ

ЭФЕБЫ (греч. epnboi) - в Афинах и нек-рых других др.-греч. полисах особая возрастная категория граждан, в к-рую зачислялись юноши, достигшие совершеннолетия (в Афинах в 18 лет), после внесения их в гражд. списки по демам и принесения присяги, для прохождения двухлетнего воен. обучения. В течение первого года Э. учились владеть оружием. После смотра в нар. собрании в помещении афинского театра и торжеств. вручения оружия Э. направлялись на второй год в афин. крепости или на границы для несения гарнизонной или пограничной службы; иногда они участвовали и в воен. походах. Э. были также постоянными участниками различного рода праздничных процессий. Непосредств. наблюдение за их обучением и поведением поручалось особым должностным лицам: космету и десяти избираемым по филам софронистам. По афинским законам Э. до истечения срока эфебии не могли привлекаться к суду и вести судебные процессы. С кон. 4 в. до н. э. в положении Э. произошли значит. изменения: прохождение эфебии перестало быть обязательным для всех граждан и сократилось до одного года, а также утратило свой воен. характер и приобрело характер общеобразоват. школы для наиболее богатой и знатной молодежи.

ЭФЕНДИ

ЭФЕНДИ (тур. efendi, от позднегреч. apentns, греч. apentns - повелитель, господин; в разговорной речи афенди) - в Османской империи форма обращения; первоначально применялась в значении вельможа, знатный господин к весьма широкому кругу лиц, включая султана. С 19 в. вежливая форма обращения к принцам султанской фамилии, лицам духовного звания, к иностранцам и немусульманам, женщинам (ханым-эфенди), гос. чиновникам (Э. являлся составной частью их титула), а также ко всем грамотным гражд. лицам (в отличие от неграмотных - "ага"). Официальное употребление обращения Э. было упразднено в Турции в 1934, одновременно с упразднением титулов и всех старых форм обращения. В совр. Турции сохранилось гл. обр. в разговорном языке как знак уважения.

ЭФЕНДИЕВ

Султан Меджид (26.V.1887 - 21.IV.1938) - сов. гос. и парт. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1904. Род. в г. Шемахе, ныне Азерб. ССР, в мелкобурж. семье. Окончил мед. ф-т Казанского ун-та (1915), врач. В революц. движении с 1902 в Баку; в 1904 один из организаторов с.-д. группы "Гуммет", участник Революции 1905-07. После Февр. революции 1917 чл. Бакинского совета, к-та "Гуммет", к-та РСДРП(б). С 1918 участник обороны Астрахани, комиссар по делам мусульман Закавказья при Наркомнаце РСФСР и зам. пред. Центр. бюро коммунистич. орг-ций народов Востока при ЦК РКП(б). В 1920-21 чл. Исполкома Бакинского совета, чрезвычайный уполномоченный ЦК АКП(б) и комиссар Гянджинской губ. В 1921-24 чл. ЦИК, наркомзем, нарком РКИ Азерб. ССР. В 1924-27 пред. ЦКК АКП(б). С 1927 зам. пред., с 1931 пред. ЦИК Азерб. ССР и один из пред. ЦИК ЗСФСР. Делегат XII, XIII съездов РКП(б), в 1924-27 чл. ЦКК ВКП(б). Был чл. Заккрайкома ВКП(б), Бюро АКП(б). Чл. ЦИК СССР. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Соч.: Из истории революц. движения азерб. пролетариата, Баку, 1957.

Лит.: Каренин A., С. М. Эфендиев, Баку, 1963.

ЭФЕС

ЭФЕС (греч. Epesos, лат. Ephesus) - древний город в Карии, на зап. побережье М. Азии; в наст. время руины Э. отстоят от берега на расстоянии 10 км, находятся на терр. совр. Сельджука (Турция); важный торг. и ремесл. центр. Выгодное расположение Э. как конечного пункта азиатских торг. путей и его значение как религ. центра (знаменит храмом Артемиды - покровительницы Э.; считался одним из семи чудес света) способствовали процветанию города. Первоначальное население в Э. на холме (совр. Айясолук) было карийским. В 12? в. до н. э. греки, по преданию, во главе с афинянином Андроклом колонизовали эту терр., основав город. В 560 до н. э. был подчинен Лидией, в 546 до н. э. - Персией. После греко-персидских войн (500-449 до н. э.) Э. примкнул к Афинскому мор. союзу (Архе Афинской), но во время Пелопоннесской войны 431-404 до н. э. был на стороне Спарты. После 386 до н. э. Э. вновь подчинен Персии, в 334 - Александру Македонскому, затем переходил от одного диадоха к другому. В 3 в. до н. э. Э. - под властью Селевкидов. Со 190 до н. э. - под властью Пергама, со 133 до н. э. - Рима, со времени Августа (кон. 1 в. до н. э.) - столица рим. провинции Азия. В 263 н. э. Э. был разграблен готами, а храм, сожженный в 356 до н. э. Геростратом и затем заново отстроенный, окончательно разрушен. В 358 н. э. и 365 пострадал от землетрясения, но был восстановлен. Просуществовал до 7 в., затем обезлюдел, местность постепенно заболотилась.

Первые раскопки Э. вели в 1863-74 англичане Дж. Вуд и Д. Хогарт. Систематич. раскопки Э. ведутся с 1895 Австрийским археологич. ин-том. Особый интерес представляют вскрытые остатки благоустроенного города греческого и рим. времени (гор. кварталы, стадионы, театр, термы, гор. ворота, водопровод, здание б-ки, храмы и т. д.).

Лит.: Forschungen in Ephesos, Veröffentlicht vom österreichischen archäologischen Institut, Bd 1-4, W., 1906-1951; Hogarth D. G., Excavations at Ephesus, L., 1908; Keil J., Ephesos. Ein Führer durch die Reunestätte und ihre Geschichte, 5 Aufl., W., 1964; Miltner F., Ephesos, W., 1958.

ЭФЕССКИЙ СОБОР 431

3-й вселенский собор, созванный имп. Феодосием II в Эфесе для определения отношения к несторианству. На Э. с. епископы раскололись на две группировки, одну (приверженцев ортодоксального христианства) возглавляли патриарх Александрии Кирилл и епископ Эфеса Мемнон, другую (несториан) - патриарх Константинополя Несторий и патриарх Антиохии Иоанн. Папа Целестин I через своих легатов поддерживал на соборе Кирилла. После ожесточенной борьбы обеих группировок (когда противные стороны предавали друг друга анафеме) Кирилл путем интриг и подкупов одержал верх, добившись низложения Нестория. Э. с. вошел в историю как собор, осудивший несторианство; однако и после его закрытия продолжалась борьба между сторонниками ортодоксального христианства и несторианства. Окончательно несторианство было осуждено как ересь императорским постановлением 435.

Лит.: Camelot P. Th., Ephèse et Chalcédoine, P., 1962.

ЭФЕССКИЙ СОБОР 449

ЭФЕССКИЙ СОБОР 449 - вселенский собор, созванный имп. Феодосием II в Эфесе для определения отношения к вероучению монофизитов (создателем к-рого был константинопольский архимандрит Евтихий). На соборе разгорелась ожесточенная борьба между клирами Александрии и Константинополя, оспаривавшими друг у друга господств. роль в вост.-христ. церкви. Александрийский клир, возглавленный патриархом Диоскором, поддерживал монофизитов. Противником Евтихия выступал константинопольский патриарх Флавиан. Папа Лев I, испуганный усилением Александрии, стал на сторону константинопольского клира. Опираясь на поддержку Феодосия II, прибегнув к мерам прямого насилия, Диоскор и Евтихий на соборе одержали верх. Флавиан и его сторонники (среди них видные богословы Ива Эдесский и Феодорит Киррский) были осуждены (низложенный Флавиан умер по пути в ссылку). Однако победа монофизитов была недолгой. Халкидонский вселенский собор 451 отменил решения Э. с: монофизитство было осуждено как ересь (что знаменовало победу Константинополя над Александрией). Э. с. был признан "разбойничьим" и исключен христианской церковью из числа вселенских соборов.

ЭФИАЛЬТ

ЭФИАЛЬТ ('Epialtns) (сер. 5 в. до н. э.) - в Др. Афинах гос. деятель. Выражая интересы демократич. кругов населения, Э. ратовал за разрыв со Спартой, за самостоятельную внеш. политику Афин, во внутр. политике был сторонником дальнейшей демократизации гос. строя и ликвидации политич. значения оплота аристократии - ареопага. В 462 провел реформу об ограничении функций ареопага (в ведении к-рого остались лишь уголовные процессы). Вскоре был убит по проискам аристократов. Соратником и восприемником политики Э. был Перикл.

Лит.: Бузескул В. П., Афин. демократия. Общий очерк, X., 1920; Ruschenbusch E., Ephialtes, "Historia", 1966, Bd 15, Н. 3.

ЭФИОПИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЭФИОПЫ

ЭФИОПЫ - итиопы, итьопы (греч., ед. ч. Aitiop - эфиоп, букв. - обожженный солнцем, загорелый) - самоназвание жителей Эфиопии. В древности - название (известное из антич. лит-ры) всех народов, живших к Ю. от Египта, как в Нубии, так и южнее ее, в пределах совр. Эфиопии. В 1-м тыс. до н. э. в Эфиопию из Юж. Аравии неоднократно переселялись араб. племена. В результате длит. смешения переселенцев с аборигенным населением, часть к-рого говорила на кушитских языках, образовались народы, говорящие на изменившихся семитских языках с сильным влиянием кушитских (амхара, тиграи, тигре, гураге и др.). В 16 в. нек-рые области в центр., вост. и юго-зап. Эфиопии заняли кушитоязычные галла, населявшие ранее юж. и юго-вост. области этой страны. Ныне в Эфиопии, в первую очередь в центральных районах, идет процесс образования эфиоп. нации. Нац. самосознание Э. окрепло в период нац.-освободит. войны Э. против итало-фаш. захватчиков в 1935-41. Э. создали богатую, имеющую многовековую давность культуру, впитавшую в себя элементы культур различных народов Эфиопии. Религия большинства Э. - христианство монофизитского толка. См. также ст. Эфиопия.

Лит.: Райт M. В., Народы Эфиопии, М., 1965; Ullendorff E., The Ethiopians. An introduction to country and people, 2 ed., L., 1965.

M. В. Райт. Москва.

ЭФОР

ЭФОР (Eporos) (прибл. 405-330 до н. э.) - др.-греч. историк. Родом из Кум (М. Азия). Ученик Исократа. Труд Э. "История" (в 30 кн., последняя книга написана сыном Э. - Демофилом) представлял собой историю всего греч. мира, включая греч. колонии. Придерживаясь рационалистич. взглядов и считая, что полной достоверностью обладают только события, засвидетельствованные показаниями очевидцев, Э. сознательно опустил мифич. период, начав свое повествование с "возвращения Гераклидов" (признаваемого греками достоверным историч. событием). Изложение доведено до 340 до н. э. - описания воен. действий макед. царя Филиппа II против г. Перинфа. Для Э. характерны отрицат. отношение к современной ему цивилизации и идеализация жизни и нравов более отсталых народов. Соч. Э. не дошло до нашего времени и известно по фрагментам и пересказам более поздних антич. авторов (Диодора Сицилийского и др.).

Фрагменты в кн.: Müller К., Fragmenta historicorum graecorum, v. 1, P., 1841, p. 234-77.

ЭФОРЫ

ЭФОРЫ (греч. eporoi, букв. - наблюдатели) - коллегия высших должностных лиц в Спарте (Др. Греция). Избирались ежегодно в количестве 5 чел. на собрании полноправных граждан. Учреждение эфората относится, по-видимому, к сер. 8 в. до н. э.; возник как высший контрольный орган и постепенно приобрел решающее значение в Спарте. Э. созывали герусию и апеллу, председательствовали в них, заведовали гос. казной, объявляли набор войска, назначали и сменяли военачальников, руководили судопроизводством, ведали сношениями с др. гос-вами. Э. осуществляли контроль над всей гос. и обществ. жизнью в Спарте, наблюдали за действиями должностных лиц (в т. ч. царей), за поведением граждан, за жизнью зависимого населения - периэков и илотов. Выражая интересы аристократич. меньшинства, Э. были оплотом существовавшего в Спарте олигархич. режима. Эфорат существовал также в ряде др. полисов (о. Фера, Эуэспериды в Киренаике, Гераклея в Лукании).

ЭФТАЛИТЫ

ЭФТАЛИТЫ - хиониты, белые гунны, - объединение племен (5-6 вв.), образовавших варварское гос-во на терр. Ср. Азии, Афганистана, Сев.-Зап. Индии и части Вост. Туркестана. Наиболее обоснованным является представление о принадлежности Э. к вост.-иран. племенам, хотя среди них могли быть и другие этнич. группы. Ряд исследователей считают, что основными терр. Э. были Тохаристан и Вост. Афганистан. Ядро эфталитского объединения составляли, видимо, воинственные кочевые племена, подвергавшиеся воздействию оседлой гор. культуры. С нач. 5 в. Э. вели борьбу с Сасанидами, к-рым пришлось платить им дань, с 460 предприняли завоевания в зап. части Сев. Индии. Эфталитское объединение распалось в Индии в 530-х гг., в Ср. Азии и Афганистане - в 560-х гг. под ударами индийских, сасанидских и тюркских правителей.

Лит.: Массон В. М., Ромодин В. A., История Афганистана, т, 1, М., 1964, гл. 7; Ghirshman R., Les Chionites-Hephtalites, Le Caire, 1948.

E. M. Медведев. Москва.

ЭХЕТАТОН

Ахетатон (др.-егип. - "Небосклон Атона"), - город в Др. Египте, основан в кон. 15 в. до н. э. Аменхотепом IV (Эхнатоном), сделавшим Э. своей резиденцией и столицей Египта вместо Фив, а также центром культа бога Атона. В Э. были сооружены храмы Атону, дворцы фараона и членов его семьи, виллы сановников и придворных. После смерти Эхнатона, при Тутанхамоне, Э. был покинут, а при Хоремхебе, окончательно уничтожившем культ Атона (в 1-й пол. 14 в. до н. э.), полностью разрушен и покинут. На месте Э. совр. поселение Амарна - район археологич. раскопок.

ЭХИРИТЫ

ЭХИРИТЫ - эхэриты, - монголоязычное бурят. племя, жившее в 17 в. (числ. ок. 3 тыс. чел.) в верховьях pp. Лены и Куды. В ходе формирования бурят. народности в 17-18 вв. вошли в ее состав. См. Буряты и Бурятская АССР.

ЭХНАТОН

Аменхотеп IV, - см. в ст. Аменхотеп.

"ЭХО"

"ЭХО" - ежедневная легальная большевистская газета, издавалась под ред. В. И. Ленина в Петербурге с 22 июня (5 июля) по 7 (20) июля 1906 (вместо газ. "Вперед"). Вышло 14 номеров, из них 12 были конфискованы. В "Э." сотрудничали А. В. Луначарский, М. С. Ольминский, В. В. Воровский и др. В газете было напечатано более 25 статей Ленина. 10 июля "Э." закрыто полицией.

Лит.: Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 13, 22; Большевистская периодич. печать (1900-1917), М., 1964.

ЭЦЦЕЛИНО ДА РОМАНО

Эццелино III да Романо (Ezzelino da Romano) (25.IV.1194 - 1.X.1259), - синьор Вероны, Виченцы и Падуи. Сын Эццелино II, имевшего владения в Тревизской марке и округе Падуи (в частности, замок Романо близ Виченцы). В 1226 Э. да Р. стал подеста Вероны, однако через 4 года вынужден был оставить город. В обстановке длит. борьбы гвельфов и гибеллинов в 1236 вновь захватил власть в Вероне, а затем, опираясь на союз с имп. Фридрихом II Штауфеном, подчинил Виченцу, Падую, Беллуно, Фельтре, установив там свою синьорию. Будучи гибеллином, Э. да Р. сурово расправлялся с населением гвельфских городов. В 1254 был отлучен от церкви, в 1256 против него был объявлен крестовый поход. 27 сент. 1259 потерпел поражение в битве при Кассано (близ Адды) и вскоре умер от ран, отказавшись от примирения с церковью. Способный военачальник и грозный тиран, Э. да Р. стал героем ряда лит. произведений. Его имя упоминает Данте в числе обитателей ада.

Лит.: Verci G., Storia degli Ecelini, v. 1-3, Venezia, 1841; Rapisarda M., La signoria di Ezzelino da Romano, Udine, 1965; Fasoli G. (etal.), Studi Ezzeliniani, Balogna, 1965.

E. В. Бернадская. Ленинград.

ЭЧЕВЕРРИА

ЭЧЕВЕРРИА (Echeverría), Эстебан Хосе (2.IX.1805 - 19.I.1851) - аргент. мыслитель, социолог, поэт. Учился сначала в ун-те Буэнос-Айреса, затем ок. 4 лет в Париже, где испытал сильное влияние идей европ. утопич. социализма, особенно Сен-Симона. Вернувшись на родину (1830), вместе с X. Альберди основал тайную орг-цию "Майская ассоциация" (или "Молодая Аргентина", 1838), ставившую своей задачей борьбу за "свободу, равенство, братство". В труде "Социалистическое учение Майской ассоциации" (рус. пер. в кн.: Прогрессивные мыслители Лат. Америки, М., 1965) Э. изложил идеи и принципы, на к-рых должна строиться политич. партия, призванная бороться за прогрессивное развитие страны. Явился родоначальником прогрессивно-радикального направления в аргент. историографии. Спасаясь от преследований со стороны диктатора Росаса, Э. эмигрировал в Монтевидео (1841-51).

Соч.: Obras completas, В. Aires, 1951.

Лит.: Agosti H. P., Echeverria, B. Aires, 1951.

К. В. Комаров.

ЭЧЕВЕРРИА АЛЬВАРЕС

ЭЧЕВЕРРИА АЛЬВАРЕС (Echeverría Álvarez), Луис (p.17.I.1922) - мекс. гос. и политич. деятель. Род. в г. Мехико. В 1945 окончил ф-т права Нац. автономного ун-та и в течение неск. лет преподавал на этом ф-те. С 1946 - чл. Институционно-революционной партии (ИРП), в к-рой занимал руководящие посты: в 1949-52 - зав. Отделом печати и пропаганды, в 1957-58 - исполнит. секретарь Нац. исполкома ИРП. В 1952-54 - на ответств. работе в Мин-ве мор. флота, в 1954-57 - в Мин-ве просвещения, в 1958-63 - зам. мин. внутр. дел, в 1964-69 - мин. внутр. дел Мексики. С дек. 1970 - президент Мексики. Пр-во Э. провело ряд социально-экономич. мероприятий бурж.- реформистского характера. Во внеш. политике придерживается принципа мирного сосуществования гос-в с различным обществ. строем, выступает за равноправное деловое сотрудничество между ними.

ЭЧМИАДЗИН

ЭЧМИАДЗИН (до 1945 - Вагаршапат) - город в 15 км от ст. Эчмиадзин - историч. центр армянской апостольской церкви. В Э. находятся монастырь с резиденцией патриарха - католикоса, патриарший кафедральный собор. Название "Э.", означающее "здесь сошел единородный сын", связано с церк. мифом, по к-рому первый арм. епископ Григор Просветитель увидел, как Христос явился в Вагаршапат и указал золотым молотом место для постройки первого в Армении христианского храма.

На месте совр. Э. во 2 в. до н. э. существовал населенный пункт Вардкесаван. В 1-й пол. 2 в. н. э. был построен г. Вагаршапат, ставший во 2-й пол. 2 в. столицей Армении. В 303 был построен храм Э. Первоначально храм имел форму прямоугольной базилики. В 470-80 храм был отстроен заново по типу крестово-купольных храмов, характерных для арм. церк. архитектуры. В 1653-58 с зап. стороны пристроена колокольня. Стены внутри храма расписаны в нач. 18 в. Н. Овнатаном и в кон. 18 в. его внуком О. Овнатаняном. В ризнице Э. хранится богатая коллекция церк. утвари и облачений. В Э. и около него находятся памятники архитектуры: церкви Рипсимэ, Гаянэ, руины храма Звартноц.

ЭШБА

Ефрем Алексеевич (7(19).III.1893 - 16.IV.1939) - один из руководителей борьбы за Сов. власть в Абхазии. Чл. Коммунистич. партии с 1914. Род. в с. Бедиа Сухумского округа. В 1913-16 учился в Моск. ун-те. В 1917-18 - пред. окружкома РСДРП(б), пред. Совета в Сухуми. В 1918-22 - зам. пред. Центр. бюро Коммунистич. орг-ций народов Востока при ЦК РКП(б); 3-й секретарь ЦК КП Грузии; пред. ВРК, пред. ЦИК Абхазии. С 1924 - на ответств. сов. и парт. работе. Делегат XI съезда РКП(б). В 1927 за принадлежность к троцкистской оппозиции исключен из партии, в 1928 признал свои ошибки и восстановлен в ВКП(б). Незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Лит.: Дзидзария Г. A., Ефрем Эшба, М., 1967.

ЭШЕВЕНЫ

ЭШЕВЕНЫ (франц. echevins, от позднелат. scabini) - должностные лица в городах феод. Франции, выполнявшие адм. и суд. функции. Институт Э. генетически связан с институтом скабинов во Франкском гос-ве. С 11 в., с установлением гор. коммун, Э. - члены гор. самоуправления, имевшие также право суда над горожанами. В сев. части Франции коллегии Э. образовывались и в городах, не добившихся статуса коммун. В зависимости от степени свободы города Э. назначались сеньорами или избирались (иногда пожизненно) горожанами. Как правило, коллегии Э. состояли из представителей патрициата; возглавляли их купеч. прево. Число Э. в разных городах было различным. В ср.-век. Париже избиралось 4 Э.: 2 из именитых купцов, 2 из ремесл. верхушки. Э. ведали торговлей, устанавливали цены на товары, наблюдали за рынками, разбирали тяжбы между купцами и т. п. В нек-рых городах в их ведении было также поступление гор. налогов. Однако в ряде городов у Э. были лишь суд. функции. Институт Э. был ликвидирован во время Великой франц. революции (декрет 14 дек. 1789).

А. И. Коробочко. Ленинград.

ЭШЛИ

ЭШЛИ (Ashley), Уильям Джеймс (25.II.1860 - 23.VII.1927) - англ. экономист и историк. Получил образование в Оксфорде. В 1888-1892 - проф. политич., экономич. и конституц. истории в Торонтском ун-те, в 1892-1901 - проф. экономич. истории в Гарвардском ун-те, в 1901-25 - проф. коммерции и финансов в ун-те Бирмингема. Будучи представителем ист.-экономич. направления англ. бурж. историографии, Э. испытал значит. влияние идей А. Тойнби и нем. ист. школы. Э. - автор ряда трудов по экономич. истории Англии, содержащих богатый фактич. материал. Источником процветания Англии Э. считал раннее развитие ее шерстяной пром-сти ("Early history of the English woollen industry", Balt., 1887). Гл. ист. труд Э. - "Экономическая история Англии в связи с экономической теорией" (pt 1-2, L., 1888-93; рус. пер., М., 1897) освещает проблемы экономич. развития Англии в ср. века (до 16 в.). В этом и др. трудах Э. рассматривал историю человеческого общества как процесс "правильного развития". Он указывал на ист. характер как идей, так и учреждений, к-рые возникают и приносят пользу лишь в определенных историко-экономич. условиях. Э. принадлежат также работы по различным проблемам текущей экономич. политики ("The rise in prices...", L., 1912; "Business economics", L. - N. Y., 1926; "Gold and prices", L. - N. Y., 1912). По своим политич. убеждениям Э. был консерватором, сторонником выдвигавшихся Дж. Чемберленом идей протекционизма и необходимости консолидации империи.

Соч. (кроме указ. в ст.): Economic organization of England, L., 1914; The bread of our forefathers. A inquiry in economic history, Oxf., 1928; Tariff problem, L., 1903; Surveys, historic and economic, N. Y., 1966.

К. Н. Татаринова. Москва.

ЭШНУННА

Эшнуна, Ашнуннак (ныне городище Тель-Асмар - "Бурый холм", Ирак), - древний город-гос-во в Месопотамии в шумеро-аккадскую апоху (3-2-е тыс. до н. э.). Возник не позже 3-го тыс. до н. э. Через Э. осуществлялась связь Шумера и Аккада с Эламом. В 21 в. до н. э. входил в состав державы Шумера и Аккада (III династии Ура). С 20 по нач. 18 в. до н. э. - центр самостоят. гос-ва. Потом завоеван царем Хаммурапи, затем касситами, при к-рых назывался Туплиашем. Последнее упоминание города в клинописных док-тах относится к 6 в. до н. э. Текст законов Э. на аккадском яз., восходящих к 19 в. до н. э., найден ирак. археологами (Фуад Сафар, Taxa Бакир и др.) в 1945 в Тель-Абу-Хармале (древнее назв. Шадуппума) и хранится в Ирак. музее в Багдаде (рус. пер. под ред. И. М. Дьяконова, см. "ВДИ", 1952, No 3). Э. раскопана экспедицией Чикагского ун-та под рук. Г. Франкфорта и Т. Якобсена в 1930-36. Найдены храмы (богов Тишпака, Абу и др.), дворец Нарамсина (царя Э.), система канализации, жилые строения, скульптура, надписи, печати.

ЭШТОН

Аштон (Ashton), Томас Саутклифф (11.I.1889 - 22.IX.1968), - англ. историк. Окончил Манчестерский ун-т в 1913 и здесь же преподавал в 1921-44; в 1945-54 занимал кафедру экономич. истории в Лондонском ун-те. Автор трудов по экономич. истории Англии, гл. обр. по истории пром-сти и финансов эпохи пром. переворота. Продолжая традиционную линию бурж.-либеральной историографии, восхваляет деятельность капиталистов- предпринимателей и замалчивает тяжелые социальные последствия пром. переворота для широких нар. масс.

Соч.: Industrial revolution, L., 1964; Economic history of England. The eighteenth century, L., 1955; Economic fluctuations in England 1700-1800, Oxf., 1959.

ЭЭАМ

ЭЭАМ (EEAM, сокращенно от греч. 'Ergatixon 'Etnikon 'Apeleyterotikon Metopon) - рабочий национально-освободит. фронт Греции. Существовал в 1941-44. Создан по инициативе коммунистов. Учредит. документ был подписан 16 июля 1941 представителями Коммунистич. партии, Всеобщей конфедерации труда, Рабочего центра г. Драмы и нек-рых др. проф. орг-ций. В сент. 1941 к ЭЭАМ присоединилась Социалистич. партия Греции. Осн. цели ЭЭАМ: защита прав рабочего класса, борьба за повседневные экономич. требования, за объединение всех патриотич. сил и создание обще-греч. нац.-освободит. фронта, координация борьбы рабочего класса Греции с борьбой рабочих орг-ций других стран. Руководящим органом ЭЭАМ был ЦК, состоявший из представителей всех входивших в ЭЭАМ орг-ций. ЭЭАМ участвовал в основании (сент. 1941) Национально-освободит. фронта Греции (ЭАМ). 18 авг. 1944 ЦК ЭЭАМ принял решение о воссоздании на основе ЭЭАМ Всеобщей конфедерации труда Греции.

ЭЯЛЕТ

ЭЯЛЕТ - эйялет (тур. eyalet, от араб. ийяла - управление), - крупнейшая адм.-терр. единица в Османской империи в кон. 16 в. - 60-х гг. 19 в. Во главе Э. стоял бейлербей. В нач. 17 в. в Османской империи было 32 Э. В 1864 система Э. была реорганизована, в 1866 заменена системой вилайетов.

Предыдущая страница Следующая страница