Приглашаем посетить сайт

Естествознание (es.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Ч" (часть 9, "ЧОМ"-"ЧУД")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 9, "ЧОМ"-"ЧУД")

ЧОМПИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧОН БОН СУ

ЧОН БОН СУ (1572-1645) - кор. военачальник, один из организаторов нар. борьбы против чжур-чжэньских (маньчжурских) захватчиков. Происходил из провинц. дворян. В 1627, во время маньчжурского нашествия, Ч. Б. С. собрал добровольцев (ыйбён) и организовал защиту родного г. Ёнголь (впоследствии Чхольсан, пров. Сев. Пхёнандо). Отряд Ч. Б. С. отразил натиск противника и отбил неск. тыс. пленных корейцев. Этот успех сделал популярным имя Ч. Б. С. в народе.

Лит.: История Кореи, пер. с кор., т. 1, М., 1960, с. 336-38.

ЧОН БОН ЧЖУН

ЧОН БОН ЧЖУН (1853-95) - руководитель крест. восстания в Корее. Род. в уезде Кобу, пров. Чолладо (Юж. Корея) в семье мелкого уездного чиновника, казненного за организацию крест. восстания. В 1888 вступил в секту Тонхак, руководил ее отделением в Кобу. В 1894 возглавил крест. восстание в пров. Чолладо, охватившее вскоре всю страну. Представляя наиболее революц. часть руководства, Ч. Б. Ч. в ходе крест. войны порвал с представителями секты Тонхак, пытавшимися повернуть повстанцев на петиционный путь. Был схвачен властями и казнен.

Лит.: Тягай Г. Д., Очерк истории Кореи во второй пол. XIX в., М., 1960; Ли На Ён, Чосон минчжок хэран чхучжэн са (История нац.-освободительной борьбы кор. народа), Пхеньян, 1958.

Г. Д. Тягай. Москва.

ЧОН ИН ЧЖИ

ЧОН ИН ЧЖИ (в другой транскрипции - Чон Нин Чжи; псевд. - Хакёкчэ) (1396-1478) - кор. ученый и гос. деятель. Род. в семье уездного правителя в Соксоне (пров. Кёнгидо). В правление вана Сечжона (1419-50) занял видное положение в придворной академии Чипхёнджон ("Павильон собрания мудрецов"). Ч. И. Ч. участвовал в создании нац. алфавита хунмин чжоным (1444-46), в составлении ряда ието-рич. (в т. ч. "Истории Коре" ("Коре са") (1451)), политич. и воен. соч., а также трудов по точным наукам. Был первым министром (ёнычжон) в правление Сечжо (1456-68). За выступление против политики поощрения буддизма был сослан Сечжо в Пуё (Центр. Корея). При следующем ване вернулся в столицу и получил всеобщее признание.

М. Н. Пак. Москва.

ЧОН ЯК ЁН

ЧОН ЯК ЁН (в другой транскрипции - Чжон Як Ён), Чон Да Сан (псевдонимы - Дасан (иногда - Тасан), Ёюдан) (1762-1836) - кор. ученый-энциклопедист, выдающийся представитель движения сирхакпха. Род. около Кванчжу (пров. Кёнгидо) в дворянской семье. Рано познакомился с трудами кор. мыслителя сирхакпхского направления Ли Ика, был в дружбе с Пак Чи Воном, Пак Че Га и др. передовыми учеными Кореи, интересовался развитием передовой науч. мысли в зап. странах. С 1789 - на гос. службе; проявил себя как талантливый инженер и архитектор (при строительстве крепости Сувон, моста через р. Ханган), в Корее положил начало оспопрививанию. Страстно обличал произвол и продажность чиновников. В 1801 по обвинению в пропаганде христианства был приговорен к смертной казни, к-рая была заменена 18-летней ссылкой. Годы изгнания и последующую жизнь Ч. Я. Ё. посвятил науч. и лит. деятельности. Лит. наследие Ч. Я. Ё. ("Поли. собр. соч. Ёюдана" ("Ёюдан чонсо") (28 тт.)), насчитывающее сотни работ по обществ., воен., точным и естеств. наукам, было полностью издано только в 30-х гг. 20 в. Труды Ч. Я. Ё. издаются в КНДР. В своих произведениях, представляющих вершину в развитии идей сирхакпха, Ч. Я. Ё. сочетал филос. критику основ господствующей конфуцианской идеологии с критикой феод. порядков и выражал глубокое сочувствие угнетенному народу. Критикуя схоластику и догматизм господствующей идеологии, Ч. Я. Ё. выступал за науку с позиций "истинного конфуцианства". Признавая веществ. начало (ки) основой мироздания, приблизился к филос. материализму, однако атеистом не стал: считал небо и духов высшими судьями (над власть имущими). Критика существующего строя выражена в его политич. концепции о "добродетельном правлении". Гос. власть Ч. Я. Ё. рассматривал как результат некоего обществ. договора, признавал несправедливым абсолютное правление "сверху", выступал против сословных различий и дворянских привилегий, за монархию, опирающуюся на равенство крестьян. Проект зем. реформы Ч. Я. Ё. предусматривал государственную собственность на землю, коллективную обработку земли крестьянами-общинниками и справедливое распределение произведенного продукта по труду.

Осуществление этого проекта предполагалось при сохранении основ феодализма, и это обстоятельство предопределило его утопичность. Несмотря на несбыточность социальных проектов Ч. Я. Ё. в условиях феодализма, его идеи и вклад в науку имели огромное значение для последующего развития антифеод. идеологии и культуры кор. народа.

Лит.: Тягай Г. Д., обществ. мысль Кореи в эпоху позднего феодализма, М., 1971 (см. Указатель имен); Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вон, История кор. философии, пер. с кор., т. 1, М., 1966, с. 267-91.

М. Н. Пак. Москва.

ЧОНСИКВА

ЧОНСИКВА (чиновные наделы полями и пустошами) - система феод. землевладения в Корее, установл. законом 976, к-рым централиз. феод. гос-во Коре утвердило свой контроль над всеми землями страны и номинальную собственность на них. По новому закону все обрабатываемые земли (чон) и пустоши (си) подлежали занесению в общегос. поземельный реестр (чон-чжок) и обложению налогами. Однако все феодалы (гражд. и воен. слуги вана), равно как и мелкие землевладельцы, фактически освобождались от налога, т. к. по закону о Ч., предусматривавшему "раздачу" чиновных наделов полями и пустошами (Ч.), их держатели приобретали право на пожизненное присвоение полагавшегося гос-ву позем. налога (в размере 1/10 урожая). Величина надела зависела от чина (пхум) получателя и определялась фактич. размером прежнего владения феодала. Общее число категорий получателей равнялось 79. Размер надела колебался от НО кёль (1 кёль - от 0,8 га до 3,4 га - в зависимости от разряда полей) полями и такого же кол-ва пустошами (для чиновников высшего ранга) до 21 кёль полями и 10 кёль пустошами (для чиновников низшего ранга). Через 20 лет система Ч. была усовершенствована: число категорий получателей наделов уменьшилось до 18, были сокращены размеры наделов. Осуществление Ч. укрепило позиции Центр. феод. пр-ва, а также средних и мелких феодалов, но Ч., передавшая в распоряжение отд. феодалов значит. часть зем. фонда, содержала и возможность превращения гос. земель (кончжон) в частновладельческие (сачжон) и, следовательно, ослабления гос. централизации. Ч. практически просуществовала до сер. 11 в. К этому времени право частных держателей наделов на получение налога превратилось в право собственности на землю.

Лит.: История Кореи. С древнейших времен до наших дней, т. 1, М., 1974, с. 113-17; История Кореи, пер. с кор., т. 1, М., 1960, с. 138-44.

М. Н. Пак. Москва.

ЧОПИЧ

ЧОПИЧ (Copic), Владимир (8.III.1891-1938) - деятель югослав. коммунистич. движения. Род. в г. Сень (Хорватия) в семье кустаря. По окончании гимназии обучался (до 1914) на юридич. ф-те Загребского ун-та. С началом 1-й мировой войны 1914-18 был призван на службу в австро-венг. армию. В апр. 1915 попал в рус. плен. В мае 1918 в Москве вступил в Югославянскую комгруппу при РКП(б), в нояб. 1918 был командирован на работу в Югославию. На I съезде (1919) Социалистич. рабочей партии Югославии (коммунистов) - СРПЮ (к.) был избран в Центр. парт. вече (ЦК). На II съезде (1920) СРПЮ (к.), на к-ром партия была переименована в компартию Югославии (КПЮ), вновь вошел в ЦК, был избран орг. секретарем ЦК и депутатом в скупщину от КПЮ. После т. н. Видовданского процесса над депутатами-коммунистами (1921) осужден на 2 года тюремного заключения. После освобождения (1923) из Пожаревацкой тюрьмы был секретарем обл. к-та Независимой рабочей партии Хорватии и Славонии. В янв. 1924 избран в состав ЦК КПЮ. Был делегатом КПЮ на V (1924) конгрессе Коминтерна. В 1925 эмигрировал в СССР. В 1926 поступил учиться в Междунар. ленинскую школу, по окончании к-рой был представителем КПЮ в Коминтерне, работал инструктором Коминтерна в Чехословакии и Германии. В 1937 - 38 как командир 15-й Интернац. бригады им. А. Линкольна участвовал в антифаш. войне исп. народа 1936-39. После возвращения в СССР (1938) был редактором издания "Lenjinova dela". В 1938 незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

ЧОРБАДЖИ

ЧОРБАДЖИ (тур. çorbaci, букв. - раздатчик похлебки). В Османской империи: 1) офицерский чин у янычар, соответствовавший командиру орта (роты); 2) представители сельской верхушки - старосты, старшины, зажиточные крестьяне (иначе - мухтар, аксакал). Из числа Ч. тур. власти обычно назначали сборщиков налогов, привлекали Ч. к работе в судебных и адм. органах. В 19 в. термин "Ч." стал применяться гл. обр. к торговцам и вообще богатым христианам. В совр. Турции употребляется в разговорной речи матросов в значении хозяин, владелец судна.

ЧОРТОВ МОСТ

ЧОРТОВ МОСТ - мост на выс. 22-23 м через р. ийс (Швейцария), по к-рому 14(25) сент. перешли с боем рус. войска во время Швейцарского похода Суворова 1799. Дорога вдоль р. ийс от д. Урзерен к Ч. м. проходила через узкий (ок. 3 м) туннель длиной ок. 60 м, оборонявшийся франц. отрядом. Рус. егеря сумели обойти туннель по горам и со стороны реки и, отбросив противника, прорвались к Ч. м., а затем под вражеским огнем переправились по наполовину разрушенному мосту на лев. берег и пробили себе путь на С.

ЧОСОН

1

(букв. - утренняя красота, в переводе Ч. чаще - страна утренней свежести) - одно из назв. Кореи. Этимология слова остается невыясненной. Многие авторы считают, что Ч. обозначало восток или сторону, откуда восходит солнце. Первоначально Ч. - назв. племени или группы племен, образовавших союз племен или гос-во (см. Чосон древний). Ч. как назв. кор. гос-ва возродилось с установлением династии Ли (1392) и сохранялось до переименования Кореи в 1897 в империю Тэхан. Назв. Ч. было восстановлено после аннексии Кореи Японией (в 1910). С образованием КНДР термин "Ч." вошел в офиц. наименование республики (Чосон минчжучжуый инмин конхвагук).

Лит.: Ли Чи Рин, Кочосон ёнгу (Изучение Древнего Чосона), Пхеньян, 1963.

2

древний (Ко Чосон) - первое в истории Кореи политич. объединение кор. племен. Из-за скудности данных письменных источников многие вопросы истории древнего Ч. остаются еще спорными. Время возникновения Ч. определяется сугубо приблизительно - 1-е тыс. до н. э. Среди исследователей (проблемы Ч. изучают гл. обр. кор. ученые Ли Джи Рин, Лим Гон Сан, Чон Хи Ён, Ким Сок Хён и др.) нет единого мнения о местонахождении Ч.: мн. кор. историки полагают, что Ч. находился к 3. от р. Ляохэ и занимал земли вдоль сев. побережья Бохайского (Чжилийского) зал.; др. историки считают, что Ч. занимал обширную терр. бассейна р. Ляохэ и сев.-зап. часть Корейского п-ова. О социально-экономич. структуре Ч. также нет единой точки зрения. Кор. историки были склонны считать (1956), что Ч. - союз племен (или гос-во "варварского" типа), стоявший на пороге цивилизации. В дальнейшем среди ученых КНДР стало преобладать мнение о том, что Ч. было первым рабовладельч. гос-вом в истории Кореи. Первые упоминания о Ч. встречаются в кит. источниках "Ши цзи" и "Хань гну" и восходят к периоду до 7 в. до н. э. Более подробные сведения о Ч. относятся к 3 в. до н. э. В этот период правители Ч. носили титул вана и вели оборонительные войны с кит. гос-вами: Янь, Цинь, Хань. Большая часть терр. Ч. была захвачена гос-вом Янь, однако в эпоху Цинь (221-207 до н. э.) правителям Ч. Пу и Чун удалось укрепить политич. и воен. положение Ч. При Ханьской династии (206 до н. э. - 220 н. э.) угроза независимости Ч. снова возросла. В 194 до н. э. некто по имени Ви Ман (выходец из Янь) сверг Чуна, при внуке последнего Ви Уго Ханьская династия начала войну против Ч. (109 до н. э.). Подавив сопротивление Ч., ханьские правители разделили (108 до н. э.) его терр. на 4 округа: Аннан (Лолан), Имдун (Линьтун), Чинбон (Чэньфань) и Хёнтхо (Сюаньту). Назв. Ч. закрепилось за одним из уездов округа Лолан. С образованием в ходе борьбы с кит. завоевателями кор. гос-ва Когурё, китайцы были вытеснены из части завоеванных земель.

Лит.: История Кореи. С древнейших времен до наших дней, т. 1, М., 1974, с. 25-28; История Кореи, пер. с кор., т. 1, М., 1960, с. 9-10, 45-49; Кочосонэ кванхан тхорон нонмунчжип (Сборник мат-лов дискуссии о древнем Чосоне), Пхеньян, 1963; Пи Ч и Рин, Кочосон ёнгу (Изучение Древнего Чосона), Пхеньян, 1963.

М. Н. Пак. Москва.

ЧОСОН НОДОН КОНДЖЕХВЕ

ЧОСОН НОДОН КОНДЖЕХВЕ (ЧНК; Корейское общество рабочей взаимопомощи) - первая общенац. орг-ция кор. пролетариата, созданная в Сеуле в апр. 1920. Ее филиалы в 15 наиболее важных пром. городах (Пхеньяне, Тэгу, Чинчжу, Пусане и др.) насчитывали в 1921 17 200 чл. Орг-ция имела печатный орган "Кончже" ("Взаимопомощь"). Кроме материальной помощи своим членам при заболеваниях, травмах и т. д., она создавала курсы и вечерние школы по повышению трудовой квалификации рабочих. Сыграла заметную роль в сплочении сил кор. пролетариата, организовав нек-рые профсоюзы: печатников, работников трамвая, парикмахеров и т. д. Однако ЧНК не стал боевой орг-цией рабочего класса, т. к. захватившие в нем руководство реформисты проводили идеи т. н. бесконфликтности. Об-во распалось в окт. 1922.

Лит.: Шипаев В. И., Кор. буржуазия в нац.-освободительном движении, М., 1966, с. 158-59; Чосон тхонса (Общая история Кореи), т. 2, Пхеньян, 1959, с. 242-43.

В. И. Шипаев. Москва.

ЧОСОН НОНОН ЧХОНДОНМЭН

ЧОСОН НОНОН ЧХОНДОНМЭН (Всекорейский рабоче-крестьянский союз) - первая в Корее массовая орг-ция рабочих и крестьян, созданная в Сеуле в апр. 1924 в целях координации действий пролетарских и крестьянских масс страны. Союз объединял 174 местных рабочих (преим. профсоюзных) и крест. орг-ций и насчитывал 125 тыс. чел. Реформистское руководство стремилось ограничить его деятельность выдвижением экономич. требований (установление минимума зарплаты, снижение арендной платы, отмена дополнит. поборов и т. д.), а также просветительской работой. Союз распался в сент. 1927 на Всекор. рабочий союз (Чосон нодон чхондонмэн; 20 638 чл.) и Всекор. крестьянский союз (Чосон нонмин чхондонмэн; 24 180 чл.).

Лит.: Шипаев В. И., Кор. буржуазия в нац.-освободительном движении, М., 1966, с. 158-59; Чосон тхонса (Общая история Кореи), т. 2, Пхеньян, 1959, 242-43.

В. И. Шипаев. Москва.

ЧОУДОРЫ

ЧОУДОРЫ - туркменское племя; см. Туркмены.

ЧОУДХУРИ

1

Абу Сайед (р. в янв. 1921) - обществ. и политич. деятель Бангладеш. По образованию юрист. В 1961-69 - чл. Верховного суда Вост. Пакистана. В нояб. 1969 - марте 1971 - вице-канцлер (ректор) Даккского ун-та. После провозглашения независимости Народной Республики Бангладеш (март 1971) стал ее представителем в Англии и главой миссии Бангладеш при ООН. В январе 1972 - дек. 1973 президент Народной Республики Бангладеш. В дек. 1973 назначен специальным представителем пр-ва по вопросам внеш. политики. В авг. - нояб. 1975 был мин. иностр. дел.

2

Чаудхури, Мухаммад Али (р. 15.VII.1905) - пакистанский политич. и гос. деятель. В 1927 окончил Лахорский ун-т. В 1928-45 занимал ответств. посты в финанс. ведомствах колон. Индии. В авг. 1947 - окт. 1951 - ген. секретарь пр-ва Пакистана. В 1952-54 - мин. финансов и экономики. В 1955-56 - премьер-мин. и мин. обороны. В 1957-59 - посол сначала в США, затем в Японии. До 1956 состоял в правившей партии Мусульм. лига. В 1962 стал одним из лидеров правой партии "Низам-и-ислам".

Соч.: (Ali Chaudri Mohamad), The emergence of Pakistan, N. Y., 1967.

ЧОХОВ

Андрей (род. в сер. 16 в. - ум. ок. 1630) - рус. литейщик. Работал в Москве в Пушечном приказе. Отливал пушки, пищали, мортиры и колокола. Первые датированные работы Ч. относятся к 1568, последние - к 1629. Наиболее выдающиеся работы Ч. - "Царь-пушка" (1586) и стоствольная пушка (1588). "Царь-пушка" имеет вес 40 т, длину 5,34 м, калибр 890 мм; отличается пышностью и оригинальностью орнамента с изображением растений и животных.

Ч. отлил более 20 орудий, из к-рых сохранилось 12. Указом Петра I орудия Ч. были сохранены от переливки, как замечательные памятники рус. литейного искусства, а захваченные шведами пищали Ч. были по его же указу выкуплены в 1723. В конце жизни Ч. отлил неск. колоколов. Оставил много учеников.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ВОСЬМОЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ СССР

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ВОСЬМОЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ СССР - состоялся в Москве 25 нояб. - 5 дек. 1936. Присутствовало 2016 делегатов с правом решающего голоса (в т. ч. 419 женщин), из них: рабочих 42%, крестьян - 40%, служащих - 18%; коммунистов - 72%, беспартийных - 28%. Делегаты представляли 63 национальности. Съезд собрался для рассмотрения и утверждения проекта новой Конституции СССР. В февр. 1935 пленум ЦК ВКП(б) поручил В. М. Молотову войти от имени ЦК ВКП(б) на 7-й съезд Советов СССР с предложением об изменениях в Конституции СССР, принятой в 1924, предусматривающих дальнейшую демо- кратизацию избирательной системы и уточнения социально-экономич. основы Конституции для приведения ее в соответствие с новым соотношением классовых сил, сложившимся в стране в результате победы социализма. 7-й съезд Советов СССР (28 янв. - 6 февр. 1935) постановил внести в Конституцию СССР необходимые изменения и поручил ЦИК СССР избрать Конституционную комиссию для выработки нового текста Конституции. 11 июня 1936 Президиум ЦИК СССР одобрил проект Конституции, представленный Конституционной комиссией, и постановил опубликовать его для всенародного обсуждения (проект обсуждался в течение пяти месяцев). С докладом о проекте новой Конституции СССР выступил И. В. Сталин. Доклад содержал анализ коренных изменений в хоз. и общественно-политич. жизни страны, к-рые произошли с 1924 по 1936: в экономике утвердилось безраздельное господство социалистич. системы х-ва (к 1937 социалистич. собственность на орудия и средства произ-ва составила 98% всех производств. фондов страны); уничтожена эксплуатация человека человеком; на основе сплошной коллективизации был ликвидирован последний эксплуататорский класс - кулачество; за годы Сов. власти в корне изменилась не только классовая структура общества, но и социальная природа рабочего класса, крестьянства и интеллигенции; возникло социально-политическое и идейное единство сов. людей, к-рое стало источником силы и могущества Сов. гос-ва; полностью подтвердился опыт образования многонац. гос-ва на базе социализма, что означало несомненную победу ленинской нац. политики. Все эти изменения нашли свое отражение в проекте новой Конституции СССР, законодательно закрепившей устои социалистич. строя в СССР.

Съезд одобрил и принял за основу проект Конституции СССР, представленный Конституционной комиссией ЦИК СССР. Для рассмотрения поправок и дополнений, внесенных как в ходе всенародного обсуждения, так и на самом съезде, и для установления окончательного текста Конституции съезд образовал Редакционную комиссию в составе 220 чел. (пред. И. В. Сталин). На двенадцатом заседании (5 дек. 1936) съезд постатейным голосованием единогласно утвердил представленный Редакционной комиссией окончат. текст Конституции (Осн. закона) СССР. В ознаменование принятия новой Конституции съезд постановил объявить 5 дек. всенародным праздником, отмечаемым ежегодно. Съезд поручил ЦИК СССР 7-го созыва на основе новой Конституции СССР разработать и утвердить Положение о выборах, а также установить срок выборов Верх. Совета Союза ССР.

Лит.: Чрезвычайный VIII Всесоюзный съезд Советов. Стенографич. отчет, М., 1936; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистических Республик. Сб. док-тов, т. 3, М., 1960; Восходов И., Съезд победившего социализма, М., 1937.

С. И. Сидоров. Москва.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ КРЕСТЬЯНСКИХ ДЕПУТАТОВ - состоялся 11(24) нояб. - 25 нояб. (8 дек.) 1917 в Петрограде. Присутствовало 255 делегатов с решающим голосом лев. эсеров - 110, большевиков - 40, правых эсеров и центровиков - 50, сочувствующих большевикам - 15, беспартийных - 40). В последующие дни число делегатов увеличилось до 330. На съезд прибыли делегаты от губ., уездных и волостных Советов крест. депутатов, от фронтовых, армейских, корпусных и дивизионных крест. к-тов. На повестке дня стояли вопросы о власти, аграрный, продовольственный и др. Несмотря на антисов. позицию правых эсеров, стремившихся сорвать съезд, и колебания многих левых эсеров, съезд по всем осн. вопросам стал на позиции 2-го Всеросс. съезда Советов рабочих и солдатских депутатов (25-27 окт. (7-9 нояб.) 1917). Одобрив политику Совета Народных Комиссаров, съезд большинством голосов высказался за участие левых эсеров в Сов. пр-ве. На съезде три раза (в т. ч. дважды по агр. вопросу) выступал В. И. Ленин, к-рый подчеркнул, что соглашение с левыми эсерами возможно только на социалистич. платформе. Задачи социалистич. революции требовали объединения Советов рабочих, солдатских и крест. депутатов. По агр. вопросу съезд принял резолюцию левых эсеров, предусматривавшую принцип уравнительного землепользования. Большевики голосовали за эту резолюцию, показав этим, что они не пойдут против воли крестьян, желавших уравнительно поделить землю. Избранный съездом врем. Исполнит. к-т Советов крест. депутатов слился с ВЦИК. 15 (28) нояб. в Смольном состоялось объединенное заседание ВЦИК, Петрогр. совета рабочих и солдатских депутатов и Чрезвычайного Всеросс. съезда Советов крест. депутатов, на к-ром была принята резолюция, подтвердившая декреты 2-го Всеросс. съезда Советов о мире и о земле от 26 окт. (8 нояб.) 1917, а также декрет ВЦИК о рабочем контроле от 14(27) нояб. 1917. На Чрезвычайном съезде было принято решение о созыве 2-го Всеросс. съезда крест. депутатов, к-рый открылся 26 нояб. (9 дек.) 1917; в его состав полностью влился Чрезвычайный Всеросс. съезд Советов крест. депутатов.

Лит.: Ленин В. И., Заявление во фракцию большевиков Чрезвычайного Всероссийского съезда Советов крестьянских депутатов, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 35 (т. 26); его же, Речь по аграрному вопросу 14 (27) ноября, там же (т. 26); его же, Речь по поводу заявления представителя ВИКЖЕЛЯ 18 ноября (1 декабря), там же (т. 26); его же, Проект резолюции, там же (т. 26); его же, Заключительное слово по аграрному вопросу 18 ноября (1 декабря), там же (т. 26); Резолюции Чрезвычайного и Второго Всероссийского съездов Советов крестьянских депутатов (ноябрь - декабрь 1917), П., 1917; Ерицян X. А., Советы крестьянских депутатов в Октябрьской революции, М., 1960; Гусев К. В., Крах партии левых эсеров, М., 1963.

М. А. Ханин. Ярославль.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ СЕМНАДЦАТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ СЕМНАДЦАТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ - последний съезд Советов РСФСР, состоялся в Москве 15-21 янв. 1937. На съезде присутствовало 2016 делегатов (в т. ч. 280 женщин), представлявших 43 национальности. В числе делегатов было: рабочих - 47,6%, крестьян - 16%, служащих - 36,4%. Съезд собрался для рассмотрения и утверждения новой Конституции РСФСР, проект к-рой был разработан в соответствии с Конституцией СССР, утвержденной Чрезвычайным 8-м съездом Советов СССР 5 дек. 1936. Необходимость принятия новой Конституции РСФСР вытекала из экономических и социальных изменений, к-рые произошли в жизни республики, как и во всем Советском Союзе. Суть этих изменений состояла в полной победе социализма в стране, в ликвидации эксплуататорских классов, установлении морально-политического единства сов. общества, в укреплении дружбы и сотрудничества народов СССР. С докладом о проекте новой Конституции РСФСР выступил М. И. Калинин. Для рассмотрения поправок и дополнений к проекту и выработки окончательного текста Конституции съезд образовал Редакционную комиссию в составе 164 чел. На 7-м заседании съезда 21 янв. 1937 после доклада пред. Редакционной комиссии М. И. Калинина в результате постатейного голосования был утвержден окончательный текст новой Конституции (Основного закона) РСФСР. В заключение съезд принял постановление, обязывавшее ВЦИК 16-го созыва на основе новой Конституции РСФСР разработать и утвердить Положение о выборах, а также установить сроки выборов Верх. Совета РСФСР.

Лит.: Чрезвычайный XVII Всероссийский съезд Советов 15-21 янв. 1937. Стенографич. отчет, (М., 1937); Съезды Советов РСФСР в постановлениях и документах. Сб. док-тов, М., 1939; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистических Республик. Сб. док-тов, т. 4, ч. 1, М., 1962.

С. И. Сидоров. Москва.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ЧЕТВЕРТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ - рабочих, крестьянских, солдат- ских и казачьих депутатов - состоялся 14-16 марта 1918 в Москве. Присутствовало 1246 делегатов, из них 1166 - с правом решающего голоса (большевиков - 814, левых эсеров - 238, чл. др. партий - 96, беспартийных - 18). Повестка дня: ратификация Брестского мирного договора (докладчик В. И. Ленин, содокладчик от фракции левых эсеров Б. Д. Камков); перенесение столицы; выборы ВЦИК. После информации Г. В. Чичерина о мирном договоре с Германией, подписанном 3 марта в Брест-Литовске, с докладом выступил В. И. Ленин, к-рый обосновал необходимость ратификации Брестского мира как единственного средства получения мирной передышки для сохранения и укрепления завоевания Октябрьской революции; продолжение войны с герм. империализмом в условиях того времени грозило Сов. власти гибелью. Камков и др. представители мелкобурж. партий (меньшевик Л. Мартов, анархист-коммунист А. Ю. Ге, эсер-максималист Н. И. Рывкин и др.) выступили против ратификации. После заключительных слов В. И. Ленина и Камкова было произведено поименное голосование. По данным стенографич. отчета съезда, за резолюцию о ратификации договора, предложенную В. И. Лениным, голосовало 784 делегата, против - 261, воздержалось 115 (в т. ч. "левые" коммунисты), не голосовало по различным причинам 84. После голосования левые эсеры заявили о своем выходе из Совнаркома. Ратифицировав Брестский договор, съезд вместе с тем признал "безусловным долгом всех трудящихся масс напрячь все силы для воссоздания и повышения обороноспособности нашей страны" и выразил непреклонную уверенность в том, что Сов. власть будет делать все, что в ее силах "для содействия международному социалистическому движению". На съезде была оглашена декларация Укр. ЦИК Советов и делегатов от сов. орг-ций Украины, одобрявших ратификацию мирного договора. Съезд утвердил принятое ВЦИК в кон. февр. 1918 решение о перенесении столицы Сов. республики из Петрограда в Москву. Был избран новый состав ВЦИК.

Лит.: Ленин В. И., Проект резолюциипо поводу обращения Вильсона, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 36 (т. 27); его же, Доклад о ратификации мирного договора 14 марта, там же (т. 27); его же, Заключительное слово по докладу о ратификации мирного договора 15 марта, там же (т. 27); его же, Резолюция о ратификации Брестского договора, там же (т. 27); Стенографич. отчет 4 Чрезвычайного съезда Советов рабочих, солдатских, крестьянских и казачьих депутатов, М., 1920; Съезды Советов в документах. 1917-1936, т. 1, М., 1959.

Е. Г. Гимпельсон. Москва.

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ШЕСТОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ

ЧРЕЗВЫЧАЙНЫЙ ШЕСТОЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ - рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов - состоялся 6-9 нояб. 1918 в Москве. Присутствовало 1296 делегатов (с правом решающего голоса - 963), из них: коммунистов - 1260, чл. др. партий - 32, беспартийных - 4. Повестка дня: годовщина Революции (докладчик В. И. Ленин); международное положение (докладчик В. И. Ленин); военное положение (докладчик Л. Д. Троцкий); строительство Сов. власти в центре, комитеты бедноты и Советы на местах (докладчик Г. Е. Зиновьев); соблюдение социалистич. законности (докладчик Д. И. Курский); выборы ВЦИК. В докладах В. И. Ленина были подведены осн. итоги первого года Сов. власти и намечена программа деятельности Сов. пр-ва в области внутр. и внеш. политики. В резолюции "О международном положении" съезд обратил внимание трудящихся на консолидацию сил международной буржуазии для подавления растущего революц. движения в капиталистич. странах и удушения Сов. власти в России. Съезд призвал рабочих и крестьян мобилизовать все силы и средства для защиты социалистич. отечества, для укрепления Красной Армии. Съезд принял обращение к пр-вам США, Англии, Франции, Италии и Японии, ведущим войну против России, "с предложением начать переговоры о заключении мира" и приветствия ко "Всем рабочим, крестьянам, солдатам всех наций, борющимся за мир и социализм, и их вождям", к Красной Армии, а также к красноармейцам и командному составу 2-й армии Вост. фронта по случаю взятия ими г. Ижевска. По предложению Сев. обл. съезда комбедов было принято постановление "Об организации образцовых полков деревенской бедноты" из числа "самых стойких и надежных защитников рабоче-крестьянской власти". В связи с упрочением Сов. власти и победами Красной Армии на фронтах съезд принял постановление "Об амнистии", по к-рому освобождались политич. заключенные, не представлявшие опасности для Сов. республики. В постановлении "О строительстве Сов. власти в центре, комитетах бедноты и Советах на местах" съезд подвел итоги работы комбедов и в связи с выполнением стоявших перед ними задач, а также необходимостью "завершить Сов. строительство созданием единообразной организации Советов на всей территории Советской республики" предложил приступить к перевыборам всех волостных и сельских Советов, возложив на комбеды непосредственное их проведение. В постановлении "О революционной законности" съезд призвал всех граждан республики, органы Сов. власти и должностных лиц гос. аппарата к строжайшему соблюдению законов Сов. гос-ва. Съезд избрал новый состав ВЦИК.

Лит.: Ленин В. И., Речь о годовщине революции 6 ноября, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 37 (т. 28); его же, Речь о международном положении 8 ноября, там же (т.28); Шестой Всеросс. чрезвычайный съезд Советов рабочих, крестьянских, казачьих и красноармейских депутатов. Стенографич. отчет, М., 1919; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистических Республик, т. 1, М., 1959; Советы в первый год пролетарской диктатуры. Октябрь 1917 г. - ноябрь 1918 г., М., 1967.

Е. Г. Гимпельсон. Москва.

"ЧРЕЗКАМЕННЫЙ" ПУТЬ

"ЧРЕЗКАМЕННЫЙ" ПУТЬ - древний речной путь из басс. Печоры через Уральские горы (или за "Камень", как их называли в 17 в.) в область ниж. течения р. Оби. "Ч." п. шел от Устюга вверх по р. Вычегда до впадения в нее р. Вымь и по ее притоку Тетере (теперь Шомвуква). Из басс. Выми переходили "Вымским волоком" на Ухту - приток Ижмы. От устья Ижмы "Ч."п. проходил вверх по pp. Печоре - Усе - Соби - Ельцу, каменным волоком через систему водораздельных озер в реку Собь, впадающую в Обь. "Ч." п. был известен новгородцам с 14 в. В 16-17 вв. использовался преим. торговыми и пром. людьми, особенно усиленно как возвратный путь из Сибири (в сочетании с морским ходом в Матазею), С перемещением на Ю. основных путей продвижения в Сибирь и окончательным запрещением в 20-х гг. 17 в. морского хода в Мангазею "Ч." п. ко 2-й пол. 17 в. утратил свое значение, но был заброшен лишь в нач. 18 в.

Лит.: Бахрушин С. В., Пути в Сибирь в XVI-XVII вв., в его кн.: Науч. труды, т. 3, ч. 1, М., 1955.

В. И. Сергеев. Москва.

ЧРЕМОШНИК

ЧРЕМОШНИК (Cremosnik), Грегор (24.II.1890 - 12.XI.1958) - югосл. историк, чл.-корр. Сербской АН (1932). По национальности словенец. В 1915 окончил филос. ф-т ун-та в г. Грац, в том же году специализировался в Вене у К. Иречека. В 1935-41 - проф. филос. ф-та в ун-те г. Скопле по кафедре общей ср.-век. истории, с 1946 - проф. филос. ф-та ун-та в г. Любляне по кафедре истории балканских народов. Как исследователь осн. внимание уделял изучению ср.-век. истории Боснии, Сербии и далматинских городов; занимался публикацией документов (наиболее ценная - "Канцеларски и нотариски списи 1278-1301", Београд, 1932).

Соч.; Развоj српског новhарства до кральа Милутина, Београд, 1933; Bosanske i humske povelja srednjeg vljeka, "Гласник Земальског музеjа", Свеска 3, 1948, с. 103-42; там же, Свеска 4-5, 1949-50, с. 105-97; там же, Свеска 6, 1951, с. 81-118; там же, Свеска 7, 1952, с. 273-336; там же, Свеска 10, 1955, с. 137-45.

В. П. Грачев. Москва.

"ЧТЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ НЕСТОРА-ЛЕТОПИСЦА"

"ЧТЕНИЯ В ИСТОРИЧЕСКОМ ОБЩЕСТВЕ НЕСТОРА-ЛЕТОПИСЦА" - рус. непери- одический сборник, издававшийся в Киеве Историческим обществом Нестора-Летописца в 1879-1914 (24 тома). Со 2-го тома (1888), как правило, выходило по одной книге в год; тт. 14-24 имели по нескольку вып. 1-й отдел каждого тома содержит протоколы, сведения о составе и деятельности об-ва, во 2-м печатались сообщения и отчеты об археологич. раскопках, преим. на Украине, историч. источники, статьи по истории России, Украины и нек-рых славянских стран. Ряд томов (с 1893) содержит библиографич. отделы, куда входят общие обзоры и рецензии на отд. работы. Среди опубликованных док-тов большое место занимают лит. памятники, в частности памятники церковно-полемич. лит-ры, "Акты по истории землевладения в Малороссии", ряд др. публикаций и статей, напр. В. С. Иконникова о событиях нач. XVII в., М. Ф. Владимирского-Буданова по истории права. Нек-рые тома имеют тематический характер. Перечень научных сообщений членов об-ва, опубл. в "Чтениях", содержится в кн. Н. П. Дашкевича "25-летие исторического общества Нестора-летописца" (К., 1899).

Лит.: Нестроев Л. И., Историческое общество летописца Нестора в Киеве (1873-1890 гг.), в кн.: Историческое обозрение. Сб. Исторического общества при Санкт-Петербургском ун-те, т. 2, СПБ, 1891.

"ЧТЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ"

"ЧТЕНИЯ В ОБЩЕСТВЕ ИСТОРИИ И ДРЕВНОСТЕЙ РОССИЙСКИХ" - периодическое издание трудов Об-ва истории и древностей российских при Моск. ун-те (см. Московское общество истории и древностей российских). Издавались в 1846-48 (No 1-23, ред. О. М. Бодянский) и в 1858-1918 (No 24-101, ред. Бодянский; No 102-117, ред. А. Н. Попов; No 118-251, ред. Е. В. Барсов; No 252-264, ред. М. К. Любавский). Публиковались материалы по истории России 8-19 вв., а также по археологии, нумизматике, палеографии, истории славянства и т. д. В 1848 за публикацию записок Д. Флетчера о Моск. гос-ве времен Ивана Грозного "Чтения..." были закрыты по распоряжению Николая I. В издании принимали участие рус. историки: Д. И. Багалей, Д. Н. Бантыш-Каменский, М. М. Богословский, А. Ф. Бычков, С. А. Белокуров, И. Д. Беляев, С. Б. Веселовский, И. Е. Забелин, В. О. Ключевский, Д. Ф. Масловский и др.

Лит.: Белокуров С. А., Указатель ко всем периодическим изданиям Общества истории и древностей Российских при Московском университете по 1915, "ЧОИДР", 1916, кн. 2, отд. 3. Л. Б. Леонидов. Москва.

ЧУ

ЧУ - др.-кит. царство в эпоху Чжоу (11-3 вв. до н. э.). Было расположено в басс. р. Янцзы. Постепенное усиление Ч. привело к тому, что уже в 704 до н. э. его правители присвоили себе титул ван, до того принадлежавший только верх. правителям всего чжоуского Китая. Успехи в развитии железоделания и ирригации, а также многочисл. войны и аннексии (Ч. поглотило ок. 45 княжеств и уделов) еще больше усилили царство. В период Чжанъго (5-3 вв. до н. э.) Ч. было самым крупным и многонаселенным царством. Однако в 223 до н. э. оно было покорено царством Цинь.

Л. С. Васильев. Москва.

ЧУ СИ ГЁН

ЧУ СИ ГЁН (псевд. - Ханхинсэм) (22. XII. 1876 - 27.VII.1914) - кор. ученый и мыслитель. После окончания колледжа "Пэдже" работал в газ. "Тоннип синмун". В кон. 19 в. возглавил движение за распространение нац. кор. языка и за унификацию его письменности. Внес крупный вклад в кор. лингвистику. Включившись в культурно-просветительное движение, выступал с патриотич. статьями, отстаивая идеи независимости и демократич. развития страны.

Лит.: Чон Чин Сок, Чон Сон Чхоль, Ким Чхан Вой, История кор. философии, т. 1, пер. с кор., М., 1966, с. 379-80.

В. И. Шипаев. Москва.

ЧУБАРОВ

Сергей Федорович (ок. 1845 - 10.VIII.1879) - рус. революционер-народник. Из дворян. Окончил Воронежский кадетский корпус; был вольнослушателем Моск. ун-та и Лесного ин-та (Петербург). В марте 1869 с группой товарищей уехал в Америку с целью создания трудовой коммуны; затем жил в Женеве, поддерживая тесные связи с рус. революц. эмиграцией в Швейцарии. По возвращении в Россию весной 1872 был преподавателем в Ставрополе на курсах нар. учителей, осн. М. А. Тургеневой. В 1875-77 - активный член Киевского кружка "бунтарей" бакунистского направления (см. Южные бунтари). Вел пропаганду среди народа на Кубани и Кавказе; участник т. н. "Чигиринского заговора". В кон. 1877 с В. А. Осинским подготавливал покушение на петерб. градонач. Ф. Ф. Трепова (см. Треповы), а в янв. 1878 вместе с др. землевольцами участвовал в демонстрации в память рабочих, погибших при взрыве на Патронном з-де (Петербург), после чего уехал в Одессу. Здесь, возглавляя кружок бакунинцев (подпольная кличка - "Капитан"), Ч. участвует в орг-ции демонстрации представителей юж. народнич. кружков против вынесения смертного приговора И. М. Ковальскому и в вооруженной попытке освободить П. И. Войнаральского. Арестован в Одессе 5 авг. 1878; при аресте оказал вооруж. сопротивление. У Ч. были найдены записки по динамитному делу и обнаружено значит. технич. оборудование. Одесским военно-окружным судом ("процесс 28-ми") приговорен к смертной казни через повешение. Казнен в Одессе вместе с Д. А. Лизогубом и др.

Лит. см. при статье Народничество.

О. А. Сайкин. Москва.

ЧУБАРЬ

Влас Яковлевич (10(22).II. 1891 - 26.II.1939) - сов. гос. и парт. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1907. Род. в с. Бурлацкое Александровского у. Екатеринославской губ. в крест. семье. В 1904 поступил в Александровское механико-технич. уч-ще (ныне Запорожский машиностроит. ин-т им. В. Я. Чубаря), был чл. нелегального ученич. кружка. Участвовал в баррикадных боях 1905. Окончив уч-ще (1911), работал на Краматорском з-де, затем был руководителем парт. орг-ций на Никополь-Мариупольском з-де, в Москве на з-де Бари. С 1916 на петрогр. Орудийном з-де; после Февр. революции 1917 пред. фабзавкома, затем чл. Центр. совета фабзавкомов Петрограда, деп. Петрогр. совета. Во время Октябрьской революции 1917 комиссар ВРК Гл. арт. управления, затем чл. Совета рабочего контроля. В 1918-19 пред. правления машиностроит. з-дов (ГОМЗА), чл. Президиума ВСНХ. В 1920-22 пред. оргбюро по восстановлению пром-сти Украины, пред. Президиума ВСНХ Украины, чл. ЦК КП(б)У. С 1923 пред. СНК УССР, чл. Политбюро ЦК КП(б)У. В 1934-38 зам. пред. СНК СССР. Делегат XI-XVII съездов партии; на X съезде (1921) избран канд. в чл. ЦК, с XI съезда (1922) - чл. ЦК, с 1926 канд. в чл. Политбюро ЦК, с 1935 чл. Политбюро ЦК ВКП(б). Был чл. ВЦИК, ЦИК СССР, ВУЦИК. Деп. Верх. Совета СССР 1-го созыва. Необоснованно репрессирован, реабилитирован посмертно.

Лит.: Дробижев В., Думова Н., В. Я. Чубарь. (Биография, очерк), М., 1963.

Н. М. Юрова.

ЧУБИНСКИЙ

Павел Платонович (15.I.1839 - 14.I.1884) - украинский этнограф и фольклорист бурж.-демократич. направления. Окончил юридич. ф-т Петерб. ун-та в 1861. За народнич. пропаганду среди крестьян на Киевщине отбывал ссылку в 1862-69 в Архангельской губ. В 1863 производил перепись в Архангельской губ., а в 1867 по поручению Вольного экономич. об-ва и Рус. географич. об-ва совершал поездки по сев. губерниям, изучая их экономич. ресурсы и этнографию населения. В 1869-70 возглавлял экспедицию в юго-зап. край России, мат-лы к-рой, в основном по обычному праву, быту, фольклору, говорам украинцев и др. народов, населявших эти районы, обобщены и изданы в "Трудах этнографическо-статистической экспедиции в западно-русский край, снаряженной Русским географическим обществом" (т. 1-7, СПБ, 1872-79).

Лит.: Куницкий А. С, Украинский этнограф П. П. Чубинский (1839-1884), "СЭ", 1956, X. 1 (дан список осн. трудов Ч.).

Р. С. Липец. Москва.

ЧУБРИЛОВИЧ

ЧУБРИЛОВИЧ (Ħубриловиh), Васо (р. 13.I.1897) - югосл. историк, академик (с 1961). Будучи гимназистом, принимал участие (28 июня 1914) в покушении на австро-венг. престолонаследника Франца Фердинанда (см. Сараевское убийство), за что был осужден на 16 лет тюремного заключения. После освобождения (1918) окончил (1919) гимназию в Сараево, а в 1922 филос. ф-т Белградского ун-та, проф. к-рого стал в 1939. Во время 2-й мировой войны 1939-45 находился в концлагере в Банице. В послевоен. годы был министром союзного пр-ва ФНРЮ. С 1946 по 1967 - зав. кафедрой нац. истории нового времени Белградского ун-та. С 1967 директор Ин-та балканистики Серб. АН и искусств. В круг науч. интересов Ч. входит изучение ср.-век. и новой истории Боснии и Герцеговины, Сербии, Хорватии.

Соч.: Босански устанок 1875-1878, Београд, 1930; Први српски устанак и босански Срби, Београд, 1939; Политичка прошлост Хрвата, Београд, 1939; Историjа политичке мисли у Србиjи XIX века, Београд, 1958.

В. Г. Карасев. Москва.

ЧУВАНЦЫ

ЧУВАНЦЫ - одно из племен юкагиров. К приходу русских на Д. Восток в 17 в. кочевали в верховьях р. Анадырь и по р. М. Анюй, занимались охотой, рыболовством, имели оленей. В 18 в. под натиском чукчей часть Ч. отошла на р. Колыма и обрусела, др. часть была ассимилирована оленными коряками и чукчами. Потомки Ч., усвоившие чукотский язык и культуру, стали считать себя особой народностью. Переписью 1926 было выявлено 707 чел. Ч. Последующими переписями чукотоязычные Ч. учитывались вместе с чукчами. Обрусевшие Ч. живут в пос. Маркове, Усть-Белая, Анадырь Анадырского р-на Чукотского нац. окр., чукотоязычные - в Чуванском и Ваегском сельсоветах этого же р-на и в сев. части Пенжинского р-на Корякского нац. окр.

Лит.: Народы Сибири, М.-Л., 1956; Долгих Б. О., Родовой и племенной состав народов Сибири в XVII в., М., 1960; Гурвич И. С., Этническая история северо-востока Сибири, М., 1966.

И. С. Гурвич. Москва.

ЧУВАШИ

ЧУВАШИ (самоназв. - чаваш) - нация в СССР. Общая числ. 1694,4 тыс. чел. (1970, перепись); в пределах Чуваш. АССР 856,2 тыс. чел. Большие группы Ч. живут в Тат. и Башк. АССР, Ульяновской, Куйбышевской, Саратовской обл. (куда переселились еще в 17-18 вв.), Сибири, Ср. Азии (переселенцы 19-20 вв.). В антропологич. типе Ч. имеются европеоидные и монголоидные элементы. Чувашский язык относится к болгарской группе тюрк; языков, в к-рую входили также ныне исчезнувшие болгарский и хазарский языки. Верующие Ч. православные. Осн. роль в этногенезе Ч., по мнению большинства исследователей, сыграли тюркоязычные болгары волжско-камские, заселившие в последней четверти 1-го тыс. н. э. лесостепные р-ны правобережья Волги, где смешались с местными финно-угорскими племенами (последнего этапа городецкой культуры и пьяноборской культуры), причем болгарский элемент был преобладающим. Массовое переселение болгар-суваров (сувазов) на правобережье Волги, вызванное разгромом Болгарии Волжско-Камской монголо-татарами в 13-14 вв., усилило тюркизацию местных племен, сыграло решающую роль в образовании двух осн. этнографич. групп Ч. - верховых (вирьял), обитающих в сев.-зап. части Чувашии, и низовых (анатри) - в сев.-вост. и юж. частях. Промежуточную терр. занимает переходная группа средненизовых (анат енчи), близкая в языковом отношении к вирьялам, а в бытовом - к анатри. Ч., живущие за пределами Чуваш. АССР, в подавляющем большинстве относятся к группе низовых. Чуваш. народность в основном сформировалась к 16 в. (этноним Ч. восходит к одному из болгарских племен - суваз, или саваз). От болгарских предков Ч. унаследовали технику земледелия, ремесл. произ-ва, многие элементы материальной и духовной культуры. Присоединение Ч. к Рус. гос-ву (1551) освободило их от ига Казанского ханства и имело большое положительное значение для дальнейшего развития чуваш. народа. От русских Ч. восприняли усовершенствованные орудия труда, типы жилищ, одежды и др. элементы культуры. Несмотря на национальный гнет царизма и местной буржуазии, насильств. христианизацию (сер. 18 в.), Ч. сохранили свой язык, самобытную культуру, богатый фольклор, музыку, прикладное иск-во, а после появления нац. письменности (1871) создали и свою художеств. лит-ру. До установления Сов. власти Ч. жили сел. общинами, сохранялись нек-рые патриархальные пережитки в обществ. и семейном быту. За годы Сов. власти Ч. достигли огромных успехов в экономич. и культурном развитии; Чуваш. АССР стала одним из важных индустриальных р-нов страны, краем передового социалистич. с. х-ва. В результате победы социализма Ч. сложились в социалистич. нацию. Выросла нац. интеллигенция: ученые, писатели, художники, инженеры, композиторы и др. Из традиц. нар. иск-ва особенно широкое развитие получили: хоровое пение, вышивка, художеств. ткачество, резьба по дереву. Об истории, экономике и культуре Ч. см. также в ст. Чувашская АССР.

Лит.: Чуваши. Этнографическое исследование, ч. 1-2, Чебоксары, 1956-70; Денисов П. В., Религиозные верования чуваш. Чебоксары, 1959; Каховский В. Ф., Происхождение чувашского народа, Чебоксары, 1965; Народы Европейской части СССР, т. 2, М., 1964 (лит. на С. 850-51).

П. В. Денисов. Чебоксары.

ЧУВАШСКАЯ АВТОНОМНАЯ СОВЕТСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕСПУБЛИКА

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧУГУЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1819

ЧУГУЕВСКОЕ ВОССТАНИЕ 1819 - см. Военные поселения.

ЧУГУРИН

Иван Дмитриевич (15(27).VIII.1883 - 8.II.1947) - участник революц. движения и установления Сов. власти в России. Чл. Коммунистич. партии с 1902. Род. в Сормово в семье рабочего. С 1894-рабочий. Участник революции 1905-07 в Сормово. В 1911 был слушателем Партийной школы в Лонжюмо. С 1916 чл. Петерб. к-та и с 1917 секретарь Выборгского к-та РСДРП(б), по поручению к-рого 3(16) апр. на Финляндском вокзале вручил вернувшемуся из эмиграции В. И. Ленину парт. билет No 600. В окт. дни 1917 - чл. районного штаба по руководству восстанием. В 1918-20 на политработе в Красной Армии, чл. Президиума и ответств. секретарь ВЧК. С 1921 на руководящей хоз. работе.

Соч.: Мои встречи с Лениным, в сб.: Воспоминания нижегородцев о В. И. Ленине, (Г.), 1960.

Лит.: Богданов И. А., Волков П. М., Иконников Н. И., Воспитанник ленинской школы, "Правда", 1963, 22 дек.; Фадеев В., Шульпин П., Парусов А., Очерки истории Горьковской орг-ции КПСС, ч. 1, (Г.1, 1961.

А. И. Парусов. Горький.

ЧУДИ

1

(Tschudi), Иоганн Якоб (25.VII.1818 - 8.Х.1889) - швейц. путешественник и естествоиспытатель. В 1838-42 путешествовал по Перу, а в 1857-59 по Бразилии, Чили, Боливии и Перу. В 1860-62 был швейц. посланником в Бразилии, где много путешествовал по Центр. и южным провинциям. Естественнонауч., географич. и этнографич. мат-л, собранный во время путешествий, обобщен им в ряде монографий.

Соч.: Peru. Reiseskizzen aus den Jahren 1838-1842, Bd 1-2 St. Gallen, 1946; Relsen durch Sudamerika, Bd 1-5, Lpz., 1866-69; Die Keehua-Sprache, W., 1853.

2

(Tschudi), Эгидий (или Гильг) (5.II.1505 - 28.II.1572) - швейц. историк. В 1558-60 - глава магистрата в его родном городе Гларусе. Приверженец католицизма, он жестоко преследовал сторонников У. Цвингли. Осн. ист. соч. - "Швейц. хроника" (Chronicon Helveticum, Bd 1-2, Basel, 1734-1736), охватывающая 1000-1400, в к-рой Ч. поместил многочисл., в т. ч. впервые собранные им источники. В 19 в. мн. сведения, содержащиеся в "Хронике" (напр., о Вильгельме Телле), были признаны ист. критикой легендарными.

Лит.: Wehrli M., Aegidius Tschudi. Geschichtsforscher und Erzähler, "Schweizerische Zeitschrift für Geschlchte", 1956, Bd 6; Feller R., Bonjour E., Geschichtsschreibung der Schweiz, Bd 1, Basel - Stuttg., 1962.

ЧУДНОВСКИЙ

Григорий Исаакович (1890 - 8.IV.1918) - активный участник Октябрьской революции и Гражд. войны. Чл. Коммунистич. партии с авг. 1917. Род. в Екатеринославе (ныне Днепропетровск) в семье адвоката. В революц. движении с 1905; был меньшевиком-партийцем. Будучи студентом, вел подпольную работу в Екатеринославе и Петербурге. В 1910 арестован и сослан в Сибирь, в 1913 бежал во Францию, а затем в США. Во время 1-й мировой войны 1914-18 стал на интернационалистич. позиции. В мае 1917 вернулся в Россию, примкнул к "межрайонцам", вместе с к-рыми на VI съезде РСДРП(б) был принят в большевистскую партию. Вел антивоен. пропаганду в армии, был членом корпусного к-та на Юго-Зап. фронте. В октябре избран чл. Всеросс. бюро Воен. организации, являлся чл. Пет-рогр. ВРК и комиссаром ВРК в Преображенском полку. Делегат 2-го Всеросс. съезда Советов. Вместе с В. А. Антоновым-Овсеенко и Н. И. Подвойским руководил взятием Зимнего дворца, арестовывал министров Врем. пр-ва и сопровождал их в Петропавловскую крепость. Участвовал в борьбе против мятежа Керенского - Краснова, был ранен. Вскоре назначен комиссаром Юго-Зап. фронта. Участвовал в борьбе против контрреволюц. Центр. рады, в дек. 1917 арестован и приговорен к смертной казни. В ночь на 26 янв. 1918, накануне казни освобожден в Киеве сов. войсками, стал комиссаром Киева по гражд. делам. Во время австро-герм. интервенции командовал красногвард. отрядами в боях под Киевом, а затем в составе 4-й армии. Когда под Люботином эти войска были окружены противником, Ч. застрелился.

Лит.: Корольчук Э. А., Г. Чудновский, Л., 1969.

ЧУДОВ

Михаил Семенович (5.IX.1893 - 30.Х.1937) - сов. и парт. деятель. Чл. Коммунистич. партии с 1913. Род. в дер. Хонеево Бежецкого у. Тверской губ. в семье крестьянина. Рабочий-печатник в Петербурге; участник Февр. и Октябрьской революций 1917. В 1918-20 пред. Бежецкого укома партии и уисполкома. В 1920-27 пред. Тверского губисполкома, секретарь губкома РКП(б); затем секретарь окружкома в Ростове-на-Дону, Сев.-Кавк. крайкома ВКП(б). В 1928-36 2-й секретарь Ленингр. обкома партии. Делегат XI - XVII съездов партии; на XII и XIII съездах избирался канд. в чл. ЦК, на XIV - XVII - чл. ЦК ВКП(б). Необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

ЧУДОВ МОНАСТЫРЬ

ЧУДОВ (АЛЕКСЕЕВСКИЙ АРХАНГЕЛО-МИХАЙЛОВСКИЙ) МОНАСТЫРЬ - основан в Московском Кремле ок. 1358-65 митрополитом Алексеем (по преданию, записанному в 16 в., на месте бывшего золотоордынского подворья). Ч. м. был митрополичьим (с 1589 - патриаршим), до 1561 его настоятель считался первым среди игуменов рус. монастырей. К кон. 16 в. Ч. м. стал одним из крупнейших церк. собственников, владения к-рого росли в 17-18 вв. Из монахов-настоятелей Ч. м. вышли мн. церковно-политич. деятели 15-17 вв. С кон. 14 в. Ч. м. становится одним из крупных центров по переводу, редактированию и переписке разнообразных соч. В 15-17 вв. в Ч. м. действовала книгописная мастерская, в 1518-25 в нем работал Максим Грек. При Филарете в Ч. м. было греко-латинское училище. Монахи Ч. м. активно участвовали в изданиях Печатного двора. Сохранилось ценное собрание рукописей 11-18 вв. Ч. м. (в Отделе рукописей Гос. Историч. музея), образовавшееся из вкладов царевича Ивана Ивановича, Бориса Годунова, Сильвестра, митрополита Афанасия и мн. др. В 30-х гг. 20 в. здания Ч. м. (постройки 16-19 вв.) были разобраны.

Лит.: Тихомиров М. Н Средневековая Москва в XIV-XV вв., М., 1957.

Предыдущая страница Следующая страница