Приглашаем посетить сайт

Путешествия (otpusk-info.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХАР"-"ХАС")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Х" (часть 4, "ХАР"-"ХАС")

ХАРИДЖИТЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАРИЗОМЕНОВ

Сергей Андреевич (1854-1917) - рус. земский деятель, статистик и экономист. Род. во Владимире в семье священника. В 1872 окончил Владимирскую духовную семинарию, в 1876 - Моск. ун-т. Принимал участие в студенческих кружках, в пропаганде среди крестьян. В 1876 примкнул к об-ву "Земля и воля", затем - чл. "Черный передел". Участник Воронежского съезда в 1879. Вскоре от революц. движения отошел и занялся земской статистикой. В 80-х гг. исследовал кустарные промыслы во Владимирской и Таврической губ. Руководил земскими статистич. исследованиями в Саратовской губернии (1885-92). В 1892-98 занимался с. х-вом в собственном имении. В 1900-е гг. вел статистич. работы в Тульской и Тверской губ. X. принадлежит ряд трудов по статистике, он печатал статьи об экономич. положении крестьян в журн. "Русская мысль", "Юридический вестник". Особенно известна его ст. "Значение кустарной промышленности" ("Юридический вестник", 1883, No 11, 12). Данными X. часто пользовался В. И. Ленин в работах 90-х гг.

Лит.: История рус. экономич. мысли, т. 2 - Эпоха домонополистического капитализма, ч. 2, М., 1960.

Л. А. Рендель. Москва.

ХАРИПУНДЖАЙЯ

Лампун, - ср.-век. монское (см. Моны) королевство на терр. Сев. Таиланда. Назв. получило от одноим. города, основанного, по преданию, монскими выходцами из Луво (Дваравати). Расцвет X. приходится на 8-9 вв. 9-10 вв. в истории X. заполнены изнурит. войнами с южным соседом - королевством Луво. Ок. 1000 изгнанный кхмерами из Луво король Укчитта-Чакаватти захватил власть в X. В 12 в. его потомки вели борьбу с усилившейся кхмерской державой. В 1292 лаосский вождь Манграй захватил столицу X. и основал на терр. X. гос-во Чиенгмай.

Лит.: Берзин Э. О., К вопросу о формировании культуры Таиланда, "ВИМК", 1958, No 5.

Э. О. Берзин. Москва.

ХАРИСТИКИЙ

ХАРИСТИКИЙ (от греч. xaristikós - щедрый, одаряющий) - в Византии пожалование монастыря императором или патриархом светскому лицу (реже монастырю или клирику). Жаловался на срок жизни получателя (харистикария - xaristikarios) либо на два-три поколения. Первые свидетельства о X. относятся к кон. 9 в. (расцвета этот феод. ин-т достиг в 11-12 вв.). С помощью X. достигалось, во-первых, подчинение феод. власти мелких монастырей, осн. крестьянами и сельскими общинами, и, во-вторых, создание слоя бенефициариев, лично обязанных государю, не за счет казны (поскольку материальный фонд черпался из церк. земель). В 11-12 вв. вокруг X. шла оживленная полемика: антиохийский патриарх Иоанн Оксит считал раздачу X. незаконной, ряд поместных соборов запрещал X. Харистикариев обвиняли в том, что они разоряли монастырское х-во. Напротив, апологет имп. Мануила I Комнина Евстафий Солунский оправдывал пожалование монастырей светским лицам. С 13 в. X. становится редким, хотя еще известна датированная 1317 жалоба митрополита Атталии на светских лиц и клириков в его митрополии, подчинявших себе монастыри и передававших их по наследству.

Лит.: Каждан А. П., Деревня и город в Византии IX-X вв., М., 1960, с. 105-10; Darrouzés J., Dossier sur la charisticariat. Polychronion, Festschrift F. Dölger zum 75. Geburtstag, Hdlb., 1966, p. 150-65; Lemerle P., Un aspect du rôle des monasteres а Byzance, "Académie des inscriptions et belles-lettres. Comptes-rendus", 1967, janv.- mars, p. 9-28.

A. П. Каждан. Москва.

ХАРИТОНОВ

Михаил (г. рожд. и смерти неизв.) - сподвижник С. Разина. В сент.- дек. 1670 отряд X. был направлен Разиным из-под Симбирска для взятия крепостей Симбирской укрепленной линии. Повстанцы заняли Саранск, Керенск, Пензу, вели упорные бои за Шацк, к-рый оборонял большой отряд царских войск. "Прелестные" письма X. призывали сражаться за царя и Степана Тимофеевича, против бояр и воевод. В дек. 1670 царским войскам удалось подавить этот очаг восстания. Дальнейшая судьба X. неизвестна.

Лит.: Очерки истории СССР. XVII в., М., 1955; Крестьянская война под предводительством С. Разина. Сб. док-тов, т. 2, ч. 1, М., 1957.

ХАРИХАРАЛАЯ

ХАРИХАРАЛАЯ - столица гос-ва Камбуджадеши в 9 в. Находилась в 15 и к Ю.-В. от совр. камбоджийского г. Сием-Реап на сев. берегу оз. Тонле-Сап. Осн. королем Джайяварманом II (802(?)-850). Архит. памятники X. включают храмы Прах Ко (879/800), Баконг (879/881) и Долей (893). При Ясовармане I (889-900) столица была перенесена из X. на место нынешнего Ангкор-Тома в Ясодхарапуру.

Лит.: Stern Ph., Hariharälaya et Indrapura, "BEFEO", 1938, t. 38, p. 175-97.

Л. А. Седов. Москва.

ХАРКЕВИЧ

Владимир Иванович (сент. 1856 - 13.VIII.1906) - русский воен. деятель и историк, ген.-лейт. (1904). Окончил Михайловское арт. училище (1876) и Академию Ген. штаба (1882). Участник рус-тур. войны 1877-78, служил на штабных должностях. Во время рус.-япон. войны 1904-05 - ген.-квартирмейстер Маньчжур. армии (апр.-окт. 1904), нач. штаба 1-й Маньчжур. армии (окт. 1904 - март 1905), нач. штаба главнокомандующего вооруж. силами на Д. Востоке (с марта 1905). В 1900-02 преподавал в Академии Ген. штаба. Представитель науч.-критич. направления бурж. воен. историографии, принадлежал к т. н. "рус. школе" истории воен. иск-ва. Опубликовал ряд исследований об Отечеств. войне 1812. Построенные на широком круге источников труды X. отличаются глубиной анализа, лаконичностью изложения, стремлением объективно оценить силы противников и роль возглавлявших их полководцев и генералов. Гл. внимание X. уделял детальному описанию хода боевых действий, раскрытию стратегич. значения событий и тактики сторон. Его работы, несмотря на ряд устаревших положений, сохраняют науч. значение и поныне. Внес значит. вклад в издание источников (в т. ч. мемуаров) об Отечеств. войне 1812 ("Отечеств. война 1812", т. 1-22, СПБ, 1900-14, "1812 год в дневниках, записках и воспоминаниях современников", в. 1-4, Вильна, 1900-07).

Соч.: Березина. 1812, СПБ, 1893; Война 1812. От Немана до Смоленска, Вильна, 1901; Действия Платова в арьергарде Багратиона в 1812, СПБ, 1901; Барклай-де-Толли в Отечеств. войну после соединения армий под Смоленском, СПБ, 1904.

А. Г. Тартаковский. Москва.

ХАРЛАМОВ

1

Николай Михайлович (р. 6(19).XII.1905) - сов. воен.-мор. деятель, адмирал (1949). Чл. Коммунистич. партии с 1925. Род. в г. Жуковка Орловской обл. На флоте с 1922. Окончил Воен.-мор. училище им. М. В. Фрунзе (1925) и Воен.-мор. академию (1956). Служил на Черномор. флоте, нач. штаба к-рого был назначен в февр. 1938. С апр. 1941 - нач. Управления боевой подготовки ВМФ, с июля 1941 - воен.-мор. атташе и глава Воен. миссии СССР в Великобритании. В 1950-54 командовал одним из Балт. флотов, в 1956-61 - Краснознаменным Балт. флотом. С 1961 - пред. Научно-технич. к-та ВМФ. С 1971 - в отставке.

2

Сергей Дмитриевич (26.IХ(8.Х).1881 - 25.V.1965) - сов. воен. деятель, ген.-майор, доцент. Род. в Севастополе в дворянской семье. Окончил Арт. училище (1902) и Академию Генштаба (1910). Участник 1-й мировой войны в чине полковника. В Сов. Армии с мая 1918, был нач. Оперативного управления Всеро-главштаба. Преподавал в Академии Генштаба, нач. штаба 15-й армии. Во время обороны Петрограда в 1919 командовал 7-й армией (в сент.-окт.), а затем колпинской ударной группой. В 1920 - нач. штаба Укр. трудовой армии, затем пом. нач. штаба вооруж. сил Украины и Крыма и нач. Гл. управления воен.-учеб. заведений Укр. воен. округа. С апр. 1921 на преподавательской работе. Автор ряда статей по воен. истории и тактике.

А. М. Иванов. Москва.

ХАРЛАМПОВИЧ

Константин Васильевич (18.VII.1870 - 1932) - рус. историк. Сын сел. священника. Окончил Литовскую духовную семинарию (1884 - 90), Петерб. духовную академию (1890 - 94). Преподавал церк. историю в Казанском ун-те. Автор работ по истории рус. православной церкви, нар. образования на Украине и в Белоруссии в 16-17 вв. Последние годы X. изучал греческие колонии на терр. УССР, памятники укр. лит-ры 17 в., положение укр. и белорус. меньшинств в Польше.

Лит.: "Тр. ин-та славяноведения АН СССР", т. 1, 1932 (Некролог); Биографич. словарь профессоров и преподавателей Казанского ун-та, т. 1, Каз., 1904.

ХАРМАЦ

ХАРМАЦ (Charmatz), Рихард (1.II.1879 - 15.II.1965) - австр. историк, автор работ по истории внутр. и внеш. политики Австрии нового времени. В основе ист. концепции X.- пангерманские и антиславянские настроения, сочетающиеся с нек-рыми умеренными идеями, к-рые проявляются в оценке революции 1848, признании необходимости преобразования империи Габсбургов на основе нац. автономии. В работе "Царизм, панславизм, война" ("Zarismus, Panslavismus, Krieg", W.-Lpz., 1915) он рассматривает Россию как единственную виновницу 1-й мировой войны, а саму войну как освобождение Австрии от "ига славянства".

Соч. (кроме указ. в ст.): Österreichs innere Geschichte von 1848 bis 1907, Bd 1-2, Lpz., 1909; Geschichte der auswärtigen Politik Österreichs im 19. Jahrhundert, Tl 1-2, Lpz., 1912-14; Österreichs äussere und innere Politik von 1895 bis 1914, Lpz.- В., 1918; Von Kaiserreich zur Republik, W., 1947; Lebensbilder aus Geschichte Österreichs, W., 1947.

ХАРНАК

Гарнак (Harnack), Адольф фон (7.V.1851 - 10.VI.1930) - нем. протестантский (лютеранский) теолог. Чл. Прусской АН (1890). Проф. Берлинского ун-та (с 1888). Гл. работы посвящены раннему христианству. Широкую известность получила кн. "Из истории раннего христианства" (рус. пер., М., 1907). Признанный глава протестантской либеральной теологии нач. 20 в., X. видел ее задачу в самостоятельном, основанном на ист. исследовании источников, выражении сущности христианства, а не в жестком следовании догме (согласно X., хотя содержание Евангелий представляет собой вечную ценность, догматы не следует понимать как неизменные и обязательные формулы). X. стремился включить христианство в русло совр. культуры, отказавшись ради этой цели от ортодоксальной интерпретации ряда осн. его положений. Представляя протестантский либерализм, X. видел в бурж. прогрессе путь к осуществлению христианского идеала - "царства любви и мира", в "любви к ближнему" - единственно возможное для человека проявление его любви к богу и отвергал политич. борьбу, революцию как насилие, противоречащее христианству. Истинная сущность этого либерализма выявилась с началом 1-й мировой войны: в авг. 1914 X. составил набросок обращения кайзера к народу, в к-ром оправдывал войну, развязанную герм. милитаризмом. Отстаивая свою концепцию христианства, X. в 20-е гг. вел полемику с неоортодоксией К. Барта (см. в ст. Протестантизм), представлявшей собой отрицание протестантского либерализма.

Соч. (кроме указ. в ст.): Lehrbuch der Dogmengeschichte, 5 Aufl., Bd 1-3, Tübingen, 1931-32; Das apostolische Glaubensbekenntnis, 27 Aufl., В., 1896; Geschichte der altchristlichen Literatur, 2 Aufl., Bd 1-2, В., 1958; Die Mission und Ausbreitung des Christentums, 4 Aufl., Bd 1-2, Lpz., 1965; Marcion, 2 Aufl., В., 1960; Reden und Aufsätze, Bd 1-5, В., 1904-30.

В. И. Гараджа. Москва.

ХАРНСКИЙ

Константин Андреевич (30.V(11.VI).1884 - 1943) - сов. историк. Родился в г. Калвария (Литва) в семье военнослужащего. Учился в кадетском корпусе и Михайловском артиллерийском училище. Востоковедную подготовку получил на япон. отделении Вост. ин-та во Владивостоке. Участник подпольной работы на Д. Востоке в годы Гражд. войны. Чл. КПСС с 1920. С 1923 преподавал историю стран Д. Востока на вост. факультете Дальневост. ун-та (Владивосток). Автор первых марксистских очерков по истории Японии, Китая, Кореи (последний не сохранился). В 1937 был необоснованно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Япония в прошлом и настоящем, Владивосток, 1926; Китай с древнейших времен до наших дней, Хабаровск - Владивосток, 1927.

В. Н. Никифоров. Москва.

ХАРТАЛ

ХАРТАЛ (хинди, букв. - закрытие лавок) - в Индии прекращение торговли и всякой деловой активности в знак протеста против чего-либо. В условиях нац.-освободит. движения в Индии в 1918-22 приобрело значение всеобщей забастовки. В эти и последующие годы в X. участвовали рабочие фабрик и заводов, служащие различных учреждений, работники учебных заведений, торг. предприятий, студенты, школьники. X. включает в себя также проведение митингов и демонстраций протеста. В 1918-47 X. был одной из основных форм кампаний несотрудничества с колон. властями, проводившихся Индийским нац. конгрессом. После достижения Индией независимости (1947) X. как метод политич. борьбы использовался нек-рыми оппозиц. партиями.

ХАРТИИ

ХАРТИИ (греч. xartns, лат. carta, charta - бумага, грамота) - группа историч. документов частного и публичного права в средние века. X., как правило, предоставляли или подтверждали определенные права и привилегии (напр., Великая хартия вольностей в Англии). X., фиксировавшие имущественные и правовые отношения частных лиц, могут быть отнесены также к грамотам (X. купли-продажи, освобождения и т. д.).

Особый разряд составляют гор. или коммунальные X., являющиеся важным источником по истории ср.-вековых городов. Гор. X., даровавшиеся королями или гор. сеньорами, фиксировали права и вольности горожан. Во Франции из ранних X. известны Лорисская X. (1-я пол. 12 в., Орлеан), пожалованная Людовиком VI и неоднократно повторенная в грамотах подтверждения (была принята в большинстве городов королев. домена); Бомонская X. (1182, Шампань), дарованная архиепископом Реймсским и получившая широкое распространение в сев.-вост. Франции, "Альфонсина" (1270, Овернь), "Руанские установления" (2-я пол. 12 в., Нормандия), Хартия Ланской коммуны (1128). Все эти X. содержали ряд привилегий, охранявших имущество и права горожан, в нек-рых случаях предоставляли им самоуправление. В Англии с 1-й пол. 10 в. были распространены т. н. X. привилегий; в 13 в. получили распространение X., предоставлявшие городам самоуправление (ряд городов получил X. лишь в 15 в.). Известны гор. X. Венгрии, Швеции, а также имперские X., к-рые императоры Священной Рим. империи предоставляли городам Нидерландов (с 12 в.), Италии (в 11 в. - Мантуе, Кремоне, Ферраре, Пизе и др.). Аналогичные документы, не имевшие спец. назв. X., легли в основу гор. права Германии, Польши, Чехии.

В Др. Руси X. (харотьи, харатьи) назывались нек-рые дипломатич. соглашения с другими гос-вами (договоры с Византией 911 и 945 и др.).

В новое и новейшее время назв. X. получил ряд документов публично-правового и политич. характера (т. н. Конституционные хартии в ряде гос-в, "Народная хартия" 1838 в Англии, давшая название чартизму и ставшая его программой, программные документы пр-в нек-рых развивающихся гос-в).

Лит.: Люблинская Л. Д., Источниковедение истории средних веков, Л., 1955.

Л. Т. Мильская. Москва.

ХАРТИИ ПОСЕЛЕНИЯ

ХАРТИИ ПОСЕЛЕНИЯ (исп. cartas de población, cartas-pueblas) - в ср.-век. гос-вах Пиренейского п-ова соглашение между феод. собственником земли и жителями поселений, вновь основывавшихся в процессе Реконкисты. Первые X. п. относятся к 9 в., особенно широкое распространение получили в 10-12 вв. X. п., очень близкие по содержанию к фуэрос, отличаются от них характером юридич. оформления (они по форме являются двухсторонним соглашением, а не пожалованием).

ХАРТИСТЫ

ХАРТИСТЫ - представители политич. течения в Португалии в 19 в., фактически партия, выступавшая за дворянско-цензовую конституцию (хартию) 1826, отмененную в период абсолютистского правления Мигела Брагансского, Объединяли в основном либеральные элементы дворянства, а также феод.-клерикальные элементы. После сентябрьской революции 1836 левое крыло либеральной буржуазии - сентябристы - заключили в 1838 компромиссное соглашение с X., в результате к-рого действовавшая после революции конституция 1822 была заменена более консервативной. Это ослабило позиции сентябристов и в 1842 власть захватили X., провозгласившие хартию 1826. Лидер X.-К. Кабрал установил воен. диктатуру. В 1846 она была сметена нар. движением - известным под назв. Марии да Фонте войны. В 1851 часть X. совместно с сентябристами образовали партию "Реженерасан" ("Возрождение"). В 1852 по инициативе этой партии был принят "Дополнительный акт к хартии", предусматривавший проведение умеренных бурж. реформ. С этого времени партия X. утратила самостоят. политич. значение.

С. В. Фрязинов. Москва.

ХАРТИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА

ХАРТИЯ АФРИКАНСКОГО ЕДИНСТВА - принята на конференции глав независимых гос-в Африки (Аддис-Абеба, май 1963), основавшей Организацию африканского единства (ОАЕ). В Хартии изложены цели ОАЕ: содействовать развитию единства и солидарности афр. гос-в, координировать их усилия и укреплять сотрудничество между ними, чтобы обеспечить лучшую жизнь народам Африки; защищать суверенитет, терр. целостность и независимость гос-в Африки; уничтожить все виды колониализма на Афр. континенте; развивать международное сотрудничество на основе уважения Устава ООН и Всеобщей декларации прав человека. Гос-ва, подписавшие Хартию, подтвердили свою верность принципам суверенного равенства всех гос-в, невмешательства во внутр. дела др. стран, уважения суверенитета и терр. целостности каждой страны и ее неотъемлемого права на независимое существование, мирного урегулирования спорных вопросов путем переговоров и арбитража, безоговорочного осуждения любых убийств по политич. мотивам, а также подрывной деятельности со стороны соседних или любых других гос-в, абсолютной приверженности делу полного освобождения еще зависимых афр. терр., политики неприсоединения к любым воен. блокам. Хартия предусматривает координацию действий гос-в - членов ОАЕ в политич., экономич. и дипломатич. областях, в области просвещения и культуры, здравоохранения, науки и техники, обороны.

Источн.: Организация Африканского единства (История создания и деятельности), Сб. док-тов, М., 1970; см. также лит. при ст. Организация Африканского единства.

ХАРТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ

ХАРТИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ (Мисак аль-амаль аль-ватани) - принята 30 июня 1962 Национальным конгрессом нар. сил Египта. Является политич. программой пр-ва и массовой нар. орг-ции - Арабского социалистич. союза (АСС). Хартия впервые декларировала право народа на власть в стране, право рабочих и крестьян занимать во всех выборных органах управления не менее половины мест. В ней отвергается капиталистич. путь развития и подчеркивается, что только социализм может обеспечить экономич. и социальный прогресс. В области экономич. политики Хартия намечала дальнейшее развитие и укрепление гос. сектора, "способного руководить прогрессом во всех областях и взять на себя главную ответственность за экономическое развитие, плановое ведение хозяйства, осуществление мероприятий по наделению крестьян землей". Хартия определяла также рамки деятельности в нац. экономике частного сектора. В ней провозглашен ряд гражд. свобод (свобода слова, печати и т. д.), право на труд и образование, признается равноправие женщин. Хартия определила осн. направление внеш. политики Египта - "борьба с империализмом во всех его видах и формах, деятельность в защиту мира и обеспечение международного сотрудничества на базе неприсоединения". В июле 1971 Всеобщий нац. конгресс АСС принял Программу нац. действий, фактически являющуюся дополнением к X. н. д.

Изд.: "Аль-Мисак" (Хартия), Каир, 1963.

"ХАРТИЯ ТРУДА"

"ХАРТИЯ ТРУДА" (Carta del Lavoro) - акт, изданный Большим фаш. советом в Италии 21 апр. 1927. "X. т." формулировала осн. принципы переустройства гос-ва на корпоративных началах (см. "Корпоративная система"), имевшего целью усиление и расширение вмешательства фаш. гос-ва в отношения между рабочими и работодателями с целью "предотвращения социальных конфликтов" и еще более действенной защиты крупного пром. и финанс. капитала. Декларируя "заботу" фашистов об интересах всех классов общества, "X. т." содержала также ряд пунктов, касавшихся социального законодательства (охраны труда, борьбы с профессиональными заболеваниями и пр.) и носивших демагогический характер.

Лит.: Слободской С. М., Итальянский фашизм и его крах, М., 1946; Джуно Ю., Фашистская Италия, М.-Л., (1929); Le corporazioni. Precedenti ed atti preparatori délia legge sulle corporazioni, Firenze, 1934.

ХАРТКЕ

ХАРТКЕ (Hartke), Вернер (p. 1.III.1907) - нем. (ГДР) историк и филолог античности. Чл. Академии наук ГДР (1955). С 1955 - зав. кафедрой классич. филологии Берлинского ун-та им. Гумбольдта, в 1956-59 - ректор ун-та. В 1958-68 - президент Академии наук; в 1968-72 - вице-президент. Иностр. чл. АН СССР. Автор работ по истории, культуре Др. Рима, в к-рых осн. внимание уделяется проблемам идейно-политич. содержания произведений рим. лит-ры: "История и политика в позднеантичном Риме" ("Geschichte und Politik im spätantiken Rom", Lpz., 1940), "Детские императоры. Структурный анализ рим. мышления и бытия" ("Römische Kinderkaiser. Eine Strukturanalyse römischen Denkens und Daseins", В., 1951, neue Aufl., 1972). Ряд работ Х. посвящен истории АН ГДР, деятелям нем. науки и культуры (братьям Я. и В. Гримм, А. Гумбольдту, Т. Моммзену).

ХАРТМАН

1

(Hartmann), Мартин (9.XII.1851 - 5.XII.1918) - нем. арабист и исламовед. В 1876-87 - переводчик герм. консульства в Бейруте, затем - проф. араб. яз. Берлинского вост. семинара. Один из основателей нем. об-ва исламоведения и журн. "Welt des Islams" (1912-1918). X. первым из европ. специалистов по Бл. и Ср. Востоку осветил проблемы ислама и историю мусульм. стран в новое время.

Соч.: Der Islamische Orient. Berichte und Forschungen, t. 1-3, Lpz., 1905-10; Der Islam. Geschichte - Glaube - Recht, Lpz., 1909; Fünf Vorträge über den Islam, Lpz., 1912; Islam, Mission, Politik, Lpz., 1912; Reisebriefe aus Syrien, В., 1913; Zur Geschichte des Islam in China, Lpz., 1921.

Лит.: Becker С. Н., Martin Hartmann, "Der Islam", 1920, Bd 10, S. 228-33; Fück J., Die arabischen Studien in Europa, Lpz., 1955, S. 269-73.

А. М. Голдобин. Ленинград.

2

(Hartmann), Рихард (8.VI.1881 - 5.II.1965) - нем. арабист и исламовед. Проф. ун-тов в Лейпциге, Кенигсберге, Гейдельберге, Гёттингене, Берлине. После 2-й мировой войны работал в ГДР. Основатель Ин-та востоковедения. Исследователь идеологич. движений, истории и совр. положения араб. стран.

Соч.: Die geographischen Nachrichten über Palästina und Syrien, Tübingen, 1907; Al-Kuschairo's Darstellung des Sûfitums, В., 1914; Palästina unter den Arabern, Lpz., 1915; Politische Geographie des Mamlukenreichs, "Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft", 1916, Bd 70; Das Tübinger Fragment der Chronik des Ibn Tulun, "Schriften des Königsberger Gelehrten Ges. Geisteswiss.", 1926, Kl. 3, No 2; Die Krisis des Islam, Lpz., 1928; Arabische politische Gesellschaften bis 1914, в сб.: Beiträge zur Arabistik, Semitistik und Islamwissenschaft, Lpz., 1944; Zur Vorgeschichte des Abbasidischen Schein-Chalifates von Cairo, В., 1950.

Лит.: Giesecke H., Richard Hartmann Bibliographie, В., 1951; его же, Nachträge zur Richard Hartmann..., "Mitteilungen des Instituts für Orientforschung", 1963, Bd 9, Hf 1; Roemer H. R., Richard Hartmann in memoriam (1881-1965), "Zeitschrift der deutschen morgenländischen Gesellschaft", 1967, Bd 117, Hf 1.

А. М. Голдобин. Ленинград.

ХАРТУМ

ХАРТУМ (араб., букв.- хобот слона; от формы полуострова, на к-ром расположен X.) - столица Судана и ц. одноим. провинции. Ок. 1 млн. жит. (1972, с Омдурманом, Сев. Хартумом и пригородами). Важнейший политич., культ. и торг.-пром. ц. страны. Осн. в 20-х гг. 19 в. сыном Мухаммеда-Али - Исмаилом. Важнейшим адм. и торг. центром страны стал ко 2-й пол. 19 в. В янв. 1885 был взят войсками махдистов (см. Махдистов восстание); тогда же по приказу халифа Абдуллы разрушен. В 1898 стал центром Англо-Егип. Судана и постепенно был отстроен. С 1 янв. 1956 - столица независимой Республики Судан. В X.- ун-т (осн. в 1956), технич. ин-т (осн. в 1950), музей и др. науч. и культурные учреждения.

Ю. Д. Дмитревский. Ленинград.

ХАРТУМСКАЯ КУЛЬТУРА

ХАРТУМСКАЯ КУЛЬТУРА - комплекс неолитич. культур (4-е тыс. до н. э.) в Республике Судан; названа по находкам близ г. Хартума: X. к. исследована англ. ученым А. Аркеллом. Первые раскопки проведены в 1945 в Эль-Коц (южнее Хартума), позднее - стоянки Эш-Шахейнаб (к С. от Хартума) и Джебель-Майя (в 225 км к Ю.-В. от Хартума). Выделены 2 хронологически последоват. культуры: ранвехартумская и культура скругленных долот. Для 1-й характерны микролитич. орудия из кварца (пластинки, провертки, наконечники стрел с поперечным лезвием) и большие орудия с выемками (скребки из риолита); все орудия сегментовидной формы. Типичны зернотерки (население употребляло в пищу семена дикорастущих растений), пестики и желобчатые грузила для сетей. Изготовлялась глиняная посуда, украшенная волнистым орнаментом. Найдены бусы из скорлупы страусовых яиц. Население, имевшее негроидные признаки, занималось охотой, рыбной ловлей и собирательством. Население, оставившее верх. слои X. к. (культура скругленных долот), также занималось охотой и рыболовством и, кроме того, разводило мелкую породу коз. Наряду с микролитич. орудиями стали применяться большие топоры и долота с полированными лезвиями. Оружием служили дротики и булавы с дисковидным навершием. Гарпуны делали из кости, а крючки - из раковин. Появляются бусы из амазонита. Керамика, подобная раннехартумской, иногда покрывалась красно-коричневым ангобом. Близость инвентаря и орнамента X. к. к бадарийской культуре позволяет предположить наличие связей между Египтом и Суданом в неолитич. время. Отмечается влияние сахарского неолита (Тибести) на X. к.

Лит.: Алиман A., Доисторическая Африка, пер. с франц., М., 1960; Arkell A. J., Early Khartum, Oxf., 1949.

Л. А. Фадеев. Москва.

ХАРУЗИНЫ

ХАРУЗИНЫ - семья русских этнографов, много сделавших для развития этнографич. науки в России. По своим теоретич. взглядам X. были последователями эволюционизма. Николай Николаевич X. (1865-25.III(7.IV).1900) первым в России (с 1898) начал читать курс этнографии в Моск. ун-те и Лазаревском ин-те вост. языков. Один из основателей журнала "Этнографическое обозрение". Проводил обширные экспедиционные работы (1886-96) в Крыму, на Кавказе, в Архангельской и Олонецкой губ., Прибалтике и Сибири. Систематизировал многие мат-лы по этнографии России, собранные исследователями 18-19 вв. В своих работах применял метод комплексного изучения данных этнографии и смежных дисциплин, составляющий особенность русской этнографич. школы. Осн. науч. исследования посвящены обычному праву, развитию семьи и рода, религ. верованиям, истории жилища. Наиболее важные работы: "Русские лопари. Очерки прошлого и современного быта" (М., 1890), "Очерк истории развития жилища у финнов" (М., 1895), "История развития жилища у кочевых и полукочевых тюркских и монгольских народностей России" (М., 1896), "Этнография" (Курс лекций, в. 1-4, СПБ, 1901-05). Вера Николаевна X. (17(29).IX.1866 - 17.V.1931) - первая женщина - профессор этнографии в России. В 1907-23 в Москве читала курс этнографии на Высших женских курсах, в Археологич. ин-те, а затем в ун-те. Вела большую работу по популяризации этнографич. знаний. Вместе с братом H. H. Харузиным вела полевые работы в Архангельской и Олонецкой губ., на Алтае, в Барабинской степи, Прибалтике, Крыму, на Кавказе. Свои науч. исследования посвятила гл. обр. религ. верованиям и фольклору. В этнографич. исследованиях использовала методы смежных наук - филологии, истории, картографии и др. Гл. сочинения: "На Севере. Путевые воспоминания" (М., 1890), "Сказки русских инородцев" (М., 1898), "Введение в этнографию. Описание и классификация народов земного шара" (М., 1941). Алексей Николаевич X. (29.II(12.III).1864 - 1933) исследования вел как в области этнографии, так и в области археологии и антропологии. Изучал русских, народы Кавказа и Крыма, казахов, прибалт. народы, зарубежных славян. Гл. соч.: "Древние могилы Гурзуфа и Гугуша (на Южном берегу Крыма)" (М., 1890), "Жилище словинца Верхней Край-ны" ("Живая старина", 1902, в. 3-4), "Киргизы Букеевской орды" (в. 1-2, М., 1889-91), "Славянское жилище в Северо-Западном крае" (Вильнюс, 1907) и др. Михаил Николаевич Х. (4(16).VI.1860 - 25.IX.(7.X).1888). Осн. исследования посвящены обычному праву народов России. Гл. работы: "Очерки юридического быта народностей Сарапульского уезда, Вятской губернии" (М., 1883); "Сведения о казацких общинах на Дону" (в. 1, М., 1885); "Программа для собирания сведений об юридических обычаях" (М., 1887).

Лит.: Токарев С. A., История рус. этнографии. (Дооктябрьский период), М., 1966.

Р. С. Липец. Москва.

ХАРУН-АР-РАШИД

Гарун ар-Рашид (763 или 766 - 24.III.809), - халиф (с 786) из династии Аббасидов. Пришел к власти и правил с помощью везиров из семьи Бармакидов, представлявших иран. феод. аристократию, а после их отстранения в 803 - единолично. При Х.-а.-Р. в Халифате достигли значит. развития с. х-во, ремесла, торговля и культура (преим. лит-ра), но вместе с тем наметились признаки его распада (восстания в Дейлеме, Сирии и др. областях). Х.-а.-Р. продолжал борьбу с Византией, начатую его предшественниками, однако точка зрения нек-рых ученых, согласно к-рой в интересах этой борьбы имел место обмен посольствами между Х.-а.-Р. и Карлом Великим, после опубликования работ В. В. Бартоль-да должна быть отвергнута, так же как и миф о добродетелях самого Х.-а.-Р., навеянный сказками "Тысячи и одной ночи". Умер во время военного похода, предпринятого им с целью подавить Рафи ибн Лейса восстание.

Лит.: Бартольд В. В., Карл Великий и Харун ар-Рашид, Соч., т. 6, М., 1966; его же, К вопросу о франко-мусульм. отношениях, там же; Мец A., Мусульм. ренессанс, пер. с франц., М., 1972.

Л. И. Надирадзе. Москва.

ХАРУХАИН-БАЛГАС

ХАРУХАИН-БАЛГАС - остатки укрепленного уйгурского города 10-13 вв. на р. Харухе, к З. от пос. Хадасан, на Ю. Селенгинского аймака МНР. Вокруг квадратного в плане города (0,5 на 0,5 км) располагались орошаемые пашни. Позднее (вероятно, в 16 в.) на терр. Х.-Б. возник обширный буддийский монастырь. Его мощные, хорошо сохранившиеся здания тибетской архитектуры сложены из плитняка насухо. В 1891 Х.-Б. описан впервые рус. путешественником Д. А. Клеменцем. В 1949 археол. раскопки города произведены сов.-монгол. историко- этнографич. экспедицией под рук. С. В. Киселева.

Лит.: Клеменц Д. A., Археологический дневник поездки в Среднюю Монголию в 1891, в кн.: Сб. тр. Орхонской экспедиции, в. 2, СПБ, 1895; Атлас древностей Монголии, в. 1, СПБ, 1892; Киселев С. В., Древние города Монголии, "CA", 1957, No 2.

Л. А. Евтюхова. Москва.

--------------------------

Харухаин-Балгас

харухаин-балгас

ХАРЧИНЫ

ХАРЧИНЫ - харачины, - этнографич. группа в составе монголов КНР. Живут в Чжоудасском аймаке авт. р-на Внутренняя Монголия. Язык - вост. диалект собственно монг. языка. По х-ву и материальной культуре X. близки к окружающим группам монголов. Осн. занятие - скотоводство. Религия - ламаизм.

ХАРША

Харшавардхана, - правитель (606 - ок. 646/647) Сев. Индии из рода Пушпабхути (Пушьябхути). Его наследств. владения были в верх. части долины Джамны - Ганга, Вост. Пенджаба и вост. Раджпутаны, первоначальной столицей была Стханешвара. X. отвоевал у бенг. правителя Шашанки и Гуптов Малвы терр. захваченного было ими гос-ва Маукхариев в среднем р-не долины Ганга и объединил свое кн-во и владения своих союзников Маукхариев. Новой столицей X. сделал Канаудж. X. завоевал часть Малвы и предпринял поход на Декан, закончившийся его поражением на р. Нарбада (ок. 612). К 643 X. завоевал Бенгалию и Ориссу и создал империю, примерно равную державе Гуптов. Гос-во X. было типичной военно-феод. державой, состоявшей из большого числа вассальных кн-в, и распалось после смерти своего создателя.

Лит.: Ettinghaugen M. L., Harsa Vardhana, empereur et poète de l'Inde septentrionale (606-648 A. D.), L., 1906; Majumdar R. C, Harshavardhana. A critical study, "Journal of the Bihar and Orissa Research Society", 1923, v. 9, pt 3-4; Panikkar K. M., Sri Harsha of Kanaui, Bombay, 1922; Mookerji R. К., Harsha, (2 ed.), Delhi, (1959).

ХАРШАВАРДХАНА

ХАРШАВАРДХАНА - см. Харша.

ХАРЬКОВ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ХАРЬКОВСКАЯ МАЕВКА 1900

ХАРЬКОВСКАЯ МАЕВКА 1900 - первое массовое политич. выступление рабочих в России. К нач. 20 в. в Харькове насчитывалось 12 тыс. пром. рабочих. 22 и 29 апр. на сходках рабочих было принято решение 1 мая не выходить на работу и устроить уличную демонстрацию. Гор. с.-д. орг-ция издала первомайскую листовку. 1 мая группа передовых рабочих паровозных мастерских разошлась по цехам, провозглашая призыв "Да здравствует 1 мая, 8-часовой рабочий день, бросайте работу!". В Харькове забастовало 10-11 тыс, рабочих. На Вашенковской леваде демонстранты (до 5 тыс. чел.) подняли красный флаг. В ответ на начавшиеся аресты ок. 3 тыс. рабочих, собравшихся ок. тюрьмы, потребовали освобождения арестованных, угрожая продолжением "всеобщей забастовки". 2 мая были выработаны и вручены администрации предпр. и властям экономич. требования. 3 мая работы в ж.-д. мастерских возобновились. Забастовки и митинги на отдельных предприятиях продолжались еще в течение 2 нед. В. И. Ленин высоко оценил значение X. м. как выступления, знаменовавшего политическое пробуждение пролетариата (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 4, с. 364 (т. 4, с. 335)).

Лит.: Руднев В., Майские события 1900 г. в Харькове, "Летопись революции", 1925, No 3; Печкуров И. К., Майские дни в Харькове в 1900 г., "Науч. зап. Харьковского ин-та механизации с. х-ва", 1961, в. 12, т. 2.

Ю. И. Кирьянов. Москва.

ХАРЬКОВСКОЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО

ХАРЬКОВСКОЕ ИСТОРИКО-ФИЛОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО - науч. общество при Харьковском ун-те, осн. в 1876. В него входили профессора и преподаватели ун-та, местные краеведы и др. представители интеллигенции. Об-во занималось разработкой истории, археологии и этнографии Левобережной Украины, особенно Слободской, укр. филологией, охраной памятников культуры, краеведением, вело большую науч.-просветительную работу и т. п. При нем имелись архив (с 1880), хранивший документы Малороссийской коллегии и местных учреждений 18-19 вв., этнографич. музей и 2 библиотеки. Об-во издавало "Сборники" (т. 1-21, 1886-1914), "Труды" (т. 1-7, 1893-1902) и "Вестник" (в. 1-5, 1911-14), в к-рых опубликовано значит. число архивных документов по истории Левобережной Украины 18 в., мат-лы по археологии и этнографии, исследования Д. И. Багалея, В. И. Саввы, Н. Ф. Сумцова, В. А. Городцова, В. И. Срезневского и др. Об-во прекратило деятельность в годы гражданской войны 1918-20, его библиотечные фонды переданы Харьковскому ун-ту, а архивные мат-лы - в гос. архивы. Пред. об-ва - В. К. Надлер (1877-78), А. А. Потебня (1878-90), М. С. Дринов (1890-97), Н. P. Сумцов (1897-1918).

Лит.: Плевако М., Ист.-филологич. общество при Харьковском университете, "Украинская жизнь", 1915, No 11-12; Редин Е. К., Ученая деятельность Ист.-филологич. общества при Харьковском университете за первые 25 лет его существования, в кн.: Сборник Харьковского ист.-филологич. общества, т. 14, X., 1905; Харьковский гос. университет им. А. М. Горького за 150 лет, X., 1955.

Р. В. Овчинников. Москва.

ХАРЬКОВСКО-КИЕВСКОЕ ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО

ХАРЬКОВСКО-КИЕВСКОЕ ТАЙНОЕ ОБЩЕСТВО - студенческое революц. об-во, возникшее в 1856 в Харьковском ун-те. Основателями его были Я. Н. Бекман, М. Д. Муравский, П. В. Завадский и др. В апр. 1858 за участие в студенч. волнениях из ун-та было исключено несколько членов об-ва. В 1859 эти студенты поступили в Киевский ун-т, где об-во продолжало революц. деятельность. Чл. об-ва, связанные с А. И. Герценом, выработали программу с требованием уничтожения крепостного права, установления респ. строя, бесплатного образования с обучением на родном яз.; участвовали в создании первых воскресных школ в Киеве. В февр. 1860 8 чл. об-ва были арестованы (в т. ч. Бекман, Муравский, Завадский) и сосланы в разные части России, где продолжали революц. работу; нек-рые из них (напр., Бекман) вошли в об-во "Земля и воля".

Лит.: Общественно-политическое движение на Украине в 1856-1862 гг. (Сб. док-тов), К., 1963; Барабой А. З., Харьковско-Киевское революционное тайное общество 1856-60 гг., "ИЗ", т. 52, М., 1955; Ястребов Ф., Революционные демократы на Украине. Вторая пол. 50-х - нач. 60-х гг. XIX ст., К., 1960; Таубин Р. A., Я. Н. Бекман и Харьковско-Киевское тайное общество, в сб.: Революционная ситуация в России 1859-61, М., 1963; Эйдельман Н. Я., Герцен и Харьковско-Киевское революционное об-во, в кн.: Проблемы истории общественного движения и историографии, М., 1971.

В. Р. Лейкина-Свирская. Ленинград.

ХАС

ХАС - хасс, хасса, хассе (араб. - особый, специальный, собственный, мн. ч. - хавасс) - один из видов феод. землевладения в мусульм. странах в ср. века, "собственные земли монарха" (домен). В араб. Халифате доходы с X. поступали на содержание халифа, его семьи, двора; находились в ведении особого дивана (диван аль-хасса). В Иране, Ср. Азии, мусульм. Индии (в Делийском султанате) в 10-15 вв. X.- домениальные земли верховных правителей. При монг. владычестве в Иране наз. инджу. В Сефевидском Иране 16-18 вв. в X. входили обширные области, управлявшиеся особым ведомством (диван-и хассе-и шарифе-и падишахи, букв. - диван благородных государевых доменов). В Османской империи термином "X." обозначались: домены султана (хавасс-и хумайюн); условные зем. владения, приносившие доход не менее 100 тыс. акче (мелкая серебряная монета) в год, отдававшиеся везиру (хавасс-и вюзера) и эмирам (хавасс-и умера) за несение действительной службы. Словом "X." (в значении "знать") называлась также аристократия, в отличие от "черни" ("авам").

Е. П. Петрушевский. Ленинград.

ХАСАН

ХАСАН - полное имя - Мухаммед бен Абдалла Сайд аль-Хасан (ок. 1860 - 21.XII.1920), - мулла, возглавивший в 1899-1920 вооруж. борьбу сомалийского народа против англ. и итал. колонизаторов. Освободит. движение во главе с X. явилось ответом на захват и раздел Сомалийского п-ова европ. колонизаторами (см. Сомали). Это движение приняло религ. форму джихада (т. н. священной войны против неверных), но по своему характеру было нац.-освободительным. В ходе борьбы X. одержал ряд крупных побед и к кон. 1911 распространил свою власть на все внутр. р-ны страны. Возникло возглавленное X. централизованное гос-во, к-рое имело много общего с гос-вом махдистов (см. Махдистов восстание). Оно представляло собой воен.-политич. союз племен во главе с воен.-феод. знатью. В 1913 отряды X. совершали крупные налеты на англ. базы в городах Бурао и Берберу. В 1919 X. потерпел крупное поражение у Ок-Пасса. Но лишь в 1920 англ. колонизаторы с помощью крупных контингентов войск и авиации подавили движение. Сам X. вынужден был бежать в эфиопскую провинцию Огаден, где умер в г. Ими.

Лит.: Хазанов А. М., Антиколон. движение в Сомали под предводительством Мухаммеда бен Абдаллы, "ПВ", 1960, No 2; его же, Сомалийская республика, М., 1961; Jardine D., The Mad Mullah of Somaliland, L., 1923.

A. M. Хазанов. Москва.

ХАСАН II

Мауля Хасан (р. 9.VII.1929) - король Марокко с марта 1961. Старший сын Мухаммеда V. Окончил (1952) ф-т права ун-та в Бордо (Франция); получил ученую степень доктора юридич. наук. В 1955 - нач. 1956 участвовал в переговорах с Францией о предоставлении Марокко независимости. После провозглашения независимости Марокко (в марте 1956) назначен нач. Генштаба вооруж. сил. С 26 мая 1960 по 28 февр. 1961 - зам. премьер-министра и министр обороны. После смерти Мухаммеда V (26 февр. 1961) был провозглашен (3 марта) королем и религ. главой мусульман Марокко. В февр. 1961 - ноябре 1963 и в июне 1965 - июне 1967 был одновременно главой пр-ва. Является также главнокомандующим вооруж. силами и нач. Генштаба. Неоднократно высказывался за расширение сотрудничества и взаимопонимания между гос-вами с различным обществ.-политич. строем, за позитивный нейтралитет Марокко. В окт. 1966 находился с офиц. визитом в СССР. Почетный д-р ун-тов Каира, Бордо и Дакара.

ХАСАН ИБН АС-САББАХ

ХАСАН ИБН АС-САББАХ (ок. 1055-1124) - организатор и идеолог нар. движения в Иране, принявшего форму исмаилизма (см. Исмаилиты); первый правитель (с 1090) исмаилитов государства. В 1072 принял фатимидский исмаилизм. В 1081-90, подвергаясь преследованиям сельджукских властей, вел пропаганду исмаилизма, вербовал сторонников в Иране и Сирии. В 1090 захватил Аламут и создал независимое гос-во. Руководил захватом крепостей, стр-вом новых укреплений, возглавлял защиту Аламута от сельджукских войск, посылал своих эмиссаров (да'и) для завоевания новых территорий и подготовки исмаилитских выступлений. После раскола в исмаилизме (кон. 11 в.) порвал связи с Фатимидами. Создал новое учение ("дават-и джадид" - "новый призыв"), отличное от фатимидского исмаилизма. Обращался к широким массам с призывом к антисельджукской и антифеод. борьбе. При X. и. а.-С. исмаилиты, помимо вооруж. борьбы с войсками феодалов, применяли тактику террора против отдельных представителей феод. знати. Суровый, аскетичный человек, X. и. а.-С. запретил в Аламуте употребление вина, музыку. По преданию, занятый постом, молитвой, писанием соч. и управлением гос-вом, он св. 30 лет не выходил из своего дома.

Лит.: Строева Л. В., Рашид-ад-дин как источник по истории исмаилитов Аламута, в сб.: Вопросы истории стран Азии, (Л.), 1965, с. 123-42; ее же, Исмаилиты Ирана и Сирии в зарубежной и советской историографии, в кн.: Историография и источниковедение стран Азии, в. 1, (Л.), 1965, с. 138-148; ее же, "Новый призыв" исмаилитов как идеология нар. движения в Иране в XI-XII вв., "Палест. сб.", в. 21(84), Л., 1970; Петрушевский И. П., Ислам в Иране в VII- XV веках, (Л.), 1966, с. 293-96. См. также лит. к ст. Исмаилиты и Исмаилитов государство.

Л. В. Строева. Ленинград.

ХАСАН, ТОПОНИМ

ХАСАН, топоним - озеро в Приморском крае РСФСР, в районе которого в июле - авг. 1938 произошел советско-японский вооруженный конфликт, развязанный япон. милитаристами с целью прощупать прочность советских дальневосточных границ и боеспособность Красной Армии. В июле 1938 япон. командование сосредоточило вблизи Посьетского участка сов. границы 3 пех. дивизии, механизированную бригаду, кавалерийский полк, 3 пулеметных батальона и 70 самолетов. 29 июля 2 япон. роты (до 150 чел.) атаковали сопку Безымянная, оборонявшуюся 11 пограничниками, но при поддержке резервной группы пограничников и 2-й стрелк. роты 119-го полка 40-й стрелк. дивизии были отбиты. 31 июля превосходящие силы японцев (до 2 полков) из состава 19-й пех. дивизии (всего до 20 т. ч.) захватили важные в тактич. отношении сопки Безымянная и Заозерная. Для разгрома вторгшихся на терр. СССР япон. войск командующим Дальневост. фронтом Маршалом Сов. Союза В. К. Блюхером были выделены 40-я стрелк. дивизия полк. В. К. Базарова, 32-я стрелк. дивизия полк. Н. Э. Берзарина и 2-я механизир. бригада полк. А. П. Панфилова, сведенные в 39-й стрелк. корпус под команд. комбрига В. Н. Сергеева. Сов. войсками в р-не X. руководил нач. штаба Дальневост. фронта комкор Г. М. Штерн, к-рый 3 авг. вступил в командование корпусом, а Сергеев стал нач. штаба. Попытки 2 и 3 авг. выбить противника с сопок силами лишь 40-й дивизии не имели успеха. 5 авг. 39-й корпус сосредоточился, а 6 авг. перешел в наступление и 9 авг. полностью очистил сов. терр. от япон. захватчиков. 10 авг. было отбито неск. атак японцев. 10 авг. япон. посол в Москве Сигэмицу предложил начать переговоры и 11 авг. боевые действия прекратились. За героизм и мужество обе дивизии были награждены орденами Ленина, 26 чел. присвоено звание Героя Сов. Союза, ок. 6,5 тыс. чел. награждены орденами и медалями. 5 июля 1939 был учрежден нагрудный знак "Участник Хасанских боев".

Лит.: Ежаков В. И., Герои Хасана, М., 1969; его же, Бои у озера Хасан, "Воен.-ист. ж.", 1968, No 7.

Н. В. Пронин. Москва.

--------------------------

Боевые действия у озера Хасан 29 июля - 9 августа 1938 г.

хасан

ХАСАНИ

ХАСАНИ - аль-Хасани, Абдарраззак (р. 1903) - иракский историк, автор многочисл. трудов, гл. обр. по новейшей истории Ирака. Работы X., проникнутые идеями нац.-освободит. борьбы, ценны мат-лами, извлеченными из офиц. публикаций, архивов и иракской прессы.

Соч.: Тарих аль-визарат аль-иракийя (История ирак. кабинетов), т. 1-10, Сайда, 1933-61; Ас-саура аль-иракийя аль-кубра (Великая ирак. революция), Сайда, 1952; Тарих аль-Ирак ас-сийаси аль-хадис (Новейшая политич. история Ирака), т. 1-3, Сайда, 1957-58.

ХАС-БАТОР

ХАС-БАТОР (1884 - сент. 1921) - ближайший соратник Сухэ-Батора, Х.-Б. был ламой, но за неск. дней до начавшейся в марте 1921 Монг. народной революции включился в революц. работу: вербовал партизан, состоял ламой 1-го революц. отряда, командовал 3-м полком при взятии 18 марта Кяхты и т. д. С мая по сент. 1921 действовал в зап. аймаках, где под его руководством были созданы в мае краевой к-т партии, а в июне - краевое пр-во. В сент. 1921 объединенный отряд (400 чел.) монг. партизан и бойцов Красной Армии под команд. Х.-Б. и Байкалова, ведя борьбу против белых, был окружен в р-не оз. Толбо-нур (Зап. Монголия). 42 дня (до прихода на помощь полка Красной Армии) отряд мужественно отбивал атаки белых. Многие бойцы погибли. Пал смертью героя и Х.-Б.

Лит.: История Монгольской Народной Республики, 2 изд., М., 1967, с. 294, 298, 303-305; "Утга Зохиол урлаг", 1964, 31 июля.

Г. И. Михайлов. Москва.

ХА-СЕНУСЕРТХОТЕП

ХА-СЕНУСЕРТХОТЕП - город, осн. при строительстве пирамиды др.-егип. фараона Сенусерта II (начало 19 в. до п. э.), у входа в Файюмский оазис (совр. Кахун). Раскопан Питри Флиндерсом в 1888-90. Был окружен с 3 сторон стеной, 4-я со стороны Нила оставалась открытой. В вост. части располагались храмы, служебные здания, многокомнатные кирпичные дома знати. Стены многих из них покрыты росписями. Широкие улицы делят город на кварталы. Западная, значительно меньшая, часть Х.-С. густо застроена маленькими домиками в 4-5 комнат, принадлежавшими ремесленникам и земледельцам. Характер построек обеих частей города, глухая кирпичная стена, разделявшая их, говорят о том, что в эпоху Среднего царства в Др. Египте далеко зашло клас. расслоение. В Х.-С. найдено много папирусов: письма, мед. и ветеринарный трактаты, деловые документы, перепись и регистрация х-в, завещания (наследование имущества, рабов, должностей), заверенные свидетелями и зарегистрированные в "Доме документов", а также множество предметов домашнего обихода и орудий труда. После окончания строительства пирамиды пришел в запустение.

Лит.: Petrie W. M. P., Kahun, Gurob and Hawara, L., 1890; его же, Illahun, Kahun and Gurob 1889-1890, L., 1891; Petrie papyri, ed. F. Griffith, L., 1898.

P. И. Рубинштейн. Москва.

ХАСИМОТО

Санай (1834-1859) - самурай из кн-ва Фукуи (пров. Этидзен) в Японии, участник антиправительств. движения. С 1849 изучал медицину и зап. науки в Осаке, с 1854 - в Эдо, где сблизился с самураями-оппозиционерами. В 1855 вернулся в Фукуи и на короткое время был арестован за выступление в пользу реформ. Выступал за создание централизованного гос-ва во главе с императором и укрепление гос. мощи путем проведения реформ и заимствования зап. техники; против внешней политики сегуна и неравноправных ансэйских договоров. В противоположность др. деятелям оппозиционного движения, выступавшим за союз с Англией, был сторонником союза с Россией. В 1859 X. в числе сторонников реставрации императорской власти и "изгнания иностранцев" был арестован и казнен пр-вом Наоскэ Ии.

Лит.: Нарамото Тацуя, Хасимото Санай, Токио, 1952 (япон. яз.).

Э. Я. Файнберг. Москва.

ХАСИНТО

ХАСИНТО (Jacinto), Эмилио (15.XII.1875 - 16.IV.1899) - филиппинский революционер, идеолог радикально-демократич. направления в Филиппинской национально-освободительной революции 1896-98. Выходец из манильской бедноты. Вступил в Катипунан (тайный революционный союз, осн. в июле 1892), в 1895 - его секретарь, в 1896 - редактор газ. "Калайяан" ("Свобода"), выпускаемой союзом. В период развития революции X.- командующий войсками повстанцев в пров. Лагуна. Автор "Букваря" и "Манифеста" - осн. программных док-тов Катипунана, а также ряда статей и воззваний. В своих произведениях, написанных в форме афоризмов, образным общедоступным языком, X. проповедовал утопич. идеи всеобщего равенства; X. отрицал богатство, добытое насилием и обманом, призывал к самопожертвованию во имя освобождения народа от нищеты, угнетения и духовного рабства.

Лит.: Левтонова Ю. О., История общественной мысли на Филиппинах, М., 1973; Agoncillo Т. A., The revolt of the masses. The story of Bonifacio and the Katipunan, Quezon City, 1956.

Г. И. Левинон. Москва.

ХАСМОНЕИ

Маккавеи, жреческий род, возглавивший в 167 до н. э. нар.-освободит. борьбу в Иудее против налогового и политич. гнета Селевкидов и в течение 130 лет правивший Иудеей (167-37 до н. э.). После смерти главы рода Мататии (166) вооруж. борьбой руководили поочередно его сыновья: Маккавей Иуда, Ионатан и Симон. При Иуде Маккавее были отменены религ. преследования и восстановлена религ. автономия (162). После гибели Иуды Маккавея (161) при Йонатане (первосвященник со 152) Иудея добилась значит. налоговых облегчений, а при Симоне (первосвященник 142-134) - политич. независимости (142). Решением нар. собрания (140) Симон был назначен наследственным первосвященником, этнархом и стратегом. Последующие X., опиравшиеся на саддукеев, вели завоеват. войны, и Иудея все более приобретала черты эллинистич. монархии. Сын Симона Гиркан I (135-104) создал профессиональную армию из иноземных наемников. Его сын Аристобул I (104-103) принял титул царя. При его брате Александре-Яннае Иудея достигла апогея территориальной экспансии. Огромные тяготы, легшие на плечи народа, привели к возглавленным фарисеями массовым нар. восстаниям (90-84), с величайшей жестокостью подавленным Яннаем. Вдова Янная царица Александра-Саломея (76-67) привлекла фарисеев к управлению гос-вом и вела осторожную внеш. политику. После смерти Саломеи началась гражд. война между ее сыновьями: Аристобулом II (опирался на саддукеев) и Гирканом II (опирался на фарисеев). Борьба завершилась вмешательством Рима и завоеванием Иудеи Гн. Помпеем (63 до н. э.). Последний из X. Антигон (40-37) был отстранен от власти и убит Иродом I, основавшим под рим. протекторатом свою династию.

Лит.: Bickermann E., Der Gott der Makkabäer. Untersuchungen über Sinn und Ursprung der makkabäischen Erhebung, В., 1937; его же, From Ezra to the last of the Maccabees, N. Y., 1970; Stern M., The documents of the history of the Hasmonaean revolt, Tell-Aviv, 1965.

И. Д. Амусин. Ленинград.

ХАССУНСКАЯ КУЛЬТУРА

ХАССУНСКАЯ КУЛЬТУРА - оседлоземледельч. культура с расписной керамикой, предшествующая халафской культуре (см. Тель-Халаф) в Сев. Месопотамии и восходящая к 6-му тыс. до н. э. Названа по телю Хассуна, находящемуся южнее г. Мосул в Ираке и раскопанному в 1943-44. Слои I-V этого теля дали осн. мат-лы для характеристики X. к. Другие памятники X. к. найдены в междуречье Тигра и Евфрата, в р-не Мосула и Киркука. Характерны дома из сырцового кирпича в 3-4 комнаты, замыкающие пространство внутр. двора. В домах и дворах имелись печи для выпечки хлеба, очаги, найдены зернотерки, закрома для зерна. В 1964-67 при раскопках поселения Тель-эс-Саванне (близ Багдада) в слоях X. к. обнаружено крупное здание, возможно святилище, и значит. число погребений, сопровождавшихся разнообразным инвентарем, в т. ч. многочисл. кам. сосудами и женскими статуэтками. Все поселение окружали обводная стена и ров. Известны погребения детей в сосудах под полами домов. Племена X. к. возделывали пшеницу и ячмень, разводили крупный и мелкий рогатый скот. Из орудий труда известны каменные полиров. топоры, мотыги, кремневые вкладыши для серпов, закреплявшиеся битумом в деревянной основе. Найдены ядра для пращи, пряслица, шилья и лопаточки из кости, медные бусы. Керамика (чаши и сосуды с округлым туловом и низкой шейкой) - обожженная, тонкая, лощеная, орнаментированная росписью и нарезкой. Узоры в основном простые геометрические. На позднем этапе X. к. появляется т. н. самарская керамика - прекрасно орнаментированная, с изображениями людей и животных. X. к. характеризуется началом искусств. орошения.

Лит.: Массон В. М., Средняя Азия и Древний Восток, М.-Л., 1964; Чайлд Г., Древнейший Восток в свете новых раскопок, пер. с англ., M., 1956;Perkins A. L., The comparative archeology of the early Mesopotamia, Chi., 1957.

В. С. Титов. Москва.

ХАСТИНАПУРА

ХАСТИНАПУРА - древнее многослойное поселение на правом берегу р. Ганг в р-не г. Мирут (Индия). Раскапывалось в 1950-52 инд. археологом Б. Б. Лалом. Период I (19-13 вв. до н. э.) дал желтую керамику, к-рая связывается с медных кладов культурой. В период II (11-5 вв. до н. э.) использовались предметы из меди и бронзы, серая расписная керамика. Жилища сооружались из глины и ветвей. Население занималось земледелием, скотоводством, охотой. Находки этого периода связываются с племенами ведических ариев, к-рые, согласно традиции, занимали именно ту область долины Ганга, где встречаются в наст. время комплексы с серой расписной керамикой (X., Ахиччхатра, Тилпат). Согласно историч. традиции, X. была центром племени куру (наряду с Индрапрастхой) и столицей Кауравов, героев "Махабхараты". Период III (6-2 вв. до н. э.) характеризуется т. н. северной чернолощеной керамикой; орудия из меди и железа; дома из сырцового и обожженного кирпича. В IV периоде (2 в. до н. э. - 3 в. н. э.) доминирует красная керамика, украшенная штампованным орнаментом. Найдены монеты правителей г. Матхуры и имитации монет царя Кушанского царства Васудевы. Период V (11-15 вв.) дал раннесредневековую глазурованную керамику и монету султана Гияс-ад-дина Балбана (1265-87).

Лит.: Щетенко А. Я., Древнейшие земледельческие культуры Декана, Л., 1968; Lal В. В., Excavation at Hastinapura and other explorations in the upper Ganga and Sutlej basins 1950-1952, "Ancient India", 1954-55, No 10-11.

А. Я. Щетенко. Ленинград.

Предыдущая страница Следующая страница