Приглашаем посетить сайт

Биографии (biografii.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Ч" (часть 5, "ЧЕС"-"ЧЕХ")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ч" (часть 5, "ЧЕС"-"ЧЕХ")

ЧЕСТЕРФИЛД

ЧЕСТЕРФИЛД (Chesterfield), Филип Дормер Стенхоп (Stanhope) (22.IX.1694 - 24.III.1773), граф, - англ. политич. деятель, дипломат, писатель. Род. в аристократич. семье. Учился в Кембридже. В 1715 стал чл. палаты общин. С 1726 - в палате лордов; возглавил в палате оппозицию вигскому кабинету Р. Уолпола. В 1728-32 - посланник в Голландии, в 1745-46 - наместник Ирландии. В 1746-48 - гос. секретарь. Был одним из инициаторов введения в Англии нового календаря (с 1752).

Ч. испытал значит. влияние идей франц. Просвещения, был в дружеских отношениях с Монтескье, Вольтером и др. франц. просветителями. Славу писателя и философа-моралиста принесли Ч. его "Письма к сыну" ("Letters... to his son"), опубликованные посмертно в 1774 (рус. пер., Л., 1971), к-рые представляют собой своеобразный свод норм поведения в свете и являются важным источником для изучения морали, быта, культуры англ. аристократии 18 в. "Письма" и др. произведения Ч. обнаруживают острый политич. ум и широкий кругозор их автора. Ч., в частности, предвидел возможность революц. взрыва во Франции в кон. 18 в. Ему было близко учение Локка об отсутствии врожденных идей и главенствующей роли среды, образования и воспитания в становлении человеческой личности.

В. М. Карев. Москва.

ЧЕТВЕРНОЕ СОГЛАСИЕ

ЧЕТВЕРНОЕ СОГЛАСИЕ - встречающееся в литературе наименование блока Англии, Франции, России и Италии, противостоявшего в 1-ю мировую войну 1914-18, вместе с присоединившимися к нему другими гос-вами, Четверному союзу. Сложился в результате присоединения в 1915 Италии, входившей ранее в Тройственный союз 1882, к Антанте.

ЧЕТВЕРНОЙ СОЮЗ

ЧЕТВЕРНОЙ СОЮЗ - встречающееся в литературе наименование блока Германии, Австро-Венгрии, Турции и Болгарии, противостоявшего в 1-ю мировую войну 1914-18 странам Четверного согласия и их союзникам. Сложился после присоединения Турции в 1914 и Болгарии в 1915 к австро-герм. блоку, начало к-рому было положено Австро-германским договором 1879.

ЧЕТВЕРТАКОВ

Ермолай Васильевич (1781 - г. смерти неизв.) - солдат Киевского драгунского полка, партизан Отечеств. войны 1812. Из крепостных крестьян д. Нефедовка Черниговской губ. Участвовал в войне с Францией в 1805-07. Во время Отечеств. войны, находясь в арьергарде ген. П. П. Коновницына, в бою 19 августа у с. Царево Займище попал в плен, но вскоре бежал, добыл лошадь и оружие и во главе 50 присоединившихся к нему крестьян Гжатского у. Смоленской губ. предпринял ряд успешных нападений на мелкие группы противника. В д. Басманы, ставшей базой отряда Ч., его численность возросла до 300 чел. Он организовал обучение крестьян стрельбе, наладил разведыват. и караульную службу и совершал нападения на отд. группы солдат противника. У д. Скугаревой во главе 4 тыс. крестьян Ч. разбил франц. батальон с артиллерией. В результате действий Ч. р-н Гжатска был освобожден от противника. В нояб. 1812 произведен в унтер-офицеры и затем присоединился к своему полку, с к-рым участвовал в заграничных походах 1813-14.

Лит.: Альбовский В., Один из партизан 1812 г., "PC", 1898, No 7.

ЧЕТВЕРТАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП

ЧЕТВЕРТАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ РСДРП ("Третья общероссийская") - состоялась 5-12(18-25) нояб. 1907 в Гельсингфорсе (Финляндия). Присутствовало 27 делегатов (10 большевиков, 4 меньшевика, 5 польских и 3 латышских социал-демократа, 5 бундовцев). Они представляли парт. орг-ции Москвы и Центр. пром. губернии, Петербурга, Урала, Поволжья, Сибири, Сев. Кавказа, Закавказья, Юга России. Среди делегатов-большевиков был В. И. Ленин. Порядок дня: 1) О тактике социал-демократической фракции в Государственной думе; 2) О фракционных центрах и укреплении связи ЦК с местными организациями; 3) Об участии в буржуазной прессе. Доклад о тактике с.-д. депутатов в Думе сделал Ленин. Он отметил, что в период начавшейся реакции партия должна разоблачать в Думе антинар. направленность правительственных и либерально-бурж. законопроектов. Ленин подчеркнул, что социал-демократы должны использовать Думу не в целях "законодательных "реформ"", к чему призывали меньшевики, а для революционного воспитания и организации пролетариата, для широкой агитации за демократич. республику и конфискацию помещичьих земель, за 8-часовой рабочий день. Эту задачу они смогут выполнить, говорил Ленин, если будут вести самостоят. политику, а не блокироваться с кадетами. Меньшевики и бундовцы отстаивали необходимость "чисто практической" работы в Думе, призывали поддерживать законодательную деятельность в блоке с кадетами. Конференция большинством голосов отвергла линию меньшевиков, приняла резолюцию, написанную и предложенную Лениным от имени Петерб. общегор. конференции, в к-рой содержалась большевистская оценка 3-й Гос. думы и политики самодержавия, намечалась революц. тактика с.-д. депутатов в Думе. Были признаны допустимыми соглашения с депутатами народнических партий и трудовиками, стоявшими левее кадетов, с целью высвобождения крестьянства из-под влияния либеральной буржуазии. Конференция постановила назвать представительство РСДРП в Гос. думе "социал-демократической фракцией"; вынесла решение о недопустимости участия социал-демократов в бурж. печати; наметила мероприятия по усилению связи ЦК РСДРП с местными парт. к-тами.

Лит.: Ленин В. И., Доклад о тактике с.-д. фракции в III Государственной думе. Резолюция о тактике с.-д. фракции в III Государственной думе, (Четвертая конференция РСДРП ("Третья общероссийская")), Полн. собр. соч., 5 изд., т. 16 (т. 13); КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК, 8 изд., т. 1, М., 1970.

ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКА

ЧЕТВЕРТАЯ РЕСПУБЛИКА - бурж. республика во Франции, утвердившаяся фактически с 1944, после освобождения страны от нем.-фаш. оккупации, и существовавшая до 1958. Конституция Ч. р. была принята в 1946. До ее вступления в силу существовал т. н. врем. режим (1944-46). С 1958 во Франции утвердилась Пятая республика.

ЧЕТВЕРТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ

ЧЕТВЕРТНОЕ ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЕ - один из видов землевладения однодворцев в 18-19 вв. и их предков - различных разрядов служилых людей "по прибору", поселенных в 16-17 вв. на Ю. страны для охраны ее границ (осн. часть земель на четвертном праве находилась в р-не Белгородской черты). Термин связан с условной единицей надела - четвертью (отсюда назв. "Ч. з.", основанное на "четвертном праве", т. е. "долевом праве" владения землей); то или иное количество четвертей определяло долю каждой семьи в общем владении группы служилых людей или однодворцев. Число четвертей, наследственно закрепленных за определенной семьей, оставалось неизменным, хотя абсолютный размер земли, приходившийся на одну четверть, варьировал в зависимости от общей площади, пожалованной гос-вом данной группе служилых людей "по прибору" или однодворцев. Как правило, к Ч. з. относились только земли, пожалованные гос-вом однодворцам или их предкам. От Ч. з. отличались земли, лично приобретенные однодворцами или пожалованные в вотчину им лично, а также та часть земель однодворческих общин, к-рая распределялась по подушно-уравнительному принципу (в отличие от семейно-долевого и наследственного, как при Ч. з.). Земли однодворцев на четвертном праве юридически являлись собственностью гос-ва, и по межевой инструкции 1766 их запрещалось продавать. Однако фактически владельцы рассматривали их как частную собственность. В нач. 50-х гг. 19 в. из 1190 тыс. ревизских душ однодворцев более 657 тыс. владели землей на четвертном праве. По реформе о государственных крестьянах 1866 Ч. з. признавалось индивидуальной собственностью крестьян и разрешалась продажа таких земель лицам всех сословий.

Лит.: Благовещенский Н. A., Четвертное право, М., 1899; Семевский В. М., Крестьяне в царствование имп. Екатерины II, ч. 2, СПБ, 1901.

В. Д. Назаров. Москва.

"ЧЕТВЕРТОГО МАЯ" ДВИЖЕНИЕ

"ЧЕТВЕРТОГО МАЯ" ДВИЖЕНИЕ - массовое антиимпериалистич. движение в Китае в мае - июне 1919, возникшее под влиянием Октябрьской социалистич. революции в России. Толчком к выступлению явилось решение Парижской мирной конференции не возвращать Китаю захваченные Японией бывшие герм. концессии в Шаньдуне. Началось 4 мая 1919 в Пекине студенческой демонстрацией протеста против этого решения, а также против предательства национальных интересов Китая продажными деятелями пекинского пр-ва. Полиция арестовала неск. десятков демонстрантов. В ответ на это на следующий день пекинские студенты и учащиеся средних школ прекратили занятия и объявили забастовку. Выступление пекинских студентов было поддержано учащейся молодежью Тяньцзиня, Шанхая, Ханчжоу, Наньчана, Чанша, Тайюаня и многих др. городов. Вплоть до начала июня "Ч. м." д. ограничивалось гл. обр. митингами и демонстрациями студентов. В начале июня в активную борьбу включились рабочие и буржуазия. Гл. центр движения переместился из Пекина в Шанхай, где забастовали 50-70 тыс. рабочих, а также почти все торговцы. В результате стачек рабочих и торговцев деловая жизнь Шанхая в значительной мере замерла: бездействовали почти все торговые и мн. пром. и трансп. предприятия и банки, прекратилась погрузка и разгрузка пароходов в порту, было прервано железнодорожное и пароходное сообщение между Шанхаем и некоторыми др. городами. Антиимпериалистич. выступления рабочих и буржуазии произошли и в ряде др. городов. Под нажимом народных масс пекинское пр-во было вынуждено уволить в отставку трех наиболее скомпромитировавших себя связями с япон. империалистами гос. деятелей. К сер. июня забастовки почти повсеместно прекратились. Затем началась широкая петиционная кампания с требованием к пр-ву не подписывать Версальский мирный договор 1919. Она закончилась в начале июля отказом пекинского пр-ва подписать этот договор. "Ч. м." д. дало сильный толчок развитию рабочего и нац.-освободительного движения в Китае, способствовало распространению марксизма в стране и созданию Коммунистич. партии Китая в июле 1921.

Источн.: Движение 4 мая в Китае. Док-ты и мат-лы, (пер., предисл. и примеч. Ю. М. Гарушянц), М., 1969; У сы айго юньдун цзыляо (Мат-лы о патриотическом движении 4 мая), Пекин, 1959; У сы юньдун цзай Шанхай ши ляо сюаньцзи (Избр. ист. мат-лы о движении 4 мая в Шанхае), Шанхай, 1961.

Лит.: Движение "4 мая" 1919 года в Китае, М., 1971.

В. П. Илюшечкин. Москва.

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНГРЕСС КОМИНТЕРНА

ЧЕТВЕРТЫЙ КОНГРЕСС КОМИНТЕРНА (1922) - см. в ст. Коммунистический Интернационал.

"ЧЕТВЕРТЫЙ ПУНКТ ПРОГРАММЫ ТРУМЭНА"

"ЧЕТВЕРТЫЙ ПУНКТ ПРОГРАММЫ ТРУМЭНА" - долгосрочная программа технич. "помощи" США экономически слаборазвитым странам Азии, Африки и Лат. Америки, используемой амер. монополистам, кругами в своих интересах. Провозглашена президентом США Г. Трумэном 20 янв. 1949 в качестве четвертого пункта (отсюда название) внешнеполитич. программы пр-ва. Подробно изложена в спец. послании Трумэна конгрессу США от 24 июня 1949. Официально провозглашенной целью программы было предоставление в распоряжение слаборазвитых стран "научных достижений и достижений промышленного прогресса" США для ускорения экономич. и культурного развития этих стран. Фактически же, наряду с планом Маршалла (см. Маршалла план), "Четвертый пункт" должен был привести к усилению влияния США в странах, получающих от них технич. помощь, к созданию условий, в к-рых инвестиции амер. капитала дадут наибольшую прибыль. Одной из главных задач "Четвертого пункта" было укрепление реакц. сил в странах - получателях "помощи", борьба против национально-освободит. движения, против сил социализма и прогресса. Вместе с тем задачей "Четвертого пункта" было ослабление в этих странах позиции империалистических соперников США. Первые ассигнования по "Четвертому пункту" в размере 35 млн. долл. были выделены конгрессом США 5 июня 1950. "Помощь" по "Четвертому пункту" оказывалась на основе двусторонних соглашений между США и странами - получателями "помощи". Соглашения заключались только в случае, если президент считал, что предоставление "помощи" укрепит безопасность США, и если страна, получающая помощь, соглашалась выполнять обязательства, которые она приняла на себя согласно многосторонним и двусторонним договорам или соглашениям, участниками которых являлись США. К концу президентства Трумэна (январь 1953) соглашения по "Четвертому пункту" были заключены США с 37 странами. "Четвертый пункт" предусматривал также предоставление технич. "помощи" через междунар. организации, в частности через ООН.

"Четвертый пункт" в качестве одной из программ технич. "помощи" США слаборазвитым странам фактически продолжал осуществляться и после окончания президентства Трумэна (хотя сам термин "четвертый пункт" с сер. 50-х гг. перестал употребляться в амер. печати). В нач. 60-х гг. по мере укрепления независимости стран, освободившихся от колониализма, США стали переходить к более гибким и замаскированным формам экономич. экспансии (предоставление т. н. мягких займов, использование междунар. банков и т. д.).

Лит.: Лан В. И., США в военные и послевоенные годы (1940-1960 гг.), М., 1964, с. 330-33; Рымалов В. В., Колониальная экспансия финансового капитала США под флагом "помощи", М., 1956; Point four. Cooperative program for aid in the development of economically underdeveloped areas, (Wash., 1950); Bingham J. В., Shirt-Sleev diplomacy: point 4 in action, N. Y., 1954; Truman H., Memoirs, v. 2, N. Y., 1956, p. 232-33; Recent American foreign policy, basic documents 1941-1951, N. Y., 1952, p. 906-07, 907-19; Elements of American foreign policy, N. Y., 1953, p. 487, 502-14.

А. Г. Розанов. Москва.

ЧЕТВЕРТЫЙ ПЯТИЛЕТНИЙ ПЛАН ВОССТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА СОЮЗА ССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕТВЕРТЫЙ СЪЕЗД РСДРП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕТВЕРТЫЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ СССР

ЧЕТВЕРТЫЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ СССР - состоялся в Москве 18- 26 апр. 1927. Присутствовал 1601 делегат с решающим голосом и 747 - с совещательным, из них: рабочих - 47,1%, крестьян - 28,3%, служащих - 24,6%; коммунистов - 72,5%. Среди делегатов было 116 женщин. Повестка дня: Отчетный доклад пр-ва Союза ССР (докладчик А. И. Рыков); О состоянии и перспективах развития пром-сти (В. В. Куйбышев); Осн. задачи с. х-ва в связи с общим развитием нар. х-ва и индустриализацией страны (М. И. Калинин); Оборона страны и состояние РККА (К. Е. Ворошилов); Конституционные вопросы; Образование ЦИК СССР.

Съезд одобрил деятельность Сов. пр-ва, его политич. и экономич. программу, направленную на индустриализацию страны, развитие с. х-ва, укрепление дружбы народов, оживление работы Советов. В докладе Куйбышева отмечалось, что продукция всей пром-сти в 1926-27 увеличилась на 20%, объем продукции пром-сти, производящей средства произ-ва, вырос на 23%. Спец. разделы доклада были посвящены машиностроению, электрификации, положению с сырьем, проблеме цен, капитальному строительству (прежде всего в нац. республиках), выработке пятилетнего плана и вопросам системы управления. В постановлении по этому докладу съезд возложил на пр-во обязанность в кратчайший срок выработать пятилетний план развития нар. х-ва СССР. В докладе Калинина было отмечено, что Сов. гос-во впервые в истории ставит вопрос о с. х-ве, как о части единого нар. х-ва, что в сов. условиях не может быть антагонизма между развитием пром-сти и с. х-ва, подчеркнута важность дальнейшего укрепления союза рабочего класса с основной массой крестьянства. Спец. раздел доклада был посвящен развитию колхозов и совхозов. Съезд одобрил политику Сов. власти в деревне и определил задачи с. х-ва в связи с индустриализацией страны. В докладе Ворошилова говорилось о мерах, необходимых для повышения обороноспособности СССР и совершенствования вооруженных сил. Съезд одобрил деятельность и мероприятия РВС Республики, направленные на укрепление обороны страны. Делегаты подтвердили неуклонную волю народов СССР к сохранению дружественных отношений со всеми гос-вами. Съезд внес изменения в Конституцию СССР (установлено представительство на Всесоюзные съезды Советов: от гор. Советов - 1 депутат на 25 000 избирателей, от губернских и окружных съездов Советов - 1 депутат на 125 000 жит.). Съезд образовал единый Наркомат внеш. и внутр. торговли СССР; ЦСУ были предоставлены права объединенного наркомата СССР.

Съезд избрал ЦИК СССР из 847 чел. (585 чл. и 262 кандидата в члены). В состав Союзного Совета было избрано 450 чл. и 199 кандидатов. Совет Национальностей был утвержден в составе 135 чл. и 63 кандидатов. В ЦИК вошли представители 48 национальностей.

Лит.: 4 съезд Советов. Стенографич. отчет, М., 1927; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автоном. Сов. Социалистич. республик. Сб. док-тов, т. 3, М., 1960.

М. А. Ханин. Ярославль.

ЧЕТИ

ЧЕТИ - четверти, четвертные приказы, - центральные гос. учреждения в России 16-17 вв. с финанс. и адм.-суд. функциями по отношению к определенным территориям страны (за исключением Новой четверти). Первое упоминание о Ч. относится к 1561, но их складывание происходило на протяжении 50-60-х гг. 16 в. из терр. Ведомств - т. н. "кормленых дьяков". Во 2-й пол. 16 в. неоднократно менялось как число Ч., так и подведомственные им территории. Типичное для 17 в. количество Ч. - 5. Сравнительно устойчивое разграничение управляемых ими территорий определилось в нач. 17 в. Наиболее крупной по размерам ден. поступлений и управляемым территориям была Новгородская (Нижегородская) Ч. (терр. назв. впервые в 1601). Она ведала 21-33 городами с уездами (в т. ч. Вел. Новгородом и Ниж. Новгородом, Псковом, Вологдой, Архангельском, большей частью европ. Севера). Владимирская Ч. (терр. назв. не позднее 1614, возможно с 1601/02) ведала 26-30 городами с уездами, гл. обр. в центр. и юж. р-нах страны (Владимир, Тверь, Тула, Орел и др.). Галицкая Ч. (терр. назв. не позднее 1606) управляла 22-25 городами с уездами, гл. обр. в центр. р-нах (Галич, Белоозеро, Шуя и др.). В ведение Костромской (Ярославской) Ч. (терр. назв. не позднее 1603/04) входили 17-22 города с уездами (Кострома, Ярославль, Муром и др.). Устюжская Ч. (терр. назв. не позднее 1606) ведала 22-26 городами с уездами, гл. обр. на С. страны (Вел. Устюг, Сольвычегодск и др.). В 17 в. Ч. собирали со всего населения своих р-нов ряд прямых и косвенных налогов, а также различные сборы. В суд.-адм. отношении управляли только черным тяглым населением городов и уездов. Ч. (кроме Нижегородской) являлись также местом выплаты ден. жалования высшим разрядам феодалов и верхушке провинц. дворянства (т. н. четвертчикам). Руководящий состав Ч. нередко был общим и для других приказов. Финанс. и адм. реформы 70-80-х гг. 17 в. привели к перестройке Ч. В 1676-80 комиссия во главе с И. М. Милославским объединила руководство важнейших финанс. приказов, в т. ч. трех Ч.- Владимирской, Галицкой и Новгородской. С 1679 Ч. перестают собирать главный прямой налог, а с 1680 - и все другие. Сами они в 1680 были объединены с Посольским (Новгородская, Владимирская, Галицкая и Устюжская Ч.) и Стрелецким (Костромская Ч.) приказами. В 1683-84 Ч. были восстановлены и им частично было возвращено право сбора прямых и косвенных налогов, а также различных сборов. Окончательно Ч. были упразднены в нач. 18 в., в ходе реформ Петра I.

Лит.: Милюков П. Н., Государственное хозяйство России в первой четверти XVIII ст. и реформа Петра Великого, 2 изд., СПБ, 1905; Сташевский Е. Д., К вопросу о том, когда и почему возникли "чети", К., 1908; Веселовский С. Б., Сошное письмо, т. 1-2, М., 1915-16; Садиков П. A., Очерки по истории опричнины, М.-Л., 1950; Носов Н. E., Становление сословно-представительных учреждений в России. Изыскания о Земской реформе Ивана Грозного, Л., 1969.

В. Д. Назаров. Москва.

ЧЕТНИКИ

ЧЕТНИКИ - участники партиз. отрядов (чет) на Балканском п-ове в 19 в., боровшихся против тур. гнета. В 20 в. название Ч. присвоили себе члены реакц. орг-ций. В частности, Ч. называли себя участники националистического великосербского движения (возглавлялось ген. Д. Михайловичем) и др. антинац. группировок в Югославии, боровшихся в годы 2-й мировой войны 1939-45 против народно-освободительных сил.

ЧЕТНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ

ЧЕТНИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ - в Болгарии - в 15-19 вв. вооруж. нац.-освободит. борьба партиз. отрядов (чет) против тур. ига. По своей класс. сущности Ч. д. было антифеод. движением крестьянства. Ч. д. оживлялось в периоды общего подъема нац.-освободит. и антифеод. борьбы на Балканах (выступление чет П. Хитова и Ф. Тотьо в 1867 в связи с ожидавшейся войной Балканского союза (создан в 1866-67) против Турции). Стихийность и слабая организованность Ч. д., тяжелые условия жизни в лесах гайдуков - членов чет затрудняли борьбу и приводили нередко к разгрому и уничтожению чет. Сторонники Ч. д. в 19 в. рассматривали организацию чет как средство вызвать восстание, считая народ вполне готовым к нему. Г. С. Раковский первый понял необходимость создания орг. центра Ч. д., слияния разрозненных чет в единое войско, считал необходимым подготовку восстания. Последними актами Ч. д. были попытка создания в Сербии 2-го болгарского легиона в 1867 и освободительные походы С. Караджа и Хаджи Димитра в 1868.

Лит.: Въоръжената борба на българския народ срещу османското господство, С., 1961.

ЧЕТТИ

ЧЕТТИ (мн. число четтибр, от санскр. шрештхин - лучший) - название членов нескольких каст в Юж. Индии, гл. обр. торговцев и ростовщиков (в Сев. Индии - сетх, шетх, сетхи). Ч. играют важную роль в экономике совр. Индии.

"ЧЕТЫРЕ ДНЯ НЕАПОЛЯ"

"ЧЕТЫРЕ ДНЯ НЕАПОЛЯ" (27-30 сентября 1943) - освободит. восстание населения Неаполя против нем.-фаш. оккупантов, наиболее яркий эпизод Движения Сопротивления на Юге Италии. Вспыхнуло стихийно, в момент, когда англо-амер. войска приближались к городу, а нем. гарнизон готовился к отступлению. В восстании участвовали самые различные слои населения: бывшие военные, рабочие, служащие, студенты. Первые нападения на гитлеровцев, пытавшихся угнать молодежь на Север и разграбить город, произошли вечером 27 сент. На следующий день во всех кварталах города началось восстание. Нем. командование было вынуждено ввести в бой танки и бронемашины. К концу дня на улицах стали появляться первые баррикады. 29 сент. восстание достигло наибольшего размаха. В городе шли ожесточенные баррикадные бои. Во многих кварталах стали создаваться партиз. командования, и сражение приняло более организованный характер. Патриоты атаковали стадион, на к-ром содержались заложники: нем. командование было вынуждено вступить с патриотами в переговоры и освободить заложников. 30 сент. немцы вывели из города свои основные силы и начали арт. обстрел нек-рых кварталов. Продолжались бои между населением и нем. саперами, пытавшимися произвести разрушения в городе и порту. Гитлеровцы разрушили и сожгли ряд памятников итал. культуры, в частности они сожгли историч. архив Неаполя (главнейший источник для изучения истории Южной Италии). На сев. окраинах города атаки патриотов на нем. арьергарды переходили в рукопашные бои. 1 окт. город праздновал свое освобождение. Восстание в Неаполе было первым в истории Движения Сопротивления в Италии массовым выступлением населения. Оно отличалось широким размахом и высоким героизмом.

Лит.: Батталья Р., История итал. движения Сопротивления, пер. с итал., М., 1954, с. 138-47; Jaco A. de, La città insorge, (Roma), 1956; Barbagallo С., Napoli contro il terrore nazista, Napoli, (s. d.).

Г. С. Филатов. Москва.

ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИХ СТАТЬИ

ЧЕТЫРЕ ПРАЖСКИХ СТАТЬИ - см. Пражские статьи.

"ЧЕТЫРЕ СЕМЕЙСТВА" КИТАЯ

"ЧЕТЫРЕ СЕМЕЙСТВА" КИТАЯ - реакц. гоминьдановская группировка, правившая Китаем с 1927 по 1949. Состояла из представителей семейств Чан Кай-ши, Сун Цзы-вэнь, Кун Сян-си и братьев Чэнь Го-фу и Чэнь Ли-фу. "Ч. с." К. представляли своеобразный гос.-монополистический бюрократич. капитал, выросший в условиях полуколон. Китая. Захватив гос. власть и монополизировав осн. командные высоты в экономике страны, они подвергали кит. народ жестокой эксплуатации. За 22 года господства в Китае "Ч. с." К. сконцентрировали в своих руках огромный капитал, общий размер к-рого превышал 20 млрд. амер. долл. Монополии США использовали власть зависимых от них "Ч. с." К. для еще большего закабаления Китая. После победы нар. революции (1949) капитал "Ч. с." К. был конфискован и превращен в собственность Кит. Нар. Республики.

Лит.: Чэнь Бо-да, Четыре семейства Китая, пер. с кит., М., 1948; Сюй Ди-синь, Гуаньляо цзыбэнь лунь (О бюрократич. капитале), Шанхай, 1958.

В. И. Елизаров. Москва.

ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ СЕЙМ

ЧЕТЫРЕХЛЕТНИЙ СЕЙМ - сейм 1788-92, осуществивший ряд реформ гос. строя Речи Посполитой. По инициативе сложившейся на сейме "патриотич. партии" (идеологи Г. Коллонтай, С. Сташиц), выражавшей интересы обуржуазившихся слоев шляхты и верхушки буржуазии, Ч. с. принял постановления об увеличении польской армии до 100 т. ч. (20 окт. 1788), о ликвидации Постоянного совета (19 янв. 1789), закон о городах, увеличивший права горожан (18 апр. 1791), и др. Реформы Ч. с. подытожила Третьего мая 1791 конституция. Против конституции выступили реакц. магнаты, образовавшие в 1792 Тарговицкую конфедерацию, по призыву к-рой войска России и Пруссии оккупировали страну. Реформы Ч. с. были отменены, а собранный в Гродно в 1793 сейм вынужден был утвердить акт о втором разделе Речи Посполитой между Россией и Пруссией.

Источн.: Materialy do dziejów Sejmu czteroletniego, t. 1-6, Warsz., 1955-69.

ЧЕТЫРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ЗАПАДНОМУ БЕРЛИНУ

ЧЕТЫРЕХСТОРОННЕЕ СОГЛАШЕНИЕ ПО ЗАПАДНОМУ БЕРЛИНУ - подписано 3 сент. 1971 в амер. секторе Берлина в б. резиденции Контрольного совета послом СССР в ГДР и послами США, Франции и Великобритании в ФРГ; вступило в силу после подписания 3 июня 1972 министрами иностранных дел СССР, США, Франции и Великобритании заключительного протокола к соглашению. Заключению этого соглашения предшествовали переговоры 1970-71 между послами 4 держав, состоявшиеся по инициативе СССР.

Ч. с. исходит из признания существующих политич. и терр. реальностей в Европе и фиксирует имеющее принципиальное и стержневое значение положение о том, что "западные сектора Берлина по-прежнему не являются составной частью ФРГ и не будут управляться ею и впредь". С учетом этого положения СССР и ГДР сочли возможным пойти на урегулирование вопросов связей Зап. Берлина с внеш. миром, в т. ч. с ФРГ. Это урегулирование включает в себя определенное упорядочение гражд. пассажирских и грузовых перевозок между Зап. Берлином и ФРГ по коммуникациям ГДР при соблюдении ее суверенных прерогатив. Сообщение между Зап. Берлином и ФРГ квалифицируется соглашением как транзитное и должно осуществляться в соответствии с междунар. практикой. Предусматривается также, что жители Зап. Берлина могут посещать столицу и др. районы ГДР на условиях, сходных с применяемыми в отношении граждан др. гос-в. В соответствии с Ч. с. 3 зап. державы продолжают сохранять свои права и ответственность в отношении представительства интересов Зап. Берлина и его жителей за границей. В то же время соглашение предусматривает возможность представительства интересов Зап. Берлина на междунар. арене Федеративной Республикой Германии в отд., строго ограниченных областях (консульское обслуживание, участие западноберлинцев в междунар. обменах совместно с участниками из ФРГ и др.), в областях, не затрагивающих вопросы статуса и безопасности. Ч. с. предусматривает учреждение в Зап. Берлине ген. консульства СССР и бюро сов. внешнеторг. объединений, а также нек-рых др. советских учреждений.

Заключение этого соглашения явилось крупным шагом к нормализации положения в Зап. Берлине, к-рый в течение многих лет был источником трений и напряженности в междунар. отношениях, а также к разрядке в Европе. Договоренность 4 держав была достигнута по одной из самых сложных междунар. проблем послевоен. периода. Наряду с Советского Союза - Федеративной Республики Германии договором 1970, Федеративной Республики Германии - Польской Народной Республики договором 1970, Федеративной Республики Германии - Германской Демократической Республики договором 1972, Чехословацкой Социалистической Республики - Федеративной Республики Германии договором 1973 Ч. с. по Зап. Берлину стало важным элементом стабильности на Европейском континенте, открыло путь к последующему решению коренных проблем в деле общего оздоровления международной обстановки.

Публ.: "Правда", 1971, 4 сент.

Б. П. Хотулев.

ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ ВСЕРОССИЙСКИЙ СЪЕЗД СОВЕТОВ - рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов - состоялся в Москве 10-18 мая 1929. Присутствовало 1784 делегата, в т. ч. 1158 чел. с решающим голосом и 626 - с совещательным, рабочих - 57%, членов и кандидатов ВКП(б) - 70,7%. Порядок дня: доклад пр-ва РСФСР (докладчик А. И. Рыков); пятилетний план развития народного хозяйства Республики (А. И. Лежава); текущие задачи культурного строительства (А. В. Луначарский); советская книга за 10 лет (А. Б. Халатов); состояние и укрепление низовой сети Советов (А. С. Киселев); изменения и дополнения Конституции РСФСР (Я. В. Полуян); выборы ВЦИК.

Съезд одобрил деятельность пр-ва РСФСР, отметил значит. успехи в хоз. и культурном развитии Республики, в укреплении диктатуры пролетариата и принял Первый пятилетний план развития нар. х-ва РСФСР (1929-33). Важнейшей задачей всех сов. органов съезд признал всемерное укрепление союза рабочего класса с трудящимся крестьянством для преодоления нэпманско-кулацких элементов и победы социализма. Положительно оценил ускоренный темп индустриализации страны и обязал пр-во усилить работу по социалистич. переустройству с. х-ва, все больше развивая производств. формы смычки города с деревней. Съезд обратился к трудящимся массам города и деревни с призывом к активному участию в выполнении пятилетнего плана, к всемерному развертыванию социалистич. соревнования. В постановлении по докладу о текущих задачах культурного строительства съезд подчеркнул необходимость особого наблюдения за работой по осуществлению всеобщего обязательного начального обучения и ликвидации неграмотности среди взрослых. Для переростков предполагалось уже в годы 1-й пятилетки ввести всеобщее обязательное 7-летнее обучение в фаб.-зав. р-нах, а в школах ФЗУ обеспечить достаточную общеобразовательную и политехнич. базу. В резолюции по докладу о состоянии и укреплении низовой сети Советов отмечались значительные достижения в сов. строительстве на местах. Повысилась роль местных Советов в хоз. и культурной жизни, окрепла их связь с трудящимися массами, была достигнута политич. изоляция кулачества; однако в работе Советов на местах имели место нарушения революц. законности и бюрократические извращения. В условиях социалистич. реконструкции перед местными Советами встали новые задачи - переход к производственной смычке с трудящимся крестьянством, проведение решительного наступления на капиталистич. элементы и т. п. В связи с этим съезд обязал ВЦИК пересмотреть Положение о сел. Советах с целью расширения их прав в оргмассовой, хоз. и культурной работе, а также в обслуживании повседневных нужд крестьянства. Съезд поручил ВЦИКу разработать меры по борьбе с нарушениями революц. законности, по пресечению террористич. и т. п. действий кулачества. Было принято решение о проведении чистки сов. аппарата от чуждых элементов и о выдвижении новых кадров на работу в сов. органы из рабочих, батраков, бедноты и середняцкого актива, внесены дополнения и изменения в нек-рые статьи Конституции РСФСР - в связи с завершением районирования и введением нового адм.-терр. деления и с расширением прав местных Советов.

Съезд избрал ВЦИК из 400 чл. и 250 кандидатов. Среди членов ВЦИК рабочие составляли 55%, коммунисты - 74%.

Лит.: XIV Всероссийский съезд Советов. Стенографич. отчет, М., 1929; Съезды Советов Союза ССР, союзных и автономных Советских Социалистич. Республик. Сб. док-тов, т. 4, ч. 1, 1923-1937, М., 1962.

И. Я. Трифонов. Ленинград.

ЧЕТЫРНАДЦАТЫЙ СЪЕЗД

Статья большая, находится на отдельной странице.

"ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПУНКТОВ"

"ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ПУНКТОВ" - условия мира, изложенные президентом США В. Вильсоном в конце 1-й мировой войны 1914-18 в послании конгрессу 8 янв. 1918; состояли из 14 статей. "14 п." предусматривали следующее: 1) открытые мирные договоры; 2) полную свободу торгового мореплавания в мирное и военное время; 3) устранение препятствий для междунар. торговли; 4) установление гарантий, обеспечивающих сокращение вооружений; 5) урегулирование колон. вопросов; 6) вывод герм. войск из оккупированной ими терр. России и предоставление России возможности определить свое политич. развитие; 7) освобождение Бельгии; 8) освобождение Германией всей оккупированной ею франц. территории, возвращение Эльзас-Лотарингии Франции; 9) исправление границ Италии в соответствии с нац. признаком; 10) предоставление народам Австро-Венгрии свободной возможности для автономного развития; 11) вывод герм. войск с терр. Румынии, Сербии, Черногории и обеспечение Сербии доступа к морю; 12) предоставление возможности автономного развития инонац. частям Османской империи, открытие Дарданелл для судов всех стран; 13) создание независимого польск. государства с выходом к морю; 14) создание Лиги наций. "14 п." являлись империалистич. программой мира, выдвинутой в противовес программе справедливого демократич. мира, предложенной Сов. Россией в Декрете о мире (принят 2-м Всеросс. съездом Советов 26 окт. (8 нояб.) 1917), и преследовали цели установления господствующего положения США в междунар. политике. "Свобода торговли", напр., должна была открыть мировые рынки для самой сильной в экономич. отношении страны - США, "свобода морей" была направлена против контроля мировых торг. путей со стороны англ. флота, лозунг "разоружения" был рассчитан на ослабление воен. мощи Англии и Японии, создание Лиги наций имело целью усиление гегемонии США.

Л. М. Струкова. Москва.

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ТУРКЕСТАНСКИХ КОМИССАРОВ

ЧЕТЫРНАДЦАТЬ ТУРКЕСТАНСКИХ КОМИССАРОВ - группа парт.-сов. работников Туркестанской АССР, расстрелянных в янв. 1919, во время контрреволюц. мятежа в Ташкенте. См. Туркестанские комиссары.

ЧЕТЬИ-МИНЕИ

ЧЕТЬИ-МИНЕИ - см. Великие Четьи-Минеи.

ЧЕХИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕХОСЛАВЯНСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ

ЧЕХОСЛАВЯНСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (Ceskoslovanská sociálne demokratická strana delnická) - осн. в 1878 как Чеш. рабочая партия. После образования Чехословацкой Республики (1918) включила в свой состав словацких социал-демократов и стала наз. Чехословацкой социал-демократической рабочей партией.

ЧЕХОСЛОВАКИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1920

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ КОНСТИТУЦИЯ 1920 - принята Нац. собранием 29 февр. 1920 в условиях подъема революц. движения в Чехословакии. Закрепляла в стране бурж.-демократич. респ. строй. Объявляла Чехословакию единым гос-вом. Верх. законодат. органом становилось двухпалатное Нац. собрание (палата представителей и сенат), избираемое всеобщим, равным, прямым и тайным голосованием. При этом вводился высокий возрастной ценз: право избирать предоставлялось гражданам, достигшим 21 года, а быть избранным - 30 лет. Президент (избирался Нац. собранием на 7 лет) наделялся большими правами: он мог назначать и давать отставку пр-ву, созывать и распускать Нац. собрание, объявлять войну, вводить воен. положение. Ч. к. оставляла почти без изменения старую австр. систему местного управления; власть на местах принадлежала чиновникам, подчиненным мин. внутр. дел; выборные органы самоуправления имели лишь совещат. права. Широко декларировались гражд. права и свободы, однако действие этих конституц. положений было ограничено возможностью предоставления пр-ву "чрезвычайных" полномочий (на основании чего, напр., в 1933 пр-во приняло ряд указов, ограничивавших и отменявших конституц. нормы: введение цензуры, роспуск политич. партий, ограничение свободы собраний и др.). Конституция предоставляла довольно широкие права для культурного и языкового развития отд. национальностей страны, провозглашала равноправие чеш. и словацкого яз., но тезис о единой чехословацкой нации, из к-рого исходила конституция, в значит. мере отрицал нац. самобытность словацкого народа. Закарпатской Украине Ч. к. предоставляла автономию, к-рая, однако, в условиях бурж. Чехословакии оставалась мертвой буквой. После расчленения Чехословацкой Республики в результате Мюнхенского соглашения 1938 важнейшие положения Ч. к. 1920 перестали действовать.

Публ.: Конституции бурж. стран, т. 2, М.-Л., 1936.

Я. Б. Шмераль. Москва.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ НАРОДНАЯ ПАРТИЯ (ЧИП; Ceskoslovenská strana lidová) - основана в февр. 1948 после реорганизации и очищения от реакц. элементов существовавшей с 1918 одноименной бурж. партии. ЧНП - добровольная политич. орг-ция, объединяющая граждан христ. мировоззрения (в основном крестьян, нек-рые слои населения, принадлежавшие ранее к мелкой буржуазии, незначит. часть рабочих и интеллигенции). ЧНП не является религиозной орг-цией, не подчинена к.-л. церкви. Действует только в областях Чешской Социалистич. Республики (ЧСР). Входит в Нац. фронт ЧССР, признает руководящую роль компартии Чехословакии (КПЧ), поддерживает программу строительства социализма в Чехословакии. Представлена в Федеральном собрании ЧССР, пр-ве ЧСР, Чеш. нац. совете, местных нац. к-тах. Высш. орган ЧНП - съезд (созывается один раз в пять лет). В перерывах между съездами деятельностью партии руководит ЦК (избирается съездом), Президиум и Секретариат ЦК. Пред. ЧНП - Р. Петера. ЦО партии - газ. "Lidová demokracie".

Лит.: Plojhar J., Vitézný únor 1948 a Ceskoslovenska strana lidová, Praha, 1958; "Lidová demokracie", 1972, 10 i 12 cervna.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ (ЧСДРП; Ceskoslovenská sociálne demokratickâ strana delnická) - основана в апр. 1878 на Бржевновском (г. Прага) съезде чеш. с.-д. как составная часть С.-д. партии Австрии (до конца 1918 наз. Чехославянская с.-д. рабочая партия). Целью партии было провозглашено распространение идей марксизма среди чеш. рабочего класса, его политич. и организационное сплочение. В кон. 19 - нач. 20 вв. партия возглавляла экономич. и политич. выступления чеш. пролетариата: борьбу за 8-час. рабочий день, за всеобщее избират. право. Усиление оппортунистич. и реформистских тенденций в С.-д. партии Австрии, в состав к-рой до 1893 входила Чехославянская партия, привело к проникновению бурж.-националистич. идеологии и в Чехославянскую с.-д. рабочую партию. В 1910-11 в партии произошел раскол на Чехославянскую с.-д. рабочую партию (т. н. автономисты) и Чеш. с.-д. рабочую партию Австрии (т. н. централисты), выступавшую против отделения чеш. профсоюзов от общеавстр. профцентра, за единство проф. движения в стране. В годы 1-й мировой войны оппортунистич. руководство т. н. автономистов (Модрачек, Габрман и др.), как и большинства др. партий 2-го Интернационала, заняло социал-шовинистскую позицию, сотрудничая с пр-вом Габсбургов. После создания самостоятельного Чехословацкого гос-ва (1918) Чехославянская с.-д. рабочая партия объединилась с осн. частью словацких с.-д. и с XII съезда (дек. 1918) стала именоваться ЧСДРП. В марте 1919 в партию вошли централисты. Оппортунистич. лидеры партии (А. Немец, Ф. Соукуп, В. Тусар, Й. Дерер и др.) проводили политику сотрудничества с нац. буржуазией. В нач. дек. 1919 в ЧСДРП консолидировалась революционная оппозиция, т. н. марксистская левая (Б. Шмераль, Й. Гибеш, А. Запотоцкий и др.), группировавшаяся вокруг осн. в февр. 1919 газ. "Социал-демократ". На конференции марксистской левой (дек. 1919) было выдвинуто требование вступления партии в 3-й Интернационал, возвращения с.-д. к принципам марксизма. К весне 1920 значит. часть областных орг-ций партии поддержала программу марксистской левой. На XIII съезде (25 сент. 1920) революц. крыло ЧСДРП организационно объединилось в Чехословацкую с.-д. рабочую партию (левую), к-рая стала основой созданной в 1921 Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). Правое меньшинство ЧСДРП после проведения своего сепаратного съезда (нояб. 1920) в рамках партии, сохранившей прежнее название, продолжало политику сотрудничества с бурж. партиями. За исключением 1926-29, когда ЧСДРП находилась в "лояльной оппозиции", ее представители (вплоть до 1938) участвовали во всех коалиционных бурж. пр-вах Чехословакии. Оппортунистич. руководство партии упорно отвергало неоднократные предложения КПЧ о единстве действий рабочего класса, а затем и о создании единого фронта в борьбе против наступления капитала, угрозы фашизма и войны. После Мюнхенского соглашения 1938 о расчленении Чехословакии руководство ЧСДРП объявило о самороспуске партии, а в дек. 1938 созвало учредит. съезд "новой", т. н. Нац. партии труда (НПТ), в к-рую вошли как с.-д., так и нек-рые члены Чехословацкой национально- социалистич. партии. В марте 1939 НПТ была распущена. После освобождения Чехословакии в 1945 ЧСДРП возобновила деятельность. К руководству партией пришли представители ее левого крыла (пред. партии З. Фирлингер), выступавшие за активное сотрудничество с КПЧ в Национальном фронте чехов и словаков. Однако переход части членов с.-д. партии в КПЧ, приток в ЧСДРП мелкобурж. элементов способствовали тому, что на съезде партии в нояб. 1947 правые вновь захватили руководство (пред. партии Б. Лаушман) и активно содействовали подготовке контрреволюционного путча. После февральских событий 1948 в Чехословакии правые были изгнаны из партии, а 27 июня 1948 с.-д. объединились с коммунистами на основе принципов марксизма-ленинизма и на организационной базе КПЧ.

К. П. Гогина. Москва.

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

ЧЕХОСЛОВАЦКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ (ЧСП; Ceskoslovenská strana socialistická) - образована в февр. 1948 в результате очищения от реакц. элементов Национально-социалистич. партии (см. Национальные социалисты). Объединяет слои населения, принадлежавшие ранее к гор. средней и мелкой буржуазии, старой интеллигенции, а также незначит. часть рабочих и крестьян. Действует только в области Чеш. Социалистич. Республики (ЧСР). ЧСП входит в Нац. фронт ЧССР, признает руководящую роль компартии Чехословакии (КПЧ) в жизни страны, поддерживает программу строительства социализма в ЧССР (общегос. конференция ЧСП 13-15 янв. 1972 полностью одобрила программу дальнейшего развития социалистич. общества в Чехословакии, принятую в 1971 XIV съездом КПЧ). ЧСП представлена в Федеральном собрании ЧССР, пр-ве ЧСР, Чеш. нац. совете, местных нац. к-тах. Высший орган ЧСП - общегосударственная конференция, избирающая ЦК партии. Пред. ЧСП - Б. Кучера. ЦО ЧСП - газ. "Svobodné slovo".

Лит.: О úloze bývalé Národne socialistické strany. Sborník stati a elánkú, Praha, 1959.

ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ

ЧЕХОСЛОВАЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ СОВЕТ (ЧНС; Ceskoslovenská narodná rada) - руководящая политич. орг-ция чехословацкой бурж. эмиграции в период 1-й мировой войны 1914-18. Предшественником ЧНС являлся созданный в 1915 в Париже Чеш. заграничный к-т, заявивший в своем манифесте (14 нояб. 1915) о поддержке Антанты и о стремлении добиваться создания самостоятельного чехословацкого гос-ва. В февр. 1916 на его базе в Париже была создана орг-ция Нац. совет чеш. (позднее - и словацких) земель, с авг. 1916 - ЧНС. Пред. ЧНС - Т. Г. Масарик, зам. пред. - Й. Дюрих, ген. секретарь - Э. Бенеш, представитель словаков в ЧНС - М. Штефаник. Первоначально деятельность ЧНС ограничивалась установлением связей с деловыми и правительств. кругами стран Антанты, сбором разведывательной информации и антиавстр. пропагандой. В дальнейшем ЧНС развернул вербовку военнопленных и эмигрантов для работы на пром. предприятиях и в с. х-ве стран Антанты, добровольцев для чехословацких частей, формировавшихся в России, Франции, Италии. Империалистич. противоречия внутри Антанты предопределили стремления России, с одной стороны, и ее зап. союзников, с другой, создать руководящие центры чехословацкого нац. движения соответственно под своим исключит. влиянием. В кон. 1916 царское пр-во попыталось противопоставить ЧНС, все более становившемуся проводником политики зап. держав, т. н. Чешско-словацкий нар. совет в России, во главе с приехавшим в Россию аграрием Й. Дюрихом, придерживавшимся русофильской и монархич. ориентации. Однако эта затея была сорвана Февр. бурж. революцией 1917. Врем. пр-во согласилось создать (май 1917) Отделение ЧНС для России во главе с Масариком. В 1918, оказавшись перед лицом мощного подъема освободит. движения неполноправных народов Австро-Венг. монархии, учитывая первые воен. успехи чехословацкого корпуса, поднявшего 25 мая 1918 контрреволюц. антисов. мятеж (возглавлялся Отделением ЧНС для России), пр-во Франции 29 июня заявило о признании ЧНС "в качестве первой основы чехословацкого пр-ва". 9 авг. и 3 сент. 1918 аналогичные признания последовали соответственно от пр-в Англии и США. 14 окт. 1918 ЧНС провозгласил себя Врем. пр-вом Чехословакии. ЧНС прекратил существование с избранием Нац. собранием 14 нояб. 1918 первого нац. правительства бурж. Чехословацкой республики.

Лит.: История Чехословакии, т. 2, М., 1959, с. 243-71 (лит.); т. 3, М., 1960, с. 9-39 (лит.). См. также лит. к ст. Масарик.

Б. Т. Рубцов. Москва.

ЧЕХОСЛОВАЦКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948

ЧЕХОСЛОВАЦКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1948 - см. Болгаро-чехословацкий договор 1948.

ЧЕХОСЛОВАЦКО-БОЛГАРСКИЙ ДОГОВОР 1968

О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи - подписан в Праге 26 апр. первым секретарем ЦК КПЧ А. Дубчеком и пред. пр-ва ЧССР О. Черником и первым секретарем ЦК БКП, пред. Сов. Мин. НРБ Т. Живковым. Заключен на 20 лет. Отмечая важную роль болгаро-чехословацкого договора 1948, учитывая изменения, происшедшие в Европе и в мире, договаривающиеся стороны в соответствии с принципами социалистич. интернационализма, на основе равноправия, взаимного уважения гос. суверенитета, невмешательства во внутр. дела друг друга обязались в дальнейшем укреплять дружбу, развивать всестороннее сотрудничество и оказывать помощь, а также координировать нар.-хоз. планы на основе социалистич. разделения труда, специализации и кооперирования произ-ва, содействовать сотрудничеству в рамках СЭВ. Стороны обязались и впредь принимать меры по дальнейшему укреплению сплоченности мирового социалистич. содружества и, руководствуясь принципами и целями Устава ООН, прилагать усилия для обеспечения мира и безопасности, выступать за разоружение и окончательное устранение колониализма и неоколониализма. Обе стороны осудили Мюнхенское соглашение 1938 и признали его недействительным с самого начала, выразили в соответствии с политикой мирного сосуществования стремление к обеспечению мира в Европе, важным фактором к-рого является неприкосновенность существующих границ, и в соответствии с Варшавским договором 1955 обязались предпринимать все необходимые меры для предотвращения агрессии со стороны сил милитаризма и реваншизма. В соответствии со ст. 51 Устава ООН стороны обязались немедленно оказывать друг другу всяческую помощь, включая военную, в случае вооруж. нападения к.-л. гос-ва или группы гос-в. Стороны обязались консультироваться по всем интересующим их вопросам.

Публ.: "Работническо дело", 1968, 28 април; "Rudé právo", 1968, 27 dubna.

В. С. Петров. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница