Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Ц" (часть 3, "ЦЕР"-"ЦИН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ц" (часть 3, "ЦЕР"-"ЦИН")

ЦЕРКОВЬ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕТКИН

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕХИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦЕХОВЫЕ ПРОФСОЮЗЫ

ЦЕХОВЫЕ ПРОФСОЮЗЫ - профсоюзы, объединяющие рабочих по профессиям или даже по узким специальностям. Стали складываться в Англии, др. странах Зап. Европы и США с конца 18 в. На начальном этапе профессионального движения создание Ц. п. было большим прогрессом по сравнению с прежней разобщенностью рабочих. В дальнейшем, по мере развития капиталистич. экономики и обострения классовой борьбы, задачам пролетарской солидарности стали больше соответствовать профсоюзы, построенные по производственному принципу (см. Производственные профсоюзы). Цеховой принцип организации профсоюзов, охватывающих преимущественно квалифи- цированных рабочих, стал использоваться реформистскими проф. лидерами для разъединения рабочих и срыва их выступлений против капиталистич. эксплуатации. С нач. 20 в. в различных странах развернулось движение за создание производственных профсоюзов, к-рые приобрели значительное влияние среди рабочих. Однако Ц. п. сохранились и даже преобладают в ряде капиталистич. стран (США, Англия и др.).

ЦЕЦА

Цец, Иоанн (Ioannns Tzetzns) (ок. 1110 - после 1158) - визант. поэт. Принадлежал к обедневшему чиновному роду. Предки матери происходили из Грузии. Получил хорошее образование. Занимал невысокий служебный пост и всю жизнь жаловался на нищету. Его письма и стихотворный комментарий к ним - т. н. "Хилиады" ("Тысячи") - важный источник для изучения внутр. жизни Византии. Ц. хорошо знал антич. лит-ру, составлял комментарии к Гомеру, Гесиоду, Аристофану и др. авторам. Он проявлял интерес к Сев. Причерноморью, в его соч. рассеяны любопытные сведения о Кавказе, Приазовье и "тавро-скифах" - русских.

Соч.: Historiae, Napoli, 1968; Epistolae, Lpz., 1972.

А. П. Каждан. Москва.

ЦЕЦИЛИЙ МЕТЕЛЛ

Нумидийский, Квинт (Quintus Caecilius Metellus Numidicus) (ум. 91 до н. э.) - рим. полководец и политич. деятель. Консул 109, цензор 102. Возглавлял со 109 по 107 рим. войска в Африке в период войны Рима против нумидийского царя Югурты; нанес Югурте в 109 решительное поражение при р. Мутуле, за что получил прозвище "Нумидийский". В 100 за отказ поддержать в сенате аграрный законопроект Апулея Сатурнина был изгнан из Рима. Вернулся в 99 до н. э. Антич. авторы изображают Ц. М. убежденным и непримиримым аристократом, суровым и неподкупным человеком.

ЦЗАХАЧИНЫ

ЦЗАХАЧИНЫ - захчины, - одна из групп зап. монголов (ойратов). Живут в Кобдоском аймаке МНР. Численность - 15 тыс. чел. (1969, перепись). Говорят на зап. диалекте монг. языка. Верующие - ламаисты. Осн. занятие - скотоводство (овцы, козы). Название "Ц." ("захчины") означает "окраинные". Появление этнонима и самого народа относится к кон. 17 в., когда джунгарские ханы для охраны своих границ от нападений маньчжурского Китая расселили в погран. полосе неск. десятков ойратских семей. Ц. вместе с др. этнич. группами МНР входят в состав монг. социалистич. нации.

Лит.: История Монгольской Народной Республики, 2 изд., М., 1967; Златкин И. Я., История Джунгарского ханства (1635-1758), М., 1964; Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965.

Н. Л. Жуковская. Москва.

ЦЗЕ

ЦЗЕ - кочевое племя, одно из ответвлений хунну. Свое назв. получило по назв. местности в юго-вост. части совр. пров. Шаньси (КНР), куда оно переселилось в 3 в. Подвергалось дискриминации и гнету со стороны кит. феодалов. В кон. 3 - нач. 4 вв. совместно с др. племенами подняло восстание против династии Зап. Цзинь. Под руководством своего вождя Ши Лэ, бывшего раба, создало в 319 царство Позднее Чжао, к-рое завоевало почти весь Сев. Китай. В 350 Ц. было вырезано кит. полководцем Жань Минем, уничтожившим Позднее Чжао.

Лит.: Очерки истории Китая, под ред. Шан Юэ, пер. с кит., М., 1959, с. 133-38.

Л. И. Думан. Москва.

ЦЗЕДУШИ

ЦЗЕДУШИ (букв.- чиновники высшего ранга) - воен. губернаторы в Китае в 8-10 вв. Первоначально воен. губернаторы одной или неск. погран. областей. Постепенно сосредоточили в своих руках всю воен. и гражд. власть на местах и стали фактически неограниченными правителями, противопоставив себя центр. власти. К 9 в. система Ц. распространилась на всю терр. страны. Их междоусобная борьба и войны с императорским двором (напр., Ань Лу-шаня мятеж, 755-763) подрывали х-во и ослабляли центр. власть в стране. В 907 Ц. свергли династию Тан, ослабленную мощными крест. восстаниями. Борясь за централизацию воен. и гос. власти, первые императоры династии Сун (960-1279) упразднили систему Ц. (кон. 10 в.).

Лит.: Очерки истории Китая, под ред. Шан Юэ, пер. с кит., М., 1959, с. 235-44, 275.

С. А. Школяр. Ленинград.

ЦЗИН ТЯНЬ

ЦЗИН ТЯНЬ (букв.- колодезные поля) - система землепользования в древнем Китае. Др.-кит. источники дают противоречивое описание Ц. т. По мнению кит. философа Мэн-цзы (ок. 372-289 до н. э.), суть ее заключалась в том, что квадратное поле размером в 900 му (1 му = 0,16 га) делилось на 9 равных участков, из к-рых центр. участок (гун тянь, т. е. "обществ. поле") обрабатывался совместно 8-ю семьями и продукт произ-ва с этого поля передавался властям в качестве налога. Остальные 8 участков по 100 му распределялись поровну среди 8 семейств и обрабатывались каждой семьей для себя. Эти поля наз. сы тянь, т. е. "частные поля".

В идеальном виде, как она описана в трудах Мэн-цзы и в др. источниках, Ц. т., по-видимому, не существовала, но она отражала реальные отношения в древнем Китае - общинное землепользование на той стадии его развития, когда наряду с сохранившимся общим полем появились уже семейные наделы.

До нач. 20 в. кит. историки не сомневались в существовании Ц. т., между ними были лишь расхождения в толковании отд. ее элементов и в вопросе о времени возникновения этой системы. Позже возникли иные взгляды. Одни кит. ученые отрицали существование Ц. т., другие пытались увязать ее с феод. или рабовладельч. формами землевладения и землепользования, третьи считали, что Ц. т. отражает существование общинной орг-ции в др.-кит. деревне. Особую позицию занимали сов. авторы 30-х гг. (М. Кокин и Г. Папаян), считавшие систему Ц. т. основой "азиатского способа производства".

Источн.: Чжу цзы цзи-чэн (Собр. соч. др.-кит. мыслителей), т. 1, Пекин, 1957; Ду Ю, Тун дянь (Политич. свод), цзюань 3, в кн.: Вань ю вэнь ку (Универс. б-ки лит. памятников), в. 1, Шанхай, 1935.

Лит.: Кокин М. и Папаян Г., "Цзин Тянь". Агр. строй древнего Китая, Л., 1930; Васильев Л. С., Проблема Цзин Тянь, в кн.: Китай. Япония. К семидесятилетию акад. Н. И. Конрада, М., 1961; Вань Го-дин, Чжунго Тянь чжи ши (История агр. строя в Китае), т. 1, Нанкин, 1934.

Л. И. Думан. Москва.

ЦЗИНГАНШАНЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ БАЗА

ЦЗИНГАНШАНЬСКАЯ РЕВОЛЮЦИОННАЯ БАЗА (Хунань- Цзянсийский пограничный р-н) - одна из первых баз партизанской борьбы в Китае, созданная в результате восстания "Осеннего урожая" (см. "Осеннего урожая" восстание). После прихода в горный р-н Цзинганшань в апреле 1928 отряда Чжу Дэ (ок. 10 тыс. бойцов - участников Наньчанского восстания 1927 и крест. восстания в юж. Хунани) и объединения его с обосновавшимся в Цзинганшане отрядом Мао Цзэ-дуна (неск. сот бойцов) 4 мая 1928 образовался 4-й корпус Красной армии Китая (командир Чжу Дэ, комиссар Мао Цзэ-дун) и был создан Хунань-Цзянсийский советский р-н. Летом 1928, в период наибольших успехов революц. сил в этом р-не, Ц. р. б. включала, полностью или частично, уезды Нинган, Суйчуань, Юнсинь, Ляньхуа (пров. Цзянси) и Чалин, Линсян, Гуйдун (пров. Хунань). На терр. базы были созданы советы как органы революц.-демократич. власти, земля помещиков была передана крестьянам. В 1929 части 4-го корпуса перешли в юго-вост. Цзянси, и р-н Цзинганшань стал базой 6-й армейской группы Красной армии Китая, руководимой Жэнь Би-ши, Сяо Кэ и Ван Чжэ-нем. В августе 1934 под натиском чанкайшистских войск части Красной армии вынуждены были оставить Ц. р. б.

Лит.: Советы в Китае, М., 1934, с. 181-92.

M. P. Юрьев. Москва.

ЦЗИНПО

ЦЗИНПО - цзиньпо (название в Бирме - качин), - народ. Живут гл. обр. в Бирманском Союзе (преим. в Качинском нац. штате), где их численность составляет ок. 400 тыс. чел. (оценка 1970), в пров. Юньнань в КНР - числ. св. 100 тыс. чел. и незначит. число в Ассаме (Индия). На С. Таиланда им родственны акха и др., а в Лаосе - хкахку. Язык Ц.- качинский, имеющий ряд диалектов, входит в группу цзинпо тибето-бирманской ветви тибето-китайской семьи языков. Религия Ц., основанная на вере в различных духов, имеет разработанную иерархию божеств; среди Ц. есть небольшое число буддистов и христиан. Предки Ц. формировались, по-видимому, на С.-З. Китая. К сер. 1-го тыс. н. э. они продвинулись на Ю.-З. Китая, где смешались с местным населением. В 13-17 вв. они проникли в сев. р-ны Бирмы, а позднее - в вост. р-ны. До сер. 20 в. у Ц. сохранялись раннефеод. отношения с пережитками первобытнообщинных отношений. Осн. занятие Ц.- земледелие, в меньшей мере охота и рыболовство, часть работает на лесоразработках, в промышленности. Образование Качинского штата в Бирманском Союзе способствует этнич. консолидации, экономич. и культурному развитию Ц.

Лит.: Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965; Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966; Этнические процессы в странах Юго-Восточной Азии, (Сб. ст.), М., 1974.

Г. Г. Стратанович. Москва.

ЦЗИНЬ

1

кит. императорская династия (265-420). Различаются; династия Зап. Ц. (265-316) и династия Вост. Ц. (317-420). Первая была осн. полководцем Сима Янем, уничтожившим в 280 царство У и на короткое время объединившим страну. Столица - г. Лоян. Феод. междоусобица кон. 3 - нач. 4 вв. (т. н. "мятеж восьми князей") ослабила империю, чем воспользовались хунну и др. кочевые племена, захватившие сев. Китай. В 316 имп. Минь-ди был взят кочевниками в плен. Один из сановников империи Сыма Жуй в 317 основал династию Вост. Ц. Столица - г. Цзянькан (совр. Нанкин). В период правления Вост. Ц. шла постоянная борьба за власть между двумя группировками феод. знати: выходцами из сев. Китая, занимавшими гл. посты в гос-ве, и местной знатью юга страны. Эта борьба неоднократно выливалась в вооруж. мятежи. Внутренние беспорядки не прекращались вплоть до гибели династии в 420, когда ей на смену пришла династия Сун.

Лит.: Очерки истории Китая, под ред. Шан Юэ, пер. с кит., М., 1959, с. 127-74.

Е. И. Кычанов. Ленинград.

2

царство в Др. Китае (11-4 вв. до н. э.). Находилось на терр. совр. Шаньси, по соседству с некит. племенами жун-ди, с к-рыми вело продолжительную борьбу. С 632 по 546 до н. э. Ц. являлось одним из сильнейших др.-кит. царств - т. н. "гегемоном" (ба). В 5 в. до н. э. было ослаблено междоусобной борьбой знатных домов, в результате чего распалось на 3 владения (впоследствии царства): Чжао, Вэй и Хань, но номинально существовало до 369 до н. э., когда окончательно было уничтожено этими царствами.

Источн.: Сыма Цянь, Ши цзи (Ист. записки), цзюань 39, в сер.: Зр ши сы ши (24 династийные истории), т. 1, Шанхай, 1958.

Л. И. Думан. Москва.

3

гос-во и династия (1115-1234) чжурчжэней, живших на терр. совр. С.-В. Китая. Возникло в процессе борьбы чжурчжэней против киданей, к-рым те платили дань. В 1125 Ц. уничтожило киданьское гос-во Ляо, захватив его территорию. В 1125-1127 воевало против кит. династии Сев. Сун, захватив значит. часть Сев. Китая, в т. ч. столицу империи Кайфын. Войска Ц. доходили до р. Янцзы. В 1139 Ц. подписала мирный договор с кит. гос-вом Юж. Сун, по к-рому последнее признало себя вассалом Ц. и обязалось выплачивать ежегодную дань. Однако вскоре между ними возобновились воен. действия, закончившиеся в 1141 заключением нового договора, по к-рому были определены границы между двумя гос-вами (на В. по р. Хуай, на З. через горный проход Дасангуань в пров. Шэньси) и подтверждены прежние условия о вассалитете Юж. Сун. Воен. действия против Юж. Сун в течение 1161-64 не дали перевеса ни одной стороне. В 1206 вновь вспыхнула война, закончившаяся поражением кит. войск и заключением нового соглашения (1208), по к-рому Китай (Юж. Сун) обязался выплатить контрибуцию в размере 3 млн. лян и увеличить ежегодную дань до 300 тыс. лян серебром и 300 тыс. кусков шелка.

К сер. 12 в. Ц. стало могущественным гос-вом Вост. Азии, в состав к-рого входила терр. совр. Сев.-Вост. и Сев. Китая, часть терр. Внутренней Монголии. Кроме Китая (Юж. Сун), платившего ему дань, в вассальной зависимости от Ц. находились тангутское гос-во Си-Ся и Корея.

Гос-во Ц. базировалось в основном на феод. способе произ-ва, но при этом значит. роль играл рабовладельческий уклад. Ц. было уничтожено монг. завоевателями в 1234.

Источн.: Цзинь ши (История Цзинь), в сер.: Эр ши сы ши (24 династийные истории), т. 19, Шанхай, 1958.

Л. И. Думан. Москва.

ЦЗО ЦЗУН-ТАН

ЦЗО ЦЗУН-ТАН (1812-85) - сановник и военачальник цинского Китая. Его политич. карьера началась с активного участия в подавлении Тайпинского восстания. В 1861-64 командовал Хуайской армией и занимал пост губернатора пров. Цзянсу, с 1864 - ген.-губернатор провинций Фуцзянь и Чжэцзян. Ц. Ц.-т. был сторонником т. н. "движения за самоусиление" (цинской феод. империи), в 1866 по его инициативе в Мавэе (пров. Фуцзянь) была построена с помощью и под руководством французов судостроит. верфь. В 1868 возглавил карат. войска, подавлявшие анти-цинское восстание в сев.-зап. провинциях Китая, и стал ген.-губернатором провинций Шэньси и Ганьсу. Назначенный в 1875 командующим войсками по подавлению восстания в Синьцзяне, Ц. Ц.-т. с исключит. жестокостью расправился с этим восстанием. С 1881 - ген.-губернатор провинций Цзянси и Цзянсу.

Соч.: Цзо Вэнь-сян гун цюаньцзи (Полное собр. трудов), цзюани 1-134, (б. м.), 1888-97.

Лит.: Цин ши гао (Черновая история династии Цин), цзюань 199, Пекин, 1927, с. 1-6.

Г. В. Ефимов. Ленинград.

ЦЗО ЦЮ-МИН

ЦЗО ЦЮ-МИН - согласно кит. традиции, историограф царства Лу, ученик Конфуция. Ему приписывалось авторство хроник "Го юй" и "Цзо чжуань".

"ЦЗО ЧЖУАНЬ"

"ЦЗО ЧЖУАНЬ" - др.-кит. хроника, посвященная истории кит. царств в 721-480 до н. э.

ЦЗОНКАБА

Цзонхава, Дзонхава, Цзонкхапа (1357-1419),- основатель буддийской секты "желтошапочников" (Гэлуг-ба), завершивший становление особого направления в буддизме - ламаизма. Род. близ г. Сининфу в Вост. Тибете. В 17 лет отправился в Центр. Тибет, где обучался в различных монастырях, изучая гл. обр. тантризм (будд. направление, в к-ром придается важное значение персоне учителя - ламы и постижению тайны учения). В 1409 основал ламаистский монастырь Галдан, в к-ром установил сложную систему церковной иерархии и ввел пышную обрядность богослужения. Ц. канонизирован и входит в ламаистский пантеон.

Лит.: Цыбиков Г. П., Лам-рим чэн-по (Степени пути к блаженству). Соч. Цзонхапы в монг. и рус. переводах, в. 1-2, Владивосток, 1910-13 (Изв. Восточного ин-та, т. 30, 38).

Н. Ц. Мункуев. Москва.

ЦЗОУ ЖУН

ЦЗОУ ЖУН (1885-1905) - кит. бурж. революционер. Ц. Ж.- автор памфлета "Армия революции" ("Гэмин цзюнь"), написанного и опубликованного им в мае 1903. Этот памфлет имел наибольшее значение среди всех пропагандистских изданий в Китае накануне Синьхайской революции. В нем Ц. Ж. обосновывал необходимость революции в Китае и выдвинул революц. программу свержения маньчжурского господства, ликвидации монархич. строя и создания Кит. республики с избираемым народом парламентом и ответственным перед ним пр-вом. Вскоре после выхода "Армии революции", 1 июля 1903, Ц. Ж. был арестован властями междунар. сеттльмента в Шанхае по требованию маньчжурского пр-ва. Умер от болезни и истощения в тюрьме шанхайского междунар. сеттльмента.

Соч. в рус. пер.: Цзоу Юн, Революционная армия, "Вестник Азии", 1910, No 5-6.

Лит.: Крымов А. Г., Общественная мысль и идеологич. борьба в Китае (1900-1917 гг.), М., 1972, с. 7, 66, 69-71, 136; Григорьев А. М., Антиимпериалистическая программа кит. бурж. революционеров. 1895-1905, М., 1966, с. 13, 57, 65-66, 78, 81.

Е. А. Белов. Москва.

"ЦЗЫ ЧЖИ ТУН ЦЗЯНЬ"

"ЦЗЫ ЧЖИ ТУН ЦЗЯНЬ" ("Всеобщее обозрение, управлению помогающее") - сводный труд по истории Китая, охватывающий период с 403 до н. э. до 959 н. э. Гл. составитель - Сыма Гуан (1019-86). Сыма Гуан составил также "Тун цзянь мулу" ("Таблицы к Тун цзянь") и "Тун цзянь Као и" ("Исследование различий в источниках Тун цзянь"), помогающие использовать "Ц. ч. т. ц.".

Публ.: Цзы чжи тун цзянь, т. 1-10 (в. 20 кн.), Пекин, 1956.

Лит.: Pulleyblank E. G., Chinese historical criticism Liu Chih-Chi and Ssu-ma Kuang, в кн.: Historians of China and Japan, L., 1962, p. 151-66.

P. В. Вяткин. Москва.

ЦЗЫЛИЦЗЮНЬ

ЦЗЫЛИЦЗЮНЬ (Армия независимости) - вооруж. силы Общества независимости (Цзылихой), созданного в Китае летом 1900, в разгар Ихэтуаньского восстания, Тан Цай-чаном и др. руководителями левого крыла реформаторов с целью свержения пр-ва Цыси и восстановления на престоле Цзяй Таня (см. Гуансюй). Лидеры Ц., готовя воен. заговор, пытались склонить на свою сторону наместника пров. Хубэй и Хунань Чжан Чжи-дуна, к-рый, находясь в сговоре с иностр. империалистич. кругами, не поддерживал в это время пр-во Цыси. В кон. авг. 1900 Чжан Чжи-дун учинил разгром Ц., по его приказу были казнены Тан Цай-чан и более 200 др. видных участников готовившегося заговора.

Лит.: Новая история Китая, М., 1972, с. 328-30; Цай Цзи-оу, Эчжоу сюэши (Хубэйская трагедия), Шанхай, 1958, с. 1-8.

H. M. Калюжная. Москва.

ЦЗЭН ГО-ФАНЬ

ЦЗЭН ГО-ФАНЬ (26.XI.1811 - 12.III.1872) - политич. и воен. деятель Китая. Род. в пров. Хунань в помещичьей семье. В 1849-52 - крупный чиновник в Пекине. В кон. 1852 по поручению пр-ва создал т. н. Хунаньскую армию и возглавил ее. Она вскоре превратилась в гл. ударную силу феод. реакции в борьбе с Тайпинским и др. нар. восстаниями. С 1860 Ц. Г.-ф.- наместник Цзяннани и Цзянси. В 1865 был назначен имперским уполномоченным по подавлению няньцзюней (см. Няньцзюньское восстание). В дек. 1866 вновь стал наместником Цзяннани и Цзянси. В 1868-71 - наместник столичной пров. Чжили. Содействовал созданию воен. предприятий европ. типа, а также укреплению сотрудничества кит. и маньчжурских феодалов.

Лит.: Илюшечкин В. П., Крестьянская война тайпинов, М., 1967.

В. П. Илюшечкин. Москва.

ЦЗЯЖУН

ЦЗЯЖУН - народ, входящий в состав тибетцев.

ЦЗЯНЬ БО-ЦЗАНЬ

ЦЗЯНЬ БО-ЦЗАНЬ (р. 1898) - кит. историк и обществ. деятель. Уроженец пров. Хунань. Был чл. гоминьдана. В 1949 принимал участие в работе Народного политического консультативного совета Китая. В том же году был избран чл. Центр. правления Общества кит.-сов. дружбы. С 1954 - депутат Всекит. собрания нар. представителей. В 1955 был избран чл. АН Китая. Ц. Б.-ц.- автор многочисл. работ по археологии, древней и ср.-век. истории Китая. В 1946 выпустил "Очерки истории Китая" ("Чжунго ши ган", т. 1-2), охватывающие период от палеолита до 3 в. н. э. В 1959-1962 выступил с серией методологич. статей, отстаивавших принцип историзма и критиковавших упрощенчество, догматизм и схематизм при изучении отечеств. истории. Эти статьи, как и сам автор, стали объектом резкой критики в кит. печати в период т. н. культурной революции (2-я пол. 60-х гг.).

Соч. (кроме указ. в ст.): Чжунго лиши луньцзи (Сб. статей по истории Китая), (б. м., 1947); Лиши чжэсюэ цзяочэн (Курс философии истории), (б. м., 1949); Лиши вэньти Луньцунь (Сб. статей по историч. вопросам), Пекин, 1956.

Н. П. Свистунова. Москва.

ЦИ

1) Др.-кит. царство периода Чуньцю и Чжаньго. Входило в число "5 гегемонов" (7-6 вв. до н. э.) и "7 сильнейших" (5-3 вв. до н. э.) - царств, независимых от чжоуской монархии. Занимало б. ч. совр. пров. Шаньдун и частично терр. пров. Хэбэй. Столица Ц.- Инцю (совр. Линьцзы в Шаньдуне), крупный торг.-ремесл. и культурный центр того времени. В 221 до н. э. было завоевано царством Цинь. 2) Династия и гос-во на Ю. Китая в период Южных и Северных династий (4-6 вв.). Другое назв.- Нань Ци (Южная Ци). Существовали с 479 по 502. Основаны Сяо Дао-чэном после узурпации им трона династии Сун (420-479). Столица - Цзянькан (совр. Нанкин). В 502 отпрыск правящего дома Сяо Янь захватил престол и провозгласил династию Лян (502-557). 3) Династия и гос-во на С. Китая В 550-577. См. Северная Ци.

Г. Я. Смолин. Ленинград.

ЦИВИЛИЗАЦИЯ

ЦИВИЛИЗАЦИЯ (от лат. civilis - гражданский, государственный) - синоним понятия культура; совокупность материальных и духовных достижений общества в его ист. развитии, уровень обществ. развития и материальной культуры, достигнутый той или иной общественно-экономич. формацией; степень и характер развития культуры определенных эпох и народов. В более узком смысле понятие Ц. обозначает только материальную культуру.

К. Маркс и Ф. Энгельс применяли термин "Ц." к определенной ступени обществ. развития, следующей за дикостью и варварством. Энгельс писал, что Ц. "...является той ступенью общественного развития, на которой разделение труда, вытекающий из него обмен между отдельными лицами и объединяющее оба эти процесса товарное производство достигают полного расцвета и производят переворот во всем прежнем обществе" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21, с. 173-74). Основоположники марксизма проанализировали движущие силы и противоречия в развитии Ц., обосновав необходимость революц. перехода к новому, высшему ее этапу - коммунистич. обществу.

Понятие Ц. появилось в 18 в. во Франции. Франц. просветители называли цивилизованным общество, основанное на началах разума и справедливости. В 19 в. Ц. обозначала высокий уровень развития материальной и духовной культуры зап.-европ. народов, употреблялась как характеристика капитализма в целом. Н. Я. Данилевский считал, что история отд. замкнутых Ц., имеющих индивидуальный характер, составляет существо всемирной истории. По О. Шпенглеру, Ц.- лишь заключительный этап развития к.-л. культуры или к.-л. периода обществ. развития. Шпенглер считал, что для Ц. характерны высокое развитие науки и техники, упадок лит-ры и искусства, превращение отд. человека в безликое существо - частичку инертной и аморфной массы. А. Тойнби полагает, что всемирная история состоит из множества частей, на к-рые мы искусственно ее подразделяем, называя каждую из частей - Ц. В современной бурж. историографии понятия Ц. и смены Ц. нередко выдвигаются в качестве противопоставления марксистскому учению о процессе развития и смене общественно-экономич. формаций.

Лит.: Энгельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и государства, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 21; Арзаканьян Ц. Г., Культура и цивилизация. Проблемы теории и истории, "Вестник истории материальной культуры", 1961, No 3; его же, Трактовка гуманизма в современных буржуазных концепциях культуры и цивилизации, в кн.: От Эразма Роттердамского до Бертрана Рассела, М., 1969; Маркарян Э. С., О концепции локальных цивилизаций, Ер., 1962.

В. Я. Балязин. Москва.

ЦИВИЛИС

Клавдий Юлий (Claudius Julius Civilis) - один из вождей союзного римлянам племени батавов. Служил в рим. армии. Вместе с братом Павлом Ц. был арестован при имп. Нероне и обвинен в подготовке антирим. восстания (последнее он поднял в 69 по освобождении из-под ареста после смерти Нерона в 68). К этому восстанию присоединились др. герм. племена и галлы (треверы и лингоны) под водительством знатных галлов Классика и Тутора. Однако, сильно романизованная, галльская верхушка не поддержала восставших, предпочитая рим. господство германскому. В 70 восстание Ц. было подавлено, но батавы были освобождены от податей. Дальнейшая судьба Ц. неизвестна.

ЦИДКИЯ

ЦИДКИЯ (др.-евр.; греч. Sedekias, откуда в синодальном переводе Библии - Седекия) - последний царь Иудеи до "вавилонского пленения" (597/6-586 до н. э.). Ц. (первоначальное имя - Маттания) - сын Иосии, брат царя Иоакима, дядя царя Иоахина. После увода в плен Иоахина в 597 Навуходоносор II возвел на престол Маттанию под именем Ц. Несмотря на предостережения Иеремии, идеолога провавилонской ориентации, Ц. примкнул к антивавилонской коалиции Египта и др. гос-в (по-видимому, после финикийского похода фараона Псамметиха II в 591) и восстал против Вавилона. Для укрепления внутр. положения Ц. попытался возобновить социальную политику Иосии и отпустил на волю рабов-иудеев. В 586 после длительной и тяжелой осады Иерусалим был разрушен Навуходоносором II, часть населения уведена в плен (т. н. "вавилонское пленение"), Ц. захвачен, ослеплен (после того как на его глазах зарезали его сыновей), закован и уведен в Вавилон, где умер в темнице.

ЦИЗАЛЬПИНСКАЯ РЕСПУБЛИКА

ЦИЗАЛЬПИНСКАЯ РЕСПУБЛИКА (от лат. cisalpinus - находящийся по эту сторону Альпийских гор, т. е. к Ю. от Альп) - зависимая от Франции республика, образованная Наполеоном Бонапартом в июне 1797 в Сев. Италии. Включала Ломбардию, терр. б. Циспаданской республики - Болонью, Феррару, Модену, Реджо, а также Романью и нек-рые др. территории. В мае 1799 - июне 1800 была оккупирована австр. войсками. В янв. 1802 преобразована в Итальянскую республику 1802-05, к-рая в 1805 была превращена Наполеоном I в Итальянское королевство.

ЦИКЛИЧНОСТИ ТЕОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИКЛОПИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ

ЦИКЛОПИЧЕСКИЕ СООРУЖЕНИЯ - киклопические сооружения, - постройки из огромных кам. глыб без связующего раствора (цемента, извести и др.). Назв. дано древними греками постройкам такого типа микенского времени (2-е тыс. до н. э.), сооружение которых приписывалось мифич. великанам-циклопам (киклопам). Остатки Ц. с. встречаются на терр. многих стран мира. В археологии и истории архитектуры понятие Ц. с. в терминологич. смысле в значит. мере объединяется с понятием мегалитические постройки. Древнейшие Ц. с. (гл. обр. оборонит. и культовые сооружения) относятся к эпохе энеолита (3-е тыс. до н. э.); большинство принадлежит ко времени поздней бронзы и раннего железа (сер. 2-1-е тыс. до н. э.). Самые поздние - к раннему средневековью (замки, крепости и др.). Наиболее яркими образцами Ц. с. Др. Греции являются гор. стены Микен и Тиринфа. К Ц. с. относятся нек-рые этрусско-италийские оборонит. стены и гидротехнич. устройства, сардинские нураги и скальные гробницы, нурагообразные и дольменообразные культовые постройки Балеарских о-вов и о. Мальта, нек-рые крепостные, культовые и др. постройки индейских культур Центр. и Юж. Америки (напр., крепость 15 в. Саксауаман близ г. Куско в Перу). В СССР остатки Ц. с. известны в Закавказье (в т. ч. нек-рые крепости гос-ва Урарту), Крыму, Таджикистане, Сибири.

Лит.: Мещанинов И. И., Циклопические сооружения Закавказья, "ИГАИМК", 1932, т. 13, в. 4-7; Древняя Греция, М., 1956; Всеобщая история архитектуры, т. 1, М., 1958; Пиотровский Б. Б., Ванское царство (Урарту), М, 1959; Marinatos S., Crete and Mycenae, L., 1960; Anton F., Alt-Perú und seine Kunst, Lpz., 1962.

Л. А. Ельницкий. Москва.

ЦИММЕРВАЛЬДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1915

ЦИММЕРВАЛЬДСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ 1915 - междунар. социалистич. конференция, выступившая против развязанной империалистами 1-й мировой войны и социал-шовинизма. Проходила в Циммервальде (Zimmerwald, Швейцария) 5-8 сент. 1915. В работе конференции участвовало 38 делегатов из России, Польши, Италии, Швейцарии, Болгарии, Румынии, Германии, Франции, Голландии, Швеции, Норвегии. Накануне открытия Ц. к. В. И. Ленин организовал сплоченную группу интернационалистов - "Циммервальдскую левую", к-рой противостояло центристское и полуцентристское большинство конференции (т. н. циммервальдский центр. возглавлявшийся Р. Гриммом и др.).

Основным вопросом, обсуждавшимся на конференции, был вопрос о борьбе пролетариата за мир. В ходе обсуждения этого вопроса левые внесли свои проекты резолюции и манифеста, раскрывавшие империалистич. характер мировой войны, решительно осудившие социал-шовинизм и призвавшие рабочих воюющих стран к гражданской войне с целью завоевания политич. власти, необходимой для социалистич. организации общества. Правое большинство конференции отклонило оба документа, предлагая ограничиться пустой пацифистской декларацией. Ленин от имени левых потребовал конкретизации политич. лозунгов. "Если мы сегодня,- говорил Ленин,- действительно стоим накануне революционной эпохи, в которой массы перейдут к революционной борьбе, то тогда мы должны также упомянуть необходимые для этой борьбы средства" (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 54, с. 375). Конференция приняла компромиссный Манифест, к-рый, хотя во многом и не удовлетворял идейной платформе "Циммервальдской левой", в целом отвечал задаче мобилизации междунар. пролетариата на борьбу против империализма и войны, т. к. признавал империалистич. характер войны и указывал (в недостаточно четких, однако, выражениях) на лживость лозунга "защита отечества" и на измену вождей 2-го Интернационала. Участниками конференции была принята "Резолюция симпатии жертвам войны и преследуемым", выражавшая братское сочувствие большевистским депутатам Думы, сосланным в Сибирь, а также К. Либкнехту, Р. Люксембург, К. Цеткин "и всем товарищам, которых преследуют и арестуют за то, что они борются с войной".

На Ц. к. была создана Интернациональная социалистическая комиссия (ИСК), представлявшая собой фактически новое Международное социалистическое бюро, избранное "... вопреки воле старого, на базе манифеста, прямо осуждающего тактику старого" (там же, т. 27, с. 42 (т. 21, с.355)). Сложившийся в Циммервальде блок революционных интернационалистов с центристами представлял собой временное объединение двух принципиально разл. течений, сохранивших независимость своих позиций. Критикуя позицию центристского большинства Ц. к., Ленин подчеркивал, что "Циммервальдская левая" группа должна действовать не вне, а внутри циммервальдского объединения. "Сплочение указанной группы,- отмечал Ленин,- один из самых важных фактов и один из самых больших успехов конференции" (там же, с. 43 (т. 21, с. 356)).

Лит. см. при ст. Циммервальдское объединение.

Я. Г. Темкин. Москва.

"ЦИММЕРВАЛЬДСКАЯ ЛЕВАЯ"

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИММЕРВАЛЬДСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ЦИММЕРМАН

ЦИММЕРМАН (Zimmermann), Вильгельм (2.I.1807 - 22.IX.1878) - нем. историк, мелкобурж. демократ. В 1847-50 преподавал историю в Высшей реальной школе в Штутгарте. Был уволен властями за активное участие в революции 1848-49 в рядах крайней левой франкфуртского парламента. Примыкая по теоретико-методологич. позициям к гейдельбергской школе историков, Ц. отличался от ее главы Ф. К. Шлоссера более пристальным вниманием к исследованию роли нар. масс в истории и широким использованием архивных документов. Это в полной мере проявилось в его работе о Великой крестьянской войне в Германии ("Allgemeine Geschichte des großen Bauernkrieges", Bd 1-3, Stuttg., 1841-43; рус. пер.- "История крестьянской войны в Германии", т. 1-2, М., 1937), где Ц. более сочувственно, чем Шлоссер, осветил борьбу крестьян, Т. Мюнцера за освобождение от феод. гнета и объединение Германии, справедливо видя в них передовую, революц. силу. Работа Ц. была "для своего времени написана очень реалистически". Она явилась "...похвальным исключением из немецких идеалистических произведений..." (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 16, с. 413). Но просветительский фундамент мировоззрения Ц. не позволил ему правильно проанализировать социальные течения в, лагере Реформации и раскрыть классовое содержание Крестьянской войны как ранней бурж. революции.

В работе о революции 1848-49 ("Die deutsche Revolution", Bd 1-2, Karlsruhe, 1849) Ц. сочувственно осветил крестьянское движение периода революции, первым из нем. историков дал фактич. картину этого движения. Однако основное внимание Ц. уделил парламентской борьбе, переоценив роль Р. Блюма и др. мелкобурж. демократов и серьезно недооценив соглашательскую, предательскую линию либералов Франкфуртского парламента. Ц. мало уделял внимания рабочему движению, не понял значения "Новой Рейнской газеты" К. Маркса и Ф. Энгельса. Потускнение демократизма Ц. наглядно обнаружилось в последние годы его жизни, когда он стал примиренчески относиться к прусскому милитаризму и шовинизму ("Deutschlands Heldenkampf, 1870 und 1871", Stuttg., 1873).

Реакц. нем. историки (Г. фон Белов и др.) игнорировали заслуги Ц. в изучении Крестьянской войны. Энгельс ценил вклад Ц., опирался на фактич. материал книги Ц. в своей работе "Крестьянская война в Германии" (1850; см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 7).

Лит.: Смирин M. M., Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая крестьянская война, 2 изд., М., 1955; Schilfert G., W. Zimmermann, в кн.: Studien über die deutsche Geschichtswissenschaft, 2 Aufl., Bd 1, В., 1969.

В. А. Гавриличев. Донецк.

ЦИММЕРМАНА ДЕПЕША 1917

ЦИММЕРМАНА ДЕПЕША 1917 - секретная инструкция статс-секретаря иностр. дел Германии А. Циммермана (Zimmermann), направленная в янв. 1917 в период 1-й мировой войны 1914-18 посланнику в Мексике. В инструкции предлагалось склонить Мексику к заключению воен. союза с Германией против США. За это Мексике были обещаны территории, захваченные у нее США в результате американо-мексиканской войны 1846-48. Депеша была перехвачена англ. разведкой и использована правящими кругами США в качестве одного из поводов для вступления в 1-ю мировую войну на стороне Антанты.

ЦИММЕРН

ЦИММЕРН (Zimmern), Генрих (14.VII.1862 - 17.II.1931) - нем. ассириолог. Преподавал в ун-тах Бреслау (с 1899), Лейпцига (с 1900). Основатель лейпцигской школы ассириологии. Занимался изучением шумерских и вавилонских литературных и культовых текстов, сравнительной грамматикой семитских языков, проблемами аккадского языка и его влияния на др. языки, а также документов Тель-эль-Амарнского архива, хеттских законов, Ветхого завета.

Соч.: Babylonische Bußpsalmen, Lpz., 1885; Vergleichende Grammatik der semitischen Sprachen, В., 1898; Beitrage zur Kenntnis der babylonischen Religion, Lpz., 1901; Biblische und babylonische Urgeschichte, Lpz., 3 Aufl., 1903.

ЦИН

ЦИН (букв. - чистая) - императорская маньчжурская династия. Правила в Китае с 1644. Маньчжуры захватили власть в Китае в результате многолетней войны, начатой ими в 1618, и предательства кит. феодалов, призвавших маньчжурские войска себе на помощь для подавления крест. восстания, возглавленного Ли Цзы-чэном.

Правление династии Ц. можно разделить на четыре крупных периода: 1. С момента вторжения маньчжуров в Китай до установления цинского режима в пределах границ минского Китая (1644-83; правление Шуньчжи и Канси). 2. С 80-х гг. 17 в. до 70-х гг. 18 в.- период относительной внутр. стабилизации цинского режима в Китае и завоевательных походов против монг. кн-в Халхи, рус. поселений на Амуре, Джунгарского ханства, Тибета, Вост. Туркестана, Вьетнама, Бирмы, Непала и др. (правление Канси, Юнчжэна и Цяньлуна). 3. С 70-х гг. 18 в. до кон. 19 в., когда началось внутр. загнивание Цинской монархии и шел процесс ее непрерывного ослабления под ударами кит. крест. восстаний, выступлений некитайских народов империи, а также вследствие агрессии капиталистич. держав (правление Цяньлуна, Цзяцина, Даогуана, Сяньфына, Тунчжи, Гуансюя). 4. С японо-китайской войны 1894-95 до отречения Цинов, когда династия выполняла роль послушного орудия внутр. маньчжуро-кит. феод.-компрадорской реакции и империалистич. держав. В это время завершился процесс превращения Цинской империи в полуколонию (правление Гуансюя и Сюаньтуна).

Проводившаяся Цинами политика защиты феод. порядков и противодействия новым, капиталистич. формам х-ва и бурж. общественно-политич. явлениям и идеям (носителями к-рых выступали, как правило, китайцы), беспощадного угнетения всех народов, насильственно включенных в состав империи, терр. уступки державам и отказ от суверенных прав народов империи в пользу представителей иностр. капитала - все это привело к тому, что династия стала рассматриваться широкими нар. массами Китая как первопричина всех их бедствий и страданий. В результате Синьхайской революции 1911-13 власть династии Ц. была свергнута (официальное отречение последнего маньчжурского императора Пу И от престола - 12 февр. 1912).

Лит.: Маньчжурское владычество в Китае. Сб. статей, М., 1966.

С. Л. Тихвинский. Москва.

"ЦИН ШИ ГАО"

"ЦИН ШИ ГАО" ("Черновой вариант истории династии Цин") - труд по истории Китая периода правления маньчжурской династии Цин (1644-1911). Составлен по типу династийных историй в Пекине в 1914-1927 правительств. комиссией во главе с б. сановником цинского режима Чжао Эр-сюнем. В 1928 в Шэньяне появилось др. издание "Ц. ш. г.", предпринятое маньчжуром Цзинь Ляном (чл. Пекинской комиссии). В 1937 Цзинь Лян осуществил в Шэньяне еще одно издание "Ц. ш. г.". Все три издания представляют различные варианты одной династийной истории.

Публ.: Цин ши гао, т. 1-131, Пекин, 1927-28.

А. Н. Хохлов. Москва.

ЦИНЛЯНЬГАН

ЦИНЛЯНЬГАН - неолитич. культура, распространенная на терр. совр. пров. Цзянсу в Вост. Китае, приблизительно синхронная позднему этапу культуры Яншао (кон. 4-го тыс. до н. э.). Осн. занятием населения было земледелие (рисосеяние), однако охота и особенно рыболовство также занимали важное место в экономике. Керамика ручной лепки, в основном триподы и сосуды на цилиндрич. поддонах, встречается крашеная керамика. Характерные орудия труда - плоские кам. топоры трапецевидной формы с округлым лезвием и длинные жатвенные ножи с большим количеством отверстий; применялись также плечиковые топоры и "ступенчатые" тесла. В инвентаре погребений - кам. орудия, глиняные пряслица, украшения из кости и нефрита. На смену Ц. на С. пров. Цзянсу пришла культура Луншань, на Ю.- поздненеолитич. культура Лянчжу.

Лит.: Цзян Цзуань-чу, Гуаньюй цзянсуды юаныпи вэньхуа ичши (О поселениях первобытной культуры в Цзянсу), "Каогу сюэбао", 1959, No 4; Синь чжунго-ды каогу шоуху (Археология в новом Китае), Пекин, 1962; Народы Восточной Азии, М.-Л., 1965, с. 58.

М. В. Крюков. Москва.

ЦИННА

Луций Корнелий - см. Корнелий Цинна, Луций.

ЦИНЦИННАТ

Луций Квинкций (Lucius Quinctius Cincinnatus) - др.-рим. политич. деятель. Патриций. Консул 460 до н. э., диктатор 458 (в период войны против племен эквов и сабинов), 439 до н. э. (подавлял восстание плебеев, возглавленное всадником Спурием Мелием). Согласно антич. традиции, изложенной у Ливия и др.-рим. историков, Ц. считался у римлян образцом скромности, доблести и верности гражд. долгу. Детали жизни Ц. малодостоверны.

Предыдущая страница Следующая страница