Приглашаем посетить сайт

Биология (bio.niv.ru)

Советская историческая энциклопедия
Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФИЛ"-"ФИН")

В начало энциклопедии

По первой букве
A-Z А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я
Предыдущая страница Следующая страница

Статьи на букву "Ф" (часть 7, "ФИЛ"-"ФИН")

ФИЛИПЕСКУ

ФИЛИПЕСКУ (Filipescu), Леонте (18.Х.1895 - 13.IV.1922) - деятель рум. рабочего движения. Родился в г. Бырлад в семье рабочего. По профессии официант. Во время 1-й мировой войны, находясь в армии, вел антивоен. пропаганду среди солдат. В 1918-21 - один из руководителей левого крыла с.-д. партии, выступал за ее преобразование в коммунистич. партию. Ф. участвовал в организации Октябрьской всеобщей забастовки 1920 и подготовке I съезда компартии Румынии (1921). Чл. компартии с момента ее основания. В апр. 1921, скрываясь от преследований рум. охранки, эмигрировал в Болгарию. В июне 1921 вернулся в Румынию, вел работу по укреплению парт. орг-ций компартии в Бухаресте. В окт. 1921 был арестован. Убит "при попытке к бегству".

Лит.: Luptatori pentru расе, socialism si fericirea poporului, n. 1, (Buc.), 1955; "Analele de istorie", 1970, No 2.

ФИЛИПОВИЧ

1

(Филиповиh), Степан (27.I.1916 - 22.V.1942) - Народный герой Югославии. Род. в с. Опузен (Герцеговина). По профессии слесарь. С 1937 участвовал в революц. движении, неоднократно подвергался преследованиям. В 1940, по выходе из тюрьмы, вступил в Коммунистич. партию Югославии. До фаш. оккупации Югославии (апр. 1941) работал в парт. орг-ции г. Крагуеваца, а после оккупации в г. Валево (Сербия), где участвовал в подготовке вооруж. восстания против фаш. оккупантов и формировании первых партиз. отрядов. Был командиром батальона. 24 февр. 1942 схвачен фашистами; после зверских пыток был казнен на гор. площади Валево. 16 февр. 1949 Ф. посмертно присвоено звание Нар. героя Югославии.

2

(Филиповиh), Филип (парт. псевд. - Бошко Бошкович) (9.VI.1879 - 8.IV.1938) - деятель югосл. и междунар. рабочего движения. Род. в г. Чачак (Сербия). После окончания гимназии поступил в Высшее технич. училище Белграда. С 1897 участвовал в революц. движении, работал в социалистич. орг-ции и Всеобщем рабочем союзе в Белграде. В 1899 приехал в Россию, где в 1904 окончил физико-математич. ф-т Петербургского ун-та, а затем был на преподавательской работе. Принимал участие в деятельности петербургских с.-д. кружков, в 1912 вернулся в Сербию и стал одним из руководителей Сербской с.-д. партии. Летом 1916 был арестован австр. оккупац. властями и сослан в лагерь для военнопленных в г. Ашах (Австрия). Спустя год был переведен в Вену, где находился под надзором полиции. Участвовал в работе заграничной орг-ции РСДРП(б). В кон. 1918 вернулся на родину. На I и II съездах компартии избирался секретарем Центр. парт. веча. В авг. 1920 был избран мэром Белграда, в нояб. - депутатом компартии в Учредит. скупщину. На III и IV съездах избирался членом ЦК Коммунистич. партии Югославии (КПЮ). Неоднократно арестовывался за революц. деятельность. Активно участвовал в основании и деятельности Независимой рабочей партии Югославии. В 1924 приехал в СССР, работал в Междунар. агр. ин-те и Коммунистич. ун-те нац. меньшинств Запада. На V конгрессе Коминтерна был избран членом ИККИ. Один из руководителей Балканской коммунистической федерации. Ф. - автор ряда марксистских работ по философии и истории. В 1938 был незаконно репрессирован; реабилитирован посмертно.

Соч.: Izabrani spisi, Knj. 1-2, Beograd, 1962.

Лит.: Сумарокова M. M., Новые данные о начале революц. деятельности Филипа Филиповича, "Сов. славяноведение", 1967, No 1, с. 56-59; Дамjановиh П., Фрагменти за биографии, "Годишњак града Београда", књ. 6, Београд, 1959; Kovacev V., Delatnost Filipa Filipovica za vreme prvog svetskog rata, "Prilozi za istoriju socijalizma", Beograd, 1964, No 1; Kozuh П., Социолошка мисао Филипо Филиповиhа, Пирот, 1969.

M. M. Сумарокова. Москва.

ФИЛИПП

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛИПП II АВГУСТ

ФИЛИПП II АВГУСТ - см. в ст. Филипп во Франции.

ФИЛИПП III ДОБРЫЙ

ФИЛИПП III ДОБРЫЙ (Philippe le Bon) (31.VII.1396 - 15.VI.1467) - герцог Бургундии с 1419. В Столетней войне 1337-1453 Ф. III первоначально был союзником англичан (принимал участие в осаде Компьеня в 1430, где была пленена Жанна д'Арк). В 1435 Ф. III за уступку ему франц. королем Пикардии перешел на сторону Франции, признав Карла VII своим сюзереном (договор в Аррасе). С помощью браков, денег, искусной дипломатии Ф. III значительно расширил свои владения, присоединив к герцогству в 1421 графство Намюр, в 1428-33 - графства Эно, Зеландию, Голландию, в 1430 - герцогства Брабант и Лимбург, в 1431-43 - герцогство Люксембург и др. Двор Ф. III в Аррасе славился великолепием; меценатство короля привлекало сюда многочисленных поэтов, художников, музыкантов.

Лит.: Ingham Fr., Pilippe-le-Bon, Brux., (1946); Bonenfant P., Philippe le Bon, Brux., (1955).

ФИЛИПП ГЕССЕНСКИЙ

Филипп Великодушный (Philipp der Großmütige) (13.XI.1504 - 31.III.1567), - ландграф Гессенский, 1509-67 (до 1518 под опекой матери). Участвовал в подавлении рыцарского восстания 1522-23, в разгроме крестьянской войны в Гессене и в Тюрингии (1525). В 1526 провел Реформацию в Гессене, основал (в Марбурге) 1-й протестантский ун-т (1527). Безуспешно пытался примирить Лютера и Цвингли (Марбургский диспут 1529). Один из вождей Шмалькальденского союза протестантских князей, Ф. Г. в ходе шмалькальденской войны 1546-48 сдался Карлу V (1547) и до 1552 был его пленником.

ФИЛИПП ОРЛЕАНСКИЙ

ФИЛИПП ОРЛЕАНСКИЙ (Philippe d'Orléans) (2.VIII.1674 - 2.XII.1723), герцог Шартрский, - регент Франции в 1715-23 при малолетнем Людовике XV. Выдвинулся в войнах за Пфальцское наследство и за Испанское наследство. При поддержке парижского парламента добился провозглашения себя регентом Франции вопреки завещанию Людовика XIV. В первые годы регентства восстановил права парламента (в частности, право ремонстрации), отнятые Людовиком XIV. Взамен гос. секретарей, игравших большую роль при Людовике XIV, учредил советы (воен., мор., финансовый и др.), в к-рых преобладала придворная знать. В 1718 отменил ранее сделанные парламенту уступки (а в 1720 парламент был переведен из Парижа в Понтуаз), были ликвидированы советы (кроме морского), восстановлены гос. секретари. Энергичными мерами предупредил попытку новой Фронды (заговор Сельямаре 1718). Безуспешно стремился с помощью "системы" Лоу оздоровить гос. финансы. Во внеш. политике ориентировался на союз с Великобританией.

Лит.: Leclercq, Dom H., Histoire de la Régence, v. 1-3, P., 1921-22; Funck-Brentano F., La Régence, P., 1931; Erlanger P., Le Régent, P., 1960.

A. И. Коробочко. Ленинград.

ФИЛИПП ЭГАЛИТЕ

ФИЛИПП ЭГАЛИТЕ (Philippe Egalité), Луи Филипп Жозеф (13.IV.1747 - 6.XI.1793) - франц. политич. деятель. Представитель младшей линии Бурбонов, герцог Орлеанский. В период Вел. франц. революции был избран в Генеральные штаты 1789 и примкнул к депутатам третьего сословия. Широко использовал различные демагогич. приемы с целью добиться популярности. В 1791 вступил в Якобинский клуб, в 1792 отказался от титула и изменил фамилию на Эгалите (по-французски - равенство). Был избран в Конвент; голосовал за казнь Людовика XVI. После раскрытия измены ген. Дюмурье (к к-рой был причастен сын Ф. Э. Луи Филипп) Ф. Э. был казнен.

"ФИЛИППИН АЙЛЕНДС"

"ФИЛИППИН АЙЛЕНДС" ("Филиппинские острова") - публикация источников по истории Филиппин. "P. A.", издана в 1903-09 в Кливленде (США). Содержит в переводе на англ. язык мат-лы из архивов Испании, Филиппин, США и др. стран, тексты уникальных рукописных и первопечатных книг. Богато представлены источники по социально-экономич. и политич. истории, по междунар. отношениям с 16 в. по нач. 19 в. События сер. и конца 19 в. отражены в "Ф. А." слабее. Публикация снабжена вступит. статьей, подробными комментариями и указателями.

Публ.: The Philippine Islands, ed. by E. Blair and J. Robertson, v. 1-55, Cleveland, 1903-09.

Г. И. Левинсон. Москва.

ФИЛИППИНО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1899-1901

ФИЛИППИНО-АМЕРИКАНСКАЯ ВОЙНА 1899-1901 - см. Американо-филиппинская война 1899-1901.

ФИЛИППИНО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ

ФИЛИППИНО-АМЕРИКАНСКИЕ ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ - см. Американо-филиппинские договоры и соглашения.

ФИЛИППИНСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛИППИНСКАЯ ЛИГА

ФИЛИППИНСКАЯ ЛИГА - патриотич. организация, осн. в Маниле X. Рисалем 3 июля 1892 в целях пропаганды политич. реформ (в частности, путем финансирования издававшейся с 1889 в Испании газ. "La Solidaridad"), содействия нац. капиталу в создании торговых и пром. предприятий, а также для благотворит. помощи малоимущим членам Ф. л. После ареста исп. колониальными властями 6 июля 1892 и высылки Рисаля в Дапитан - отдаленный городок на сев.-вост. побережье о-ва Минданао - в Ф. л. стал назревать раскол. Один из членов Ф. л. - А. Бонифасио создал тайную радикально- демократич. орг-цию Катипунан для подготовки вооруж. свержения исп. гнета. Через несколько месяцев Ф. л. распалась. Консервативная бурж. группа ее б. членов организовала Союз сторонников компромисса, но и он скоро прекратил свое существование.

Лит.: Губер A. A., Филиппинская республика 1898 г. и амер. империализм, 2 изд., М., 1961, с. 79-82; Agoncillo Т., The revolt of the masses. The story of Bonifacio and the Katipunan, Quezon City, 1956.

Г. И. Левинсон. Москва.

ФИЛИППИНСКАЯ НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ 1896-98

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛИППИНЦЫ

ФИЛИППИНЦЫ - группа близкородств. народов (тагалы, висайя, илоканы, биколы, моро, ифугао и др.), составляющих осн. (коренное) население Филиппинских о-вов. Общая числ. - 37 млн. чел. (оценка 1971). Говорят на языках сев. группы индонезийской ветви малайско-полинезийской семьи языков. Многочисл. неолитич. памятники (плечиковые топоры, ступенчатые тесла, нефритовые изделия), сходные с памятниками материковой Ю.-В. Азии, позволяют предположить, что предки Ф. во 2-м тыс. до н. э. проникли на острова, оттеснив и частично ассимилировав более древнее негро-австралоидное население, небольшие остатки к-рого - этнич. группа аэта - сохранились до сих пор. У прибрежных групп Ф. незадолго до начала исп. завоевания возникли феод. гос. образования (15 в.). С 16 в. при исп. колон. господстве эти группы восприняли католичество и подверглись сильному исп. культурному и отчасти языковому влиянию, особенно затронувшему верхние слои общества. В то же время искореняя местные культы, испанцы уничтожили многие элементы местной традиц. культуры - письменные памятники, многие народные увеселения и др. В такой обстановке проходил процесс этнич. консолидации Ф. В то же время горные группы не испытывали исп. влияния и практически оставались на том же уровне, что и до начала образования гос-ва на Филиппинах; они не участвовали в процессе консолидации Ф. К 19 в. на Филиппинах, прежде всего в р-нах, населенных тагалами, сложилась местная буржуазия и интеллигенция, выражавшая общефилиппинские интересы. Возглавленное ими нац.-освободит. движение завершилось нац.-освободит. революцией 1896-98, уничтожившей исп. господство. Но после амер.-филиппинской войны 1899-1901 на Филиппинах был установлен амер. колон. режим. В 1946 Филиппины получили независимость. Для крупнейших народов Филиппин - тагалов, висайя, илоканов, биколов и др. - создались предпосылки для консолидации в единую филиппинскую нацию. Узко местное самосознание все более сменяется сознанием принадлежности к общефилиппинской общности. Постепенная активизация массового демократич. движения на Филиппинах находится в тесной связи с усилением тенденций к нац. консолидации. Ядром общефилиппинской нац. консолидации выступают тагалы. Делаются попытки внедрить в качестве общегос. и общенац. языка созданный на базе тагальского языка лит. язык "пилипино".

Господствующая религия Ф. - католичество, частично - аглипаянство (см. Г. Аглипай). Среди горных народов сохраняются традиционные анималистич. культы, но в последние десятилетия под влиянием миссионеров частично привилось христианство, преим. протестантизм. Население Юга архипелага (народы группы моро) с 14-15 вв. исповедует ислам. Вследствие значит. культурных и отчасти языковых различий от осн. массы христианизированных прибрежных народов, горные народы и моро не вовлекаются в процесс консолидации общефилиппинской нации и оказываются в положении нац. меньшинств.

Лит.: Народы Юго-Восточной Азии, М., 1966 (лит.); Левинсон Г. И.; Филиппинцы вчера и сегодня, М., 1959 Agoncillo T., Alfonso О., A short history of the Filipino people, (Quezon City), 1963; Hayden J. R., The Philippines. A study in the national development, N.-Y., 1945; Keesing F. M., The Philippines. A nation in the making, L., 1937; Pascual R., Social and cultural development in the Philippines, Manila, 1950; Rodriguez E. В., Philippine culture, Manila, 1959.

С. А. Арутюнов. Москва.

ФИЛИППИНЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛИППОВ

Павел Николаевич (1825 - 17.IX.1855) - петрашевец. Из дворян. Студент Петерб. ун-та. Посещал кружки М. В. Петрашевского и С. Ф. Дурова. Был инициатором создания обличительной лит-ры для революц. пропаганды, написал "Десять заповедей", активно участвовал в группе Н. А. Спешнева по устройству тайной типографии, заказав принадлежности для печатного станка. По делу петрашевцев (1849) приговорен к расстрелу, замененному ссылкой в арестантские роты на 4 г. В дек. 1853 отправлен рядовым в линейный батальон в крепость Грозную. Участвовал в штурме Карса, умер от ран.

Лит.: Петрашевцы. Сб. мат-лов, т. 3, М.-Л., 1928; Лейкина-Свирская В. Р., Революц. практика петрашевцев, ИЗ, т. 47, М., 1954.

ФИЛИППОВЦЫ

ФИЛИППОВЦЫ - одно из течений в старообрядчестве в России. Возникло в нач. 18 в. на С. Европ. России в среде черносошного крестьянства; основатель - беглый стрелец Филипп (1672-1742). В 1737 Ф. вышли из Выговской общины поморцев (см. Беспоповщина) и основали скит на р. Умбе в Карелии. Вероучение Ф. сходно с вероучением федосеевцев, но проводится строже. Под давлением правительственных репрессий Ф. были вынуждены применять самосожжение как средство по их убеждениям "соблюдения веры". Отличались фанатической нетерпимостью к другим направлениям раскола. В 1742 скит Ф. был окружен царскими войсками, Филипп и его последователи (70 чел.) приняли "огненное крещение" и погибли. К самосожжению Ф. прибегали и позднее. Во 2-й пол. 18 в. фанатизм Ф. ослабел. Они стали платить подати и выполнять гос. повинности. Принципы вероучения Ф. стали расходиться с их житейской практикой. Из среды Ф. выделяются крайние течения - аароновщина и пастуховщина. Основная масса Ф. жила в Архангельской, Олонецкой и Тверской губ. Немногочисл. общины Ф. существуют в СССР.

Лит.: Загоскин Н., Самосожжигатели. Очерк из истории русского раскола, в кн.: Лит. сб. "Волжского вестника", т. 1, в. 1. 1883, Каз., 1884; Миловидов В. Ф., Старообрядчество в прошлом и настоящем, М., 1969 (см. также лит. к статьям Беспоповщина и Раскол).

А. А. Вершинская. Ленинград.

ФИЛИППЫ

ФИЛИППЫ (Pilippoi) - древний город во Фракии, первоначально греч. колония Крениды. В 4 в. до н. э. был захвачен македон. царем Филиппом II и переименован в Ф. Ок. Ф. в 42 до н. э. произошли решающие бои между армией членов второго триумвирата (М. Антоний, Г. Октавиан) и войсками сторонников рим. республики М. Брута и Г. Кассия, закончившиеся разгромом республиканцев.

"ФИЛИПС"

"ФИЛИПС" ("N. V. Philips Gloeilampen- fabrieken") - крупнейший междунар. электротехнич. концерн, в акц. капитале к-рого участвуют голл. (43%), швейцарская (20%), амер. (17%), франц. (11%), фин. олигархия и монополисты ряда др. стран. Учрежден в 1912 в Нидерландах как преемник основанной в 1891 инж. Г. Филипсом фирмы. Рост "Ф." связан с колон. грабежом Индонезии и с деятельностью концерна во время 1-й мировой войны 1914-18. За 1913-19 "Ф." получил 37 млн. гульденов прибыли и основал филиал в Бельгии. В 1930 он имел филиалы уже в 21 стране. В 1939 управление осн. частью дочерних фирм сконцентрировалось в 2 отделениях - "British Trust" и "The American Trust". Через них "Ф." проводит активную политику слияний и поглощений др. фирм. Накануне и во время 2-й мировой войны 1939-45 "Ф." поддерживал отношения с фаш. Германией и Италией. "Ф." тесно связан с гос. аппаратом Нидерландов. За 1956-71 число стран, в к-рых действуют филиалы "Ф.", увеличилось с 48 до 65, занятость на заводах концерна возросла с 143 до 359 тыс. чел., активы с 2,7 до 19,1 млрд. гульденов, чистая прибыль с 148,1 до 435,1 млн. гульденов.

Лит.: Диканьский М., Шильдкрут В., Междунар. монополии, М., 1966; Барух Ф., Империя магнатов в маленькой стране, пер. с голл., М., 1963.

А. А. Пушкин. Москва.

ФИЛИСТИМЛЯНЕ

ФИЛИСТИМЛЯНЕ (от др.-евр. пелиштим) - народ, поселившийся в 12 в. до н. э. в юго-зап. части Ханаана на вост. побережье Средиземного м. Место поселения Ф. названо в Библии Пелешет, от имени к-рого вся страна Ханаан получила назв. Палестина (греч. Palaistinn). Согласно библ. источникам, Ф. - выходцы из Кафтора (Крита). На егип. изображениях из Мединет-Абу колесницы, корабли и одежда Ф. близки к эгейскому типу. Керамика Ф. 12-11 вв. до н. э. воспроизводит тип микенской керамики 13 в. до н. э. О первоначальном языке Ф. пока достоверных сведений нет. Найденные в 1969 при раскопках Ашдода надписи на печатях с письмом Ф. еще не дешифрованы. Ф. входили в состав т. н. "народов моря", к-рые вторглись в М. Азию и сев. Сирию, разрушили Хеттское царство и Угарит (ок. 1200 до н. э.) и участвовали в нападениях на Египет. Отброшенные Египтом, Ф. вторглись в юж. часть вост. побережья Средиземного м., захватили ряд укрепленных городов и создали союз пяти городов-государств (греч. Пентаполис), в к-рый входили: Газа, Ашдод, Аскалон, Гат и Экрон (последний, по-видимому, был основан Ф.). Каждым городом управлял свой серен, во главе федерации стоял царь г. Гат. Вскоре Ф. восприняли ханаанейский язык и религию. Они принесли в этот р-н культуру железа и стали монополистами в производстве жел. колесниц и оружия. Воен. превосходство Ф. позволило им вторгаться в глубь Ханаана, вплоть до Бет-Шеана (в долине Иордана), и установить там свою гегемонию. Войны иудеев с Ф. (продолжавшиеся вплоть до 7 в. до н. э.) нашли отражение в ист. частях Библии и эпич. сказаниях о борьбе легендарных героев (израильтян Самегара (Шамгар), Самсона (Шимшон), а также филистимлянина Голиафа, с к-рым, по преданию, сражался царь Давид). Решительное поражение Ф. было нанесено в правление Давида (нач. 10 в. до н. э.). В 8 в. до н. э. Ф. были покорены ассир. царем Тиглатпаласаром III, в кон. 7 в. до н. э. - вавилон. царем Навуходоносором II, в кон. 6 в. до н. э. - персами. При Ахеменидах р-н расселения Ф. - Филистея входил в состав пятой сатрапии Персии. Во 2-1 вв. до н. э. города Ф. были завоеваны хасмонейскими царями. Начавшийся со времени походов Александра Македонского и диадохов процесс эллинизации Ф. полностью завершился к нач. н. э.

Лит.: Macalister R., The Philistines. Their history and civilization, L., 1914 (перепечатка, L., 1965); Heurtley W. A., The relationship between Philistine and mycenaean pottery, "The Quarterly of the department of antiquities of Palestine", 1936, v. 5, e. 90-110; Вérard J., Philistins et Préhellènes, "Revue archéologique", 1951, t. 37, sér. 6, s. 129-42; Dothan T., Archaeological reflections on the Philistine problem, "Antiquity and Survival", 1957, v. 2, e. 151-64; Wright G. E., Fresh evidence for the Philistine story, "The Biblical archaeologist", 1966, v. 29, с 70-86; Mitchell T. G., Philistia, в кн.: Archaeology and Old Testament study, ed. by D. Winton Thomas, Oxf., 1969, с 404-427.

И. Д. Амусин. Ленинград.

ФИЛЛИПС

ФИЛЛИПС (Phillips), Уэнделл (29.XI.1811 - 2.II.1884) - обществ. деятель США, один из лидеров революц. крыла аболиционизма. Род. в Бостоне, в богатой семье. Получил юридич. образование в Гарвардском ун-те. Оставив адвокатскую практику, Ф. примкнул в 1837 к движению против рабства негров и стал разъездным агентом, а затем одним из руководителей Американского общества борьбы с рабством (в 1865-70 - президент об-ва). Ф. приобрел широкую известность как выдающийся оратор. В речи в защиту Дж. Брауна в 1859 выступал за вооружение негров и организацию восстания. В 1860 с революц. позиций критиковал Республиканскую партию и А. Линкольна. Зимой 1860-61 имели место неоднократные покушения на жизнь Ф. По словам Ф. Энгельса, Ф. "... сделал больше, чем кто-либо, за исключением Джона Брауна, для уничтожения рабства и успешного ведения гражданской войны" (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 35, с. 143). В период т. н. Реконструкции Юга Ф. предлагал изгнать из страны лидеров мятежников, конфисковать их земли и распределить их среди б. рабов. Вступив в 70-е гг. в ряды рабочего движения, Ф. выдвигал программу ниспровержения системы наемного труда, уничтожения монополий и привилегированных классов, введения 8-часового рабочего дня, ликвидации нищеты. Ф. выступал за политич. деятельность рабочего класса, за его междунар. солидарность, не восприняв, однако, целостной системы взглядов научного социализма. В 1871 выступил в защиту Парижской коммуны. В том же году присоединился к 1-му Интернационалу. В 1881 заявил о сочувствии революц. движению в России.

Соч.: Speeches, lectures and letters, ser. 1-2, Boston-N. Y., 1863-91.

Лит.: Маркс К., Аболиционистские выступления в Америке, К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 15; Захарова М. Н., Народное движение в США против рабства. 1831-1860, М., 1965, с. 75-76, 126, 400-07; Sherwin О., Prophet of liberty. The life and times of W. Phillips, N. Y., 1958; Bartlell J. H., Wendell Phillips, Boston, 1961; Austin G. L., The life and times of Wendell Phillips, Chicago, 1969.

M. Н. Захарова. Москва.

ФИЛОВ

Богдан (28.III.1883 - 1.II.1945) - болг. политич. деятель. В сент. 1938 - февр. 1940 - мин. просвещения. В февр. 1940 - сент. 1943 - глава пр-ва. Вся деятельность Ф. была направлена на вовлечение Болгарии в войну на стороне фаш. Германии. 1 марта 1941 Ф. подписал Венское соглашение о присоединении Болгарии к Берлинскому пакту 1940 (Германии, Италии, Японии), после чего герм. войска вступили в Болгарию. 9 сент. 1943 был назначен чл. регентского Совета. С приходом к власти пр-ва Отечеств. фронта (9 сент. 1944) был арестован. Как виновник вовлечения Болгарии во 2-ю мировую войну против союзных держав приговорен 1 янв. 1945 нар. судом Болгарии к смертной казни.

ФИЛОКРАТОВ МИР

346 до н. э. - заключен в Пелле между макед. царем Филиппом II и Афинами после т. н. Священной войны 355-346, в к-рой Афины и Спарта поддерживали Фокиду, а Филипп II - Фивы, Локриду, Фессалию (см. Священные войны). Назван по имени главы афин. посольства, ведшего переговоры о мире, - секретаря нар. собрания Филократа (Pilokratns). По условиям Ф. м. Афины признавали все завоевания Филиппа II на п-ове Халкидика, лишались всех своих владений во Фракии за исключением Херсонеса Фракийского и вступали в союз с Македонией.

"ФИЛОМАТЫ"

"ФИЛОМАТЫ" (от греч. pilomatns - стремящийся к знанию) - тайная орг-ция студентов Виленского ун-та в 1817-23. Ее основателями были А. Мицкевич, Т. Зан, Ю. Ежовский, Ф. Малевский, Я. Чечот, О. Петрашкевич. Первоначальной целью "Ф." было самообразование, реферирование литературы и т. п. Однако вскоре в центре деятельности "Ф." стала задача подготовки себя к обществ. деятельности, понимаемой как стремление к "общественному благу". Идеология "Ф.", находившихся под сильным влиянием И. Лелевеля, развивалась в русле дворянской революционности: осуждение социальной несправедливости не выражалось в отчетливой программе, а ограничивалось сочувствием народу, высокой оценкой его моральных качеств, интересом к народному быту, фольклору и т. д. Идеи просветительства тесно переплетались у "Ф." с нац.-освободительными стремлениями. Орг-ция "Ф." никогда не была многочисленной, но влияние "Ф." на развитие польского освободит. движения было очень велико, особенно благодаря поэзии А. Мицкевича, проникнутой идеями "Ф.". Для пропаганды своих идей "Ф." основывали дочерние орг-ции - Союз друзей (с 1819), позднее (с 1822) называвшийся филадельфами (от греч. piladelpia - братская любовь), "Лучистые" (1820). Наиболее значительной и известной среди этих орг-ций были "филареты". "Ф." установили контакты с рус. дворянскими революционерами, в частности М. Рукевич был одним из организаторов декабристского "Союза военных друзей" в Литовском корпусе. Произведенные царскими властями в 1823 аресты охватили виднейших "Ф.", высланных в 1824 в глубь России. Следствие не смогло выявить всей деятельности "Ф." и, в частности, руководящей роли "Ф." в студенч. движении.

Лит.: "Archiwum Filomatów", cz. 1, t. 1-5; cz. 2, t. 1-3, Kr., 1913-34; Wybór pism filomatów. Орг. A. Witkowska, wyd. 2, Wr.-Kr., 1959 ("Biblioteka Narodowa", ser. 1, No 77); Pietraszkiewiczówna S., Dzieje filomatów w zarysie, Kr., 1912. См. также лит. при ст. Мицкевич.

И. С. Миллер. Москва.

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ

ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (Pilon oAlexandreus) (ок. 20 до н. э. - ок. 50 н. э.) - античный философ, представитель иудейско-греч. философии. Ф. А. оставил ряд религ.-филос. трактатов, в к-рых стремился установить связи между иудейскими религ. догмами, изложенными в Ветхом завете, и греч. идеалистич. философией. Своим аллегорич. толкованием Библии и учением о "логосе" (греч. logos - слово) оказал сильное влияние на христианскую философию первых веков н. э. Ф. Энгельс охарактеризовал Ф. А. как "настоящего отца христианства" (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 изд., т. 19, с. 307).

Соч.: Works with an Englisch translation, v. 1-10, L.-Camb., 1929-62; suppl. 1-2, L.-Camb., 1953.

Лит.: Лившиц Г. М., Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря, Минск, 1967.

А. Г. Бокщанин. Москва.

ФИЛОПЕМЕН

ФИЛОПЕМЕН (Pilopoimnn) (253-183 до н. э.) - др.-греч. политич. деятель и полководец. Рядовым воином участвовал в 222-221 в войне Ахейского союза со спартан. царем Клеоменом III, прославился в битве при Селласии. В 221-210 жил на Крите, где принимал участие в междоусобных войнах между полисами острова. Основная воен.-политич. деятельность Ф. связана с Ахейским союзом, где, вернувшись с Крита, в 209-208 он занимал должность гиппарха (нач. конницы), а начиная с 207 восемь раз в разное время - должность стратега (до 200 - три раза, а со 193 - пять раз). Проведя ряд воен. реформ, Ф. одержал крупные победы над Спартой, разбив в 206 спартанского тирана Маханида при Мантинее, освободив в 204-203 гг. Мецсену от спартанского тирана Набиса. С 200 по 193 Ф. в качестве военачальника воевал на Крите по приглашению г. Гортины. Вернувшись в 193 на родину и вновь заняв пост стратега, подчинил Ахейскому союзу почти весь Пелопоннес и в 192 включил в его состав и Спарту. Ф. упорно противостоял Риму, борясь за независимость Греции, за что был прозван "последним эллином". Во время войны с отпавшими от Ахейского союза мессенцами, раненый Ф. был взят ими в плен и казнен.

"ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ"

"ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ" - направление в бурж. философии 19-20 вв., рассматривающее все существующее как форму проявления жизни (т. н. изначальная реальность), к-рая, по мнению приверженцев этого направления, не тождественна ни духу, ни материи и может быть постигнута лишь интуитивно. Возникло в 60-70-е гг. 19 в. как своеобразная реакция на методологич. установки позитивизма, отрицавшего за философией право на самостоят. решение проблем бытия. Представители "Ф. ж." (Ф. Ницше, Т. Лессинг, А. Бергсон, В. Дильтей, Г. Зиммель, X. Ортега-и-Гасет, О. Шпенглер и др.) претендовали на создание новой теории познания, основанной на интуиции, к-рая, по их мнению, одна только позволяет проникнуть внутрь познаваемого объекта, чтобы слиться с его индивидуальной, невыразимой в общих понятиях, природой. Интуитивное знание предполагало изначальное тождество субъекта и объекта, в основе к-рого лежит одно и то же жизненное начало.

Т. н. исторический вариант "Ф. ж." акцентировал внимание на культурно-ист. опыте, интерпретируемом как непосредств. внутреннее переживание и проявляющемся в неповторимых уникальных ист. образах. Задача историка т. о. сводилась исключительно к изучению духовной культуры прошлого, прежде всего деятельности отдельных личностей. По существу единственным методом ист. познания признавалось: "понимание" или "вчуствование", т. е. как бы повторное переживание исследователем душевного состояния тех или иных ист. личностей. Все это вело к отрицанию самой возможности объективного ист. знания и законов обществ. развития. Характерный для "Ф. ж." культ аристократически-индивидуального творчества порождал дух элитарности (теории "духовной" и "физической" иерархии) и культ силы. В 20 в. многие принципы "Ф. ж." были заимствованы и развиты экзистенциализмом и персонализмом.

ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИЛОФЕЙ

1

(гг. рожд. и смерти неизв.) - рус. писатель и публицист 1-й пол. 16 в., монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к вел. кн. Василию III и царю Ивану IV, дьяку М. Г. Мисюрю-Мунехину - руководителю великокняж. администрации в Пскове после его присоединения к Рус. гос-ву и др. Предполагают, что Ф. принимал участие в составлении псковского летописного свода 1547. В своих произв. Ф. с иосифлянских позиций (см. Иосифляне) вставал на защиту церк. интересов. В посланиях Ф. нашла наиболее четкое и последовательное изложение теория "Москва - третий Рим", утверждавшая идею преемственности ведущей роли Москвы, Рус. гос-ва в православном христианском мире после утраты ее Римом и Константинополем. Ф. был сторонником присоединения Пскова к Москве.

Лит.: Малинин В., Старец Елеазарова монастыря Филофей и его послания, К., 1901; Лурье Я. С., Идеологическая борьба в русской публицистике кон. 15 - нач. 16 в., М.-Л., 1960; Масленникова H. H., Присоединение Пскова к Русскому централизованному государству, Л., 1955.

H. H. Масленникова. Ленинград.

2

(до пострижения в монахи - Лещинский) (1650-1727) - церк. деятель России. Род. на Украине. Окончил Киевскую духовную академию. В 1702, после посвящения в сан митрополита Сибирского, отправился в Тобольск. Управлял митрополией до 1709, затем в 1717-20. Известен как распространитель христианства среди народов Сибири. Религ.-миссионерская деятельность Ф., проводившаяся крутыми и насильственными мерами, была в то же время тесно связана с просветительской работой и с изучением Сибири. В 1704 Ф. снарядил миссию в Монголию, в 1705 - на Камчатку. Много путешествовал по Сибири. Впервые в сиб. истории открыл духовные школы, где, кроме русских, обучались и дети местных народов.

Лит.: Абрамов H. A., Святитель Филофей, в схиме Федор, просветитель сиб. инородцев, Омск, 1882; Буцинский П. Н., Крещение остяков и вогулов при Петре Великом, X., 1,893.

ФИЛЫ

ФИЛЫ (греч., ед. ч. pyln) - в Др. Греции родоплеменные объединения, позднее преобразованные в терр. округа. Древние родовые Ф. делились на фратрии, состоявшие из родов. Они были средоточением политич., воен. и религ. жизни населения Греции периода родового строя. Власть в Ф. принадлежала нар. собранию, совету старейшин и избираемому филобасилевсу (афин. термин), объединявшему в одном лице религ., судебную и воен. власть. В процессе формирования рабовладельч. гос-в родовые Ф., являвшиеся опорой родовой знати, заменялись территориальными. В Аттике по реформе Клисфена (510-509 до н. э.) вместо 4 родовых Ф. было создано 10 территориальных, каждая из к-рых состояла из 3 частей (триттий), взятых по одной из 3 выделенных также по терр. признаку областей. Терр. Ф. в Аттике стали опорой демократич. гос. устройства.

ФИЛЭЛЛИНЫ

ФИЛЭЛЛИНЫ (греч. pilellnn, букв. - друг грека) - в широком смысле - представители общественности Европы и Америки, сочувствовавшие или в той или иной форме помогавшие борьбе Греции за освобождение от тур. ига в кон. 18 - нач. 19 вв.; в узком смысле - иностранцы, непосредственные участники греч. нац.-освободит. революции 1821-29. Среди тысяч добровольцев, прибывших в Грецию из мн. стран, были серб., болг. и черногорские воины, польск. революционеры, итал. карбонарии, англ. поэт Дж. Байрон, рус. добровольцы (Н. Райко, А. Протопопов и др.).

ФИНАНСОВАЯ ОЛИГАРХИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСОВЫЕ РЕФОРМЫ

60-х гг. 19 в. в России - бурж. реформы, заключавшиеся в установлении гласности бюджета, преобразовании финанс. контроля, изменении налоговой системы, введении бюджетного и кассового единства и т. п. Инициатором большинства реформ, проводившихся при мин. финансов А. М. Княжевиче (1858-62) и М. X. Рейтерне (1862-78), был чиновник гос. контроля В. А. Татаринов (1863-71 - гос. контролер). 22 мая 1862 были введены "Правила о составлении, рассмотрении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений". Все ведомства должны были составлять ежегодно сметы по установленной форме и с подробными указаниями отд. статей и параграфов расходов (ранее в гос. росписи указывалась лишь общая сумма расходов и доходов). Общая подробная роспись бюджета гос-ва составлялась мин-вом финансов, затем утверждалась Государственным советом и императором, после чего становилась законом. Вводилось единство кассы: все гос. доходы сосредоточивались в кассах Гос. казначейства мин-ва финансов. Из них в соответствии с бюджетными сметами и кассовыми расписаниями производились расходы. Это единство касс было введено в 1864-68. С проведением этой реформы возросло значение финанс. гос. контроля, к-рый ежегодно проверял законность проекта росписи доходов и расходов до его рассмотрения в Гос. совете. С 1862 бюджет стал гласным и гос. роспись стала публиковаться. Гос. контроль ежегодно представлял Гос. совету отчет об исполнении финанс. сметы за прошлый год. С 1 янв. 1865 были созданы местные органы Гос. контроля - контрольные палаты. В нач. 60-х гг. были отменены винные откупа. С 1 янв. 1863 начал вводиться (завершено к 1887) акцизный сбор на произ-во спиртных напитков, а в 1866 - акциз на табак. Для взимания акциза были созданы губ. и окружные акцизные управления. Департамент разных податей и сборов мин-ва финансов был разделен (в мае 1863) на департаменты неокладных сборов (косвенные налоги) и окладных сборов (прямые налоги). Частью финанс. реформ было учреждение Государственного банка России (31 мая 1860) и образование (2 авг. 1862) в мин-ве финансов Главного выкупного учреждения для проведения выкупной операции.

Ф. р., как все проводившиеся царизмом в 60-е гг. бурж. реформы, были непоследовательны и сохранили немало от дореформенных порядков. Так, в системе прямых налогов сохранялся до 1883 и осн. налог рус. феод. гос-ва - подушная подать; ревизия Гос. контроля распространялась не на все ведомства и т. д. Не была реализована денежная реформа 1862. Предусмотренный ею размен бумажных денег на золото и серебро пришлось прекратить 5 дек. 1863 из-за недостатка металлич. фонда. Созданная Ф. р. система сохранялась с нек-рыми изменениями (в 80-90-х гг. и 1906) до 1917.

Лит.: 2 ПСЗ, т. 37, СПБ, 1865, No 38309; Сабуров П., Мат-лы для истории рус. финансов. 1866-1897, СПБ, 1899; Министерство финансов. 1802-1902, ч. 1-2, СПБ, 1902; Коняев A., Финансовый контроль в дореволюционной России, М., 1959; Погребинский А. П., Финансовая реформа нач. 60-х гг. XIX в. в России, "ВИ", 1951, No 10; его же, Очерки истории финансов дореволюционной России (XIX-XX вв.), М., 1954.

Н. П. Ерошкин. Москва.

ФИНАНСЫ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНАНСЫ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ И В СССР

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНДЕР

ФИНДЕР (Finder), Павел (19.IX.1904 - 26.VII.1944) (парт. псевд. - Поль Рено, Ришард, Мровец, Павел) - деятель польск. рабочего движения. В 1922 после окончания гимназии выехал на учебу в Вену, где принял участие в революц. движении и вступил в компартию Австрии. С 1924 продолжал учебу в вузах Франции - сначала в Мюлузе, где получил диплом инженера-химика, а затем в Париже (в Сорбонне работал под рук. Ф. Жолио-Кюри), был активистом франц. компартии. В 1928 выслан из Франции за коммунистич. деятельность. Вернувшись в Польшу, посвятил себя нелегальной парт. работе. Был секретарем окружных комитетов КПП в Силезии, Лодзи, Варшаве, в Домбровском угольном бассейне. В 1933 стал чл. секретариата ЦК КПП. Неоднократно арестовывался. В 1934 был приговорен к 12 годам тюремного заключения. Вышел из тюрьмы в Равиче в начале сент. 1939 вместе с М. Бучеком, М. Новотко, А. Лямпе и перешел на терр. СССР. В ночь с 27 на 28 дек. 1941 был переброшен в Польшу вместе с М. Новотко и др. членами Инициативной группы польск. коммунистов (создана в 1941). Участвовал в организации Польской рабочей партии (создана в 1942). В 1942 был чл. "тройки" врем. руководства ППР, затем чл. ЦК и центр. редакции, секретарем варшавской орг-ции ППР. После смерти М. Новотко (28 нояб. 1942) был избран ген. секретарем ППР. Ф. - соавтор программной декларации ППР "За что мы боремся?" (опубл. 1 марта 1943). 14 нояб. 1943 был арестован гестапо. После пыток расстрелян.

Лит.: Historia polskiego ruchu robotniczego. 1864-1964, t. 1-2, Warsz., 1967.

A. Н. Орешкин. Москва.

ФИНИКИЙСКАЯ КУЛЬТУРА

ФИНИКИЙСКАЯ КУЛЬТУРА - культура, созданная финикийцами в 4-1-м тыс. до н. э. на терр. Финикии и ее колоний. Ф. к. испытала значительное воздействие егип., ассиро-вавилонской, хеттской, эгейской и греч. культур. Важнейшим достижением финикийцев явилось изобретение финикийского консонантного письма во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э., от к-рого ведут происхождение почти все последующие буквенно-звуковые системы письма. Предполагают, что финикийское письмо возникло либо из т. н. библского "псевдоиероглифического", по-видимому, слогового письма, пока не расшифрованного, либо из протосинайского письма и его ранних палестинских вариантов.

Древнейшими памятниками финик. лит-ры являются мифологич. тексты из Угарита, надписи финик. царей (Ахирама и Иехимилька из Библа, Эшмуназара Сидонского и др.). Собственно финикийские литературные и ист. произв. до нас не дошли, однако в соч. поздних писателей имеются ссылки, напр., на труды финикийца Санхониатона (до сих пор не установлено, существовал ли он в действительности). В период эллинизма и рим. господства в Финикии была развитая лит-ра на греч. языке: по космогонии, по теогонии, ист. повествования Менандра, Дия (2-1 вв. до н. э.), Феодота (1 в. н. э.), Филона Библского (1-2 вв. н. э.) и др. Эти авторы ссылаются на "Тирские хроники" и др. собственно финик. произведения. Из финик. лит-ры, развивавшейся в Сев. Африке, известны (помимо пунийской ист. традиции, дошедшей до нас в изложении антич. авторов Диодора, Юстина, Саллюстия) соч. флотоводцев Ганнона и Гимилькона об их плаваниях в Атлантич. ок. и труды Магона, посв. рациональному ведению с. х-ва. Значит. роль играла и финикийская наука, в особенности астрономия и географич. исследования. В кон. 7 в. до н. э. финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки; аналогичное плавание предпринял в 7-6 вв. до н. э. карфагенянин Ганнон; Гимилькон первым совершил плавание к Британским о-вам.

Финикийцы внесли значит. вклад в развитие антич. философии. Финик. философ Мох считался одним из основоположников атомистич. учения. Карфагенянин Гасдрубал, принявший в Греции имя Клитомаха сына Диогнета, в последней четв. 2 в. до н. э. стал руководителем Академии в Афинах. Существовала у финикийцев и подробно разработанная, видимо, в период эллинизма грамматич. теория. Финик. города с древнейших времен были центрами высокоразвитого ремесленного произ-ва. Особое значение имели добыча пурпура и изготовление пурпурной шерсти, литье и чеканка металла, произ-во стекла, кораблестроение (были изобретены спец. типы судов дальнего и ближнего плавания). Произв. прикладного иск-ва, статуэтки, отлитые из металла, изделия из слоновой кости, ожерелья, серьги отличаются изяществом и тонкой отделкой. На роспись керамики во 2-й пол. 2-го тыс. до н. э. оказало значит. влияние иск-во стран Эгейского м.

Под непосредств. влиянием финикийцев развивались лит-ра и др. отрасли культуры народов Сирии, Палестины и М. Азии. Древние греки возводили свою науку к древневосточной, в т. ч. и к финикийской.

Лит.: Тураев Б. A., Очерк истории изучения финикийской древности, "Историческое обозрение", 1893, т. 6; его же, Остатки финикийской литературы, СПБ, 1903; Шифман И. Ш., Возникновение Карфагенской державы, М.-Л., 1963; Dunand M., Byblia grammata, Beyrouth, 1945; Contenau G., La civilisation phénicienne, P., 1949; Dussaud R., L'art phénicien du IIe millénaire, P., 1949; Friedrich I., Phönizisch punische Grammatik, Roma, 1951.

И. Ш. Шифман. Ленинград.

ФИНИКИЙСКАЯ РЕЛИГИЯ И МИФОЛОГИЯ

Трудность изучения финик. религии состоит в недостатке источников, а также в том, что имена финик. богов обычно были табуированы (т. е. их нельзя было произносить) и поэтому наши знания о пантеоне финикийцев неточны. Известно, что верховный бог финикийцев назывался Эл (бог), его супруга - Элат (богиня) или Ашерат (дух моря). Остальные боги - цари (малк) или хозяева (баал), в т. ч. владыка севера - Баалцафон, хозяин неба - Баалшамем, бог солнца (хозяин жара) - Баалхаммон, а также владыки отд. местностей, рек и т. п. У финик. городов имелись боги-покровители: у Тира - Мелькарт ("царь города"), у Сидона - Эшмун (видимо, бог врачевания), у Берита - Великая хозяйка Берита, у Библа - богиня любви и плодородия Аштарта (Астарта), являвшаяся также одним из важнейших общефиник. божеств. В Финикии особенно были распространены культы богов плодородия. Почитались бог земледелия Дагон и бог огня, пламени и чумы Решеф.

В Угарите обнаружены записи древнейших мифов, в т. ч. о гибели и воскрешении Баала - бога земледелия и плодоносного дождя, к-рый борется с богом смерти Мотом и при помощи своей сестры - воительницы Анат побеждает его. Др. земледельч. культ бога Адониса (финик. "адон" или "адун" - господь) связан с мифом о боге, родившемся из пшеничного зерна, умершем и после смерти попавшем в подземное царство. Его освобождает богиня плодородия.

При храмах, представлявших собой открытую площадку, в центре к-рой находился алтарь, существовали многочисл. коллегии жрецов. Наряду с обычными жертвоприношениями (скота и продуктов земледелия) в исключительно важных случаях (при важных политич. событиях, при закладке стен города, в момент смертельной опасности и т. п.) верующие приносили в жертву своих малолетних детей.

Лит.: Clemen К., Die phönikische Religion nach Philo von Byblos, Lpz., 1939; Contenau G., La civilisation phénicienne, P., 1949.

И. Ш. Шифман. Ленинград.

ФИНИКИЯ

Статья большая, находится на отдельной странице.

ФИНЛЕЙ

ФИНЛЕЙ (Finlay), Джордж (12.XII.1799 - 26.I.1875) - англ. историк, филэллин. В 1823 уехал в Грецию, где близко сошелся с Дж. Байроном, участвовал в нац.-освободит. войне греч. народа против тур. ига. После создания независимого греч. гос-ва (1830), поселившись в Греции, стал изучать историю греч. народа. Плодом многолетних изысканий явились его работы, освещавшие историю Греции в разные периоды ее существования. Переработанные, они были объединены в единое обширное произв. "История Греции от завоевания ее римлянами по настоящее время (146 до н. э. - 1864)" ("A history of Greece, from its conquest by the Romans to the present time, В. С 146 to A. D. 1864", v. 1-7, Oxf., 1877). Труд Ф. был значит. явлением в историографии Византии. Написанный с сочувственных к греч. народу позиций, содержащий богатый фактич. материал (в частности, по социально-экономич. отношениям, культуре, быту Византии), он привлек к себе внимание и усилил в европ. странах общий интерес к греч. народу и его истории.

Соч. в рус. пер.: Греция под рим. владычеством со времени завоевания римлянами до падения их на Востоке 146 г. до р. х. - 717 г. по р. х., M., 1877; История Визант. и Греч. империи с 716 по 1453, ч. 1-2, М., 1878.

З. В. Удальцова. Москва.

Предыдущая страница Следующая страница